Этнология (работа 2)
,2.,3. Этносы возникали вместе с развитием человеческих групп. Каждой эпохе присущи свои этносы (объекты нашего изучения). В России преобл. теоретич. взгляды на этн. общности, как на реальные объекты. На их счёт нет единой концепции: Вавилонская башня; концепция Гегеля об «абсолютной идее», проявляющей «историч. народ»; т. Гумилёва и Широкогорова в традиции соц. дарвинизма – пассионарный толчок – рождение этноса (вне Земли) за счёт пассионариев на 1500 с рядом фаз развития; наиболее распр. – дуалистич. (этнические свойства, этнич. Элементы – составляющие); информ. концепция Чебоксарова – генераторы, рецепиетнты, пучки в этносе. Если этнос – компонентная социальная система, историч. возникшая, то компоненты: расселение этноса, его воспроизводство и демография, производственно-экономическая деятельность, система соц. отношений и институтов, язык, речь, культура, стереотипные обычаи, привычки, обряды, психология восприятия своего этноса и общей картины мира, система личностного контактирования.
Этнология изучает: возникновен. этносов, эволюцию этносов, совр. жизнь и перспективы. Также она изучает: расселение народов, соц. классы, группы, демографию, субэтносы (этнические – с групповым самосозн. и этнографические), культуру, хозяйство, экономику, обряды, обычаи, нравы, верования, язык, самосознание, политологию межэтн. отношений.
Ф-ии этнологии: научно-познавательная и самопознавательн. для каждого этноса.
Ещё раз ко 2. Отчеч. этнология. Учёные Анучин (*комплексный метод исследования), Богораз, Иохельсон, Штернберг исследовали и отдельные народы и этн. теорию. Практики – Миклухо-Маклай, Пржевальский, Потанин. Силна т. эволюционизма. Марксисты – Зибер (производств. отношения в доклассовом обществе), Ковалевский. Для Росси характерен гуманизм. Советская этнология получила собств. школу – Богораз, Преображенский, Толстов, Куфтин, Руденко, Токарева. Разработка т. Хоз-культ типа.
Бернье в 17в. употребил термин «раса». Основные и второго порядка. Сложились из одного вида? в эпоху неоантропа (40-16 тыс). Расы: негроидные (негры, негриллы, бушмены, смешанные (эфиопы, жителы Судана, мулаты)); европеоидные (северные, южные, смешанные (америк. метисы, смешанные группы Сибири)); монголоидные (корен. американцы, монголоиды, эскимосы, палеоазиаты, тихоокеанцы, смешанные (южные монголоиды, японц, индонезийцы)); австралоидные (веддоиды, австралийцы, айны, папуасы, меланезийцы, негритосы, смешанные (малагасийцы, полинезийцы, микронезийцы, гавайцы)). Признаки
Лингвистический – анализ грамматики, лексики, фонетики. Связь - по принципу генетического родства. Ностратическая т.
Индоевропейская: славянская (восточно, западно, южно) балтийская германская кельтская романская албанская греческая армянская иранская нуристанская, индоарийская.
Картвельская
Дравидская: южная, центральная, северо-восточная, северо-западная.
Уральско-юкагирская: финно-угорская, самодийская, юкагирская.
Алтайская: тюркская, монгольская, тунгусо-манчжурская.
Корейская
Японская
Эскимосско-алеутская
Афразийская: семитская, берберская, чадская, кушитская
Нигер-кордофанская: манде, нигер-конго (центральная, западно-атлантическая), кордофанская.
Нило-сахарская: восточно-суданская, центральносуданкая, берта, кунама, сахарская, сонган, фур, комуз.
Койсанская: южноафриканская, сандаве, хадза.
Северо-кавказская: абхазо-адыгейская, нахско-дагестанская.
Сино-тибетская: китайская, тибето-бирманская, качинская, бодо-гаро, миджу, дигаро, мири, дхимал, лекча, восточно-гималайская, невари, гурунт, западногималайская
Австроазиатская: мон-кхмерская, аслийская, никобарская, кхаси, мунда.
Мяо-яо
Кадаи: тайская, кам-суйская, онг-бе, ли, лаккья, гэлао.
Австронезийская: западно, центрально, восточно австронезийские, мела, микро, полинезийские.
Андаманская
Трансновогвинейская
Сепик-Раму
Торричелли
Западнопапуасская.
Восточнопапуасская
Северо-американская
Центрально-амриканская,
Андская
Экваториально-туканоанская
Чибча-паэс
Же-пано-карибская
Австралийская
Чукотско-камчатская
Христианство (34%): правосл, катол, протеста (англик, лют, реформ, присв, конгрегационализм), монофизитство (армяне, эфиопы), несторианство (ассирийцы). Ислам (18%) 8 век: сунизм (большинство), шиизм – признают суру только частями (отдел Корана), хариджизм (Оман)- аскеты. Буддизм (6%) 5-6вв.: Махояна, Хинояна.
Одними из первых высказали идеи – Толстов, Левин, потом – Чебоксаров. Это комплексы хозяйства и культуры, исторически сложившиеся у разных народов, близких по социально-экономическому развитию и обитающих в сходных условиях среды. Формировались в палеолит. ХКТ – составная часть любого способа производства.
Присваивающий. (Архично первобытно присваивающий сп. пр-ва) Орудия из кости, рога, дерева, камня, раковин, холодного металла. Бродячая охота и собирательство тропиков; специализированная охота и собирательство тропиков; охота, рыболовство и собирательство тропиков; пешая таёжная охота; арктическая охота на морского зверя; прибрежное рыболовство и собирательство; оленная охота; охота, рыболовство, собирательство с зачаткми земеледелия и животноводства.
Производящий (ранний) (Первобытно-производящий сп. пр-ва). 10 тыс. в первичных центрах (Вавилов). Комплексное хозяйство ранних земледельцев субтропиков; земледелие и животноводство умеренного пояса; Оленеводство тайги и тундры; ручное земледелие тропиков.
Производящий (развитый). Пастушеское скотоводство и земледелие (патриархально пастушеский с.п.); кочевое и полукочевое скотоводство (номадный с.п.); Традиционное земледелие и животноводство предгосударственных обществ Африки (Африканский с.п.); Земледелие и животноводство лесной и лесостепной зоны Европы (варварский с.п.).
Производящий (интенсивный). Плужное и ручное земледелие древних цивилизаций субтропиков и тропиков Северной Африки, Западной, Южной, Юго-восточной и Восточной Азии, Центральной и Южной Америки («Азиатский» с.п.); плужное земледелие Древней Греции и Рима (рабовладельческий с.п.); плужное земледелие средней полосы; Средневековое ручное и плужное земледелие в гос-вах Азии и Африки; Средневековый ремесленно-торговый, городской (Феодальный с.п.).
Это районы, в которых вследствие длительного обитания разных народов на одной территории, в результате взаимных влияний, общности исторических судеб, возникла определённая культурная общность. Её границы не постоянны, но они реальны в опр. момент. выделить эту область можно по общим хоз, культурно-бытовым чертам. Это условность, лишь приём классификации.
В нач 20в. – движение функционалистов в этнологии. Но возможна ли практика? В состоянии ли общество воздействовать на процессы в и между этносами? Да, возможно, но сложны из-за отсутствия аппарата и полностью достоверной информации. Теоретико-методологические возможности этнол. недооценивают. Схема такова: знание тенденции «работы» этносов можно создавать оптимальные условия для её протекания.
Мултанское дело (кон19в.) о удмуртских жертвоприношениях.
В 20-30-е годы – улучшение положения колониальных народов – приобщение народов севера и Сибири к гигиене, письменности, искоренение кровной мести на Сев. Кавказе.
Задачи: деятельность по преодолению межэтнических конфликтов и противоречий; обнаружение потенциальных; проектирование программ кросс культурного обмена и взаимодействия; этнозащитные предприятия от технико-экономических программ; распр. этнол. знаний.
Этнологический источник – любой объект, кот. можно использовать для извл. информации. Это материальные предметы культуры (артефакты) и отражение сторон этнического объекта (предания и мемораты) – чаще рисунки и записи, устные рассказы, кадры. Сначала надо проверить источник. Также существуют классические письменные повествовательные источники; сведения, получаемые в экспедициях, где помимо визуальной инф, учёный получает верхн. пункты. Для крупных исследований используются все средства и многие побочные науки. Анализ – на ЭВМ.
Кювье, Ламарк, Дарвин, Гексли, Геккель создали её и заложили основы антропологии и учения о первобытном обществе. Она положена в основу изучения народов не Европы, что позволило создать Этнографию, как науку. Быстро вошла в моду, из-за политической ситуации и требования знаний о колонизированных народах. Классики: Бастиан, Бахофен, Тейлор, Морган, Леббок, Фрезер, Харузинг. Решались проблемы истории семьи, религии, соцявлений. Бастиан - система «элементарных и народных» идей, необходимость связи этнологии с историей. Бахофен – материнское право. Тейлор, Фрезер – история религии, семейно-брачных отношений.
Кон. 19- нач. 20вв. – концепция культурной диффузии. Главные факторы развития культуры связаны с заимствованием, переносом, смешением её элементов. Стремление заменить понятие развития культуры механистическими принципами её изменения посредством диффузии. Отрицание всемирно-исторических законов с заменой единичности явлений. Это рассмотрение культуры в отрыве от живых людей, от этноса. Ратцель (поставил вопрос об этногенезе), Фробениус – мистик и идеалист – «душа культуры», её одушевление. Гребнер – «культурные круги». Шмидт
На его формирование повлияли философские идеи о непознаваемости ист. процесса. Турнвальд. Но преобладало в Англии – Малиновский. Задачи этн. – изучение взаимосвязи и взаимообусловленности ф-ии культурных явлений. Единая и функциональная структура к-ры
С 1869г. занимается антропологич. и этнологич. иссед. Думал, что расовые и культурные признаки формируются под влиянием природы и социума. Для доказательства – в океанию при содействии гео общества на «Витязе». Посетил Новую Гвинею, Филиппины, Индонезию, Малакку, Зап Микронезию, Сев. Меланезию. Поселился в Австралии. Изучал племена, общался с аборигенами.
Поставил вопрос о родстве рас. Доказал принадлежность папуасов к Homo. Открыл их земледелие и опроверг мнение о необх. предшествия ему скотоводства. Призывы к гуманности.
Основная часть населения – этнофоры крупных этносов. Урбанизация породила приток иноземного населения и смешение. Стремление крупных государств к унификации культуры. Экзогамные браки – (20-25% - норма). НТр. Общая напряжённость ситуации в социоэтносфере. Одни считают межэтн. конфликты спонтанными, другие социально и политически основанными. Истина – посередине. Классиф: конфликт психологических стереотипов; идеологической концепции; политических институтов. Движения: автономистические, сепаратистские, ирредентизм, этноэгалитаристские, антииммигрантские,
Многочисленны и разнообразны. Основные – исторический и структурно-функциональный. Исторический – зарождение, становление, развитие и перспективы объекта. С-ф – выявление значения культурного элемента или социального института в жизни народа. Сторонники против историзма в этнол. Системный метод - ещё один – расчленяет этнос на компоненты и анализирует их, интегрируя два предыдущих. Сложности – мнение об относительности этих методов и важности интуитивного вживания, ведь познание этноса идёт через субъективное взаимодействие между ним и познающим. Нижний уровень - прикладные методы поиска и сбора. Экспедиции – маршрутные и стационарные.