Тара и тарные операции в торговле

Министерство образования Российской Федерации

Московский государственный профессионально-педагогический колледж

Специальность: 0608 Группа: К-461

Курсовой проект

по предмету: «Организация и технология коммерческой деятельности».

Тема: «Тара и тарные операции в торговле».

Выполнил: Иванов Василий Николаевич

(фамилия и инициалы студента)

Проверила: Кухтенкова Юлия Александровна _

(фамилия, инициалы подпись)

Защитил с оценкой «____»

Москва 2001 г.

План:

1. Введение 3

2. Роль упаковки и тары в торгово-технологическом процессе 4

2.1.Классификация и характеристика основных видов тар 4

3. Стандартизация, унификация тары и качество тары 10

4. Практическая часть

4.1. Организация оборота тары в торговле 14

Заключение 16

Библиография 17

1. ВВЕДЕНИЕ

Я выбрал эту тему для выполнения своего курсового проекта, так как данная тема вызвала у меня наибольший интерес, чем другие, ее актуальность на сегодняшней день просматривалась даже в названии. Тара (упаковка) есть неотъемлемая часть любого товара. В данном курсовом проекте я постараюсь наиболее ярко выразить основные аспекты и проблемы, с которыми сталкиваются предприятия в своих нелегких трудовых буднях.

2. РОЛЬ УПАКОВКИ И ТАРЫ В ТОРГОВО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ

Перемещение большинства товаров из сферы производст­ва в сферу потребления невозможно без упаковки.

Упаковка — это средство или комплекс средств, ко­торые обеспечивают защиту товаров от повреждений и по­терь, а окружающей среды от загрязнений.

Основным элементом упаковки является тара. Она пред­ставляет собой изделие для размещения товара. Отдельные виды тары участвуют в процессе обращения не только вместе с товаром, но и без него.

Элемент упаковки, который в комплексе с тарой или без нее выполняет функцию упаковки, называется вспомогатель­ным упаковочным средством.

Упаковка играет важную роль в торгово-технологическом процессе, так как ее применение позволяет:

    • защитить окружающую среду от вредного воздействия не­которых товаров;

    • защитить товары от влияния других товаров и внешней среды;

    • обеспечить сохранность количества и качества товаров;

    • упростить выполнение погрузочно-разгрузочных операций;

    • эффективно использовать транспортные средства при пе­ревозках грузов;

    • упростить количественный учет товаров;

    • эффективно использовать емкость складских помещений;

    • донести коммерческую информацию до потребителя това­ра.

Таким образом, применение упаковки во многом способствует рациональной организации процесса товарного обраще­ния, то есть транспортирования, хранения и продажи това­ров.

Процесс розничной продажи заметно ускоряется, если предлагаемые покупателю товары упакованы в мелкую, соот­ветствующую запросам потребителей, тару. При этом возрас­тает производительность труда работников торговли, повы­шается уровень культуры торгового обслуживания, улучша­ются показатели работы торгового предприятия.

Тара, применяемая в торговле, должна отвечать ряду требований (экономическим, техническим, санитарно-гигиеническим, эстетическим).

Она должна быть недорогой в изготовлении. При перевоз­ках товаров и порожней тары обеспечить экономию средств можно за счет применения портативной тары, а также тары, обладающей низким коэффициентом собственной массы (от­ношение массы к объему).

Обязательным является соответствие материала, из которого изготовлена тара, физико-химическим свойствам помещаемых в нее товаров. Конструкция тары должна быть проч­ной и служить гарантией сохранности товаров при перевозке и хранении.

Необходимо, чтобы тара отвечала эстетическим потребно­стям человека. Она должна гармонично сочетаться с товаром, воздействовать на покупателя, стимулируя его решение о по­купке.

2.1. классификация и характеристика основных видов тары

Для упаковки товаров используется разнообразная тар. Это обусловлено физико-химическими свойствами товаров, также применением различных упаковочных материалов (т есть материалов, из которых изготавливается тара и упаковка)!

Классифицируют тару по следующим основным признакам:

функции в процессе товарного обращения;

кратность использования;

принадлежность;

назначение;

метод изготовления;

конструктивные особенности;

прочность;

устойчивость к внешним воздействиям;

материал изготовления.

По выполняемым в процессе товарного обращения функ­циям тару подразделяют на транспортную, потребительскую и тару-оборудование.

Транспортная тара применяется для транспорти­рования и хранения товаров. Она образует самостоятельную транспортную единицу.

Потребительская тара поступает к потребителю с товаром и не выполняет функцию транспортной тары. К ней относятся флаконы, бутылки, банки, тубы, стаканчики, паке­ты, коробки и т. п. Их стоимость включается в цену товара и оплачивается конечным покупателем. К потребительской таре предъявляются повышенные эстетические требования, она должна привлекать внимание покупателя, а также содержать информацию об изготовителе, количестве, потребительских свойствах и правилах использования товара, создавать това­ру рекламу.

Разновидностями потребительской тары являются пода­рочная и порционная. Художественно-конструкторское ис­полнение подарочной тары подчеркивает назначение товара как подарка или сувенира. Порционная тара обеспечивает использование размещенного в ней товара заданными доза­ми. Разовая порционная тара, товар в которой зафиксирован в определенном положении, а его извлечение происходит продавливанием или разрывом, называется контурной.

Тара-оборудование представляет собой изделие, предназначенное для укладывания, транспортирования, вре­менного хранения и продажи из него товаров.

В зависимости от кратности использования тара делится на разовую, возвратную и многооборотную.

Разовая тара предназначена для однократного ис­пользования при поставках товаров. К ней относится боль­шинство видов потребительской тары, а также подлежащая утилизации после использования транспортная тара.

Возвратной является тара, бывшая в употреблении, используемая повторно.

Многооборотная тара предназначена для многократного ее использования при поставках товаров, а потому, как правило, подлежит обязательному возврату поставщику.

В зависимости от принадлежности следует различать тару общего пользования и инвентарную. Инвентарной является многооборотная тара, принадлежащая конкретному предпри­ятию и подлежащая возврату данному предприятию.

По назначению тару делят на универсальную, при­меняемую для затаривания различных товаров, и специа­лизированную — только для определенных товаров.

По методам изготовления различают бондарную, клееную, штампованную, литую, сварную и другую тару.

По конструктивным особенностям тару подразделяют на неразборную, разборную, складную, разборно-складную, за­крытую, открытую, а также штабелируемую.

Неразборная тара состоит из неразборных непод­вижно соединенных частей.

Конструкция разборной тары позволяет разобрать ее на отдельные части и вновь собрать, соединив сочленяю­щиеся элементы.

Конструкция и свойства складной тары позволяют сложить ее без нарушения сочленения элементов и вновь придать таре первоначальную форму.

Разборно-складная тара сочетает в себе конст­руктивные особенности разборной и складной тары.

Если конструкция тары предусматривает применение крышки или другого затвора, то такая тара называется закрытой. Тара, применяемая без крышки или другого вида затвора, относится к открытой.

Штабелируемой называется тара, конструкция и свойства которой позволяют укладывать ее в устойчивый штабель.

По степени прочности тара бывает жесткой (деревянные и полимерные ящики, бочки), полужесткой (картонные ящики, полимерные тубы), мягкой (мешки, пакеты), а также хрупкой (различные виды стеклянной тары).

В зависимости от устойчивости к внешним воздействиям тара бывает пыле-, свето-, жиро-, газо-, паро- и влагонепро­ницаемой.

По материалу изготовления тару подразделяют на дере­вянную, картонную, бумажную, текстильную, металлическую, стеклянную, керамическую, полимерную и комбинирован­ную.

Деревянная тара получила наибольшее распро­странение в обращении. Жесткая, способная выдерживать механическое воздействие, она хорошо защищает товары при транспортировании. Однако деревянная тара обладает высо­ким коэффициентом собственной массы, что увеличивает стоимость перевозки в ней товаров. К этой группе тары отно­сят ящики, бочки и корзины.

Ящики представляют собой транспортную тару, корпус ко­торой образован прямоугольным дном, двумя торцовыми и боковыми стенками, с крышкой или без нее. Они бывают до­щатые (изготовленные из пиломатериалов заданных разме­ров), тонкостенные дощатые (из тонких, толщиной не более 10 мм, дощечек), фанерные (из фанеры с планками из пило­материалов), древесноволокнистые (из древесноволокнистой плиты с планками из пиломатериалов) и комбинированные.

Кроме того, деревянные ящики различают:

по назначению (универсальные и специализированные, например, фанерные ящики для чая);

по конструкции (разборно-складные и неразборные);

по способу соединения деталей (плотные и решетчатые);

по виду крепления деталей (проволочными скобами, гвоз­дями и др.);

по размерам (устанавливаются стандартами, исходя из га­баритных размеров и массы упаковываемого груза, которая может достигать 20000 кг) и другим признакам.

Разновидностью деревянных ящиков являются лотки, представляющие собой ящик, высота которого не превышает 110мм.

Деревянные бочки, как и ящики, относятся к транспортной таре. Корпус бочки имеет цилиндрическую или параболиче­скую форму. Он состоит из стянутых металлическими или де­ревянными обручами клепок (специально обработанных дета­лей), образующих остов. На внутренней поверхности остова имеется уторный паз — углубление по длине окружности, предназначенное для вставки дна. В месте соединения кор­пуса бочки с дном располагается уторный обруч, в той части бочки, которая имеет наибольший диаметр — пуковый, а ме­жду ними — шейный.

Клепки бочек могут быть изготовлены из пиленой или коло-j той древесины или многослойного шпона (для фанерно-штампованных бочек).

В зависимости от назначения деревянные бочки делят на сухотарные и заливные. Сухотарные бочки предна­значены для хранения и перевозки сухих молочных продук­тов, яичного порошка, охлажденной рыбы, сухой краски и др. В заливные бочки затаривают тузлучные продукты, плодоовощные продукты с рассолом, пиво, вина, соки и дру­гие жидкие продукты, а также пищевые жиры, заморожен­ные плоды и ягоды и т. п. В этих бочках обычно высверлива­ют одно или два наливных отверстия, которые закупоривают пробками.

Вместимость бочек может быть различной. Например, боч­ки для коньяка, вин, соков и морсов имеют вместимость от 50 до 600 дм3, для пива — 50 и 100 дм3. Для большинства других товаров изготавливают деревянные бочки вместимо­стью от 5 до 250 дм3.

Наряду с бочками для затаривания сыпучих и пастообраз­ных товаров применяют барабаны — транспортную тару с. корпусом цилиндрической формы, без обручей, с плоским] дном и крышкой. Их изготавливают из фанеры или древесины и используют для хранения и перевозки грузов массой до; 200 кг.

Одной из разновидностей деревянной тары являются кор­зины. Они бывают прутяные и драночные. Используют их для сбора, хранения и перевозки ягод, плодов, овощей, а также рыбы и других продовольственных товаров.

Картонная тара широко применяется для упаков­ки многих продовольственных и непродовольственных това­ров. Она обладает небольшой удельной массой по отношению к затариваемой продукции. Изготавливают такую тару прессованного, литого или склеенного картона, для производства которого используют древесину и ее отходы, целлюлозу макулатуру.

Наиболее распространенным видом транспортной картонной тары являются ящики. Их изготавливают из цельного листа плоского или гофрированного картона, сшитого проволочными скобами или стальной лентой. Дно и крышка ящика образуются четырьмя клапанами, стыки которых за­клеивают бумажной клейкой лентой. Картонные ящики дела­ют складными, что упрощает процесс их хранения и транс­портирования в порожнем виде.

Потребительская картонная тара — это коробки и пачки. Коробки имеют разнообразную форму, плоское дно, а закрываются они клапанами или крышкой (съемной или на шарнире). Пачка закрывается клапанами, а ее корпус имеет форму параллелепипеда.

Бумажная тара применяется для затаривания сы­пучих и штучных товаров. К ней относятся мешки и пакеты.

Мешки изготавливают двух типов: с открытой или закры­той клапаном горловиной. Для их производства используют мешочную бумагу, которая может быть многослойной, лами­нированной полиэтиленом или пропитанной специальными составами.

Пакеты бывают двух типов: одинарные и с внутренним пакетом-вкладышем. Для производства наружных и одинар­ных пакетов используют бумагу с полимерным покрытием, мешочную бумагу, а также специальную бумагу для упаковки продуктов на автоматах. Внутренние пакеты изготавливают из пергамента или парафинированной бумаги. Бумажные па­кеты склеивают, а у пакетов из комбинированных материа­лов швы сварные.

Текстильная тара — это паковочные ткани и тка­невые мешки.

Паковочные ткани (хлопчатобумажные, льняные, льноджуто-кенафные) служат для упаковки в виде рулонов, кип, тюков ковровых изделий, тканей и других товаров.

Тканевые мешки шьют из льняных, полульняных, льноджуто-кенафных и других мешочных тканей. По назначению они делятся на продуктовые мешки (для упаковки муки, кру­пы и других сыпучих продуктов) и мешки для сахара. Выпус­кают мешки обычной и повышенной прочности. Вместимость их чаще всего равна 50 или 100 кг, но может быть и другой.

Металлическая тара применяется для затарива­ния, транспортирования и хранения жидких, летучих, огне­опасных и других товаров, обладающих специфическими свойствами. Сюда относят бочки, барабаны, фляги, канистры и баллоны (в том числе аэрозольные). Их изготавливают из листовой стали, жести, алюминия.

Для фасовки пищевых нестерилизуемых продуктов (чай, кофе, кондитерские изделия и т. п.) предназначены жестяные банки с крышкой, а для консервируемой продукции — банки для консервов. К таре, предназначенной для пищевых продуктов, предъявляются повышенные санитарно-гигиенические требования. Так, внутреннюю поверхность банок для консервов покрывают специальными лаками или эмалями, препятствующими взаимодействию содержимого тары с ме­таллом.

Стеклянная тара служит для упаковки жидких продовольственных (соки, алкогольные и безалкогольные напитки и др.) и непродовольственных (парфюмерно-косметические изделия, средства бытовой химии и др.) товаров. К ней относятся баллоны (бутыли), бутылки, банки и флаконы различной формы и емкости, изготовленные из бесцветного или окрашенного стекла.

Из-за хрупкости стеклянную тару транспортируют либо в специальных полимерных ящиках с гнездами, либо в ящиках, заполненных прокладочными материалами (стружкой, карто­ном и т. п.).

Керамическая тара, как правило, значительно увеличивает стоимость товара, поэтому наиболее часто применяют в качестве подарочной тары для упаковки чая, ликероводочных изделий и парфюмерии.

Полимерная тара находит все более широкое применение, так как обладает небольшой удельной массой, высокой механической прочностью, низкой влагопроницаемостью.

Применение полиэтиленовой и полипропиленовой пленки различной толщины позволяет с помощью вакуумно-упаковочного оборудования герметично упаковывать пищевые про­дукты, значительно увеличивая срок их хранения.

Тара, изготовленная различными способами из полиэтиле­на, полипропилена, полистирола, поливинилхлорида и пенополистирола (пенопласта), позволяет заменить некоторые ви­ды тары из других материалов. Например, полимерную тару можно использовать вместо деревянных ящиков и бочек, тканевых мешков, стеклянных бутылок и флаконов, бумаж­ных мешков и пакетов. Однако такая замена не всегда возможна, в частности, из-за отрицательного воздействия на ор­ганизм человека соединений, образующихся при взаимодей­ствии некоторых полимерных материалов с пищевыми про­дуктами.

Комбинированную тару изготавливают из двух или более различных материалов. Некоторые виды такой та­ры (бумажные мешки, пакеты) были рассмотрены ранее. К этому же типу относятся ящики, материалом для производст­ва которых служит резофан (листовой материал, состоящий из трех слоев: внутреннего эластичного — из невулканизиро­ванной резины и внешних — из шпона).

3. стандартизация, унификация и качество тары

В обращении постоянно находится большое количество разнообразной тары. Это разнообразие затрудняет работу по ее обслуживанию (транспортирование, хранение, учет). В свя­зи с этим большое значение имеет стандартизация и унифи­кация тары.

Стандартизация предусматривает замену излиш­него многообразия тары одинакового назначения оптималь­ным (как правило, небольшим) числом наиболее рациональ­ных ее видов и типов.

С этой целью применяются стандарты, разрабатываемые как на нормы, правила, требования различного характера (нормативные стандарты), так и на материальные предметы (предметные стандарты).

Нормативные стандарты содержат термины и определения, общие технические условия, методы испытания тары в зависимости от ее функций (транспортная, потреби­тельская) или отдельных видов тары. Предметные стандарты нормируют различные показатели конкретных видов и типов тары, в том числе и с учетом ее назначения, то есть той продукции, для которой она предназначена.

Одним из методов стандартизации тары является ее унификация, то есть приведение различных видов тары к наименьшему числу типоразмеров (типов тары одного размера).

Система размеров тары устанавливается на базе модуля (исходной меры). Таким модулем признаны номинальные размеры поддона 800x1200 мм.

Транспортная тара, размеры которой лежат в пределах модуля, называется малогабаритной, а тара, размеры которой превышают модуль — крупногабаритной.

Унифицированные размеры тары определяются следую­щим образом;

наружные размеры транспортной прямоугольной тары должны быть такими, чтобы при укладке на поддон его пло­щадь использовалась максимально. Иными словами, они рас­считываются делением линейных размеров поддона на коли­чество единиц тары, размещаемой на нем. При расчете на­ружных размеров тары круглого сечения применяют тот же принцип;

внутренние размеры транспортной тары должны быть кратными наружным размерам размещаемой в них тары.

наружные размеры потребительской тары рассчитывают, исходя из внутренних размеров предназначенной для них транспортной тары.

Стандартами не только устанавливаются размеры тары, но и рекомендуются примерные схемы ее размещения на поддо­не, что позволяет наиболее эффективно использовать его площадь (рис. 1).

Рис. 1. Примерные схемы размещения транспортной тары на поддоне размером 800x1200 мм (в плане)

Следует отметить, что модульная система унифицирован­ных размеров применяется не только для тары, но и для транспортных средств, складов, средств механизации погрузочно-разгрузочных и складских работ. Это способствует по­вышению эффективности использования средств транспорта и емкости складских помещений.

Одним из наиболее важных показателей тары является ее качество.

Качество новой, не бывшей в употреблении, тары норми­руется стандартами по ряду показателей (безопасности, на­дежности, эргономическим и др.), в зависимости от ее назна­чения.

Качество тары, находящейся в обращении, определяется в соответствии с требованиями специальных правил.

Так, в соответствии с Правилами обращения возвратной деревянной и картонной тары деревянные ящики (дощатые, комбинированные и из листовых древесных материалов) по качеству подразделяются на следующие категории:

• ящики, требующие ремонта;

• ящики деревянные отремонтированные.

Возвратными ящиками, требующими ре­монта, считаются ящики, у которых имеется одно из сле­дующих повреждений:

поломка (отсутствие) до четырех дощечек или планок, за исключением вертикальных планок торцовых стенок плотных и решетчатых дощатых ящиков;

поломка (отсутствие) одной дощечки в одной из стенок или дне лотков для плодов и овощей;

повреждение металлической ленты или проволоки, уголков из ленты, расшатанность;

наличие торчащих гвоздей.

В отремонтированных ящиках указанные по­вреждения должны быть устранены. В них допускаются сле­дующие отступления от нормативно-технической документа­ции, в соответствии с которой они были изготовлены:

увеличение толщины дощечек и планок до 3 мм;

просветы между дощечками в плотных ящиках до 5 мм, в решетчатых — не более 5 мм сверх предусмотренных стан­дартами;

сквозные трещины не более 1/>2> длины;

несквозные сколы дощечек боковых стенок, дна, крышки, в пределах, предусмотренных для обзола;

сквозные сколы не более 1/>2> длины и шириной до 10 мм, но не более трех в решетчатых ящиках;

наличие отверстий от выдернутых гвоздей;

наличие отверстий от выпавших сучков в решетчатых ящиках;

увеличение количества гвоздей и скоб;

расслоение и коробление листов фанеры, излом древесно-волокнистой плиты в ящиках из листовых древесных мате­риалов, не превышающий 5% площади каждой детали без нарушения их целостности;

поверхностная коррозия на металлических креплениях;

применение металлической ленты или проволоки, соеди­ненных из двух или трех частей (в замок или внахлест — для металлической ленты, скруткой концов — для проволоки);

отклонения по внутренним размерам ящиков, длине досок, планок и ширине щитов не более 5% (в ящиках, предназна­ченных для упаковки продукции в стеклянной таре, допуска­ются только в сторону увеличения);

отсутствие маркировки завода-изготовителя, характери­зующей тару.

Детали ящиков, а также ящики с повреждениями, не по­зволяющими отнести их к ящикам, требующим ремонта, счи­таются деревянным тароматериалом. Он должен иметь размеры по длине не менее 500 мм (кроме ящиков, из­готовленных по стандартам), а по сечению (дощечки, планки, детали обшивки, обрешетка) — не менее 9x40 мм.

В соответствии с теми же Правилами возвратные картон­ные ящики по качеству подразделяются на:

• ящики, требующие ремонта;

• ящики картонные отремонтированные.

Ящики, требующие ремонта, в свою очередь, де­лят на две категории, в зависимости от характера имеющих­ся у них повреждений.

К первой категории относятся ящики годные для повторного использования, чистые с внутренней стороны, без сквозных повреждений, с цельными клапанами и укомплек­тованные вспомогательными упаковочными средствами, с наличием скрепок. В них допускаются обрывки клеевой ленты и этикеток.

Ко второй категории относятся ящики годные для повторного использования, с деформацией двух стенок до 15% их площади, имеющие до четырех сквозных поврежде­ний, но не более двух на одной стенке, размером по длине и диаметру до 5 см или с оголенной гофрой размером по длине не более 12 см, по ширине до 6 см, наличие скрепок, обрыв­ков клеевой ленты и этикеток.

Допускается загрязнение внутренней поверхности ящиков следами упакованной в них продукции, не более двух мест на ящик, площадью до 50 см2.

В отремонтированных ящиках должны быть устранены указанные повреждения, но при этом допускаются следующие отклонения от требований нормативно-техниче­ской документации:

деформация двух стенок до 15% их площади;

заклеенные сквозные отверстия размером по длине и по диаметру не более 5 см, в количестве не более четырех на ящик и не более двух на одной стенке;

заклеенная оголенная гофра размером по длине не более 12 см и по ширине до 6 см, в количестве не более двух штук;

размер наклеек должен превышать размеры повреждений и загрязнений не менее чем на 2-3 см. Клеевая лента должна быть приклеена ровно, не иметь пузырей, морщин и складок.

В отремонтированных ящиках неприклеенные обрывки старой клеевой ленты не допускаются.

Картонным тароматериалом считаются картон­ные ящики, имеющие повреждения, превышающие преду­смотренные для ящиков второй категории, но не более ука­занных ниже:

пяти сквозных повреждений в ящике, размером по длине и ширине до 10 см;

излом картона, расслоение или оголение гофры картона до 15% площади каждой стенки или клапана;

отрыв клапанов или отсутствие стенок ящика;

загрязнение наружной или внутренней поверхности ящи­ков маслами до 10 см2 на каждой стенке.

Кроме названного выше документа в торговле применяют­ся и Правила применения, обращения и возврата многообо­ротных средств упаковки. В них, в частности, определены требования к качеству находящихся в обращении тканевых мешков.

Мешки тканевые из-под сахара подразделяют на три кате­гории.

К первой категории относятся мешки новые, оте­чественные или импортные, а также бывшие в употреблении, сухие, не прелые, без заплат, штопок и дыр.

Ко второй категории — мешки бывшие в употреб­лении, сухие, не прелые, имеющие или требующие не более трех заплат или штопок.

К третьей категории — мешки бывшие в употреб­лении, сухие, не прелые, имеющие или требующие на более пяти заплат или штопок.

При наличии на поверхности мешков сахарной корки ка­тегории их качества не снижаются.

Мешки тканевые из-под хлебопродуктов и семян сельско­хозяйственных культур по качеству делятся тоже на три ка­тегории и по тем же признакам.

Мешки первой и второй категорий использу­ются для упаковки всех видов и сортов муки, крупы и сорто­вых семян сельскохозяйственных культур. Мешки третьей категории — для упаковки муки, крупы (кроме риса, пшена, манной крупы и бобовых), зерна, сортовых семян сельскохозяйственных культур, семян трав, комбикормов, пищевых жмыхов, шрота и отрубей.

Категории мешков не снижаются:

при наличии заплат, штопок и дыр на горловине мешка (верхней части шириной 10 см) или нашитой на горловину ленте, как на части, так и по всей окружности мешка;

при распоротом шве длиной не более 20 см, не затраги­вающем ткань мешка;

при загрязнении мешка маркировочной краской;

при наличии пятен или остатков мучной корки (клейстера) после удаления бумажных маркировочных ярлыков;

при разреженности ткани мешка вдоль шва.

Категории затечных мешков (с тестовой коркой общей площадью 200 см2 и более) определяются после обработки и удаления затечки.

Новые мешки, получаемые от промышленности, подлежат обязательному клеймению до упаковывания в них хлебопродуктов и семян. Мешки, бывшие в употреблении, после их об­работки подлежат клеймению на специализированных ре­монтных предприятиях.

Клеймение производится штампом размером 75x35 мм не­смывающейся краской, который ставится в середине мешка на расстоянии 30-40 см от кромки горловины. В штампе сле­ва ставятся буквы, обозначающие название материала, из которого изготовлен мешок, а затем цифры «1», «2» или «3», обозначающие категорию мешка. Она определяется по по­следней стоящей в штампе цифре.

4. практическая часть

4.1. организация оборота тары в торговле

Под оборотом тары понимают ее обращение меж­ду двумя последовательными заполнениями. В торговле вы­полняется целый ряд операций, связанных с обращением та­ры. Основными из них являются:

• приемка тары, поступившей с товаром;

• вскрытие и высвобождение тары из-под товара;

• хранение тары;

• возврат тары;

• документальное оформление операций с тарой.

На предприятиях торговли происходит приемка тары по количеству и качеству. Она осуществляется в поряд­ке, установленном договором купли-продажи или поставки. При этом стороны договора могут ссылаться в нем на прави­ла, записанные в инструкциях о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народ­ного потребления по количеству и качеству.

Приемка тары осуществляется материально ответственны­ми лицами одновременно с приемкой поступившего в ней то­вара. Количество поступившей тары сверяется с указанным в сопроводительных документах. При проверке качества и комплектности тары руководствуются нормами соответст­вующих нормативно-технических документов, устанавли­вающих требования к ним.

Кроме того, проверяется правильность маркировки. Харак­теризующая тару маркировка должна содержать: наименова­ние предприятия-изготовителя тары или его товарный знак;

обозначение стандарта или другой нормативно-технической документации; надпись «Многооборотная» (для многооборот­ной тары).

В случае выявления расхождений в количестве тары или ее ненадлежащего качества покупателем составляется акт, слу­жащий основанием предъявления претензии поставщику. Бо­лее подробно вопросы приемки на предприятиях оптовой и розничной торговли рассмотрены в соответствующих главах учебника.

Вскрытие тары производят в определенной последо­вательности с помощью специального инвентаря (рис. 2), что позволяет избежать ее повреждений.

Такой инвентарь включает различные приспособления, при помощи которых производится вскрытие деревянной, металлической и мягкой тары. Сюда относят съемники обру­чей, гвоздодеры-ножницы для выдергивания гвоздей и резки упаковочной ленты, гвоздодеры ударные для выдергивания гвоздей и шурупов, головки которых не выступают над по­верхностью тары, обыкновенные гвоздодеры, хозяйственные молотки, клещи, ключи для вскрытия резьбовых металличе­ских бочек. Для выполнения комплекса операций по вскры­тию тары применяют комбинированные инструменты — молоток-гвоздодер-ножницы, молоток-топорик-гвоздодер и др. Вскрытие тканевых и бумажных мешков производят специальным ножом для вскрытия мягкой тары.

Рис. 2. Инвентарь для вскрытия тары:

1 — гвоздодер-молоток; 2 — клещи; 3 — гвоздодер обыкновен­ный; 4 — томагавк; 5 — гвоздодер-ножницы; 6 — гвоздодер-молоток-ножницы; 7 — фигурный рычаг; 8 — съемники для об­ручей; 9 — бондарная сбойка; 10 — нож для вспарывания мешков; 11 — деревянный молоток

Освобожденную из-под товаров тару очищают, сортируют по видам, назначению и категориям.

Хранят тару в специально отведенных помещениях или под навесом, защищающим ее от воздействия прямых солнечных лучей и атмосферных осадков. Располагают тару на деревянных решетках, настилах, подтоварниках. Условия хранения тары различных видов и типов определяются соот­ветствующими стандартами.

Многооборотная тара хранится на предприятиях торговли до накопления отгрузочных партий. Разовая тара после осво­бождения из-под товара в большинстве случаев подлежит утилизации.

Гражданским кодексом Российской Федерации предусмот­рена обязанность покупателя (получателя) возвратить по­ставщику многооборотную тару и средства пакетирования, в которых поступил товар, если иное не установлено договором поставки. Порядок и сроки возврата тары установле­ны законом, иными правовыми актами, принятыми в соот­ветствии с ними обязательными правилами или договором. Прочая тара, а также упаковка товара подлежат возврату по­ставщику лишь в случаях, предусмотренных договором.

Как правило, в договорах предусматривается имуществен­ная ответственность покупателя не только за несвоевремен­ный возврат тары, но и за возврат тары более низкого, чем при получении, качества. Поэтому на многих предприятиях оптовой торговли и в крупных магазинах создаются ремонт­ные мастерские, производящие ремонт тары перед ее от­правкой поставщикам.

Завершающая операция с тарой на предприятиях оптовой и розничной торговли — ее вывоз — производится на основа­нии товарно-транспортной накладной.

Предприятия торговли могут возвращать многооборотную тару непосредственно поставщикам или сдавать ее на тарные предприятия (склады), основная задача которых — сбор, ре­монт, очистка, хранение и возврат тары предприятиям-поставщикам.

Тарные склады имеют в своем распоряжении надлежаще оборудованные автомобили для централизованного вывоза тары, а также мастерские, оснащенные современным дерево­обрабатывающим и другим оборудованием. Организация таких предприятий-складов способствует снижению потерь по таре.

5. заключение

При выполнении работы, я сделал выводы, о том, как сегодня важна упаковка для товара, ведь без красочной упаковки товар пользовался бы приблизительно на 30 % меньше спросом, чем тот же товар, но в упаковке. Упаковка дает первое представление о товаре, по одежке встречают, и несет потребителю информацию о составе и качестве товара (продукта). Конечно, хотелось бы, чтоб за красочной упаковкой скрывались бы не «подводные камни», а товар достойного качества, к сожалению такое в последнее время редкое явление.

6. библиография

  1. Конституция Российской Федерации. Принята 12 декабря 1993 г.

  2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая. При­нят Государственной Думой 22 декабря 1994 г.

  3. Правила продажи отдельных видов товаров. Утверждены поста­новлением правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. №55 с изменениями и дополнениями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ок­тября 1998 г. №1222.

  4. Панкратов Ф. Г., Серегина Т. К. Коммерческая деятельность: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. — М.: Маркетинг, 1998.

  5. Рынок: Бизнес. Коммерция. Экономика. Толковый терминологи­ческий словарь /Сост. В: А. Калашников. — М.: Маркетинг, 1998.

  6. Торговый бизнес в России: правовое обеспечение. Справоч­ник. — М.: Маркетинг, 1996.