Состояние и перспективы рынка ценных бумаг в России
Министерство образования Российской Федерации
Московский государственный университет
экономики, статистики и информатики
(МЭСИ)
«Состояние
и перспективы рынка ценных бумаг в России»
Реферат по дисциплине
"Рынок ценных бумаг"
Студент группы ЗФ –10: Горынина Н.Ю.
Преподаватель: Аскольдов В.И.
Москва
2000
Содержание
1. Эволюция рынка ценных бумаг (вместо введения)…………… 3
2. Фондовые биржи России…………………………………………4
3. Российский рынок государственных ценных бумаг …………..11
4. Российский рынок корпоративных ценных бумаг
в 1990 – 1995 гг. …………………………………………………13
5. Тенденции развития современного рынка ценных бумаг ……16
6. Заключение ………………………………………………………19
Список используемой литературы ……………………………….. 20
1. Эволюция рынка ценных бумаг
(вместо введения)
Рассматривая развитие рынка ценных бумаг в историческом аспекте, можно выделить несколько периодов: во-первых, дореволюционный (до 1917г.), во-вторых, советский период (с НЭПа и последующие годы), в-третьих, современный этап, начавшийся с приватизации государственной собственности.
Все эти этапы имеют свою специфику, связанную с условиями их формирования, есть и некоторые общие черты, которые позволяют лучше понять и оценить современные процессы развития фондового рынка.
Рынок ценных бумаг (р.ц.б.), функционировавший в Российской империи, играл важную роль в экономической жизни страны. Он был непосредственно связан с состоянием промышленности, сельского хозяйства, транспорта и вообще с политико-экономическим и финансовым положением России.
Его возникновение и становление говорило о том, что Россия плавно входила в круг развитых промышленных держав, поднималась на новый уровень социально-экономического развития, требовавшего аккумуляции денежных накоплений промышленников, купцов, банков, обычных граждан и направления этих средств на производительное потребление.
2. Фондовые биржи России
Исторической точкой отсчёта возникновения Российского фондового рынка можно считать 1769 г., когда в Амстердаме был размещён первый выпуск Российского государственного займа.
Первоначально потребности государства в необходимых финансовых ресурсах удовлетворялись большей частью за счёт распространения крупных государственных займов на иностранных рынках. Собственно на российском рынке государственные долговые бумаги появились значительно позже, лишь сорок лет спустя, в 1809 г.
Условия выпуска и основные правила были определены Высочайшим указом от 25 марта 1809 г., согласно которому, размер дохода был определён в 6% годовых и плюс 1% грация (премия). Доходность на государственные ценные бумаги была выше, чем та, которую предоставляли государственные кредитные учреждения.
Однако последние имели более глубокие традиции, пользовались доверием у населения, разветвлённая сеть делала их доступной и удобной для широкой публики. Поэтому для успешного размещения выпуска его владельцам предоставлялись определённые льготы. Так, облигации могли приниматься в залог по всем подрядам и откупам, в определённой части приниматься в уплату казённых сборов и таможенных пошлин. Процент и грация по облигациям выплачивались ежегодно вперёд за год.
Несмотря на определённые трудности, связанные со становлением рынка государственных долговых обязательств, в период с 1809 по 181в6 г. было выпущено бумаг на сумму 354 мнл. руб.
Успешное размещение первых займов положило начало регулярному использованию этого источника финансирования государственной казны. Однако до середины прошлого века внутренние государственные займы покрывали лишь около 10% государственного долга, остальное казна получала за счёт размещения российских займов за рубежом.
Государственные процентные бумаги были широко представлены на российском фондовом рынке в биржевом и внебиржевом обороте.
В 30-х годах на фондовом рынке появляются в обращении акции и облигации частных компаний, выпуск и обращение которых регулировались принятым в 1836 г. Законом о промышленных обществах. Однако их оборот по сравнению с государственными процентными бумагами и аналогичными бумагами на западном фондовом рынке был незначителен, что, в общем-то, соответствовало определённому уровню развития капитализма в России в тот период.
К 1911 г. насчитывалось 1617 акционерных компаний, из них на Петербургской бирже котировались акции лишь 275. Сделки совершались главным образом с акциями железных дорог, коммерческих и земельных банков, нефтяных и металлургических предприятий, страховых компаний.
Реформы третей четверти прошлого века создали предпосылки для появления на фондовом рынке долговых обязательств местных органов власти. Их появление диктовалось острой нехваткой средств для развития местной культурно-хозяйственной жизни.
Доходность на эти бумаги, как правило, устанавливалась выше, чем по государственным долговым обязательствам, однако с последними они не могли конкурировать.
Во-первых, это было вызвано ограниченностью их хождения как на биржевом, так и уличном рынке. География их обращения была ограничена тем регионом, где их выпускали. Во-вторых, они имели длительные сроки погашения в 39 и 49 лет, а иногда и ещё больше.
К началу 1923 г. облигационные займы имелись у 65 городов, однако более 80% сумм по займам приходилось на 8 крупнейших городов, в том числе Москву и Санкт-Петербург.
Значительная часть этих займов размещалась на зарубежных рынках из-за отсутствия необходимых финансовых ресурсов на местах.
Таким образом, на российском фондовом рынке были представлены государственные долговые обязательства, долговые обязательства городов, акции и облигации промышленных и транспортных предприятий. Государственные бумаги выпускались правительством как именные, так и на предъявителя. С 1906 г. владелец предъявительских облигаций государственных займов получал возможность заменить их на именные облигации или так называемые удостоверения именной записи.
Если в первом случае проценты выплачивались предъявителю купона, то проценты по удостоверению именной записи выплачивались только тому лицу, на чьё имя было выписано удостоверение или на его поверенного в делах. До 1885 г. Министерство финансов не принимало никаких заявлений об утрате купонов, затем по правилам, принятым в 1895 г., если владелец ценной бумаги могу доказать время приобретения, время утраты и обстоятельства, при которых утрачена ценная бумага, то можно было рассчитывать на получение капитала и процентов по нему. Поэтому именные ценные бумаги считались более надёжными и давали гарантию прочности владения ценной бумагой.
Обращение предъявительских ценных бумаг в именные и наоборот производила Государственная комиссия погашения долгов. Для поощрения развития именных бумаг при превращении предъявительских в именные все расходы относились на казённый счёт. а при обратном превращении – на счёт владельца бумаги.
Акции по законодательству Российской империи были именными бумагами. Но поскольку устав акционерного общества являлся законодательным актом, положения которого имели приоритете над положениями общего законодательства, то во многих случаях уставами АО делались исключения в пользу акций на предъявителя. Поэтому на р.ц.б. преобладали предъявительские акции, причём доля последних постоянно росла. Так, если в 1910 г. соотношение между именными бумагами и предъявительскими было 1 : 2, то в 1912 г. – уже 1 : 3.
Торговля ценными бумагами осуществлялась на товарных биржах и через Государственный банк России. Продажа государственных облигаций проводилась главным образом через Государственный банк при активном посредничестве коммерческих банков. Первоначально операции с ценными бумагами на биржах осуществлялись в соответствии с правилами биржевой торговли, конкретных бирж.
Крупнейшей биржей, осуществлявшей фондовые операции, была Санкт-Петербургская, на которой торговля ц.б. началась после выпуска первых государственных займов. На ней были приняты в 1883 г. и первые правила, регулирующие операции с ц.б. В 1891 г. аналогичные правила были приняты на Московской бирже.
Кроме столичных бирж операции с фондовыми ценностями вели Варшавская, Киевская, Одесская, Харьковская и Рижская биржи.
Согласно правилам биржевая публика фондового отдела состояла из:
действительных членов;
постоянных посетителей;
гостей.
Кроме того, фондовый отдел посещался представителями Министерства финансов, как для осуществления надзора, так и для осуществления сделок с фондами и валютой за счёт государственного банка и государственного казначейства.
Действительными членами могли быть только представители банков, банкирских контор и лица, имевшие промысловое свидетельство первого разряда на производство банкирских операций. Действительные члены имели право заключать сделки на бирже через своего уполномоченного и подручных, не прибегая к посредничеству маклеров.
В отличие от действительных членов постоянные посетители, кроме права присутствия на биржевом собрании, имели право заключения сделок через посредничество фондовых маклеров. Постоянными посетителями могли быть лица, имевшие промысловое свидетельство первой гильдии.
Гости допускались на биржу по рекомендации действительных членов, уплачивали за каждое посещение по рублю и были лишены права заключать сделки.
Все остальные могли совершать сделки путём открытия специального (онкольного) счёта в банке, на который клиент вносил средства для покупки ц.б. (не менее 100 руб.), при этом банк мог закупить бумаг на сумму, в 5-8 раз большую вложенных средств.
Купленные на деньги клиента бумаги оставались в банке в залог, он получал по ним дивиденды и распоряжался ими по своему усмотрению. На деньги, вложенные на онкольные счета, клиенту начислялись установленные проценты, а за сумму, на которую банк кредитовал своего клиента, купив для него ц.б., брал до 8% годовых.
Эта система обслуживания клиентов была выгодна банкам, т.к. давала возможность обогащаться за счёт мелких инвесторов.
Покупка и продажа акций не за наличные деньги, а с поставкой к известному сроку по определённой цене были запрещены.
Несмотря на то, что указанное правило было отменено законом в 1893 г., срочная торговля на российских биржах так и не получила широкого распространения.
Высшим органом управления фондового отдела биржи являлось общее собрание действительных членов, состав совета утверждался Министерством финансов, которое к тому же оставляло за собой право изменять состав совета по своему усмотрению.
Совет фондового отдела определял распорядок собраний, издавал правила биржевых сделок, определял маклерскую таксу, разрешал возникающие при сделках споры, принимал решения о допущении ц.б. к котировке.
Фондовые маклеры назначались Министерством финансов по представлению Совета фондового отдела. Маклерам запрещалось совершать сделки за свой счёт, они выступали только посредниками. Для получения должности маклер должен был удовлетворять определённым нравственным критериям и внести залог 1500 руб. По сделкам с ц.б. маклер получал вознаграждение в размере 0,1% по сделкам с фондами с обеих сторон, с иностранных переводных векселей – 0,1% со стороны продавца; по внутренним учётным векселям от 1/32 до 18% в зависимости от срока векселя с той и другой стороны сделки.
О всех совершаемых сделках маклеры обязаны были сообщать котировальной комиссии. На основе этих сведений составлялись официальные котировочные бюллетени, которые передавались в Министерство финансов и публиковались в «Биржевых ведомостях» и «Торгово-промышленной газете».
Международный политический кризис в в1914 г., приведший к началу первой мировой войны, вызвал небывалую панику на европейских биржах. В течение нескольких дней после объявления войны прекратили операции с ц.б. российские биржи. Операции с ц.б. оказались дезорганизованными.
С конца 1914 г. В Петербурге, а также в Москве и Киеве начали проходить частные биржевые собрания для осуществления сделок с ц.б. Массовый характер они стали принимать в Петербурге весной и летом 1915 г. в помещениях биржи и некоторых крупных акционерных банков. В конце 1916 г. началось некоторое оживление на фондовом рынке, что явилось неожиданным для правительства.
Открытие официальной фондовой биржи оттягивалось Министерством финансов в ожидании решения принципиальных вопросов правительственной политики в отношении частных эмиссий и стабилизации конъюнктуры на фондовом рынке. В январе 1917 г. вновь была открыта Петербургская фондовая биржа. Временным правительством воспрещались срочные сделки, объектом сделок могли быть только ц.б., круг участников биржевых собраний ограничивался («гости» не допускались, иностранные подданные – только с разрешения Министерства финансов). Для упрощения взаимных расчётов акционерных банков по покупкам и продажам ц.б. при Петербургской конторе Государственного банка был утверждён фондовый расчётный отдел. При этом имелось в виду, что все биржевые сделки без исключения будут подлежать регистрации и контролю со стороны представителей Министерства финансов. Нестабильная политическая ситуация привела к тому, что биржа просуществовала всего месяц.
После революции рынок ц.б. фактически прекратил своё существование.
Декретом советского правительства уже 23 декабря 1917 г. были запрещены все операции с ц.б. и в начале 1918 г. были аннулированы государственные займы.
С переходом к НЭПу были сняты ограничения на частную предпринимательскую деятельность, появились государственные и смешанные акционерные общества. Государство прибегало к акционированию предприятий для привлечения частного капитала. Несмотря на небольшое количество акционерных обществ, они имели важное экономическое значение. В 1927 г. только уставный капитал 86 частных акционерных обществ составлял 12,6 млн. руб.
В период НЭПа товарные биржи и фондовые отделы при биржах существовали с 1921 по 1930 гг. Организация фондовых бирж в СССР была предусмотрена постановлением ВЦИК и СНК о валютных операциях.
В фондовых отделах допускались сделки по покупке и продаже иностранной валюты и векселей, чеков и иных платёжных документов, золота и серебра в слитках, государственных ц.б., облигаций государственных и кооперативных предприятий, а также допущенных к обращению в СССР иностранных ц.б.
Ценности, находившиеся в обороте, например царские десятки, иностранные ценности и другие, по соображениям экономической политики не были допущены на биржу.
Это обусловило возникновение внебиржевого рынка, на котором к тому же осуществлялись активные спекулятивные операции и с отечественной валютой.
Фондовые отделы находились в ведении Наркомфина, который устанавливал правила совершения сделок и осуществлял надзор за их деятельностью. Органами управления фондового отдела являлись общее собрание членов отдела, совет фондового отдела и ревизионная комиссия.
Самостоятельно фондовый отдел осуществлял созыв и проведение общих собраний, организовывал работы различных компаний, учреждал должность маклеров, издавал справочники и т.д.
Членами фондового отдела бирж и их постоянными посетителями могли быть представители Наркомфина, НКВТ и Госбанка, а также кредитные учреждения, кооперативные союзы, крупные частные торговые и промышленные предприятия, которым по закону было предоставлено право производить фондовые биржевые операции.
Помимо членов фондового отдела участниками торгов могли быть постоянные и разовые посетители. Они имели право совершать операции исключительно через маклеров. Фондовые маклеры заключали сделки согласно Положению о биржевых маклерах, по которому они не имели права производить операции ни за свой счёт, ни от своего имени, не могли состоять ни на какой-либо службе или заниматься самостоятельной коммерческой деятельностью. Это делалось с целью создать в лице фондового маклера профессионального посредника на бирже.
У маклера сосредоточивались заявки на спрос и предложение валют и фондов. На основе полученных данных маклер заключал сделки. Заключённые сделки оформлялись им в так называемой «маклерской записке».
Несмотря на большое сходство во внешних формах организации фондовых отделов в России до революции и в период НЭПа, их экономическая природа была различна. Они являлись не объектом регулирующего воздействия, а органами регулирования валютно-фондового рынка, выражением регулирующей воли государства.
В рамках централизованного управления экономикой распределение материальных и финансовых ресурсов совершалось преимущественно государственными органами разных уровней. При этом пропорции в распределении материальных ресурсов предопределяли направления движения денежных средств.
Государство могло через регулирование оплаты труда и цен, налоги, свободный доступ к ссудному фонду Центрального банка, налично-денежную и кредитную эмиссию привлекать средства для реализации своих программ, поэтому оно не испытывало острой потребности в налаживании реального рынка собственных долговых обязательств. И тем не менее возрождение р.ц.б. в период НЭПа произошло за счёт расширения государственного кредита и формирования рынка государственных бумаг. В двадцатые годы было размещено 24 госзайма. Первый из них был осуществлён в 1922 г.; для физических лиц 6%-ный выигрышный заём на 100 млн. руб., а для предприятий 8%-ный заём, в ц.б. которого предприятия должны были вложить не мене 60% резервных капиталов. Первоначально реализация займа шла в добровольной форме, длительные сроки и трудности распространения привели Наркомфин на путь принудительного размещения. Облигации выдавались в счёт заработной платы рабочим и служащим.
С начала 30-х годов по 1957 г. государство осуществило 45 займов. В 1948 г. займы 1936-1946 гг. были конверсированы в государственный 2%-ный заём 1948 г. В 1957 г. правительство приняло решение об отсрочке начальной даты выплат по облигациям на 20 лет до 1977г.
Погашение всех послевоенных займов закончилось в декабре 1991 г.
В первой половине 90-х годов Россия начала переход к рыночной организации экономики.
Приватизация промышленности и других объектов государственной собственности заложили основы к формированию российского фондового рынка.
3. Российский рынок государственных ценных бумаг
Рынок государственных ц.б. обычно занимает ведущее место (до 50%) в общем объёме р.ц.б. (государственных и корпоративных). До сих пор государственные ц.б. по своим масштабам преобладают на фондовом рынке в России. На их долю приходится более 80% рынка ц.б.
С переходом к рыночной экономике российское государство стало более активно использовать р.ц.б. Значение государственных внутренних выигрышных займов упало практически до нуля. Последний заём их этой серии был выпущен в 1992 г., под 15% годовых, что в связи с огромной инфляцией полностью его обесценило.
Фактически на период 1992-1994 гг. государство почти совсем отказалось от практики размещения займов среди населения. Лишь с конца 1995 г. в обращение поступили первые выпуски сберегательного займа для продажи населению.
Активно использовать р.ц.б. для привлечения средств в государственную казну заставило то обстоятельство, что дефицит государственного бюджета не должен покрываться путём дополнительной денежной эмиссии, ибо только на этом пути стало возможно постепенное снижение инфляционных процессов в российской экономике первой половины 90-х годов.
в этих целях государство предприняло несколько попыток привлечения средств предприятий и организаций, наиболее удачным из которых оказались в конечном счёте выпуски ГКО, ОФЗ и частично казначейских обязательств. Хотя число видов государственных ц.б., обращающихся на российском рынке, достаточно велико, первенство прочно захватили ГКО и ОФЗ, объёмы выпуска которых в 1996 г. превысят 150 трлн. руб. Если в 1994 – 1995 гг. ГКО со сроком погашения три месяца составляли до 75% всего объёма выпуска, то к концу 1996 г. ставится задача уменьшить их удельный вес до 25% и увеличить удельный вес ОФЗ со сроком погашения до 2 лет до 50% всего объёма ГКО – ОФЗ.
Особенностью российского рынка государственных облигаций является, как уже упоминалось, их высокая доходность (до 1000 и более процентов годовых), позволившая привлечь средства инвесторов с других рынков капиталов, которые в существующих российских условиях 90-х годов были не в состоянии обеспечить подобную доходность. На ближайшую перспективу государство будет стремиться экономическим путём снизить столь высокую доходность, которая в конечном счёте разорительна и не может быть оправдана на длительный период.
в отличие от рынка корпоративных ц.б. рынок государственных облигаций в своей большей части является централизованным биржевым рынком. Ядром этого рынка стала Московская межбанковская валютная биржа (ММВБ), располагающая торговой, расчётной и депозитарной системами, обеспечивающими на современном уровне организацию торговли основными видами государственных ц.б. в режиме компьютерных биржевых торгов.
Следует заметить, что российские государственные ц.б. обращаются не только на внутреннем фондовом рынке, но и на зарубежных рынках. Так, с конца 80-х годов на международном рынке обращаются несколько облигационных займов, выпущенных в разных европейских валютах.
С 1996 г. российское правительство начало практику допуска иностранных инвесторов на внутренний рынок российских государственных облигаций.
4. Российский рынок корпоративных
ценных бумаг в 1990 – 1995 гг.
В отличие от рынка государственных ц.б., который существовал в России на протяжении всего периода её социалистического развития, рынок негосударственных, или корпоративных, ц.б. возродился с начала 90-х годов, прежде всего в связи с началом процесса приватизации государственной собственности в 1992 г., а раньше – с образованием акционерных коммерческих банков и бирж.
Условно современную историю российского рынка корпоративных ц.б. можно разделить на три этапа:
Этап 1 – 1990 – 1992 гг. – создание предпосылок для развития фондового рынка: образование фондовых бирж и рынка акций коммерческих банков, товарных и фондовых бирж;
Этап 2 – 1993 – первая половина 1994 г. – фондовый рынок существует в форме рынка приватизационных чеков;
Этап 3 – вторая половина 1994 г. по наст.вр. – начало обращения акций российских акционерных обществ; зарождение общепринятого рынка корпоративных ц.б.
На этапе 1 началось формирование законодательной базы российского р.ц.б.
2 этап – это начало, расцвет и закрытие рынка приватизационных чеков, которые были выпущены государством и выдавались гражданам России бесплатно. Последние обменивали их на акции приватизируемых предприятий, вкладывали в чековые инвестиционные фонды или продавали на биржевом или внебиржевом рынке.
Важной особенностью этапа 2 и начала этапа 3 было наличие на российском фондовом рынке, кроме приватизационных чеков, различного рода «псевдо» ценных бумаг (типа акций «МММ» и др.), которые активно покупались российским населением под влиянием, с одной стороны, соответствующей рекламы ,а с другой – внешних обстоятельств – высочайшая инфляция, нищета и т.п., что провоцировало широкие слои населения складывать свои средства в «высокодоходные ц.б.», которые оказывались в дальнейшем совсем не ценными, хотя и бумагами. Обманутые ожидания широких слоёв населения на р.ц.б. подорвали веру частного инвестора в этот рынок возможно на многие годы вперёд.
Со второй половины 1994 г. начал складываться новый фондовый рынок,на котором торговля ведётся уже акциями существующих российских акционерных обществ. Фондовый рынок крупных инвесторов и посредников (отечественных и зарубежных) имеет две основные цели:
борьба за собственность – покупка контрольных пакетов акций предприятий, которые либо представляют стратегические интересы для соответствующих зарубежных или отечественных компаний, либо являются высокодоходными, имеют крупную валютную выручку и т.п.;
получение спекулятивной прибыли от операций на фондовом рынке, используя колебания цен в зависимости от соотношения спроса и предложения, политических и экономических факторов, знания внутренней информации о компании, недоступной для других участников рынка, и т.п.
Для этапа 3 развития российского рынка корпоративных ц.б. характерны:
дальнейшее развитие законодательной базы рынка;
прекращение и преобразование деятельности чековых инвестиционных фондов;
увеличение числа участников фондового рынка;
быстрое развитие страховых и негосударственных пенсионных фондов;
образование крупного вексельного рынка в стране;
создание организаций инфраструктуры фондового рынка (регистраторов, депозитариев, расчётных палат);
создание рынка первых фьючерсных контрактов (валютных).
В отличие от этапов 1 и 2, рынок которых в значительной мере был биржевым, на 3-ем этапе рынок корпоративных ц.б. практически полностью превратился во внебиржевой рынок. Биржевые торги акциями почти не ведутся.
Российский рынок корпоративных акций условно делится на две части:
рынок наиболее ликвидных акций, насчитывающий акции порядка 20-30 компаний, относящихся к отраслям нефтегазодобычи, электроэнергетики, телекоммуникаций, металлургии, транспорта, которые постоянно продаются и покупаются по рыночным ценам;
рынок всех остальных акций, прежде всего региональных предприятий, которые практически отсутствуют в свободном обращении, а это акции порядка 40000 акционерных обществ открытого типа.
Кроме последних, к числу участников фондового рынка в настоящее время можно отнести около 300 инвестиционных компаний, свыше 2000 коммерческих банков, порядка 1000 страховых организаций и столько же негосударственных пенсионных фондов, десятки фондовых бирж.
Рынок российских акций в большой степени функционирует за счёт ежегодного притока иностранного капитала в размере 1,5 – 2 млрд. дол. в год. Всякий отток этого капитала по причинам, например, политического характера, ввергает рынок акций в глубокий спад. В то же время внутренние финансовые ресурсы страны сосредоточены главным образом либо в виде наличных сбережений у населения, которое уже не рискует вкладывать их в акции любого вида, либо в виде вложений на рынке государственных ц.б., который на протяжении 1995 г. давал гораздо большую доходность, чем рынок корпоративных акций.
В 1995 г. начался выход российских корпоративных ц.б. на внешние фондовые рынки через механизм депозитарных расписок (прежде всего американских депозитарных расписок, которые обращаются на фондовом рынке США).
К основным проблемам российского рынка акций, решение которых будет происходить в ближайшие годы, относятся:
развитие инфраструктуры фондового рынка – возрождение фондовых бирж и создание организованных внебиржевых систем торговли, укрупнение и объединение регистраторов и депозитариев, создание расчётно-клиринговых систем;
повышение информационной открытости рынка, увеличение его «прозрачности», т.е. создание системы информации обо всех эмитентах, общедоступной для всех участников рынка;
создание полной законодательной и другой нормативной базы функционирования фондового рынка, обеспечивающей защиту интересов инвесторов от мошенничества и недобросовестности отдельных участников рынка, при одновременном совершенствовании государственного управления фондовым рынком и контроле со стороны государств и уполномоченные им организаций за соблюдением этой нормативной базы;
дальнейшая интеграция с фондовыми рынками развитых стран мира;
вовлечение в рыночный оборот всё большего числа акций (по объёму и по количеству эмитентов) российских акционерных обществ.
5. Тенденции развития современного
рынка ценных бумаг
Основными тенденциями развития современного рынка ценных бумаг в странах с развитыми рыночными отношениями на нынешнем этапе являются:
концентрация и централизация капиталов;
интернационализация и глобализация рынка;
повышение уровня организованности и усиление государственного контроля;
компьютеризация р.ц.б.;
нововведения на рынке;
секьюритизация;
взаимопроникновение с другими рынками капиталов.
Тенденция к концентрации и централизации капиталов имеет два аспекта по отношению к р.ц.б. Речь идёт о процессах, которые свойственны данному рынку, как и любому другому рынку. С одной стороны, на рынок вовлекаются всё новые участники, для которых данная деятельность становится основной, профессиональной, а с другой – идёт процесс выделения крупных, ведущих профессионалов рынка на основе как увеличения их собственных капиталов (концентрация капитала), так и путём их слияния в ещё более крупные структуры р.ц.б. (централизация капитала). В результате на фондовом рынке появляются торговые системы типа НАСДАК или других организаторов рынка, а также несколько наиболее известных фондовых компаний, которые обслуживают крупную долю всех операций на рынке.
В то же время р.ц.б. сам по себе притягивает всё большие капиталы общества.
Интернационализация р.ц.б означает, что национальный капитал переходит границы стран, формируется мировой р.ц.б., по отношению к которому, национальные рынки становятся второстепенными. Инвестор из любой страны получает возможность вкладывать свои свободные средства в ц.б., обращающиеся в других странах. Р.ц.б. принимает глобальный, всеземной характер. Национальные рынки – это просто составные части глобального всемирного р.ц.б. Торговля на таком глобальном рынке ведётся непрерывно и повсеместно. Его основу составляют ц.б. транснациональных корпораций.
Надёжность р.ц.б. и степень доверия к нему со стороны массового инвестора напрямую связаны с повышением уровня организованности рынка и усиления государственного контроля за ним. Масштабы и значение р.ц.б. таковы, что его разрушение прямо ведёт к разрушению экономического процесса, процесса воспроизводства вообще. Государство в современную эпоху не может
допустить, чтобы вера в этот рынок была бы поколеблена, и массы людей, вложивших свои сбережения в ц.б. своей страны или любой другой, вдруг потеряли бы их в результате каких-либо катаклизмов или мошенничества. Все участники рынка поэтому имеют прямую заинтересованность в том, чтобы рынок был правильно организован и жестоко контролировался в первую очередь самым главным участником рынка – государством.
Но есть и другая причина данного процесса – фискальная. Усиление организованности рынка и контроля за ним позволяет каждому государству увеличивать свою налогооблагаемую базу и размер налоговых поступлений от участников рынка. Одновременно всё более и более перекрываются возможности для «отмывания» денег, полученных от незаконных видов бизнеса – торговли наркотиками и др.
Компьютеризация р.ц.б. – результат широчайшего внедрения компьютеров во все области человеческой жизни в последние десятилетия. Без этой компьютеризации р.ц.б. в своих современных формах и размерах был бы просто невозможен. Компьютеризация позволила совершить революцию как в обслуживании рынка, прежде всего через современные системы быстродействующих и всеохватывающих расчётов для участников рынка и между ними, так и в его способах торговли. Компьютеризация составляет фундамент всех нововведений на р.ц.б.
Нововведения на р.ц.б.:
новые инструменты данного рынка – многочисленные виды производных ценных бумаг, создание новых ценных бумаг, их видов и разновидностей.
новые системы торговли ц.б. – системы, основанные на использовании компьютеров и современных средств связи, позволяющие вести торговлю в полностью автоматическом режиме, без посредников, без непосредственных контактов между продавцами и покупателями.
новая инфраструктура рынка – современные информационные системы, системы клиринга и расчётов, депозитарного обслуживания р.ц.б.
Секьюритизация – это тенденция перехода денежных средств из своих традиционных форм (сбережения, наличность, депозиты и т.п.) в форму ц.б.; тенденция превращения всё большей массы капитала в форму ц.б.; тенденция перехода одних форм ц.б. в другие, более доступные для широких кругов инвесторов.
6. Заключение
Развитие рынка ценных бумаг вовсе не ведёт к исчезновению других рынков капиталов, происходит процесс их взаимопроникновения, взаимостимулирования. С одной стороны, рынок ценных бумаг оттягивает на себя капиталы, но с другой - перемещает эти капиталы через механизм ценных бумаг на другие рынки, тем самым способствует и их развитию.
Например, всё более широкое распространение получает выпуск долговых ценных бумаг под страховку страховых компаний. То есть инструментарий страхового рынка используется для страхования рисков на рынке ценных бумаг и выплаты доходов по ним ведут к резкому увеличению размеров мирового валютного рынка, что, в свою очередь, является фактором быстрого развития рынка валютных фьючерсных контрактов и опционов и т.п.
Список используемой литературы
Рынок ценных бумаг: Учебник / Под ред. В.А.Галанова, А.И.Басова. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 352 с.: ил.
Закон РФ "О рынке ценных бумаг", ст.2.
Миркин Я.М. "Ценные бумаги и фондовый рынок". Москва, “Перспектива”, 1995г.
Серебрякова Л.А. "Мировой опыт регулирования рынка ценных бумаг", Финансы. - 1996, N1.
Горынина Н.Ю. "Лекции по курсу рынок ценных бумаг". Москва, МЭСИ, 2000 г.