Расчет прямозубой цилиндрической передачи
Содержание
Задание по расчету цилиндрической зубчатой передачи
Введение
Нагрузочные параметры передачи
Расчет на прочность зубчатой передачи
Усилия в зацеплении зубчатой передачи и нагрузки на валы
Расчет тихоходного вала и выбор подшипников
Конструктивные размеры зубчатого колеса
Смазка и уплотнение элементов передачи
Графическая часть:
Приложение 1 «Эскизная компоновка тихоходного вала»
Приложение 2 «Расчетная схема тихоходного вала с эпюрами изгибающих и крутящих моментов»
Приложение 3 «Сборочный чертеж тихоходного вала».
Задание по расчету цилиндрической зубчатой передачи.
Рассчитать и спроектировать закрытую косозубую цилиндрическую передачу, передающую на тихоходном валу мощность Р>2>=6 кВт, при угловой скорости w>2>=3*3.14=9.42 рад/с. и передаточным числе u=3.3 Режим нагрузки - постоянный «Т».
По заданию выполнить:
А) расчеты
Б) чертежи
Дополнительные условия, которые необходимо учитывать при расчете, принимаются следующими:
А) вид передачи- косозубая цилиндрическая
Б) передача нереверсивная, не допускается изменение направления вращения валов.
В) двигатель асинхронный серии 4А; в соответствии с данными каталога электродвигателей максимально кратковременные перегрузки составляют 200%, поэтому коэффициент перегрузки к>п>=2.0
Г) требуемый срок службы передачи назначим h=20000 часов.
Введение
Редуктором называется механизм, состоящий из зубчатых или
червячных передач, выполненного в виде отдельного агрегата и
служащий для передачи мощности от двигателя рабочей машине с понижением угловой скорости и повышение вращающегося момента ведомого вала по сравнению с валом ведущим.
Редуктор состоит из корпуса (литого чугуна или стального сварного), в котором помещают элементы передачи - зубчатые колеса, валы, подшипники и т.д.
Применение соосной схемы позволяет получить меньшие габариты по длине, что и является ее основным достоинством. К числу недостатков соосных редукторов относятся:
а) Затруднительность смазки подшипников, находящихся в средней части корпуса.
б) Большое расстояние между порами промежуточного вала, что требует увеличение его диаметра для обеспечения достаточной прочности и жесткости.
Очевидно, применение соосных редукторов ограничивается случаями, когда нет необходимости иметь два конца вала быстроходного и тихоходного, а совпадение геометрически осей входного и выходного валов удобно при намеченной общей компоновке привода.
Нагрузочные параметры передачи.

Угловая скорость тихоходного вала w>2>=9,42 рад/с.; угловая скорость быстроходного вала:
Мощность на валах тихоходном валу Р>2>=6 кВт.
Мощность на быстроходном валу:
, где
-
КПД передачи.
КПД
зацепления косозубой цилиндрической
передачи.
КПД
одной пары подшипников качения.
Крутящий момент на быстроходном валу:

Крутящий момент на тихоходном валу:

Расчетные крутящие моменты принимаются:
Т>1Н>=Т>1>>F>=T>1>=201,055
;
Т>2Н>=Т>2>>F>=T>2>=636.943

Суммарное число циклов нагружения зубьев за весь срок службы передачи, соответственно для зубьев шестерни и колеса равны:
для
быстроходной
для
тихоходной
Переменность нагрузки в передаче
при тяжелом режиме нагружения учитывается
коэффициентами нагру
жения,
которые назначаем, ориентируясь на
стальные колеса: К>НЕ>=0,50,
при расчете на контактную выносливость.
К>FE>=0,30, при расчете на выносливость при изгибе.
Эквивалентное число циклов нагружения зубьев шестерни и колеса:
Максимальная нагрузка на зубья передачи при кратковременных нагрузках:

2. Расчет на прочность зубчатой передачи.
Минимальное
межосевое расстояние цилиндрической
зубчатой передачи:

Передача предназначена для индивидуального производства и Ки ней не предъявляются жесткие требования к габаритам. Но учитывая значительные кратковременные перегрузки, принимаем для изготовления зубчатых колес следующие материалы:
|
Параметр |
Для шестерни |
Для колеса |
|
Материал |
Сталь 45 |
Сталь 40 |
|
Температура закалки в масле, 0С |
840 |
850 |
|
Температура отпуска, 0С |
400 |
400 |
|
Твердость НВ |
350 |
310 |
|
σ>В,> МПа> > |
940 |
805 |
|
σ>Т,> МПа |
785 |
637 |
Допускаемое контактное напряжение:

Для зубьев шестерни определяется:
- предел ограниченной контактной выносливости поверхности зубьев при базе испытаний N>HO>

Предварительно принимается:
- коэффициент безопасности для колес с однородной структурой зубьев.
S>H>=1.1
коэффициент, учитывающий шероховатость поверхности Z>R>=0.95
Коэффициент долговечности
находится с учетом базы испытаний и
эквивалентного числа циклов нагружения
зубьев.
База испытаний определяется в зависимости:

Так как
,
то для переменного тяжелого режима
нагружения k>HL>=1.
Допускаемое контактное напряжение:
Для зубьев колеса соответственно определяется:

S>H>=1.1
Z>R>=0.95

Так как:
,
то k>HL>>2>=1
Допускаемое контактное напряжение:

Допускаемого контактного напряжение:

Число зубьев шестерни принимаем: Z>1>=26
Число зубьев колеса:
,
принимаем Z>2>=86
Фактическое передаточное число передачи:

Угол наклона линии зубьев β= 120
Вспомогательный коэффициент k>a>=430
Коэффициент ширины зубчатог
о
венца ψ>a>=0.4,
и соответственно:

Коэффициент k>HB>, учитывающий распределение нагрузки по ширине венца
k>HB>=1,05
Минимальное межосевое расстояние:
Нормальный модуль зубьев:

По ГОСТ 9563-90 принимаем m>n>=5 мм
Фактическое межосевое расстояние
,
назначаем a>w>=330,
тогда фактическое угол наклона зубьев:
По ГОСТ 13755-81 для цилиндрических зубчатых передач:
- угол главного профиля ά=200
- коэффициент высоты зуба h>a>*=1
- коэффициент радиального зазора с*=0.25
- коэффициент высоты ножки зуба h*>f>=1.25
- коэффициент радиуса кривизны переходной кривой р*=0.38
Размеры зубчатого венца колеса:
Внешний делительный диаметр колеса:




Размеры зубчатого венца шестерни
Внешний делительный диаметр колеса:

Внешний диаметр вершин зубьев:



Окружная скорость зубчатых колес:
>
>
Эквивалентные числа зубьев шестерни и колеса:

Номинальная окружная сила в зацеплении:

Коэффициент торцевого перекрытия:

Коэффициент осевого перекрытия:

Расчет на выносливость зубьев при изгибе:

Коэффициенты, учитывающие форму зуба принимаем:
Коэффициент, учитывающий форму сопряженных поверхностей зубьев:
Z>H>=1.77*cosβ=1.77*0.848=1,501
Коэффициент, учитывающий механические свойства материалов сопряженных зубчатых колес:
Z>M>=275
Н1/2/мм
Коэффициент, учитывающий суммарную длину контактных линий:

Коэффициент, учитывающий распределение нагрузки между зубьями:
k>Hα>=1.13; k>Hβ>=1.05
Коэффициент, учитывающий динамическую нагрузку в зацеплении:
K>H>>v>=1.03
Удельная расчетная окружная сила:

Допустимое контактное напряжение:


Допускаемое предельное контактное напряжение:

Расчет на контактную прочность:

Условие при расчете выносливости зубьев при изгибе:
Коэффициент, учитывающий форму зуба:
Y>F>>1>=3.84, для зубьев шестерни
Y>F>>2>=3.61, для зубьев колеса
Коэффициент, учитывающий перекрытие зубьев Y>ε>=1
Коэффициент, учитывающий наклон зубьев:

Коэффициент, учитывающий распределение нагрузки между зубьями:

Коэффициент, учитывающий
распределение на
грузки
по ширине венца:
k>Fβ>=1.1
Коэффициент, учитывающий динамическую нагрузку, возникающую в зацеплении:
K>Fv>=1.07
Удельная расчетная окружная сила:

Допустимое напряжение на изгиб:


Для зубьев шестерни определяем:
Предел ограниченной выносливости зубьев на изгиб при базе испытаний 4*106:

Коэффициент безопасности для колес с однородной структурой материала принимаем S>F>=1.7
Коэффициент учитывающий влияние приложение нагрузки на зубья k>FC>=1 -для нереверсивной передачи.
Коэффициент долговечности находим по формуле:
, поэтому принимаем k>FL>=1

Для зубьев колеса соответственно определяем:


S>F>=1.7; k>FC>=1; k>FL>=1; т.к N>FE2>=3.24*107>4*106

Расчет на выносливость при
изгибе:

Допустимое предельное напряжение на изгиб:

Предельное напряжение не вызывающая остаточной деформации или хрупкого излома зубьев для шестерни и колеса.

Принимаем коэффициент безопасности S>F>=1,7


Расчет на прочность при изгибе для шестерни:

Расчет на прочность при изгибе для колеса:

3.Усилия в зацеплении зубчатой передачи и нагрузки на валы
Усилия в зацеплении прямозубых цилиндрических зубчатых колес определяются по формулам:
Окружное усилие:


Радиальное усилие:

Осевое усилие:

4. Расчет тихоходного вала и выбор подшипников.
Для предварительного расчета
принимаем материал для изготовления
вала:
Материал- Сталь 40 нормализованная
σ>в>=550 МПа
σ>Т>=280 МПа
Допустимое напряжение на кручение [τ]=35 МПа
Диаметр выходного участка вала:

Для определения расстояния между опорами вала предварительно находим:
- длина ступицы зубчатого колеса l>ст>=80 мм
- расстояние от торца ступицы до внутренней стенки корпуса ∆=8мм.
- толщина стенки корпуса:

- ширина фланца корпуса:

- диаметр соединительных болтов:

- размеры для установки соединительных болтов:

- ширина подшипника В=22 мм принята первоначально для подшипника 212 с внутренним посадочным диаметром 60 мм и наружным диаметром 110 мм.
- размеры h>1>=14 мм и h>2>=10 мм назначены с учетом размеров крышек для подшипников с наружным диаметром 111 мм.
- ширина мазеудерживающего кольца с=6мм и расстояние до подшипника f=6мм, (смазка подшипника пластичной смазкой (V=2,939 м/с<3 м/с), поэтому мазеудерживающие кольца l>k>≈18мм
Таким образом, расстояние между опорами вала равно:

так, как колесо расположено на
валу симметрично относительно его опор,
то а=в=0,5*l=0.5*138=69
мм
Конструирование вала:
Диаметры:
- выходного участка вала d>1>=40 мм
- в месте установки уплотнений d>2>=55 мм
- в месте установки подшипника d>3>=60 мм
- в месте посадки колеса d>4>=63 мм
Длины участков валов:
- выходного участка l>1>=2d>1>=2*40=80 мм
- в месте установки уплотнений l>2>=45 мм
- под подшипник l>3>=B=22 мм
- под мазеудерживающее кольцо l>4>=l>k>+2=18+2=20 мм
- для посадки колеса l>5>=l>СТ>-4=80-4=76 мм
Проверка статической прочности
валов
Радиальные реакции в опорах вала находим в двух взаимно перпендикулярных плоскостях. Составляющие радиальных реакций в направлениях окружной и радиальной сил на каждой из опор вала будут равны:

Осевая реакция опоры 1 равна осевой силе:
F>a>=F>x>=1810.82 H
Максимальные изгибающие моменты в двух взаимно перпендикулярных плоскостях:

Результатирующий изгибающий момент:

Эквивалентное напряжение в опасном сечении вала:

Напряжение изгиба вала:

Напряжение сжатия вала:

Напряжение кручение вала:

Номинальное эквивалентное напряжение:

Максимальное допустимое напряжение:

Проверка статической прочности
вала при
кратковременных нагрузках:
Выбор подшипников качения тихоходного вала.
Для опор тихоходного вала предварительно назначаем подшипник 212 с внутренним посадочным диаметром d=60 мм, динамическая грузоподъемность которого С=52000 Н и статическая грузоподъемность С>0>=3100 Н
Для опоры 1:
,
что соответствует е=0,23
Отношение

Х=0,56; Y=1.95, а расчетная динамическая нагрузка

Для опоры 2:

поэтому X=1; y=0
Расчетная динамическая нагрузка:

С учетом режима нагружения (Т), для которого коэффициент интенсивности k>E>=0.8. расчетная эквивалентная динамическая нагрузка на подшипник:

Для 90% надежности подшипников (a>1>=1) и обычных условиях эксплуатации (a>23>=0.75) расчетная долговечность подшипников в милн.об:


Расчетная долговечность подшипника в часах:

что больше требуемого срока службы передачи.
4.Шпоночные соединения
Выбор размера шпонок
Для проектируемой сборочной единицы тихоходного вала выбираем следующие размеры призматических шпонок:
-на выходном валу:
bi x hi x li =14 x 9 x 70; ti>1>=5.5 мм
- под ступицей колеса:
bii x hii x lii =18 x 11 x 70; tii>1>=3 мм
проверка прочности шпоночных соединений.
Напряжение смятия боковых граней шпонки, установленной на выходном участке вала:
