Организация сбора налогов в СССР в 60-е годы
«Организация сбора налогов в СССР в 60-е года»
В середине 60-х гг. В СССР планировалось осуществление коренной хозяйственной реформы, направленной на повышение эффективности и прибыльности работы предприятия. Целями реформы были совершенствование системы управления народным хозяйством и усиление экономического стимулирование производства. Одним из основных документов, определявших цели и задачи хозяйственной реформы, было Постановление ЦК КПСС и СМ СССР «О совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства» от 4 октября 1965 года.
В сфере налогообложения к важнейшим мероприятиям по реформированию хозяйственного механизма следует отнести: изменение порядка распределения прибыли государственных предприятий, введение платы за фонды, фиксированных (рентных) платежей, реформирование системы подоходного обложения колхозов. Фактически неизменной оставалась система взимания налога с оборота.
Коммунистические принципы распределения требуют, однако, дальнейшего развития и совершенствования социалистических производственных отношений. Переход к этим принципам возможен «не раннее того, как будет создана материально-техническая база, достигнет высокого уровня создана материально-техническая база, достигнет высокого уровня создание людей, полностью разовьются и до конца проявят свои прогрессивные возможности принципы социализма». Эти возможности растут вместе с неуклонным и быстрым ростом материального производства и национального дохода страны, опережающим развитием наиболее прогрессивных отраслей промышленности . Общая сумма расходов на народное хозяйство составил в 1964 году 68.5 млрд. руб., в том числе ассигнования из бюджета на эту цель выразятся в сумме 38.7 млрд. руб., увеличивший против 1963 годом на 4%.
Национальный доход в СССР за 4-е года семилетки возрос на 32%, или в среднем на 8%1. Рост национального дохода обеспечивает увеличение абсолютных размеров, как фонда накопления, так и фонда потребления при сохранении более высоких темпов роста фонда накопления. Это означает, что распределение национального дохода производится с учетом хозяйственно-политических задач, стоящих перед страной.
Налог с оборота представлял собой особый вид платежа предприятий в бюджет, введенный налоговой реформой 1930-1932 п. (постановление ЦИК и СНК СССР от 2 сентября 1930 г.). Плательщиками налога с оборота были государственные производственные объединения, предприятия, организации, предприятия общественных и кооперативных (кроме колхозов) организаций (фабрики, заводы, фирмы, оптово-сбытовые' организации, специализированные оптовые организaции министерства торговли союзных республик, предприятия и оргaнизации потребительской кооперации и др.), действовавшие на основе хозрасчета, имевшие самостоятельный баланс и расчетный счет в Госбанке СССР. Преобладающий метод исчисления налога (исчислялось свыше 85% суммы платежа) - метод разницы в ценах, который применялся при наличии двух прейскурантов цен и утвержденных твердых оптовых цен предприятия на определенные виды товаров. Наряду с этим по многим товарам налог исчислялся' по ставкам в рублях и копейках с единицы измерения (т, м3, штуки) И в процентах к выручке от реализации.
Налогом с оборота в СССР облагалась выручка от реализации по розничным или оптовым ценам промышленности (с налогом с оборота) товаров собственного производства или собственной закупки всем покупателям, а также при отпуске по указанным ценам отдельных товаров (растительное масло, дрожжи, ферментированный табак, ткани, вата и др.) внутри объединения, предприятия. К облагаемому обороту относились также суммы (за товары, подлежащие обложению налогом с оборота), поступающие на основании решения арбитража, судебных и других органов по рассмотрению споров, в порядке частичной оплаты счетов; от организации железнодорожного, водного, воздушного и автомобильного транспорта по претензиям за утрату, недостачу и порчу товаров при перевозках; суммы надбавок к розничным ценам (оптовым ценам промышленности), предусмотренные соответствующим прейскурантом за дополнительную обработку или качественное улучшение товаров.
Не включалась в облагаемый оборот выручка: от реализации то. варов, по которым не установлено обложение налогом с оборота (мясомолочные товары, овощи, картофель, фрукты и др.); при от. пуске товаров в установленном порядке по оптовым ценам пред' приятий (без налога с оборота) для экспорта внешнеторговым организациям, а также организациям Государственного комитета СССР по материальным резервам и для промышленного потребления; от реализации товаров, по которым розничные цены за вычетом торговых и оптово-сбытовых скидок не превышают оптовых цен предприятий (без налога с оборота); от продажи изделий, изготовленных из материала заказчика на давальческих началах, и от оказания услуг от реализации товаров, которые в виде льготы полностью освобождаются от обложения (например, товары из местного сырья и отходов, производимые вновь организованными предприятиями местной промышленности); от продажи товаров после произведенной дополнительной обработки (крашение, полировка, шлифовка, пропитка и т.п.); упаковки, 'расфасовки, если эти товары ....были приобретены по розничным ценам или оптовым ценам промышленности (с налогом с оборота); от реализации отходов, полученных при переработке товаров, облагаемых налогом с оборота, Не подлежали обложению налогом с оборота также суммы авансов, полученных в соответствии с действующим порядком от покупателей :взысканные с лиц, виновных в хищениях, недостаче и порче товаров; выделяемые поставщиками в счетах отдельной строкой, не относящиеся к стоимости товаров денежных доходов государственных, кооперативных, общественных предприятий и организаций от реализации услуг и нетоварных работ (услуги транспортных предприятий, парикмахерских, предприятий . стирки и крашения, ремонта вещей, по изготовлению изделий из материалов заказчика и т.п.). Этот налог был введен налоговой реформой 1930-1932 п. (постановление ЦИК и СНК СССР от 3 августа 1931 г.) в дополнение к налогу с оборота. Уплачивался с полной валовой выручки от нетоварных операций, фактически полученной за истекший месяц. Ставки дифференцировались от 1 до 10% в зависимости от вида работ или услуг. Налог зачислялся в доходы местных бюджетов. С 1 января 1958 г. налог с нетоварных операций как самостоятельный платеж отменен.
В 1931 г. установлен налог с оборота кинотеатров, который в 1935 г. объединен с налогом со зрелищ. Налог с оборота кинотеатров взимался с валовой выручки от продажи билетов кинотеатров по ставке 30%.
К налогам, дополнительно введенным налоговой реформой, относился налог с совхозов. Введение налога обосновывалось необходимостью связать местные органы власти (райисполкомы) с расположеными на их территории совхозами и создать заинтересованность райисполкомов в финансовых результатах деятельности совхозов. Налог с Совхозов исчислялся по валовому доходу (т.е. обороту) от продажи сельскохозяйственной продукции на сторону, сдачи ее своему объединению, тресту и т.П., а также в свои торговые и промышленные предприятия, от отпуска этой продукции своим рабочим и служащим. Была установлена единая ставка налога в размере 1 % валового дохода. Налог с совхозов, взимавшийся в совокупности с налогом с оборота, нарушал принцип однократности. обложения товара: продукция, переданная в торговые предприятия совхоза (или в объединение) и уже обложенная налогом с совхозов по этой передаче, вторично облагалась налогом с оборота при реализации ее торговым предприятием(объединением ).
Налогом с оборота облагались государственные отраслевые объединения предприятия и организации по продаже товаров собственного производства и заготовки. По каждому отраслевому объединению устанавливалась единая ставка налога в процентах к плановому обороту. Из общей суммы налога, поступающего в бюджет. 78% вносили промышленные предприятия и 22% - оптово-сбытовые базы. Как правило, налог исчислялся в виде разницы в ценах. Поступления в бюджет, получаемые по этому методу, составляли 83% общей суммы налога с оборота; остальная его часть уплачивалась по ставкам в процентах к обороту и в твердых суммах с единицы продукции. Размер ставок определялся исходя из утвержденных розничных цен, себестоимости прибыли, оставляемой в распоряжении предприятия.
В соответствии с действующим законодательством налог с оборота, платежи из прибыли и другие государственные доходы предприятия и организации исчисляли и вносили в бюджет самостоятельно. На финансовые органы возлагался контроль за правильностью исчисления и своевременностью уплаты в бюджет средств.
Налог с доходов от демонстрации кинофильмов
В доходы местных бюджетов зачислялись поступления по налогу с доходов от демонстрации кинофильмов, заменившему в 1975 г. налог со зрелищ. В соответствии с Указом Президиума ВС СССР от 4 апреля 1975 г. плательщиками налога с доходов от демонстрации кинофильмов были кинотеатры, клубы, дома и дворцы культуры, киноустановки, кинопередвижки и др. Плательщики исчисляли сумму платежа по ставкам в процентах своей полной валовой выручке предприятий. Ставки налога дифференцировались в зависимости от местонахождения плательщика: в городах и поселках городского типа - 55%, в сельских местностях ~ 10%. Кинотеатры, построенные, реконструированные, переоборудованные за счет ссуд Госбанка СССР, независимо от их местонахождения уплачивали налог по ставке 10% .От налога были освобождены Бюро пропаганды советского киноискусства Союза работников кинематографии СССР по валовому сбору от проведения платных публичных лекций по вопросам киноискусства с демонстрацией киноматериалов, платных творческих вече[IOB мастеров кино с показом их произведений; специализированные детские кинотеатры; киносеансы для учащихся в общеобразовательных школах.
Суммы платежа в соответствии с законодательством союзных республик зачислялись в доходы местных бюджетов. Финансовые органы осуществляли контроль за деятельностью предприятий-плательщиков, учитывали начисленные и поступившие суммы платежей, проверяли полноту и своевременность их перечисления в бюджет.
Плата за фонды, веденные с 1996 года в соответствии с постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 4.10.1965 года, были созданы в целях повышения заинтересованности предприятия в лучшем использовании производственных основных фондов и оборотных средств. Плата за фонды представлял собой форму распределения прибыли, которая являлась одним из первоочередных платежей из прибыли в госбюджет СССР.
Нормативы платы за производственные фонды устанавливались на длительный период единым для производственных основных фондов и нормируемых оборотных средств. Ставка в промышленности равнялась 6%, а в отдельных отраслях с относительно низким уровнем рентабельности-3%. Плата за производственные фонды взималась с первоначальной стоимости основных производственных фондов, что должно было повышать заинтересованности предприятий в их современном обновлении и техническому совершенствованию. Исключением составляла нефтедобывающая промышленность, где в силу специфики отрасли плата за фонды исчислялась исходя из остаточной стоимости основных производственных фондов по ставке 11%.
Плата за производственные фонды предусмотрены льготы. Не вносили плату объедения, предприятия, у которых при ставке 3% недостаточно прибыли для образования фондов экономического стимулирования, и планово-убыточные предприятия. Не взималась плата за:
Основные производственные фонды, созданные
за счет фонда развития производства, - в течение 2 лет,
за счет банковской ссуды – на срок погашения, вновь введенные в действие предприятия, цехи и крупные производственные установки - на период освоения производственных мощностей в пределах нормативного срока
сооружения предназначенные для очистки воды и воздуха
сооружения и оборудование, предназначенные для обеспечения охраны труда и промышленной санитарии
и другие.
Стимулирующее воздействие данного платежа было незначительным в связи с тем, что сэкономленные на нем средства подлежали перечислению в бюджет в виде свободного остатка прибыли.
Фиксированные (рентные) платежи были установлены с 1967 года в соответствии вышеуказанным Постановлением. Эти платежи представляли собой форму изъятия в доход государства части прибыли объединений, предприятий, получение которой было обусловлено факторами, не зависящими от деятельности предприятия.
Фиксированные платежи были установлены для предприятий, у которых образовался чистый дифференциальный доход. Применение фиксированных платежей позволило выровнять рентабельность предприятий в пределах отрасли, исключив из суммы прибыли ту часть, которая не зависит от работы коллектива объединения.
Платежи исчисляли сами налогоплательщики и вносили в бюджет со своих расчетных счетов. Документальная проверка месячных (квартальных) отчетов плательщиков проводилась по данным бухгалтерского учета и первичным документам не реже одного раза в полугодие. А при взимании платежей в процентах от балансовой прибыли - одновременно со счетной проверкой бухгалтерских отчетов и балансов.
Источниками доходов в сельском хозяйстве была дифференциальная рента, которая изымалась, изымаясь государством через закупочные цены и подоходный налог с колхозников.
Подоходный налог с колхозников был установлен с в соответствии с Указом Президиума ВС СССР от 10 апреля 1965 году. Подоходный налог с колхозников зачислялся в доходы государственных бюджетов союзных республик и служил регулирующим доходом главным образом районных и сельских бюджетов.
Плательщиками выступали колхозники, имевшие доходы от сельского хозяйства. Подоходным налогом с колхозников облагались:
чистый доход за счет вычетом части дохода, соответствовавшей рентабельности 25%
часть фонда оплаты труда колхозников, превышавшая необлагаемый минимум, исчисляемый исходя из среднемесячного заработка в расчете на одного работающего колхозников.
Полностью или частично от дохода освобождаются колхозы, образованные из переселенцев или принявшие в свой состав семьи переселенцев.
Налоги, вносимые колхозниками и кооперативами, организациями по сравнению с платежами, поступающими от государственных предприятий, занимал незначительную часть. Их удельный вес в доходах бюджета составлял от 1.1 до 1.5%2.
Учет налогоплательщиков осуществлялся путем регистрации финансовыми органами граждан, имевших доходы либо иные объекты налогообложения в СССР. Регистрация приводилась ежегодно 1 января. В процессе учета плательщиков определялись также право граждан на налоговые льготы. Учет осуществляется в специальных книгах, форма которого утверждалась Минфин СССР.
Финансовые органы составляли налоговые списки – перечни, списки, реестры, содержавшие сведения о налогоплательщиках и объектах налогообложения, применяемые в различных системах обложения подоходным и поимущественными налогами.
На основании налоговых списков финансовые органы составляли и рассылали платежные сведения - документ, которым налогоплательщик уведомлялся о сумме и сроках внесения причитающихся с него платежей по налогам и сборам. В извещении указывались основания произведенного обложения. Платежное извещении указывались основания произведенного обложения. Платежное извещение выписывалось по подоходному налогу, налог на холостяков, одиноких, малосемейных граждан СССР, налогу с владельцев строений, земельному налогу на бланках строгой отчетности, для каждого налога была предусмотрена особая форма. Извещение вручалось плательщику в установленные сроки под расписку или пересылалось по почте заказным письмом.
В СССР функции налоговых сборщиков выполняли предприятия, учреждения и организация, которые производили выплату заработной платы рабочим и служащим, заработков граждан за временные и случайные работы. При взимании налогов с других групп плательщиков в качестве сборщиков налогов с других групп плательщиков в качестве сборщиков налогов выступали кредитные учреждения, сберегательные кассы, сельские Советы народных депутатов.
Литература
«История налогов в России» /// АВ Толкушкин 2001 год
«Очерки истории налогов с населения в СССР» ///ГЛ. Марьяхин 1964 год
Финансовая Академия при Правительстве Российской Федерации
Институт
Налогов и налообложения
Кафедра
Налогов и налообложения
«Организация сбора налогов в СССР в 60-е года»
Выполнила:
Омарова ПА
Студентка гр. Н2-4
Проверил:
Смирнов Денис. А
Москва 2004 год
1 Книга « Истории налогов с населения в СССР» ///ГЛ Мальяхин Москва 1964 год стр. 236-237
2 См: Экономическая энциклопедия. Политическая экономия /// Гл. Ред. АМ румянцев Т1 с 202