Конституция РФ-гарант реализации прав и свобод граждан в российском обществе

«УТВЕРЖДАЮ»

Начальник ОВО Медвежьегорском ОВД

п/полковник милиции Данилов Ю.П.

«____» ______________ 2001 года

КОНСПЕКТ

занятия по общественно-государственной подготовке командира взвода с младшим начальствующим составом ОВО при Медвежьегорском ОВД

ТЕМА: КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - ГАРАНТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Изучить с личным составом взвода тему данного занятия

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: Кабинет командира взвода.

ВРЕМЯ: 2 ЧАСА

Литература:

Гончаренко В.Д., Волгоградская академия МВД России.

ХОД ЗАНЯТИЯ

В современном понимании конституция представляет собой сложное историче­ское, социальное и правовое явление, которое в политико-правовой форме закрепляет основы общества и государства и выступает как закономерность демократического раз­вития цивилизованного государства

Сам термин «конституция» латинского происхождения, он означает - установле­ние, учреждение, устройство. Еще п эпоху античности так именовались различные пра­вовые акты. Первые конституции н современном смысле этого слова возникли в XVIII веке как всеобъемлющий итог победы буржуазных революции, в период, когда челове­чество, утверждая гуманистическое мировоззрение, осознало высшую ценность свобо­ды личности и необходимость ограничения произвола государства и установления пре­делов государственной власти.

Принятие подлинно народной конституции - показатель зрелости гражданского общества, его способности определять пределы и формы деятельности государственной власти и эффективно осуществлять контроль за ней. Конституция цивилизованного общества должна быть актом выражения ноли народа. Сущность конституции, заклю­чающаяся в утверждении общедемократических начал, находит свое воплощение в уч­реждении таких основ государства и естества, в рамках которых признаются к гаран­тируются права и свободы человека и гражданина.

Будучи результатом, социально-экономического, политического, духовного и пра­вового развития общества, конституция является важнейшим документом, который вы­ступает правовой основой государственности, демократии, законности и правопорядка. Она носит созидательный характер, представляя собой юридическую базу для успеш­ного функционирования институтов гражданского общества и правового государства, для надлежащей реализации прав и свобод человека и гражданина.

Конституция - основной закон, обладающий высшей юридической силой, то есть главный источник права, характеризующийся в качестве ядра всей системы правового регулирования общественных отношений в государстве. Принимаемые в Российской Федерации правовые акты, включая федеральные законы, конституции и уставы субъ­ектов федерации и другие должны соответствовать Конституции РФ и не противоречит ей (ст. 15 Конституции РФ).

Конституцию можно определить, как основной закон общества и государства, вы­ражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой, закрепляющий ос­новы общественного строя, правового положения личности, государственного устрой­ства, а также основы организации и деятельности органов государственной власти к местного самоуправления

Принятая 12 декабря 1993 г всенародным голосованием Конституция РФ - это принципиально новый политико-юридический документ, существенная новизна кото­рого проявляется в концептуальном подходе при определении основополагающих принципов общественного строя и правового положения личности. Конституция РФ, отражая опыт конституционного развития демократических государств, соответствует международным стандартам конституционного законотворчества и призвана гаранти­ровать общечеловеческие ценности, которые, и определяют ее сущность и содержание.

Главным критерием демократизма и гуманизма конституции является закрепляе­мая ею мера свободы личности и уровень гарантированности прав человека и гражда­нина. Для России идея свободы, прав человека и гражданина стала неотъемлемой ча­стью конституционной концепции. Так 22 ноября 1991 г в Российской Федерации была принята Декларация прав и свобод человека и гражданина, соответствующая Всеобщей декларации прав человека. Международному пакту о гражданских и политических пра­вах. Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах Со­гласно ст. 2 ныне действующей Конституции РФ «человек, его права и свободы явля­ются высшей ценностью Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства».

Закрепляя в качестве основ конституционного строя указанный принцип, Россий­ская Федерация подтверждает свое стремление соответствовать конституционно уста­новленным положениям о демократическом и правовом государстве, основная цель, ко­торою выражается в признании и обеспечении прав и свобод человека и гражданина.

Конституционный принцип гуманизма находит конкретизацию во 2 главе Консти­туции РФ «Права и свободы человека и гражданина». Фиксация в Конституции Рос­сийской Федерации прав и свобод человека и гражданина имеет важное значение, так как позволяет определить основы правового положения личности и обеспечить форми­рование конституционного статуса человека и гражданина, который базируется на сле­дующих принципах.

Приоритет международно-правовых стандартов в области прав человека. В соот­ветствии со ст. 15 Конституции РФ «общепризнанные принципы и нормы международ­ного права и международные договоры Российской Федерации являются составной ча­стью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». В ст. 17 Конституции РФ подчеркивается, что «в Россий­ской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права».

Заявив о своей приверженности общепризнанным принципам и нормам междуна­родного права, закрепляющим права и свободы человека, российское государство берет на себя обязательства перед гражданами и международным сообществом по их обеспе­чению

Применение общепризнанных принципов и норм международного права, касаю­щихся прав человека, имеет важное значение, как для их реализации, так и для реализа­ции соответствующих конституционных положений Особая роль в этом процессе при­надлежит Конституционному Суду, решения которого в большинстве случаев связаны с нарушением основных прав и свобод человека и гражданина. Например, в Постанов­лении Конституционного Суда от 23 мая 1995 г. содержится ссылка на ст. 26 Междуна­родного Пакта о гражданских и политических правах, устанавливающую, что «все лю­ди равны перед законом и имеют права без всякой дискриминации на данную защиту законом», и на Декларацию основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотребления властью.

Провозглашенные Конституцией РФ права и свободы человека и гражданина предполагают особый уровень гарантированности, включая применение механизма как внутригосударственной, так и международной правовой защиты прав.

Признание естественного характера прав человека. Конституция РФ в ч 2 ст. 17 закрепила, что «основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат ка­ждому от рождения».

Этот принцип лежит в основе правового статуса человека, зафиксированного в международных стандартах и национальном законодательстве. Характеризуя основные права и свободы человека неотчуждаемыми, Конституция подчеркивает недопусти­мость лишения или произвольного (незаконного) ограничения. В свою очередь ч. 3 ст. 55 Конституции РФ утверждает, что «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и закон­ных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Это совпадает по своему содержанию с ч. 2 ст. 23 Всеобщей Декларации прав человека. При этом в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина (ч. 2 ст. 55 Конституции РФ).

Взаимное уважение прав и свобод человека и гражданина Обладание правами и свободами не может означать произвола при их осуществлении или злоупотребления ими. Согласно ч. 3 ст. 17 Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Это важнейшее условие реализации свободы и основополагающий принцип правопорядка. Идея правового го­сударства о взаимной свободе и ответственности непосредственно связаны с утвержде­нием в обществе и государстве взаимного уважение прав и свобод человека и гражда­нина.

Непосредственное действие прав и свобод человека и гражданина. Этот принцип получил свое юридическое закрепление впервые в Конституции РФ 1993 г. Признание прав и свобод человека и гражданина непосредственно действующими предполагает возможность реализации и защиты прав и свобод в случае их нарушения в соответст­вии с Конституцией РФ, которая обладает высшей юридической силой и имеет прямое действие на всей территории России (ч. 1 ст. 15 Конституции РФ). Это означает верхо­венство прав и свобод человека и гражданина в правовой системе, так как «они опреде­ляют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и ис­полнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием» (ст. 18 Конституция РФ). В этой связи необходимо напомнить, что в этом проявляется су­щественный признак правового государства и принцип конституционного строя РФ, характеризующий права и свободы человека и гражданина, в качестве высшей ценности государства и общества.

Юридическое равенство. Конституция Российской Федерации в ст. 19 определила следующие аспекты этого важнейшего принципа конституционного статуса личности:

равенство всех перед законом и судом,

равенство прав и свобод человека и гражданина,

равноправие мужчины и женщины.

Конституционное закрепление равенства всех перед законом и судом имеет в ка­честве своей основы международный стандарт, установленный ст. 7 Всеобщей Декла­рацией прав человека, согласно которому «все люди равны перед законом и имеют право без всякого различия на равную защиту закона».

Равенство прав и свобод человека и гражданина гарантируется независимо от по­ла, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к рели­гии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других об­стоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам со­циальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности (ч. 2 ст. Конституции РФ).

Взятое на себя обязательство государством гарантировать равенство прав и сво­бод человека и гражданина подтверждает стремление Российской Федерации обеспе­чить правовую защиту человеческого достоинства от дискриминации в соответствии со ст. 2 Всеобщей Декларации прав человека и ст. 2 Международных Пактов права и свободы человека неотчуждаемыми. Конституция подчеркивает недопусти­мость лишения или произвольного (незаконного) ограничения. В свою очередь ч. 3 ст. 55 Конституции РФ утверждает, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и закон­ных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Это совпадает по своему содержанию с ч 2 ст. 23 Всеобщей Декларации прав человека. При этом в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина (ч. 2 ст. 55 Конституции РФ).

Взаимное уважение прав и свобод человека и гражданина. Обладание правами и свободами не может означать произвола при их осуществлении или злоупотребления ими. Согласно ч. 3 ст. 17 Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Это важнейшее условие реализации свободы и основополагающий принцип правопорядка. Идея правового го­сударства о взаимной свободе и ответственности непосредственно связаны с утвержде­нием в обществе и государстве взаимного уважение прав и свобод человека и гражда­нина.

Непосредственное действие прав и свобод человека и гражданина. Этот принцип получил свое юридическое закрепление впервые в Конституции РФ 1993 г. Признание прав и свобод человека и гражданина непосредственно действующими предполагает возможность реализации и защиты прав и свобод в случае их нарушения в соответст­вии с Конституцией РФ, которая обладает высшей юридической силой и имеет прямое действие на всей территории России (ч 1 ст. 15 Конституции РФ). Это означает верхо­венство прав и свобод человека и гражданина в правовой системе, так как «они опреде­ляют смысл, содержание и применение законен, деятельность законодательной и ис­полнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием» (ст. 18 Конституции РФ). В этой связи необходимо запомнить, что в этом проявляется су­щественный признак правового государства и принцип конституционного строя РФ, характеризующий права и свободы человека и гражданина в качестве высшей ценности государства и общества.

Юридическое равенство. Конституция Российской Федерации в ст. 19 определила следующие аспекты этого важнейшего принципа конституционного статуса личности:

равенство всех перед законом и судом,

равенство прав и свобод человека и гражданина,

равноправие мужчины и женщины

Конституционное закрепление равенства всех перед законом и судом имеет в ка­честве своей основы международный стандарт, установленный ст. 7 Всеобщей Декла­рацией прав человека, согласно которому «все люди равны перед законом и имеют право без всякого различия на равную защиту закона».

Равенство прав и свобод человека и гражданина гарантируется независимо от по­ла, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к рели­гии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других об­стоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам со­циальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности (ч. 2 ст. Конституции РФ)

Взятое на себя обязательство государством гарантировать равенство прав и сво­бод человека и гражданина подтверждает стремление Российской Федерации обеспе­чить правовую защиту человеческого достоинства от дискриминации в соответствии со ст. 2 Всеобщей Декларации нрав человека и ст. 2 Международных Пактов.

Конституционное закрепление равноправия мужчины и женщины и равных воз­можностей для реализации прав и свобод обусловлено требованиями Конвенции ООН «О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин» о включении этого принципа в национальные конституции (ст. 2 Конвенции). Российское законодательст­во предусматривает развернутую систему мер по реализации данного конституционно­го принципа

Гарантированность прав и свобод человека и гражданина. Статья 2 Конституции РФ устанавливает в качестве основ конституционного строя обязанность государства по признанию, соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина.

При этом государство берег на себя обязательство гарантировать права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международ­ного права и в соответствии с настоящей Конституцией (ч, I ст. 17 Конституции РФ), равенство прав и свобод человека и гражданина (ч 2 ст. 19 Конституции РФ), защиту прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации (ч. 1 ст. 45 Конституции РФ)

Под гарантиями прав и свобод человека и гражданина следует понимать общие социально-экономические, политические и духовные условия, а также специальные юридические средства, обеспечивающие реализацию и охрану прав и свобод Указан­ным гарантиям уделяется значительное внимание во 2 главе и в других главах Консти­туции

Основной экономической гарантией обеспечения прав и свобод выступает кон­ституционно установленный принцип экономического многообразия (ст. 8 Конститу­ции РФ). В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом различ­ные формы собственности, гарантируется свобода экономической деятельности и под­держка конкуренции. Земля и другие природные ресурсы характеризуются как основа жизни и деятельности народов (ст. 9 Конституции РФ). Одновременно с этим. Конституция РФ гарантирует единство экономического пространства и свободное перемеще­ние товаров, услуг и финансовых ресурсов (ч. 1 ст. 8 Конституции РФ).

Наряду с этим, важное гарантирующее воздействие на реализацию прав и свобод человека и гражданина оказывает обязанность российского государства проводить по­литику направленную на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и сво­бодное развитие человека (ст. 7 Конституции РФ).

Среди политических гарантий прав и свобод человека и гражданина особое значе­ние принадлежит таким конституционным принципам, как народовластие (ст. 3), раз­деление властей (ст. 10), местное самоуправление (ст. 12), политическое многообразие (ч. 3 ст. 13). В качестве политической гарантии можно признать и деятельность самого российского государства, которое по своей конституционной форме выступает как де­мократическое, правовое, федеративное государство с республиканской формой прав­ления (п 1 Конституции РФ), функцией которого является защита конституционного строя, включая обеспечение прав и свобод человека.

Духовным гарантиям так же принадлежит существенное значение в процессе обеспечения реализации и охраны прав и свобод. Одним из таких условий может рас­сматриваться принцип идеологического многообразия (ст. 13 Конституции РФ), со­гласно которому никакая идеология не может устанавливаться в качестве государст­венной или обязательной (ч, 2 ст. 13 Конституции РФ).

Вместе с тем, эффективная реализация и охрана прав и свобод человека и гражда­нина предполагает наличие механизма юридического гарантирования. Конституция РФ предусматривает различные юридические средства, обеспечивающие права и свободы.

Во-первых, учрежден пост Президента России как гаранта прав и свобод человека и гражданина (ст. 80 Конституции РФ) В Администрации Президента РФ в качестве самостоятельною подразделения функционирует Управление Президента РФ по работе с обращениями граждан. Наряду с этим, функционирует Комиссия по правам человека при Президенте РФ, представляющая собой элемент национальной системы несудеб­ных институтов, призванных обеспечить права человека и гражданина.

Во-вторых, конституционно закреплен (ст. 103 «д» ч. 1 Конституции РФ) и опре­делен Конституционным Законом от 26 февраля 1997 г. институт Уполномоченного по правам человека.

В-третьих, в Конституции РФ статус Конституционного Суда определяется как органа конституционного надзора и контроля, который призван играть важную роль в защите прав и свобод человека и гражданина (ст. 125 Конституции РФ).

В-четвертых, Конституция России установила в качестве основного направления деятельности Правительств РФ полномочия и сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан (ст. 1144 Конституции РФ), которые конкретизированы в Конституци­онном Законе «О Правительстве Российской Федерации».

В-пятых, конституционно закреплен институт прокурорского надзора (ст. 129 Конституции РФ), который также способствует укреплению законности и правопоряд­ка, обеспечению прав и свобод.

В-шестых, важнейшей юридической гарантией прав и свобод человека и гражда­нина является судебная защита (ч. 1 ст. 46 Конституции РФ) В суде могут быть обжа­лованы решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, орга­нов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (ч. 2 ст. 46 Конституция РФ)

В-седьмых, в рамках реализации конституционного права на обращение (ст. 33 Конституции) широко используются административно-правовые способы защиты прав и свобод

В-восьмых, специальной юридической гарантией прав и свобод может быть рас­смотрено право на получение квалифицированной юридической помощи (ч 1 ст. 48 Конституции РФ). Придание адвокатуре статуса добровольной ассоциации юристов га­рантирует ее независимость и объективность предварительного расследования и судеб­ного разбирательства.

В-девятых, в качестве конституционных гарантий прав и свобод выступают обще­признанный принцип презумпции невиновности в соответствии с которым каждый об­виняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена всту­пившим в законную силу приговором суда (ч 1 ст. 49 Конституции РФ), а также прин­цип, определяющий, что закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет (ч. 1 ст. 54 Конституции РФ)

В-десятых, юридической траншей признается охрана Конституцией, прав потер­певших от преступлений и злоупотреблений властью Государство обеспечивает потер­певшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба (ст. 52 Конститу­ции РФ) Одновременно с этим важное значение имеет право на возмещение государст­вом вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов госу­дарственной власти или их должностных лиц (ст. 53 Конституции РФ).

И наконец, Конституция Российской Федерации предусматривает не только госу­дарственную защиту прав и свобод человека и гражданина, но также и возможность самостоятельных активных действий по защите своих прав и свобод всеми способами, не запрещенными законом (ч 2 ст. 45 Конституции РФ). Существуют различные спо­собы самозащиты, включая самостоятельное отражение преступного посягательства (самооборона), обращение к общественному мнению или к средствам массовой инфор­мации и др. Особая роль в процессе обеспечения прав и свобод принадлежит правозащитному движению, которое функционирует в рамках, предусмотренных ст. ст. 13 и 30 Конституции РФ.

Вместе с тем, необходимо отметить, что человек не может нарушать обществен­ный порядок и превышать допустимые приделы правовой защиты.

Следует обратить внимание на то, что регулирование прав и свобод отнесено к исключительной компетенции Российской Федерации в целях обеспечения единого правового статуса человека и гражданина (ст. 71 Конституции РФ). В то же время за­щита прав и свобод является предметом совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72 Конституции РФ)

Наряду с этим. Конституция Российской Федерации предусматривает право каж­дого в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращать­ся в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты (ч. 3 ст. 46 Консти­туции РФ).

Ведущее место среди международных структур по обеспечению прав человека за­нимает Организация Объединенных Наций и ее специализированные органы, зани­мающиеся поощрением и защитой прав человека (Комиссия по правам человека, Коми­тет по правам человека, Комитет против пыток и др.). Важное значение в этом процессе принадлежит также и региональным межгосударственным организациям, таким как Совет Европы и Содружество Независимых Государств, членом которых является Рос­сийская Федерация.

В заключении требуется подчеркнуть, что перечисление в Конституции Россий­ской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина (ч 1 ст. 55 Конституции РФ). Это положение соответствует ст. 30 Всеобщей Декларации прав че­ловека, ст. 25 Международного Пакта об экономических, социальных и культурных правах, которые утверждают открытость перечня прав и свобод человека и гражданина, возможность присоединения новых прав к уже ранее провозглашенным.

В Конституции Российской Федерации перечислены основные права и свободы человека и гражданина, определенные международными стандартами, которые являют­ся универсальными для большинства государств мира и должны соблюдаться государ­ствами-участниками международных соглашений.

Конституционный перечень основных прав и свобод не всегда совпадает с обще­признанным установленным международным сообществом. Например, в Конституции РФ не зафиксировано право каждого на достаточный уровень жизни, включающий дос­таточное питание, одежду и жилище и на непрерывное улучшение условий жизни (ст. 11 Международного Пакта об экономических, социальных и культурных правах).

Ссылка на отсутствие в Конституции России того или иного права или свободы человека, утвержденного международно-правовым документом, несостоятельна. Во-первых, международные договоры рассматриваются составной частью правовой систе­мы Российской Федерации и российское государство взяло на себя обязательства при­знать гарантировать права и свободы человека и гражданина согласно общепризнан­ным принципам и нормам международного права. Во-вторых, отдельные элементы не­закрепленных в Конституции РФ прав и свобод вытекают из других конституционных положений, исходя из принципа неделимости и взаимозависимости гражданских, поли­тических, экономических, социальных и культурных (Резолюция 41/117 Генеральной Ассамблеи ООН от 4 декабря 1980 г.).

В тех случаях, когда международно-правовые акты фиксируют более высокий уровень прав и свобод человека, должен отдаваться приоритет международным стан­дартам. Не допускается какое либо ограничение или умаление общепризнанных принципов и норм международного права, касающихся прав человека, под предлогом отсут­ствия конституционной формы их закрепления.

Командир взвода капитан милиции Зверев А.А.

TYPE=RANDOM FORMAT=PAGE>7

Медвежьегорский отдел вневедомственной охраны