Анализ бюджета Кинель-Черкасского района
САМАРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ
КАФЕДРА «ФИНАНСЫ И КРЕДИТ»
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА
по курсу: "Бюджет и бюджетная система РФ"
на
тему: "Анализ бюджета Кинель-Черкасского
района"
Выполнил: Спрыжков И.М.
Самара, 2000
Бюджет Кинель-Черкасского района Самарской области за 9 месяцев 1999 г.
Таблица 1
Доходы бюджета Кинель-Черкасского района
Код |
Наименование статьи |
Сумма в бюджете района |
Сумма в консолидированном бюджете Самарской области |
Удельный вес статьи в доходах Кинель-Черкасского района, % |
Удельный вес статьи в аналогичной статье консолидированного бюджета, % |
01 |
Налоговые доходы |
19 899 |
8 185 060 |
38,62 |
0,24 |
03 |
Налоги на прибыль (доход), прирост капитала |
4 640 |
3 157 526 |
9,01 |
0,15 |
031 |
Налог на прибыль (доход) предприятий и организаций |
55 |
1 606 266 |
0,11 |
0,00 |
032 |
Подоходный налог с физических лиц |
4 585 |
1 549 782 |
8,90 |
0,30 |
033 |
Налог на игорный бизнес |
- |
1 478 |
- |
- |
05 |
Налоги на товары и услуги. Лицензионные и регистрационные сборы |
3 059 |
2 397 948 |
5,94 |
0,13 |
051 |
Налог на добавленную стоимость |
444 |
1 540 114 |
0,86 |
0,03 |
052 |
Акцизы по подакцизным товарам и отдельным видам |
5 |
218 340 |
0,01 |
0,00 |
053 |
Лицензионные и регистрационные сборы |
465 |
9 061 |
0,90 |
5,13 |
054 |
Налог на покупку иностранных денежных знаков и платежи |
18 |
18 360 |
0,03 |
0,10 |
055 |
Налог с продаж |
2 127 |
612 046 |
4,13 |
0,35 |
056 |
Прочие налоги и сборы на товары и услуги |
- |
27 |
- |
- |
07 |
Налоги на совокупный доход |
159 |
29 704 |
0,31 |
0,54 |
09 |
Налоги на имущество |
1 564 |
1 068 725 |
3,04 |
0,15 |
11 |
Платежи за пользование природными ресурсами |
7 055 |
302 275 |
13,69 |
2,33 |
111 |
Платежи за пользование недрами |
3 795 |
139 071 |
7,37 |
2,73 |
112 |
Платежи за пользование континентальным шельфом |
- |
- |
- |
- |
113 |
Платежи за пользование лесным фондом |
- |
866 |
- |
- |
114 |
Плата за пользование водными объектами |
38 |
9 903 |
0,07 |
0,38 |
115 |
Земельный налог |
3 222 |
152 322 |
6,25 |
2,12 |
117 |
Прочие платежи за пользование природными ресурсами |
- |
113 |
- |
- |
13 |
Налоги на внешнюю торговлю |
- |
- |
- |
- |
15 |
Прочие налоги сборы и пошлины |
3 422 |
1 228 882 |
6,64 |
0,28 |
151 |
Государственная пошлина |
514 |
16 911 |
1,00 |
3,04 |
152 |
Налоги субъектов РФ |
- |
- |
- |
- |
153 |
Местные налоги и сборы |
2 906 |
1 149 458 |
5,64 |
0,25 |
154 |
Прочие налоговые платежи и сборы |
2 |
62 513 |
0,00 |
0,00 |
17 |
Неналоговые доходы |
2 586 |
256 019 |
5,02 |
1,01 |
19 |
Доходы от государственной собственности |
1 905 |
197 020 |
3,70 |
0,97 |
23 |
Доходы от продажи земли |
- |
4 192 |
- |
- |
25 |
Административные платежи и сборы |
- |
2 630 |
- |
- |
27 |
Штрафные санкции, возмещение ущерба |
622 |
42 486 |
1,21 |
1,46 |
29 |
Доходы от внешнеэкономической деятельности |
- |
- |
- |
- |
31 |
Прочие неналоговые доходы |
59 |
9 691 |
0,11 |
0,61 |
33 |
Безвозмездные перечисления |
29 028 |
537 096 |
56,34 |
5,40 |
35 |
От бюджетов других уровней |
29 028 |
491 379 |
56,34 |
5,91 |
351 |
Дотации |
- |
- |
- |
- |
352 |
Субвенции |
- |
- |
- |
- |
353 |
Средства, полученные по взаимным расчетам |
600 |
123 424 |
1,16 |
0,49 |
354 |
Трансферты |
28 428 |
367 955 |
55,18 |
7,73 |
355 |
Трансферты за счет НДС |
- |
- |
- |
- |
356 |
Прочие безвозмездные перечисления |
- |
30 869 |
- |
- |
37 |
От государственных внебюджетных фондов |
- |
120 |
- |
- |
39 |
От государственных организаций |
- |
14 728 |
- |
- |
41 |
Доходы целевых бюджетных фондов |
10 |
32 992 |
0,02 |
0,03 |
411 |
Территориальные дорожные фонды |
- |
- |
- |
- |
412 |
Территориальные экологические фонды |
- |
- |
- |
- |
413 |
Фонды воспроизводства минерально-сырьевой базы |
10 |
32 992 |
0,02 |
0,03 |
45 |
Всего доходов |
51 523 |
9 011 167 |
100,00 |
0,57 |
Таблица 2
Расходы бюджета Кинель-Черкасского района
Код |
Наименование статьи |
Сумма в бюджете района |
Сумма в консолидированном бюджете Самарской области |
Удельный вес статьи в расходах Кинель-Черкасского района,% |
Удельный вес статьи в аналогичной статье консолидированного бюджета, % |
02 |
Государственное управление и самоуправление |
8 005 |
417 198 |
15,61 |
1,92 |
020 |
Оплата труда государственных служащих |
2 941 |
194 080 |
5,73 |
1,52 |
021 |
Приобретение оборудования |
850 |
16 994 |
1,66 |
5,00 |
022 |
Капитальное строительство |
- |
- |
- |
|
04 |
Правоохранительная деятельность |
421 |
331 606 |
0,82 |
0,13 |
040 |
Оплата труда государственных служащих |
- |
117 845 |
- |
- |
041 |
Приобретение оборудования |
- |
13 763 |
- |
- |
042 |
Капитальное строительство |
- |
7 350 |
- |
- |
06 |
Фундаментальные исследования |
- |
1 994 |
- |
- |
060 |
Оплата труда государственных служащих |
- |
- |
- |
- |
061 |
Приобретение оборудования |
- |
- |
- |
- |
062 |
Капитальное строительство |
- |
- |
- |
- |
08 |
Промышленность, энергетика и строительство |
1 095 |
105 684 |
2,13 |
1,04 |
080 |
Оплата труда государственных служащих |
- |
- |
- |
- |
081 |
Приобретение оборудования |
- |
- |
- |
- |
082 |
Капитальное строительство |
- |
76 495 |
- |
- |
083 |
Субсидии |
- |
26 616 |
- |
- |
10 |
Сельское хозяйство и рыболовство |
2 461 |
265 515 |
4,80 |
0,93 |
010 |
Оплата труда государственных служащих |
441 |
9 041 |
0,86 |
4,88 |
011 |
Приобретение оборудования |
- |
22 129 |
- |
- |
012 |
Капитальное строительство |
- |
51 367 |
- |
- |
013 |
Субсидии |
- |
14 343 |
- |
- |
12 |
Охрана окружающей природной среды |
- |
33 391 |
- |
- |
120 |
Оплата труда государственных служащих |
- |
1 069 |
- |
- |
121 |
Приобретение оборудования |
- |
301 |
- |
- |
122 |
Капитальное строительство |
- |
8 733 |
- |
- |
123 |
Субсидии |
- |
318 |
- |
- |
14 |
Транспорт , дорожное хозяйство,связь и информатика |
1 591 |
496 103 |
3,10 |
0,32 |
140 |
Оплата труда государственных служащих |
- |
- |
- |
- |
141 |
Приобретение оборудования |
- |
69 840 |
- |
- |
142 |
Капитальное строительство |
874 |
101 771 |
1,70 |
0,86 |
143 |
Субсидии |
681 |
318 223 |
1,33 |
0,21 |
16 |
Развитие рыночной инфраструктуры |
- |
70 |
- |
- |
160 |
Оплата труда государственных служащих |
- |
- |
- |
- |
161 |
Приобретение оборудования |
- |
- |
- |
- |
162 |
Капитальное строительство |
- |
- |
- |
- |
163 |
Субсидии |
- |
- |
- |
- |
18 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
16 072 |
1 716 935 |
31,34 |
0,94 |
180 |
Оплата труда государственных служащих |
- |
222 |
- |
- |
181 |
Приобретение сборудования |
- |
198 |
- |
- |
182 |
Капиталыное строительство |
2 690 |
116 509 |
5,24 |
2,31 |
183 |
Субсидии |
9 286 |
1 180 211 |
18,10 |
0,79 |
20 |
Предупреждение и ликвидация последствийвий ЧС |
- |
13 814 |
- |
- |
22 |
Образование |
11 711 |
1 817 474 |
22,83 |
0,64 |
220 |
Оплата труда государственных служащих |
756 |
731 850 |
1,47 |
0,10 |
221 |
Медикаменты и перевязочные средства |
- |
226 |
- |
- |
222 |
Продукты питания |
- |
118 889 |
- |
- |
223 |
Стипендии |
91 |
21 642 |
0,18 |
0,42 |
224 |
Приобретение оборудования |
102 |
10 191 |
0,20 |
1,00 |
225 |
Капитальное строительство |
- |
84 643 |
- |
- |
24 |
Культура, искусство и кинематография |
3 546 |
171 055 |
6,91 |
2,07 |
240 |
Оплата труда государственных служащих |
753 |
38 360 |
1,47 |
1,96 |
241 |
Приобретение оборудования |
125 |
9 474 |
0,24 |
1,32 |
242 |
Капитальное строительство |
- |
17 223 |
- |
- |
26 |
Средства массовой информации |
501 |
26 481 |
0,98 |
1,89 |
260 |
Оплата, труда государственных служащих |
- |
272 |
- |
- |
261 |
Приобретение оборудования |
- |
- |
- |
- |
262 |
Капитальное строительство |
- |
- |
- |
- |
263 |
Государственная поддержка периодической печати |
- |
6 184 |
- |
- |
28 |
Здравоохранение и физическая культура |
1 486 |
1 302 227 |
2,90 |
0,11 |
280 |
Оплата труда государственных служащих |
45 |
20 050 |
0,09 |
0,22 |
281 |
Медикаменты и перевязочные средства |
8 |
3 878 |
0,02 |
0,21 |
282 |
Продукты питания |
36 |
2 200 |
0,07 |
1,64 |
2“3 |
Приобретение оборудования |
- |
17 825 |
- |
- |
284 |
Капитальное строительство |
- |
69 840 |
- |
- |
30 |
Социальная политика |
2 845 |
878 066 |
5,55 |
0,32 |
300 |
Оплата труда государственных служащих |
1 298 |
74 639 |
2,53 |
1,74 |
301 |
Медикаменты и перевязочные средства |
- |
7 187 |
- |
- |
302 |
Продукты питания |
- |
37 201 |
- |
- |
303 |
риобретение оборудования |
36 |
10 200 |
0,07 |
0,35 |
304 |
Капитальное строительство |
- |
5 355 |
- |
- |
305 |
Государственные пособия гражданам, имеющим детей |
- |
359 160 |
- |
- |
32 |
Финансовая помощь бюджетам других уровней |
- |
491 378 |
- |
- |
320 |
Финансовая помощь бюджетам других уровней |
- |
491 378 |
- |
- |
3200 |
Дотации |
- |
- |
- |
- |
3201 |
Субвенции |
- |
- |
- |
- |
3202 |
Трансферты |
- |
367 954 |
- |
- |
3203 |
Средства, полученные по взаимным расчетам |
- |
123 424 |
- |
- |
321 |
Прочие мероприятия в области регионального развития |
- |
- |
- |
- |
34 |
Прочие расходы |
1 556 |
411 521 |
3,03 |
0,38 |
340 |
Бюджетные ссуды |
603 |
67 445 |
1,18 |
0,89 |
3400 |
Ссуды бюджетам |
- |
2 600 |
- |
- |
3401 |
Возврат ссуд бюджетами |
- |
94 |
- |
- |
3402 |
Бюджетные ссуды, выданные министерствами и ведомствами |
938 |
118 150 |
1,83 |
0,79 |
3403 |
Возврат ссуд министерствам и ведомствам |
335 |
53 211 |
0,65 |
0,63 |
36 |
Прочие расходы, не отнесенные к другим подразделениям |
953 |
344 076 |
1,86 |
0,28 |
38 |
Расходы целевых бюджетных фондов |
- |
- |
- |
- |
381 |
Территориальный дорожный фонд |
- |
- |
- |
- |
382 |
Территориальный экологический фонд |
- |
- |
- |
- |
383 |
Территориальный фонд воспроизводства минерального сырья |
- |
- |
- |
- |
40 |
Всего расходов |
51 290 |
8 450 512 |
100,00 |
0,61 |
42 |
Превышение доходов над расходами |
233 |
530 655 |
|
|
Таблица 3
Дополнительные поступления бюджета Кинель-Черкасского района
Код |
Наименование статьи |
Сумма в бюджете района |
Сумма в консолидированном бюджете Самарской области |
71 |
Изменение остатков средств бюджета |
- 233 |
- 423 271 |
710 |
Остатки на начало периода |
567 |
302 242 |
711 |
Остатки на конец периода |
800 |
725 513 |
7112 |
В т.ч. оборотная кассовая наличность |
- |
111 273 |
73 |
Государственные ценные бумаги |
- |
- |
731 |
Погашение основной суммы задолженности |
- |
- |
732 |
Погашение основной суммы задолженности |
- |
- |
75 |
Бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней |
- |
2 506 |
750 |
Получение бюджетных ссуд |
- |
2 600 |
751 |
Погашение основной суммы задолженности |
- |
94 |
77 |
Кредиты, полученные от банков |
- |
- 137 523 |
771 |
Получение кредитов |
- |
97 858 |
772 |
Погашение кредитов |
- |
235 381 |
79 |
Прочие источники внутреннего финансирования |
- |
- 2 012 |
790 |
Получение кредитов (бюджетных ссуд) |
- |
12 714 |
791 |
Погашение основной суммы задолженности |
- |
14 726 |
83 |
Поступления от продажи государственного имущества |
- |
29 645 |
830 |
Поступления от приватизации организаций |
- |
25 142 |
831 |
Поступления от продажи государственных акций |
- |
4 503 |
81 |
Всего источников финансирования |
- 233 |
- 530 655 |
100 |
Оплата труда государственных служащих |
6 234 |
1 198 852 |
101 |
Начисления на оплату труда |
2 536 |
415 688 |
102 |
Капитальные вложения в основные фонды |
5 063 |
747 635 |
1020 |
Приобретение оборудования |
1 113 |
170 909 |
1021 |
Капитальное строительство |
3 950 |
563 567 |
103 |
Дебиторская задолженность: -оплата коммунальных услуг |
- |
274 |
104 |
Кредиторская задолженность: -оплата труда государственных служащих |
- |
162 |
1040 |
Из них: по образованию |
- |
- |
1041 |
по здравоохранению |
- |
- |
105 |
Начисления по оплате труда |
- |
62 |
1050 |
Из них: по образованию |
- |
- |
1051 |
по здравоохранению |
- |
- |
106 |
Просроченная задолженность по государственным пособиям |
- |
- |
107 |
Просроченная задолженность по Стипендиям |
- |
- |
108 |
Просроченная задолженность по оплате коммунальных услуг |
- |
175 587 |
Анализ доходной части бюджета
Все виды местных налогов и сборов определены Законом РФ от 27.12.91г. «Об основах налоговой системы в РФ» с последующими изменениями и дополнениями к нему. В соответствии с ним местным органом самоуправления предоставлено право определять:
конкретных плательщиков налогов и сборов;
права, обязанности и ответственность плательщиков;
порядок представления отчетности по этим налогам и сборам;
размеры и порядок исчисления налогов и сборов;
органы, осуществляющие прием налогов и сборов;
сроки уплаты и зачисления поступающих средств в соответствующие бюджеты;
кому и как решать вопросы по льготам.
Правила распределения налогов между субъектами Федерации и местными властями определяются ежегодным законом о бюджете соответствующего субъекта.
Местный бюджет - это главная финансовая база местных органов власти. Бюджетные и имущественные права, предоставленные местным органам власти, дают им возможность составлять, рассматривать, утверждать и исполнять свои бюджеты, распоряжаться переданными в их ведение предприятиями и получать от них доходы.
Экономическая сущность местных бюджетов проявляется в их назначении. Они выполняют следующие функции:
Формирование денежных фондов, служащих финансовым обеспечением деятельности местных органов власти;
Распределение и использование этих фондов между отраслями народного хозяйства;
Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций и учреждений, подведомственных местным органам власти.
На местные органы власти возложена важная задача по претворению в жизнь государственной социальной программы. Финансирование мероприятий по обслуживанию населения в решающей части проводится за счет средств местных бюджетов. Осуществление государственной программы в области социального развития требует больших материальных и финансовых ресурсов.
Доходная часть местных бюджетов состоит из собственных доходов и поступлений от регулирующих доходов, она также может включать финансовую помощь в различных формах (дотации, субвенции, средства фонда финансовой поддержки муниципальных образований), средства по взаимным расчетам.
На основе данных таблицы 1 можно провести следующий анализ.
В целом в общем уровне доходов Самарской области доходы Кинельского района за 9 месяцев (с января по октябрь) 1999 г. составили 51 523 тыс. рублей, или 0,57% консолидированного бюджета.
Структуру доходной части составляют налоговые и неналоговые поступления, а также безвозмездные перечисления.
Таблица 4
Доходная часть бюджета Кинель-Черкасского района
Наименование статьи |
Сумма в бюджете района |
Сумма в консолидированном бюджете Самарской области |
Удельный вес статьи в доходах Кинель-Черкасского района,% |
Удельный вес статьи в аналогичной статье консолидированного бюджета, % |
Налоговые доходы |
19 899 |
8 185 060 |
38,6 |
0,2 |
Неналоговые доходы |
2 586 |
256 019 |
5,0 |
1,01 |
Безвозмездные перечисления |
29 028 |
537 096 |
56,3 |
5,40 |
Доходы целевых бюджетных фондов |
10 |
32 992 |
0,0 |
0,03 |
ВСЕГО доходов |
51 523 |
9 011 167 |
100,00 |
0,57 |
В основе распределения общегосударственных денежных ресурсов между звеньями бюджетной системы заложены принципы территориального формирования источников и подведомственности предприятий, организаций, учреждений. Исходя из этих принципов, доходы местных бюджетов формируются за счет закрепленных и регулирующих источников.
Таблица 4
Закрепленные и регулирующие налоги бюджета Кинель-Черкасского района
Наименование статьи |
Сумма в бюджете района |
Удельный вес статьи в налоговых доходах Кинель-Черкасского района,% |
Налоговые доходы, всего |
19 899 |
100 |
Закрепленные |
8 159 |
41,00 |
Земельный налог |
3 222 |
16,19 |
Местные налоги и сборы |
2 906 |
14,60 |
Налоги на имущество |
1 564 |
7,86 |
Лицензионные и регистрационные сборы |
465 |
2,34 |
Прочие налоговые платежи и сборы |
2 |
0,01 |
Регулирующие |
11 740 |
59,00 |
Подоходный налог с физических лиц |
4 585 |
23,04 |
Платежи за пользование недрами |
3 795 |
19,07 |
Налог с продаж |
2 127 |
10,69 |
Государственная пошлина |
514 |
2,58 |
Налог на добавленную стоимость |
444 |
2,23 |
Налоги на совокупный доход |
159 |
0,80 |
Налог на прибыль (доход) предприятий и организаций |
55 |
0,28 |
Плата за пользование водными объектами |
38 |
0,19 |
Налог на покупку иностранных денежных знаков и платежи |
18 |
0,09 |
Акцизы по подакцизным товарам и отдельным видам |
5 |
0,03 |
К закрепленным относятся доходы, которые полностью или в твердо фиксированной доле, на постоянной или долговременной основе в установленном порядке поступают в соответствующий бюджет.
Регулирующие доходы - это доходы, которые в целях сбалансирования доходов и расходов поступают в соответствующий бюджет в виде процентных отчислений от налогов или других платежей по нормативам, утвержденным в установленном порядке на данный финансовый год.
Доля регулирующих налогов в сумме доходов составляет 16%, а структуре всех налоговых доходов - 59%.
Таким образом, в структуре налоговых доходов большую долю занимают регулирующие налоги, и они незначительно превышают закрепленные. Следует отметить, что удельный вес закрепленных налоговых доходов в бюджете Кинель-Черкасского района очень мал. А ведь именно эта группа должна занимать большую долю (70%) среди остальных групп доходов.
Налоговые доходы составляют 19899 тыс. рублей, или 38,6% всех доходов района.
Таблица 5
Налоговые доходы бюджета
Наименование статьи |
Сумма в бюджете района |
Сумма в консолидиро- ванном бюджете Самарской области |
Удельный вес статьи в доходах Кинель-Черкасского района,% |
Удельный вес статьи в аналогичной статье консолидированного бюджета, % |
Налоговые доходы |
19 899 |
8 185 060 |
100,00 |
0,24 |
Налоги на прибыль (доход), прирост капитала |
4 640 |
3 156 048 |
23,32 |
0,15 |
Налог на прибыль (доход) предприятий и организаций |
55 |
1 606 266 |
0,28 |
0,00 |
Подоходный налог с физических лиц |
4 585 |
1 549 782 |
23,04 |
0,30 |
Налоги на товары и услуги. Лицензионные и регистрационные сборы |
3 059 |
2 397 921 |
15,37 |
0,13 |
Налог на добавленную стоимость |
444 |
1 540 114 |
2,23 |
0,03 |
Акцизы по подакцизным товарам и отдельным видам |
5 |
218 340 |
0,03 |
0,00 |
Лицензионные и регистрационные сборы |
465 |
9 061 |
2,34 |
5,13 |
Налог на покупку иностранных денежных знаков и платежи |
18 |
18 360 |
0,09 |
0,10 |
Налог с продаж |
2 127 |
612 046 |
10,69 |
0,35 |
Налоги на совокупный доход |
159 |
29 704 |
0,80 |
0,54 |
Налоги на имущество |
1 564 |
1 068 725 |
7,86 |
0,15 |
Платежи за пользование природными ресурсами |
7 055 |
301 296 |
35,45 |
2,34 |
Платежи за пользование недрами |
3 795 |
139 071 |
19,07 |
2,73 |
Плата за пользование водными объектами |
38 |
9 903 |
0,19 |
0,38 |
Земельный налог |
3 222 |
152 322 |
16,19 |
2,12 |
Прочие налоги сборы и пошлины |
3 422 |
1 228 882 |
17,20 |
0,28 |
Государственная пошлина |
514 |
16 911 |
2,58 |
3,04 |
Местные налоги и сборы |
2 906 |
1 149 458 |
14,60 |
0,25 |
Прочие налоговые платежи и сборы |
2 |
62 513 |
0,01 |
0,00 |
Таблица 5
Виды налогов в порядке убывания их доли в доходной части бюджета
Наименование статьи |
Сумма в бюджете района |
Удельный вес статьи в налоговых доходах Кинель-Черкасского района,% |
Налоговые доходы |
19 899 |
100,00 |
Подоходный налог с физических лиц |
4 585 |
23,04 |
Платежи за пользование недрами |
3 795 |
19,07 |
Земельный налог |
3 222 |
16,19 |
Местные налоги и сборы |
2 906 |
14,60 |
Налог с продаж |
2 127 |
10,69 |
Налоги на имущество |
1 564 |
7,86 |
Государственная пошлина |
514 |
2,58 |
Лицензионные и регистрационные сборы |
465 |
2,34 |
Налог на добавленную стоимость |
444 |
2,23 |
Налоги на совокупный доход |
159 |
0,80 |
Налог на прибыль (доход) предприятий и организаций |
55 |
0,28 |
Плата за пользование водными объектами |
38 |
0,19 |
Налог на покупку иностранных денежных знаков и платежи |
18 |
0,09 |
Акцизы по подакцизным товарам и отдельным видам |
5 |
0,03 |
Прочие налоговые платежи и сборы |
2 |
0,01 |
Из диаграммы 3 видно, что самая большая статья налоговых доходов - это подоходный налог с физических лиц, который составляет 23% всех налоговых поступлений, при этом налоги на прибыль предприятий составляют лишь 0,3% всех налоговых поступлений. Сумма доходов от внешней торговли равна 0, как и по всей Самарской области.
Что касается неналоговых поступлений, они составляют 2 586 тыс. рублей или 5% всех доходов Кинель-Черкасского района.
Можно выделить следующие неналоговые поступления и долю каждого в общей сумме неналоговых доходов (по убыванию):
Таблица 6
Виды неналоговых поступлений в порядке убывания их доли в доходной части бюджета
Наименование статьи |
Сумма в бюджете района |
Удельный вес статьи в неналоговых доходах Кинель-Черкасского района, % |
Неналоговые доходы |
2 586 |
100,00 |
Доходы от государственной собственности |
1 905 |
73,67 |
Штрафные санкции, возмещение ущерба |
622 |
24,05 |
Прочие неналоговые доходы |
59 |
2,28 |
Самой большой статьей в неналоговых доходах являются статья доходы от государственной собственности, которая составляет 74% в структуре всех неналоговых поступлений. Также в составе неналоговых поступлений значительный удельный вес занимают доходы фискального характера. Это, прежде всего, относится к штрафным санкциям и возмещению ущерба, которые составляют 24% неналоговых доходов.
Кроме налоговых и неналоговых поступлений в бюджет Кинель-Черкасского района значительная часть средств поступает для целевого финансирования различных мероприятий от бюджетов других уровней в виде безвозмездных перечислений.
Таблица 7
Виды безвозмездных перечислений в порядке убывания их доли в доходной части бюджета
Наименование статьи |
Сумма в бюджете района |
Удельный вес статьи в доходах Кинель-Черкасского района,% |
Безвозмездные перечисления |
29 028 |
100,00 |
Трансферты |
28 428 |
97,93 |
Средства, полученные по взаимным расчетам |
600 |
2,07 |
Безвозмездные перечисления составляют 29028 тыс. рублей или 56,3% от общего объема доходов бюджета. Причем их доля в аналогичной статье консолидированного бюджета составляет 5,4%.
Основная доля безвозмездных перечислений от бюджетов других уровней приходится на трансферты (98%), затем идут средства, полученные по взаимным расчетам (2%).
Трансферты - это финансовая помощь из вышестоящего бюджета территориям, нуждающимся в финансовых ресурсах, т.е. территориям, где доход бюджетных средств на душу населения ниже среднероссийского и среднерегионального.
Необходимо отметить, что доходы от целевых внебюджетных фондов (Фонды воспроизводства минерально-сырьевой базы) составили всего 10 тыс. рублей.
Таким образом, можно выделить следующие основные проблемы:
недостаток закрепленных доходов;
большой удельный вес безвозмездных перечислений, которые увеличивают зависимость района от бюджетов других уровней;
плохую собираемость налогов с предприятий.
Анализ расходной части бюджета Кинель-Черкасского района
Наиболее ярко экономические и социальные процессы проявляются при анализе расходной части местных бюджетов.
Определяющее направление деятельности местных органов власти - это разработка и осуществление планов экономического и социального развития на подведомственной им территории.
Расходная часть местных бюджетов включает расходы, связанные с:
решением вопросов местного значения, установленные законодательством РФ и законодательством субъекта РФ;
осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления;
обслуживанием и погашением долга по муниципальным займам и ссудам.
Как видно из таблицы 2, расходы за 9 месяцев 1999 г. составили 51290 тыс. рублей, что составляет 0,61% всех расходов консолидированного бюджета.
Таблица 8
Виды расходов бюджета Кинель-Черкасского района
Наименование статьи |
Сумма в бюджете района |
Удельный вес статьи в расходах Кинель-Черкасского района, % |
Всего расходов |
51 290 |
100,00 |
Хозяйственные расходы |
21 219 |
41,37 |
Расходы на социально-культурные мероприятия |
20 089 |
39,17 |
Расходы на управление |
8 426 |
16,43 |
Прочие расходы |
1 556 |
3,03 |
Таблица 8
Статьи расходов в порядке убывания их доли в расходной части бюджета
Наименование статьи |
Сумма в бюджете района |
Сумма в консолидиро- ванном бюджете Самарской области |
Удельный вес статьи в расходах Кинель-Черкасского района,% |
Удельный вес статьи в аналогичной статье консолиди- рованного бюджета, % |
Всего расходов |
51 290 |
8 450 512 |
100,00 |
0,61 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
16 072 |
1 716 935 |
31,34 |
0,94 |
Образование |
11 711 |
1 817 474 |
22,83 |
0,64 |
Государственное управление и самоуправление |
8 005 |
417 198 |
15,61 |
1,92 |
Культура, искусство и кинематография |
3 546 |
171 055 |
6,91 |
2,07 |
Социальная политика |
2 845 |
878 066 |
5,55 |
0,32 |
Сельское хозяйство и рыболовство |
2 461 |
265 515 |
4,80 |
0,93 |
Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика |
1 591 |
496 103 |
3,10 |
0,32 |
Прочие расходы |
1 556 |
411 521 |
3,03 |
0,38 |
Здравоохранение и физическая культура |
1 486 |
1 302 227 |
2,90 |
0,11 |
Промышленность, энергетика и строительство |
1 095 |
105 684 |
2,13 |
1,04 |
Средства массовой информации |
501 |
26 481 |
0,98 |
1,89 |
Правоохранительная деятельность |
421 |
331 606 |
0,82 |
0,13 |
Анализируя расходную часть бюджета Кинель-Черкасского района, можно сказать, что в 1999 г. наибольший удельный вес в общем объеме расходов занимали хозяйственные расходы и расходы на социально-культурные мероприятия (см. диаграмму 4), их удельный вес во всех расходах составил 41% и 39% соответственно, в том числе на образование - 22%. Что не удивительно, ведь территориальным органам подведомственна подавляющая часть социально-культурных учреждений и, в первую очередь, учреждения народного образования и здравоохранения. Поэтому спецификой расходов территориальных бюджетов является значительное преобладание в них расходов на социально-культурные мероприятия.
Самая маленькая статья в данной группе расходов – правоохранительная деятельность, она составляет 0,82% всех расходов района. Самую значительную долю в этой группе расходов занимают расходы на жилищно-комунальное хозяйство - 31% всех расходов.
Третье место среди четырех основных групп расходов занимают расходы на государственное управление и самоуправление. На их долю приходится 16% всех расходов района.
Отрицательным моментом является то, что отсутствует финансирование таких важных статей бюджета как развитие рыночной инфраструктуры; предупреждение и ликвидация ЧС; развитие хозяйства; фундаментальные исследования.
Также в составе прочих расходов отсутствуют расходы целевых бюджетных фондов и расходы, связанные с финансовой помощью бюджетам других уровней.
Можно выделить такие проблемы, как недостаточное финансирование правоохранительных органов, здравоохранения, сельского хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства. Увеличение расходов по этим статьям можно осуществить за счет сокращения расходов на государственное управление и самоуправление.
В настоящее время одним из главных направлений использования финансовых ресурсов должно быть финансирование развития местной производственной базы как основы для получения в будущем собственных доходов.
Бюджет Кинель-Черкасского района сведен с мизерным профицитом в 233 тыс. рублей или 0,4% к доходам, что является, скорее всего, отражением недофинансирования каких-либо запланированных объектов. Именно на эти цели к концу года могут быть отвлечены средства и таким образом расходы могут превысить доходы.
1