Моделирование синхронных электродвигателей с учетом изменения уровня напряжения питающей сети
Моделирование синхронных электродвигателей с учетом изменения уровня напряжения питающей сети
Р.А. Олимов, И.В. Кирилин Норильский индустриальный институт
Известно, что под математической моделью элемента схемы электро-снабжения понимается совокупность математических уравнений, их коэффициентов и неравенств, описывающих определенное состояние или процессы в элементе. Универсальных математических моделей элементов, в полной мере отражающих процессы, происходящие в них, не существует. Поэтому в модели обычно выделяют те свойства элемента, которые доминируют в рассматриваемом процессе, и пренебрегают свойствами, мало влияющими на результат расчетов. Однако для повышения точности расчетов по возможности следует учитывать влияние, даже, казалось бы, несущественных изменений величин, принимаемых при моделировании неизменными.
В сетях общего промышленного назначения согласно ГОСТ 13109-97 до-пускается эксплуатировать электро-установки в течение длительного времени (95% каждых суток (22 ч 48 мин)) при отклонениях напряжения (±5%) и в те-чение остальных 5% (1 ч 12 мин) – при отклонениях ±10%. Систематические отклонения напряжения, превышающие нормированные align=«center»значения по величине и длительности, характерны, в частности, для локальных энергосистем, напри-мер, для Норильской энергосистемы. Несмотря на низкий коэффициент мощно-сти потребителей промышленных предприятий Норильской горной компании, среднеэксплуатационные уровни напряжений в сети 110 кВ энергосистемы поддерживаются на достаточно высоком уровне (117 – 122 кВ). Это объясняет-ся малой протяженностью системообразующих и тупиковых линий. Напряжения на шинах низшего напряжения трансформаторных подстанций также часто превышают номинальные значения на 5-10%. Причиной этого является отсут-ствие встречного регулирования напряжения на трансформаторах главных по-низительных подстанций (при наличии устройств РПН). Последнее обстоятель-ство обусловлено суровыми климатическими условиями эксплуатации трансформаторов на площадках открытых распределительных устройств и отсутствием нормативной численности персонала. Рассмотрим, каким образом можно учесть отклонения напряжения при разработке математической модели синхронного двигателя для определения его возможностей как источника реактивной мощности.
Увеличение напряжения приводит к росту
намагничивающего тока двигателя со
стороны статора и снижению индуктивного
сопротивления взаимной индукции по
продольной оси
двигателя
по сравнению с номинальным режимом
(1)
здесь
коэффициент,
вводимый для перехода от намагничивающей
силы обмотки якоря к намагничивающей
силе обмотки возбуждения;
–
магнитная индукция в зазоре;
–
число последовательно соединенных
витков, которым при данном магнитном
потоке определяется значение ЭДС в фазе
обмотки;
— обмоточный коэффициент;
— относительное значение напряжения.
С уменьшением
значения
снижается и сопротивление
.
Это в свою очередь, вызывает [1]
непропорциональное снижение тока
возбуждения (2)
(2)
где
,
— относительные нагрузки статора
соответственно по активной и реактивной
мощности;
— сопротивление двигателя по продоль-ной
оси, соответствующее насыщению магнитной
цепи при холостом ходе и номинальном
напряжении статора.
Для синхронных
электродвигателей типа СДС-19-56-40,
используемых для привода шаровых мельниц
(ШМ) обогатительных фабрик Норильской
гор-ной компании согласно (2), увеличение
напряжения на 10% приводит к сле-дующей
зависимости составляющей индуктивного
сопротивления двигателя по продольной
оси полюсов
от
загрузки двигателей активной мощностью
[2]

здесь
– магнитное напряжение воздушного
зазора при напряжении, рав-ном
.
Тогда при
характерной загрузке синхронных
двигателей ШМ активной мощностью
значения
будут
изменяться в пределах 0,903÷1,066
(синхронное реактивное сопротивление
рассеяния двигателя
определено
в [2]).
С учетом того,
что двигатели ШМ как источники реактивной
мощности практически не используются
и эксплуатируются с
(из-за
величины по-терь активной мощности в
них, превышающей потери на передачу той
же реак-тивной мощности от генераторов
системы), токи возбуждения, определенные
по (2) необходимо поддерживать в пределах
0,878÷0,923 от
номинального значения.
При работе
синхронных двигателей ШМ с номинальным
напряжением на зажимах и той же характерной
загрузке активной мощностью значения
сопротивления
будут находиться в пределах 0,979÷1,159
, т.е. будут отличаться от определенных
ранее примерно на 10%. Ток возбуждения
при этом необходимо поддерживать
примерно равными 0,489÷0,917
– номинального значения.
Таким образом,
при загрузке двигателей активной
мощностью
погрешность
расчета тока возбуждения без учета
превышения напряжения пи-тающей сети
составляет более 40%.
Список литературы
1. Сыромятников И. А. Режимы работы асинхронных и синхронных двигателей // Под ред. Л. Г. Мамиконянца. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Энергоатомиздат, 1984.
2. Кирилина О. И. Определение параметров синхронных двигателей // Промышленная энергетика. 2003. № 1. C. 27–31.
Для подготовки данной применялись материалы сети Интернет из общего доступа