Взаимозаменяемость, стандартиризация и технические измерения
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ИНЖЕНЕРНО – ФИЗИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
(ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ)
Отделение № 2
Курсовой проект по курсу:
ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМОСТЬ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ
и ТЕХНИЧЕСКИЕ ИЗМЕРЕНИЯ
Вариант 7
Новоуральск
–1995–
ВВЕДЕНИЕ
1. ПОСАДКА С НАТЯГОМ
1.1. Содержание задания и исходные данные.
1.2. Определение угловой скорости и крутящего момента на валу.
1.3 Расчет посадок с натягом.
1.4. Схема расположения полей допусков отверстия и вала.
2. ПЕРЕХОДНАЯ ПОСАДКА
2.1. Содержание задания и исходные данные.
2.2. Расчет переходной посадки
2.3. Схема расположения допусков отверстия и вала
3. РАСЧЕТ ПОСАДОК ПОДШИПНИКОВОГО СОЕДИНЕНИЯ
3.1. Задание и исходные данные.
3.2. Расчет посадок.
3.3. Эскизы посадочных мест и схема расположения допусков отверстия и вала
4. РАСЧЕТ КАЛИБРОВ
4.1. Задание и исходные данные.
4.1. Расчет калибров.
4.2. Схемы расположения полей допусков рабочих и контркалибров.
5. РАСЧЕТ ЗУБЧАТОГО ЗАЦЕПЛЕНИЯ
5.1. Задание и исходные данные к расчету
5.2. Расчет начальных параметров
5.3. Расчет параметров зубчатого зацепления.
6. РАСЧЕТ РАЗМЕРНОЙ ЦЕПИ
6.1. Задание и исходные данные
6.2. Расчет.
6.2.1. Метод полной взаимозаменяемости
6.2.2. Вероятностный метод.
ЛИТЕРАТУРА
ВВЕДЕНИЕ
Выполнение данной курсовой работы преследует собой следующие цели:
– научить студента самостоятельно применять полученное знание по курсу ВСТИ на практике;
– изучение методов и процесса работы со справочной литературой и информацией ГОСТ;
– приобретение необходимых навыков по оформлению курсовых и аналогичных работ.
Преимуществами курсовой работы по сравнению с другими видами обучения можно назвать практически полную самостоятельноcть студента во время ее выполнения, необходимость использования знаний не только по данному предмету, но и по многим смежным областям.
1. ПОСАДКА С НАТЯГОМ
1.1. Содержание задания и исходные данные.
По заданному вращающему моменту рассчитать и выбрать посадку с натягом, обеспечивающую как неподвижность соединения, так и прочность сопрягаемых деталей. Изобразить схему расположения полей допусков отверстия и вала.
Таблица 1
Число зубьев |
Материал |
Модуль переда чи m, мм |
Угловая скорость V, м/с |
Переда ваемая мощность Р, КВт |
||
колеса z2 |
шестер ни z1 |
колесо |
шкив |
|||
ст 45 |
чугун |
3 |
2.5 |
8 |
||
50 |
23 |
E=1*1011 МПа |
E=9*1010 МПа |
1.2. Определение угловой скорости и крутящего момента на валу.
Расчет производим по алгоритму, приведенному в [1].
>>,
где > > – угловая скорость, c–1;
m, z>1>, V взяты из таблицы 1.
>>=72 с-1.
>> ,
где Р – передаваемая мощность, КВт.
Т>КР>=8000/72=110 Нм.
1.3 Расчет посадок с натягом.
Расчет и выбор посадки производится по пособию [1], т1, стр. 360–365.
где: d>Н>– номинальный диаметр сопряжения вала и шестерни;
d>Ш>– диаметр шестерни;
l – длина сопряжения.
d>Н>=50 мм;
d>Ш>=69 мм;
l=56 мм.
Определение минимального значения нормального напряжения > >, Па на поверхности сопряжения, обеспечивающего передачу заданной мощности.
>>,
где Т>КР >– крутящий момент, Нм;
f – коэффициент трения при установившемся процессе распрессовки или проворачивания – принимаем f= 0.08, т.к. это прессовая посадка;
l – длина контакта сопрягаемых поверхностей, м.
>>=6.252×106 Па.
Определение наименьшего расчетного натяга N>MIN>, мкм, обеспечивающего [Pmin], мкм:
>>,
где Е – модуль нормальной упругости материала, Па;
С>1> и С>2> – коэффициенты Ляме, определяемые по формулам:
>>,
> >,
где m>1> и m>2> — коэффициенты Пуассона соответственно для охватываемой и охватывающей деталей; принимаем
m>1>=m>2>=0.3;
d>0> — внутренний диаметр вала – в нашем случае равен нулю.
>>,
>>.
>> мкм.
Определяем с учетом поправок величину минимального натяга [N>MIN>], мкм.
>>,
где g>Ш> — поправка, учитывающая смятие неровностей кон- тактных поверхностей деталей при образовании соединения, мкм.
>>,
где R>aD> — среднее арифметическое отклонение профиля отверстия, мкм;
R>ad> — среднее арифметическое отклонение профиля вала, мкм.
Для поверхности деталей в посадках с натягом собираемых под прессом, квалитет 6—7 и d>H> от 50 до 120 мкм:
R>aD>=1.6 мкм;
R>ad>=1.6 мкм.
g>Ш> =5(1.6+1.6)=16 мкм.
[N>min>]=7+16=23 мкм.
Определение максимально допустимого удельного давления [p>max>], МПа, при котором отсутствует пластическая деформация на контактных поверхностях деталей.
В качестве [p>max>] берем наименьшее из двух значений, рассчитываемых по формулам:
>>,
>>,
где p>1> и p>2> – предельное значение удельного давления соответственно для вала и шестерни;
s>m1> и s>m2> — предел текучести материалов охватываемой и охватывающей деталей, МПа.
Для Ст 45 s>m>=350 МПа.
>>МПа;
>> МПа.
Так как p>2 >< p>1>, то [p>max>]=99 МПа.
Определим необходимое значение наибольшего расчетного натяга N’>max>.
>>,
>>мкм.
Определим с учетом поправок к N’>max >величину максимального допустимого натяга.
>>,
где g>уд> — коэффициент увеличения давления у торцов охватывающей детали.
По рис. 1.68 [1], исходя из > >=1.07, принимаем g>уд>=0.89.
[N>max>]=1010.89+16=105 мкм.
Выбираем посадку.
d>H>=50 мм; N>min>>22 мкм; N>max>£105 мкм.
Æ50 > >.
1.4. Схема расположения полей допусков отверстия и вала.
Схема расположения полей допусков отверстия и вала изображена на рис. 2.
Рис. 2.
2. ПЕРЕХОДНАЯ ПОСАДКА
2.1. Содержание задания и исходные данные.
Для неподвижного разъемного соединения назначить переходную посадку; обосновать ее назначение. Определить вероятность получения соединений с зазором и с натягом. Изобразить схему расположения полей допусков отверстия и вала.
2.2. Расчет переходной посадки
Руководствуясь пособием [1], назначаем как наиболее удобную исходя из условий сборки скользящую посадку Æ40>> .
Данная посадка не обеспечивает достаточной прочности и как следствие конструктивно предусмотрена шпонка. Параметры посадки:
EI=0 мкм – нижнее отклонение отверстия;
ES=25 мкм – верхнее отклонение отверстия;
es=8 мкм – верхнее отклонение вала;
ei=–8 мкм – нижнее отклонение вала.
Максимальный натяг:
N>MAX>=es–EI,
N>MAX>= 8–0=8 мкм.
Минимальный натяг:
N>MIN>=ei–ES,
N>MIN>=–8–25=–33 мкм.
Далее, вычислим средний натяг:
N>c>=(N>MAX >+ N>MIN >)/2,
N>C>= –12.5 мкм.
Знак минус говорит о посадке с зазором.
Допуск отверстия:
T>D>=ES–EI,
T>D>=25 мкм.
Допуск вала:
Т>d>=es–ei,
T>d>=16 мкм.
Определим среднеквадратичное отклонение натяга (зазора).
>>,
>>.
Вычислим предел интегрирования:
>>,
Z=–12.5/4.946=2.51.
Пользуясь таблицей 1.1. [1], получим:
Ф(Z)=0.493.
Рассчитаем вероятность натягов и зазоров:
P>N>=0.5–Ф(Z),
P>N>=0.5–0.493=0.7 % – т. к. Z<0;
P>S>=0.5+Ф(Z),
P>S>=0.5+0.493= 99,3 % – т.к. Z<0.
Следовательно, при сборке большинство изделий будет с зазором.
2.3. Схема расположения допусков отверстия и вала
3. РАСЧЕТ ПОСАДОК ПОДШИПНИКОВОГО СОЕДИНЕНИЯ
3.1. Задание и исходные данные.
Рассчитать (назначить) посадки по внутреннему и наружному кольцам подшипника качения. Построить схемы расположения полей допусков колец подшипников качения и соединяемых с ним деталей вала и корпуса. Выполнить эскизы посадочных мест под подшипник вала и корпуса и обозначить на эскизе номинальные размеры, поля допусков, требования к шероховатости, форме и расположения поверхностей.
Согласно заданию, имеем радиальный сферический двухрядный роликоподшипник номер 3609 ГОСТ 5721–75. Нагружаемость С>0>=75 КН. Ширина колец b=36, диаметр внутреннего кольца d>1>=45 мм и внешнего d>2>=100 мм. Фаска согласно [2] r=2.5 мм. Нагружающие силы F>R>:
>>,
от шестерни и от шкива примерно одинаковые по модулю и противоположны по направлению.
>>2.7 кН.
3.2. Расчет посадок.
Внутреннее кольцо нагружено циркуляционной нагрузкой интенсивностью Р>R >, кН/м.
>>,
где k>1> – динамический коэффициент посадки, зависящий от характера посадки – при перегрузке до 150 % умеренных толчках и вибрациях k>1>=1;
k>2> – учитывает степень ослабления посадочного натяга при полом вале или тонкостенном корпусе – k>2>=1;
k>3> – коэффициент неравномерости распределения радиальной нагрузки между рядами роликов в двухрядных конических роликоподшипниках или между сдвоенными шарикоподшипниками при наличии осевой нагрузки k>3>=1.
>>=174 кН.
По табл. 4.90.1. [1] выбираем поля допуска js6 для внутреннего кольца и К6 для внешнего.
Обратимся к табл. 4.91., которая рекомендует принять следующие посадки:
внутреннее циркуляционно нагруженное с нормальным режимом работы 0.07С>0><F>R><0.15C>0> – посадка L6/js6, которой соответствует: N>МАХ>=18.5 мкм; S>MIN>=–8 мкм;
внешнее, закрепленное в корпусе, местнонагруженное кольцо с режимом работы 0.07C>0><F>R><0.15C>0> – посадка JS7/l6,
где N>MAX>=17 мкм; S>MIN>=-30 мкм.
Проверку внутреннего кольца на прочность можно произвести по формуле:
>>,
где К – коэффициент, равен 2.8 в нашем случае;
[s>P>] – допускаемое напряжение на сжатие, МПа;
d – диаметр внутреннего кольца, мм.
>>=155 мкм – условие прочности выполнено.
Выбираем 6–й класс точности подшипника.
Допуски соосности посадочных поверхностей вала ÆТВ>РС >и корпуса ÆТК>РС> и допуск торцевого биения заплечиков в корпусной детали ТК>ТБ> и валов ТВ>ТБ> примем по табл. 4.94. [1]:
ÆТВ>РС>=21 мкм; ÆТК>РС>=42 мкм; ТК>ТБ>= 16 мкм; ТВ>ТБ>=30 мкм.
Шероховатость посадочных поверхностей:
вала:
R>a>=0.63 мкм;
отверстий корпуса:
R>a>=0.63 мкм;
опорных торцов заплечиков вала и корпуса:
R>a>=1.25 мкм.
3.3. Эскизы посадочных мест и схема расположения допусков отверстия и вала
Эскизы посадочных мест и схема расположения допусков отверстия и вала изображены на рис. 5 .
4. РАСЧЕТ КАЛИБРОВ
4.1. Задание и исходные данные.
Спроектировать гладкие калибры для контроля отверстия и вала одного из сопряжений и контрольные калибры для рабочей скобы. Выполнить эскизы стандартных калибров, указав на них исполнительные размеры рабочих поверхностей.
Выберем вал d=Æ50 js6 с параметрами:
ei=– 8 мкм;
es= 8 мкм.
Отверстие D=Æ50 H7 с параметрами:
ES=25 мкм;
EI=0 мкм.
4.2. Расчет калибров.
Определяем наибольший и наименьший предельные размеры вала:
d>MAX>=50.008 мкм;
d>MIN>=49.992 мкм.
В табл. 4 гл. 1 [3] для квалитета 6 и интервала размера свыше 35 до 50 мм находим данные для определения размеров необходимых калибров для вала, мм:
Z>1>=0.0035; Y>1>=0.003; H>P>=0.0015; H>1>=0.004;
где Z>1 >–> >отклонение середины поля допуска на изготовление проходного калибра для вала относительно наибольшего предельного размера изделия;
Y>1> – допустимый выход размера изношенного проходного калибра для вала за границу поля допуска изделия;
Н>1 >– допуск на изготовление калибров для вала;
Н>Р> – допуск на изготовление контрольного калибра для скобы.
Определение размеров калибров и контркалибров производится по формулам из таблиц 2 и 3 [3].
Наименьший размер проходного нового калибра–скобы ПР:
ПР=d>MAX>–Z>1>–H>1>/2,
ПР=50.008–0.0035–0.002=50.0025 мм.
Наименьший размер непроходного калибры–скобы НE:
НЕ=d>MIN>–H>1>/2,
НЕ=49.992–0.002=49.99 мм.
Предельное отклонение +0.004 мм.
Предельный размер изношенного калибра–скобы ПР:
ПР=d>MAX>+Y1,
ПР=50.008+0.003=50.011 мм.
Наибольший размер контркалибра К–ПР равен:
К–ПР=d>MAX>–Y>1>+H>P>/2,
К–ПР=50.008–0.003+0.00075=50.005 мм.
Наибольший размер контркалибра К–НЕ равен:
К–НЕ =d>MIN>+H>P>/2,
К–НЕ=49.992+0.00075=49.993 мм.
Наибольший размер контркалибра К–И равен:
К–И =d>MAX>+Y>1>+H>P>/2,
К–И=50.008+0.003+0.00075=50.0115 мм.
Предельное отклонение –0.0015 мм.
В табл. 4 гл. 1 [3] для квалитета 7 и интервала размера свыше 35 до 50 мм находим данные для определения размеров необходимых калибров для отверстия, мм:
H=0.004; Z=0.0035; Y=0.003,
где Н – допуск на изготовление калибров для отверстия;
Z – отклонение середины поля допуска на изготовление проходного калибра для отверстия относительно наибольшего предельного размера изделия;
Y – допустимый выход изношенного проходного калибра для отверстия за границу поля допуска.
ES=0.0025 мм;
EI=0;
D>MAX>=50.025 мм;
D>MIN>=50 мм.
Наибольший размер проходного нового калибра–пробки
ПР=D>MIN>+Z+H/2,
ПР=50+0.0035+0.004/2=50.0055 мм.
Наибольший размер непроходного калибра–пробки:
НЕ=D>MAX>+H/2,
НЕ=50.025+0.002=50.027 мм.
Предельное отклонение: –0.004 мм.
Предельный размер изношенного калибра–пробки:
ПР=D>MIN>–Y,
ПР=50–0.003=99.997 мм.
4.3. Схемы расположения полей допусков рабочих и контркалибров.
Схемы расположения полей допусков рабочих и контркалибров изображены на рис. 6.
5. РАСЧЕТ ЗУБЧАТОГО ЗАЦЕПЛЕНИЯ
5.1. Задание и исходные данные к расчету
Для заданной пары зубчатых колес установить степени точности по нормам кинематической точности, плавности и контакта; назначить комплекс контролируемых показателей и установить по стандарту числовые значения допусков и предельных отклонений по каждому из контролируемых показателей.
Рассчитать гарантированный боковой зазор в передаче и подобрать по стандарту вид сопряжения и его числовое значение.
Выполнить рабочий чертеж одного зубчатого колеса в соответствии с требованиями стандартов.
Параметры зубчатого зацепления указаны в табл. 1.
5.2. Расчет начальных параметров
Межосевое расстояние a>W> рассчитывается по формуле:
а>W>=(d>1>+d>2>)/2,
где d>1 > и d>2> – диаметры соответственно шестерни и колеса.
d>1 >=m×z>1> ,
d>1>=69 мм.
d>2>=m×z>2 >,
d>2>=150 мм.
a>W>=(69+150)/2=110 мм.
5.3. Расчет параметров зубчатого зацепления.
Согласно [1], табл. 5.12 и 5.13 назначаем 8–ю степень точности передачи, так как окружные скорости невысоки, как и передаваемые мощности. Данная степень точности отмечена как наиболее используемая.
Назначим комплекс показателей точности, пользуясь материалом табл. 5.6., 5.7., 5.9., 5.10., назначаем:
допуск на радиальное биение зубчатого венца F>r>:
F>r>=45 мкм;
допуск на местную кинематическую погрешность f'>i> :
f'>i>=36 мкм;
допуск на предельные отклонения шага f>pt>:
f>pt>=±20 мкм;
допуск на погрешность профиля f>f>:
f>f>=14 мкм.
Пусть суммарное пятно контакта обладает следующими параметрами:
ширина зубчатого венца b>W> составляет по высоте зуба не менее 50 % и по длине зуба не менее 70 % – тогда справедливо:
допуск на непараллельность f>Х>:
f>Х>=12 мкм;
допуск на перекос осей f>Y>:
f>Y>=6.3 мкм;
допуск на направление зуба F>b>:
F>b>=10 мкм;
шероховатость зубьев R>Z>:
R>Z>=20 мкм.
Минимальный боковой зазор рассчитывается по алгоритму примера главы 5.3. [1] :
j>n min>=j>n1>+j>n2>,
где j>n1> и j>n2> – соответственно слагаемые 1 и 2.
>>,
где а – межосевое рассстояние, мм;
a>Р1 >, a>Р2> – коэффициенты теплового расширения соответственно для зубчатых колес и корпуса, 1/° С;
t>1> , t>2 >– предельные температуры, для которых рассчитывается боковой зазор соответственно зубчатых колес и корпуса, ° С; принимаем согласно заданию t>1>=50, t>2>=35.
>>=14 мкм.
j>n2>=(10¸30) m,
j>n2>=45 мкм.
j>n min>=59 мкм. Cледовательно, пользуясь табл. 5.17., принимаем вид сопряжения С и IV класс отклонения межосевого расстояния. Тогда предельное отклонение межосевого расстояния :
f>a>=±45 мкм.
Максимальный возможный боковой зазор определяется по формуле :
j>n max>=j>n min>+0.684 (T>H2>+T>H3>+2f>a>)> >,
где T>H2 >, T>H3>– допуск на смещение исходного контура;
f>a> – предельное отклонение межосевого.
T>H2>=120 мкм;
T>H3>=180 мкм;
j>n max>=325 мкм.
Назначим контрольный комплекс для взаимного расположения разноименных профилей зубьев. Для этого из табл 5.30. возьмем длину общей нормали W при m=3 и z>n>=2 – число одновременно контролируемых зубьев.
W=m*W>m>,
W>m>=10.7024 мм;
W=m*W>m> =23.1072 мм.
Верхнее отклонение E>W ms>, мкм:
E>W ms>= E>W ms1 >+ E>W ms2> ,
где E>W ms1 >, E>W ms2 >– наименьшее дополнительное смещение исходного контура, соответственно слагаемое 1 и 2 :
E>W ms1>=60;
E>W ms2>=11;
E>W ms>=71 мкм.
Допуск на среднюю длину общей нормали:
T>wm>=60 мкм.
>>.
Данный результат отображается на чертеже.
6. РАСЧЕТ РАЗМЕРНОЙ ЦЕПИ
6.1. Задание и исходные данные
6.1.1. По заданным предельным размерам замыкающего звена сборочной размерной цепи рассчитать допуски составляющих звеньев методом полной взаимозаменяемости и вероятностным методом (использовать метод единого квалитета); рассчитать предельные отклонения составляющих звеньев размерной цепи. Сделать сравнение и дать заключение об экономической целесообразности применения того или иного метода.
6.1.2. Схема размерной цепи приведена на рис. 7.
Рис 7.
Номинальные размеры звеньев, мм:
В>1>=157, В>2>=56, В>3>=12, В>4>=36, В>5>=13, В>6>=25, В>7>=5 мм.
В>1> – увеличивающее звено, остальные – уменьщаюшие.
6.2. Расчет.
Замыкающее звено рассчитывается по формуле:
В>å>=B>1>–( B>2>+ B>3>+ B>4>+ B>5>+ B>6>+ B>7>),
B>å>=157–(56+12+36+13+25+5)=10 мм.
Максимальный размер замыкающего звена [B>å>> MAX >]:
[B>å>> MAX >]=0.4 мм.
Минимальный размер замыкающего звена [B>å>> MIN >]:
[B>å>> MIN >]=–0.4 мм.
Предельный зазор:
>>,
[S>å>]=0.4 мм.
Предельный натяг:
>>,
[N>å>]=–0.4 мм.
Среднее отклонение:
>>,
[>>=0.
6.2.1. Метод полной взаимозаменяемости
Предполагаем, что подшипник, являющийся стандартным изделием, уже имеет определенный квалитет и размер Т>4>=36>–0.3>.
Согласно [1], табл. 3.3., получаем количество единиц допуска для каждого из размеров, мкм:
i>1>=2.52;
i>2>=1.86;
i>3>=1.08;
i>5>=1.08;
i>6>=1.31;
i>7>=0.73.
Рассчитаем количество единиц допуска для квалитета звеньев, составляющих данную размерную цепь:
>>,
где m+n – количество всех звеньев в цепи.
>>53 ед.
Ближайший подходящий квалитет IT10 – по табл. 1.8.
Соответствующие допуски для каждого звена, мкм:
ТВ>1>=185;
ТВ>2>=120;
ТВ>3>=70;
ТВ>4>=300;
ТВ>5>=70;
ТВ>6>=84;
ТВ>7>=48.
Т>å>=TB>1>+ TB>2>+ TB>3>+ TB>4>+ TB>5>+ TB>6>+ TB>7>,
Т>å>=185+120+70+300+70+84+48=877 мкм.
Проверка показывает: Т>å>=877>[Т>å>] – надо назначить для звеньев В>1> и В>7 >более низкий IT9. Допуски, мкм:
ТВ>1>=115, ТВ>7>=30.
Т>å>=115+120+70+70+84+48=789 мкм.
Проверка: Т>å>=789 £ [Т>å>] – верно.
Назначим предельные отклонения на остальные звенья цепи, исходя из уравнения, мм:
>>,
где > >–суммарное среднее отклонение поля допуска;
>>>С УМ> – среднее отклонение поля допуска уменьшающих звеньев;
> >>С УВ> – среднее отклонение поля допуска увеличивающих звеньев;
В>1>=157e8=>>;
В>2>=56js9=>>;
В>3>=12js9=>>;
В>4>=36 >–0.3> ;
В>5>=13 js9=>>;
В>6>=25js9=>>;
В>7>=5u8=>>.
[>>=–0.1165 мм;
>>=0.032 мм.
Учитываем, что поле допуска js имеет > >=0,
>>,
>> мм – приемлемо.
Проверку производим по формуле:
>>
Вывод: принимаем выбранные квалитеты и допуски.
6.2.2. Вероятностный метод.
Повторяем начальные расчеты пункта 6.2.1.
Согласно [1],
>>,
где t – коэффициент, зависит от принятого процента риска Р и принимается по табл. 3.8. [1];
l – коэффициент относительного рассеяния; принимаем l=1/3, предполагая, что отклонения распределены по нормальному закону.
>>195 – соответствует IT12.
Допуски, мм:
ТВ>1>=0.4, ТВ>2>=0.3, ТВ>3>=0.18, ТВ>4>=0.3, ТВ>5>=0.18, ТВ>6>=0.21, ТВ>7>=0.12.
Проверка:
>>,
>>мм – требуется понизить точность некоторых звеньев. Изготовим В>2> и В>6> по IT13.
Допуски, мм:
ТВ>2>=0.46, ТВ>6>=0.33.
>>.
Назначаем допуски на звенья, мм:
В>1>=157c12=>>;
В>2>=56js13=>>;
В>3>=12d12=>>;
В>4>=>>;
В>5>=13js12=>>;
В>6>=25js13=>>;
В>7>=5c12=>>.
Учитывая, что поле допуска js имеет > >=0, рассчитаем среднее отклонение поля допуска > >:
> >,
>> – приемлемо. Проверка согласно формуле:
>>
Вычислим t.
>>,
>>.
t=3.946 – по табл. 3.8. процент риска Р=0.01 %.
Среднее отклонение считается аналогично пункту 6.2.1.
Вывод : вероятностный метод позволяет получить более грубые и более дешевые квалитеты при малой вероятности брака по сравнению с методом полной взаимозаменяемости. Следует предпочитать проведение расчетов вероятностным методом как более эффективным и экономически выгодным.
ЛИТЕРАТУРА
1. Палей М. А. Допуски и посадки: Справочник: В 2–х ч. –
Л.: Политехника, 1991.
2. Перель Л. Я., Филатов А. А. Подшипники качения: Расчет, проектирование и обслуживание опор: Справочник – М.:Машиностроение,1992.
3. Медовой М. А. Исполнительные размеры калибров: Справочник. В 2–х ч.– М.:Машиностроение,1980.