Медитация против рака. Энтропийный подход
Медитация против рака. Энтропийный подход
Яцкевич В. В.
В интересной книге "Исследование в области термодинамики процессов информации и мышления" доктор физико-математических наук профессор МГУ Н. И. Кобозев предложил теорию векторно-броуновского движения, предметом которой является термодинамика молекул и биологических клеток [1]. В монографии рассматриваются психические функции и информационно-мыслительные процессы с позиций молекулярных механизмов мозга. Автор книги установил, что энтропия физических и биологических молекул в сущности является одной и той же и подчинена общим законам. Далеко не с каждым его утверждением можно согласиться, но книга содержит множество перспективных на наш взгляд утверждений.
В частности есть основания полагать, что теория Кобозева открывает некоторые возможности в борьбе с раковыми заболеваниями. Он пишет: "О тесной связи антиэнтропии с материальным субстратом биологических объектов на клеточном уровне говорит явно повышенная энтропия раковых клеток, сравнительно с нормальными, описанная в одной из наших работ [2]" [1, c. 168]. Из этого вытекает очень важный вывод о том, что раковые клетки организованы в меньшей степени по сравнению с клетками, составляющими целое всего организма. И еще: мера энтропии раковых клеток может быть принята в качестве относительной меры заболевания.
К сожалению поиск этой "нашей работы" успехом не увенчался. Однако материал монографии в целом позволяет выдвинуть некоторые предположения, одно из которых состоит в следующем: для того, чтобы "недопустить или изгнать" рак необходима отрицательная энтропия (негэнтропия). Термины "отрицательная энтропия", "антиэнтропия", "негэнтропия" близки по смыслу. Их уточнение можно найти в многочисленной литературе.
В своей работе Кобозев развивает общий подход, с позиций которого энтропия физических и биологических молекул, а также клеток, имеет одну природу. Согласно второму началу термодинамики их энтропия только возрастает. Однако при некоторых условиях в конкретной локальной области она может не только сохранять свое значение в течение конечного времени, но даже уменьшаться. Причиной этого явления может быть какое-либо упорядочивающее воздействие, которое он называет векторизацией.
Таким воздействием может быть какое-либо внешнее физическое поле - электрическое или магнитное, создающее "векторизационный потенциал". Это поле образует "растягивание "броуновского клубка" в пространстве множества молекул с отличной от нуля энтропией [1, стр. 18]. Такой "броуновский клубок" по мнению автора монографии является моделью, отражающей важные характеристики состояния исследуемого термодинамического объекта. Чем больше объем этого "клубка", тем больше неопределенность состояния. Эта неопределенность может быть уменьшена посредством совершения обобщенной работы, источником которой может быть внешнее поле любой природы.
"Эта работа может быть чисто физической, механической, электрической, магнитной, но она может и не иметь прямого физического эквивалента, выражаясь в работе психики, нервной корреляции, внимания, памяти, логики" [1, стр. 19].
Данное замечание имеет особо важное значение, если речь идет о живой материи. Есть основания полагать, что энтропия раковых клеток (независимо от каких-либо особенностей конкретного заболевания) может быть уменьшена (уменьшен "объем состояния (явления)") в результате совершения психической работы в конкретной локальной области.
Психическую работу совершает наша нервная система, наш мозг и вообще наша духовная деятельность. В монографии Кобозева нет слова "медитация", но оно вполне уместно в его книге, поскольку подчеркивается зависимость состояния клеток живой материи от духовной деятельности. Если его обобщение правомерно (в чем нет сомнения), то медитация должна обладать антиэнтропийным эффектом. В связи с этим уместно заметить, что у тибетских монахов, занимающихся медитацией, раковое заболевание - весьма редкое явление.
Медитация (meditatio (лат.)) - это такое самосозерцание, в процессе которого субъект является объектом самого себя. Выполняя такое самосозерцание, он "вглядывается", "вслушивается", "вчувствуется" в самого себя, предельно обостряя чувствительность. Напрягая воображение он может "увидеть" свои внутренние органы и даже "посетить" любой из них. А может даже изменить их состояние.
Но во всем этом человек является пассивным созерцателем. Волевые усилия здесь необходимы только для того, чтобы сосредоточить внимание, подчинить сознание определенному виду деятельности. Классическая медитация имеет целью воспитание духа, что безусловно имеет важное значение.
Но есть другое определение медитации. Известно, что разум "не вхож в тело", точнее говоря, "не всюду вхож". Наше сознание направлено во внешний мир. Мы решаем многочисленные проблемы в окружающей среде, организуем предметную деятельность, но не можем контролировать, например, процессы пищеварения и многие другие, протекающие внутри организма. Тем не менее о такого рода попытках контроля иногда доводится читать. В связи с этим можно сказать, что медитация - это попытка разума "проникнуть в тело".
Уместно заметить, что разум "вхож" в конечности. Занимаясь целесообразной предметной деятельностью, мы управляем ими, приводим их в движение, посылая волевые мозговые нервные импульсы (негэнтропию) в наши руки и ноги. Результатом этого является не только успешная деятельность, но и относительная защищенность конечностей от заболеваний. В связи с этим уместно говорить об активной медитации. Известно, например, что наиболее часто рак "посещает" внутренние органы тела. Но рак пальца - чрезвычайно редкое явление. Данная статистика рассматриваемого заболевания хорошо согласуется с теорией векторно-броуновского движения Кобозева.
В дальнейшем речь пойдет об активной медитации. Согласно данному подходу субъект должен не только пассивно "созерцать", но прилагать волевые усилия и производить определенные действия. Мы можем создавать мышечные и нервные напряжения в конкретной части тела. При наличии развитой мышцы мы можем осуществлять ощутимые движения. Если мышца отсутствует, то можно "двигать" воображаемой мышцой. В любом случае это будет локальное нервное напряжение, это будет попыткой разума "проникнуть в тело", и это будет иметь негэнтропийный эффект. В этом смысле медитация равнозначна самоопосредованию, рефлексии.
Важно подчеркнуть, что эти напряжения важны не как статические состояния, а как состояния, возникающие периодически, имеющие колебательный характер.
Периодичность какого-либо рода в сложных процессах природной среды является той необходимой определенностью (негэнтропией), которая порождает явления самоорганизации. (Этим вопросам посвящены главы 8-10 монографии [3]). Именно периодичность появления имеет несравненно большее значение, чем какой-либо стационарно действующий фактор, например, поле гравитации. Вообще организующим началом является определенность любой природы, имеющая колебательный характер. Это, в частности, отмечал Норберт Винер.
Для систем, обладающих памятью (а также для ее возникновения), важное значение имеют периодические колебания какой-либо характеристики среды, в частности, поля магнитного, электрического, температурного или иного. Например, по мнению биологов в истории возникновения жизни на Земле важную роль сыграли изменения освещенности в течение суток и колебания температуры вокруг нуля.
Для среды, представляющей собой живую ткань, организующим фактором, имеющим значение негэнтропии (как того требует Кобозев), в частности могут быть локальные мышечные и (или) нервные напряжения, действующие периодически.
Возвращаясь к проблеме злокачественной опухоли, можно заметить следующее. Необходимо создавать локальное нервное напряжение, периодически напрягая и расслабляя мышцу в области опухоли. Если нет соответствующей мышцы, то нужно "напрягать" воображаемую мышцу. Необходимое медитационное упражнение состоит в том, чтобы периодически посылать в нужную область волевые импульсы. В живой ткани всегда есть нервные окончания, поэтому создавать напряжения в принципе можно в любой части тела. Проблема связана только с тем, что мы не всегда "умеем" это делать, поскольку разум "не всюду вхож". Подчеркнем, что подобные упражнения принципиально отличаются от традиционной физической зарядки, физкультуры.
Рассмотрим пример. Как свидетельствует медицина весьма распространенным заболеванием у мужчин является воспаление предстательной железы (простатит). Главными симптомами этого заболевания бывают частые мочеиспускательные позывы в ночное время. Если не принять специальных мер, то воспалительный процесс прогрессирует. В этом случае эффективным может быть следующее упражнение.
Вокруг анального отверстия есть кольцевая мышца, которая обычно находится в расслабленном состоянии. Но в случае необходимости человек посылает в нее нервный волевой импульс, она сокращается, производится сжатие отверстия, и процесс естественного отправления временно прерывается. Вот это движение "сжал-отпустил" может быть очень полезным в рассматриваемых условиях. Если это упражнение выполнять несколько сот раз в сутки (на что потребуется несколько минут времени), то приблизительно через 10-15 дней упомянутые симптомы прекращаются. Этот срок зависит от текущего состояния от степени запущенности болезни.
Есть другое движение - втягивание прямой кишки внутрь тела. Оба движения неразличимы, но в этом и нет необходимости. Конечно же кольцевая мышца и прямая кишка не имеют отношения к предстательной железе. Но дело в том, что все эти органы находятся рядом, пососедству. Разум, поскольку он "не всюду вхож", "не знает", где находится предстательная железа, но "знает", где находится кольцевая мышца. Создавая периодические нервные напряжения в окрестности последней, мы осуществляем подпитку негэнтропией всей окрестности и предстательной железы в том числе. Именно этим объясняется наблюдаемый эффект. Кольцевая мышца является для нас в данном случае точкой приложения усилия.
Описанное упражнение выполняется в положении стоя. Его можно выполнять в любых условиях, даже на улице, на автобусной остановке и даже в движущемся транспорте в окружении пассажиров.
Предполагается, что описанное упражнение может быть эффективным и в том случае, если прямая кишка поражена раком.
Еще пример. Раковая опухоль иногда появляется в женской груди. Известно, что некоторые женщины-танцовщицы могут совершать вращательные движения сосками своих грудей. Конечно же зрелищный эффект здесь значения не имеет. Но если женщина регулярно делает это упражнение, то с большой вероятностью появление опухоли в ее груди исключено. Совершать именно вращательные движения - нет необходимости. Достаточно посылать в область груди волевые нервные импульсы. Для того, чтобы научиться это делать необходимо совершать усилия не столько физические, сколько психические. Ситуация облегчается тем, что в области груди есть мышца. Если при этом будет наблюдаться какое-либо движение, перемещение части тела, то это будет свидетельствовать о результативности усилий.
Еще пример. Известно, что животные могут двигать шкурой. Для человека это могло бы помочь в случае раковых заболеваний кожи.
Все это вполне возможно. В печати иногда появляются сообщения о том, что люди, лишенные рук, после необходимых тренировок обретают способность выполнять сложные операции пальцами ног. Можно не сомневться в том, что если человек научился ногами зажигать спички или рисовать, то заболевание раком ему не грозит, поскольку он постоянно совершает волевые, нервные целенаправленные усилия.
Сущность активной медитации состоит в том, чтобы периодически посылать волевые нервные усилия в конкретную часть нашего тела. Подчеркнем, что эта зарядка принципиально отличается от зарядки физической. Она не требует больших физических усилий и затрат энергии. Видимо, если у человека есть предрасположенность к заболеванию раком, то избавиться от этого полностью вряд ли возможно. После прекращения занятий соответствующими медитационными упражнениями возможен рецидив. Поэтому человек с такой предрасположенностью должен пожизненно заниматься медитационной зарядкой.
Перечислим вкратце главные факты, дающие основание полагать, что активная медитация может быть эффективной в борьбе с раком: а) теория Кобозева; б) статистическое распределение случаев этого заболевания на множестве, состоящем из двух групп людей: занимающихся и не занимающихся медитацией; в) статистическое распределение случаев этого заболевания на множестве, состоящем из человеческих органов, включая конечности; г) статистическое распределение данного явления по возрастным группам коррелирует с возрастом, т. е. с уменьшением количества нейронов в коре головного мозга; последнее влечет снижение эффективности центрального управления и увеличение скорости роста энтропии во всем организме.
Состояние нервной системы, а также ее функциональная способность, зависит от времени (возраста). На это косвенно указывает следующий факт: у людей преклонного возраста разрушаются ногти. Причем ногти ног разрушаются в большей степени, чем ногти рук. Руки постоянно находятся под управлением центральной нервной системы, и это значительно сдерживает рост энтропии.
И есть еще один довод. По определению Норберта Винера отрицательная обратная связь - это средство уменьшения энтропии. Данное определение выражает общий принцип, поэтому речь идет об энтропии любого рода. Когда человек просто чувствует боль (или просто ощущает), то в этом еще нет обратной связи. Но когда он посылает волевой импульс в определенный участок тела и далее следит за состоянием этого участка, то тем самым создается необходимое замыкание со всеми закономерными последствиями. Здесь образуется прямой путь и обратный путь, т. е. замкнутый контур. По его линии опосредуется все необходимое, а то, что не имеет к этому отношение, например, раковые клетки, должно отмереть. Благодаря этому замыканию (в согласии с теоремой Нернста) уменьшается рост энтропии системы вообще и, добавим, рост энтропии раковых клеток - в частности. Образно говоря, рассмотренная обратная связь действует как своеобразная "бритва Оккама".
В заключение можно сказать следующее. Разум, если он здоров, может быть лучшим целителем тела. Во многих случаях его воздействия могут быть более благотворными хирургии и терапии.
Теория Кобозева содержит рациональное зерно и требует уточнения и дальнейшего развития.
В заключение заметим, что аналогичных методик самолечения предложено достаточно много. Их авторами являются такие известные люди, как, например, Мирзакарим Норбеков и Хозе Сильва [4, 5]. В их методиках обязательно присутствует (используется) медитация. Без медитации никакого исцеления не будет. Однако по неизвестным причинам эти авторы избегают термины "медитация" и "рефлексия", несмотря на то, что именно в них сущность явления. Именно этими терминами обозначается то, чем обеспечен успех их деятельности.
Список литературы
1. Кобозев Н. И. Исследование в области термодинамики процессов информации и мышления. Издательство московского университета, 1971, 195 с.
2. Кобозев Н. И. ЖФХ, 35, 2736;2745; 36,266,1962.
3. Романовский Ю. М., Степанова Н. В., Чернавский Д. С. Математическая биофизика. М.: "Наука", 1984, 304 с.
4. Норбеков М. Уроки Норбекова. Исцели себя сам. Дорога в молодость и здоровье. Москва-Минск, 2003. 188 с.
.5. Сильва Х., Стоун Р. Ты - целитель. Минск. 1998. 267 с.
Для подготовки данной применялись материалы сети Интернет из общего доступа