Эвристика (работа 2)
Эвристика
Начиная эту работу, хочу отметить, то, что по «Эвристике» как по науке, информации ничтожно мало, она как довольно таки молодая наука плохо разработана с философской точки зрения, а вот с точки зрения математиков и физиков ненамного больше есть, но чаще всего авторы копируют друг у друга информацию, лишь мало чем, дополняя её.
Эвристика1
специальные методы, используемые в процессе открытия нового (эвристические методы).
Наука, изучающая продуктивное творческое мышление (эвристическая деятельность).
Восходящий к Сократу метод обучения2
Данную работу я постараюсь разделить на две главы:
она будет рассматривать с философской точки зрения, (психологии, конфликтологии, логике и т.п.)
. с точки зрения математиков, праграмистов на примере ЭВМ технологий
И максимально рассмотреть взятые мной вопросы.
Введение в первую часть
Слово "эвристика" ведёт глубоко в историю. В соответствии со словарем, прилагательное "эвристический" означает "способствующий открытию". Оно является производным от "эврика", а слово "эврика", в свою очередь, произошло от греческого "heurisko" - "нахожу".
"Эврика!"-это восклицание древнего ученого и изобретателя Архимеда знакомо всем со школьной скамьи. Это слово не просто констатация факта находки, в нашем сознании оно ассоциируется с выражением высшего чувства удовлетворения, радости и восторга от найденного решения задачи, которую до этого никому не удавалось решить и путь решения которой был тернист и долог.
"Эврика"-это финал поиска той истины, того знания, дорога к которому неизвестна, и не всегда нашедший эту истину может точно сказать, как он ее нашел.
Эвристика и техническое творчество.
2000 ЛЕТ! прошло, и в нашем лексиконе появилось слово "эвристика". В наше время оно нашло широкое распространение. "Эвристическое мышление", "Эвристические приемы и методы", "эвристическое свойство" и т.д. Произнося эти слова, мы не всегда задумываемся над тем, какой смысл вкладываем в понятие "эвристика", но в нашем сознании оно всегда связано с творческой деятельностью.
В научной литературе это понятие не имеет единого толкования. В некоторых работах об интенсификации научно-технического творчества эвристика отождествляется с:
психологией научного творчества: "Психология научного творчества - эвристика изучает, как решаются научные задачи, требующие, кроме знаний и умений, также и сообразительности, догадки".
Другие психологи считают, что
эвристика - это "абстрактно-аналитическая наука, изучающая один из структурных уровней организации творческой деятельности и ее продуктов".
Следующие определения эвристики:
1.Специальные методы, используемые в процессе открытия (создания) нового (эвристические методы). 3
2.Наука, изучающая продуктивное творческое мышление (эвристическую деятельность). 4
3.Восходящий к Сократу метод обучения (майевтика)5.
По мнению психологов, эвристика - это отрасль знания, "изучающая формирование новых действий в необычной ситуации", она может стать наукой "в том случае, если эвристические процессы, приводящие к этим новым действиям, найдут наконец свое математическое описание".
Приведенные высказывания (которых можно было бы привести больше), свидетельствуют о том, что эвристика как самостоятельная наука еще не сформировалась.
Несмотря на большое количество научных трудов, посвященных вопросам эвристики, они, как правило, касаются ее частных проблем и не дают четкого представления ни об объекте, ни о предмете эвристики, ни о ее статусе среди других наук.
Попытка обобщения многочисленных концепций и формулирование на этой основе определения статуса и предмета эвристики изложены в работах Буша Г.Я и Буша К.
По определению авторов этой работы:
"Эвристика - это общенаучная теория решения проблемных задач, возникающих в человеческой деятельности и общении".
Предметом эвристики является "выявление, обработка и упорядочение закономерностей, механизмов и методологических средств антиципации (предвосхищения) и конструирования нового знания и целеустремленных способов деятельности и общения, создаваемых на основе обобщения прежнего опыта и опережающего отражения моделей будущего с целью более полного удовлетворения потребностей людей".
Оценивая попытку авторов, можно сказать, что с точки зрения обобщения частных подходов к эвристике она удалась, но вместе с тем, очевидно, стремление к детерминации общности помешало авторам в данном определении выделить специфические черты именно эвристики, и в результате под это определение можно подвести и другие общенаучные дисциплины, например такие, как прогнозирование или системный подход.
Множество толкований эвристики говорит о разном содержании, которое вкладывают авторы различных концепций в данное понятие. При этом общим и бесспорным является то, что во всех случаях эвристика неразрывно связывается с творческой деятельностью, с творчеством.
Общими звеньями, связывающими в единую цепь понятия "эвристика" и "творчество", являются представления о нетривиальности, неординарности, новизне и уникальности. Применительно к понятию "творчество" такими качествами характеризуется результат творческой деятельности, применительно к эвристике - методы и средства получения этого результата.
Эвристические приемы активизации творческого мышления
Потребность в эффективных приемах и методах активизации творческого мышления возникла очень давно, хотя до недавнего времени инженерный труд рассматривался как процесс, носящий исключительно рациональный характер, лишенный эмоциональной окраски. Вместе с тем, эффективность труда инженера, конструктора, исследователя, разработчика определяется не только уровнем знаний и опыта (необходимое условие), но и богатством воображения, развитостью фантазии. умением абстрагироваться, "видеть в обычном необычное и в необычном обычное". "Воображение - по словам А.Энштейна, - важнее знания, ибо знание ограничено. Воображение же охватывает все на свете, стимулирует прогресс и является источником его эволюции". Воображение - психологический процесс, состоящий в создании образов на основе разборке прошлых опытов.
Развитие этих качеств у создателей новой техники является важным фактором в преодолении инертности мышления и ускорения поиска решений поставленных задач. С этой целью используются различные эвристические приемы в виде ассоциаций, аналогий, контрольных вопросов, приемов устранения технических противоречий.
В литературе по техническому творчеству часто разные авторы одно и то же эвристическое средство называют приемом, методом, методикой, методологией и т.д. В связи с этим целесообразно уточнить значение этих терминов для более определенного их понимания.
ПРИЕМ - Это элементарное действие или несколько элементарных действий, выполняемых по определенным правилам для достижения определенной цели.
МЕТОД - это способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи, рассматриваемый как совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности.
МЕТОДИКА - это совокупность приемов и методов, выполняемых по определенным правилам и в определенной последовательности для достижения поставленной цели.
МЕТОДОЛОГИЯ - учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности.
МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ - учение о принципах построения, формах и методиках научного познания.
Прежде чем перейти к методу гирлянд случайностей и ассоциаций мы попытаемся выяснить, что такое ассоциации, гирлянды ассоциаций и ассоциативные приемы.
Под ассоциацией понимается отражение в сознании человека взаимосвязи между предметами, явлениями действительности и психическими восприятиями, ощущениями, двигательными актами, представлениями и т.д. Ассоциации, как правило, появляются без активного восприятия. Оригинальность, сочность и яркость ассоциаций зависит от интересов человека, его индивидуальных особенностей, реакций и моментального направления сознания.
Исследования психологов показали, что возможности человека генерировать ассоциации ограничиваются лишь фактором времени, поэтому ассоциации можно рассматривать как источник дополнительной информации, которую можно использовать в творческом процессе.
Основная цель генерирования ассоциаций заключается в том, чтобы "расшатать" стереотипные представления о совершенствуемом объекте, активизировать фантазию и воображение, перекинуть "мостик" к искомым аналогиям. Ассоциации в творческом поиске выступают как прямые "подсказки", как аналогии или как средства смотрения аналогии между наблюдаемым объектом и объектом совершенствования, объектом изобретения. Последнее свойство ассоциаций наиболее ценно и обладает большой эвристической силой. В примере с "арахнавтикой", наверное, родились идеи использовать нити в качестве парашюта, необходимо было стечение двух обстоятельств:
- наблюдение летящего на паутине паучка и возникновение ассоциации с летящим парашютистом. Именно в тех случаях, когда аналогия находится по ассоциативной связи, решения отличаются неожиданностью и оригинальностью.
Различают ассоциации по:
сходству,
контрасту,
смежности.
Ассоциации по похожести могут быть использованы как исходные данные для приемов эвристической инверсии (обращения, поиска от конца к началу), по смежности - для приемов преобразования в пространстве и времени.
Все примеры генерирования ассоциаций можно разделить на две группы:
приемы свободных ассоциаций;
направленных детерминированных ассоциаций.
Свободные ассоциации это те, обработка которых производится без каких-либо ограничений смыслового или грамматического характера. При этом ассоциации могут быть выражены именем существительным, глаголом, прилагательным, наречием, группой слов в виде метафоры, поговорки, пословицы, каламбура и т.д.
Генерирование направленных ассоциаций ограничивается определенными заранее заданными условиями.
К таким условиям, например, можно отнести:
генерирование ассоциаций по контрасту, выраженных только глаголом и т.д.,
ассоциацией по сходству, также выраженных словами определенной части речи или символами, знаками и т.п.
Генерация свободных, и направленных ассоциаций основывается на скоростной реакции на слово раздражитель. Человек реагирует на слово-раздражитель является индивидуальной и зависит от его интеллекта, темперамента, условий, психо - физиологического состояния и т.п.
Ассоциации можно генерировать в виде группы на одно слово раздражитель и виде сгруппированной последовательности - "гирлянды", ведь тогда когда ассоциация, вызванная словом-раздражителем, является в свою очередь, словом - раздражителем и для последующей ассоциации.
Пример, со словом-раздражителем "маяк" можно образовать следующую группу ассоциаций:
Маяк:
направление,
движение,
вода (море),
земля - суша (остров в соотношение с водой),
навигационные карты,
уверенность,
мужество,
поход (круиз, путешествие и т.п.),
подводный мир ( рыбы, раки, и т.п.),
водное транспортное средство(катер, сухогруз, яхта, лайнер и т.п.),
погодные условия,
навигация и т.д.
Примером гирлянды ассоциаций может служить такая последовательность:
маяк - движение,
движение - здоровье,
здоровье - бодрость,
бодрость - сила,
сила - гиря,
гиря - игрушка силачей и т.д.
Исходным раздражителем для генерирования ассоциаций могут быть ощущения, символы, любые предметы окружающего мира, а также совершенствуемый объект или ключевые слова, характерные для совершенствуемого объекта.
Генерирование группы ассоциаций может быть полезным как при поиске новых технических решений, так и на стадии постановки задачи для более глубокого анализа объекта, выявления всех возможных признаков и свойств этого объекта.
Также гирлянда ассоциаций может рассматриваться как эвристический прием, используемый для ухода от традиционных сравнений и аналогий и нахождения взаимосвязи (аналогий) между объектом и отдаленным понятием (ассоциацией). Данный прием может быть полезен при поиске новейших функций свойств и качеств объекта.
Уже говорилось, что эффект всех эвристических приемов, в том числе и ассоциаций, проявляется не столько в обеспечении прямого выхода на искомое решение, сколько в подготовке психологии человека к моменту "озарения", в установлении связи между сознанием и подсознанием, и естественно с привлечением интуиции.
Нельзя не видеть возможности ассоциаций для развития творческих задатков:
памяти,
остроты мышления,
воображения,
а использование метафорических ассоциаций развивает, кроме того,
образность мышления.
В виде упражнений для тренировки этих задатков можно использовать все изложенные приемы. Хорошо бы, если эти упражнения будут выполняться в виде игры, особенно детьми, воображение у которых и образность мышления проявляются сильнее. В такой игре дети будут выполнять роль "катализатора" и одновременно с помощью взрослых развивать свои природные задатки.
Рассмотренные нами эвристические приемы послужили основой для создания эвристических, интуитивно-ассоциативных методов активизации творческого мышления. Такие методы можно рассматривать как совокупность предписаний по выполнению эвристических приемов, с точки зрения же их использования для развития задатков, а также способностей творческой личности - как готовые упражнения для тренировок.
Далее мы рассмотрим один из основных методов, относящийся к группе:
ИНТУИТИВНО-АССОЦИАТИВНЫХ - метод гирлянд случайностей и ассоциаций.
Метод гирлянд ассоциаций и случайностей.
Изложения данного метода начнём с представления его алгоритма в словесном выражении, ну, а далее будет подробно изложен пример.
АЛГОРИТМ
ПЕРВЫЙ ШАГ. Определение синонимов объекта.
ВТОРОЙ ШАГ. Выбор случайных объектов.
ТРЕТИЙ ШАГ. Составление комбинаций из элементов гирлянды синонимов объекта и элементов гирлянды случайных объектов.
Комбинации составляются из двух элементов путем попытки объединения каждого синонима рассматриваемого объекта с каждым случайным объектом.
ЧЕТВЁРТЫЙ ШАГ Определяются признаки случайно выбранных объектов с возможно большим количеством признаков в течение ограниченного времени (2-3 мин.). Успех поиска в значительной мере зависит от широты охвата признаков случайных объектов, поэтому целесообразно перечислять как основные, так и второстепенные признаки. Для удобства составляется таблица признаков, в одном столбце которой указаны по порядку случайные объекты, а в другом (напротив) - признаки этих случайных объектов.
ПЯТЫЙ ШАГ. Генерирование идей путем поочередного присоединения к техническому объекту и его синонимам признаков случайно выбранных объектов.
ШЕСТОЙ ШАГ. Генерирование гирлянд ассоциаций.
Поочередно из признаков случайных объектов, выявленных на четвертом шаге, генерируют гирлянды свободных ассоциаций. Для каждого из отдельных признаков они могут быть практически неограниченной длинны, поэтому генерирование следует ограничить по времени или количеству элементов гирлянды.
Если генерирование гирлянд ассоциаций проводится коллективно, то каждый член коллектива занимается этим самостоятельно.
СЕДЬМОЙ ШАГ. Генерирование новых идей. К элементам гирлянд синонимов технического объекта пытаются присоединить элементы гирлянд ассоциаций.
ВОСЬМОЙ ШАГ. Выбор альтернативы.
На этом шаге решается вопрос - продолжать генерирование гирлянд ассоциаций или их уже достаточно для отбора полезных идей. Если по предварительной оценке таких идей мало, можно продолжить создание гирлянд ассоциаций, начиная с какого-нибудь нового элемента гирлянд, созданных на шестом шаге и действуя подобным же образом.
ДЕВЯТЫЙ ШАГ. Оценка и выбор рациональных вариантов идей.
Среди множества нерациональных, тривиальных и даже нелепых идей, как правило, всегда находятся оригинальные и рациональные. Если в течение короткого времени можно найти несколько десятков вариантов решения, то вполне удовлетворит положение, при котором хотя бы 5-6 вариантов окажутся рациональными.
ДЕСЯТЫЙ ШАГ. Выбор оптимального варианта.
При подготовке данной работы были использованы материалы с сайта http://www.studentu.ru
1 От греч. heurískō — отыскиваю, открываю, нахожу.
2 Философский словарь, Сократические беседы; см. Майевтика.
3 Советский энциклопедический словарь
4 Советский энциклопедический словарь
5 Советский энциклопедический словарь