Критичность систем
Критичность систем
При анализе безопасности сложных объектов значительное внимание уделяется вопросам определения критичности узлов и агрегатов систем. Проблема выявления критичных элементов особенно актуальна при анализе безопасности систем в условиях ограниченных ресурсов. Поскольку системы содержат большое количество элементов, то в условиях жестко ограниченных ресурсов обеспечить повышение надежности путем улучшения качества одновременно всех элементов не представляется возможным.
Однако разные подсистемы, агрегаты или системы играют при функционировании объекта далеко не одинаковую роль и отказы разных компонентов могут приводить к разным последствиям. Поэтому необходимо сосредоточить усилия на совершенствовании узлов, критичных элементов, играющих в обеспечении безотказности наиболее важную (ключевую) роль.
Вывод о возможности ремонта или замены только части элементов системы без необходимости проведения ремонтов других элементов базируется на методике анализа и ранжирования наиболее критичных элементов в составе системы.
Проблема ранжирования элементов системы может решаться различными способами и состоит в целенаправленном выявлении критичных элементов, подлежащих исследованию и выявлению дефектов на данном периоде восстановления.
Критичность системы (элемента) есть свойство элемента, отражающее возможность возникновения отказа и определяющее степень влияния на работоспособность системы в целом для данного ранга последствий.
Критичность не может быть определена только одними свойствами элемента, а должна определяться в рамках всего технического объекта, его функциональной структуры. Наиболее распространенными показателями, характеризующими критичность, являются структурная важность и важность в смысле надежности.
Часто в инженерной практике при анализе систем различного функционального назначения (космических систем, энергетических установок, трубопроводов, электрических кабелей и т.д.) критичность рассматривается как более широкое понятие - векторное свойство. Выделяются три общих основных составляющих критичности:
надежность (безопасность);
последствия отказа;
возможность уменьшения вероятности возникновения и тяжести последствий.
Пусть K=(K>1>...,K>j>,...K>j*>)
(3) -
векторный показатель критичности,
где K>j> - j-й частный показатель,
который отражает некоторую одну частную
сторону, одну из характеристик объекта.
Различные системы могут характеризоваться
различными наборами частных показателей
критичности. Эти частные показатели
характеризуются как количественными
показателями, так и могут принимать
значения как лингвистические переменные.
Набор показателей K>j>, принадлежащих К, может быть следующим:
резервирование;
возможность отказа;
тяжесть последствий отказа;
устойчивость элемента к воздействию внешних неблагоприятных факторов среды;
контролируемость состояния элементов в ходе эксплуатации;
продолжительность присутствия риска вследствие отказа;
возможность локализации отказа и др.
Частные значения показателей критичности определяются различными видами шкал . Пример частных показателей критичности и их шкалы приведен в табл.1
Таблица 1. Частные показатели критичности и лингвистические шкалы оценивания
Показатели |
Порядковые шкалы |
Тяжесть последствий |
1. Отказ приводит к
катастрофической ситуации |
Резервирование |
Резервирование невозможно Резервирование возможно, но отсутствует 3. Однократное резервирование без контроля состояния резерва Однократное резервирование и состояние резерва контролируется Двукратное и более резервирование без контроля состояния резерва 6. Двукратное и более резервирование, состояние резерва контролируется |
Вероятность отказа |
1. Элемент обладает
относительно высокой вероятностью
отказа в течение эксплуатации |
Устойчивость к воздействию внешних неблагоприятных факторов |
1. Из опыта эксплуатации
известно, что в условиях воздействия
внешних факторов ресурс меньше, чем
проектный |
Контроль состояния элемента |
1. Состояние элемента
не контролируется |
Контроль состояния элемента |
Риск существует от
начала функционирования до: |
Возможность локализации |
1. Локализация нужна,
но технически невозможна в данной
конструкции |
Операция ранжирования элементов по степени критичности может осуществляться на различных уровнях структурирования объектов систем, агрегатов и узлов, частей конструкций и отдельных элементов на основе анализа морфологических блоков и структурных взаимосвязей. Чем больше вес элемента, тем он важнее для обеспечения безопасности объекта.
Пусть в результате оценивания критичности элементов выделено множество критичных элементов
E={e>j>, j ЄJ},J={1,...,n}, (4)
на надежность которых следует обратить особое внимание при решении задачи обеспечения безопасности объекта.
Формально задача ранжирования элементов по степени критичности с учетом одного или совокупности критериев относится к классу задач определения предпочтений многомерных альтернатив. Ее решение в каждом конкретном случае зависит от типов систем, выбранных частных показателей критичности, экспертной информации и т.д.
Список литературы
ГетьманА.Ф., Козин Ю.Н. Неразрушающий контроль и безопасность эксплуатации сосудов и трубопроводов давления -М.: Энергоатомиздат, 1997.--288с.
Клюев В. В. Приборы для неразрушающего контроля материалов и изделий. -М. : Машиностроение.- 1986.-488с.
Лопаткин В. И. Методы неразрушающего контроля за рубежом// Проблемы безопасности полетов -1986 .№6. 58-65с.
Испытательная техника: Справочник. В 2-х кн. /Под общ. ред. Клюева В.В. - М.: Машиностроение, 1982.
Сварка и резка в промышленном строительстве. В 2-х т., Т.2. /Под ред. Малышева Б.Д. -3-е изд. перераб. и доп.- М.: Стройиздат, 1989.-400с.
ГОСТ 26-2044-83. Швы стыковых и угловых сварных соединений сосудов и аппаратов, работающих под давлением. Методика ультразвукового контроля.