Специализированные банки
1
Министерство образования РФ
Архангельский государственный технический университет
Институт экономики, финансов и бизнеса
Кафедра финансов и кредита
КУРСОВАЯ РАБОТА
Специализированные банки
Выполнил студент
3 курса 7 группы
специальность 0605
Образцов Н. В.
Проверила преподаватель
Ермолина О.Н.
Архангельск
2002
Оглавление
стр.
Введение 4
1 Роль специализированных банков в кредитной системе 5
1.1 Модели построения кредитно-банковских систем. Возникновение
банковской специализации 5
1.2 Специализированные банки как связующие звенья между
политикой и экономикой 6
1.2.1 Специализированные банки в странах Запада 6
1.2.2 Роль специализированных банков в становлении экономики
Японии и Кореи 9
2 Виды специализированных банков в российской и зарубежной
практике 11
2.1 Критерии специализации банков 11
2.2 Инвестиционные банки 12
2.2.1 Определение инвестиционного банка 12
2.2.2 Услуги, оказываемые инвестиционным банком 13
2.3 Ипотечные банки 15
2.3.1 Понятие ипотеки и ипотечного банка 15
2.3.2 Роль ипотечных банков в развитии экономики 16
2.3.3 Активные и пассивные операции ипотечных банков 17
3 Перспективы и проблемы развития специализированных банков в РФ 19
3.1 Специализированные банки РФ 19
3.1.1 Российский банк развития 19
3.1.2 Российский сельскохозяйственный банк 22
3.2 Проблемы развития специализированных банков в России 22
3.2.1 Высокие риски 23
3.2.2 Низкий уровень доверия населения 23
3.2.3 Проблемы развития инвестиционных банков 24
3.2.4 Проблемы развития ипотечных банков 25
4 Универсальные и специализированные банки 26
4.1 Тенденция к универсализации 26
4.2 Государственные и коммерческие банки в России 29
Заключение 30
Список литературы 31
ВВЕДЕНИЕ
Процесс глобализации экономики, начавшийся в 20 веке и являющийся сейчас направляющей силой всего человеческого развития, определил необходимость ускорения мобилизации финансовых ресурсов, что привело к существенным трансформациям в кредитно-банковских системах развитых стран. Основные тенденции этих трансформаций выразились, в частности, в усилении концентрации и централизации кредитных институтов, росте групп банков-гигантов, действующих как трансконтинентальные образования и, как следствие, процессах универсализации банков. Тенденция к универсализации характерна для кредитных систем всех развитых стран. Действительно, могут ли сегодня прибыли банков, специализирующихся на отдельных операциях, быть достаточно велики, что сделало бы необязательной их деятельность в других сферах? Не всегда. Усиление конкуренции между кредитными институтами и возникновение принципиально новых возможностей в условиях развития мощного финансового рынка привели многие банки к необходимости поиска иных способов повышения доходности своих операций. Одним из путей решений проблемы явилось резкое увеличение числа осуществляемых банками операций.
Вместе с тем анализ банковских систем различных стран свидетельствует о параллельном развитии тенденции к усилению специализации деятельности коммерческих банков. Так, в странах развитой рыночной экономики, в том числе и тех, которые имеют универсальную структуру кредитной системы, важное место (несмотря на некоторое снижение их числа) занимают специализированные банки.
Специализированные банки сегодня - частные и государственные кредитные институты с особыми задачами, выполняющие ряд функций по стимулированию определенных сфер национальной экономики [10].
Одной из целей Стратегии развития банковского сектора РФ как раз является создание подобных банковских институтов с особыми задачами, связанными с реализацией национальных интересов. Наличие банков, которые бы функционировали в сферах деятельности, имеющих принципиальное значение для российской экономики, таких как долгосрочное инвестирование, - актуальная проблема теперешней России.
1 РОЛЬ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ БАНКОВ В КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЕ
1.1 Модели построения кредитно-банковских систем. Возникновение банковской специализации
Мировой практике известны две основные модели построения кредитно банковских систем: сегментированная (американская) и универсальная (германская). При сегментированной структуре, характеризующейся наличием жесткого законодательного разделения сфер операционной деятельности различных кредитных институтов, банковские операции по приему депозитов и выдаче краткосрочных кредитов отделены от операций по выпуску и размещению ценных бумаг промышленных корпораций, предоставления инвестиционных кредитов и некоторых других видов финансовых услуг (операции с недвижимостью и др.) При универсальной структуре банки, в соответствии с законодательством, могут без ограничений выполнять более широкий спектр финансовых услуг.
Основные отличия данных моделей заключаются в степени универсализации и специализации кредитных институтов, формах и источниках финансирования реального сектора, уровнях диверсификации инвестиционных портфелей банков и предприятий. В германской модели контроль рисков обеспечивается универсальными коммерческими банками, являющимися одновременно основными кредиторами реального сектора и главными субъектами финансового рынка [5].
Разграничение сфер деятельности между различными кредитными институтами было введено в ряде стран после мирового экономического кризиса 1929-1933 гг. Так, в Италии до кризиса банки в расчете на сохранение благополучной конъюнктуры предоставляли средне- и долгосрочные кредиты на основе краткосрочных сберегательных вкладов. В условиях экономического кризиса, когда при сокращении сбыта и падении цен предприятия прекратили погашение кредитов, а вкладчики начали изъятие своих сбережений, это привело к ухудшению ликвидности банков и последующей цепочке крупнейших банкротств. Согласно банковскому закону 1936 г. была создана специализация банков: определены банки, которые занимаются только краткосрочным или только средне- и долгосрочным кредитованием.
В США универсальные банки, в соответствии с банковским законом от 1933 г. (акт Гласса - Стиголла), были разделены на коммерческие и инвестиционные банки. Коммерческим банкам, сосредоточившим свою деятельность на традиционных банковских операциях, запрещались операции с ценными бумагами, за исключением операций с государственными федеральными или муниципальными ценными бумагами, служивших регулятором для компенсации цикличных конъюнктурных колебаний с кредитами. Инвестиционные банки осуществляли долгосрочные вложения в развитие промышленности, операции с ценными бумагами за свой счет и за счет средств клиента. Подобное разграничение операций с ценными бумагами легло в основу построения и японской банковской системы, восстановление которой после второй мировой войны производилось по американскому образцу с высоким уровнем специализации.
Традиционно высокой степенью специализации характеризуются банки Великобритании, включающие депозитные (коммерческие) и деловые (торговые) банки. Несмотря на отсутствие прямых законодательных ограничений, депозитные банки, как и коммерческие банки в США, долгое время не имели непосредственного доступа на фондовый рынок и были ориентированы на краткосрочные депозитно-кредитные операции и осуществление расчетов. Это функциональное разделение было вызвано также реакцией на большое число банковских банкротств в период кризиса 1929-1933 гг., которые, как и в Италии, явились результатом предоставления депозитными банками средне- и долгосрочных кредитов на основе краткосрочных пассивов [10].
1.2 Специализированные банки как связующие звенья между политикой и экономикой
1.2.1 Специализированные банки в странах Запада
Наличие банков, которые функционируют в сферах деятельности, имеющих актуальное значение для национальной экономики, при поддержке государства, характерно для многих стран.
Так, в Германии кредитные институты с особыми задачами представляют собой частные и государственные банки, выполняющие ряд функций по стимулированию определенных сфер национальной экономики. Частным банком является, к примеру, "Industriekreditbank AG - Deutsche Industriebank", занимающийся выдачей долгосрочных кредитов предприятиям, финансовое состояние которых не позволяет привлекать средства за счет эмиссии акций; государственным - "Kreditanstalt fur Wiederaufbau" (Банк восстановления), деятельность которого связана с поддержкой кризисных отраслей экономики и кредитованием экспорта.
При оказании поддержки среднему предпринимательскому слою, реализации мер по охране окружающей среды или содействию инновациям важные задачи выполняют Кредитное ведомство по восстановлению экономики (Kreditanstalt fur Wiederaufbau, KfW) и специализированные банки, в том числе Deutschen Ausgleichsbank (Dta-Bank). Программу поддержки среднего предпринимательства специализированные банки реализуют за счет собственных средств, и потому это не создает дополнительного бремени для государственного бюджета.
В общем, сфера деятельности специализированных банков охватывает поддержку немецкой экономики (за счет предоставления инвестиционных кредитов, финансирования долей участия одних фирм и предприятий в капитале других, долгосрочного финансирования экспорта и реализации тех или иных проектов), а также оказание помощи развивающимся странам.
Банки, содействующие хозяйственному развитию, связывают политику с рынком. Правительство не доводит в деталях до низовых структур своих планов по оказанию содействия предпринимательству. Банк, реализующий мероприятия по поддержке принятых решений, должен действовать самостоятельно в рамках собственной ответственности, но в соответствии с целями проводимой политики.
Реализация задач по поддержке среднего предпринимательства по правилам частного бизнеса обеспечивает большую гибкость и быстроту. Такой подход Кредитное ведомство и DtA-Bank продемонстрировали в начале 1996 года в деле реализации программы инвестирования и создания рабочих мест. Тогда одно только Кредитное ведомство привлекло для этих целей дополнительные ресурсы в 10 млрд. немецких марок. Из них в течение четырех месяцев предприниматели воспользовались тремя миллиардами. А это, в свою очередь, повлекло за собой капиталовложения в общей сложности на сумму более 5 млрд. марок, в том числе на цели развития местной инфраструктуры и охраны окружающей среды.
Применительно к среднему слою предпринимателей финансирование инвестиционной деятельности во многом обеспечивается за счет привлечения капитала извне. Кредиты проходят через банки и сберегательные кассы и попадают в русло общего финансирования. Так было в основном профинансировано восстановление экономики Германии после Второй мировой войны. С объединением страны тот же подход зарекомендовал себя в новых федеральных землях. Одно лишь Кредитное ведомство предоставило туда с 1990 года инвестиционные кредиты на сумму 100 млрд. марок, в основном ремесленникам, коммунальным органам местного самоуправления и в сферу жилищного строительства. Dta-Bank направил на эти цели 55 млрд. марок.
Капиталовложение в размере 1 млн. немецких марок создает в Восточной Германии 1,9 нового рабочего места. В старых землях этот показатель составляет при том же объеме инвестиций 1,3 рабочего места.
С помощью кредитов по льготной ставке Кредитное ведомство стремится активизировать инвестиционную деятельность. Ежегодно в Германии 15 тыс. малых и средних предприятий подают в Кредитное ведомство заявки на получение кредита. Они уверены, что им будет обеспечено долгосрочное финансирование инвестиций на выгодных условиях. В среднем ежегодно кредиты и инвестиции обеспечивают создание 50 тыс. новых рабочих мест, а 700-800 тыс. из них становятся более конкурентоспособными.
Система социально ориентированной рыночной экономики живет благодаря людям, умеющим использовать новые шансы, готовым рисковать и брать на себя ответственность. Вот почему одной из важнейших составляющих экономики Германии является средний слой предпринимателей. Политика, проводимая в его интересах, идет на пользу экономики страны в целом. Главное в этом - дать простор предпринимательской инициативе, обеспечить и расширить "свободные места" на рынке. Гибкость и готовность среднего слоя к инновациям помогают динамичному развитию нашей экономики в условиях европейской и мировой конкуренции [7,10].
В Нидерландах многие из специализированных банков являются государственными или функционируют на основе государственных гарантий. К таким банкам, в частности, относятся Национальный инвестиционный банк ("De Nationale Investeringsbank NV"), осуществляющий вложения капитала в менее развитых регионах и предоставление кредитной поддержки компаниям, испытывающим финансовые трудности, и Нидерландская компания страхования кредитов ("Nederlandse Credietverzekering Maatschappij NV"), производящая в особых случаях страхование политических рисков.
Во Франции на долю государственных кредитных институтов приходится более половины долгосрочных кредитов [6].
1.2.2 Роль специализированных банков в становлении экономики Японии и Кореи
Традиционно значительной является роль государства в поддержке национального, в том числе и банковского, бизнеса в Японии. В отличие от западной модели, ориентированной на вмешательство государства в экономику в случае сбоев рыночного механизма, японская модель носит превентивный характер.
Весьма поучительным является японский опыт восстановления экономики на основе схемы приоритетных производств, в соответствии с которой капитал через Государственную финансовую корпорацию восстановления концентрированно направлялся в базовые отрасли промышленности. В последующий период, при достижении стабильности экономического развития, для финансового обеспечения инвестиционного спроса были восстановлены банки долгосрочного кредитования, учреждены траст-банки и ряд дополняющих их функции государственных финансовых институтов: Японский банк развития, Экспортно-импортный банк Японии, которые предоставляли средства со счетов бюро доверительных фондов Министерства финансов. Использовались также определенные виды финансового регулирования: регулирование процента, сфер деятельности, разделение внутреннего и внешнего рынка (валютный контроль при операциях с капиталом и др.). Так, на основе установления низкой ставки процента производилось стимулирование инвестиционного спроса предприятий. Превышение ставки долгосрочного процента над краткосрочным способствовало снижению процентного риска и стабилизации деятельности финансовых институтов. Существенную роль в развитии японской экономики сыграла государственная поддержка деятельности "головных" специализированных банков, которые, на основе постоянной связи с предприятиями, осуществляли контроль их кредитоспособности и оказывали помощь в управлении.
Несомненный интерес представляют процессы государственного участия в становлении механизмов мобилизации инвестиционного капитала в новых индустриальных странах, в частности, в республике Корея, где формирование банковской системы было подчинено потребностям обеспечения экономического роста.
С целью финансирования проектов экономического развития в промышленном и аграрном секторах экономики был учрежден Корейский банк развития, являющийся государственным специализированным кредитным институтом, на базе Федерации финансовых ассоциаций образован Сельскохозяйственный банк Кореи. Позже была сформирована целая система специализированных банков для оказания финансовой поддержки как стратегическим, так и менее важным отраслям, созданы Корейский банк долгосрочного кредитования, Экспортно-импортный банк Кореи, торговые и банковские корпорации, обеспечивающие предоставление нефинансовым предприятиям средне- и долгосрочных кредитов и мобилизацию иностранного капитала [5].
Таким образом, становление разветвленной и гибкой кредитно-банковской системы создало необходимые предпосылки для достижения высокого уровня инвестиций, восприятия индустриальных и технологических нововведений.
Эти примеры убедительно свидетельствуют о том, что решение стратегических задач национальной экономики путем активизации деятельности специализированных кредитных институтов очень эффективно, так как обеспечивает взаимодействие государства, банков и нефинансовых предприятий.
2 ВИДЫ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ БАНКОВ В РОССИЙСКОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПРАКТИКЕ
2.1 Критерии специализации банков
Специализированные банки по критериям специализации можно разделить на следующие группы:
Специализированные банки
критерии специализации
функциональная отраслевая клиентная территориальная
специализация: специализация: специализация: специализация:
- инновационные |
- сельско- хозяйственные |
- потребительского кредита |
- региональные |
- инвестиционные |
- социального развития |
- биржевые |
- межрегиональные |
- сберегательные |
- строительные |
- коммунальные |
- международные |
- ипотечные |
- трастовые |
- кооперативные |
|
- учетные |
- энергетические |
- страховые |
|
- депозитные |
- внешнеторговые |
||
- клиринговые |
Рисунок 1 Классификация специализированных банков [2]
Наиболее ярко выражена функциональная специализация, так как она принципиальным образом влияет на характер деятельности банка, определяет особенности формирования активов и пассивов, специфику работы с клиентурой.
С другой стороны, в более узком смысле под специализированными банками понимаются именно банки, выделенные по функциональной классификации. Важнейшими и наиболее распространенными из них являются инвестиционный и ипотечный банки.
2.2 Инвестиционные банки
2.2.1 Определение инвестиционного банка
В англо-русском банковском энциклопедическом словаре Б.Г.Федорова инвестиционный банк определен как банк, специализирующийся на организации выпуска, гарантировании размещения и торговле ценными бумагами; осуществляющий также консультации клиентов по различным финансовым вопросам, ориентированный в основном на оптовые финансовые рынки (в США), или как неклиринговый банк, специализирующийся на средне- и долгосрочных инвестициях в мелкие и средние компании (в Великобритании).
Имеет место также другое определение инвестиционного банкирского дома как предприятия, занимающегося торговлей корпоративными и государственными ценными бумагами, прежде всего в форме покупки крупного пакета и дальнейшей продажи этих бумаг инвесторам; корпоративным финансированием в форме привлечения капитала под выпускаемые ценные бумаги или в форме предоставления долгосрочного инвестиционного кредита [6].
Основными характерными чертами для инвестиционных банков являются:
главной признается деятельность по привлечению финансирования посредством ценных бумаг;
будучи крупной организацией, оперирует, прежде всего, на оптовых финансовых рынках;
отдает приоритет средне- и долгосрочным вложениям;
ценные бумаги являются основой его портфеля, при этом большинство инвестиционных банков в наибольшей степени ориентируются на негосударственные ценные бумаги.
К наиболее крупным статьям дохода инвестиционного банка следует отнести:
доход от предоставления услуг по привлечению финансирования;
доход от управления собственным портфелем;
доход от предоставления услуг по управлению портфелями клиентов;
доход от предоставления брокерских услуг [2].
2.2.2 Услуги, оказываемые инвестиционным банком
В развитых странах инвестиционные банки предоставляют своим клиентам следующие услуги:
по привлечению финансовых ресурсов;
по реструктуризации бизнеса путем слияния и поглощения;
брокерские;
по управлению портфелем;
депозитарно-кастодиальные;
предоставление рекомендаций клиентам.
Для предоставления вышеперечисленных услуг инвестиционный банк развивает несколько видов деятельности, которые можно подразделить на внешние (направленные непосредственно на клиента и на контрагентов, формирующих услуги) и внутренние (создающие необходимые предпосылки для осуществления внешних видов деятельности).
Внешняя деятельность банка (собственно инвестиционная банковская деятельность) приносит прибыль банку.
Здесь выделяют два основных направления:
привлечение финансирования;
слияния и поглощения.
Кроме того, инвестиционные банки зачастую активно торгуют контрольными пакетами мелких и средних корпораций не по заказам клиентов на реструктуризацию их бизнеса, а в целях получения спекулятивной прибыли. При этом в период, когда инвестиционным банком осуществляется держание того или иного контрольного пакета, им могут быть осуществлены финансовое оздоровление данного предприятия, оптимизация финансов данной корпорации, а также другие мероприятия, направленные на повышение курсовой стоимости данного пакета
Привлечение финансирования чаще всего подразумевает форму размещения ценных бумаг клиента, однако, не исключаются и варианты привлечения финансирования путем создания венчурных предприятий и использования механизмов инвестиционного кредитования.
Этот вид деятельности естественным образом распадается на ряд более частных видов деятельности:
финансовое консультирование клиента, желающего привлечь финансовые ресурсы путем выпуска ценных бумаг;
андерайтинговой синдицирование, т.е. создание и управление синдикатами андерайтеров;
продвижение ценных бумаг клиента на финансовые рынки;
обслуживание ценных бумаг клиента на вторичном рынке.
Обычно в рамках инвестиционной банковской деятельности выделяют такое направление, как корпоративное финансирование, что подразумевает привлечение финансирования для корпоративных клиентов, т.е. содействие в привлечении дополнительного капитала корпорациями – клиентами инвестиционного банка. В настоящее время лишь очень небольшая часть инвестиционных банков занимается привлечением финансирования для правительств и муниципалитетов, поэтому для большинства других инвестиционных банков термины «инвестиционная банковская деятельность» и «корпоративное финансирование», по сути, совпадают.
Слияния и поглощения для инвестиционного банка, работающего в стране с развитым финансовым рынком, достаточно часто становятся основной сферой получения дохода. Большинство российских предприятий и финансовых групп еще не вышли на тот уровень развития, когда появляется потребность в услугах инвестиционного банка по проведению слияний и поглощений. В российских условиях под слияниями и поглощениями часто понимают операции с крупными пакетами акций. Однако деятельность по покупке и продаже отдельных предприятий не тождественна слияниям и поглощениям. Деятельность инвестиционного банка при проведении слияний и поглощений может быть подразделена на следующие составляющие:
консалтинговая деятельность по определению оптимального варианта реструктурирования бизнеса;
привлечение финансовых ресурсов для осуществления слияний и поглощений;
аккумулирование на рынке крупных пакетов акций по заказу клиента (покупка крупных пакетов), продажа крупных пакетов;
реструктуризация отдельной компании и продажа ее частей;
выработка и осуществление эффективной защиты клиента от поглощения [6].
2.3 Ипотечные банки
2.3.1 Понятие ипотеки и ипотечного банка
Часть финансового рынка, на котором перераспределяется заемный капитал, обеспеченный залогом недвижимости, называется рынком ипотечного капитала. В качестве ценных бумаг на рынке ипотечного капитала выступают закладные, гарантирующие кредиторам получение платежей по кредиту, а также возможность возврата вложенных средств при невыполнении заемщиков своих обязательств за счет реализации объекта залога.
Иными словами, ипотека – это обеспечение обязательства недвижимым имуществом, при котором залогодержатель имеет право, в случае неисполнения залогодателем обязательства, получить удовлетворение за счет заложенной недвижимости.
Важную роль на рынке ипотечного капитала играют ипотечные банки. Эти банки предоставляют кредиты под залог недвижимости. В развитых капиталистических странах ипотечные банки играют большую роль в банковской системе. Некоторые банки дают ссуды под залог недвижимости государству.
Договор об ипотеке заключается в виде закладной. Закладная должна быть нотариально удостоверена и подлежит государственной регистрации. Договор об ипотеке вступает в силу с момента регистрации закладной [3].
Ипотека может быть установлена на:
земельные участки;
предприятия, здания и иное недвижимое имущество, используемое в предпринимательской практике;
жилые дома, квартиры;
дачи, садовые дома, гараж и другие строения;
иное недвижимое имущество.
Средства для предоставления кредитов ипотечный банк получает от продажи закладных листов. Это надежные, приносящие твердые проценты долговые обязательства банка по отношению к держателям. Закладные листы обеспечиваются предоставляемыми банком и гарантированными ипотеками или ипотечными долгами, ссудами.
Важной особенностью закладных листов является то, что ипотечный банк не меняет процент выплат по ним в течение всего срока их действия, поэтому он может своим заемщикам на этот срок устанавливать твердый процент выплаты кредита. Этим и отличаются кредиты, предоставляемые за счет продажи закладных листов, от кредитов сбербанков или других банковских учреждений [4].
Виды деятельности, которыми могут заниматься ипотечные банки наряду с основной, включают вложение средств в ценные бумаги под определенные проценты, выдачу ссуд под залог ценных бумаг, а также некоторые финансовые услуги.
Ипотечному банку запрещена побочная деятельность, связанная с риском. Например, банк может приобретать участки у своих должников, только с целью предотвращению убытков, строительства административных зданий для своих нужд или жилья для своих сотрудников, спекуляцией земельными участками банку заниматься запрещено.
Законодательное ограничение в интересах держателей закладных листов делают ипотечные банки специальными институтами, а не универсальными банками [2].
2.3.2 Роль ипотечных банков в развитии экономики
Ипотечное кредитование имеет огромное значение для развития экономики. Главная цель федеральных ипотечных учреждений, включая банки, заключается в том, чтобы кредитовать сельское хозяйство и жилищное строительство, обеспечивая социально – экономическое обслуживание наиболее деликатных сфер экономики, т.е. менее зажиточные слои населения. Зачастую ипотечные банки являются проводниками определенной целевой правительственной политики по укреплению различных секторов экономики.
Благодаря своей долгосрочности (20 – 30 лет) ипотечные кредиты особенно удобны для финансирования в тех случаях, когда выплата процентов и погашение кредита возможны только из текущих, как правило, невысоких доходов, т. е. небольшими взносами. Например, при финансировании строительства жилых домов под аренду погашение ипотечного займа возможно только из поступлений арендной платы. Это касается также и финансирования сельскохозяйственных предприятий с целью расширения земельных угодий (покупка дополнительных участков земли) или строительства жилых и подсобных помещений, так как прирост доходов в сельском хозяйстве относительно невысок [3].
Ипотечные банки имеют в экономике двойное значение: как социальные институты, обеспечивающие долгосрочные земельные кредиты, и как эмитенты закладных листов, являющихся наиболее защищенным средством вложения капитала и приносящих проценты.
Ценные бумаги, выпускаемые ипотечными банками, как правило, приобретают коммерческие и сберегательные банки, страховые компании и другие кредитно – финансовые институты. Это позволяет институтам ипотечного кредита получать необходимые источники и в последующем использовать их для ипотечного кредитования строительства для городского населения, фермеров и мелких предпринимателей.
Кроме того, ипотечные банки являются посредниками между вложением капитала и реальным кредитом. Капитал держателя закладных листов обеспечивается не одним объектом, а совокупностью всех объектов банка, гарантирующих его займы. Таким образом, происходит рассеивание риска. В отличие от частного лица, которое предоставляет заем под один объект, банк имеет возможность назначать очень низкие ставки погашения, поскольку средства, поступающие от многочисленных кредитополучателей, могут быть использованы для новых кредитов.
2.3.3 Активные и пассивные операции ипотечных банков
Специфическая деятельность ипотечных банков обусловливает формирование их пассивных и активных операции, которые существенно отличаются от операций коммерческих, сберегательных и инвестиционных банков, что подтверждает баланс ипотечного банка.
Таблица 1 Баланс частного и государственного ипотечного банка
Пассивы |
Активы |
1.Коммунальные облигации и закладные |
1. Наличность и счета в кредитных учреждениях |
2. Долгосрочные займы |
2. Долгосрочные кредиты |
3. Переходящие кредиты |
3. Ценные бумаги |
4. Собственные средства |
4. Переходящие кредиты |
5. Прочие |
5. Прочие |
Более 50% пассивных операций составляет эмиссия в виде долгосрочных облигаций, затем идут привлеченные средства в виде долгосрочных займов и переходящих кредитов (государственные средства), а также собственные средства, включающие акционерный капитал, резервный фонд и нераспределенную прибыль.
В активных операциях почти 85% составляют долгосрочные кредиты, которые выделяются различным клиентам на жилищное и промышленное строительство, затем следуют переходящие кредиты (государственные средства – около 3%, ценные бумаги – 0.5% и прочие – 1.5%) [4].
3 ПЕРСПЕКТИВЫ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ БАНКОВ В РФ
3.1 Специализированные банки РФ
В конце 2001 года Правительством Российской Федерации и Банком России была принята Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации, реализация которой рассчитана на среднесрочную перспективу (5 лет).
В соответствии с этой стратегией в целях решения специальных задач государственной экономической политики Правительством Российской Федерации созданы два специализированных государственных банка: Российский банк развития, Российский сельскохозяйственный банк [1].
3.1.1 Российский банк развития
Пример всех развитых рыночных экономик показывает, что двухуровневая финансовая система не позволяет решать задачи долгосрочного финансирования сферы материального производства. Для этого создаются специальные кредитные институты, обеспечивающие реструктуризацию предприятий, финансирование проектов и программ народнохозяйственной значимости, финансовую поддержку создания широкого слоя жизнеспособных малых и средних предприятий. К таким финансовым институтам относятся национальные банки развития, основной функцией которых является реализация государственной инвестиционной политики, в том числе и через инструменты рынка ценных бумаг.
В «Мерах Правительства Российской Федерации и ЦБ РФ по стабилизации социально-экономического положения в стране» предусмотрено финансовое обеспечение государственной инвестиционной политики на основе Бюджета развития РФ.
В целях аккумулирования средств и кредитования организаций реального сектора экономики, а также высокоэффективных инвестиционных проектов был создан Российский банк развития (РБР). При этом в качестве основного направления использования привлекаемых средств банка было определено кредитование.
Помимо этого, РБР должен сыграть определяющую роль в восстановлении и развитии отечественного рынка ценных бумаг.
Истинное назначение рынка ценных бумаг - не спекуляции, не покрытие дефицита бюджета, а создание финансового механизма для запуска частных инвестиций, для выживания и обновления промышленности. Эти функции он выполняет во всех странах с развитыми рыночными отношениями и в странах Восточной Европы.
Основная цель восстановления отечественного рынка ценных бумаг - в создании фондового рынка, стимулирующего экономический рост.
Ясно, что такой фондовый рынок может возникнуть только при реализации на практике ряда макроэкономических условий. В том числе это: рост монетизации ВВП при ее постепенном наращивании и удержании умеренной инфляции, стимулирующей рост; стимулирование инвестиций отечественных и международных финансовых институтов в реальный сектор; законодательная поддержка выпуска государственных проектных долговых ценных бумаг под конкретные инвестиционные проекты с сохранением налоговых льгот по тем из них, средства от размещения которых используются на капитальные вложения, финансирование науки и перспективных технологий; поощрение долгосрочных иностранных инвестиций, в том числе в корпоративные ценные бумаги.
Перечень этих мер может быть значительно расширен, но и указанные меры при правильном законодательном оформлении могут обеспечить восстановление российского фондового рынка и дать импульс к его развитию.
Для того чтобы банк развития удовлетворительно выполнил две свои основные функции - кредитование реального сектора и поддержку национального рынка капиталов, - необходимо учитывать при его формировании следующие особенности:
Главной задачей банка является финансирование реального сектора экономики, что не всегда является доходным и высокоэффективным бизнесом. Поэтому банк развития не может быть коммерческим, чья деятельность строится только в целях получения прибыли.
Банк развития должен обладать выдающейся репутацией на отечественном и международном финансовых рынках, чему могут способствовать не только высочайшие требования к профессионализму его менеджмента, но и те условия, которые ему обеспечит государство: госгарантии по обязательствам, средства фонда развития могут быть переданы РБР в форме субординированного кредита, освобождение от налога на прибыль при условии реинвестирования всей получаемой банком прибыли.
Банк развития должен выступать на рынке ценных бумаг как в роли инвестора, так и в роли эмитента. Как эмитент банк должен максимально использовать выпуск собственных долговых ценных бумаг (имеющих за счет гарантий государства высокий рейтинг) и размещать их и на внутреннем, и на международных рынках капиталов, расширяя тем самым свою ресурсную базу и не ограничиваясь средствами фонда развития.
Следуя государственным интересам возврата кредитных ресурсов и восстановления фондового рынка, банк должен развивать услуги предприятиям в области корпоративного финансирования: эмиссии ценных бумаг под крупные инвестиционные проекты, содействие в их размещении, исполнение роли андеррайтера.
Банк развития может сыграть важную роль и в первичном размещении государственных ценных бумаг (прежде всего облигаций), выпускаемых под конкретные инвестиционные проекты (например, под строительство дорог, жилищное строительство, энергосбережение), с последующим реинвестированием получаемых от их размещения средств. В сочетании с налоговыми льготами по этим государственным бумагам такая политика государства значительно улучшит инвестиционную обстановку в стране и вызовет приток отечественных и зарубежных частных инвестиций.
Банк развития может способствовать и более эффективному управлению контрольными пакетами ценных бумаг, которые предприятия предоставляли бы в качестве залога под получаемые кредиты, реструктуризации этих предприятий, осуществлять мониторинг структуры собственности в промышленности России [1,9].
3.1.2 Российский сельскохозяйственный банк
Миссия сельскохозяйственного банка
несколько уже, чем банка развития.
Россельхозбанк был
создан в 2001 году в целях заполнить нишу,
образовавшуюся в связи с ликвидацией
СБС-Агро. То есть, основной задачей
нового банка должно являться распределение
бюджетных средств, предназначенных для
агропромышленного комплекса. В бюджете
2002 года эта сумма составляет 15 млрд.
рублей.
Как показала практика, кредитование сельского хозяйства через коммерческий негосударственный банк не очень удачная идея. Создание специализированного банка должно решить главную проблему - целевое назначение кредитов. То есть, Россельхозбанк должен будет обеспечить выполнение принципа адресности и целевого характера бюджетных средств Бюджетной системы РФ. Бюджетные средства должны доходить до получателя своевременно и в полном объеме [8].
3.2 Проблемы развития специализированных банков в России
Кроме выше перечисленных государственных банков в России нет больше специализированных банковских институтов. И вряд ли будут. Дело в том, что универсальные банки имеют более широкие возможности развития в условиях нестабильности экономической ситуации.
Даже в правительственной Стратегии развития банковского сектора указывается, что универсальные функциональные возможности банков признаются фундаментальным принципом организации российской банковской системы. То есть, российские банки должны развиваться в рамках универсального статуса, позволяющего снизить риски за счет диверсификации услуг, обеспечить комплексность обслуживания клиентов. Специализация кредитных организаций на отдельных банковских операциях или видах деятельности возможна, но в рамках их универсального статуса [1].
Действительно, сегодня в России только государственные банки могут позволить себе специализироваться на отдельных видах операций. В любом случае, стабильность им обеспечена - у них есть доступ к бюджетным средствам. В то время как у коммерческих банков, даже при их универсальном статусе, в силу множества проблем наблюдается острая нехватка ресурсов [8].
Высокие риски
Развитие банковской деятельности, прежде всего инвестиционной, ограничивают главным образом высокие риски.
Кредитный риск. Высокий уровень риска вложений средств в реальный сектор экономики препятствует наращиванию кредитной активности банков. Доля кредитов реальному сектору экономики в совокупных активах банковского сектора составляет около 34%, а отношение этих кредитов к ВВП - примерно 12%. По оценке самих банков, высокий кредитный риск является наиболее существенным фактором, сдерживающим их кредитную активность.
Риск ликвидности. Дефицит средне- и долгосрочных ресурсов является важным фактором, сдерживающим развитие операций банков. Долгосрочные обязательства (со сроком исполнения свыше 1 года) по состоянию на 1 июля 2001 г. составляли только около 7% совокупных обязательств банков. На протяжении всего послекризисного периода сохраняется значительный дисбаланс структуры активов и обязательств кредитных организаций по срокам, что непосредственно влияет на уровень ликвидности банковского сектора. В целях снижения данного риска необходимо повышение качества управления ликвидностью, включая меры по капитализации банковского сектора [1].
Низкий уровень доверия населения
Средства населения могли бы составить существенный приток среднесрочных и долгосрочных ресурсов для обеспечения базы кредитования коммерческими банками предприятий на срок от 6 месяцев до 3-5 лет.
После кризиса произошел отток существенного объема вкладов населения из коммерческих банков. Увеличилась и без того подавляющая доля Сбербанка на рынке частных вкладов. В настоящий же момент объем вкладов населения в коммерческих банках крайне низок. Если до кризиса в пассивах банковской системы средства физических лиц превышали средства юридических, то после кризиса ситуация поменялась: после кризиса в «чулок» из системы коммерческих банков ушло не менее 5-10 млрд. долл.
Неучастие вкладов физических лиц в существенном объеме в формировании ресурсной базы коммерческих банков является серьезным тормозом для аккумулирования источников долгосрочного кредитования коммерческими банками производственного сектора и предприятий сферы услуг и соответственно тормозит развитие экономики в целом [8,13].
Проблемы развития инвестиционных банков
Организация инвестиционных банков имеет особое значение для российской экономики, столь нуждающейся в долгосрочных инвестициях. Однако их развитие сталкивается со многими трудностями.
Инвестиционные банки, осуществляющие операции в основном за свой счет, имеют значительно большую потребность в капитале, чем коммерческие банки, занимающиеся традиционными банковскими услугами.
Деятельность инвестиционных банков тесно связана с функционированием рынка ценных бумаг: степень сформированности рынка ценных бумаг и реализации его роли как механизма перераспределения капитала во многом определяют поле деятельности инвестиционных банков, возможности получения достаточной прибыли от отдельных операций на данном сегменте финансового рынка на основе совершенствования избранной банком специализации.
Поэтому выделение инвестиционных банков как особого вида финансового института предполагает достаточно высокую ступень развития рынка ценных бумаг. Если, с учетом изложенного, рассматривать историю становления инвестиционных банков в России, где развивающийся на фоне сложных кризисных явлений рынок ценных бумаг не достиг такой ступени развития и не играет существенной роли в мобилизации и перераспределении капиталов, то становится очевидным, что в этих условиях банки, созданные первоначально как специализированные инвестиционные банки (Восточно-европейский инвестиционный банк, инвестиционный банк "Восток-Запад", Международный инвестиционный банк, Межрегионинвестбанк и др.), были вынуждены практически перейти к диверсификации своей деятельности, осуществлению всех видов банковских операций, характерных для универсальных банков [10].
3.2.4 Проблемы развития ипотечных банков
Ипотечное кредитование в России совершенно не развито. К сожалению, существующие на сегодняшний день варианты ипотечных схем не в состоянии удовлетворить рынок: пока ни один из банков не может предложить четкую, грамотную ипотечную схему.
Одной из наиболее острых проблем на пути развития системы долгосрочного ипотечного кредитования является проблема рефинансирования банков, выдающих кредиты на длительный срок. Анализ различных программ, реализуемых в Москве и в других городах и регионах России, показывает, что при всей заинтересованности в развитии ипотеки ограничивающим фактором выступает отсутствие достаточных по объемам и доступных по цене долгосрочных ресурсов для кредитования [11].
Отсутствие законодательства по ипотеке, несовершенство системы регистрации закладных и изъятия недвижимости у недобросовестных плательщиков также сдерживают развитие операций по предоставлению и по развитию ипотечных кредитов в России.
На федеральном уровне принят закон об ипотеке (он не предусматривает создание специальных ипотечных банков). Но в то же время до сих пор не принят закон «Об эмиссионных ценных бумагах» [12].
Хотя, введение на рынок таких финансовых инструментов, как сертификаты участия и закладные листы, могли бы реально увеличить объемы сделок на рынке потечного кредитования, расширить ресурсную базу такого рода кредитов.
4 УНИВЕРСАЛЬНЫЕ И СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ БАНКИ
4.1 Тенденция к универсализации
Прибыли банков, специализирующихся на отдельных операциях, могут быть достаточно велики, что делает необязательной деятельность в других сферах. Вместе с тем, как было сказано выше, последние десятилетия характеризуются отчетливой тенденцией к универсализации банковских операций. Усиление конкуренции между кредитными институтами и возникновение принципиально новых возможностей в условиях развития мощного финансового рынка привели многие банки к необходимости поиска иных способов повышения доходности своих операций. Одним из путей решений проблемы явилось резкое увеличение числа осуществляемых банками операций, развитие форм инвестиционной деятельности.
В рамках тенденции к универсализации быстрое развитие получили нетипичные ранее для коммерческих банков услуги: финансирование инвестиционных проектов, лизинг, управление портфелем инвестиций клиентов, консультационные услуги и др. Развитие этих услуг происходит как в результате либерализации банковского законодательства, так и вследствие различных методов обхода банками существующих законов. В Италии примером может служить использование системы участий и взаимного кредитования банков, занимающихся краткосрочным кредитованием, и банков, выдающих средне- и долгосрочные кредиты. В США - организация банковских холдингов, создание или присоединение юридически независимых специализированных инвестиционных институтов, выдача "разовых разрешений" на поглощение компаний, законодательно допущенных к операциям с ценными бумагами [10].
На основе операций по кредитованию промышленных компаний, сдающих свое оборудование в аренду, ряд крупных банков приступил к осуществлению лизинговых сделок, созданию собственных лизинговых фирм. Значительно расширилось участие банков в проектном финансировании, при котором банки самостоятельно занимаются подготовкой инвестиционного проекта или обеспечивают клиентам профессиональное консультирование, оплачивают расходы по осуществлению проекта, при этом в ряде случаев банки становятся совладельцами акций создаваемых предприятий.
Происходит переориентация с краткосрочных кредитов на различные виды и формы предоставления займов, получает распространение практика предоставления целевых кредитов на долгосрочное финансирование определенных программ [13].
В свою очередь, острая конкуренция между специализированными и коммерческими банками, а также другими кредитными институтами за сферу привлечения денежных сбережений и предоставление кредита создала необходимость выхода специализированных банков за рамки традиционных операции. Они получили возможность привлекать вклады физических лиц, осуществлять вложения своих средств в частные ценные бумаги, проводить лизинговые и факторинговые операции для увеличения доходов.
Так, ипотечные банки, существующие в чистом виде, стремятся расширить свои операции в основном путем широкой диверсификации, поскольку их положение в настоящее время тесно связано с колебаниями экономической конъюнктуры. Малейшие спады в экономике западных стран, особенно в строительстве и сельском хозяйстве, негативно сказываются на положении банков, так как возрастает вероятность невозврата долгов [4].
Тенденция к универсализации характерна для кредитных систем всех развитых стран, вместе с тем в каждой из них она имеет определенные особенности.
Наиболее ярко она представлена в Германии, где коммерческие банки на протяжении долгих лет осуществляют самые разнообразные виды операций, включая предоставление долгосрочных кредитов и вложение средств в собственный капитал предприятий. Значительное долевое участие коммерческих банков в капитале промышленных корпораций имеет преимущества как для банков, так и для предприятий: для банков это возможность обеспечения контроля за долгосрочной финансовой устойчивостью заемщика, для предприятий - уменьшение потребности в собственном капитале и сокращение общей стоимости финансирования производства [7].
Универсальный принцип лежит в основе организации банковских систем Австрии, Бельгии, Люксембурга, Нидерландов, Норвегии, Швейцарии, Швеции. По этому типу строятся банковские системы и "новых индустриальных стран", где универсализация банковской деятельности рассматривается как способ усиления позиций национальных банков, повышения их способности к эффективной мобилизации сбережений населения и средств коммерческих структур и направлению их в инвестиции. В ряде стран развитие универсализации банковской деятельности усилилось под воздействием изменений в законодательных актах.
Так, во Франции банковской реформой 1984 г. был установлен универсальный характер деятельности как деловых банков, ранее специализировавшихся на долгосрочном кредитовании, участии в капиталах и управлении предприятиями, так и коммерческих банков, которые, развивая свои операции, начали вкладывать капитал в крупные промышленные предприятия, создавать или скупать небанковские кредитно-финансовые институты, заниматься финансовым инжинирингом.
В Великобритании в результате реорганизации Лондонской биржи ("Big Bang") коммерческие банки стали ведущими участниками финансового рынка, резко увеличились масштабы диверсификации их деятельности, проникновения на рынок инвестиционных банков, приобретения агентств по торговле недвижимостью, слияний с финансовыми домами и компаниями, осуществляющими операции с ценными бумагами.
В
Японии, в соответствии с банковским
законом 1983 г., банки получили определенный
доступ к операциям с ценными бумагами,
тем самым начался процесс движения
японской банковской системы к
универсальному типу. Новая реформа
банковской системы, отменяющая с 1 апреля
1998 г. большинство ограничений на валютные
операции и банковские сделки, связанные
с ввозом и вывозом капитала, предполагает
в течение трех ближайших лет устранение
барьеров, мешающих конкуренции между
банками и брокерскими компаниями; снятие
многих запретов, препятствующих банкам
вводить новые финансовые продукты;
обеспечение банкам свободного доступа
на рынок фондов общественного потребления;
увеличение операций по управлению
активами небанковских институтов, в
частности, пенсионных фондов
[10].
4.2 Государственные и коммерческие банки в России
Банковская система в России должна быть построена по рыночным принципам. Это означает, что ее фундаментом должны являться негосударственные здоровые коммерческие банки.
Сегодня же сложилась такая ситуация, когда государственные банки не только составляют прямую конкуренцию коммерческим банкам с принятием на государство соответствующих коммерческих рисков, но и сдерживают их развитие благодаря создаваемым нерыночным преимуществам. Наиболее иллюстративным является пример Сберегательного банка РФ, который, являясь искусственным монополистом на рынке частных вкладов и обладающий обширнейшей филиальной сетью, использует свои нерыночные преимущества в конкуренции с коммерческими банками в сфере кредитования предприятий и фактически подавляет кредитную активность коммерческих банков, в том числе путем демпинга.
Вдобавок к этому рождаются новые государственные банковские проекты типа Россельхозбанка, Российского банка развития. Сами по себе идеи создания государственных специализированных банков приветствуются (как показал мировой опыт, в слабых экономиках они просто необходимы), но при этом важным принципом их функционирования должно являться выполнение строго определенных функций, дополняющих или видоизменяющих расклад сил в финансовой системе страны, разумеется, на принципе «не навреди» ситуации в банковской системе в целом.
В общем, при создании государственных специализированных банков важно не допустить прежних ошибок. Это не означает ухода государственных банков из сфер операций коммерческих банков, но означает создание для всех банков на этих рынках равных условий, т.е. либо снятие указанных нерыночных преимуществ, либо в рамках антимонопольного законодательства принятия соответствующих законодательных ограничений [8].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Периоды экономических кризисов характеризуются усилением роли государства в инвестиционных процессах, в том числе и путем роста присутствия в кредитных институтах. Одним из уроков российского кризиса явилось осознание необходимости усиления роли государства в экономике, важности государственной поддержки промышленности для обеспечения ее вывода из современного полукризисного состояния и принятия мер, направленных на активизацию банковского участия в решении этой проблемы.
Новая реструктурированная Банковская система РФ должна быть подчинена потребностям обеспечения экономического роста. Поэтому несомненный интерес здесь представляют процессы государственного участия в становлении механизмов мобилизации инвестиционного капитала. Создание государственных специализированных банков с целью финансирования проектов экономического развития в промышленном и аграрном секторах экономики является важным шагом на этом пути.
Во многих странах становление системы специализированных банков для оказания финансовой поддержки как стратегическим, так и менее важным отраслям создало необходимые предпосылки для достижения высокого уровня инвестиций, восприятия индустриальных и технологических нововведений.
Их примеры убедительно свидетельствуют о том, что решение стратегических задач национальной экономики путем активизации деятельности специализированных кредитных институтов очень эффективно, так как обеспечивает взаимодействие государства, банков и нефинансовых предприятий [10].
Так что, несмотря на общемировую тенденцию к универсализации банков, специализированные банки вряд ли исчезнут совсем. Во всяком случае, пока существуют кризисные экономики, нуждающиеся в тесном взаимодействии государства, банков, нефинансовых предприятий, необходимом для достижения общих национальных интересов, специализированные банки будут играть свою важную роль.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Приложение к заявлению Правительства Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации «О совместной стратегии Банка России и Правительства Российской Федерации о развитии банковского сектора» от 30 декабря 2001 года
Боровиков В.И. Денежное обращение, кредит и финансы: Учебное пособие для студентов экон. спец. вузов. – Воронеж: изд – во ун – та, 1996. – 192с.
Балабанов И.Т. Операции с недвижимостью в России – М.; Финансы и статистика, 1996. – 192с.
Есипов В.Е., Попов А.В., Маховикова Т.А., и др. Ипотечно – инвестиционный анализ: Учебное пособие. – СПб., 1998. – 207с.
Жуков Е.Ф., Максимова Л.М., Печникова А.В. и др. Деньги, кредит, банки: Учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям. – М.: ЮНИТИ, 2000. – 622с.
Семенюта О.Г. Деньги, кредит, банки в РФ: Учебное пособие. – М.: Контур, 1998. – 304с.
«Kreditwesen». Германия: Специализированные банки как связующие звенья между политикой и экономикой // Бизнес и банки. - 1999. - № 34.
Пастухова Н. 12 первоочередных шагов по реструктуризации банковской системы // РЦБ. - 2000. - № 6.
Никонова И. РБР должен помочь РЦБ // РЦБ. - 2001. - № 10.
Игонина Л.Л. Опыт банков развитых стран в области инвестиционной деятельности и возможности его реализации в российской экономике // Вестник Института Цивилизации. - 1999. - № 1.
Рубцов Б. Современные фондовые инструменты финансирования ипотечных кредитов // РЦБ. - 2001. - № 6.
Пастухова Н. Использование ценных бумаг как инструмента рефинансирования долгосрочных жилищных ипотечных кредитов // РЦБ. - 2001. - № 9.
Мовсесян А., Либман А. Мировой опыт реорганизации банковской системы // Банковское дело в Москве. - 2002. - № 2.