Налоговая система (работа 3)

TYPE=RANDOM FORMAT=PAGE>22


Содержание.

Название

стр.

Содержание.

Введение.

I. Теория налогов.

II. Платежи предприятий в бюджет и внебюджетные фонды.

1. Налог на прибыль предприятий и организаций.

2. Налог на добавленную стоимость.

3. Акцизы.

4. Налог на имущество предприятий и организаций.

5. Налоги на ресурсы.

III. Некоторые аспекты налогообложения.

1. Налоги и совместные предприятия.

2. Поэтапное снижение налогов в различных сферах биз­неса.

Заключение.

Список используемой литературы

2

3

5

9

11

12

13

20

21

23

24

I. Введение.

Налоговая система представляет собой совокупность налогов, взимаемых в государстве, формы и методы их построения, методы исчисления налогов и налоговый контроль. В зависимости от разных признаков налоги делятся на следующие группы: по объекту обложе­ния - на прямые и косвенные; по органу, осуществляющему взимание и распоряжение налогом, - на государственные и местные; по по­рядку использования - на общие и специальные.

Прямые налоги устанавливаются на доход и имущество юридиче­ских (и физических) лиц, производящих уплату налогов. К косвен­ным относятся налоги на товары и услуги, оплачиваемые в цене то­вара или включенные в тариф. Владелец товара и услуг при их реа­лизации получает налоговые суммы, которые перечисляет государ­ству.

Прямые налоги подразделяются на налоги на доходы и налоги на собственность. В России к ним относятся (для юридических лиц): на­лог на прибыль (доход) предприятий; налог на доходы банков; зе­мельный налог; лесной налог и др.

Косвенные налоги включают: налог на добавленную стоимость; таможенные пошлины; акцизы и др.

Виды налогов1.

По субъекту их установления:

1. федеральные налоги - вносятся в федеральный государственный бюджет и вводятся законами, принимаемыми федеральным парла­ментом,

2. региональные налоги - вносятся в государственный бюджет субъ­екта федерации. Вводятся законами представительных органов субъ­екта федерации,

3. местные налоги - вносятся в бюджет города (района). Вводятся по решению представительного органа местного самоуправления.

Виды федеральных налогов2:

- налог на добавленную стоимость,

- акцизы на отдельные товары (спиртное),

- налоги на прибыль (доходы) предприятий,

- платежи за пользование природными ресурсами (земля, вода),

- лицензионные и регистрационные сборы ( при получении права на торговлю нефтью, газом, цветными металлами и т. д.),

- платежи в Пенсионный фонд, в Фонд социального страхова­ния, Фонды обязательного медицинского страхования, Госу­дарственный фонд занятости населения.

Виды региональных налогов2:

- на имущество предприятий,

- на фонд заработной платы предприятий на нужды образова­тельных учереждений, организации работы транспорта,

- лицензионные и регистрационные сборы,

- на прибыль предприятий.

Виды местных налогов2:

- на стоимость реализованной продукции предприятиями горо­да для содержания жилья и объектов социально-культурной сферы,

- на фонд оплаты труда для содержания милиции, образова­тельных учереждений, благоустройство территории,

- на рекламу,

- лицензионные и регистрационные сборы,

- на прибыль предприятий.

II. Теория налогов.

Экономическая сущность налогов была впервые исследована в работах Давида Рикардо. “Налоги, - писал он, - составляют ту долю продукта и труда страны, которая поступает в распоряжение прави­тельства, они всегда уплачиваются, в конечном счете, из капитала или из дохода страны.”1

Определенный вклад в теорию налогов сделали ученые-экономис­ты в России. Так, по мнению Н. Тургенева, “налоги суть средства к достижению цели общества или государства, т. е. той цели, которую люди себе предполагают при соединении своем в общество, или при составлении государств. На сем основывается и право правительства требовать податей от народа”2. А. Тривус считал, что “налог пред­ставляет собой принудительное изъятие от плательщика некоторого количества материальных благ без соответствующего эквивалента. Конечно, в некотором отношении, эквивалентом являются те услуги, которые оказывает плательщику государственная власть”3. А. Соко­лов утверждал, что “под налогом нужно разуметь принудительный сбор, взимаемый государственной властью с отдельных хозяйствен­ных лиц или хозяйств для покрытия ею расходов или для достижения каких-либо задач экономической политики, без предоставления пла­тельщикам его специального эквивалента”4.

Приведенные положения говорят о том, что высказавшие их авто­ры практически единодушны в своем понимании сущности налогов. Однако, полнота изложений несколько различна. А. Тривус включа­ет в свое определение помимо принудительности понятие безэквива­лентности налога, с оговоркой, что в некотором отношении эквива­лентом являются те услуги, которые оказывает налогоплательщику государственная власть. Определение А. Соколова, как нам пред­ставляется, наиболее полно выражает самую суть налогов, так как оно указывает еще и на то, что налоги, наряду с выполнением ими фискальной функции, могут служить достижению каких-либо задач экономической политики, что является очень важным моментом.

Какие же еще функции выполняют налоги?

По мнению А. Соколова, налоги, как финансовый инструмент го­сударства обеспечивают: собирание денежных сумм с населения, ре­гулирование денежных доходов и частно-хозяйственного накопле­ния, перераспределение полученных доходов или прибыли, принуди­тельное накопление средств, равновесие между спросом и предложе­нием.

Рассматривая перечисленные функции, нетрудно заметить, что первая из них нуждается в уточнении, поскольку налоги взимаются не только с физических, но и с юридических лиц. Что же касается по­следней из названных функций, то скорее всего, ее лучше выполняет цена, нежели налог.

Рассмотрим, что представляют собой фискальная и экономическая функции налогов.

Фискальная функция является основной, вытекающей из основной природы налогов; она характерна для всех государств во все пе­риоды их существования и развития. С ее помощью образуются го­сударственные денежные фонды и создаются материальные условия для существования и функционирования государства. По мере со­вершенствования производства значение фискальной функции воз­растает. Это наглядно показывает вся история существования разви­тых стран, а в настоящее время и развитие нашего государства.

Наличие экономической функции означает, что налоги. как актив­ный инструмент перераспределительных процессов, оказывает суще­ственное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая ее темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, сужая или рас­ширяя платежеспособный спрос населения.

Важным вопросом теории налогов являются принципы налогооб­ложения. Их классическую формулировку дал в свое время А. Смит:

1. “Подданные государства должны участвовать в покрытии расходов правительства, каждый по возможности, сообразно своей относительной платежеспособности, т.е. соразмерно до­ходу, которым он пользуется под охраной правительства. Со­блюдение этого положения или пренебрежение им приведет к так называемому равенству или неравенству обложения.

2. Налог, который обязан уплачивать каждый, должен быть точно определен, а не произволен. Размер налога, время и спо­соб его уплаты должны быть известны и ясны как самому нало­гоплательщику, так и всякому другому.

3. Каждый налог должен взиматься в такое время и таким спо­собом, какие наиболее удобны для плательщика.

4. Каждый налог должен быть так устроен, чтобы он извлекал из кармана плательщика возможно меньше сверх того, что по­ступает в кассы государства”1.

Заслуживает внимания позиция В. Твердохлебова по вопросу основных принципов построения налоговой системы и критический анализ этой позиции, изложенный А. Соколовым в его труде “Теория налогов”.

“Развитие производительных сил, - пишет Твердохлебов, - вот тот высший принцип обложения, который должен лечь в основу всякой податной системы и с точки зрения которого наука имеет право оце­нивать эти системы, н вторгаясь в область этики и сохраняя свой по­литический нейтралитет”2.

Развитие производительных сил выражается прежде всего в росте чистого национального продукта и его увеличении на душу населе­ния. В связи с этим, по мнению А. Соколова, принцип налоговой по­литики, выдвигаемый Твердохлебовым, можно сформулировать так: “налоги должны содействовать или, по крайней мере, не противодей­ствовать абсолютному или относительному росту чистого нацио­нального продукта”1.

Думается, прежде всего необходимо отметить, что налоговая си­стема представляет собой весьма сложное, эволюционирующее соци­альное образование, тесно связанное с развитием государства и эко­номики.

Это показала трансформация налоговых систем западных стран в XX веке. Она отразила: развитие корпоративных форм организации хозяйства с публичной отчетностью банков, акционерных обществ и др. ; рост благосостояния общества и расширение круга собственни­ков; расширение сферы влияния финансового капитала; укрепление правовых демократических основ целого ряда государств. Это помо­гало превращению налоговых систем этих стран в часть сложного и эффективного механизма регулирования хозяйственной конъюнк­туры, в гибкий инструмент, воздействующий на уровень доходности различных видов собственности, на соотношение между накоплением и потреблением в производственной и непроизводственной сферах.

Схожести процессов, происходящих в экономике развитых стран, соответствовала идентичность основных тенденций развития и со­вершенствования их налоговых систем. Результатом многочисленных налоговых реформ, проведенных во всех крупных странах мира, явилось значительное уменьшение ставки налога на прибыль про­мышленных компаний при одновременном сокращении применяе­мых льгот(см. табл.).

Ставка налога на прибыль промышленных компаний

развитых стран2.

Страна

1985

1986

1987

1991

США

46.0

46.0

40.0

34.0

Япония

43.3

43.3

42.0

37.5

Германия

56.0

56.0

56.0

57.5*

Франция

50.0

45.0

44.0

42.0

Италия

43.37

43.37

43.37

43.37

Великобритания

45.0

35.0

35.0

35.0

Канада

36.0

36.0

36.0

28.0

* В связи с объединением западных и восточных земель правительство Германии увели­чило ставку корпорационного налога на 7,5%

Законодательная регламентация налогообложения в развитых странах позволяет централизованно управлять налоговой системой, превращая ее в один из основных инструментов налоговой политики государства.

III. Платежи предприятий в бюджет и внебюджетные фонды.

1. Налог на прибыль1.

Объектом налогообложения при исчислении налога на прибыль является валовая прибыль предприятия. Она состоит из прибыли от реализации продукции (работ, услуг), прибыли от реализации основных фондов и иного имущества предприятия и доходов от вне­реализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. Вместе с тем по ряду предприятий, имеющих доходы, ко­торые облагаются налогом по иным ставкам по сравнению с налогом на прибыль, при исчислении налога на прибыль от таких видов дея­тельности исключается из валовой прибыли. Это относится к дохо­дам, полученным предприятиями от акций, облигаций и других цен­ных бумаг, а также от долевого участия. Кроме того, предприятия, имеющие доходы от видеопоказа, игорных домов при исчислении налогооблагаемой прибыли валовую прибыль должны умень­шать на прибыль от таких операций.

Предприятия (в том числе получившие убыток), имеющие превы­шение фактических расходов на оплату труда работников, занятых в основной деятельности, в составе себестоимости продукции (работ, услуг) по сравнению с их нормируемой величиной, уплачивают на­лог с сумм их превышения этих расходов без увеличения на эти суммы валовой прибыли.

В 1995 г. от уплаты налога на это превышение освобождаются только крестьянские (фермерские) хозяйства, колхозы, совхозы и другие сельскохозяйственные предприятия при условии, что выручка от реализации сельскохозяйственной продукции собственного про­изводства превышает 70 процентов общей выручки от реализации продукции (работ, услуг).

Между федеральным бюджетом РФ и бюджетами национально-го­сударственных и административно-территориальных образований налог распределяется исходя из пропорции, вытекающей из зачисле­ния налога на прибыль. Этот порядок исчисления и уплаты налога в бюджет не распространяется на предприятия, полностью принадле­жащие иностранным инвесторам, а также на предприятия и органи­зации, являющиеся плательщиками в бюджет налога с получаемого ими дохода (банки, страховые организации, предприятия игорного бизнеса); не платят этот налог также предприятия, полностью осво­божденные от уплаты налога на прибыль.

При осуществлении совместной деятельности нескольких пред­приятия и образовании нового юридического лица прибыль, полу­ченная образовавшимся предприятием - новым юридическим лицом, до ее распределения по участникам облагается налогом по устано­вленной ставке, а оставшаяся прибыль, после уплаты налога, подле­жащая распределению между участниками, облагалась налогом у ис­точника по ставке 15%, а по банкам - 18%, но у предприятий, являю­щихся участниками совместной деятельности, полученная ими доля прибыли не включалась состав налогооблагаемой прибыли. Анало­гичный порядок для обложения налогом доходов, полученных по акциям, облигациям и иным ценным бумагам, выпущенным в РФ, принадлежащим предприятиям, за исключение доходов, полученным по государственным облигациям и иным государственным ценным бумагам.

В 1995 году ставка налога на прибыл бала определена в размере 13? в федеральный бюджет , а в бюджета субъектов РФ налог на при­быль зачислялся предприятиями (в том числе и иностранными юри­дическими лицами) по ставкам, установленными законодательными (представительными) органами субъектов РФ, в размере не выше 22%, а для предприяти по прибыли, полученной от посреднических операций и сделок, бирж, брокерских контор, банков, других кре­дитных учереждений и страховщиков - по ставкам в размере не свыше 30%.

Изменен с 1995 г. и порядок зачисления налога с доходов, полу­чаемых по акциям, облигациям и иным ценным бумагам, выпущен­ным в РФ, принадлежащим предприятиям, а также с доходов от до­левого участия. Налог с указанных доходов зачисляется теперь пол­ностью в федеральный бюджет, а налог с доходов (включая доходы от аренды и иных видов использования) казино, иных игорных до­мов (мест) и другого игорного бизнеса, видеосалонов (от видеопо­каза), от проката видео- и аудиокассет и записи на них - в доходы бюджетов субъектов РФ.

В1993 г. расширен перечень льгот по налогу на прибыль. Устано­влено, что по всем предприятиям, независимо от их видов деятель­ности и формы собственности, облагаемая прибыль уменьшается на суммы затрат, произведенных за счет прибыли, остающейся в распо­ряжении предприятий, если они фактически направлены на капи­тальные вложения производственного и непроизводственного харак­тера. Эта льгота предоставляется предприятиям, осуществляющим развитие собственной производственной и непроизводственной базы, при условии полного использования ими сумм начисленного износа (амортизации) на последнюю отчетную дату.

В 1993 г. увеличился размер льготы до 3% налогооблагаемой при­были, направленной на благотворительные цели, причем благотво­рительная сфера несколько расширена. Не подлежат налогообложе­нию доходы, направленные государственными и муниципальными образовательными учреждениями, а также негосударственными об­разовательными учреждениями, получившими лицензии в устано­вленном порядке, непосредственно на нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса (включая оплату труда) в данном образовательном учреждении. Освобождаются от уплаты налога доходы музеев, библиотек, филармонических коллек­тивов, государственных театров и т. д.

2. Налог на добавленную стоимость.

Налог на добавленную стоимость представляет собой форму изъ­ятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стои­мостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью матери­альных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.

В соответствии с законом “О налоге на добавленную стоимость” плательщиками этого налога являются:

- предприятия и организации независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, имеющие статус юридических лиц, включая предприятия с иностранными инвестициями,

- полные товарищества, реализующие товары от своего имени,

- индивидуальные (семейные) частные предприятия, включая крест­ьянские (фермерские) хозяйства,

- филиалы, отделения и другие обособленные подразделения пред­приятий, находящиеся на территории России, имеющие расчетные счета в учереждениях банков и самостоятельно реализующие за плату товары, работы и услуги,

- международные объединения и иностранные юридические лица, осуществляющие производственную и иную коммерческую деятель­ность на территории России.

Объектами налогообложения являются:

- обороты по реализации на территории России товаров, выпол­ненных работ и оказанных услуг,

- товары, ввозимые на территорию России,

- обороты по реализации товаров (работ, услуг) внутри предприя­тия для собственного потребления, затраты по которым не относятся на издержки производства и потребления, а также своим работникам,

- обороты по реализации товаров без оплаты стоимости в обмен на другие товары,

- обороты по передаче безвозмездно или с частичной оплатой то­варов другим предприятиями или физическим лицам, включая ра­ботников предприятия,

- обороты по реализации предметов залога, включая их передачу залогодержателю при неисполнении обеспеченного залогом обяза­тельства.

При реализации товаров объектом налогообложения являются обороты по реализации всех товаров как собственного производ­ства, так и приобретенных на стороне.

Сумма налога, подлежащая взносу в бюджет, определяется как разница между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные им товары, и суммами налога по материальным ре­сурсам, топливу, работам, услугам, стоимость которых фактически отнесена в отчетном периоде на издержки обращения и производ­ства.

Налог на добавленную стоимость уплачивается:

- ежемесячно исходя из фактических оборотов по реализации това­ров за истекший календарный месяц в срок не позднее 20 числа сле­дующего месяца,

- ежеквартально исходя из фактических оборотов по реализации товаров за истекший квартал.

3. Акцизы.

Акцизы - это косвенные налоги, включаемые в цену товара и оплачиваемые покупателем. Установлен порядок обложения акци­зами реализуемых винно-водочных изделий, этилового спирта из пищевого сырья (кроме отпускаемого для выработки ликеро-водоч­ных изделий и винодельческой продукции), пива, табачных изделий, шин, легковых автомобилей, грузовых автомобилей грузоподъем­ностью до 1,25 тонны, ювелирных изделий, бриллиантов, изделий из хрусталя, ковров и ковровых изделий, меховых изделий, одежды из натуральной кожи, а также отдельных видов минерального сырья.

Плательщиками акцизов являются:

- по товарам отечественного производства - предприятия и органи­зации, включая предприятия с иностранными инвестициями, а также филиалы, отделения и другие обособленные подразделения пред­приятий, реализующие производимые ими товары, кроме товаров, выработанных ими из давальческого сырья. Плательщиками акцизов по товарам, выработанным из этого сырья, являются предприятия и организации, оплатившие стоимость работы по изготовлению этих товаров и реализующие их,

- по ввозимым на территорию России товарам - предприятия и дру­гие лица, определяемые в соответствии с таможенным законодатель­ством России.

Объектом обложения является стоимость подакцизных товаров, реализуемых по отпускным ценам, включающим акциз. Объектом обложения по товарам, ввозимым на территорию России, является таможенная стоимость, определяемая в соответствии с таможенным законодательством России.

Акцизами не облагаются подакцизные в России товары, ввозимые из или вывозимые за пределы стран, являющихся членами СНГ, за исключением вывоза подакцизных видов минерального сырья, а также товаров в страны бывшего СССР (кроме стран СНГ), если оплата происходит не в свободно конвертируемой валюте.

Ставки акцизов по товарам утверждаются правительством России и одинаковы на всей ее территории. На отдельные виды сырья ставки дифференцируются по горногеологическим и экономико-географиче­ским условиям месторождений.

4. Налогообложение имущества предприятий и организаций.

Согласно ст. 20 Закона РФ “Об основах налоговой системы в РФ” налог на имущество предприятий относится к налогам субъектов РФ и полностью зачисляется в их бюджеты. Этот налог является относи­тельно новым для российского законодательства, однако, он широко распространен в мировой практике налогообложения. Налогообло­жение имущества, недвижимого имущества общепринято в развитых странах, хотя имеет свою специфику.

Введенный в практику российского налогового законодательства с 1 января 1992 г., он преследовал несколько целей:

- создание у предприятий заинтересованности в реализации из­лишнего, неиспользуемого имущества,

- стимулирование эффективного использования имущества, на­ходящегося на балансе предприятий,

- способствовать фондоотдаче и эффективности использования имущества, находящегося на балансе предприятия.

В целом его главными целями, с точки зрения финансов, являются стимулирующая и контрольная функции.

Особенностью данного налога является то, что его обязаны упла­чивать все предприятия, учреждения и организации, филиалы и дру­гие аналогичные подразделения, компании, фирмы, международные организации и объединения независимо от размеров и форм соб­ственности, сферы деятельности. Размер налога не зависит от степени доходности и от результатов хозяйственной деятельности предприя­тия.

Налог является весьма ощутимым и серьезным для крупных фон­доемких предприятий. Многие из них в настоящее время испытывают финансовые трудности, имеют небольшую прибыль или вовсе не имеют ее, а сумма налога на имущество не зависит от балансовой прибыли. Поэтому бухгалтерские службы особенно таких предприя­тий должны в максимальной степени правильно использовать нало­говые льготы, предоставленные законом, при проведении расчетов налога на имущество предприятий.

Согласно Закону объектом налогообложения являются основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты, находящиеся на балансе плательщика. Основные средства, нематериальные активы, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы учитываются по остаточной стоимости.

Также необходимо отметить, что стоимость основных средств ор­ганизации включается в налогооблагаемую базу с учетом результа­тов переоценок, проводимых в соответствии с постановлениями Правительства РФ. При определении налогооблагаемой базы налога на имущество предприятий принимаются определенные статьи ба­лансов предприятий, банков, страховых организаций и территори­альных фондов медицинского страхования.

Стоимость имущества, являющегося объектом налогообложения и объединенного несколькими предприятиями в целях осуществления совместной деятельности без образования юридического лица, для целей налогообложения принимается в расчет участниками договора о совместной деятельности, внесшими это имущество, независимо от счетов бухгалтерского учета, на которых оно учитывается, а создан­ного (приобретенного) в результате этой деятельности - участниками договоров о совместной деятельности в соответствии с установлен­ной долей собственности по договору.

! января 1995 г. были произведены существенные поправки к За­кону о налоге на имущество предприятий. Многие из них можно раз­делить на два важных раздела. Первый: это сокращение налоговых льгот.

На федеральном уровне сокращены те льготы, которые предо­ставлялись предприятиям и учреждениям жилищно-коммунального хозяйства, а также предприятиям и учреждениям другого городского (сельского, поселкового и т. д.) хозяйства. Что касается предприятий жилищно-коммунального хозяйства, то для них вступает в силу льгота, установленная нормой закона, согласно которой стоимость имущества предприятия для целей налогообложения уменьшается на балансовую стоимость объектов жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурной сферы, находящихся полностью или час­тично на балансе предприятия. Предприятия жилищно-коммуналь­ного хозяйства являются плательщиками налога , но сумма налога для них будет сравнительно небольшой, так как основная часть иму­щества указанных структур представляет собой имущество объектов жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурной сферу, исключаемых из налогообложения.

Льгота для вновь созданных предприятий также считается нецеле­сообразной и предоставлять ее на федеральном уровне нет необхо­димости, так как ее можно представить на местах в каждом конкрет­ном случае. Кроме того, этот налог не зависит от финансовой дея­тельности предприятий, исчисленная сумма налога относится на фи­нансовые результаты деятельности предприятия, поэтому или умень­шает сумму прибыли, или увеличивает сумму убытка.

Не предоставяются льготы со второго квартала 1995 г. инвестици­онным фондам и фондам имущества в части средств, поступающих от приватизации государственного и муниципального имущества. Так как в расчете уже не участвуют денежные средства, посчитали целе­сообразным сделать указанные фонды плательщиками за собствен­ное имущество на общих основаниях. Точно такой же логикой руко­водствовались при решении вопроса о сокращении льгот для нота­риальных контор.

Второй раздел поправок касается предоставления дополнительных льгот. Во избежание двойного налогообложения предоставляется льгота жилищностроительным, дачно-строителдьным и гаражным кооперативам, садоводческим товариществам.

Льготы по налогообложению предоставляются предприятиям уче­реждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы. Пред­приятия народных художественных промыслов также не являются плательщиками налога на имущество.

В целом не может быть универсальной схемы определения и уплаты и расчета как данного налога, так и многих других, поэтому основными направлениями совершенствования налогового законо­дательства в этой области прежде всего являются:

- учреждение единого налога на имущество как физических, так и юридических лиц, вместо действующих в настоящее время на­лога на имущество предприятий, налога на имущество физиче­ских лиц и земельного налога,

- установление единого перечня объектов налогообложения, предусмотрев при этом, что к ним относятся любые земельные участки вместе с находящимися на них зданиями, сооруже­ниями, коммуникациями и другими неподвижными приспособ­лениями или неподвижными объектами на (в) этой земле,

- определение рыночной цены недвижимости для целей налого­обложения (в противном случае данный налог не имеет эконо­мического смысла),

- установление единой ставки налога для юридических и физи­ческих лиц,

-= введение необлагаемого налогом минимума стоимости не­движимости, взамен сложившейся практике льготирования.

5. Налоги на ресурсы.

1. Налог на землю.

Использование земли в России является платным. Формами платы являются: земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли. Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом. За земли, переданные в аренду взымается арендная плата. Для покупки и вы­купа земли, а также для получения под залог земли банковского кре­дита, устанавливается арендная цена земли.

Все земли подразделяются на две группы:

- земли сельскохозяйственного назначения

- земли несельскохозяйственного назначения.

1.1 Плата за земли сельскохозяйственного назначения.

С колхозов, совхозов, крестьянских (фермерских) хозяйств, межхозяйственных предприятий и организаций, кооперативов и дру­гих сельскохозяйственных организаций взымается только земельный налог, все остальные виды налогов по отношению к ним не приме­няются. На предприятия, имеющие доход от несельскохозяйственной деятельности, превышающей двадцать пять процентов, это положе­ние не распространяется.

Сельскохозяйственные предприятия индустриального типа (птицефабрики, тепличные комбинаты, зверосовхозы, животноводче­ские комплексы и другие на самостоятельном балансе) по перечню, утвержденному органами законодательной (представительной) власти, кроме налога на землю, уплачивают и другие налоги в уста­новленном порядке.

Земельный налог на сельскохозяйственные угодья устанавливается с учетом состава угодий, их качества, площади и местоположения. Органами законодательной власти субъектов РФ исходя из средних размеров налога с одного гектара пашни кадастровой оценки угодий устанавливаются и утверждаются ставки земельного налога по груп­пам почв пашни, а также многолетних насаждений, сенокосов и пастбищ. Минимальные ставки земельного налога за один гектар пашни и других сельскохозяйственных угодий устанавливаются ор­ганами законодательной власти регионов РФ. При исчислении сумм для плательщиков вводятся коррективы на местоположение их зе­мельных участков.

1.2. Налог на земли городов, рабочих, курортных и дачных по­селков взымается со всех предприятий, организаций, учереждений, имеющих в собственности, владении или пользовании земельные участки по ставкам, установленным для городских земель.

Налог на городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок. Они дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории органами местного самоуправления городов. Границы зон определяются в со­ответствии с экономической оценкой территории и генеральными планами городов.

В облагаемую налогом площадь включаются земельные участки, занятые строениями и сооружениями, участки, необходимые для их содержания, а также санитарно-защитные зоны объектов, техниче­ские и другие зоны, если они не предоставлены в пользование другим юридическими лицам и гражданам. Налог на часть площади земель­ных участков сверх установленных норм их отвода взымается в дву­кратном размере.

2. Плата за загрязнение окружающей среды.

От предприятий экологические фонды поступают средства в виде платы за нормативные и сверхнормативные выбросы, сбросы за­грязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды загрязнений; сумм по искам и возмещении вреда, штрафов за экологические правонарушения.

Плата производится за выбросы в атмосферу загрязняющих ве­ществ от стационарных и передвижных источников, сбросы загряз­няющих веществ в подземные и поверхностные воды, за размещение отходов.

Данная плата перечисляется плательщиками на счета экологиче­ских фондов и в доход республиканского бюджета в бесспорном по­рядке.

Перечисление в экологические фонды средств, вносимых в виде платы за загрязнение природной окружающей Среды и размещение отходов предприятиями осуществляется ежеквартально.

3. Плата за недра (полезные ископаемые).

Отчисления на воспроизводство материально-сырьевой базы про­изводят субъекты предпринимательской деятельности независимо от форм собственности, в том числе и юридические лица других госу­дарств, осуществляющие добычу полезных ископаемых на террито­рии России.

Объектом обложения при определении отчислений на воспро­изводство материально-сырьевой базы является стоимость реализо­ванного или реализованной продукции, полученных из полезных ис­копаемых, добытых предприятием, за вычетом налога на добавлен­ную стоимость, спецналога и акциза.

Ставки отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы устанавливаются законодательным путем (таб. 1). Для пред­приятий, проводящих за свой счет геологоразведочные работы от­числения на воспроизводство материально-сырьевой базы могут быть снижены.

Существуют некоторые категории пользователей недр, которые освобождаются от уплаты налога. К ним относятся:

- пользователи недр, ведущие региональные геолого-геофизические работы, геологическую съемку, другие геологические работы, на­правленные на общее изучение недр, геологические работы по про­гнозированию землетрясений и исследованию вулканической дея­тельности, инженерно-геологические изыскания, палеонтологические. геоэкологические исследования, контроль за режимом подземных вод, а также другие виды работ, проводимые без разрушения целост­ности недр.;

- пользователи недр, получившие их для образования особо охра­няемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эсте­тическое, санитарно-оздоровительное и иное значение (научные и учебные полигоны, геологические заповедники, заказники, памят­ники природы, пещеры и другие подземные полости).

Сумма отчислений на воспроизводство материально-сырьевой базы определяется плательщиком самостоятельно исходя из облагае­мого оборота по реализованной продукции, полученной из полезных ископаемых, и предусмотренных ставок. В случаях, когда реализу­ется не минеральное сырье, а продукты его переработки (концентраты, окатыши, металлы, бетон, асфальт и т. д.), размер от­числений корректируется понижающим коэффициентов, определяе­мым отношением себестоимости добытых полезных ископаемых к себестоимости реализованных продуктов их передела.

Платежи предприятиями отчислений на воспроизводство матери­ально-сырьевой базы производятся ежемесячно или ежеквартально в зависимости от объемов платежей. Некоторые предприятия, про со­гласованию с местными налоговыми органами, могут производить отчисления один раз в год.

Ставки отчислений

на воспроизводство материально-сырьевой базы

(утверждены Постановлением Верховного Совета Российской Феде­рации от 25 февраля 1993 г. N 4546-1 “Об утверждении Положения о Государственном внебюджетном фонде воспроизводства матери­ально-сырьевой базы Российской Федерации”)

Виды и группы полезных ископаемых

Ставки отчислений в про­центах от стоимости реали­зованной товарной продук­ции

нефть, газ и конденсат

твердое топливо

железные и хромовые руды

цветные и редкие металлы

благородные металлы

алмазы

апатиты и фосфориты

калийные соли

радиоактивное, пьезо-оптическое и камнесамоцветное сырье

другие полезные ископаемые

(за исключением подземных вод)

10,0

5,0

3,7

8,2

3,5

3,5

3,1

1,7

17,0

5,0

Примечание: Ставки отчислений на воспроизводство матери­ально-сырьевой базы по подземным водам устанавливается в по­рядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

IV. Некоторые аспекты налогообложения.

1. Налоги и совместные предприятия.

Совместное предпринимательство, начало которому в нашей стране было положено в 1987 г., уже заняло определенное место в народохозяйственном комплексе. К настоящему времени на террито­рии РФ зарегистрировано более 4500 предприятий с участием зару­бежных фирм из более чем 60 стран мира. По данным Гсоскомстата России, в середине 1991 г. они выпускали 10% телефонных аппара­тов, 7% средств вычислительной техники, 4% технологического обо­рудования для швейной промышленности, 2,3% обуви.

Изменения налогового режима иностранных инвестиций, как од­ного из наиболее важных факторов привлечения зарубежных капи­таловложений, можно проиллюстрировать следующим образом:

1987 г. - ставка налога - 30% с части прибыли, остающейся после отчислений в резервный и другие фонды СП, предназна­ченные на развитие производства, науки и техники; освобожде­ние от уплаты налога на прибыль в течение первых двух лет с момента получения объявленой прибыли.

1990 г. - с 1 июля на совместные предприятия распространя­ются обязательства по уплате налога с оборота. при этом для них были установлены более льготные усредненные потовар­ные ставки. С 1 июля введен налог на экспорт и импорт.

1991 г. “налоговые каникулы” предоставляются только СП в сфере материального производства и в течение первых двух лет с момента получения ими балансовой прибыли. Ранее дей­ствующая формулировка фактически продлевала этот срок до трех лет. Кроме того, данное положение не распространяется на предприятия, занимающиеся добычей полезных ископаемых и рыболовством. Налогооблагаемая прибыль уменьшается на сумму прибыли, направленной на развитие производства. Прибыль, полученная сверх предельного уровня рентабель­ности, подлежит налогообложению по повышенной ставке. На­логовые льготы распространяются только на СП с долей ино­странного участия свыше 30%. Освобождается от налогообло­жения в части прибыли, полученной в течение 5 лет после выяв­ления убытков и направленной на их покрытие.

1992 г. - В соответствие с Законом РФ “О налоге на прибыль организаций и предприятий” ставка налога на прибыль состав­ляет 32%. Предприятиям с иностранными инвестициями не пре­доставляются какие-либо дополнительные льготы, лишаются они и двухгодичных “налоговых каникул”. Общая сумма нало­говых льгот, предоставляемых предприятию, не должна умень­шать сумму налога на прибыль более чем на 50%.

С 1 января введен налог на добавленную стоимость. Он заменил ранее существовавшие налог с оборота и налог с продаж. В настоя­щее время НДС широко применяется во многих странах мира. По мнению западных экономистов, очень высокие ставки НДС не спо­собствуют экономическому росту и в настоящее время наблюдается тенденция их снижения. Кроме высокого уровня НДС Россия отлича­ется от принятого в других странах использование практически еди­ной ставки для всех товаров. Особенно влияет НДС на предприятия, занимающиеся импортом товаров, среди которых доля СП особенно высока. Предприятия и организации, импортирующие товары и про­дающие их на территории России за рубли, должны вносить налог на добавленную стоимость в бюджет в проценте с разницы между от­пускной ценой на данную продукцию и фактическими затратами на ее приобретение.

Еще большее негативное влияние НДС оказывает на предприятия и организации, реализующие на территории РФ товары, изготовлен­ные из импортных комплектующих, сырья и материалов. Уплата ими налога производится в процентном отношении к свободной отпуск­ной цене на производимую продукцию. Такой порядок оказывает сильное негативное влияние на СП, созданные в сфере материаль­ного производства, и, в первую очередь, в базовых отраслях.

2. Поэтапное снижение налогов в различных сферах бизнеса.

Можно избежать многих негативных последствий, если проводить поэтапное и вместе с тем дифференцированное снижение налогов1. Оно заключается в том, чтобы уже с 1995 . резко уменьшить налоги на прибыль, но только в ограниченном масштабе - для сферы малого бизнеса. В дальнейшем, примерно через 3 года, следовало бы резко снизить налоги на средний, а затем и на крупный бизнес, финансово-промышленные группы.

Можно ожидать, что уже на первом этапе резко возрастут воз­можности накопления в сфере малого бизнеса, произойдет перелив капитала в эту сферу из других отраслей и сфер, оживление произ­водственной и инвестиционной деятельности. Финансовые ресурсы государства будут ущемлены в наименьшей степени, поскольку оно оставляет за собой основные источники поступлений в бюджет. Рез­кое сокращение налогов на мелкий бизнес вызовет в ближайшей пер­спективе увеличение налоговых поступлений по причине быстрого развертывания производства в данной сфере. Ничто так не стимули­рует развитие производства, как возможность роста реальных дохо­дов предпринимателей. Последние укрепят свою финансовую само­стоятельность и независимость, повысится активность в инвестици­онной сфере на основе самофинансирования.

Следует учитывать, что существует прямая зависимость между размерами предприятий и начальным сроком реальной отдачи от вложенных в них инвестиций. Чем крупнее и сложнее предприятие, тем позднее наступает отдача от вложенных инвестиций, и наоборот. Следовательно, положительный экономический эффект может быть получен достаточно быстро благодаря сокращенному периоду от­дачи от инвестиций в малый бизнес.

На втором этапе государство может пойти на сокращение налогов в среднем бизнесе. При этом там следует ожидать резкого увеличения прибыльности, а вместе с тем и возможностей накопления. Объемы инвестиций резко возрастут по сравнению с первым этапом, что об­условит и рост производства.

Если производственная база мелкого бизнеса функционирует нормально, то уменьшение налогов в среднем бизнесе тоже окажется не слишком обременительным для государственного бюджета. Пер­воначальные расходы могут покрываться за счет возросших доли, значения и эффективности малого бизнеса, включая и его участие в налоговых платежах.

Есть все основания полагать, что многие предприятия малого биз­неса при благоприятных условиях быстро станут средними. Государ­ственная казна в абсолютном выражении ничего не потеряет, если сохранит для данных, выросших в новых условиях предприятий прежнюю налоговую политику.

На третьем этапе, когда произойдет уменьшение налогов на круп­ный бизнес и финансово-промышленные группы, возникнут опти­мальные условия для накопления, развития инвестиционной и инно­вационной деятельности во всех сферах и отраслях рыночной эконо­мики. Это позволит говорить о возрождении в России крупного биз­неса. При этом уровень накопления будет обеспечен в таких масшта­бах, которые позволят переходить к осуществлению крупных струк­турных изменений на основе реализации научно-технических, инно­вационных проектов.

Государство получит сокращенный процент налоговой ставки, но весомый, обеспеченный ростом товарной продукции на базе увели­чения производительности труда и эффективности производства.

Заключение.

Налоговая система - это важнейший элемент рыночных отноше­ний и от нее во многом зависит успех экономических преобразова­ний в стране. Естественно, что адекватную предъявляемым требова­ниям налоговую систему можно создать только на серьезной теоре­тической основе, учитывающей специфику экономических отноше­ний в обществе, созданный производственный и научный потенциал. В обществе усилиями и органов власти, и экономической науки, и практикой за долгие годы создано негативное отношение к налогам. Поэтому любое решение в этой области сейчас приходится прини­мать с учетом возможных социальных и политических последствий.

В известной степени “отпугивает” от вкладывания средств в про­изводство сложность действующей налоговой системы, огромное ко­личество как потенциальных, так и реально уплачиваемых налогов товаропроизводителями налогов. Практика бюджетного планирова­ния, когда Минфином в расчетах к проектам бюджетов регионов учитываются практически все виды предусмотренных законодатель­ством местных и региональных налогов, побуждает местные органы власти вводить повсеместно эти налоги, вне зависимости от их эко­номической эффективности и целесообразности. Между тем, как по­казывает анализ, система местных налогов, несмотря на их множе­ственность, зачастую не отражает специфики регионов, слабо воздей­ствует на стимулирование увеличения производства. Среди этих бо­лее чем 25 налогов много просто случайных, не дающих сколько-ни­будь значительного, даже фискального, эффекта, но зато эта система совершенно не понятна налогоплательщикам, усложняет их работу, а также местных налоговых органов. Пришла пора пересмотреть си­стему местных и региональных налогов, ликвидировать ее множе­ственность, установив не более 4-5 видов налогов, в первую очередь имущественного характера. Думается, например, было бы более эко­номически оправданным несколько изменить сущность налога на имущество предприятий, облагая только недвижимость предприятия, а не все его имущество. При этом ставки налога можно было устана­вливать дифференцированно, снижая их по основным фондам, непо­средственно участвующим в процессе производства, и повышая по тем фондам, которые во-первых, не используются вообще, и, во-вто­рых, по тем, которые не связаны с процессом производства. И по остальным налогам можно сделать подобные преобразования.

Список литературы.

1. Васильева М.В. Местные бюджеты в современных условиях. //Москва. - Фи­нансы и статистика. - 1987.

2. НДС и спецналог: исчисление и уплата. //Москва. - 1994.

3. Салина А.И. О законодательной базе налогообложения имущества предприя­тий. //Финансы. - 1995. - N4.

4. Черник Д.Г. Местные налоги. //Финансы. - 1994. - N10.

5. Салина А.И. Налогообложение имущества предприятий. //Финансы. - 1995. - N11.

6. Полторак А.Ф. Изменение Закона РФ “О налоге на прибыль предприятий и организаций”. //Финансы. - 1995. - N7.

7. Ялбулганов А.А. Новое в законодательстве о плате за пользование недрами. //Финансы. - 1995. - N7.

8. Полторак А.Ф. Новое в налогообложении прибыли. //Финансы. - 1994. - N4.

9. Полторак А.Ф. Исчисление и взимание налога на прибыль. //Финансы. - 1993. - N6.

10. Гулаев В.И. Налоги - состояние, проблемы, решение. //Финансы. - 1995. - N6.

11. Пансков В.Г. Налоговые аспекты стимулирования товаропроизводителей. //Финансы. - 1995. - N12.

12. Нехамкин А.И. О поэтапном снижении налогов в различных сферах бизнеса. //Финансы. - 1994. - N11.

13. Рюмин С.М. Налоги и развитие совместного предпринимательства в России. //Финансы. - 1992. - N7.

1 будем рассматривать только налоги для юридических лиц;

2 ст. 19; 21; ч.4 21 Основ;

1 Рикардо Д. Начало политической экономии и податного обложения. - М., 1935. - С.100.

2 Тургенев Н. Опыт теории налогов. - М., 1937. - С.11.

3 Тривус А. Налоги как орудие экономической политики. - Баку, 1925. - С.32.

4 Соколов А. Теория налогов. М., 1928. - С.11.

1 Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. - М., 1962. - Кн.5, - С.588-589.

2 В. Твердохлебов Финансовые очерки. - М., 1916. - С.49.

1 Соколов А. Теория налогов. - М., 1928. - С.65.

2 Bulletin for International Fiscal Documentation, 1989, February. - p.57.

1 данные на 1993 г.

1 вариант, предложенный к. э. н. А. Н. Нехамкиным