Концертмейстерский класс

ПРОГРАММА

По предмету

"КОНЦЕРТМЕЙСТЕРСКИЙ КЛАСС"

1. Цель и задачи дисциплины

Цель дисциплины – воспитание современного учителя-музыканта широкого профиля, обладающего высокой общей культурой, объемными знаниями в области музыкальной литературы, серьезного профессионала с хорошими концертмейстерскими навыками.

Задачи дисциплины

– развитие музыкальных способностей, мышления, воображения;

– формирование концертмейстерских умений (аккомпанирование; пение под собственный аккомпанемент; чтение с листа и транспонирование; объединение вокальной партии с сопровождением; подбор по слуху);

– развитие самостоятельности во всех видах концертмейстерской работы;

– накопление концертмейстерского репертуара для работы с детьми;

  • формирование готовности к практической деятельности в школе.

Формирование концертмейстерских навыков тесно связано с освоением особенностей ансамблевой игры. Поэтому в структуре курса для пианистов и баянистов-аккордеонистов предусмотрена работа в фортепианном ансамбле и, соответственно, в ансамбле народных инструментов.

Рекомендуется проходить ансамбль на всем протяжении преподавания дисциплины и включать в программу зачета. Игра одного произведения в ансамбле может стать частью программы государственного экзамена по музыкальному инструменту.

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

При подготовке специалиста необходимо организовать обучение следующим концертмейстерским навыкам:

– аккомпанирование солисту, ансамблю, хору;

– транспонирование, творческое обращение с нотным текстом;

– объединение аккомпанемента с партией солиста;

– подбор по слуху мелодий и аккомпанементов к ним;

кроме того, специальным концертмейстерским (педагогическим) умениям:

– управление при аккомпанировании детским хором-классом с использованием элементов дирижерской техники;

– исполнение-показ классу или солисту нового произведения с одновременным пением;

– разучивание нового произведения с солистом, хором-классом;

  • самостоятельная работа с вокалистом, инструменталистом.

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

Виды учебной работы

Всего часов

Семестры

Общая трудоемкость дисциплины

140

5

Аудиторные занятия

30

30

Лекции

-

-

Практические занятия

30

30

Семинары

-

-

Лабораторные работы

-

-

И (или) другие виды аудиторных занятий

-

-

Самостоятельная работа

110

110

Курсовой проект (работа)

-

-

Расчетно-графические работы

-

-

Реферат

-

-

И (или другие виды самостоятельной работы)

-

-

Вид итогового контроля

(экзамен, зачет)

экзамен

Э

4. Содержание дисциплины

Содержание дисциплины по ГОС

Музыкально-исполнительские навыки аккомпанемента на примерах изучения произведений различных стилей, эпох, композиторов. Специфика исполнения аккомпанемента, вокальных и инструментальных произведений. Собственно исполнительская задача. Работа над фортепианной партитурой.

Содержание, композиционная структура, характер фактуры аккомпанемента. Особенности поэтического текста, связь слова и звука. Работа с солистом. Чтение с листа. Транспонирование

Тематический план дисциплины

п/п

Разделы и темы дисциплины

Практические, семинарские занятия (ч.)

Самостоятельная работа (ч.)

1.

Элементы концертмейстерской работы

4

12

2.

Аккомпанирование солисту и концертмейстерская работа с ним

6

14

3.

Произведения школьного репертуара: пение под собственный аккомпанемент

4

14

4.

Эскизная работа над аккомпанементами вокальных произведений

3

14

5.

Чтение с листа и транспонирование

3

14

6.

Подбор по слуху

4

14

7.

Навыки концертного исполнительства

4

14

8.

Игра в ансамбле

2

14

ИТОГО

30

110

Содержание разделов дисциплины

  1. Элементы концертмейстерской работы

Партия сопровождения как равноценная часть произведения, способствующая раскрытию его содержания. Содержание, композиционная структура, характер фактуры аккомпанемента. Специфика аккомпанемента вокальных и инструментальных произведений. Особенности поэтического текста, связь слова и звука.

2. Аккомпанирование солисту и концертмейстерская работа с ним

Музыкально-исполнительские навыки аккомпанемента. Формирование умений следовать динамике солирующей мелодии, выполнять агогические оттенки, уверенно держать партнера в заданном темпе, создавать ритмическую пульсацию. Сочетание исполнения аккомпанемента с одновременным подпеванием вокальной партии. Формирование исполнительского умения аккомпанировать солисту-партнеру. Изучения произведений различных стилей, эпох, композиторов.

3. Произведения школьного репертуара: пение под собственный аккомпанемент

Обучение пению под собственный аккомпанемент происходит в процессе изучения школьных песен и классических вокальных произведений для школьной аудитории. Студент должен уверенно исполнять партию солиста с сопровождением, осуществляя слуховой контроль за правильным соотношением звучания голоса и аккомпанемента, при этом следя за классом, а также используя элементы дирижерской техники. показывать вступление и дыхание головой или рукой).

4. Эскизная работа над аккомпанементами вокальных произведений

В эскизной работе над произведениями решаются концертмейстерские задачи: развитие чувства ансамбля, умение слышать себя в сочетании с солирующей партией и осуществлять контроль за звучностью аккомпанемента, преодоление технических трудностей сопровождения. Изучение относительно несложных произведений различных стилей, эпох, композиторов. Изучение фортепианных партитур и клавирных переложений.

5. Чтение с листа и транспонирование

Свободное чтение нотного текста с листа. Самостоятельно и под контролем преподавателя ознакомление с различной музыкальной литературой, пополнение исполнительского репертуара, расширение музыкального кругозора. Посильности и постепенность усложнения репертуара при чтении с листа. Опережение взглядом процесса игры. Охватывание всего текста и выделение главного. Овладение принципами партнерства, расширенного видения (исполнения не только аккомпанемента, но и партий), непрерывности исполнения. Навыки чтения 3-х строчного текста.

При чтении с листа и транспонировании допускаются упрощения фактуры: не исполняются подголоски и украшения, облегчаются и перемещаются аккорды и т.д.

6. Подбор по слуху

В подборе по слуху на первом этапе определяется план произведения, его стилистические и жанровые особенности, вычленяются главные элементы сопровождения. На 2 м этапе песня фактурно оформляется. Затем на основе определенных жанровых особенностей обогащается звучание мелодии в правой руке: добавляются подголоски, двойные ноты. Партия левой руки делится на бас и аккорд, либо раскладывается на гармонические фигурации. Умение самостоятельно подобрать мелодию и развернутый аккомпанемент к ней. Умение сыграть песню в различных тональностях, что продиктовано практической деятельностью в школе (возможная неудобная для детей тесситура, интонационные трудности произведения) и методическими задачами обучения.

7. Навыки концертного исполнительства

Постановка и решение собственно исполнительских задач концертмейстерской работы: подготовка к выступлениям и участие в концертах с аккомпанементами вокальной, инструментальной музыке и с игрой в ансамбле.

9. Игра в ансамбле

Изучение четырехручных переложений и сочинений для двух фортепиано различных стилей и жанров. Игра в камерном инструментальном ансамбле (скрипка – фортепиано). Игра в ансамбле народных музыкальных инструментов.