Скрипки Восточной Европы
Скрипки Восточной Европы
Рассмотрим вопрос об истоках скрипки со стороны славянских стран. Многие факты указывают на раннее развитие смычковых инструментов в Польше, России и Украине. Об этом свидетельствуют и иконографический материал и археологические раскопки. Так в Ополе и Гданьске были обнаружены струнно-смычковые инструменты, относящиеся еще к XI-XIII векам: двухструнный инструмент, похожий на пошетте (карманную скрипку), и пятиструнный, почти вдвое больший по размеру; они были сделаны из липы, дерева, используемого для изготовления посуды.
Здесь прослеживается связь древних инструментов с общей материальной культурой быта. Не только материал, но и сами формы ремесленных изделий имели много общего. Так, многие инструменты имели корпуса схожие с посудой и другой утварью крестьянского быта, а шейки были похожи на ручки черпаков, вальков, досок для резки. Даже головки этих музыкальных инструментов изготавливались наподобие тех же бытовых предметов, которые подвешивались при помощи специально вырезанного завитка.
К древним польским смычковым инструментам относятся трехструнные геньсле и мазанки, корпус которой выдалбливался из целого куска дерева (более поздний вариант этого инструмента мы анализируем ниже). Название "мазанка" (mazanka) произошло от древнего польского слова "мазаня" - что значит тянуть смычком по струнам. Древние мазанки имели грушевидный долбленный корпус небольших размеров, колковую коробку и гриф без ладов. Настраивались они по квинтам и имели строй выше современных скрипок. Впервые мазанки начали изготавливать с талией в начале XV века, что сближает их с русскими народными инструментами скоморохов, известные нам, в частности, по фреске церкви в Мелетове и раскопкам в Новгороде.
К другому типу древних славянских смычковых инструментов принадлежали трех- и четырехструнные геньсле (Польша) и "смык" (Россия). По размерам они были больше мазанки, с овальным корпусом, без ладов и также удерживались исполнителем на плече. Все эти малосхожие между собой инструменты имеют и общие черты - квинтовый строй и отсутствие ладов на грифе. Это свидетельствует о единстве интонационного начала в народном музыкальном творчестве трех славянских стран: Польши, Украины и России.
К концу XV века художественные достоинства славянской скрипки еще не вполне оформились, но ее интонационно-выразительные возможности и темброво-звуковые качества уже были достаточно близки к "правильной скрипке".
В это время в Польше был известен и популярен народный инструмент скрипица. У него было три или четыре струны, настроенных по квинтам. Подобное название появляется в России в начале XVI века (до этого предок скрипки здесь назывался скрипель). Л.Гинзбург предполагает, "что новое имя было дано уже не старому, а профессиональному инструменту, использующемуся в городском музицировании".
О том, что скрипица отличалась, например, от геньсле (в котором некоторые исследователи видели непосредственного предка скрипки), дает сведения сохранившаяся рукопись "Размышления о жизни Христа" (1500): "... у моего возлюбленного всегда полно музыки и веселья, орган и сладкое пение, скрипица и геньсле звучат разнообразными голосами и с ними мой возлюбленный скрипач" (цит.: Гинзбург Л.С. Ценный труд польского ученого. Статья. Л.,1972).
Можно предположить, что именно скрипица и была предшественницей итальянской скрипке. Первые изображения инструмента, аналогично классической скрипке, мы находим в Польше. Так в Кракове - это надгробие Ф.Ягеллона (1510 г.), а в Гданьске - фронт одного из домов древнего центра города, построенного в 1505 году. Совершенно очевидно, что скрипка появилась в Польше намного раньше этих изображений. Можно сказать, что до появления профессионально изготовленных инструментов городскими мастерами, которые могли усовершенствовать их, скрипка довольно продолжительное время бытовала только в сельской местности и включалась в народное музицирование. Должно пройти достаточно долгое время, пока этот народный инструмент не попал в город и не стал объектом внимания профессиональных мастеров.
Стабильность сельского фольклора относительно изменчивости форм музицирования в городе подтверждается во многих странах. Не составляют здесь исключение и Польша с Украиной. Именно в этих странах до сих пор сохранилась такая форма музицирования, как "троiсти музики", которая уходит в глубь веков задолго до появления скрипки в Италии, и где скрипка играет ведущую роль.
Из многих польских народных смычковых инструментов в нашем анализе особую важность представляют Mazanka (сорт маленькой скрипки, рис. 6) и Zlobcoki (сорт долбленного фиделя, рис. 7). Корпус мазанки вместе с шейкой и колковой коробкой изготовлен из одного куска дерева. В верхней деке между эфами просверлено дополнительное отверстие, через которое проходит левая ножка подставки и упирается в дно; строй "g" "d" "a".
Рис. 6. Мазанка
Как и в мазанки, корпус злобцоки вместе с шейкой и головкой сделан из одного куска дерева. Четыре струны (в старинных три) настроены как у скрипки.
Рис. 7. Злобцоки
Эти два инструмента изготовлены народными умельцами в 19 веке. Несмотря на то, что эфы вырезаны под влиянием скрипки, а головка злобцоки - явно скрипичная, эти инструменты сохранили свою древнюю форму и выполнены в истинно народном стиле. Примечательно то, что основные конструктивные элементы, а значит и акустические, остались такими же, какими они были в доскрипичную эпоху. Главной особенностью мазанки, как предшественницы скрипки, является наличие "талии" и пра-душки, которая представляет собой удлиненную ножку подставки, опирающуюся на дно. Несмотря на то, что у злобцоки скрипичные головка и эфы, у него нет ни талии, ни душки.
Сравнение этих двух замечательных инструментов подтверждает мысль, что в народной среде музыкальные инструменты если и подвергались изменениям под влиянием других инструментов, то лишь в незначительных деталях, сохраняя "собственное лицо".
Эволюционный путь мазанки к скрипке достаточно очевиден. В основном - это отделение шейки от корпуса, а душки от подставки.
Я сравнил два польских инструмента с той лишь целью, чтобы показать, что каждый вид струнно-смычковых инструментов имеет свою историю, развитие и завершение.
Если в сельском музицировании скрипка вошла в быт и сохранила до настоящего времени основные формы фольклорного искусства, то попав в городскую среду, начала свое интенсивное развитие. Ранние профессиональные польские скрипки начала 16 века имели близкий современному инструменту корпус, но несколько более плоский, с чуть округленными очертаниями углов, широкие красивые эфы, колковую коробку с головой, часто в виде льва, четыре (или три) струны.
В то время в Польше была широко распространена и итальянская смычковая лира, имевшая корпус скрипичного типа, эфы, перпендикулярные колки без колковой коробки, пять струн, которые настраивались по квартам и квинтам. Как правило, были еще две бурдонирующие струны, натянутые вне грифа. Этот инструмент, в отличие от польской скрипки, называли "итальянской скрипкой". Как можно заметить, и здесь проявляется тенденция связывать терминологию "пришлых" инструментов с терминологией местных.
В начале 16 века, когда королевой Польши стала итальянская княжна Бона Сфорца (1518), наметились тесные культурные связи Польши с Италией. Особенно это коснулось юга Польши и севера Италии. Можно даже предположить, что именно Польша оказала влияние на итальянских мастеров в деле производства скрипок. Тем более, что у итальянцев был накоплен богатый опыт в изготовлении таких смычковых инструментов, как смычковая лира, которая больше других инструментов смычковой группы походила на скрипку.
Итальянизация "польской скрипки" заметно модифицировала внешний вид инструмента и его звучание. И это можно считать закономерным, так как любой скрипичный мастер, будь то поляк или итальянец, стремился приблизить звучание скрипки к человеческому голосу, а вокальная школа Италии в рекламе не нуждается. Таким образом, "польская скрипка" получила свое развитие благодаря прекрасным итальянским голосам. В то же время в самой Польше хотя и происходил бурный рост профессиональной скрипичной школы, она оставалась на старых традициях.
Если принять эту гипотезу, что в Италию скрипка попала из Польши, то становится и понятен расцвет скрипичного мастерства именно на севере Италии, а не где-нибудь на юге. Именно итальянские скрипки получили мировое признание как совершеннейшие музыкальные инструменты благодаря общей музыкальной, особенно вокальной, культуре страны. И не вина польских скрипичных мастеров, что итальянцы, подхватив эстафету эволюционного развития инструмента, превзошли их, опередив на столетия, пока обратный процесс не заставил не только польских мастеров, но и весь мир подражать великим итальянцам.
О том, что на скрипичное искусство оказало огромное влияние певческое искусство, говорит тот факт, что вплоть до 19 века скрипичные мастера Франции, Польши, Чехии, Словакии, Германии, Тироли, Австрии и др. создавали свои инструменты, подражая национальному певческому искусству. Из этого можно сделать вывод, что скрипичные мастера-неитальянцы были не менее талантливы в деле производства инструментов, чем их собратья по искусству из Италии. Они также могли превосходно подражать певческому голосу, выявляя все его особенности. Только эти особенности в каждой стране были специфичны. Так, скрипки французских мастеров повторяли слегка носовое произношение французских шансонье, тирольские скрипки обладали признаками тирольского народного пения, немецкие скрипки приближались по своему звучанию к мальчишескому дисканту, так как хоры мальчиков в Германии - это национальный вид искусства, и т.д.
Если предположить, что в Италию скрипка попала из славянских стран и развилась до своего совершенства в течение двух столетий, то возникает вопрос, что послужило толчком тех изменений, которые происходили в инструменте на протяжении всего этапа его эволюции? Следует ли искать того человека, который был инициатором всех новшеств, вносимых в инструмент? На эти вопросы можно ответить так: "Эволюционным толчком к совершенствованию смычковых инструментов явился общий ход развития культуры и науки эпохи Возрождения, а человеческий фактор следует искать практически во всех скрипичных школах Италии, работавших на протяжении двух веков, начиная от середины 16 века".
Список литературы
Для подготовки данной применялись материалы сети Интернет из общего доступа