Шуман, Роберт Александр
Таллиннская Гимназия Юхкентали.
РЕФЕРАТ.
ШУМАН, РОБЕРТ АЛЕКСАНДР
(Schumann,
Robert
Alexander)
(1810–1856)
Таллинн,
2003 г.
Роберт Шуман - немецкий композитор. Родился в Цвиккау (Саксония) 8 июня 1810.
Первые
уроки музыки Шуман брал у местного
органиста; в возрасте 10 лет начал
сочинять, в том числе хоровую и оркестровую
музыку. Посещал гимназию в родном городе,
где познакомился с произведениями
Байрона и Жан-Пауля (И.П.Рихтера), став
их страстным поклонником. Настроения
и образы этой романтической литературы
впоследствии отразились в музыкальном
творчестве Шумана.
В 1828 он поступил
в Лейпцигский университет, а на следующий
год перешел в университет Гейдельберга.
Он предполагал стать юристом, но музыка
все более привлекала юношу, и успехи в
фортепианных занятиях внушили ему мысль
о карьере концертирующего пианиста. В
1830 он получил у матери разрешение
полностью посвятить себя музыке и
вернулся в Лейпциг, где надеялся найти
подходящего наставника. Там он начал
брать уроки фортепиано у Ф.Вика и
композиции – у Г.Дорна. Стремясь стать
настоящим виртуозом, он занимался с
фанатическим упорством, но именно это
и привело к беде: экспериментируя с
механическим устройством для укрепления
мускулов руки, он повредил палец, и мысль
о профессиональной пианистической
карьере пришлось оставить. Тогда Шуман
серьезно занялся композицией и
одновременно музыкальной критикой.
Найдя поддержку и сотрудничество, Шуман
смог в 1834 основать одно из самых
влиятельных музыкальных периодических
изданий – «Новый музыкальный журнал»
(«Neue Zeitschrift fr Musik»), который в течение
нескольких лет редактировал и в котором
регулярно публиковал свои статьи. Он
зарекомендовал себя приверженцем нового
и борцом с отжившим в искусстве (по
крайней мере, с тем старым, которое
являло собой оплот консерватизма и
мещанства).
В это время Шуман
влюбился в дочь своего учителя – Клару
Вик, выдающуюся пианистку. Молодые люди
вступили в брак 12 сентября 1840. Несколько
лет совместной жизни Роберта и Клары
протекли счастливо. У них родилось
восемь детей; Шуман сопровождал жену в
концертных поездках, а она,
в свою
очередь, часто исполняла
музыку мужа.
С женитьбой, совпадает поворот его деятельности в сторону вокальной музыки. В этот период Шуманом были написаны лучшие песни из когда-либо созданных композиторами-романтиками (в год женитьбы было создано около 140 песен) из которых очень многие составляют перлы творчества Шумана, были написаны в течение одного года, в том числе знаменитый цикл песен “Dichterliebe”. В 1841 г. Шуман написал свою первую симфонию и начал вторую d-moll (впоследствии вышедшую под названием четвертой). В том же году написаны им симфониетта (увертюра, скерцо и финал) и фантазия для фортепиано с оркестром, впоследствии составившая первую часть знаменитого фортепьянного концерта a-moll. В 1842 г. Шуман обратился к камерной музыке: в один месяц он написал три квартета, посвященные Мендельсону, затем квинтет для фортепиано и струнных, посвященный Кларе, квартет для фортепиано и струнных и трио. В 1843 г. Шуман перешел к новому для него роду сочинения: он написал обширную кантату “Рай и Пери”, на слова Томаса Мура., принятую как в Лейпциге, так и Дрездене с энтузиазмом. В том же году Шуман начал сочинение музыки к “Фаусту” Гете, но нервная болезнь от усидчивого труда помешала дальнейшей работе.
Путешествие в Россию, куда Шуман сопровождал свою жену, имело благодетельное влияние на его здоровье. Хотя у Виельгорского была исполнена первая симфония Шумана, особого значения, в смысле успеха композиций, его поездка по России не имела.
В 1845 г. Шуман принялся за контрапунктические сочинения, написав шесть фуг ор. 60 на темы b, a, c, h, четыре фуги ор. 72, каноны; затем он докончил фортепьянный концерт a-moll и сочинил вторую симфонию c-dur. В 1847 — 48 г. он написал оперу “Геновефа”, в 1850 г. данную в первый раз в Лейпциге без выдающегося успеха, хотя знатоки, как напр. Шпор, отнеслись к ней с большим уважением. Окончив оперу, Шуман с увлечением принялся за сочинение музыки в “Манфреду” Байрона, окончил музыку к “Фаусту” Гете, написал цикл “Bilder aus Osten” в четыре руки. Музыка к “Фаусту” была исполнена одновременно в Лейпциге, Дрездене и Веймаре в 1849 г., в сотую годовщину дня рождения Гете.
С 1850 г. начинается капельмейстерская деятельность Шумана в Дюссельдорфе, которая с каждым месяцем становилась тягостнее для Шумана, хотя Дюссельдорф и представлял прекрасную арену для успешной пропаганды его сочинений. Ко времени пребывания Шумана в этом городе относятся: третья симфония es-dur (написанная в один месяц), увертюры “Мессинская невеста”, “Герман и Доротея” и “Юлий Цезарь”, легенда “Странствование Розы” (1851), месса, реквием (1852), концерт для виолончели с оркестром, Tpио g-moll для фортепиано, скрипки и виолончели, две сонаты для фортепьяно и скрипки, торжественная увертюра к “Фаусту”, фантазия для скрипки и оркестра и пр. (1853).
К 1852 г. имя Шумана настолько уже стало популярным, что в Лейпциге целая неделя была посвящена исполнению его произведений, но эта “шумановская неделя” имела лишь успех средний. Зато в следующем году успех концертов из сочинений Шумана в Голландии превзошел все ожидания.
Иногда
Шумана преследовали галлюцинации, во
время которых ему как бы являлись Шуберт
и Мендельсон, диктовали ему тему. В 1852
г. появились первые признаки его болезни,
скоро достигшей полного развития. В
1854 после обострения душевного заболевания
Шуман совершил попытку самоубийства,
и его пришлось поместить в лечебницу в
Энденихе близ Бонна, где он скончался
29 июля 1856.
Как
композитор Шуман был всей душой предан
романтизму. Литературные впечатления
юности и импульсивный темперамент
сочетались с тяготением к поиску новых
выразительных средств. Шуман испробовал
свои силы почти во всех основных
музыкальных формах, включая симфонию,
оперу, ораторию, но главными для него
стали сферы чисто фортепианная и
камерно-вокальная. Его концерт для
фортепиано с оркестром и фортепианный
квинтет тоже представляют собой настоящие
шедевры, и им мало в чем уступает ряд
других камерных композиций. Фортепианное
же наследие Шумана является беспрецедентным
в мировой музыке: можно выделить
лирический цикл Бабочки (Papillons),
фантастический Карнавал (Carnaval), прекрасные
и полные открытий Симфонические этюды
(tudes symphoniques), могучую, но исполненную
лиризма Фантазию.
Песни
Шумана – лаконичные и развернутые,
отдельные и объединенные в циклы –
открыли целый мир чувств, выраженных с
удивительными силой и искренностью. В
области немецкой художественной песни
(Lied) Шумана справедливо считают наследником
Шуберта. Полному раскрытию композиторского
прочтения поэтических строк служит
фортепианная партия песен, нередко
содержащая чудесные находки. Шумановские
аккомпанементы предъявляют к исполнителю
особые требования, а также требуют
особой дисциплины и от вокалиста. В
самом конце песни, после завершения
вокальной линии, Шуман часто дает
выразительную фортепианную
постлюдию-размышление, как бы вдохновенную
импровизацию на тему, выраженную в
стихах (например, в песне Ты в первый
раз наносишь мне удар из цикла Любовь
и жизнь женщины). Иногда фортепианная
партия песни кончается на вопросительном
незавершенном кадансе (как в хорошо
известной песне В прекрасном месяце
мае из цикла Любовь поэта) или содержит
новый материал, развивающий мотивы
вокальной партии. Такие приемы характерны
как для отдельных песен, так и для обоих
великолепных песенных циклов – Любовь
и жизнь женщины (Frauen Liebe und Leben) на стихи
А. фон Шамиссо и Любовь поэта (Dichterliebe)
на стихи горячо любимого Шуманом
Г.Гейне.
Острота его критического чутья, его блестящее и безошибочное понимание, что хорошо и что плохо в искусстве, подтверждаются, например, его творческим соревнованием с Паганини (в двух циклах фортепианных этюдов по скрипичным каприсам Паганини) или его приношением Листу – посвящением ему Фантазии. Как только Шопен и Брамс, еще начинающие музыканты, попали в поле зрения Шумана, он оказал им самую горячую поддержку. Гениальность Шумана проявляется в прямоте и простоте выражения. Эти качества ясно ощутимы в его лучших сочинениях, но, вероятно, в наибольшей степени в пьесах для детей и в сочинении, высоко ценимом самим автором, – в Детских сценах (Kinderszenen), маленьких шедеврах, исполненных неподдельного обаяния.
Использованая литература:
Печатное издание:
Амброс А.В.- Р.Шуман. Жизнь и творчество. М., 1988
Иллюстрации:
Вэб-сайт:
www.xs4all.nl/~androom/dead/schumann.htm
www.klassiekemuziekgids.net/ componisten/schumann1.htm
www.classicalmidi.gothere.uk.com/ schuman.htm
www.robert-schumann-haus.de