Алябьев,
Александр Александрович, русский
композитор-дилетант. Родился 4 августа
1787 года в Москве. Умер 22 февраля 1851 года
там же. Происходил из старинного
дворянского рода. Отец А., сенатор, затем
президент Берг-Коллегии и главноуправляющий
межевой канцелярией, дал сыну
хорошее
домашнее воспитание. Образование свое
А. закончил в Московском университетском
пансионе. Во время походов 1812 - 1815 годов
служил в гусарах. В 1823 году уволен в
отставку подполковником. К этому же
времени
относится
появление первых его романсов: "Вечерком
румяну зорю", "Соловей" и других.
Еще раньше он написал, вместе с Маурером
и Верстовским, музыку к водевилю "Новая
шалость, или Театральное сражение".
В 1822 году в большом театре в Петербурге
шла в первый раз комическая опера А.
"Лунная ночь, или Домовые", в двух
действиях. В репертуаре она не удержалась
и издана не была.
Варламов,
Александр Егорович - известный
русский композитор-дилетант. Родился
в Москве 15 ноября 1801 г.; происходил из
"волошских", то есть молдавских
дворян. Еще ребенком он страстно любил
музыку и пение, особенно церковное, и
рано стал играть на скрипке по слуху
(русские песни). Десяти лет Варламов
поступил певчим в придворную
певческую
капеллу. В 1819 г. Варламов был назначен
регентом придворной русской церкви в
Гааге. В Гааге и Брюсселе тогда была
прекрасная
французская
опера, с артистами которой Варламов
свел знакомство. Быть может, отсюда он
и вынес свое знакомство с искусством
пения, давшее ему возможность сделаться
впоследствии хорошим учителем вокального
искусства. Имея множество знакомств,
особенно среди музыкантов и любителей
музыки, Варламов, вероятно, тогда уже
составил привычку к беспорядочной и
рассеянной жизни, которая помешала ему
впоследствии выработать как следует
свое композиторское дарование. Заслуга
Варламова состояла в популяризации
национального жанра и в подготовке
публики к восприятию в будущем более
серьезных произведений нашей национальной
художественной музыки. Под влиянием
неправильного образа жизни, бессонных
ночей за картами, разных огорчений и
лишений, здоровье пошатнулось, и 15
октября 1848 года он
скоропостижно
скончался на карточном вечере его
знакомых. Варламов оставил более 200
романсов (в том числе 42 народных русских
песни, аранжированных им для одного
голоса с фортепиано, из них 4 малорусских,
небольшое число сочинений на 3 голоса,
три церковных произведения для хора
(херувимские) и три фортепианных пьесы
(марш и два вальса).
Глинка,
Михаил Иванович -
гениальный композитор, основатель
национальной русской музыкальной школы,
родился 20 мая 1804 г. в с. Новоспасском
(близ гор. Ельни, Смоленской губернии),
имении отца. Едва
ребенка отняли от матери, как его взяла
на свое попечение властная бабушка (по
отцу), гроза крепостных и своих близких.
Слабый ребенок рос нервным и золотушным,
мнительным и болезненным баричем-недотрогою.
Несмотря на неблагоприятную обстановку,
которой окружила его бабушка, ребенок
выучился читать чрезвычайно рано, но
музыкальные способности его еще дремали.
К счастью для мальчика, воспитание,
грозившее превратить его в жалкого,
изнеженного недоросля, было прервано
смертью бабушки. Первым пробуждением
музыкальных наклонностей Глинка был
обязан небольшому домашнему крепостному
оркестру и такому же оркестру дяди.
Оркестр
дяди стал для него "источником самых
живых восторгов". Особенно любил
Глинка русские песни, переложенные для
двойного духового квартета. Умер на
чужбине 3 (15) февраля 1857 г. - Неудачная
личная жизнь и тягостные общественные
условия не благоприятствовали полному
и плодотворному развитию гения Глинки.
Верстовский
Алексей Николаевич -
русский композитор. Родился 18 февраля
1799 г. в Тамбовской губернии, в помещичьей
семье. Окончил
курс в институте инженеров путей
сообщения; обучался теории музыки у
Брандта и Цейнера. К самому раннему
периоду музыкального творчества
Верстовского относятся фортепианная
соната, песни, куплеты для водевилей.
Инженерной карьере он предпочел
музыкальную и вращался в артистическом
мире Петербурга, не раз выступая в
частных домах как актер и певец. Его
опера-водевиль "Бабушкины попугаи"
(перевод с французского П.И. Хмельницкого)
была поставлена в 1819 г. в Петербурге.
Верстовский имел почти неограниченное
влияние на театральные дела. Настоящую
славу дала Верстовскому опера "Аскольдова
могила". Он умер 5 ноября 1862 г. Значение
Верстовского в истории русской музыки
основывается, главным образом, на его
операх, из которых наиболее типична
"Аскольдова могила", и теперь
изредка
появляющаяся
на русских сценах.
Даргомыжский,
Александр Сергеевич-
знаменитый русский композитор. Родился
2 февраля 1813 г. в селе Даргомыже Белевского
уезда, Тульской губернии. Умер 5 января
1869 г. в Петербурге. Отец его, Сергей
Николаевич, служил по министерству
финансов, в коммерческом банке; мать
Даргомыжского, урожденная княжна Мария
Борисовна Козловская, вышла замуж против
воли родителей. Один из братьев
Даргомыжского прекрасно играл на
скрипке, участвуя в камерном ансамбле
на домашних вечерах; одна из сестер
хорошо играла на арфе и сочиняла романсы.
До пятилетнего возраста Даргомыжский
вовсе не говорил, и его поздно
сформировавшийся голос остался навсегда
писклявым и хрипловатым, что не мешало
ему, однако, впоследствии трогать до
слез выразительностью и художественностью
вокального исполнения на интимных
собраниях. Образование Даргомыжский
получил домашнее, но основательное.
Играя в кукольный театр, мальчик сочинял
для него небольшие пьески-водевили, а
в шесть лет стал учиться играть на
фортепиано. Настоящей системы в
музыкальном образовании Даргомыжского
не было, и своими теоретическими знаниями
он был обязан, главным образом, самому
себе.