Градский

ПЛАН

1. Жизнь и творчество.

2. Заключение.

Жизнь и творчество

Александр Градский родился 3 ноября 1949 года в городе Копейске Челябинской области. Отец - инженер-механик, мать - драматическая актриса. В 1957 году семья переезжает в Москву и несколько лет вплоть до ранней смерти матери (1963г.) живет в 8-метровом подвале на углу Фрунзенской набережной, в "компании" еще 9 семей. С 1958г. по 1965г. А.Г., по настоянию родителей, учится в музыкальной школе по классу скрипки (педагог - ученик Е.Ф.Гнесиной В.В.Соколов). Рано (по тем временам) знакомится с западной музыкой (Э.Пресли, Б.Хейли, Э.Фитцджеральд, Л.Армстронг, Ф.Синатра), в советской эстраде отдает предпочтение песням в исполнении М.Бернеса, К.Шульженко, Л.Руслановой, увлекается классическим пением (Карузо, Шаляпин, Джильи, Каллас).

Все это впоследствии отразилось в сочинительстве и манере пения. Уже во время учебы в школе А.Г. пробует свои силы в школьных вечерах, поет, аккомпанируя себе на гитаре и фортепиано, играет в театральном кружке, даже делает первые записи на студии "звукового письма", до сих пор сохранившиеся.

В конце 1963 года Градский появляется в интерклубе МГУ и поет вместе с группой польских студентов "ТАРАКАНЫ" на нескольких концертах (в репертуаре " два блюза и один рок-н-ролл Э.Пресли). 1964 г. - время переезда в более-менее приличную квартиру и... THE BEATLES ! В это время было принято решение стать музыкантом, певцом, гитаристом, композитором, поэтом, короче - Александром Градским.

В 1965 г. А.Градский организовывает группу под названием СЛАВЯНЕ, куда также вошли Михаил Турков (гитара), Виктор Дегтярев (бас-гитара), Вячеслав Донцов (ударные) и Вадим Маслов (электроорган). СЛАВЯНЕ - третья по времени создания советская рок-группа (после БРАТЬЕВ и СОКОЛОВ), ставшая известной и популярной. В своем первоначальном составе СЛАВЯНЕ просуществовали не более года: Александр Градский решает, что только русский язык должен быть основой будущей его музыки и песен - отсюда возникает идея создания группы СКОМОРОХИ. Однако, после ухода А.Г. из СЛАВЯН его отношения с Донцовым и Дегтяревым не прекратились: сначала они успешно продолжают совместную работу в группе СКИФЫ, а чуть позже организовывают группу под названием ЛОС ПАНЧОС и, вплоть до 1968 года, играют западные хиты на танцах в клубах и школах.

Группа СКОМОРОХИ появилась в 1966 году и ориентировалась исключительно на песни и композиции собственного сочинения и только на русском языке. В первый состав СКОМОРОХОВ кроме Александра Градского входили Владимир Полонский (ударные), который впоследствии долгое время играл в ВИА ВЕСЕЛЫЕ РЕБЯТА, и Александр Буйнов (фортепьяно), он также попал в ВЕСЕЛЫЕ РЕБЯТА, после чего сделал сольную карьеру. Уникальность этой группы состояла прежде всего в том, что они "ходили по путям, никому до них неведомым". Градский определял "чистоту" идеи, но в остальном все были равны. Исполнялись и песни А.Буйнова ("Аленушка" и "Трава-мурава"), и хиты бас-гитариста Юрия Шахназарова ("Мемуары" и "Бобер"), чуть позднее вошедшего в состав. Сразу после этого А.Буйнов был призван в армию и так и не вернулся в группу.

Вечная нехватка денег для приобретения аппаратуры толкает музыкантов группы на работу в филармониях. Градский принимает предложение тогда начинающего композитора и пианиста Давида Тухманова и выезжает на кратковременные гастроли по стране, играя на гитаре и старательно не показывая вокала, чтобы не "засветиться". Иногда к нему присоединяются Буйнов и Полонский, иногда они работают в поездке, в то время как А.Г. "покоряет" Москву с ЛОС ПАНЧОС; в 1968 году Градский даже попадает на временную работу в знаменитый ВИА ЭЛЕКТРОН, где заменяет Валерия Приказчикова на соло-гитаре и опять же не поет.... За эти два-три года он объехал почти пол-Союза с самым разным репертуаром и с самыми разными музыкантами и солистами и практически никогда и нигде не пел. Лишь однажды, под рев обалдевшего зала, он спел сольный концерт вместо заболевшего филармонического солиста, назвавшись чужим именем... Вот такая была идея заработать в поездках деньги на аппаратуру, затем приехать в Москву, подготовить репертуар и "выдать"русский рок-н-ролл.

1969 год - поступление А.Градского в ГМПИ им. Гнесиных на факультет сольного пения к педагогу Л.В.Котельниковой. Впоследствии он совершенствует свое мастерство в классе Н.А. Вербовой. Педагог по камерному классу - Г.Б. Орентлихер; в оперном классе с ним работают такие мастера, как С.С.Сахаров, Н.Д.Шпиллер и М.Л. Мельтцер. Градский начинает параллельно сольную карьеру, выступая один, под гитару. К этому времени относятся "Баллада о птицеферме" и маленькая рок-опера "Муха-Цокотуха".

До 1970г. СКОМОРОХИ играют по-прежнему втроем (А.Г. плюс Полонский и Шахназаров), потом к ним присоединяется Александр Лерман - интеллектуал, лингвист и профессиональный музыкант, лидер группы ВЕТРЫ ПЕРЕМЕН, а вместо В.Полонского, перешедшего в ВИА ВЕСЕЛЫЕ РЕБЯТА, приходит умопомрачительный барабанщик Юрий Фокин. Это - звездный групповой состав СКОМОРОХОВ. Они свободно поют на три-четыре голоса песни собственного сочинения. Москва покорена раз и навсегда, равных, как говорится, нет. К сожалению, почти никаких записей того периода не сохранилось...

В конце 1971 года А.Лерман и Ю.Шахназаров за 10 дней до начала всесоюзного фестиваля в г.Горьком покидают Градского и Фокина... Фокин приводит к Градскому пианиста Игоря Саульского, сына известного композитора и джазмена, и, в поезде Москва - Горький, Градский обучает Игоря игре на бас-гитаре, после чего СКОМОРОХИ блестяще выигрывают фестиваль, отдав лишь два первых приза из восьми присуждавшихся тогда самодеятельному АРИЭЛЮ. Все предыдущие семь лет вместились в двадцать минут фантастического шоу на сцене горьковского ДК. После фестиваля к группе время от времени начинают присоединяться флейтист, пианист и вокалист Глеб Май и великолепный барабанщик из Еревана Армен Чалдранян.

Начинается период первых опытов звукозаписи. Один из членов жюри горьковского конкурса музыковед Аркадий Петров, работающий в то время на радиостанции "Юность", на свой страх и риск организовывает студийные записи Градского и СКОМОРОХОВ на радио. Тут становится окончательно ясно: СКОМОРОХИ - это Александр Градский. О нем и о группе говорят "Голос Америки" и Московское радио, его первые песни звучат на весь Союз.

Начиная с 1972 г., группа становится индивидуальным (наряду с гитарой, вокалом и т.д.) инструментом Градского для утверждения его музыкальных и поэтических идей. Первые записи Градского в студии стали единственными и первыми в своем роде рок-композициями в СССР, записанными студийным многоканальным способом, в которых он выступил как мультиинструменталист, автор всей музыки, некоторых стихов и супервокалист, осуществивший впервые в СССР многократное наложение четырехголосия. Одна композиция ("Только ты верь мне"), впервые за Полом Маккартни, была записана им целиком (партии всех инструментов и голосов)... В том же 1972 г., по предложению Тухманова, он записывает две его песни для LP "Как прекрасен мир " ("Джоконда" и "Жил был я "), впервые в Союзе используется при этом 16-канальная аппаратура.

В том же году СКОМОРОХИ выезжают на гастроли в Куйбышев и Донецк. При этом в их составе, специально для поездки, появляются А.Буйнов, Ю.Шахназаров, Г.Май, барабанщик Борис Богрычев. В конце 1972 года рядом с Градским впервые на сцене мы видим бас-гитариста Юрия Иванова, который, практически по сей день, входит, по мере надобности, в состав СКОМОРОХОВ. В начале 1973 года Градский и Ю.Иванов (И.Саульский и Ю.Фокин к тому времени занялись рядом других проектов, играя попеременно с разными музыкантами и группами) выступают постоянно вместе, меняя барабанщиков и приглашая на разные концерты то Фокина, то Чалдраняна. Чехарда с составом (учитывая, что группа, по убеждению А.Г., должна состоять не более чем из 4-х человек) приводит к поискам, а потом и к приглашению в группу новых участников. Выдающийся барабанщик, суперджазмен и стилист Владимир Васильков и один из самых сильных саксофонистов и флейтистов Союза Сергей Зенько, как оказалось впоследствии, навсегда стали постоянными друзьями Александра Градского, с которыми и были им записаны все основные песни, композиции, музыка к кинофильмам, спектаклям, вокальные сюиты и многое другое. Именно Васильков и Зенько вместе с Градским и Ивановым и составили тех СКОМОРОХОВ, которых мы можем услышать в записи и убедиться в мастерстве всей группы и каждого в отдельности.

В 1973 году выходит первый сингл Александра Градского с "радио" записями. В том же году, на одной из студийных записей, опять-таки организованной Аркадием Петровым, в аппаратной появляется приглашенный Петровым режиссер будущей кинокартины "Романс о влюбленных" Андрон Михалков-Кончаловский. Он незамедлительно делает Градскому предложение об участии его в фильме, сначала в качестве певца, а затем и автора песен, части стихов и всей музыки. Небывалый по тем временам случай: 23-летний композитор (не член Союза композиторов!) получает заказ на музыку к 2-серийному музыкальному фильму одного из самых известных и талантливых режиссеров страны! Картина вышла на экраны Союза в 1974 году, в том же году первый LP А.Градского с музыкой из "Романса", за который "Биллбоард" (международный музыкальный супержурнал) присуждает Градскому титул "Звезда года" за 1974 г. за "выдающийся вклад в мировую музыку" (цитата). В том же году Градский получает диплом об окончании Института им. Гнесиных как "оперный и концертно-камерный певец" (цитата).

Карьера А.Г. разворачивается с головокружительной быстротой. Он получает возможность гастролировать по стране, и концерты его проходят в переполненных залах при огромном ажиотаже публики. В огромных дворцах спорта он работает по три-четыре сольных двухчасовых концерта в день, потрясая аудиторию трех-октавным диапазоном голоса, совершенно необычным для того времени репертуаром, жестким, хард-роковым аккомпанементом (в тех случаях, когда с ним группа СКОМОРОХИ), необычайной актерской манерой и т.д. Поскольку вся эта работа организована через филармонии, благодаря творчеству Градского на рок-музыке появляется "печать" официального искусства, т.е. она как бы становится официально разрешена. Теперь уже мало кто помнит, что именно А.Г. "пробил" эту непреодолимую стену первым, а за ним, в образовавшуюся "брешь", ринулись все остальные рокеры...

В 1975 году по следам "Романса..." Градский работает над несколькими фильмами, не забывая о записях и участвует даже в проектах других авторов (Г.Гладкова, В.Терлецкого, Э.Колмановского, М.Фрадкина, М.Минкова и др.). В это же время он поступает в Московскую консерваторию в класс композиции Т.Н. Хренникова и... записывает "Как молоды мы были" А.Пахмутовой и Н.Добронравова (результат вы знаете...). Кстати, эта песня в исполнении Градского - единственная, которая была "раскручена" ТВ и Радио. Все остальные его работы по сей день "зажимаются", несмотря ни на какие изменения в политике и повседневной жизни...

В 1976 году Градский сочиняет и записывает первую часть сюиты "Русские песни", а в 1978 г., по совету А.Петрова - вторую часть. "Русские песни", первая рок-пластинка в СССР, вышла в свет в 1980 г. Начиная с этого времени, Градский "выдает" одну студийную работу за другой: "Утопия АГ", "Сатиры ", "Сама жизнь", "Звезда полей", "Ностальгия", "Флейта и Рояль" на стихи классиков, "Концерт-сюита", "Размышления шута" (сборник записей 1971-74 годов, в котором А.Г. доказывает возможность пения на русском языке в разных рок-стилях), "Монте-Кристо", "Экспедиция" на свои стихи, опера "Стадион" (либретто А.Г. и Маргариты Пушкиной), балет "Человек" (либретто А.Г.). Все эти работы предназначаются для LP, однако выход их в свет постоянно затягивается по "непонятным" соображениям... Рекорд здесь принадлежит сюите "Размышления шута"; несмотря на выход сингла в 1978 г., вся работа была полностью опубликована лишь спустя 16(!) лет после записи.

А.Г. продолжает гастрольную деятельность, в его репертуаре активно появляются песни на его стихи, иногда сатирические, иногда просто опасные для существующего режима. Он пишет ряд статей в защиту жанра рок-музыки, активно полемизируя с ретроградами и... наживая себе кучу врагов. В это же время Градский начинает преподавательскую деятельность, за несколько лет работы в Училище Гнесиных он выпускает курс; следующие несколько лет, уже в Институте Гнесиных, - и еще один курс выпущен. Завершился этот этап его работы двумя годами заведывания кафедрой вокала в качестве профессора РАТИ (ГИТИС). По его словам, дальнейшее преподавание возможно лишь при наличии исключительно собственного класса, скорее всего, придется создавать что-то вроде учебного заведения...

1980 год - год смерти Высоцкого становится переломным для А.Г. Он полностью переходит в разряд "протестантов", замешивая на роковой музыкальной основе трагическую сатиру и драматическую лирику ("Песня о друге", "Песня о телевидении", "Монолог батона за 28 копеек из муки высшего сорта", "Рассказ человека, который не смог поехать в отпуск на Канарские острова" и др.). Поначалу его не трогают, затем, в 1983-84 г.г. кое-какие неприятности случаются, но всегда голос и талант принимаются во внимание... Градского "со скрипом" принимают в Союз композиторов лишь в 1987 году, а первая поездка за границу (в США) состоялась только в 1988 г. на конференцию, вместе с группой деятелей искусства, кино и политики. Он блестяще поет на закрытии конференции американцы устраивают ему 15-минутную овацию...

В том же 1988 году уже 25-минутную овацию он слышит в свой адрес и, естественно, в адрес знаменитого дирижера Евг. Светланова и партнеров по сцене, участников спектакля Большого театра "Золотой Петушок", одной из самых сложных для исполнения опер Римского-Корсакова. Партию "Звездочета", труднейшую партию мирового оперного репертуара, А.Г. "щелкает" как орешек...

К этому времени, благодаря поддержке Валерия Сухорадо, директора "Мелодии", он выпускает в свет практически все свои работы в виде LP, пишет музыку к фильмам "Узник замка Иф" и "Искусство жить в Одессе", доведя таким образом количество кинокартин со своей музыкой и песнями до 38! Начиная с этого времени, он постепенно сокращает гастрольную деятельность, полностью переключившись на создание в Москве Театра современной музыки. При поддержке Правительства Москвы он получает здание в центре города, начинает его реконструкцию. Московское театрально-концертное музыкальное объединение (МТКМО), под его руководством, осуществляет ряд сложнейших проектов, в том числе: организация двух "безумных" сольных концертов в Москве (25 января 1990 г. и 17 марта 1995 г.) с участием симфонических оркестров и оркестров русских народных инструментов, рок-групп и своих друзей по "цеху", выпуск в свет "Коллекции АГ ", т.е. 13 компакт-дисков с полным собранием сочинений и записей Александра Градского, создание двух музыкальных фильмов "Антиперестроечный блюз" (1991г.) и "Живьем в России" (1996 г.).

Первые поездки за рубеж дают результаты. Градский работает в совместных проектах и концертах с такими "китами" западной музыки, как Лайза Минелли, Шарль Азнавур, Джон Денвер, Крис Кристоферссон, Дайяна Уорвик, Сэмми Дэвис, Grateful Dead, Синди Петерсон в США, Германии, Испании, Греции, Швеции. Наконец, в 1990 году, после одного из совместных с Джоном Денвером концертов в Японии, Градский получает контракт с VMI (VICTOR), ведущей японской фирмой, выпускает под ее маркой два компакт-диска и дает несколько концертов в Японии с самым разнообразным репертуаром, начиная с собственных песен на русском языке и кончая западными хитами и японскими классическими романсами. Три его балета ("Человек","Распутин" и "Еврейская баллада") ставит Киевский театр балета (балетмейстер Г.Ковтун), а два последних - Театр балета на льду (худрук И.Бобрин). Все эти спектакли "возятся" по Европе и Америке с громадным успехом.

Заключение

3 ноября 1999 г. в Государственном концертном зале "Россия" состоялся юбилейный концерт Александра Градского, который был приурочен к 50-летию певца, музыканта и композитора, а также к 35-летию его творческой деятельности. В этом концерте приняло участие более 400 артистов. На следующий день указом президента России Александру Градскому было присвоено почетное звание "Народный артист Российской Федерации". Но несмотря на возраст и всенародное призвание, Градский не останавливается на достигнутом и с упорством продолжает работать. На повестке дня - строительство своего музыкального театра. Он по-прежнему стремится к новых вершинам. Дай Бог ему удачи!