Виктор Цой (биография, интервью)
Доклад на тему:
Виктор Цой
Северо – Задонск 2002
Краткая биографическая справка.
Виктор Робертович Цой родился 21 июня 1962 года в г. Ленинграде в семье преподавателя физкультуры Валентины Васильевны Цой и инженера Роберта Максимовича Цоя. Виктор был единственным ребёнком в семье. В 1969 год – он поступил в школу, где работала его мать. Всего за время обучения до восьмого класса сменил вместе с матерью три школы. С 1974 по 1977 год посещает среднюю художественную школу, где возникает группа "ПАЛАТА № 6" во главе с Максимом Пашковым. В 1977 году - окончил восемь классов и поступил в художественное училище им. В. Серова. В 1978 году - исключен из училища "за неуспеваемость". Поступает работать на завод и учится в вечерней школе. В 1979 году - поступает в СГПТУ-61 на специальность резчика по дереву. В течении лета 1981 года - вместе с Алексеем Рыбиным и Олегом Валинским создает группу "ГАРИН И ГИПЕРБОЛОИДЫ". Осенью 1981 - группа "ГАРИН И ГИПЕРБОЛОИДЫ" вступает в Ленинградский рок - клуб. Весной 1982 – производится запись альбома "45". В это же время Виктор знакомится со своей будущей женой Марианной. В это же время - первый электрический концерт группы "КИНО" в Ленинградском рок - клубе совместно с музыкантами "АКВАРИУМА". Заканчивает училище со справкой и поступает работать в реставрационные мастерские в г. Пушкин. Осенью 1982 - поступает на работу в садово-парковый трест резчиком по дереву. В этом же, 1982 году, первые акустические концерты в Москве. В феврале 1983 - второй электрический концерт группы "КИНО" в рок - клубе. Весной группу покидает Алексей Рыбин. Летом 1983 - записывает с Юрием Каспаряном фонограмму "Демо" у Алексея Вишни, впоследствии получившую название "46". Осенью 1983 - проходит обследование в психиатрической больнице № 2 на Пряжке и получает "белый билет". Весной 1984 года - выступление "КИНО" на втором фестивале рок - клуба и получение лауреатского звания. Летом, осенью 1984 года - записывает альбом "Начальник Камчатки" в студии Андрея Тропилло вместе с музыкантами "АКВАРИУМА". Оформляется второй состав "КИНО": Цой, Каспарян, Титов, Гурьянов. В феврале 1985 - жениться на Марианне. Весной 1985 – получает звание лауреата на третьем фестивале рок - клуба. 5 августа 1985 года - родился сын Саша. Летом, осенью 1985 - работа над двумя альбомами - "Ночь" в студии Тропилло и "Это не любовь" в студии Вишни. Весной 1986 - выступление на четвертом фестивале рок - клуба. Диплом за лучшие тексты. Летом 1986 - съемки фильма "Конец каникул" в Киеве. Выходит пластинка "Red Wave". Поступает работать в котельную "Камчатка". Участвует в съемках фильма режиссера Алексея Учителя "Рок". Осень, зима 1986 - участие в съемках "Ассы". Весной 1987 года последнее выступление на фестивале рок - клуба. Приз "за творческое совершеннолетие". Записывается альбом "Группа крови". Осенью 1987 начинаются съемки фильма "Игла". В 1988 году выходит "Группа крови" и фильм Рашида Нугманова "Игла". Записывается альбом "Звезда по имени Солнце". Начало "звездных" гастролей. В ноябре - участие "КИНО" в мемориальном концерте Александра Башлачева в Лужниках. В 1989 году летняя поездка в США, участие в фестивале "Золотой Дюк" в Одессе. По опросам кинокритиков журнала "Советский Экран" признан лучшим киноактером года. Обширные турне по стране. Выходит альбом "Звезда по имени Солнце". В ноябре - последние концерты "КИНО" в Ленинграде. Во Франции выходит пластинка "Последний герой". Весной 1990 поездка в Японию. В июне 1990 - последний концерт "КИНО" в Москве в Лужниках. Летние гастроли по стране. Запись последнего альбома, который вышел после смерти Цоя и называется "Черный альбом".
15 августа 1990 года Виктор Робертович Цой погиб рано утром в автомобильной катастрофе под Ригой и похоронен в Санкт-Петербурге на Богословском кладбище.
Группа «КИНО» и Виктор Цой.
В популярности ленинградской группы "КИНО" есть что-то необъяснимое. И действительно, успех, слава, массовое признание обычно находит того или иного исполнителя в результате последовательности определенных событий; им, как правило, предшествуют всплески творческой активности, интенсивная работа, нарастание общественного интереса и постоянное нахождение "на виду". В случае "КИНО" все было прямо наоборот. Год "КИНО" начался весной 1988, когда группа полностью исчезла с музыкальных горизонтов: не выступала, даже не репетировала, а её участники были заняты реализацией собственных проектов и, как это может показаться, лишь по чистой случайности выкроила в начале года несколько дней, чтобы завершить находившийся в "полуфабрикатном" состоянии альбом, получивший известность под названием "Группа крови". Он-то и стал катализатором взрыва давно назревавшей "киномании", в считанные месяцы охватившей страну.
А
началось всё осенью 1981 года, когда на
обломках жэковских команд "ПАЛАТА
№6" и "ПИЛИГРИМ" возникло трио
"Гарин и Гиперболоиды". Пару
месяцев спустя его состав сократился
до дуэта, а название обратилось в
"КИНО"-
- в ту пору под ним скрывались
Виктор Цой и Алексей Рыбин. Они вступили
в рок-клуб, выступили при деятельном
участии музыкантов "АКВАРИУМА" -
на его сцене, записали альбом, по
суммарному времени звучания получивший
название "45", и исчезли на целый
год. Затем выступили ещё раз - уже
впятером и с "электрической"
программой и … распались. И все же в мае
1984 года "КИНО" появилось вновь.
Виктор Цой, а вместе с ним Юрий
Каспарян (гитара), Александр Титов (бас)
и Георгий Гурьянов (барабан) "тёмной
лошадкой" вышли на сцену II Ленинградского
Рок-фестиваля и произвели сенсацию,
став одним из главных открытий этого
смотра творческих сил рок - движения.
Звание лауреатов фестиваля "КИНО"
подтверждало ещё дважды в 1985 и 1987 годах.
Осенью 1984 года А. Титова сменил Игорь
Тихомиров по совместительству
участник "ДЖУНГЛЕЙ" и один из лучших
бас - гитаристов страны. С тех пор состав
группы "КИНО" - если не считать
эпизодических появлений разнообразных
гитаристов, перкуссионистов и клавишников,
редко игравших с группой больше
одного концерта остаётся неизменным.
Песни
"КИНО" поражают обилием свежих
мелодических решений, их аранжировки
отличают сдержанность и лаконизм, а
отличная ансамблевая игра, в которой
вклад каждого участника равнозначен и
незаменим, позволяет говорить о них
как о классическом образце рок – группы.
В текстах Виктора Цоя, а именно он
является автором практически всего
репертуара "КИНО", романтически
возвышенные образы смешиваются с
сугубо реалистическими, бытовыми
зарисовками с натуры, отражая внутренний
мир современного молодого человека.
Острые, почти публицистические,
обращения соседствуют в песнях "КИНО"
с добрым юмором, а иногда и едкой иронией,
которая вообще характерна для поэтического
языка Цоя. В более поздних работах
группы заметно "повзросление" ее
героя, отход от наивного бытописания
жизни дворов и подворотен к более
серьезным проблемам, призывы к действию,
поступку,
жажда нравственного
совершенства.
В
последние годы, особенно после успеха
"Группы крови", творческая
активность группы значительно возросла.
"КИНО" регулярно выступает в
Ленинграде, периодически гастролирует.
В 1989 группа дважды побывала за рубежом
- на благотворительных концертах в
Дании и на крупнейшем во Франции
рок-фестивале в Бурже. Их музыка звучит
в фильмах "РОК", "АССА", "ГОРОД",
"ИГЛА" - в последнем из них Виктор
Цой дебютировал как исполнитель главной
роли.
Интервью газете "Политехник" (Ленинград) 24 февраля 1984 г.
Что
главное, по-вашему, в музыке? В чем секрет
ее популярности ? -
-Я
думаю - актуальность. А в общем, песни
должны быть хорошими
-
Мы знаем ваши стихи - и простые, жизненные,
на волнующие всех нас темы, и более
сложные, с подтекстом. Что вам ближе?
- Я не представляю себя и без того. и
без другого. Мир многолик, многолики и
стихи.
-
В чем вы лучше можете выразить свои
мысли - в стихах или в музыке ?
- Точно не знаю. Наверное, текст и
музыка едины, ведь мысль в них одна А
вообще, стихов я не пишу, только песни.
- Какие
современные эстрадные группы вас
интересуют больше
-
Те же. что и вас: "Аквариум",
"Зоопарк". "Алиса" Кстати.
"Алиса" сейчас возобновила
работу с Кинчевым, наверное, мы их увидим
на рок-фестивале
-
А из западной музыки?
-
Для нас интереснее всего работа
независимых фирм грамзаписи. До нас же
доходит чаще всего музыка "продающаяся",
музыка для танцев. Уши привыкают к
стандартам. А у независимых фирм
небольшим тиражом выходят пластинки
групп, не ориентирующихся на стандарты.
Нам это ближе.
-
Виктор, не находите ли вы у нас или на
Западе аналогов своему творчеству?
-
Я их не ищу. Хотя мы слушаем очень много
музыки, это входит в нашу работу.
Возможно, какое-то влияние есть, но
каждая наша песня проходит через
собственную призму.
-
Что вы предпочитаете - концертную или
студийную работу? И что вы стараетесь
использовать больше, акустическую или
электрическую музыку?
-
Концерты и записи неразделимы. Сейчас
очень остро встает проблема звука на
концертах Кино". Мы хотим превратить
концерты в нечто "горячее", поэтому
мы ориентируемся на тех, кто слышал
наши песни в записи и знает их
-
Какие у "Кино" проблемы?
- Только организационные. В музыке у
нас тупиков нет. Мыслей и желания
работать много.
-
Что вы ждете от публики?
- Я хочу, чтобы среди слушателей были
только те. кому близка моя музыка.
Приятно играть для тех, кто понимает
тебя.
-
В заключение традиционный вопрос о
творческих планах.
- В апреле мы закончим запись нового
альбома. Потом поедем в Киев для участия
в съемках короткометражного художественного
фильма. Ну, и будем готовиться к
рок-фестивалю здесь и в Вильнюсе.
Интервью газете "Молодежь Эстонии" 9 мая 1988г.
……………
У
вас не было мысли публиковать свои
собственные стихи?
-
Нет, я считаю, что они должны звучать
вместе с музыкой, вернее даже, с группой.
Последний же год я не занимался музыкой
вообще, а занимался съемками в кино.
-
Вы имеете в виду фильм Сергея Соловьева
"Асса"?
-
И этот фильм, и документальные фильмы
о роке. Сейчас буду сниматься на
"Казахфильме" в картине с рабочим
названием "Игла", главный герой -
наркоман.
……………
Интервью газете "Молодой Ленинец" (Волгоград) 6 мая 1989 г.
В
песне "Фильмы" вы поете: "Оставь
меня в покое, не тронь мою душу". Вы
действительно замкнутый человек?
-
Да, но все же эта песня юмористическая.
А вообще, просто у любого человека есть
люди, с которыми ему интересно
разговаривать, а есть - наоборот.
-
Вы учились в художественном училище,
а стали музыкантом. Как это случилось?
- Просто надоело одно. захотелось
делать другое.
………………
-
Года полтора назад в передаче "До 16
и старше" свой отказ от поездок за
рубеж вы объяснили тем, что песни ваши
в первую очередь смысловые, иностранцы
не поймут. Недавно вы вернулись из
Франции...
- Вы знаете,
после этой передачи я как раз подумал,
что меня можно неправильно понять. Так
и произошло, потому что многие мне потом
говорили: ты такой герой, отказываешься,
все, кто ездит, плохие, а сам... Но дело в
том. что я имел в виду то что сейчас на
Западе очень сильна мода на Россию: на
советскую символику и все остальное.
Но отношение ко всему этому очень
несерьезное, как к матрешкам: мол,
смотрите, русские на гитарах играют,
почти так же как мы. И масса групп,
используя возможность, бросилась просто
очертя голову за границу, сознательно
идя на то, что их там будут принимать на
самых плохих условиях, как финансовых,
так и концертных. Мне меньше всего
хотелось выглядеть такой "матрешкой".
Ведь дело тут уже не столько в деньгах,
сколько в престиже страны. Если уж так
хочется за рубеж, то лучше уж ехать
туристом.
Что касается нас мы все-таки
совершили попытку сделать иначе.
Во-первых, сначала выпустили во Франции
пластинку. Во-вторых, это было не просто
мероприятие типа "Концерт из России",
а очень известный в Европе фестиваль
рок-музыки. Поэтому я решил поехать и
посмотреть, насколько можно установить
коммуникацию. Не могу сказать, что это
было очень удачно, потому что от нас
скорее ждали какой-то русской экзотики,
а увидели собственно рок-музыку.
Да,
и до этого мы еще ездили в Данию. Там
проводились концерты в фонд Армении,
нас пригласили, ну и тут отказаться было
трудно. Хотя, скорее всего, я отказался
бы при других условиях.
……………
Как
вы думаете, молодым талантам нужно
помогать или, как говорится, талант сам
пробьет себе дорогу?
-
Для настоящего музыканта обстоятельства
внешней жизни не имеют почти никакого
значения. Ему для того, чтобы что-то
делать, нужен инструмент и больше
ничего. Я знаю массу людей которые
говорят: вот если бы у нас была
аппаратура... У нашей группы аппаратуры
нет вообще, ну, кроме инструментов.
Однако мы продолжаем что-то делать, а
те сидят и ждут пока у них аппаратура
появится.
……………
О
фильме "Игла" кинокритики говорят
как о явлении в кинематографе, мол, Цой
создал новый образ романтичного
героя.
- Вообще-то я не
создавал ничего, просто старался быть
естественным.
- В "Ассе"
и "Роке", допустим, вы были собой
- рок-музыкантом. В "Игле" - актерская
работа. И все же сложилось впечатление,
что роль написана именно для вас, вы
играли почти себя.
- В
какой-то степени так оно и было. И все
же я позволил себе некоторые эксперименты.
Ну, интересно иногда изобразить, скажем,
хама. Я в жизни вряд ли повел бы себя
так. Но все равно это недалеко уходит
от реального персонажа фильм делался
без всяких костюмов и причесок. Я как
ходил по улице, так и входил в кадр.
Фильм снимал мой приятель Рашид Нугманов.
Он позвонил мне и предложил эту работу.
У нас был. конечно, первоначальный
литературный сценарий, потом Рашид
написал режиссерский, со значительными
изменениями. В конце концов от оригинала
не осталось почти ничего.
-
Вы собираетесь еще сниматься в кино?
-
В принципе мне было бы интересно, но
это не от меня зависит. У меня свои идеи
относительно кинематографа, а у
режиссера, как правило, свои. После этих
фильмов мне много предлагали сниматься,
но там я должен был действовать как
профессиональный актер, носить какой-то
костюм, произносить реплики,
полагающиеся по сценарию... Мне это
неинтересно.
……………
Может
ли материальная сторона жизни
рок-музыканта влиять на его творческое
кредо?
- Это зависит от
человека. Есть люди, которым необходимо
жить в хорошей квартире, иметь машину,
дачу и так далее...
- У вас
это есть?
- У меня нет...
И один готов ради этого идти на компромисс,
а другой - нет. Когда я начинал заниматься
рок-музыкой, в последнюю очередь я думал
о деньгах. Тогда было понятно, что кроме
неприятностей (причем самых серьезных),
за это ничего не получишь. Мы были
значительно беднее, чем могли бы быть
работая на каких-то работах... И все
время сталкивались с гонениями, были
люди с совершенно испорченной репутацией.
Почему
в ваших песнях так много "ночи, дождя,
осени, падающих звезд"?
-
Не знаю... Это из области анализа
творчества, а я им не занимаюсь.
-
В "Советской культуре" в статье
"Лики русского рока" было сказано:
"Мир Цоя - братство одиночек, сплоченное
отсутствием выхода"...
-
Это братство одиночек, но не сплоченное
отсутствием выхода. Выход реальный
существует... Ну об этом долго можно
рассказывать.
- Отражаются
ли как-то на вашем творчестве перемены
в общественной жизни?
-
А как они могут отражаться? Я же не певец
социального протеста, не пишу песен
"на злобу дня".
- Вы
поете: "Я один, но это не значит, что
я одинок". Вы действительно никогда
не ощущаете одиночества?
- Ну почему... Эта песня о конкретном
состоянии, там нет жизненнее программы.
- Вы противоречивый
человек?
- Нет, я совершенно
монолитный.
Интервью газете "Советская молодежь" (Рига) 6 мая 1989 г.
-
Виктор, начнем сначала: почему "Кино"?
-
Когда мы придумывали это название, нам
было по восемнадцать лет. Сейчас я даже
не помню.
-
Что побудило вас создать группу?
-
Наличие некоторых песен. Я начал их
писать, они понравились моим друзьям,
потом - друзьям моих друзей...
-
Прежде чем вы получили официальное
признание, каков был ваш путь?
-
Знаете, я никогда не шел тяжело, занимался
только тем что нравилось. И был вполне
доволен этим. Никогда не старался
добиться успеха любой ценой. Конечно,
я рад, что очень многим людям нравятся
наши песни.
-
Вы как-то сказали, что собирали в группу
"не музыкантов, самое первое - друзей".
Охарактеризуйте своих друзей.
-
Я не могу как-то "анализировать"
друзей. У них есть и недостатки, и
достоинства. Твоими друзьями они
становятся не потому, что обладают
набором всех положительных качеств, а
по каким-то другим причинам.
-
Кто близок вам из советских исполнителей?
-
Я в хороших отношениях с Борей
Гребенщиковым, Костей Кинчевым, дружим
с Андреем Макаревичем, хотя мы не так
часто встречаемся.
-
У вас были эстрадные кумиры?
-
Никогда. Я не любил кого-то одного. Мне
нравились некоторые песни некоторых
групп.
-
Ваш имидж?
-
У меня нет никакой установки на поведение.
Я веду себя так как считаю нужным, в
любой ситуации.
-
Артисту часто приходится отказываться
в жизни от общедоступных благ и радостей.
От чего приходится отказываться вам?
-
От удовольствия гулять по улице, жить
в одном и том же городе больше месяца.
(Смеется.)
-
Как родители относятся к вашей работе?
-
Сейчас они считают, что я занимаюсь
своим делом. Наверное, они так считали
не всегда.
-
А они бывают на ваших концертах?
-
По-моему, были один или два раза.
-
Кто-то из кинокритиков отметил, что ваш
герой в фильме "Игла" единственный
в отечественном кино не тяготится своим
одиночеством и этим привлекает.
-
Пожалуй. Герой этого фильма в каком-то
смысле - человек ниоткуда. Он мне очень
близок по духу. Я в принципе ничего не
играл, а старался вести себя так, как бы
я мог себя повести в такой ситуации, но
в рамках сценария, конечно.
-
Вы стремитесь создать какой-либо образ
на сцене?
-
Я ничего не "создаю", просто выхожу
на сцену и пою. Я сам - образ.
(Смеется.)
-
"Перемен требуют наши сердца!"-
поете вы, зрители вторят. Что бы вы хотели
изменить в жизни?
-
Каждый человек должен изменить прежде
всего свою жизнь и себя... Это сложный
вопрос. Я не считаю, что одному человеку
под силу изменить жизнь как таковую.
-
В жизни вы борец за перемены?
-
Я не считаю себя борцом. Я пою песни. Пою
о том, что мне нравится или нет. о том.
что меня волнует.
-
Как появляются ваши песни?
-
Это для меня загадка... Я не знаю..Я начинаю
играть. Потом появляются какие-то
слова...
-
Ленинградской газетой "Смена" вы
названы лучшим рок-поэтом 1988 года. В
чем, по-вашему, отличие рок-поэзии от
поэзии вообще?
-
Не знаю. насколько точен этот термин. Я
не могу рассматривать тексты своих
песен в отрыве от музыки, считаю, что
они очень многое таким образом теряют.
-
Что главное для вас сегодня?
-
Сохранить внутреннюю свободу.
-
Виктор, сейчас во время выступлений вы
исполняете не все свои песни. Чем это
объясняется?
-
Какие-то песни со временем теряют
актуальность. Мне самому они уже не
интересны. Я пою только тогда, когда мне
интересно петь.
-
Группа "Кино"- во главе отечественных
хит-парадов. Чего бы вы еще хотели
достичь?
-
Мы никогда не стремились к популярности.
Мы никогда не задумываемся, в каком
стиле мы играем и как долго будем
популярны. Играть и любить это дело
-важно для нас прежде всего. Как только
перестанет быть важным, мы уйдем со
сцены.
-
Проблемы сегодняшнего "Кино"?
-
Проблема в том. что нам приходится сейчас
много работать, а это требует большой
собранности.
-
Группа работает под эгидой ленинградской
студии "Бенефис". Что это за
организация?
-
Чисто административная организация,
которая, собственно, для нас является
некоторой формой прикрытия, чтобы мы
не были "Кино" ниоткуда".
-
Есть ли приглашения за границу?
-
Довольно много. Но мы тщательно просеиваем
их, потому что сейчас все "русское"
там очень модно. Мы же хотим выступать
там просто как музыканты поэтому ездим
довольно редко.
-
Где вы побывали?
-
В Дании, Франции, Америке.
-
И как принимают "Кино"?
-
С озадаченным лицом: видя, что мы такие
же, как они и не в косоворотках, без
балалаек...
-
Гастроли по Союзу продолжаются?
-
Да, сейчас мы хотим поездить.
-
А в Риге будете?
-
У нас не было приглашений. Обычно нас
зовут - мы едем. Из Риги нас пока никто
не звал.
-
Что нового приготовило "Кино"
поклонникам?
-
Записан новый альбом. Как назвать, пока
не решили.
-
Вы довольны своей жизнью?
-
Я не думаю, чтобы человек мог действительно
быть доволен жизнью... С другой стороны,
я был всегда доволен ею. И когда работал
в котельной и бросал уголь в печь, я был
очень доволен жизнью. И сейчас тоже.
-
Пожелания читателям?
-Удачи!
-
В особенности тем, кому сегодня 15-17
лет?
-
Думаю, любой подросток мечтает
самоутвердиться. Я никогда никого не
учу. Я могу пожелать только удачи!
Подшивки газет.
Для молодого поколения нашей страны Цой значит больше, чем иные политические лидеры, целители и писатели. Потому что Цой никогда не врал и не лицедействовал. Он был и остался самим собой. Ему нельзя не верить. Из всех наших легендарных рокеров, прекрасных певцов и поэтов Цой - единственный, у кого невозможно провести грань между образом и реальностью; тем, что он пел, и тем, как он жил. И его уход - еще один "сюжет для новой песни". Ненаписанной, но, кажется, не раз прочувствованной. Одиночество, справедливость, доброта и черный цвет монаха - таков Цой, в "КИНО", в кино и ежедневно. Это большая, честная романтика. Мы пошли вслед за Цоем, наплевав на цинизм, безверие и общую смутность нашего времени. И правильно сделали.
Каждая песня Цоя - это песня о любви и свободе. Это вечные песни - и потому, что они потрясающе красивы, и потому, что, в отличие от продовольствия, любви и свободы, их всегда будет не хватать. Так что Цой остается с нами - и это не пустые слова.
И все же... теперь - легенда.
Список литературы:
Ресурсы сети “Internet”.
«Комсомольская правда», 1990 год.
Сай www.kino2000.boom.ru