Деревянные духовые инструменты
Деревянные
духовые
Флейта
Флейта
(от немецкого - Flote),
деревянный духовой музыкальный
инструмент, по своему способу
звукоизвлечения - самый примитивный из
духовых. Многочисленные разновидности
флейты, начиная с простейших свистулек,
известны с древности. То есть, с другой
стороны, современная флейта и есть одна
из разновидностей свистулек, только
очень усложненная, оснащенная клапанами,
рычагами и сделанная из металла.
Распространившаяся
в Европе в 17 веке продольная
флейта (сейчас бы ее
назвали блокфлейтой,
хотя это был несколько другой инструмент)
была вытеснена поперечной, которая в
18 столетии стала не только сольным и
ансамблевым инструментом, но и постоянным
членом оркестра. Современный тип
поперечной флейты был изобретен немецким
мастером Бемом в двадцатых годах 19 века,
флейта получила большую беглость, звук
стал пронзительнее, ярче и очень
эффектным. Это было нужно для оркестра
- как раз в то время идет нарастание его
состава, увеличение звучности.
Конечно, невозможно было обойтись и без потерь - в этом инструменте пропало очарование камерного звучание, барочной мягкости и интимности. В настоящее время существуют следующие разновидности флейт: малая (или piccolo), альтовая (flauto alto) и басовая флейта (flauto basso) - последняя очень редка, есть лишь в немногих оркестрах и как следствие редко задействована в произведениях (для любителей больших флейт - http://www.contrabass.com/pages/flutes.html). Более дальние родственники флейты чрезвычайно многочисленны - начиная от флейты Пана (сразу вспоминается лейттема из фильма "Однажды в Америке") и заканчивая эдаким мутантом - джазовой флейтой с кулисой (как у тромбона, т.е. с возможностью глиссандо).
Флейта по природе звука - жизнерадостный и веселый инструмент, однако она может изобразить и светлую печаль ("Прелюдия к послеполуденному отдыху Фавна" Дебюсси) и беспробудную тоску (финал 4 симфонии Брамса) и фантастические моменты (много примеров есть в "Волшебном стрелке" Вебера)
В современном оркестре
обычно есть 2 флейты + piccolo, однако в
больших сочинениях их состав может быть
значительно увеличен (до 4 флейт, 2 piccolo
и альтовой флейты - 6 симфония Канчели)
Большое собрание ссылок по теме
Нотки для флейты не желаете?
Гобой
Эээ... это отдельный разговор
Нотки для гобоя не желаете?
Кларнет
Кларнет (от французского clarinette, в свою очередь произошедшего от лат. clarus - ясный звук), деревянный духовой язычковый музыкальный инструмент. Сконструирован в начале 18 века.
В оркестр его ввели Гайдн
и композиторы майнгемской школы и как
только он появился среди духовых все
композиторы признали его неоспоримую
ценность. Как известно Вольфганг Амадей
Моцарт переинструментовал свои поздние
симфонии (в том числе и самую известную
- №40) добавив в духовую группу кларнеты
(и отдал им почти все solo, кстати).
Кларнет
имеет, пожалуй, самый большой диапазон
выразительных средств. В ранних симфониях
Скрябина, например, это проникновенная
кантилена, овеянная негой и чистотой
экспрессия. В симфониях Шостаковича
(как например в разработке 8-й) это
саркастичестические ужимки, злобные
взвизги. У Рихарда Штрауса (в "Тиль
Уленшпигеле") -
колоритный смех. Он прекрасно подходит
для всяческих фигураций и ненавязчивых
аккомпанементов (так любимых Густавом
Малером). Прекрасный образец медитативной
лирики можно найти в 5 симфонии
Сильвестрова.
В современной практике
употребительны сопрановые кларнеты,
кларнет-пикколо (итал. piccolo) - in A или in
Es, альтовый (т. н. бассетгорн), басовый -
колоритный член кларнетового семейства
нижние ноты которого являются прекрасным
басом для любого ансамбля (мне лично,
сразу вспоминается середина 1-й части
"Симфонических
танцев" Рахманинова
(послушать в Real
Audio), где он создает
бархатный фон, спускаясь до самых нижних
нот).
Ресурсы о
кларнете:
http://www.selmer.com/clarinet/discus/index.html
http://cctr.umkc.edu/user/etishkoff/clarinet.html
Кларнет
- ссылки на Yahoo
Саксофон
Вы будете смеяться, но саксофон (вернее саксофоны - сопранино, сопрано, альт, тенор, баритон и бас и контрабас) тоже является разновидностью кларнета. Вот их сколько. Он широко распространены в jass- и pop- музыке, для классического оркестра они малоприемлимы, хотя... Бизе, Равель, Гершвин, Рахманинов, Прокофьев... |
|
Фагот
Фагот (от итальянского fagotto, буквально - узел, связка) деревянный духовой музыкальный инструмент. Возник в 1-й половине 16 века. Имеет самый большой диапазон из всех деревянных духовых (более 3-х октав). Надо сказать, что вообще, как правило у низких инструментов диапазон велик из-за того, что их обертоны не так высоки, а следовательно их не так тяжело извлекать. Фаготисты сидят во втором ряду духовой группы, рядом с кларнетами, обычно в оркестре используется 2 фагота.
Для больших сочинений обычен и контрафагот - единственная широко распространенная разновидность фагота. Это самый низкий инструмент оркестра (не считая экзотических контрабасовых кларнетов и саксофонов или органа - непостоянного участника оркестра). Он может брать ноты на кварту ниже контрабаса и на секунду ниже арфы. Лишь концертный рояль может "гордиться" - его самая нижняя нота, ля субконтроктавы, - это рекорд. Правда, как на стометровке - на доли секунды, а по музыкальному - на пол-тона.
Впрочем,
пожалуй, я слишком увлекся оркестровыми
рекордами. По звуковым возможностям
фагот находится на последнем месте
среди духовых - беглость средняя,
динамические возможности средние,
диапазон используемых образов тоже
невелик. В основном это либо сердитые
или настойчивые фразы с типично
замедленной атакой звука (самый
характерный пример - образ дедушки из
"Пети и волка"
Прокофьева), либо скорбные интонации,
чаще всего в высоком регистре (как
например в побочной партии репризы 1-й
части 7 симфонии Шостаковича - она более
известна как "Ленинградская").
Обычное дело для группы фаготов -
дублирование струнных басов (т.е.
виолончелей и контрабасов), это придает
мелодической линии большую плотность,
связность.
Из сочетаний инструментов самыми характерными являются - фагот + кларнет (начало "Ромео и Джульетты" Чайковского - хорал 4-х инструментов), фагот + валторна (особенно это было популярно в те времена, когда в оркестре сидело лишь 2 валторны - классическая гармония требует четырех голосов, а это сочетание воспринимается как совершенно однородное звучание). Естественно, остальные сочетания не исключаются - каждый "микс" полезен и употребим в определенном месте.
Ссылки
по теме:
http://bassoon.org/page1.htm
http://www.classicweb.com/Bassoon.htm
Если Вы владеете
английским - прочитайте анекдоты про
фаготистов. Они того стоят!
Кликните на картинке для увеличения.