Состав симфонического оркестра
Составы
оркестров
Под словом состав
подразумевается устоявшееся число
музыкантов в каждой из оркестровых
групп. В средние века этого понятия не
существовало - мелодические голоса
исполняли на любых попавшихся под руку
инструментах. Со времени Баха начинается
постепенная унификация, что приводит
к положению, при котором доминируют
следующие музыкальные "образования"
(конечно, не учитывая камерной музыки):
Симфонический
оркестр
духовые
в составе:
2
флейты 2 гобоя 2 кларнета (появились
позже) 2
фагота 2 валторны 2 трубы (не
всегда) литавры
(время
от времени)
струнные
в составе:
1
скрипки 2 скрипки альты контрабасы
|
Вот
так скоромно все и начиналось
:) Музыка была подходящая -
спокойная, средняя по громкости,
всем все нравилось... но пришел
дядя Бетховен, а за ним и Берлиоз
и тут началось...
|
|
флейта-пикколо
(может
меняться на флейту) 2
флейты 2 гобоя английский рожок
(также
может меняться на гобой) кларнет-пикколо
(редко,
чаще все же 2-й
кларнет) кларнет бас-кларнет
(=3
кл.) 2
фагота контрафагот (самый
низкий среди деревянных духовых)
|
из
медных представлены:
4
валторны (чувствуете
прирост?)
2
или 3 трубы
появились:
3
тромбона и бас медных духовых
туба
|
|
А сколько
ударных!!
пишу
все возможные, композиторы выбирают
нужные (2-6 обычно):
треугольник, бубен,
тарелки, малый барабан, кастаньеты,
бубенчики, трещотка, ветряная машина,
хлопушка, бруски, наковальня, цепи,
сирены, клаксоны, свистки, флексатон,
ластра, маракасы, клавес, гуиро, бонги,
гонги, тимбалес, том-томы, большой
барабан, темпл-блоки, там-там, ксилофон,
вибрафон, антильские тарелочки, тубафон,
колокольчики, колокола, маримбафон...
Перечислить все не могу - времени жалко
(например Малер использовал в качестве
ударного инструмента стул...
И
еще:
|
литавры,
челеста, арфа и...
|
фортепиано.
|
...хотя,
конечно, чаще оно выступает в роли
солиста.
|
|
Также с оркестром
"кооперируется" время от времени
орган, но он слишком мощный для
"сотрудничества".
струнные те же.
|
Есть
еще четверной и пятерной составы,
но их описывать не буду, легче понять
что, духовых и ударных там уже очень
много (например
валторн обычно 8), а общее число
участников часто превышает 100 (!)
человек.
|
По
сути дела это часть симфонического
оркестра - струнные отдельно. Для
такого состава написано немного
произведений (Чайковский "Серенада
для струнного оркестра", Бизе-Щедрин
"Кармен-сюита" и др.), но часто
играют переложения (т.е. произведение
написанное, скажем, для струнного
квартета, исполняется этим оркестром).
|
|
Балалайки
1ые, Балалайки 2 и з (но
с разными диапазонами) Балалайки
большие Балалайки очень большие
(я
серьезно!)
Домришко,
домра, домра средняя, домра
теноровая, Домра большая басистая
и домра басовая
Гусли
(обычно
2)
Баяны:
пикколо, прима, альт, тенор, бас,
контрабас
Флейты
и гобои (обычно
по 2)
Литавры
(не
всегда)
некоторые
ударные
|
|
|
|