Клод Дебюсси
Клод
Дебюсси
(1862—1918)
Французский композитор, пианист, дирижёр, критик. Окончил Парижскую консерваторию (1884). Ученик А. Мармонтеля (фортепьяно), Э. Гиро (композиция). Как домашний пианист русской меценатки Н. Ф. фон Мекк - сопровождал её в путешествиях по Европе, в 1881 и 1882 посетил Россию. Выступал как дирижёр (в 1913 в Москве и Петербурге) и пианист с исполнением преимущественно собственных произведений , а также как музыкальный критик (с 1901).
Дебюсси — основоположник музыкального импрессионизма. В своём творчестве опирался на французские музыкальные традиции : музыка французских клавесинистов (Ф. Куперен, Ж. Ф. Рамо), лирическая опера и романс (Ш. Гуно, Ж. Массне). Значительным было воздействие русской музыки (М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков), а также французской символистской поэзии и импрессионистской живописи. Дебюсси воплотил в музыке мимолётные впечатления, тончайшие оттенки человеческих эмоций и явлений природы.
Своего рода манифестом музыкального импрессионизма считали современники «Прелюдию послеполуденному отдыху фавна» (по эклоге С. Малларме; 1894), в которой проявились характерные для музыки Дебюсси зыбкость настроений, утончённость, изысканность, прихотливость мелодики, колористичность гармонии. Одно из наиболее значительных созданий Дебюсси — опера «Пеллеас и Мелизанда» (по драме М. Метерлинка; 1902), в которой достигнуто полное слияние музыки с действием.
Дебюсси воссоздаёт сущность неясного, символически-туманного поэтического текста. Этому произведению наряду с общей импрессионистической окраской, символистской недосказанностью присущи тонкий психологизм, яркая эмоциональность в выражении чувств героев. Отзвуки этого произведения обнаруживаются в операх Дж. Пуччини, Б. Бартока, Ф. Пуленка, И. Ф. Стравинского, С. С. Прокофьева. Блеском и в то же время прозрачностью оркестровой палитры отмечены 3 эскиза «Море» (1905) — самое крупное симфоническое сочинение Дебюсси. Композитор обогатил средства музыкальной выразительности. Он создал импрессионистическую мелодику, отличающуюся гибкостью нюансов и в то же время расплывчатостью.
В некоторых произведениях — «Бергамасская сюита» для фортепьяно (1890), музыка к мистерии Г. Д'Аннунцио «Мученичество св. Себастьяна» (1911), балет «Игры» (1912) и др. — проявляются черты, присущие впоследствии неоклассицизму, они демонстрируют дальнейшие поиски Дебюсси в области тембровых красок, колористических сопоставлений. Дебюсси создал новый пианистический стиль (этюды , прелюдии). Его 24 прелюдии для фортепьяно (1-я — 1910, 2-я — 1913), снабженные поэтическими названиями («Дельфийские танцовщицы», «Звуки и ароматы реют в вечернем воздухе», «Девушка с волосами цвета льна» и др.), создают образы мягких, порой нереальных пейзажей, имитируют пластику танцевальных движений, навевают поэтические видения, жанровые картины. Творчество Дебюсси , одного из крупнейших мастеров 20 в., оказало существенное влияние на композиторов многих стран.
Сочинения:
оперы-
Родриг и Химена (1891-82, не окончена),
Пеллеас и Мелизанда (лирическая драма
по М. Метерлинку, 1893- 1902, поставлена 1902,
театр "Опера комик", Париж);
балеты-
Игры (Jeux, либретто В. Нижинского,
1912, поставлен 1913, театр Еписейских полей,
Париж), Камма (Khamma, 1912, фортепианный
клавир; оркестровка T. Кёклена, концертное
исполнение 1924, Париж), Ящик с игрушками
(La Boite a joujoux, детский балет, 1913, перепожение
для 2 фортепиано, оркестровка А. Капле,
около 1923);
для
солистов, хора и оркестра-
Даниэль
(кантата, 1880-84), Весна (Printemps, 1882), Призыв
(Invocation, 1883; сохранилась фортепианная и
вокальная партии), Блудный сын (L'enfant
prodigue, лирическая сцена, 1884), Диана в лесу
(кантата, по героической комедии Т. де
Банвиля,1884- 1886, не окончена), Дева-избранница
(La Demoiselle elue, лирическая поэма, на сюжет
поэмы английского поэта Д. Г. Россетти,
французский перевод Г. Сарразена,
1887-88), Ода Франции (Ode a la France, кантата,
1916-17, не окончена, после смерти Дебюсси
эскизы закончены и напечатаны М. Ф.
Гайаром);
для
оркестра-
Триумф Вакха (дивертисмент,
1882), Интермеццо (1882), Весна (Printemps,
симфоническая сюита в 2частях, 1887; заново
оркестрована по указаниям Дебюсси
французским композитором и дирижёром
А. Бюссе, 1907), Прелюдия к Послеполудню
фавна (Prelude a L'apres midi d'un faune, по одноимённой
эклоге С. Малларме, 1892-94), Ноктюрны:
Облака, Празднества, Сирены (Nocturnes:
Nuages, Fetes; Sirenes, с женским хором; 1897-99), Море
(La mer, 3 симфонических эскиза, 1903-05), Образы:
Жиги (оркестровка закончена Капле),
Иберия, Весенние хороводы (images: Gigues,
Iberia, Rondes de printemps, 1906-12);
для
инструмента с оркестром-
Сюита для
виолончели (Интермеццо, около 1880-84),
фантазия для фортепиано (1889-91), Рапсодия
для саксофона (1903-05, не окончена, завершена
Ж. Ж. Роже-Дюкасом, опубликована 1919),
Танцы (для арфы в сопровождении струнного
оркестра, 1904), Первая рапсодия для
кларнета (1909-10, первоначально для кларнета
и фортепиано);
камерно-инcтрументальные
ансамбли-
фортепианное трио (G-dur, 1880),
струнный квартет (g-moll, ор. 10, 1893), соната
для флейты, альта и арфы (1915), соната для
виолончели и фортепиано (d-moll, 1915), соната
для скрипки и фортепиано (g-moll, 1916);
для
фортепиано в 2 руки-
Цыганский танец
(Danse Bohemienne, 1880), Две арабески (1888),
Бергамасская сюита (1890-95), Грёза (Reverie),
Баллада (Ballade slave), Танец (Штирийская
тарантелла), Романтический вальс,
Ноктюрн, Мазурка (все 6 пьес -1890), Сюита
(1901), Эстампы (1903), Остров радости (L'lsle
joyeuse, 1904), Маски (Masques, 1904), Образы (Images, 1-я
серия, 1905; 2-я серия, 1907), Детский уголок
(Children's corner, сюита для фортепиано, 1906-08),
Двенадцать прелюдий (1-я тетрадь, 1910; 2-я
тетрадь, 1910-13), Героическая колыбельная
(Berceuse Heroique pour rendre hommage a S. М. le Roi Albert l-er
des Belges et a ses soldats, 1914; оркестровая редакция,
1914), Двенадцать этюдов (1915) и др.;
для
фортепиано в 4 руки-
Дивертисмент и
Andante cantabile (ок. 1880), симфония (h-moll, 1 ч.,
1880, найдена и опубликована в Москве,
1933), Маленькая сюита (1889), Шотландский
марш на народную тему (первоначальное
название: Marche des anciens Comtes de Ross - ecoasaise,
1891, также переложение для симфонического
оркестра Д.), Шесть античных эпиграфов
(Six epigraphes antiques, 1915) и др.;
для
2 фортепиано в 4 руки-
Линдараха
(Lindaraja, 1901), Белым и чёрным (En blanc et noir,
сюита из 3 пьес, 1915);
для
флейты-
Флейта Пана (Syrinx, 1912);
для
хора a cappella-
Три песни Шарля Орлеанского
(1898-1908);
для
голоса с фортепиано-
Песни и романсы
(слова Т. де Банвиля, П. Бурже, А. Мюссе,
М. Бушора, ок. 1876), Три романса (cлова Л.
де Лиля, 1880-84), Пять стихотворений Бодлера
(1887-89), Забытые ариетты (Ariettes oubliees, слова
П. Верлена, 1886-88), Два романса (слова
Бурже, 1891), Три мелодии (слова Верлена,
1891), Лирические прозы (Proses lyriques, слова
Д., 1892-93), Песни Билитис (Chansons de Bilitis, слова
П. Луиса, 1897), Три песни Франции (Trois
chansons de France, слова Ш. Орлеанского и Т.
Эрмита, 1904), Три баллады на слова Ф. Вийона
(1910), Три стихотворения С. Малларме
(1913), Рождество детей, не имеющих больше
крова (Noel des enfants qui n'ont plus de maisons, слова
Д., 1915) и др.;
музыка
к спектаклям драматического театра
-
Король Лир (эскизы и наброски, 1897-99),
Мученичество святого Себастьяна (музыка
к одноименной оратории-мистерии Г.
Д'Аннунцио, 1911);
транскрипции-
произведений К. В. Глюка,
Р. Шумана, К. Сен-Санса, Р. Вагнера, .Э.
Сати, П. И. Чайковского (3 танца из балета
"Лебединое озеро") и др.