Феликс Мендельсон-Бартольди
Феликс
Мендельсон-Бартольди
(1809 - 1847)
Немецкий композитор, пианист, органист, дирижёр, музыкально-общественный деятель. На формирование эстетических взглядов Мендельсона значительно повлияло общение с видными представителями научной и художественной интеллигенции (В. Гумбольдт, Г. Гейне, Э. Т. А. Гофман, К. М. Бебер, Н. Паганини); большую роль сыграли многолетний контакт с И. В. Гёте, прививший Мендельсону симпатии к классическому искусству, а также курс лекций Г. Гегеля по эстетике, который был прослушан Мендельсоном в Берлинском университете. Создание увертюры к комедии У. Шекспира «Сон в летнюю ночь» (1826) — свидетельство ранней творческой зрелости Мендельсона. Значительным событием в музыкальной жизни того времени было исполнение под управлением Мендельсона после многолетнего забвения «Страстей по Матфею» И. С. Баха (1829). Одновременно Мендельсон приобретал славу композитора, пианиста, скрипача. В 1829—32 Мендельсон путешествовал по Европе, дорожные впечатления отразились в «Итальянской», «Шотландской» симфониях и других сочинениях. В 1833 Мендельсон руководил Нижнерейнскими музыкальными фестивалями, в 1833— 1835 музик-директор в Дюссельдорфе (под управлением Мендельсона впервые исполнены многие произведения Г. Ф. Генделя, И. С. Баха, В. А. Моцарта, Л. Бетховена ) . С 1835 дирижёр и руководитель оркестра Гевандхауза в Лейпциге, снискавшего благодаря Мендельсону мировую известность. В 1843 по инициативе Мендельсона открылась Лейпцигская консерватория. Мендельсон — один из крупнейших представителей немецкого романтизма, тесно связанный с классическими традициями (эстетическая позиция Мендельсона — основателя лейпцигской школы— отличалась ориентацией на классические образцы), но искавший новый тип выразительности. Музыка Мендельсона отличается стремлением к ясности и уравновешенности, ей присущи элегичность тона, опора на бытовые формы музицирования и интонации немецкой народной песни («Песни без слов» для фортепьяно и др.). Специфичная для Мендельсона образная сфера — изящная фантастичность скерцозность (увертюра из музыки к пьесе «Сон в летнюю ночь» и др.). Исполнительский стиль Мендельсона - пианиста, противника поверхностной виртуозности, повлиял на его инструментальную музыку (концерты, ансамбли и др.). Один из создателей романтического симфонизма, Мендельсон обогатил его жанром программной концертной увертюры («Морская тишь и счастливое плавание», 1832, и др.).
Сочинения:
оперы-
Свадьба Камачо (Die
Hochzeit (les Ca-macho, комическая опера по М.
Сервантесу, ор. 10, 1825, поставлена 1827,
Шаушпильхауз, Берлин), Возвращение с
чужбины (Hеimkehr aus der Fremde, лидeршпиль на
сюжет К. Клингемана, ор. 89, поставлен
1829, Берлин, частный дом), Лорелея (по Э.
Гейбелю, нe окончена, ор. 98, 1847);
зингшпили
детских лет-
в том числе Два
педагога, Странствующие комедианты и
др.;
для
солистов, хора и оркестра-
оратории
Павел (ор. 36, 1834 -1836), Илия (ор. 70, 1846), Христос
(не окончено, ор. 97, 1847); кантата Первая
Вальпургиева ночь (Die erste Walpurgis-nacht по И.
В. Гёте, ор. 60, 1831; 2 редакция, 1843); псалмы
115 (ор. 31, 1830), 42 (ор. 42, 1837), 95 (ор. 46, 1838), 114
(ор. 5l, 1839), 98 (ор. 91, 1843);
для
оркестра-
5 симфоний (c-moll, ор. 11,
1824; Реформационная, d-moll, ор. 107, 1830- 1832;
Итальянская, A-dur, ор. 90, 1833; Шотландская,
a-moll, ор. 56, 1830-42; симфония-кантата Хвалебный
гимн - Dеr Lobgesang, B-dur, ор. 52, 1840);
концертные
увертюры-
Сон в летнюю ночь
(Sommernacрtstraum, ор. 21, 1826; первоначальный
вариант для фортепиано в 4 руки), увертюра
с трубами (Trompeten-Ouverture, ор. 101, 1826), Морская
тишь и счастливое плавание (Mееresstille und
gluckliche Fahrt, ор. 27, 1832), Гeбриды, или Фингалова
пещера (Die Hebriden, oder Die Fingalshohle, op. 26, 1830-32),
Сказка о прекрасной Мелузинe (Das Marchen von
der schonen Melusine, op. 32, 1833), Рюи Блаз (ор. 95,
1839); Похоронный марш (Trauermarsch, ор. 103, 1836,
для духового оркестра), Марш (ор. 108,
1841);
концерты
для инструмен тов с оркестром-
для
фортепиано: g-moll (ор. 25, 1831), d-moll (ор. 40,
1837), Блестящее каприччио (Capriccio brillant,
h-moll. op. 22, 1832), Блестящее рондо (Rondo brillant,
Es-dur, op. 29, 1834), Серенада и Allegro giocoso (h-moll,
op. 43, 1838), концерт для скрипки (e-moll, ор.
64, 1844), концерт для скрипки, фортепиано
и струного оркестра (d-moll, 1823);
камерные
ансамбли-
струнный октет (ор. 20,
1825), секстет для фортепиано, скрипки, 2
альтов, виолончели и контрабаса (ор.
110, 1824), 2 струнных квинтета (ор. 18, 1826.
переработан, 1832; ор. 87, 1845), 7 струнных
квартетов (ор. 12, 1829; ор. 13, 1827; № 3, 4, 5, op.
44, 1837-38; op. 80, 1847; юношеский квартет, 1823),
3 фортепианных квартета (ор. 1, 1822, op. 2,
1823, ор. 3, 1825), 2 фортепианных трио (op. 49,
1839; op. 66, 1845);
для
скрипки и фортепиано-
сонаты (ор.
4, 1825; 1838);
для
виолончели и фортепиано -
2 сонаты
(ор. 45, 1838; ор. 58, 1843);
для
кларнета, бассетгорна и фортепиано-
2
концертштюка (ор. 113, ор. 114, оба 1833);
для
фортепиано-
Песни без слов (цикл
из 48 пьес, 8 тетр., ор. 19, 30, 38, 53, 62, 67, 85, 102,
1830-45), Рондо-каприччиозо (op. 14, 1824), Каприччио
(ор. 5, 1825; 3 каприччио, op. 33, 1833-35; op. 118,
1837), 3 сонаты (ор. 6, 1826; ор. 105, 1821; op. 106,
1827), 3 фантазии (op. 16, 1829), Шотландская
соната (ор. 28, 1833), Серьёзные вариации
(ор. 54, 1841), вариация (op. 82: op. 83, 1841), 6 прелюдий
и фуг (ор. 35, 1832-37), этюд (1836);
для
2 фортепиано-
Блестящее аллегро
(op. 92, 1841) и др.;
для
органа-
3 прелюдии и фуги (ор. 37,
1837), 6 сонат (ор. 65, 1839- 1845) и др. (всего 13
произв.);
для
голоса с фортепиано-
12 песен, ор.
8 (слова Ф. Грильпарцера, И. Г. Фосса, И.
В. Гёте, Л. К. Г. Хёльти и др., 1830), 12 песен,
ор. 9 (слова Г. Гейне, Фосса, Клингемана,
Т. Мура, Уланда, Фаллерслебена, 1829), 6
песен ор. 19-а (слова Гейне, Э. Эберта,
Ульриха ф. Лихтенштейна, 1830- 1834), 6 песен
ор. 34 (словаГейне, Гёте, Клингемана,
Эберта, 1834- 1837), 6 песен ор.47 (слова Гейне,
Клингемана, Ленау, Тика, 1839), 6 песен ор.
57 (слова Гёте, Уланда, Эйхендорфа, 2 - на
народные слова, 1837-41), 6 песен ор. 71 (слова
Клингемана, Ленау, Фаллерслебена,
Эйхендорфа, 1841-47), 3 песни ор. 84 (слова
Клингемана и др., 1831-39), 6 песен ор. 86 (слова
Гёте, Гейне, Гейбеля, Клингемана и др.),
6 песен ор. 99 (слова Гёте, Уланда, Эйхендорфа
и др., 1841-45), 2 духовные песни ор. 112, 2
романса на слова Байрона (1834) и др.;
вокальные
ансамбли-
6 песен для смешанного
квартета ор. 41 (слова Гете, Гейне, Платена,
Хёльти), 6 песен для того же состава ор.
48 (слова Ленау, Уланда, Эйхендорфа, 1839),
6 песен для мужского квартета ор. 50 (слова
Гёте, Эйхендорфа и др., 1939-40), 6 песен для
смешанного квартета ор. 59 (слова Гёте,
Уланда, Эйхендорфа, 1837-43), 6 вокальных
дуэтов с фортепиано ор. 63 (слова Гейне,
Бёрнса. Клингемана, Фаллерслебена,
1836-44), 3 дуэта с фортепиано oр. 77 (слова В.
Гюго, Уланда, Фаллерслебена), 6 песен для
смешанного квартета ор. 88 (слова Э.
Гейбеля, Уланда, Эйхендорфа, 1836-47), 4 песни
для смешанного квартета ор. 100 (слова
Уланда и др., 1839-44), 4 песни для мужского
квартета ор. 120 (слова В. Скотта, Гёте,
1837-47) и др.;
для
солистов и хора а'сappella-
3 псалма
ор. 78 (1843-44), 6 мотетов для 8-голосного хора
ор. 79 (1843-46), 4 песни для 4-голосного мужского
хора ор. 75 (cл. Гёте, Эйхендорфа, 1839- 1844),
4 песни для того же состава ор. 76 (cл.
Гейне, Гервега, Фаллерcлебена, Штольца),
Траурная песня для смешанного хора (ор.
116, 1845) и др.;
музыка к
драматическим. спектаклям-
"Антигона"
Софокла (ор. 55, поставлен 1841, Потсдам),
"Сон в летнюю ночь" Шекспира (ор.
61, 1842, поставлен 1843, там же), "Аталия"
Расина (ор. 74, 1843-45, поставлен 1845, Берлин),
"Эдип в Колоне" Софокла (ор. 93,
поставлен 1845, Берлин) и др