Кто раскрутил Альбинони?
Кто
раскрутил Альбинони?
независимое
расследование
Адажио Альбинони - одно из
самых известных музыкальных произведений.
Именно оно непременно звучит, когда
человека провожают в последний путь.
Именно оно заставляет сердце слушателей
сжиматься и навевает мысли о вечном.
Именно оно стало первым сочинением,
предвосхитившим возрождение славы
композитора.
О
днако
лишь единицы знают истинное происхождение
этого произведения. Вскоре после второй
мировой известный музыковед Ремо
Джацотто (Remo Giazotto)
заканчивал биографию Томаза Альбинони
(в те годы - известного лишь в узких
кругах). Как и полагается в любой серьезной
биографической работе, Ремо пытался
найти как можно более достоверные и
полные исторические материалы, связанные
с творчеством композитора. В своих
поисках в Дрезденской государственной
библиотеке он наткнулся на некий отрывок.
Это был небольшой кусок произведения,
вероятнее всего - медленная часть из
трио-сонаты. Сохранились лишь шесть
начальных тактов мелодии и линия баса.
Невозможно даже сказать, что Джацотто "реконструировал" или "восстановил" это произведение, здесь подходит только одно слово - "сочинил". Да, он практически сочинил известнейшее Адажио заново. Ему показалось, что эта музыка - типично церковного склада, поэтому он, недолго думая, добавил в произведение орган. Ну разве не выглядит иронией судьбы то, что именно это произведение пятидесятых годов нашего века привело к возрождению славы Альбинони? Теперь на концертах можно услышать его сонаты, симфонии, отрывки из опер...
И только теперь музыковеды пишут восторженные статьи об Альбинони, упоминают о том, что в его сочинениях "предвосхищены некоторые стилистические особенности классической симфонии". Раньше мало кто замечал это.
П
охожая
история (правда, с течением времени она
стала намного более известна, ее можно
встретить практически в каждой биографии
композитора) случилась и с Иоганном
Себастьяном Бахом. Композитор, который
получил наибольшее количество голосов
посетителей сайта Cultureciosque.com в голосовании
"Лучший композитор
тысячелетия" умер
не то, чтобы в забвении, но... . Только во
времена Мендельсона музыка Баха получила
новую жизнь. А уж слава Баха нынешнего
масштаба - заслуга ХХ века.
Примеров - масса. Мог бы продолжать, но пишу все это не для простого увеселения почтенной публики. Просто задаю себе вопрос - насколько восприятие слушателями музыки зависит от своеобразной "раскрученности" автора? И прихожу к выводу, что в классике много напоминает ситуацию, которая царит в современной эстрадной музыке. Люди с большой осторожностью относятся к неизвестным именам и готовы любить все без разбора, когда это имя уже признают все вокруг. Так что и в классике некоторые композиторы остались в истории как дань своеобразной моде, а некоторые до сих пор незаслуженно забыты. Только время, большой отрезок времени снова расставляет все на свои места. И если Бах остался в сердцах слушателей всего мира, значит не зря он был "раскручен" во многом благодаря случайностям через век после смерти.
P.S.: И, конечно, теперь не забудьте в следующий раз, когда вы услышите известную мелодию Альбинони, продемонстрировать свои незаурядные музыкальные знания следующей фразой: "Ах, ну да - неподражаемое Адажио Джацотто!"
Андрей Рубцов. Oboist@chat.ru ©