Тетралогия Вагнера
Тетралогия
Вагнера
В основу этого произведения положены древнегерманские мифы. Вагнер был первый среди поэтов, кто сделал литературную обработку мифов и решился использовать их для фабулы своего грандиозного труда. В этом смысле он предстает не только как выдающийся композитор, но и как крупный немецкий литератор. Собственно, это его главная заслуга в области литературы.
Кольцо
нибелунга - это 4
музыкальные драмы (слово опера
не подходит к этим сочинениям), объединенные
единым либретто, написанным самим
композитором. Это: "Золото
Рейна" (предвечерье
музыкального представления или, проще
говоря - пролог, как бы небольшое
вступление вынесенное в отдельное
произведение), "Валькирия"
(1-й день музыкального представления),
"Зигфрид"
(2-й день музыкального представления),
"Гибель богов"
(или "Закат богов",
3-й день музыкального представления).
Тетралогия создавалась на протяжении
почти 30 лет, причем, что интересно:
"Гибель богов"
была начата вместе с "Золотом
Рейна", писалась с
большими перерывами и была окончена
последней.
Вообще, написание оперы не было перманентным (непрерывно и равномерно текущим) процессом. Сам Вагнер писал: "я оставил своего Зигфрида во втором действием под липой и принялся за Тристана", затем на Тристане не остановился и написал еще "Нюрнбергских майстерзингеров". По его собственным словам, он сам не знал - когда найдет время снова приняться за тетралогию. К тому времени как он вернулся к сочинению "Зигфрида" у него уже был собственный оперный театр в Байрейте, построенный по плану композитора, и у него появилась реальная возможность поставить тетралогию целиком и он с энтузиазмом продолжил работать. Титанический труд был окончен к 1874 и в 76 году эти 4 музыкальные драмы впервые шли вечер за вечером с 14 по 17 августа.
В целом тетралогия является апофеозом творчества Вагнера. Она исполнена типичной для него эпической героикой и безудержной романтикой, которая приковывает внимание зрителей, увлекает их в сказочный мир, созданный Вагнером, заставляет их полностью отрешиться от реальности. Словом, достигает той вершины, к которой композитор шел всю свою долгую творческую жизнь.
Андрей Рубцов. Oboist@mail.ru ©