Нотные редакторы
Нотные
редакторы
С появлением компьютера в музыке наступило время больших возможностей. Теперь любой человек может воспроизводить на нем звучание целого оркестра, монтировать звуковые файлы точь-в-точь как в профессиональной студии, добавлять к ним всевозможные эффекты... И еще одно: теперь любой музыкант-любитель - сам себе издательство. Он может легко набрать и напечатать любые свои сочинения. Надо только правильно подобрать программу.
Давайте рассмотрим основные программные пакеты, которые предлагают нам разработчики. Большинство людей, которые так или иначе связаны с набором нотного текста, знакомы с программой Finale. Другие используют менее известную, но очень активно набирающую обороты программу Sibelius. Есть еще Encore, Score for Dos и даже TeX, который работает под Linux. Последний, думаю, не стоит рассматривать в качестве объекта внимания для моей статьи (это софт для фанатов, в основном, технической ориентации, ну, что-то вроде MUD для любителей RPG. Черный экран, формулы, специальная программа для предварительного просмотра, отсутствие масштабируемых шрифтов, большие трудности по созданию новых шрифтов и спецсимволов).
Encore
- программа непрофессионалов. В ней
довольно понятный интерфейс, но очень
мало возможностей. Система расстановки
объектов на нотном стане и около него
крайне несовершенна. Encore позволяет
вести запись нот для восьми независимых
голосов и поддерживает партитуры,
состоящие из 64 нотных линеек. Ноты при
печати выглядят не очень хорошо. В целом,
использовать не советую. Подробнее
касаться не буду, могу лишь дать ссылку
на неплохую статью о программе -
http://www.roline.ru/sp/mpc/digest/sound/encor.rhtml
Score for DOS - для очень опытных пользователей. Очень хороша при использовании совместно с Finale. Наиболее опытные пользователи, такие, как известный в определенных кругах Сергей Лебедев (который написал книгу о Finale) используют сочетание программ Finale + Score. Известно, что ноты при печати из Finale выглядят неплохо, но не блестяще. Есть специальная утилита для перевода нот из Finale в Score, после этой процедуры можно немного доработать ноты в Score и при печати получить значительно улучшенный вариант. Недостаток - очень сложно разобраться. Совсем не интуитивный интерфейс.
А
если вы - начинающий пользователь, то
вам однозначно подойдет Sibelius.
У него приятное и очевидное управление.
Любую функцию можно найти сразу с помощью
нескольких кликов. Все объекты отображаются
графически прямо в файловом меню, поэтому
разобраться в программе сможет даже
человек не очень хорошо владеющий
английским языком. Для ускорения работы
можно изучить клавишные комбинации и
даже назначить их самому.
В Sibelius
очень легко делать такие вещи, как,
например, перелом строки и другие,
характерные для современной музыки (а
это очень актуально для людей,
подрабатывающих набором нот для
консервативных композиторов, которые
не хотят иметь ничего общего с компьютером,
но, тем не менее, уважающих напечатанный
нотный текст). Чтобы стало понятней,
замечу, что в Сибелиусе только
разновидностей нотных головок около
20 штук, а также около 25 ключей (поверьте,
далеко не каждый музыкант знает их все).
В
Finale тоже можно успешно набирать такие
ноты, но иногда возникают такие проблемы,
для решения которых приходится находить
совершенно необычные решения. Например,
чтобы сделать в Finale перелом нотной
строки посередине, а затем ее продолжение
на таком же уровне по высоте, нужно
вставить рисунок белого цвета, и растянуть
его на такой участок, который бы закрывал
ненужный кусок строки. Согласитесь, не
очень логично. В Сибелиусе же это можно
сделать в 2 клика.
Позволю
себе немного сказать о моих ощущениях
после перехода с Finale на Sibelius. В Finale я
иногда подолгу искал как же сделать то
или это. А потом, после получасового
копания в 1000-страничной документации
на английском, наконец, находил и
удивлялся: как же здорово придумано! В
Сибелиусе я просто брал и делал то, что
мне надо, причем любую функцию может
найти даже новичок, каким я и был тогда.
В Finale очень запутанная система файловых
меню, огромное количество панелей,
сложно сразу понять какая из них за что
отвечает, а в Sibeliusе все построено очень
логично. В Finale для того, чтобы просто
изменить высоту штиля (палочка, которая
служит для обозначения длительности
ноты), надо из главного меню вызвать
специальную панель инструментов (Special
Tools), в ней выбрать
кнопку управления длинной штиля (Stem
length tool), а потом уже
тянуть за квадратик, который появляется
только после клика (!) по нужному такту.
В Sibelius'е же достаточно просто потянуть
за верхнюю часть штиля нотки.
Вы
спросите, что же мешает использовать
все программы вместе, чтобы употреблять
сильные стороны каждой из них? К сожалению,
почти все они совершенно несовместимы.
Только в Finale 2000 появилась функция импорта
файлов из Encore. Хотя, говорят, что после
такого импорта файлы приходится долго
дорабатывать, так что это не выход.
Однако, что это я все хвалю
только Sibelius? Любителям "горячих
клавиш" придется по душе Finale. Там
предусмотрены назначения клавиш почти
под все операции. Есть еще специальная
программа - FinKey,
которая позволяет еще увеличить
количество операций для назначения
клавиш. Правда, и в Sibelius последних версий
уже есть свои сочетания клавиш почти
для всех функций, которые весьма удобны.
Многие
наборщики выкладывают ноты, набранные
ими, в качестве примера их работы в Сеть,
так что если повезет, вы сможете получить
не просто нотный текст какого-либо
сочинения, вы получите текст, который
можно редактировать! И Finale, и Sibelius
поддерживают Plug In'ы, так что их возможности
можно расширять, не дожидаясь выхода
новых версий.
Напоследок еще один важный аспект - вывод на печать. Здесь лидер, без сомнения, - Sibelius. Я пробовал набирать одни и те же ноты в Finale 2000 и Sibelius 1.104, и разница была очевидна. В Sibelius ноты выглядят так, как будто они были напечатаны в нотном издательстве. Кстати, многие издательства за границей сейчас используют Sibelius. И еще, в "Компьютерре" писали, что где-то за бугром провели независимый тест-сравнение программ Finale и Sibelius. Было поставлено 10 сложных задач. В Sibelius'е были решены все, а в Finale - только 7 из 10. После этого кампания Coda, которая разрабатывает Finale, заявила, что уже летом 2000 года мы увидим новую версию Finale, которая будет лучше всех. Ну что ж, посмотрим.
Андрей Рубцов. Oboist@chat.ru ©