Система валютного регулирования в республике Беларусь
Министерство образования Республики Беларусь
БГЭУ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по курсу: «Основы банковского дела»
на тему: «СИСТЕМА ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ»
МИНСК - 1999
Национальная валютная система, как форма организации валютных отношений страны, сложившихся исторически и закрепленных национальным законодательством, документами международного права – является составной частью денежной системы. С другой стороны, национальная валютная система является относительно самостоятельной системой, выходящей за национальные рамки в результате расширения влияния и развития мирового рынка.
Главная задача национальной валютной системы заключается в обеспечении оптимальных условий функционирования народного хозяйства в интересах государства.
Главные элементы валютной системы (валютный режим, механизмы валютного регулирования) способствуют интеграции национальной экономики в мировую, что должно быть учтено государством в законодательных актах при определении порядка организации валютной системы, функционирования составляющих ее элементов.[3]
1. Основные понятия системы валютного регулирования и функции Национального Банка в этой системе.
Под валютным регулированием понимается совокупность форм и методов организации денежных потоков как в иностраннйо валюте, так и в национальной валюте при проведении внешнеэкономических операций, в целях предотвращения оттока капитала и укрепления отечественного платежного баланса, сохранения стабильной динамики валютного курса.
Основными элементами системы валютного регулирования являются:
законодательные и нормативно-правовые документы, определяющие основные принципы и организационно-правовую структуру валютного регулирования, уровни реализации данной системы;
органы валютного регуоирования;
процедура регламентации проведения валютных операций (при директивном механизме валютного регулирования).[9]
Первый элемент системы предназначен для определения:
стратегических целей, достигаемых применяемым механизмом регулирования;
органов валютного регулирования, их состава и функций.
Органы валютного регулирования, в соответствии со своими функциями, устанавливают регламент валютного регулирования на каждом его уровне - уровень контроля.
Система валютного регулирования Республики Беларусь представляет собой совокупность субъектов и объектов регулирования, а также набор инструментов, используемых первыми в отношении вторых для достижения цели по обеспечению устойчивого обменного курса национальной денежной единицы.[1]
Одним из субъектов валютного регулирования является Национальный Банк Республики Беларусь.
Главной целью, на достижение которой направлена вся деятельность Национального банка Республики Беларусь (НБ РБ), является обеспечение внутренней и внешней устойчивости национальной валюты. Для достижения этой цели Национальным банком (НБ) используются различные инструменты прямого и косвенного воздействия на обменный курс национальной валюты.
В соответствии с законодательством Республики Беларусь (РБ) [2] на Национальный банк возложены функции исполнительного органа государственного валютного регулирования и контроля по определению сферы и порядка обращения иностранной валюты на территории Республики Беларусь, регулирования курса национальной валюты к иностранным валютам, лицензирование деятельности коммерческих банков по операциям с валютными ценностями.
2. Критерии оптимальности национальной валютной системы. Особенности различных видов валютных режимов и выбор эффективного механизма валютного регулирования.
Направления деятельности органов государственного валютного регулирования (НБ РБ, Министерства финансов и др.) определяются, исходя из критериев оптимальности национальной валютной системы. Для выбора оптимального валютного режима и эффективной системы валютного регулирования должны быть определены критерии оптимальности элементов национальной валютной системы, рассмотрены особенности различных видов валютных режимов для применения в нашей стране и уточнены действующие принципы директивного механизма валютного регулирования – определение сферы валютного регулирования (1), монополизация валютных операций уполномоченными банками (2), декларирование цели и необходимости проведения внешнеэкономической операции (3), лицензирование прав резидентов на авуары за границей (4), изоляция внутреннего рынка национальной валюты от европейского рынка (5), запрет компенсационных и арбитражных операций резидентами на рынке «FOREX».[9]
Валютный режим – это совокупность форм и методов, используемых при установлении валютного курса, т.е., режим установления курса обмена валют.
Главная цель любого валютного режима – сохранение внешней конкурентоспособности экономики на основе укрепления платежного баланса и стабилизации производства. [5]
В переходной экономике обменный курс выполняет важную функцию. Он используется для устранения искажений в структуре относительных цен на товары и услуги, оставшиеся от предыдущего состояния экономической системы, в которой ценообразование не велось с учетом рыночных механизмов. В экономике рыночного типа производители экспортируемых товаров подстраивают свое производство под мировые цены, после чего происходит корректировка относительных цен на не экспортируемые товары. В результате, национальная экономика органично встраивается в мировую структуру относительных цен. При изменении цен на внешних рынках стабилизатором цен на внутреннем рынке является адекватно измененный курс национальной валюты. Таким образом, внешние потрясения не будут отражаться на конкурентоспособности отечественной экспортной продукции.
При выборе системы обменного курса (валютного режима) правительства, как правило, руководствуются следующими критериями [6]:
текущим уровнем конкурентоспособности экономики;
состоянием платежного баланса и финансовой системы;
состоянием валютных резервов;
экономическим и политическим климатом в стране и др.
Выбирая ту или иную систему обменного курса, Центральный банк фактически делает выбор между целевыми агрегатами регулирования, среди которых можно выделить – внутренние кредиты, дефицит платежного баланса, международные резервы и внешний долг.
Главный критерий оптимальности валютного режима и механизма валютного регулирования можно определить как минимизация отклонения объемов реального производства народного хозяйства в условиях кризиса, возникающего из-за внешний и внутренних факторов, от объемов производства в периоды подъема экономики.
Разработка механизмов валютного регулирования, способствующих приостановлению и последующему предотвращению оттока отечественного капитала в переходные периоды развития и период, охватывающий развитие элементов финансового рынка – эту задачу можно рассматривать, как основную для решения проблемы дефицита платежного баланса Республики Беларусь.
Исторически, движение денежных потоков классифицируют на потоки текущего и капитального характера. С позиции воздействия на эти потоки средств выделяется директивное направление валютного регулирования и экономическое (либеральное). Результаты реализации данных направлений валютного регулирования направлены на изыскание дополнительных источников финансирования внешнеэкономических диспропорций и создания условий для их ликвидации:
применение директивного направления валютного регулирования определяется экспертами МВФ, как использование механизмов директивного вмешательства;
применение экономического механизма определяется как применение операций на «открытом рынке» (либеральное направление). [9]
В мировой практике образования валютно-обменного курса выделяют два основных режима [5]:
механизм фиксирования или привязки курса национальной валюты по отношению к курсу другой валюты или корзине валют;
режим, противоположный первому, основанный на свободноплавающих валютно-обменных курсах.
Стабилизация экономики может осуществляться через один из перечисленных режимов. Применение в явном виде определенного механизма валютного регулирования, одного из двух валютных режимов в конкретной стране не происходит, так как не дает положительного эффекта в силу наличия национальных особенностей данного хозяйственного механизма. Вместе с тем, гибкие валютные режимы, такие как «управляемые» или «привязки к нескольким валютам», завоевывают все большее количество стран.
Эволюция валютных режимов в мировой практике свидетельствует о наличии тенденции постепенного перехода стран от режимов фиксирования валютно-обменного курса к более гибким валютным режимам. В основе механизма образования курса валют при гибких валютных режимах лежит реальный спрос и предложение на национальную валюту на внутреннем и внешнем рынках.
2.1. Применение валютного режима в форме механизма Валютного Совета и единой валютной зоны, фиксированного обменного курса.
2.1.1. В случае отказа от применений развития валютных режимов, страна входит своей территорией в зону действия определенной валюты (зону механизма Валютного Совета).
Валютный режим в форме механизма Валютного Совета и единой валютной зоны полностью исключает возможность финансирования расходов государства кредитной или бюджетной эмиссией центральным банком и правительством. Валютное обеспечение режима Валютного Совета и единой валютной зоны означает, что государству необходимы достаточные иностранные резервы для обеспечения свободной внутренней конвертируемости национальной валюты. Данное условие является основным при выборе валютного режима в форме Валютного Совета и единой валютной зоны. [5]
Принимая валютный режим в форме механизма Валютного Совета и единой валютной зоны, страны привязывают курс своей валюты к курсу валюты более крупной страны. До тех пор, пока денежно-кредитная политика этой крупной страны является стабильной, малая страна будет выигрывать от этого.
Механизм Валютного Совета устанавливает фиксированный обменный курс по отношению к той иностранной валюте, к которой привязывается внутренняя валюта, а иностранные резервы внутренней валюты полностью обеспечены при конвертации внутренней валюты. Такой валютный режим означает, что эмиссия национальной валюты осуществляется только лишь в обмен на резервы в иностранной валюте, к которой привязана внутренняя валюта.
Для стран с высоким уровнем инфляции и длительным ее периодом, в результате чего правительство потеряло доверие общества, пересмотр валютных курсов становится чрезмерно обременительным. Достаточно эффективным режимом для таких стран может стать режим вхождения в Валютный Совет и единую валютную зону.
2.1.2. Фиксированные курсы обязывают органы финансового регулирования к проведению более жестокой денежно-кредитной политики и «дисциплине цен», что помогает в сжатые сроки снизить темпы инфляции с меньшими потерями для экономики. Фиксация курса может в среднесрочном плане способствовать ограничению роста инфляции издержек в экономиках, находящихся под влиянием импорта.
Фиксирование обменного курса в пределах утвержденного размера допускает бюджетную и кредитную эмиссии без соответствующего обеспечения резервами в иностранной валюте. Такая гибкость может привести к серьезным осложнениям в состоянии резервов государства в иностранной валюте. При фиксированном обменном курсе и мобильном капитале Центральный банк не может одновременно регулировать предложение денег и обменный курс, так как хозяйствующие субъекты имеют возможность обращать национальную валюту в иностранные активы. Денежная экспансия снижает ставку процента, и капитал устремляется за границу. При значительном увеличении объема денежной массы, фиксированный обменный курс, по мере истощения иностранных резервов, будет испытывать возросшее давление. Центральный банк будет вынужден принять меры по ужесточению денежно-кредитного регулирования и повысить краткосрочные проценты ставки по депозитам для удержания фиксированного уровня обменного курса.
Удержать фиксированный обменный курс становится достаточно проблематично. Центральный банк может попытаться устранить воздействие изменений в валютных резервах на денежную массу посредством девальвации обменного курса. Если такая корректировка не производится, обменный курс может потенциально испытывать еще большее давление.
Как показывает мировой опыт, фиксированный валютный курс наиболее эффективно действует в стране со следующими условиями в экономике [6]:
небольшая и открытая экономика, находящаяся под влиянием сильной валюты (или валюты основного торгового партнера);
значительная часть внешней торговли осуществляется со страной, к валюте которой привязана национальная валюта (для создания стабильных условий торговли для национальных производителей);
макроэкономическая политика ориентирована на поддержание инфляции на уровне страны, к валюте которой предполагается осуществлять привязку (при условии низких уровней инфляции);
в стране осуществляются структурные реформы, и обеспечивается реальная независимость Центрального банка.
При этом фиксированный валютный курс без проведения ощутимых реформ не может обеспечить длительной макроэкономической стабилизации. Поэтому с введением фиксированного курса правительству необходимо одновременно уравновесить такие макроэкономические показатели, как объем денежной массы, объем товаров и услуг и уровень цен. Очень важно не допустить роста номинальной заработной платы, так как иначе ее рост будет съедать прибыли предприятий-экспортеров, которые не смогут соответственно повысить свои цены ввиду необходимости сохранения конкурентоспособности на мировом рынке.
Т.о., при использовании механизма Валютного Совета и единой валютной зоны, фиксированного обменного курса, стране необходимы значительные иностранные резервы для завоевания, а затем поддержания доверия к национальной валюте, а также обеспечения полной конвертируемости национальной валюты в иностранную валюту, с которой она объединена в случае режима Валютного Совета.
Механизм валютных ограничений предусматривает ускорение валютных поступлений на корреспондентсткие счета Центрального банка и уполномоченных банков, сдерживание вывоза валютных ценностей из страны, так как механизм валютных ограничения, как правило, распространяется на движение капитала. Основанная на этом режиме экономическая политика руководящих органов страны обеспечивает постепенность экономического подъема и перехода к рыночной экономике, стабилизацию потоков сбережений резидентов на стадии, когда доверие к валютной стратегии руководства еще не вполне установилось.
Фиксированный валютный курс эффективен [6]:
при значительных резервах иностранной валюты у центрального регулирующего органа;
при отсутствии неожиданных ценовых шоков;
в случае привязки к корзине валют.
В странах с переходной экономикой использование номинального валютного курса ограничено тем, что в этих странах инфляция имеет не только монетарное происхождение, но также связана с деформацией механизма ценообразования, сильным монополизмом в экономике и кризисом неплатежей.[6]
Фиксированный валютный курс, как правило, не является эффективным при кризисе платежного баланса ввиду неизбежности макроэкономической корректировки. При фиксированных валютных курсах эффективность фискальной политики относительно выше, чем монетарной, так как весь эффект от изменения объема денежной массы уходит на цели поддержания валютного курса и не затрагивает уровней занятости и выпуска.
2.2. Влияние теневого валютного рынка на выбор валютного режима
Неотъемлемым сегментом официального валютного рынка при данном валютном режиме обменного курса является наличие теневого валютного рынка.
Оптимальность валютного режима и механизма валютного регулирования проявляется в следующем[3]:
минимизации спекулятивных факторов, влияющих на динамику валютно-обменного курса национальной валюты, как на сегментах внутреннего валютного рынка, так и на внешнем валютном рынке «FOREX»;
в повышении конкурентоспособности экспортной отечественной продукции, выражающейся как в сокращении дефицита текущего счета платежного баланса, так и минимизации оттока капитала.
Валютно-обменные котировки теневого рынка ориентируются на котировки неорганизованного рынка нерезидентов, на котором используется механизм валютного режима свободного плавания обменного курса. В конечном итоге валютно-обменные котировки теневого рынка окончательно подрывают доверие субъектов хозяйствования (резидентов и нерезидентов) и физических лиц к национальной валюте. По этим причинам с середины 70-х годов развивающиеся страны начали постепенно менять системы методов расчета обменного курса. От привязывания валютно-обменного курса национальной валюты к одной валюте они переходят к ориентации курса национальной валюты к корзине валют, либо к применению более гибкой системы расчета валютных курсов, при которой курс национальной валюты часто пересматривается.
Решение возрастающего числа развивающихся стран перейти от привязки к отдельной валюте к методу корзины валют, частично, вызвано желанием максимально снизить неблагоприятное воздействие на экономику колебаний валютного курса основных валют, которые происходят с момента всеобщего признания плавающих валютных курсов в 1973 году и особенно в 80-е годы. Курсовые колебания создали для развивающихся стран массу проблем, начиная от неопределенности доходов от инвестиций в сектор от экспортируемых товаров, до управления государственными финансами, внешним долгом и резервами в иностранной валюте.
Развивающиеся страны стали также все более активно обращаться к режиму с более гибким установлением обменного курса национальной валюты, при котором валютный курс часто пересматривается. Эти системы именуются в официальных документах как «приспособление к индексам», «управляемое плавание» или «независимое плавание», но эти термины не соответствуют действительности, так как в большинстве случаев валютный курс устанавливается органами государственного валютного регулирования, хотя его достаточно часто пересматривают. Одна из проблем для развивающихся и не слишком стабильных экономик состоит в том, что внешние обменные рынки многих таких стран слишком слабы, чтобы предотвратить чрезмерную изменчивость курсов.
2.3. Использование свободно плавающего валютного курса
Своевременно учитывающим соотношение спроса и предложения на национальную валюту является режим свободного плавания валютно-обменного курса.
В случае отсутствия достаточных резервов для интервенций в целях поддержания объявленного фиксированного уровня обменного курса, для Центрального банка наиболее приемлемым становится вариант выбора валютного режима свободно плавающего курса. Однако принятие такого решения отпугивает необходимостью частого изменения валютного курса и проведения валютных интервенций со стороны государства по открытым правилам. Государственные органы валютного регулирования лишаются возможности распределения иностранной валюты директивным способом. При валютном режиме свободно плавающего курса происходит частое изменение валютного курса под влиянием изменений реального спроса и предложения на иностранную валюту на внутреннем и внешнем валютных рынках.
Центральный банк, как правило, следит за обменным курсом и определяет его влияние на изменение внутренних цен. В странах с переходной экономикой складывается ситуация, когда внутренние цены ориентируются на обменный курс. В промышленно развитых странах обменный курс зависит от уровня цен. Центральный банк может влиять на динамику обменного курса посредством изменения процентной ставки. Для успешного применения валютного режима свободноплавающих обменных курсов нужно гораздо меньше резервов в иностранной валюте, чем для успешной реализации режима с фиксированным обменным курсом.
Гибкие валютные курсы наиболее благоприятны для стран со стабильной и планируемой денежной и бюджетной политикой. Устранение нестабильности экономической политики как источника внутренней нестабильности означает, что наибольшее влияние будет оказывать внешнеторговый сектор, гибкие валютные курсы помогут преодолеть их отрицательное влияние с наименьшими потерями для экономики.
Если экономика страны широко диверсифицирована, то ценовая эластичность спроса будет достаточно высока, и система плавающего валютного курса будет способна нормально функционировать и более эффективно реагировать на потребности, как внутреннего регулирования, так и внешнего. Чем выше открытость экономической системы, тем сильнее воздействие регулирования валютных курсов на стабильность местных относительных цен в национальной валюте и распределение ресурсов.
Валютный режим, ориентированный на плавающий валютный курс наиболее эффективен [6]:
в странах со стабильной экономикой с многосторонними внешнеторговыми отношениями и прогнозируемой фискальной и денежно-кредитной политикой;
в условиях гиперинфляции;
при системе управляемого плавания;
для урегулирования кризиса платежного баланса.
Выбор свободноплавающего курса снимает проблему определения уровня обменного курса национальной валюты, так как проблема определения стоимости национальной валюты разрешается на рынке. К преимуществам такого режима также относится и тот факт, что в такой ситуации не возникает проблема дисбаланса платежного баланса в результате истощения резервов государства в иностранной валюте, имеющая место при режиме фиксированного обменного курса.
При этом следует отметить, что замедление темпов инфляции и стабилизация экономики с помощью регулирования объема денежной массы и использования свободно плавающего валютного курса требуют от Центрального банка страны осуществления определенных интервенций с целью недопущения чрезмерных колебаний валютного курса. Как показывает опыт наиболее прогрессивных в реформах бывших социалистических стран, управляемое плавание возможно только в случае, если Центральному банку удается накопить достаточный объем валютных резервов либо за счет достижения положительного сальдо текущего счета, либо за счет займов международных организаций.
Как и любой другой режим, режим свободноплавающего курса должен рассматриваться с учетом национальных особенностей экономики страны, в которой планируется его применение, так как наличие форм внутреннего теневого рынка и спекулятивных проявлений на неорганизованном рынке национальной валюты могут привести к отрицательным последствиям. Полная свобода движения капиталов в условиях перестройки экономики может вызвать рост спекулятивных операций с национальной валютой, которые носят особенно разрушительный характер на начальной стадии процесса реформ, на этапе отсутствия достаточного доверия к политике правительства. Значительное движение капиталов может вызвать большие колебания уровня официальных валютных запасов и, тем самым, воздействовать на денежную массу. Данные колебания, в свою очередь, делают процентную ставку по депозитам очень неустойчивой и создают атмосферу еще большего недоверия, не способствующую развитию производства и росту капиталовложений.
В этих условиях (экономика страны испытывает период структурных преобразований) валютные ограничения могут содействовать стабильности и независимости денежной политики государства. Центральным банком должны быть разработаны четкие принципы организации валютного контроля, как одного из направлений валютного регулирования, позволяющего минимизировать дестабилизирующий фактор спекулятивных ожиданий.
Валютный контроль должен предшествовать валютному регулированию на экономических принципах. Ограничивая движение капитала, государственные органы валютного контроля получают возможность маневра для установления процентной ставки по депозитам в зависимости от внутренних целей государства, а не от уровня процентных ставок за рубежом. [9]
2.4. Преимущества и недостатки альтернативных режимов валютного курса и условия, определяющие выбор одного из них.
Выбор валютного режима определяется в немалой степени экономическими целями правительства, причинами кризиса экономики:
режим фиксированных валютных курсов в большей мере сдерживает правительства с отрицательным сальдо в международных расчетах. Следовательно, при переходе к режиму плавающих валютных курсов страны с дефицитом платежного баланса получают больше свободы;
для стран с дефицитом платежного баланса рекомендуется дефляционная политика, для стран с активным сальдо – инфляционная. При этом отказ от фиксированных курсов и переход на режим плавающих приводит к инфляционной политике.
В случае кризисных явлений экономики внутри страны необходимо рассматривать и учитывать причины их возникновения – в финансовой сфере, либо в сфере товарного производства.
В случае если кризисные явления вызваны потрясениями на финансовых рынках в результате краткосрочных конъюнктурных колебаний, как правило, применение валютного режима фиксированного курса позволит в течение краткосрочного периода стабилизировать кризисные явления, при условии наличия сильной валютно-резервной позиции Центрального банка.
В случае возникновения причин кризиса в сфере материального производства, применение режима фиксированного курса без кардинальной структурной перестройки хозяйственного механизма приведет к истощению валютных резервов государства и к усилению внешнеэкономических диспропорций в форме дефицита платежного баланса.
Можно заключить, что выбор оптимального варианта режима валютного курса должен осуществляться с учетом национальных особенностей состояния экономики:
система фиксированных валютных курсов является более эффективной в деле стабилизации денежного обращения и денежного рынка, в то время как гибкие валютные курсы имеют преимущества при стабилизации производства и улучшении платежного баланса;
валютный режим Валютного Совета и единой валютной зоны, фиксированного валютно-обменного курса, как правило, применяются в периоды краткосрочных конъюнктурных колебаний на внутреннем финансовом рынке. Длительное использование режима фиксированного обменного курса может привести к неоправданным расходам государства по поддержанию зафиксированного уровня обменного курса и усилению внешнеэкономических диспропорций.
Кроме того, при выборе системы валютных курсов важно учитывать степень инфляции и уровень состояния резерва иностранной валюты:
если уровень инфляции в стране незначительно превышает уровень инфляции за рубежом, то должно быть проведено снижение курса собственной валюты. Но, если разница в уровнях инфляции значительна, и дисбаланс в структуре стоимости и цен достиг огромных значений, то для выхода из сложившегося кризиса применяется система плавающих валютных курсов как на краткосрочный, так и на долгосрочный период;
если запасы иностранной валюты сильно истощены, а внешний долг достиг очень значительного уровня, то необходимо большее регулирование валютного курса для того, чтобы не только поддержать международную конкурентоспособность, но и для накопления запасов, необходимых для корректировки неустойчивости платежного баланса.
Ни один оптимальный валютный режим в полной мере не может защитить национальную экономику от проявлений внешних кризисных явлений. Валютный режим является только дополнением главному элементу национальной валютной системы – механизму валютного регулирования (в условиях экономики переходного периодана принципах «валютного контроля»). Только эффективный механизм валютного регулирования, построенный на четко определенных в законодательном порядке принципах, через который предупреждаются и минимизируются последствия кризисных явлений на внешних финансовых рынках, в полной мере может защитить внутренний валютный рынок от внешних потрясений в краткосрочном периоде.
Директивные меры валютного регулирования в определенном отрезке времени оказывают положительное влияние на развитие экономики внутри страны, мобилизуя национальные сбережения для производства капиталовложений не в иностранные предприятия, а внутри страны, что является не маловажным фактором в условиях недостаточной поддержки со стороны инвесторов из-за недоверия к политике своего правительства.
Вместе с тем, директивное регулирование в целом не может заменить экономической политики, ориентированной на стабилизацию цен. Валютные ограничения не могут обеспечить долгосрочной стабильности обменного курса и валютной политики. Такой результат возможен только при условии направления механизма денежно-кредитного регулирования на стабилизацию цен и установление прочного внешнеторгового равновесия.[9]
3. Развитие валютной системы в Республике Беларусь и проблемы ее регулирования.
За последние годы в республике сложилась сложная валютная система, при которой стало возможным существование нескольких валютных курсов, что выражается в различных значениях фактического обменного курса белорусского рубля, применяемого к различным валютным операциям, субъектам и валютам.
На легальном валютном рынке Республики были установлены 2 курса: официальный курс Национального банка и относительно рыночный курс, используемый при совершении различного рода сделок "купли–продажи" иностранной валюты на отдельных сегментах валютного рынка и при других валютных операциях. Регулирование этих курсов, хотя и в различной степени, осуществлял Национальный Банк РБ. Относительно высокий курс белорусского рубля негативно влиял на состояние торгового баланса республики, с одной стороны, поднимая цену экспорта и делая его неконкурентоспособным, с другой стороны, стимулируя импорт по причине его относительного удешевления. Одним из инструментов воздействия на обменный курс национальной валюты был выбран режим административного установления предельного размера обменного курса.
3.1. Политика валютного регулирования в РБ и ее влияния на экономическую стабилизацию страны.
В 1997 году для исправления ситуации с повышением курса белорусского рубля, осложненной наличием в то время системы множественных валютных курсов, Национальный банк начал проводить девальвацию курса национальной валюты, в результате чего достигнуто было снижение курса белорусского рубля (в начале 1997 года на 47%). Сократилась разница между официальным курсом белорусского рубля и котировками белорусского рубля на рынке нерезидентов. Т.о., в результате контролируемого снижения белорусского рубля эффективный обменный курс белорусского рубля ко всем иностранным валютам снизился в среднем с 75 до 63 %, что стало фактором увеличения ценовой конкурентоспособности и роста объемов национального экспорта.
Для увеличения объема предложения иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Национальный банк использовал административный инструмент насыщение рынка - установление требования к белорусским юридическим лицам обязательности продажи части поступлений в свободно конвертируемой валюте и российских рублях на торгах Межбанковской валютной биржи.
В течение практически всего 1997 и в начале 1998 года Национальный банк осуществлял валютные интервенции на российском рынке, что в немалой степени способствовало поддержанию курса белорусского рубля за рубежом. А право, установленное коммерческим банкам, совершать сделки по свободному курсу с нерезидентами, должно было уменьшить потребность в валютной интервенции Национального банка.
Резкое падение курса белорусского рубля на внешнем валютном рынке в начале прошлого года, которое явилось следствием значительной кредитной эмиссии и началом выполнения программы поддержки сельского хозяйства, привело Национальный банк к необходимости ужесточения мер с целью недопущения проведения спекулятивных сделок с белорусским рублем на внешнем рынке. В результате чего было принято решение, запрещающее проводить расчеты в белорусских рублях по операциям между нерезидентами республики Беларусь. В качестве меры, направленной на сокращение источников поступления белорусских рублей в распоряжение нерезидентов было введено ограничение по оплате отдельных статей импорта белорусскими рублями, т.е. установлено требование их оплаты исключительно иностранной валютой. Проводя такие мероприятия, Национальный банк преследовал цель - переместить объем сделок с белорусскими рублями на внутренний валютный рынок Республики Беларусь для обеспечения возможности оперативного регулирования проводимых на нем операций.
Необходимость кардинального пересмотра основных принципов денежно-кредитной и валютной политики стала очевидной после «августовского» российского и мирового финансового кризиса, в результате которых было оказано «негативное» влияние на состояние валютной системы, денежно-кредитной сферы Республики Беларусь и экономики в целом. Это выразилось, прежде всего, в усилении девальвационных и инфляционных процессов, сокращении товарооборота с Россией и другими странами СНГ, росте взаимной задолженности между субъектами хозяйствования, ухудшении платежно-расчетных отношений. [3]
Критерии эффективности функционирования различных валютных режимов в нашей стране можно оценить на основании полученных качественных характеристик взаимосвязи обменных курсов на организованном и неорганизованном валютных рынках:
в первом полугодии 1995 года НБ РБ применяет режим свободного плавания;
в первом полугодии 1996 года в РБ применялся фиксированный валютный режим;
со второго квартала 1996 года во втором полугодии НБ РБ вводит режим управляемого плавания обменного курса «скользящая фиксация» (национальная разновидность фиксированного валютного режима с определенными элементами флоутинга);
второе полугодие 1997 года характеризуется частичной либерализацией валютного режима на внутренне валютном рынке.
Проявление валютной спекуляции по отношению к белорусскому рублю наиболее значительно во втором полугодии 1998 года, менее зависимо – на первое полугодие 1995 года и такая же тенденция наблюдается во втором полугодии 1997 года, т.е. имеет меньшую выраженность и эффективность при валютном режиме свободного плавания обменного курса. [3]
В нашей стране принципы валютного контроля не систематизированы и не определены. Этим объясняется отсутствие четкого механизма валютного регулирования. Отсутствие отлаженного механизма доказывается наличием «ножниц» обменных курсов на официальном валютном рынке и на неорганизованном рынке нерезидентов. Комбинированое и комплексное применение принципов валютного контроля при наличии положительных макроэкономических показателей позволит постепенно отказаться от директивных направлений и перейти на механизмы открытого рынка.
3.2. Направления политики валютного регулирования в РБ на 1999 год и анализ результатов ее проведения.
3.2.1. Одним из приоритетных направлений денежно-кредитного регулирования в 1999 году при решении основных задач денежно-кредитной политики на 1999 год является стабилизация валютного рынка и обеспечение устойчивости национальной валюты. Исходя из поставленных задач, Национальный банк Республики Беларусь определил направления политики валютного регулирования на 1999 год [4]:
рыночное удовлетворение потребностей всех агентов экономической деятельности в иностранной валюте;
уменьшение отрицательного сальдо торгового баланса;
наращивание золотовалютных резервов государства;
создание предпосылок конвертируемости белорусского рубля по текущим операциям.
Среди главных задач выделяется проблема устранения разрыва котировок между курсами белорусского рубля на внутреннем и внешнем рынках и перехода к единому обменному курсу национальной валюты. Эта проблема является в большей степени административной, требующей «только принятия управленческого решения», а также проведения комплекса тактических превентивных мер политики «дорогих денег», чтобы не допускать слишком большого стартового обвала курса, и мер по недопущению кризиса ликвидности банковской системы в период начального ажиотажного спроса клиентов на иностранную валюту.
Для их решения проводится ряд мероприятий, направленных на обеспечение сбалансированного спроса и предложения на валютном рынке, повышение привлекательности национальной экономики для иностранных инвесторов, сокращение оборотов теневого рынка. При этом процесс регулирования обменного курса белорусского рубля должен осуществляться с учетом уровня инфляции, состояния платежного баланса и конъюнктуры финансового рынка.
В качестве основных регуляторов стабильности валютного курса предусматривается использование таких монетарных инструментов, как регулирование динамики и структуры денежной массы, политики процентных ставок, операций с ценными бумагами, сочетаемое одновременно с контролем внешнеэкономических операций.
Процесс стабилизации обменного курса национальной валюты и ситуации на валютном рынке сопровождается дальнейшей поэтапной либерализацией внутреннего валютного рынка, включающей следующие меры:
постепенное снятие всех ограничений на внебиржевом валютном рынке;
расширение использования национальной валюты для расчетов по внешнеэкономическим операциям;
формирование официального курса белорусского рубля на рыночной основе;
отмену административного распределения иностранной валюты на торгах БВФБ;
постепенное снижение и отмену обязательной продажи валютной выручки;
постепенное снятие ограничений на продажу валюты нерезидентам Республики Беларусь.
В процессе оперативного регулирования обменного курса белорусского рубля Национальный банк выполняет свои основные функции, заключающиеся в сглаживании резких колебаний курса посредством регулирования банковской ликвидности, операций СВОП. В плановом порядке в 1999 году ведутся работы по накоплению официальных валовых международных резервов, по сосредоточию в Национальном банке всех государственных резервов в иностранной валюте и драгоценных металлах.
3.2.2. Анализ развития событий на валютном рынке республики в начале 1999 года свидетельствует о наличии следующих ключевых тенденций в этот период [7]:
сохраняется ограничение хождения национальной денежной единицы за пределами республики;
сокращаются объемы внешней торговли (в первую очередь экспорт), и как результат, уменьшаются поступления валютной выручки;
чрезмерный рост запросов на валютные средства для организации сельскохозяйственных компаний;
поиск скрытых внутренний валютных резервов;
российско-белорусские интеграционные процессы в области денежных отношений;
переговоры с международными финансовыми организациями о кредитах.
Главной особенностью в регулировании валютного рынка является недостаток валютных средств на всех его сегментах. Суммарный объем валютно-обменных операций на внебиржевом рынке по сравнению с соответствующим периодом прошлого года сократился более чем в 6 раз, а на рынке наличной валюты – более чем в 4 раза.[8] Такая тенденция вызвана следующими факторами:
сокращение экспортных поставок белорусской продукции на внешний рынок;
отсутствие зарубежных инвестиций в экономику республики;
возрастающий импорт товаров и услуг;
развитие таких форм сделок между субъектами хозяйствования, как бартер и взаимозачет;
практика льготного освобождения от обязательной продажи валютной выручки (реальное значение – 14%, против декларируемой нормы обязательной продажи – 30%);
замкнутость национальной денежной единицы.
В то же время, при снижающемся предложении валюты на внутреннем рынке республики постоянно возрастает спрос на СКВ со стороны:
государства – с целью погашения внешней задолженности (внешний государственный долг РБ в начале 1999 года > 1 млрд.USD, что составляет – 7.2% к ВВП, и 12.6% к экспорту товаров и услуг), пополнения валютных резервов, оплаты товаров стратегического импорта;
субъектов негосударственных форм собственности – для оплаты импорта товаров и услуг;
населения – для лечения, выезда за границу, а также для покупки товаров, сбережений;
предприятий народнохозяйственного комплекса – для закупки основных средств, сырья, комплектующих изделий.
Данные процессы предопределили позицию Национального Банка РБ в поисках решения проблемы валютного дефицита и определили инструменты регулирования валютного рынка как монетарные.
1). Жесткая денежно-кредитная политика в начале года была направлена на получение международных кредитов (чрезвычайного компенсационного финансирования от Международного валютного фонда в размере 100 млн. долларов США и кредита от Всемирного банка в размере 25 млн. долларов США), необходимым условием для получения которых явилось выполнение требований:
полная либерализация валютного рынка;
отмена государственного контроля ценообразования;
проведение приватизации предприятий агропромышленного комплекса;
сокращение объемов кредитной эмиссии;
обеспечение положительной ставки рефинансирования по отношению к уровню инфляции.
2). Политика валютного регулирования РБ в этом году находится под значительным влиянием интеграционных процессов между РБ и Российской Федерацией (РФ). Была разработана Концепция введения единой валюты, формирования единого эмиссионного центра и общей банковской системы Союза России и Беларуси. Концепция предусматривает унификацию денежно-кредитной политики, достижение реальной конвертируемости национальных валют, создание общего рынка ценных бумаг и разработку нормативной и законодательной базы для создания общей валютной системы.
В результате ожидается оживление денежно-кредитной системы РБ за счет доступа к российским валютным резервам и снижения внешнего долга республики перед РФ и западными кредиторами.
3). Для мобилизации внутренних резервов в снижении валютного дефицита было принято решение о привлечении средств населения на вкладные счета системообразующихся банков под гарантию правительства о сохранности вкладов, так как только по самым приблизительным оценкам НБ “на руках” у населения находится порядка 2 млрд. долларов США.
Также важным внутренним источником валюты является возврат валютных кредитов, срок которых уже истек, (общая сумма составляет около 120-130 млн. долларов США), для чего была создана специальная комиссия по возврату “плохих” кредитов.
Одновременно произошли изменения на официальном рынке наличной валюты. Помимо предпринятых Национальным банком мер по легализации валютного рынка (разрешение уполномоченным банкам и финансовым организациям, имеющим лицензию на проведение валютно-обменных операций, приобретать иностранную валюту у населения по курсу, складывающемуся на основе спроса и предложения) происходит рост курса доллара относительно белорусской валюты. Относительная стабильность обменного курса в первой половине 1999 года характеризуется ростом совокупной денежной массы за 1998 г. и увеличением объема наличных денег в обороте при росте курса доллара к белорусскому рублю. Одновременно, жесткий государственный контроль ценообразования и отсутствие возможности официального приобретения валюты оказали сдерживающее влияние на спрос.
Однако не следует забывать, что девальвация может не привести к значительному расширению экспорта из-за ограниченности доступа на западные рынки. Девальвация улучшает благосостояние страны только в тех случаях, если она не ухудшает торговый баланс и условия торговли. Секрет успешной девальвации состоит в том, что всплеск инфляции ограничивается уровнем, вызванным девальвацией, в противном случае, инфляция усилится при сохранившемся дисбалансе в экономике.[6]
4). НБ приняты меры по обеспечению положительной ставки рефинансирования по сравнению с реальным уровнем инфляции и снижением влияния дополнительной денежной массы на валютный рынок, проведены мероприятия по безэмиссионному кредитованию агропромышленного комплекса за счет коммерческих банков, снижены нормы обязательной продажи валютной выручки с одновременной отменой всех льгот.
3.2.3. Можно сделать вывод, что проблема дефицита валюты в РБ частично может быть решена:
за счет увеличения экспорта РБ и уменьшения доли бартерных операций во внешнеэкономической деятельности;
обеспечение положительного уровня ставки рефинансирования по отношению к реальной инфляции;
ликвидации множественности валютных курсов до двух – биржевого и рыночного, что позволит, с одной стороны, удовлетворять заявки по приобретению валюты для оплаты товаров критического импорта, с другой – сформировать механизм курсообразования, при котором преобладающая часть субъектов валютных отношений готова не только покупать, но и продавать валюту;
поиска внешних источников валютных средств;
создания и внедрения оптимального механизма распределения валютных средств.
В целом, валютное регулирование в первое полугодие 1999 года было направлено на решение проблемы стабильности валютного курса, сокращения нескольких валютных курсов, легализации валютно-обменных операций на рынке наличной валюты, решения проблемы недостатка валютных средств на всех сегментах валютного рынка. [7]
Список используемой литературы:
1). Гулькович С. «Система валютного регулирования в Республике Беларусь» - Банковский вестник, №7, 1998 г.
2). Банковский кодекс Республики Беларусь, ст. 32.
3). Пупликов С.И. «Роль национальной валютной системы Республики Беларусь в предупреждении и минимизации последствий мирового и финансового кризиса на экономику страны»- Вестник Ассоциации белорусских банков, №29, 30.07.1999 г.
4). «Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 1999 год», утв. Протоколом заседания Правления НБ РБ № 41 от 01.03.1999 г.
5). Пупликов С.И. «Режим валютного курса: возможные варианты выбора» – Банковский вестник , №2, 1998 г.
6). Гаврилов В. «Особенности использования валютного курса для достижения макроэкономической стабилизации» –Банковский вестник, № 4, 1999г.
7). Бриштелев А.С. «Проблемы валютного регулирования в Республике Беларусь» – Вестник Ассоциации белорусских банков, № 15, 16.04.1999 г.
8). Бриштелев А.С. «Валютное регулирование в Республике Беларусь» – Вестник Ассоциации белорусских банков, № 12, 26.03.1999 г.
9). Пупликов С.И. Роль валютного регулирования РБ в предупреждении и минимизации последствий мирового кризиса на экономику страны.- Вестник Ассоциации белорусских банков, № 36, 24.09.1999 г.