Быт дворянской усадьбы
БЫТ ДВОРЯНСКОЙ УСАДЬБЫ
Загородная
дворянская усадьба конца XVIII - первой
трети XIX столетия в силу универсальности
своего назначения представала одновременно
роскошной резиденцией аристократа,
сельским культурным салоном, кабинетом
просвещенного дворянина, приютом поэта,
ученого, философа, многофункциональным
хозяйством и патриархальным семейным
очагом.
А.А.Фет писал: «Что такое
дворянская усадьба с точки зрения
нравственно-эстетической? Это «дом» и
«сад», устроенные на лоне природы, когда
человеческое едино с «природным» в
глубочайшем органическом расцвете и
обновлении, а природное не дичится
облагораживающего культурного
возделывания человеком, когда поэзия
родной природы развивает душу рука об
руку с красотой изящных искусств, а под
крышей усадебного дома не иссякает
особая музыка домашнего быта, живущего
в смене деятельности труда и праздного
веселья, радостной любви и чистого
созерцания».
В
подмосковном Оста-
фьеве владелец
усадь-
бы князь П.А.Вяземский создал
особый микроклимат семейного очага.
Его дети росли и воспитывались в атмосфере
любви и нежной заботы. Петр Андреевич
большое значение придавал воспитанию
и обучению своих детей, с которыми в
Остафьеве занимались гувернеры,
гувернантки, учителя. Они учили детей
нескольким языкам: французскому,
английскому, немецкому, латинскому.
Русскому языку детей учили, используя
в качестве учебных пособий «Письма
русского путешественника» и «Детское
чтение» Н.М.Карамзина, произведения
В.А. Жуковского. Басни И.И. Дмитриева и
И.А. Крылова, оды Г.Р.Державина выучивали
наизусть. Сохранившиеся тетради детей
Вяземских по арифметике, геометрии,
астрономии, физике, географии, священной
истории свидетельствуют о преподаваемых
им науках. Особое внимание уделялось
изучению древней и новой истории, истории
Отечества. При этом целью являлось не
только запоминание отдельных фактов,
но размышление и рассуждение над
историческими примерами. Занимались с
детьми каллиграфией. Они вели дневники,
писали письма. Детей также учили
танцевать, играть на фортепиано, рисовать,
ездить верхом.
Жизнь летом в усадьбе
определяла во многом распорядок дня и
характер детского досуга. Вставали
рано. По воскресеньям, после обедни,
отправлялись в лес на прогулку, ходили
за грибами. Днем в хорошую погоду играли
в гимнастические игры, иногда в компанию
приглашали деревенских детей. В жаркие
летние дни дети купались в пруду,
придерживаясь, по рекомендации князя,
определенного режима в купаниях.
Жизнь
в усадьбе определяла круг занятий
хозяйки Остафьева - княгини В.Ф.Вяземской.
Большую часть своего времени она
посвящала детям. Помимо этого она
переводила с ними страницы произведений
Н.М.Карамзина с русского на французский
. Княгиня много читала, музицировала.
Иногда ездила в гости к соседям, принимала
их у себя.
В отсутствие князя Вера
Федоровна выполняла его указания,
касающиеся работы остафьевской суконной
фабрики, различных хозяйственных дел,
садовых работ. По просьбе Петра Андреевича
княгиня занималась приведением в порядок
остафьевской библиотеки.
Сохранившиеся
в архиве письма управляющего князя
П.А.Вяземского Диомида Федоровича
Муромцова за 1828-1831 гг. позволяют
восстановить некоторые хозяйственные
и бытовые подробности жизненного уклада
Вяземских в Остафьеве в этот период. В
них имеются сведения о том, как готовили
остафьевский дом к приезду хозяев на
летний период: красили полы, рамы, в
хорошие дни проветривали комнаты,
ремонтировали мебель, делали домашние
заготовки. Найденные в архиве хозяйственные
тетради с кулинарными рецептами содержат
множество способов приготовления пищи
в домашних условиях: среди них рецепты
соления мяса, грибов, огурцов, приготовления
блинов, варений, мороженого, морсов,
вина из разных ягод. Большая часть
заготовок была предназначена для
хранения в погребе, который имелся в
усадьбе.
Осенью 1830 года П.А.Вяземский
много занимался литературной деятельностью,
писал биографию Фонвизина. Муромцов
посылал ему писчую бумагу, чернила,
перья, русские и французские книги,
московские, петербургские и французские
газеты, журналы. К Новому году управляющий
отправлял в Остафьево шампанское, мятную
водку, конфеты.
Общение с родственниками,
друзьями, соседями являлось существенным
элементом жизненного уклада Вяземских
в Остафьеве в 1-ой трети XIX столетия.
Родственные узы связывали Вяземских с
владельцами усадьбы Филимонки,
принадлежавшей Четвертинским. Вяземские
часто бывали у Четвертинских, принимали
их у себя в Остафьеве.
Узы дружбы
связывали Вяземских с владельцами
других усадеб. Хозяин Петровского,
генерал и камергер Пушкин Алексей
Михайлович вместе со своим родственником
Василием Львовичем Пушкиным играл в
домашних любительских спектаклях в
Остафьеве. Гостили Вяземские у Орловых
в их подмосковном имении Отрада-Семеновское,
у князей Оболенских в Троицком Подольского
уезда, нередко посещали Трубецких в
Знаменском, Волконских в Суханове.
Отношения сердечной дружбы и взаимной
симпатии были у Вяземских с сестрами
Окуловыми, которые жили в усадьбе
Никульское, смежной с Остафьевым.
По
праздникам в усадьбу приезжало множество
гостей. Традиционно широко отмечали
день Святой Троицы, день Петра и Павла,
день рождения князя П.А.Вяземского,
именины княгини В.Ф.Вяземской, святки.
К праздничным дням взрослым и детям
дарили, шили новую одежду.
Поездки из
Остафьева в Москву, в имения родных,
друзей, прогулки по живописным окрестностям
усадьбы совершались в различного рода
экипажах. В хозяйстве имелись: 2 коляски,
2 дормеза, предназначенных для дальних
путешествий и приспособленных для сна
в пути, тарантас, маленькие детские
дрожки; для зимних поездок имелись одни
троечные крытые кожей санки, двое
пароконных санок и одни одноконные.
Хранились экипажи в каретном сарае
усадьбы. В конюшне стояли выездные
лошади, а всего в хозяйстве было 17
лошадей.
Уклад усадебной жизни был
тесно связан с жизнью крестьян. Господская
усадьба, являясь многофункциональным
хозяйством, существовала в окружении
мира крепостных и находилась с ним в
постоянном и тесном взаимодействии.
Установленный князем порядок работы
крестьян на фабрике, введенная им система
поощрения и наказания характеризуют
его как честного и справедливого помещика
и хозяина фабрики.
Усадьба Остафьево
для ее владельца князя П.А.Вяземского
была святым местом, куда он всегда
стремился душою: «...Должны в мире быть
некоторые святыни, святые места,
недоступные гонению судьбы, чтобы сердце
могло быть совершенно спокойно за милых
своих...»
Литература
с.н.с.
музея-усадьбы
Остафьево
«Русский
Парнас»