Музей современного искусства
Музей современного искусства
Удивительно, что даже еще не
все москвичи знают о том, что в столице
появился Музей современного искусства.
Он был торжественно открыт 15 декабря
1999 года. Необходимость его создания
назрела давно и неоднократно обсуждалась
в кругах искусствоведов и арт-критиков.
Тем не менее, история создания музея
современного искусства восходит к 20-м
годам ХХ века - тогда эту роль выполнял
знаменитый Музей нового западного
искусства, который по идеологическим
причинам был закрыт еще в 30-х
годах.Новосозданный Московский музей
современного искусства разместился в
особняке, построенном в конце XVIII века
гениальным русским архитектором
М.Казаковым. Здание некогда принадлежало
уральскому купцу и промышленнику
М.Губкину. Особняк, сам по себе являющийся
выдающимся памятником московского
классицизма, со временем пришел в
аварийное состояние, и только с передачей
в музейное назначение он обрел новую
жизнь: отреставрирован с сохранением
всех дошедших до нас интерьеров,
приспособлен для выставочной экспозиции.
Основой собрания музея послужила
коллекция русских и зарубежных мастеров
ХХ века, собранная З.Церетели.
Большая
часть этой коллекции, как и само здание,
приобретенное Зурабом Константиновичем
на личные средства, переданы в собственность
города.
В настоящее время экспозиция
и запасники музея содержат более 2000
произведений. Это количество постоянно
растет, благодаря закупкам на аукционах
и работам, преподнесенным в дар.
Музейная
концепция предполагает подачу образа
искусства ХХ века в целом - без купюр и
тенденциозностей. Подобно характеру
самого столетия, экспозиция построена
на контрастах и противопоставлениях.
Принципиальным для музея является
параллельное рассмотрение художественных
событий в мире и в России, что позволяет
подчеркнуть единство развития мировой
культуры и выявить роль отечественного
искусства в жизни современного
арт-сообщества.
В музее представлены
произведения многих западных мастеров,
работы которых отсутствуют в других
российских коллекциях. Наиболее богатой
частью собрания можно назвать авторскую
графику. Здесь зритель встретит имена
Пикассо и Миро, Дали и Де Кирико, Кампильи
и Леже, многих других известных художников.
В музейную экспозицию входят современная
европейская скульптура и пластические
объекты, в том числе произведения
мастеров последних десятилетий: Армана,
Помодоро, Такиса.
Конечно, главное
внимание уделено российским мастерам.
Отечественное искусство представлено
во всем многообразии направлений: от
предреволюционного авангарда вплоть
до радикальных течений самого последнего
времени.
Музей вправе гордиться богатым
собранием работ русских
художников-нонконформистов, противостоявших
официальной художественной идеологии.
Среди них - имена Владимира Немухина,
Эдуарда Штейнберга, Оскара Рабина,
Дмитрия Краснопевцева и других.
Среди
новых музейных поступлений большой
интерес у зрителя вызывают объекты и
инсталляции мастеров так называемого
«актуального» искусства,
художников-концептуалистов Олега
Кулика, Айдан Салаховой, Александра
Бродского.
Московский музей современного
искусства задуман как многофункциональный
социо-культурный комплекс, в задачу
которого входит и широкая просветительская
деятельность. При музее успешно работает
Школа современного искусства «Свободные
мастерские». Она призвана как возродить
педагогические традиции, так и построить
образовательный процесс на совершенно
новых экспериментальных программах,
основанных на новейших методиках и
технологиях.
Одной из характерных
особенностей Музея является его
выставочная политика. Уже с первых
месяцев существования идет интенсивная
работа по воплощению в жизнь интереснейших
проектов, среди которых серия тематических
выставок «Художники Санкт-Петербурга
в Москве», «Молодежь и авангард», «Новые
имена - новые открытия». Совсем недавно
в Музее состоялась грандиозная акция
«Дворец тысячелетий, или дары разрушения»
с участием тибетских монахов,
продемонстрировавших (впервые в Москве)
искусство создания песочной мандалы.
В июне 2000 г. в гостях у музея побывали
художники из Баварии с выставкой «2115
км», которая продемонстрировала москвичам
новые тенденции в современном немецком
искусстве.
Созданию музея предшествовала
жесткая полемика, было большое количество
скептических отзывов. Теперь, по
прошествии некоторого времени, даже
для самых непримиримых оппонентов стало
ясно: Музей живет динамичной творческой
жизнью, ставит актуальные задачи, решает
их и все активнее демонстрирует свою
значимость и авторитет.
Автор В.ПРОХОРОВ, ведущий научный сотрудник музея