Московский Государственный Строительный Университет
Московский Государственный Строительный Университет
Не останавливаясь на первом
периоде формирования вуза из различных
образовательных организаций, относящемся
к началу прошлого века, можно, тем не
менее, констатировать, что уже первый
выпуск 27 инженеров-строителей в 1921 г.
не был комом. Однако истинное развитие
учебная работа получила с приходом в
МИСИ в конце 20-х -начале 30-х годов прошлого
века выдающихся ученых и специалистов-практиков.
Именно научные школы формировали
академическую, образовательную среду
института, обогащая ее новыми идеями,
теориями и методами. Огромную роль в
процессе воспитания принципиально
иного поколения специалистов-строителей
сыграли не только профессионализм, но
и интеллигентность, высокая порядочность
патриархов науки тех лет.
В условиях
серьезного отбора формировался
преподавательский корпус вуза, хорошей
школой в 30-е - 40-е годы стала аспирантура;
привлечению молодежи в научно-педагогические
кадры высшей квалификации способствовала
проводимая государством политика
поддержания высокого престижа образования
и науки, сохранившаяся до конца 80-х
годов.
Серьезным испытанием для МИСИ
стала Великая Отечественная война.
Большой отряд студентов нашего вуза
был отправлен летом 1941 года на строительство
оборонительных рубежей. Занятия в это
время не велись. Однако уже через шесть
месяцев после начала войны эвакуированный
в Новосибирск вуз продолжил занятия на
базе Новосибирского ИСИ. В этот период
учебный процесс планировался и
осуществлялся совместно силами обоих
вузов. В программы дисциплин были введены
разделы, отражающие научные результаты
ученых МИСИ, актуальные для военного
времени («Ледовые дороги», «Сварка на
морозе» и др.).
Возвращение из эвакуации
в Москву также прошло организованно, и
вуз быстро наладил учебную работу, тем
более, что в учебные аудитории пришли
посерьезневшие за фронтовой период
студенты, горящие желанием восстановить
разрушенное врагом.
В послевоенные
годы продолжал укрепляться
профессорско-преподавательский состав
МИСИ, в т.ч. за счет более широкого
привлечения на преподавательскую работу
ведущих ученых из НИИ и специалистов
из промышленности. Объединению в одном
коллективе наиболее сильных педагогов
и ученых способствовало и слияние в
конце 50-х годов МИСИ и Московского
института инженеров городского хозяйства
и строительства.
Для конца сороковых
-пятидесятых годов характерно открытие
целого ряда новых специальностей,
например, подготовка инженеров-архитекторов,
возобновленная лишь в конце 90-х. Между
тем многие выпускники этой специальности
стали крупными руководителями проектных
организаций, руководителями служб
городского архитектора и т.д.
Большую
роль в выдвижении МИСИ в этот период в
качестве ведущего строительного вуза
сыграли подготовка и издание профессорами
института большого количества
фундаментальных учебников по различным
дисциплинам, многие из которых были
впоследствии неоднократно переизданы.
Патриархами академической школы МИСИ
тех лет заложен и тот фундамент высокой
ответственности за качество лекций и
практических занятий, выполнение всех
требований организации учебного
процесса, которые вуз поддерживает до
настоящего времени.
Дальнейшее развитие
учебно-методической работы вуза
соответствовало тенденции максимально
быстрого переноса научных достижений
в содержание образования; этому
способствовал расцвет научных школ
МИСИ в 60-е-70-е годы. Продолжали открываться
новые направления подготовки (например,
«Строительство тепловых и атомных
электростанций»), новые кафедры и
факультеты, стали широко применяться
технические средства обучения, большое
внимание уделялось учебной и
учебно-методической литературе.
Вуз
сыграл важную роль в подъеме всего
высшего строительного образования
СССР, выполняя функцию ведущего
методического центра, сохраненную им
до настоящего времени. МИСИ обеспечивал
учебной литературой и методическими
разработками большинство строительных
вузов и факультетов Союза, разрабатывал
примерные учебные планы и программы
дисциплин, оказывал другую методическую
помощь. Особо следует отметить высокий
уровень работы и большую популярность
факультета повышения квалификации
преподавателей МИСИ.
Перестройка,
начавшаяся в середине 80-х, привнесла
ряд новшеств в учебную работу вузов.
Было отменено распределение выпускников,
введено свободное посещение студентами
занятий и др. В этот и последующий периоды
руководство МИСИ внимательно следило
за происходившими и грядущими изменениями;
их анализ и прогнозирование позволяли
либо упреждать, либо быстро реагировать
на упомянутые перемены. Например,
распределение выпускников было быстро
заменено системой целевой подготовки
по заказам организаций, многие элементы
которой сохранились и по сей день. С
другой стороны, увеличение академических
свобод сопровождалось резким сокращением
финансирования, старением учебно-лабораторного
оборудования, падением престижа высшего
образования, особенно в начале 90-х годов.
Исключительно тяжелым оказался период
1993-2000 гг., когда государственного
финансирования вузов хватало лишь на
мизерную зарплату преподавателям и
сотрудникам и стипендии студентам.
К
чести вуза, не сложившего руки, в этот
период был предпринят ряд инициатив,
позволивших не только не снизить, но и
повысить уровень учебно-методической
работы и престиж вуза в целом. Используя
результаты анализа мировых тенденций
в высшем образовании, особенностей
формирования рыночной экономики в
России, вуз предложил и открыл ряд новых
специальностей и специализаций.
Осознавая,
что не менее важным, чем подготовка
будущих специалистов, является оснащение
новыми знаниями работающих в отрасли,
МГСУ уделил большое внимание повышению
квалификации и переподготовке
специалистов, а также участию совместно
с Федеральным лицензионным центром в
становлении лицензионной деятельности
в инвестиционно-строительной сфере
экономики России.
Важную роль в этих
видах деятельности сыграли многочисленные
международные связи университета,
позволившие получать необходимую
информацию для последующего анализа и
внедрения в отрасли. Партнерами МГСУ в
этот период становятся Газпром,
Департамент строительства Правительства
Москвы и ряд других крупных
организаций.
Дальнейшее развитие
этого направления в учебной деятельности
связано с разработкой идеологии,
обучением и практическим внедрением
других атрибутов современного рынка,
осуществленными в конце 90-х
годов.
Значительные усилия были
предприняты вузом для замены явно
устаревшей методологии послевузовского
строительного образования, основанной
в прежние годы на системе институтов и
факультетов повышения квалификации. В
это время практически прекратила свое
существование прежняя принудительная
система повышения квалификации. Вместе
с тем, в отрасль на руководящие и
инженерные должности пришло значительное
число людей, не имеющих базового
строительного образования.
В сложившейся
ситуации МГСУ подхватил идею
Мосстройлицензии о введении в качестве
первого шага предлицензионной подготовки
и аттестации специалистов, приняв
активное участие в разработке методической
и организационной базы. С 1994 по 2001 гг. в
университете эту форму повышения
квалификации прошли несколько тысяч
специалистов строительных комплексов
Москвы и Московской области.
Для
дальнейшего развития этого крайне
необходимого отрасли направления вузом
был проведен анализ международного
опыта и совместно с Российским обществом
инженеров строительства разработана
система непрерывного послевузовского
профессионального образования (НПО) и
аттестации, основанная на международных
требованиях. В основу новой системы
положен адаптированный к российским
условиям опыт Международного института
инженеров-строителей (Великобритания),
разработанная им система признается в
140 странах мира.
Гибкая система НПО
предусматривает постепенный набор
знаний и самообразование по определенной
программе с выходом на послевузовскую
аттестацию, проводящуюся по международным
правилам и включающую собеседование и
письменный экзамен. Предложенная система
введена в Москве, подготовлено ее широкое
распространение в регионах на базе
строительных вузов.
В вузе проводится
большая профориентационная работа,
приводящая к устойчивому росту конкурса
в вуз в последние годы; координационная
деятельность в рамках Ассоциации
строительных вузов, объединяющей более
140 строительных вузов и факультетов
СНГ; взаимодействие с дочерними вузами
и многое другое.
Характерными
особенностями образовательной
деятельности МГСУ в предстоящем периоде,
согласно проведенному анализу, являются:
постепенное снижение числа выпускников
школ, которое может достичь 60% к 2008 году
по сравнению с выпуском 1999 года
(нерожденные дети «перестройки»);
реализация принципа «образование через
всю жизнь», выражающегося в тесной
увязке вузовского и послевузовского
профессионального образования и переносе
части быстроменяющихся специальных
знаний в НПО; разумное использование
дистанционного вузовского и послевузовского
профессионального образования на основе
информационных технологий.
Серьезную
тревогу вызывает также старение
профессорско-преподавательского
состава, падение престижа профессии
педагога.
Уменьшение числа абитуриентов
приведет не только к обострению
конкурентной борьбы между вузами, но и
объективно вызовет потребность в приеме
желающих обучаться из ближнего и дальнего
зарубежья. Важным фактором привлечения
зарубежных рекрутов, несомненно, станет
международная аккредитация МГСУ, которую
вуз успешно прошел в 1999 г. В соответствии
с ее результатами МГСУ внесен в реестр
ведущих строительных вузов Европы, а
его выпускники-инженеры приравнены к
магистрам инжиниринга британских вузов.
Ряд совместных образовательных проектов
предусматривается с вузами Германии и
Великобритании.
Увязка вузовского и
послевузовского образования, безусловно,
потребует пересмотра Государственных
образовательных стандартов базового
образования и возможного введения
образовательных стандартов послевузовского
образования. Такая работа уже проводится
на международном уровне силами
Европейского совета инженеров-строителей;
активное участие в этой деятельности
принимают специалисты МГСУ. Последние
годы XX века прошли также под знаком
расширения форм обучения в университете;
к традиционным добавились экстернат и
дистанционное образование.
В условиях
острого дефицита бюджетного финансирования
важнейшую роль играет самообеспечение
вуза, в том числе за счет дополнительных
(платных) образовательных услуг. Для
организации этой деятельности в
университете в 1996 году создан
Учебно-консультационный центр непрерывного
образования, имеющий свои отделения на
всех факультетах. Делегирование
финансовых полномочий подразделениям
в значительной степени способствовало
повышению их производственной активности
и успеху упомянутых ранее
мероприятий.
Произошедшие в мире
изменения существенно изменили роль
строителей в современном обществе.
Строительство стало природообразующим
фактором, а основная задача строителей
- создание комфортной и безопасной
искусственной среды обитания, дружественной
природной среде, - не знает себе равных
по значимости. Именно такое толкование
строительства положено в основу
преподавания в МГСУ. «Учить жизни через
строительство» - вот сегодняшний лозунг
вуза.
Накопленный опыт и имеющийся
задел, высокий профессионализм
профессорско-преподавательского состава
и учебно-вспомогательного персонала,
увеличение притока молодежи в аспирантуру
позволяют университету, входящему в
свое девятое десятилетие, с уверенностью
смотреть в будущее.
Автор В.Карелин,
ректор МГСУ, академик РААСН, МИА, РИА,
профессор, д.т.н.
А.ЗАБЕГАЕВ, проректор
по учебной работе МГСУ, проф., д.т.н.