Московский почтарный двор
Московский почтарный двор
Самый древний почтовый двор нашей столицы находился в Кремле и занимал всю территорию крепости. “Почтамтов” там было несколько десятков.
Когда Москва стала столицей русского государства, в Кремле и вокруг него стали возводить здания приказов – учреждений, выдавших отраслями государственного управления: Посольского, Разрядного (военного), Монастырского, Ямского и прочих. Число приказов в иные годы доходило до пятидесяти.
До середины 17 века каждый приказ имел свою почту и рассылал свою корреспонденцию самостоятельно.
Частые письма для пересылки по почте принимались в здании Посольского приказа. Оно находилось на Ивановской площади Кремля рядом с колокольней Ивана Великого. Здесь работали первые русские почтмейстеры.
Андрей Андреевич Виниус (1941-1717), сын Голландского купца, принял “заморские” почты будучи переводчиком Посольского приказа. Петр I поручал Виниусу ответственные дела. Но однажды царь изобличил его во взяточничестве и отстранил от всех должностей. Виниус бежал в Голландию, но получив прощение в 1708 году вернулся в Россию и занялся переводом военно-технических книг.
В марте 1701 года по царскому указу на почтовом поприще начинается деятельность Петра Павловича Шафирова (1669-1739), сподвижника Петра Великого, дипломата, автора первой русской книги по международному праву. Шарифов много сделал для улучшения и развития почтовой связи.
В 1717 году за трату государственных денег на собственные нужды суд приговорил Шафирова к смертной казни. В 1723 году, когда он положил голову на плаху, Петр I, памятуя его прежние заслуги, заменил смертную казнь ссылкой в Сибирь.
Что же представлял собой почтовый двор 18 века?
Крепкий частокол из еловых или дубовых бревен с воротами окружал усадьбу. На дворе располагались жилые и хозяйственные постройки. Перед домом почтмейстера был “чистый”, вымощенный красным кирпичем “в елучку” двор. На нем собирались люди, пришедшие получить или сдать корреспонденцию. Здесь за небольшую плату писец мог написать письмо или челобитную. К услугам посетителей всегда были бумага, воск и супруг различных цветов.
В почтовые дни на почтампе собиралось много народа. Знатным людям корреспонденция доставлялась домой, но некоторые из них приезжали сюда сами послушать и обсудить новости, так как почтари узнавали последние известия раньше самого царя. Отпуском и приемом почты заведовал подъячий. Он зхаписывал какого часла и в котором часу пришла почта, в каком она состоянии и сколько в ней писем. После завершения всех формальностей почтарь отправлялся на отдых в свою слободу. Начиналась раздача писем.
В старину не существоало правил для указания почтовых адресов. Писали как кому вздумается.
Прежде чем письмо сдать на почту его запечатывали. Применялись два способа унаковки писем - пакетом и конвертом. Первый состоял в следующем: столбец складывался так, чтобы получился квадрат, который затем перегибали пополам. Края прямоугольника протыкали ножом и в прорези вставляли тонкую полоску бумаги. Края всавки укладывали крест-накоест и запечатывали печатью отправителя.
Интересна грамотка Петра I, присланная А.А.Виниусу из Царицына. Написана она на квадратном листе бумаги, углы которого загнуты в сторону текста. Получается конверт. Для соединения углов с помощью сургуча наклеен прямоугольный листочек красной бумаги - облатка. Такой способ упаковки писем применялся редко.
Для запесатывания писем применялись в основном перстни-пертчатки, а также все, что под руку попадется, например, оттиск конца перочинного ножа.
Запечатанное письмо почтмейстер регистрировал в “записной” книге. Указывал номер почты и день ее отправления, фамилию отправителя, вес письма и стоимость пересылки.
После частых писем регистрировали казенную корреспонденцию. Для нее вес и стоимость не указывали, но помечали от кого, куда и кому она направлена. Кагда почта уходила, в книге делалась последняя запись: какой почтарь и в котором часу погнал с письмами.
Принятую корреспонденцию заворачивали в буммагу и перевязывали в «связки» по количеству городов-адресатов.
Корреспонденция за рубеж увязывалась вся в одной упаковке. Пачки писем, также как и почтовая сума, запечатывалась красной сургучной печатью.
первые русские
почтовые печати
Круглый оттиск на красном сургуче диаметром 28 мм с текстом в три строки. Неотъемлемой частью всех печатей был герб страны - двуглавый орел.
С 18 века за рубежом все чаще начинают применять штемпеля для писем. Русская почта встретила это новшество более чем прохладно. И все-таки в 70-х годов русская почта разработаля проекты штемпелей для ряда городов.
В старину письма обычно домой не доставлялись. Только в августе 1746 года в Петербурге и Москве было приказано для разводки частной корреспонденции выделять по одному «ямщику с лошадью» в каждой неделе на одни сутки. За разноску почты почтальоны не получали жалованья, довольствуясь «доброхотными приношениями» адресатов. Доставка писем на дом считалось доходным промыслом.
ПИСЬМА
В НОВУЮ СТОЛИЦУ
В апреле 1703 года русские войска вашли в устье Невы и на одном из Невских островков начинали рубать деревянную крепость, назвав ее Санкт-Питербурх - город святого Петра.
В год основания Петербурга начала работать почта между городом на Неве и Москвой. Вплоть до 1714 года скорая гоньба в Ингрию (одно из названий Ижорской земли) существовала «почта в полки», приспособленная для нужд армии и строительства русского флота. Почтовую гоньбу организовали за две недели. Тракт между Москвой и Новгородом был освоен. Местность для создания дороги от Новгорода до Петербургской крепости была болотистой. Приходилось делать гата, чинить и возводить новые мосты. По новой почтовой дороге ездили преимущественно верхом.
После присоединения Курляндии начала работать русская почта между Ригой и Петербургом, а в 1712 году - из Петербурга в Каргополь.
Петербургская почта вобрала в себя все лучшее, что применялось на почтовых трактах России и сделала свой вклад в развитие средств связи. Для надзора за порядком назначались лица из дворян, военных или «чинов пристойно добрых». По существу родилась особая должность «станционного смотрителя». На петербургских почтовых линиях впервые в России вводится разграничение понятий «ямщик» и «почтарь», как то «езда на долгих» - это от места до места на ямских лшадях, а «на перекладных» - через почтовые станции.
С 1710 года по всей московско-петербургской дороге устанавливается единая величина прогона - 1 деньги с версты. Бесплатно могли проезжать только фельдъегери-курьеры царя и его приближенных. С 1712 года Петербург становится столицей Русского государства, но регулярной почты к нему еще не было. И только в июне 1714 года Сенат объявил о начале регулярной гоньбы между старой и новой столицами. Спустя четыре месяца аналогичное распоряжение было издано и для почты в Ригу и Ревель (Таллин).
В 1714 году по указу царя почтальонов одели в зеленые кафтаны с красными обшлагами и с медными пуговицами. на грудь почтальона вешалась медная бляха с орлом.
В 1723 году Сенат распорядился казенную корреспонденцию переслать через учреждения почты, а не через нарочных, посыльных и курьеров. Таким образом на московской линии произошло слияние почтовых и курьерских подвод.
Первый петербургский «почтовый двор» был открыт в 1714 году. Эта маленькая мазанка стояла около Троицкой пристани на Неве. В 1715 году Петром I был утвержден проект застройки Миллионной улицы. Почтовый дом там построили на месте современного Мраморного дворца. Штат почтампа был невелик. Кроме охраны и служителей в нем состояли почтмейстер, секретарь, переводчик и три почтальона.
русские
почтальоны
Во второй половине 18 века одновременно с поъемом экономики в России продолжалось расширение и улучшение почтового дела. В 1767 году издается императорское указание о создании новых трактов и станций почтовой связи и, в первую очередь, на Украине, Белоруссии и русской части Прибалтики.
Проект А.А.Вяземского «О возведении почтовых станов и о должности содержателей», одобренный Екатериной II, около 80 лет являлась основной по содержанию почты в России.
Содержатели почтовых станов имели право нанимать на должность почтальонов людей любых званий, в том числе и крепостных.
Категорически запрещалось пользоваться колокольчиком лицам, не имеющим отношения к почте. Так в России был признан новый почтовый атрибут - колокольчик.
Почтовые сборы за письма, посылки и перевозку пассажиров на специальных фурах шла в доход государству.
Прогонная плата курьеров и проезжающих в собственных экипажах поступала в пользу станционного смотрителя, на его содержание.
Почтари линии Петербург-Псков-Могилев стали первыми развозить газеты как русские, так и зарубежные. Русская служба почтовой связи в процессе своего развития использовала все прогрессивное, что применялось на почтовых дорогах других стран. Некоторые новшества пришли к нам из Пруссии и Голландии
Материал взят ссайта http://moskvoved.narod.ru/