Усадьба Архангельское (работа 2)
"Русские
чувствуют красоту природы, умеют даже
украшать ее.
Например, село Архангельское
в 18 верстах от Москвы,
вкусом и
великолепием садов своих может удивить
самого британского лорда;
счастливое,
редкое местоположение еще возвышает
красоту их."
Н. М. Карамзин.
Усадьба Архангельское
Усадьба Архангельское – это известный архитектурно – парковый ансамбль в окрестностях Москвы, ценнейший памятник русской культуры конца XVIII – начала XIX веков. Усадьба носит ярко выраженный парадно – дворцовый характер. Над созданием уникального ансамбля, где, по словам А. С. Пушкина, “циркуль зодчего; палитра и резец… в волшебстве состязались”, работало несколько поколений зодчих и художников. Его величественная красота и разнообразие уникальных коллекций снискали усадьбе всемирную известность.
Основание усадьбы относится к 60-м годам XVII века, когда на крутом берегу Москвы – реки Я. Н. Одоевским был поставлен боярский двор с хоромами и каменной церковью. С 1681 по 1703 год вотчина принадлежала М. Я. Черкасскому, затем надолго перешла в род Голицыных, занявшихся ее переустройством. Сподвижник Петра I Д. М. Голицын около 1730 года перенес свой дом к западу от старого двора и разбил регулярный парк. Эта усадьба и послужила основой существующего ансамбля, который был заложен в 1780 году Н. А. Голицыным и завершен Н. Б. Юсуповым, купившим имение в 1810 году.
В связи с восстановлением комплекса после Отечественной войны 1812 года большинство построек, главным образом хозяйственного назначения, подверглось коренной реконструкции и стилистической переработке. Дворцово – парковый ансамбль, обогатившийся новыми сооружениями, окончательно сформировался лишь к 1830 году.
Развивавшийся как синтез архитектуры, скульптуры и садово – паркового искусства в течении пятидесяти лет, он сконцентрировал в себе все лучшее, что было создано в русском усадебном искусстве XVIII – XIX веков. Здесь работали крупнейшие зодчие О. И. Бове, С. П. Мельников, Е. Д. Тюрин, И. Д. Жуков. В него вложен труд и талант нескольких поколений крепостных мастеров: архитекторов, скульпторов, художников, лепщиков, краснодеревщиков, хрустальщиков.
Усадьба Архангельское – жемчужина русской архитектуры. Его планировка, основанная на принципе симметрии, предусматривает постепенное, в ходе осмотра, раскрытие ансамбля, нарастания художественных впечатлений.
Аллея, обсаженная высокими соснами, елями и березами, подводит к торжественным въездным воротам, сооруженным по проекту архитектора Мельникова в 1817 году. Очень красива их ажурная чугунная решетка французской работы, близкая по рисунку произведениям архитекторов Персье и Фонтэна. Эти ворота открывают въезд в парадный двор. Законченность и величие этому замкнутому пространству придают колоннады боковых галерей и строгий ионический портик дворцового входа. В центре двора установлена скульптурная группа “Менелай с телом Патрокла” – копия с античного оригинала.
Дворец построен в стиле зрелого классицизма в 1780 – 1790 годах по проекту архитектора де Герн руками крепостных крестьян. Архитектура здания проста и монументальна. Симметричность композиции подчеркнута бельведером и центральным четырехколонным портиком ионического ордера. Великолепен противоположный, южный фасад дворца с выступом Овального зала, украшенным ионическими колоннами. Он обращен к парку, террасами спускающемуся к Москве – реке. Красота и великолепие архитектуры дополняется красотой ландшафта. Зодчие органично включили постройку в живописный пейзаж. Точно найденные пропорции объемов, почти лишенных декора, придают удивительную законченность торжественно величественному двухэтажному зданию, увенчанному стройным бельведером и высоким шпилем. Благодаря увеличенным оконным проемам все оно как бы пронизано светом и воздухом.
Нижний этаж дворца занят анфиладой парадных зал, отделанных в 1820–х годах по проекту Тюрина. Лепнина и росписи, гобелены и фарфор, скульптура и бронза составляют их убранство. Особую ценность придают Архангельскому дворцу его знаменитые коллекции. Воображение гостей усадьбы поражали представленные здесь собрания: произведения выдающихся живописцев XVII - 1 половины XIX веков (А. Ван Дейк, Д. Б. Тьеполо, Ф. Буше, Ю. Робер, П. А. Ротари и др.). Многие из предметов прикладного искусства выполнено крепостными мастерами Юсупова на собственных его заводах. Особым великолепием отличается соединяющий анфилады и находящийся в центре здания Овальный зал. Самое большое во дворце двухсветное помещение использовалось для балов и приемов. Купол зала поддерживают шестнадцать спаренных, облицованных желтым мрамором коринфских колонн. В центре его установлено панно “Амур и Психея” работы художника Николы де Куртейля. Украшением зала является и великолепная позолоченная люстра.
Высокие двустворчатые двери, ведущие из Овального зала в парк, анфилады, завершающиеся большими дверными проемами, обилие окон как бы вводят окружающий пейзаж внутрь, привлекая к соучастию в празднествах, вызывая чувство слияния с природой. Это впечатление усиливается зеркалами, расположенными между колонн.
Императорский зал, открывающий южную анфиладу, украшен многочисленными скульптурными и живописными изображениями лиц царской фамилии. Настроение официальной парадности сменяет холодная торжественность декора спальни герцогини Курляндской – сестры Н. Б. Юсупова, а затем элегичность первого салона Юбера Робера: здесь находятся четыре пейзажа “Руины” этого прославленного французского художника. В центре установлена скульптура “Воин, надевающий доспехи” работы Вольфа, а на столах у стен – бюсты “Меланхолик” и “Холерик”. Восьмигранный салон с обилием застекленных проемов напоминает легкий парковый павильон. Это впечатление еще более усиливает живопись: изображения птиц, растений и трав на стенах и потолке как бы перекликаются с открывающимся из окон пейзажем.
Путь ко второму салону Юбера Робера проходит через Античный зал. Здесь представлена подлинная античная скульптура: фрагмент статуи 1 века, торс мальчика и пеплохранительница, относящиеся к II - III векам, а также многочисленные копии с древнегреческих и древнеримских оригиналов. Стены украшены полотнами учеников Жака Луи Давида.
Во втором салоне Юбера Робера можно увидеть шесть его романтических пейзажей, которые пользовались огромным успехом у современников. На них изображены дикие скалы, руины, мчащиеся горные потоки, живописные группы деревьев. В центре салона привлекает внимание окруженный цветами аквариум, над которым возвышается клетка для певчих птиц.
Из салона сразу попадаешь в зал Тьеполо, поражающий масштабностью и простором. Здесь господствует живопись этого последнего великого художника итальянского барокко. Гордость картинной галереи Архангельской усадьбы составляют полотна “Встреча Антония и Клеопатры” и “Пир Клеопатры”, захватывающие зрителя мастерством композиции, яркой образностью, великолепным колоритом.
По другую сторону вестибюля расположена Парадная столовая с примыкающей к ней буфетной. На художественном облике этого помещения отразилось увлечения искусством Древнего Египта: на стенах – изображения древнеегипетских богов. Пышному оформлению соответствует многокрасочность и богатство выставленных здесь предметов. На стенах – два крупных полотна: “Триумф Клавдия” французского художника Г. Ф. Дуайена и портрет Б. Н. Юсупова в татарском костюме работы Жана Антуана Гро (копия первой половины 19 века; оригинал находится в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина). Столовую украшают скульптуры “Купающаяся Венера”, копия с античного оригинала, “Вакх” – копия известной работы Микеланджело.
Скромно обставленный по сравнению с первым этажом, второй этаж дворца занимают жилые комнаты и библиотека. Архангельское всегда славилось библиотекой, насчитывавшей около 50 000 томов редких изданий.
Также существует два флигеля, первоначально они были одноэтажными. В первом помещении при Голицыных был крепостной театр, при Юсупове – картинная галерея, а позднее и библиотека. Левый флигель всегда использовался под кухню. В 1815 году оба корпуса были надстроены архитекторами Мельниковым и Стрижаковым.
Красоту произведений искусства, сосредоточенных во дворце, дополняет удивительная красота, которую внес в окружающую природу человек. Регулярный парк Архангельского – один из самых лучших образцов “зеленой архитектуры” в России. Его заключает, как в оправу, пейзажный парк, сливающийся с лесами Подмосковья. Регулярный парк пологими ступенями спускается к берегу Москвы – реки. Он был разбит в XVIII столетии. Возле мраморных балюстрад, обрамляющих две искусственных террасы, созданные по проекту архитектора Тромбаро, установлены вазы, бюсты античных героев и философов. Террасы завершает партер, который уходит к поэтичным лесным далям, столь типичным для средней полосы России. На верхней площадке, куда обращен дворцовый с выступающей полуротондой, установлена скульптура “Геркулес и Антий”. Итальянский скульптор С. Мадерна выполнил ее в XVIII столетии по модели Микеланджело. Нижняя площадка украшена фонтаном. Широкие, обрамленные скульптурами лестницы ведут в партер. У входа в грот, устроенный в опорной стенке, застыли фигуры львов.
В парке находятся две постройки, входящие в ансамбль так называемого Малого дворца, построенного в конце 18 века для жены Голицына: павильон “Каприз” и “Чайный домик”. Небольшой кирпичный двухэтажный павильон, называемый “Каприз”, представляет центральную часть некогда одноэтажного дворцового здания. Корпус капитально переделан по проекту Е. Д. Тюрина в 1819 году. Он был надстроен и получил обработку в стиле ампир. Боковые крылья впоследствии разобраны. Комнаты “Каприза” были роскошно декорированы, здесь висело много картин. В 1830-х годах этот уединенный дворец был превращен в обычные жилые помещения. Перед “Капризом” и примыкающей к нему под прямым углом библиотекой находилось 35 скульптур, а также вазы, бюсты. В центре цветочного сада можно было видеть мраморную статую Купидона, вырезающего лук из палицы Геракла, копию работы XVIII в. французского скульптора Э. Бушардона. В 1840-х годах скульптуры вокруг “Каприза” переместили на верхнюю террасу.
Второй павильон, известен как “Чайный домик”, являлся центральной частью библиотеки, построенной в 1780 - 1790 годах по проекту архитектора Ф. И. Петтонди. Здание было соединено с малым дворцом “Каприз”. В 1829 г. здание горело, в результате чего погибли его боковые крылья. Фасады центральной части вновь отделаны архитектором В. Г. Дрегаловым в стиле позднего классицизма. Центрическая постройка с рустованными стенами завершена купольной ротондой. Это средняя част так называемой “библиотеки”. Интерьер павильона отделан коринфскими колоннами, несущими великолепный по композиции и тонкий по выполнению кессонированный свод.
Также парк украшают памятные обелиски, садовые павильоны, трельяж, фонтаны. В 1818 году архитектор Е. Д. Тюрин построил павильон, известный как храм – памятник Екатерине II. Он представляет собой подобие античного портика. В глубине павильона – бронзовая статуя императрицы в виде богини правосудия Фемиды, выполненная академиком Ж. Д. Рашеттом.
По другую сторону партера находится розовая беседка, воздвигнута над фонтаном со скульптурой “Мальчик с гусем”. Из двух обвитых зеленью Трельяжей по сторонам партера сохранился восточный. Вход в него имеет вид руины с большим арочным проемом. Аллея трельяжа подводит к памятнику А. С. Пушкина, установленному в память посещения поэтом Архангельского. Пушкинская аллея - основная достопримечательность восточной части парка. В ее глубине установлен мраморный бюст А. С. Пушкина работы неизвестного скульптора. На пьедестале памятника высечены строки послания поэта владельцу Архангельского князю Н. Б. Юсупову “К вельможе”. В этом послании Пушкин передал свои впечатления от Архангельского:
…Ступив за твой порог,
Я вдруг переношусь во дни Екатерины.
Книгохранилище, кумиры, и картины,
И стройные сады свидетельствуют мне
Что благосклонствуешь ты музам в тишине,
Что ими в праздности ты дышишь благородной.
Побывавший в Архангельском А. И. Герцен отметил: “Здесь человек встретился с природой под другим условием, нежели обыкновенно. Он от нее потребовал одного удовольствия, одной красоты и забыл пользу”.
В Архангельском был и свой театр. Он был построен в 1817 году по проектам О. И. Бове и П. Гонзага архитектором В. Стрижаковым под руководством Е. Тюрина и С. Мельникова. Последнему принадлежит внутренняя отделка. Деревянное оштукатуренное, обработанное “под камень” здание снаружи отличается крайней лаконичностью, характерной для архитектуры позднего классицизма. Открытая двухмаршевая лестница в торце корпуса пристроена в 1828 году. Простоте внешней обработки противопоставлены торжественность и богатство форм классической архитектуры зрительного зала, выполненного в духе интерьеров Палладио. Славу театра составили его декорации, написанные известным художником-декоратором Пьетро Гонзага, приглашенным из Италии в 1791 году. Из двенадцати смен декораций сохранилось четыре и занавес, исполненный по эскизам художника. В театре играла труппа крепостных актеров. Сам же театр состоит из 22 двухместных лож, с внутренним сообщением в двух ярусах, и из небольшого портера, и может вместить в себе до 400 зрителей. Усадебный театр в Архангельском, вошедший в историю театрального искусства, является памятником мирового значения.
На территории Архангельской усадьбы находится еще много интересных и красивых построек. Например, двухэтажный конторских флигель с кирпичным нижним и деревянным верхним этажами перестроен в начале XIX века в стиле классицизма по проекту Е. Тюрина. Скромная, но изящная внешняя обработка ограничивается небольшим портиком в пределах второго этажа и рустовкой стен в основании здания, трактованном как подиум. Потом “ворота над оврагом” - двухэтажный служебный флигель конца XVIII веа. Его первый этаж, сложенный из кирпича, в средней части прорезан сквозной аркой. Деревянный верх венчался башней, разобранный при частичной перестройке флигеля в начале XIX века. Сейчас о прежнем убранстве зданий в характере псевдоготики напоминают лишь декоративные впадины стрельчатого очертания на главном фасаде.
Наиболее древней из построек усадьбы является Архангельская церковь. Она сооружена на старом боярском дворе по заказу Я. Н. Одоевского в 1667 году. Небольшой кирпичный храм первоначально обладал оригинальной асимметричной композицией. К центральному одноглавому четверику по диагонали примыкали два меньших по объему одноглавых предела, завершенных, как и главный объем, ярусами кокошников. Порталы северного предела выходили на открытое северо-западное крыльцо.
В первой четверть XIX века храм был частично перестроен согласно требованиям “регулярности” архитектурного классицизма. Юго-западный предел разобран и перенесен к востоку, их своды переложены. Покрытия церкви по кокошникам заменены четырехскатными кровлями, окна растесаны. В середине XIX века к западу от церкви выстроена массивная и примитивная по формам колокольня. В 1964 – 1965 годах памятник частично реставрирован. Поздняя колокольня разобрана, восстановлены прежняя система покрытий и характер оконных проемов.
Оригинальна конструктивная схема перекрытия главного четверика храма. Сомкнутый свод, прорезанный распалубкой, на которую опирается барабан, передает распор на стены и два столба, отодвинутые к западной стене. Конструктивный прием и принцип построения многообъемной композиции, использованные в Архангельской церкви, близки по решениям усадебных храмов в других вотчинах Одоевских. Возможно, что здания были построены крепостным зодчим Одоевских Павлом Потехиным.
Церковная ограда с башнями сооруженная с северной стороны церкви в 1826 году. Ее каменные стены, обработанные мелкой галькой, заканчиваются двумя деревянными башнями со шпилями, напоминающими по форме колокольни. Святые ворота в виде триумфальной арки с пучками коринфских колонн построены в 1823 – 1824 годах по проекту Е. Тютина. Поставленные на аллее, ведущей к церкви, ворота связывают последнюю с усадебным ансамблем. Арка ворот завершается крестом и фигурами ангелов.
Самой молодой постройкой является храм-усыпальница Юсуповых выстроенный по проекту архитектора Р. И. Клейна в 1910 – 1914 годах. Кирпичное оштукатуренное здание в стиле неоклассицизма поставлено на высоком подиуме. Над кубическим объем храма с четырехколонным портиком входа высится ротонда с круглыми люкарнами и лепными барельефами, а завершает ее высокий купол. К центральному портику с двух сторон примыкают облицеванные искусственным мрамором колоннады, организующие пространство перед входом в усыпальницу. Воздвигнутое как храм-усыпальница вскоре после гибели на дуэли князя Н. Ф. Юсупова, здание никогда не использовалось по назначению. Внутри оно представляет собой украшенный колоннами зал, перекрытый высоким куполом. Лепка и ярко-синие с золотом росписи выполнены под руководством художника И. И. Нивинского.
Усадьба постоянно привлекала к себе внимание современников. В разное время ее посетили такие выдающиеся деятели русской культуры как: историк и писатель Н. М. Карамзин, поэты А. С. Пушкин и П. А. Вяземский, литераторы А. И. Герцен и Н. П. Огарев, художники В. А. Серов, А. Н. Бенуа, К. Е. Маковский, К. А. Коровин, музыканты К. Н. Игумнов и И. Ф. Стравинский. Не обошли вниманием усадьбу Архангельское и члены русской императорской фамилии. Здесь неоднократно бывали Александр I и Николай I, Александр II и Александр III.
При всем обилии и разнообразии построек, входящих в усадьбу, трудно себе представить архитектурный ансамбль, так глубоко продуманный и законченный в художественном воплощении. Духовное соприкосновение с неповторимым синтезом красоты и гармонии во всем, что можно было наблюдать в Архангельском, рождало желание еще и еще раз посетить эти места.
Несколько месяцев назад, я посетила усадьбу Архангельское. И была поражена тем, что я увидела: величественный дворец восхищающий своей красотой и великолепием, в то же время, маленькая Архангельская церковь рождающая в душе спокойствие и умиротворенность и чудесная природа заставляющая, нас, городских жителей, увидеть мир другими глазами. Эта поездка произвела на меня огромное впечатление, и поэтому, желая увидеть такую же красоту, я решила посетить и другие усадьбы XVIII – XIX веков.
Список литературы.
1. “Кусково – Останкино – Архангельское. Города и музеи мира” М. “Искусство” 1979
2. “В окрестностях Москвы. Из истории русской усадебной культуры XVII – XIX веков” М. “Искусство” 1979
3. “Волоколамск и его окрестности” М. “Московский рабочий” 1974