СВОТ-анализ организации
Содержание
Введение
Задание 1
Задание 2
Задание 3
Заключение
Список литературы
Введение
свот магазин управление мотивация
Организация - сложный организм. В нем переплетаются и уживаются интересы личности и групп, стимулы и ограничения, жесткая технология и инновации, безусловная дисциплина и свободное творчество, нормативные требования и неформальные инициативы. У организаций есть свой облик, культура, традиции и репутация. Они уверенно развиваются, когда имеют обоснованную стратегию и эффективно используют ресурсы. Они перестраиваются, когда перестают отвечать избранным целям. Они погибают, когда оказываются неспособными выполнять свои задачи. Не понимая сущности организации и закономерностей их развития, нельзя ни управлять ими, ни эффективно использовать их потенциал, ни осваивать современные технологии их деятельности. Зачем организации нужны, как создаются и развиваются, на каких принципах строятся, почему и как изменяются, какие возможности открывают, почему их участники действуют так, а не иначе, - ответы на эти вопросы призвана дать теория организации, опирающаяся на обобщение новейшего мирового опыта.
Цель контрольной работы – описать организацию цветочный магазин "Татьяна".
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
Провести СВОТ - анализ организации.
На основании СВОТ - анализа разработать альтернативные стратегии.
Провести анализ и оценку организационной структуры управления.
Представить предложения по совершенствованию организационной структуры.
Провести анализ ситуации и принять решение.
Провести анализ системы мотивации в организации.
Задание 1
В рамках задания 1 необходимо:
провести СВОТ-анализ любой известной Вам организации. СВОТ - анализ –– это исходный момент стратегического исследования. Он может проводиться как индивидуально, так и в группах. Оцениваются сильные (С), слабые (В) стороны организации, возможности для ее развития (О) и существующие угрозы (Т). На 1-м этапе рекомендуется оценить возможности и угрозы, а на 2-м –– сильные и слабые стороны организации.
Ответ: Цветочный магазин "Татьяна" (ИП Воротилова Т.А), находится по адресу г. Челябинск, ул. Кирова 161.
В магазине реализуются следующие товары: срезные цветы, букеты, комнатные растения, горшки пластмассовые, горшки керамические, семена, подкормки, грунт. В цветочном автомате планируется продавать срезные цветы по отдельности, а в праздничные дни продажа может осуществляться и букетами.
Отраслевая принадлежность – продажа цветов.
Организационно-правовая форма и вид собственности: индивидуальный предприниматель без образования юридического лица, частная.
SWOT-анализ — это определение сильных и слабых сторон предприятия, а также возможностей и угроз, исходящих из его ближайшего окружения (внешней среды).
сильные стороны (strengths) — преимущества организации;
слабости (weaknesses) — недостатки организации;
возможности (opportunities) — факторы внешней среды, использование которых создаст преимущества организации на рынке;
угрозы (threats) — факторы, которые могут потенциально ухудшить положение организации на рынке.
Таблица 1 SWOT-анализ цветочного магазина "Татьяна"
Сильные стороны |
Факторы среды |
Значимость |
Оценка |
Взвешенная оценка в баллах |
Доля |
широкий ассортимент |
5 |
5 |
25 |
0,27 |
|
хорошее качество продукции |
5 |
5 |
25 |
0,27 |
|
модный стиль и дизайн |
4 |
5 |
20 |
0,21 |
|
удобное месторасположение |
3 |
4 |
12 |
0,13 |
|
расширение ассортиментной группы товаров |
3 |
4 |
12 |
0,13 |
|
Итого: |
94 |
1 |
|||
Слабые стороны |
близкое расположение салонов основных конкурентов |
4 |
4 |
16 |
0,18 |
зависимость от поставщика |
5 |
5 |
25 |
0,28 |
|
квалификация персонала |
3 |
2 |
6 |
0,07 |
|
ассортимент продукции в автомате ниже, чем в цветочном салоне |
5 |
5 |
25 |
0,28 |
|
зависимость от курса доллара |
4 |
4 |
16 |
0,18 |
|
Итого: |
88 |
1 |
|||
Возможности |
внедрение автомата для продажи цветов |
5 |
5 |
25 |
0,26 |
работа с надежными поставщиками |
5 |
4 |
20 |
0,21 |
|
возможность сотрудничества с предприятиями города |
3 |
4 |
12 |
0,13 |
|
возможность изменения цен в реальном времени |
4 |
5 |
20 |
0,21 |
|
возможность установки автоматов поблизости с университетами и увеселительными заведениями |
3 |
4 |
12 |
0,13 |
|
повышение цен во время праздничных мероприятий |
2 |
3 |
6 |
0,06 |
|
Итого: |
95 |
1 |
|||
Угрозы |
колебание курса доллара |
4 |
5 |
20 |
0,26 |
появление на рынке конкурентов с аналогичными решениями |
5 |
4 |
20 |
0,26 |
|
постепенное снижение цен у конкурентов |
4 |
4 |
16 |
0,21 |
|
более гибкая система скидок у конкурентов |
4 |
5 |
20 |
0,26 |
|
Итого: |
76 |
1 |
Таким образом, бальная оценка SWOT анализа показала, что возможности превышают угрозы.
на основании СВОТ-анализа разработать альтернативные стратегии развития организации (провести анализ и оценку существующих стратегий, дать предложения по их корректировке с учётом влияния факторов внешней и внутренней среды).
Формулировка стратегии должна содержать: а) целевую установку; б) предполагаемые средства достижения целей (программы, проекты, инициативы).
Ответ: На основании SWOT-анализа построим график выбора суммарной оценки выявленных факторов.
Рисунок 1 – График выбора суммарной оценки выявленных факторов
В данных условиях возможны 4 различных варианта стратегического развития:
1) Стратегия, ориентированная на реструктуризацию организации, для того, чтобы слабые стороны уменьшить
2) Стратегия агрессивного роста:
- поглощение;
- горизонтальная интеграция;
- сети;
- совместное предприятие.
Максимально использовать сильные стороны, поглощать более слабых конкурентов
3) Стратегия обновления, диверсификации, инновации за счет:
-выполнения новой продукции;
-обновления и т д.
Сильными сторонами снижаем воздействие слабых сторон
4) Защитная стратегия:
- продажа;
-ликвидация;
- существенная реорганизация.
Исходя из графика для магазина "Татьяна" выбрана стратегия обновления, диверсификации, инновации.
Цель стратегии:
- расширение деятельности предприятия;
- внедрение в деятельность предприятия аппарата по продаже цветов;
- увеличение прибыли предприятия.
Границы – март 2011 г. – декабрь 2011 г.
Преимущества: внутренний рост произойдет из-за расширения предоставляемых ассортиментов товаров.
Внешний рост в форме вертикального роста.
Вид плана по критерию времени: стратегический
По составу: по организации
На основании выбранной стратегии разработаем план реализации стратегии на основании модели 7 S (МакКинзи):
Strategy (Стратегия): составление стратегических планов по магазину Татьяна".
Structure (Структура): принять на работу нового руководителя отдела продаж, отправить на обучение сотрудников магазина "Татьяна".
Systems (Системы): материальное стимулирование труда работников.
Staff (люди): стиль взаимоотношений оставить без изменений.
Skills (компетенции): обучение персонала для работы с новым оборудованием (автоматом)
Style (стиль взаимоотношений в организации): для сплоченности коллектива организовать корпоративные мероприятия
Shared values (разделяемые ценности): оставить на прежнем уровне.
Система сбалансированных показателей — это концепция переноса и декомпозиции стратегических целей для планирования операционной деятельности и контроль их достижения. По сути ССП - это механизм взаимосвязи стратегических замыслов и решений с ежедневными задачами, способ направить деятельность всей компании (или группы) на их достижение.
Рисунок 2 - План реализации стратегии
Задание 2
В рамках задания 2 необходимо:
провести анализ и оценку организационной структуры управления (тип структуры, ее преимущества и недостатки, соответствие стратегии и культуре, адаптируемость к изменениям среды). Следует дать схему, иллюстрирующую действующую оргструктуру;
Ответ: На рис. 3 представлена организационная структура магазина "Татьяна".
Рисунок 3 - Организационная структура цветочного салона "Татьяна"
Тип организационной структуры магазина "Татьяна" - линейный, так как во главе фирмы стоит руководитель, сосредоточивший в своих руках все функции управления и осуществляющий единоличное руководство подчиненными ему работниками. Таким образом, в управлении реализуется принцип единоначалия, который предполагает, что подчиненные выполняют распоряжения одного руководителя.
Директор цветочного магазина - обеспечивает соблюдение требований, установленных для предприятия в государственных стандартах, санитарных, ветеринарных, противопожарных правилах и других нормативных документах, оформляет, получает лицензии, соответствующие разрешения и иные документы (сертификаты соответствия, гигиенические заключения) и представляет их, либо часть информации, содержащейся в этих документах для ознакомления покупателям, доводит до сведения покупателей информацию о товарах и иной информации, способствующей правильному выбору товара покупателем, доводит до покупателей сведения об организационно-правовой форме юридического лица, фирменное наименование (наименование), юридический адрес, режим работы и пр., обеспечивает наличие оборудования, инвентаря в соответствии с требованиями стандартов необходимых для сохранения качества и безопасности товаров при их хранении и реализации в месте продажи, организовывает, планирует и координирует деятельность предприятия розничной торговли, управляет текущей деятельность, направленной на доведение товаров до потребителей с наименьшими затратами, осуществляет контроль за рациональным использованием материальных, финансовых и трудовых ресурсов.
Администратор цветочного магазина - анализирует результаты продаж и качества обслуживания покупателей, разрабатывает и проводит мероприятия по повышению качества торгового процесса, ведет переговоры, связанные с поставками, заказами и реализацией товаров, оформляет договоры поставки, купли - продажи, комиссии и т.д., обеспечивает организацию учета товарно-материальных ценностей и представляет отчетность об объемах произведенных продаж директору предприятия (владельцу), принимает решения о назначении, перемещении и освобождении от занимаемых должностей работников торгового предприятия; применяет меры поощрения отличившихся работников, налагает взыскания на нарушителей производственной и трудовой дисциплины, руководит работниками предприятия розничной торговли, представляет интересы предприятия и действует от его имени.
Продавец – обслуживает покупателей, подсчитывает стоимости покупки и выписывает, упаковывает товар, оформляет витрины и контролирует их состояние, участвует в проведении инвентаризации.
Флорист – осуществляет следующие виды работ: обслуживание покупателей: составление букетов, подсчет стоимости букета, проверку реквизитов чека, выдачу букета, контроль за своевременным пополнением рабочего запаса розочек и гвоздик, сохранностью, исправностью и правильной эксплуатацией торгово-технологического оборудования, чистотой и порядком на рабочем месте, подготовку цветочков и травки к продаже: проверка наименования, количества, сортности, цены, состояния упаковки и правильности маркировки; распаковку, осмотр внешнего вида, зачистку, отрыв сухих листочков и лепесточков, подготовку рабочего места: проверку наличия и исправности оборудования, инвентаря и инструмента; заточку, правку инструментов, получение и подготовку упаковочного материала, размещение цветочков по группам, видам и сортам с учетом частоты спроса и удобства работы, заполнение и прикрепление ярлыков цен, подсчет чеков (денег) и сдачу их в установленном порядке, уборку нереализованных цветочков и тары, подготовку цветочков к инвентаризации.
Бухгалтер - выполняет работу по ведению бухгалтерского учета имущества, обязательств и хозяйственных операций (учет основных средств, товарно-материальных ценностей, затрат на производство, реализации продукции, результатов хозяйственно-финансовой деятельности; расчеты с поставщиками и заказчиками, за предоставленные услуги и т.п.), участвует в разработке и осуществлении мероприятий, направленных на соблюдение финансовой дисциплины и рациональное использование ресурсов, осуществляет прием и контроль первичной документации по соответствующим участкам бухгалтерского учета и подготавливает их к счетной обработке, отражает на счетах бухгалтерского учета операции, связанные с движением основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств, составляет отчетные калькуляции себестоимости продукции (работ, услуг), выявляет источники образования потерь и непроизводительных расходов, подготавливает предложения по их предупреждению, производит начисление и перечисление налогов и сборов в федеральный, региональный и местный бюджеты, стразовых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды, платежей в банковские учреждения, средств на финансирование капитальных вложений, заработной платы рабочих и служащих, других выплат и платежей, а также отчисление средств на материальное стимулирование работников предприятия.
представить предложения по совершенствованию оргструктуры в соответствии с рекомендованной в контрольной работе 1 стратегией развития исследуемой организации.
Ответ: В качестве рекомендаций по совершенствованию организационной структуры, с учетом выбранной стратегии предлагается матричная структура управления. Мaтpичнaя cтpyктypa пpeдcтaвляeт coбoй coвpeмeнный эффeктивный тип opгaнизaциoннoй cтpyктypы yпpaвлeния, пocтpoeнный нa пpинципe двoйнoгo пoдчинeния иcпoлнитeлeй, c oднoй cтopoны — нeпocpeдcтвeннoмy pyкoвoдитeлю фyнкциoнaльнoй cлyжбы, кoтopaя пpeдocтaвляeт пepcoнaл и тexничecкyю пoмoщь, c дpyгoй — pyкoвoдитeлю пpoeктa (цeлeвoй пpoгpaммы), кoтopый нaдeлeн нeoбxoдимыми пoлнoмoчиями для ocyщecтвлeния пpoцecca yпpaвлeния в cooтвeтcтвии c зaплaниpoвaнными cpoкaми, pecypcaми и кaчecтвoм.
Задание 3
В рамках задания 3 вам необходимо:
провести анализ ситуации и принять решение. Следует дать описание ситуации (перечень факторов), затем выбрать метод анализа ситуации, выразить проблему, выбрать метод принятия решения, сформулировать решение.
Ответ: Основные процессы в магазине "Татьяна".
Поставки сырья и материалов: Основным поставщиком магазина является московская фирма, ООО "Семь цветов", которая работает с Голландией, Эквадором, Израилем. Ответственный – Воротилова Т. (директор) – оплата продукции, поставщик – поставка продукции.
Выпуск продукции: продажа оформленных цветов. Ответственный – продавец, правильное оформление букета.
Маркетинг: удовлетворение потребностей и желаний покупателей посредством создания и предложения обладающих ценностью товаров и услуг , свободного обмена ими – ответственный Воротилова Т. (директор).
Сбыт: складирование, хранение, транспортировка - ответственный Воротилова Т. (директор).
Вспомогательные процессы: обеспечивают существование основных процессов.
Управление людьми и инфраструктура.
Численность работающих в организации составляет 10 человек, включая продавцов, флориста и водителя.
Проблема: снижение прибыли, срыв заказов из-за неграмотного управления руководителем отдела продаж (администратор магазина).
Таблица 2. Симптомы проблемы
Высокие |
Низкие |
1. Издержки (увеличение затрат по неустойкам по не выполнению в срок поставки) |
1. Прибыль (снижается прибыль из-за увеличение расходов и уменьшение заказов по поставке) |
2. Риск (увеличение риска снижения заказов по поставке) |
3. Конкурентоспособность (снижается конкурентоспособность компании из-за снижения постоянного контроля по поставкам, по увеличению принятия решений лиц не компетентных в данных вопросах) |
3. Уровень конфликтов (из-за не нарушения договорных обязательств увеличиваются конфликты с заказчиками) |
3. Качество управления (из-за отсутствия на рабочем месте администратора цветочного магазина проблемы остаются без решения) |
Таблица 3. Структуризация причин проблемы
Причины 1 уровня |
Снижение прибыли |
||
Причины 2 уровня |
Уменьшение количества заказов на поставку со стороны заказчиков |
Увеличение расходов |
|
Причины 3 уровня |
Конфликтность с заказчиком |
Не выполнение заказов в срок и в полном объеме |
Плохая организация работы по поставке товаров |
Причины 4 уровня |
Отсутствие контроля со стороны администратора цветочного магазина |
Разработаем дерево целей, решающих проблемную ситуацию.
Рисунок 4 - Дерево целей
Выбор альтернативных решений и их оценка представлены в таблице 4.
Таблица 4. Результаты анализа кандидатов на должность администратора цветочного магазина
Критерии / показатели отбора |
кандидаты |
||
1 |
2 |
3 |
|
1. Профессионализм |
|||
1.1 Образование |
высшее |
Средне-специальное |
высшее |
1.2 Соответствие специальности |
да |
нет |
да |
1.3 Опыт работы по профилю (лет) |
5 |
10 |
2 |
1.4 Рекомендации |
нет |
есть |
есть |
1.5 Результат профессионального собеседования (max - 10) |
5 |
6 |
6 |
1.6 Возраст |
30 |
35 |
28 |
2. Перспективность |
|||
2.1 Возраст |
30 |
35 |
28 |
2.2 Амбициозность |
высокая |
Выше среднего |
высокая |
3. Коммуникабельность |
|||
3.1 Оценка коммуникабельности (собеседование) |
ниже среднего |
высокая |
высокая |
4. Расходы, связанные с приглашением на работу |
|||
4.1 Заработная плата (запрашиваемая), руб. |
55 000 |
40 000 |
35 000 |
4.2 Необходимость аренды / покупки квартиры |
нет |
нет |
нет |
4.3 Прочие условия (разрыв контракта с предыдущим работодателем и т.п.) |
нет |
нет |
нет |
провести анализ системы мотивации в организации (анализ компенсационного пакета (системы оплаты труда), социального пакета (что, кроме оплаты труда, предоставляет сотруднику организация), оценку возможностей профессионального и карьерного роста). На основании результатов анализа необходимо дать рекомендации по совершенствованию системы мотивации в организации.
Ответ: Система мотивации магазина "Татьяна" состоит из административных, экономических и социальных методов.
Административные методы:
Применение положений Трудового кодекса РФ;
Формирование приказов, распоряжений, инструктивно-нормативных документов;
Аттестация работников;
Наблюдение за соблюдением правил внутреннего распорядка;
Наличие должностных инструкций
Социальные методы:
Социальные гарантии;
Возможность развития профессионального рост и карьеры в рамках организации;
Наличие миссии и четких целей, сформированных с учетом коллективного мнения;
Формирование корпоративного духа (проведение корпоративных праздников);
Организация труда на основе методов НОТ.
Экономические методы:
Заработная плата на среднеотраслевом уровне;
Наличие повышающих и понижающих коэффициентов при формировании заработной платы.
На основе проведенного исследования система нематериальной мотивации персонала магазина "Татьяна" нуждается в совершенствовании с учетом новых подходов и тенденции кадрового менеджмента.
Основными этапами создания такой системы должны стать:
1. управленческая подготовка и переподготовка руководства организации;
2. создание программы социальной политики организации, организация культурно-массовых и спортивных мероприятий, дополнительного обучения и т.п.;
3. создание подсистемы морального стимулирования.
Заключение
Цветочный магазин "Татьяна" расположен по адресу г. Челябинск, ул. Кирова 161.
В магазине реализуются следующие товары: срезные цветы, букеты, комнатные растения, горшки пластмассовые, горшки керамические, семена, подкормки, грунт. В цветочном автомате планируется продавать срезные цветы по отдельности, а в праздничные дни продажа может осуществляться и букетами.
Структура организации – линейная, которой присущ принцип единоналичия. В качестве рекомендаций по совершенствованию организационной структуры, с учетом выбранной стратегии предлагается матричная структура управления.
На предприятии существует следующая проблема: снижение прибыли, срыв заказов из-за неграмотного управления руководителем отдела продаж (администратор магазина). В качестве рекомендаций предложено введение нового администратора салона, выбраны альтернативные решения, и дана их оценка.
Список литературы
Вершигора, Е.Е. Менеджмент: учеб. пособие для вузов / Е.Е. Вершигора. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 283 с.
Веснин, В.Р. Менеджмент: учеб. для вузов / В.Р. Веснин. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2005. – 502 с.
Герчикова, И.Н. Менеджмент: учеб. для вузов / И.Н. Герчикова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ, 2001. – 501 с.
Основы менеджмента / под ред. Д.Д. Вачугова. – М.: Высшая школа, 2001. – 367 с.
Основы менеджмента: учеб. пособие / А.Ф. Андреев, Н.В. Гришина, С.Г. Лопатина, М.В. Маккавеев и др.; Рос. гос. ун-т нефти и газа им. И.М. Губкина; Каф. произв. менеджмента. – М.: Юрайт, 1999. – 295 с.
Пичужкин, И.В. Основы менеджмента: учеб. пособие / И.В. Пичужкин, В.Н. Жарков, С.А. Максимов. – М.: Юрайт, 2003. – 286 с.