Зарубежный опыт государственной поддержки малого бизнеса и возможности его адаптации в России

Факультет менеджмента и маркетинга

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Менеджмент малого бизнеса» на тему:

Зарубежный опыт государственной поддержки малого бизнеса и возможности его адаптации в России

Москва 2010.

Содержание

Введение

Глава 1. Основные направления государственной поддержки малого предпринимательства в России

1.1 Сущность и роль малого бизнеса в экономике

1.2 Государственная политика поддержки малого бизнеса в России

1.3 Основные направления государственной поддержки малого бизнеса в России в последнее время

Глава 2. Зарубежный опыт поддержки малого бизнеса

2.1 Опыт Великобритании, Германии, США и Японии в развитии малого предпринимательства

2.2 Поддержка инновационного малого бизнеса в США и других странах

2.3 Опыт поддержки малого бизнеса в Германии и Великобритании

Глава 3. Возможности адаптации зарубежного опыта поддержки малого предпринимательства в России

3.1 Состояние малого бизнеса в зарубежных странах и в России

3.2 Опыт развитых стран в поддержке МСП и возможности его адаптации в Российской Федерации

3.3 Проблемы, способные помешать внедрить зарубежный опыт поддержки МСП в России и пути решения данных проблем

Заключение

Список литературы

Введение

В мировой практике считается нормой государственное поощрение малого бизнеса в интересах нации. При этом задача государства не сводится к тому, чтобы на льготных условиях предоставлять мелким и средним фирмам финансовые, технические и прочие ресурсы и поддерживать частную инициативу любой ценой. Государство призвано, в первую очередь, создать такой правовой и экономический климат, который позволит малому бизнесу не только удержаться на плаву, но и расти, набирать силу.

Повсюду: в Европе, Японии, США, странах Юго-Восточной Азии и Латинской Америки — мелкое и среднее предпринимательство находит все более широкую поддержку. Даже восточноевропейские державы с переходной экономикой уделяют особое внимание государственной поддержке малого бизнеса.

Целью курсовой работы является анализ системы государственной поддержки малого предпринимательства в России и зарубежных странах и выявление возможностей адаптации различных видов форм поддержки малого предпринимательства к российским условиям.

Задачами моей работы являются:

    Раскрыть основные направления государственной поддержки малого предпринимательства в России и раскрыть суть федеральной программы поддержки малого предпринимательства.

    Проанализировать различные формы государственной поддержки малого предпринимательства в развитых странах (США, Япония, страны ЕС).

    Выявить возможности для адаптации зарубежного опыта государственной поддержки малого предпринимательства к российской действительности.

Курсовая работа состоит из трех глав, в каждой из которых 2-3 пункта. В первой главе я охарактеризовал сущность малого предпринимательства, показал основные направления государственной поддержки малого предпринимательства в России и указал на основные достижения государства в данной области. Во второй главе я проанализировал государственные программы поддержки малого и среднего бизнеса в наиболее развитых странах и указал на основные точки приложения усилий данных стран в области поддержки и развития малого бизнеса. Третью главу я посвятил анализу зарубежных и российских условий развития малого бизнеса и выявил проблемы, которые мешают использовать зарубежный опыт государственной поддержки малого бизнеса в России и возможности, которые существуют для реализации опыта развитых стран.

Глава 1. Основные направления государственной поддержки малого предпринимательства в России

1.1 Сущность и роль малого бизнеса в экономике

Согласно статье 3 Федерального закона от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ"

1. Под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):

а)в промышленности - 100 человек;

б)в строительстве - 100 человек;

в)на транспорте - 100 человек;

г)в сельском хозяйстве - 60 человек;

д)в научно-технической сфере - 60 человек;

е) в оптовой торговле - 50 человек;

ж) розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек;

з) в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.

Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли.

Малое предпринимательство в странах с рыночной экономикой выполняет важные экономические и социальные функции:

• МП создают конкурентную среду, формируют конкурентные цивилизованные рыночные отношения в экономике, способствующие лучшему удовлетворению потребностей людей в товарах и услугах.

• Гибко реагируя на запросы потребителей, владельцы малых предприятий стремятся расширить ассортимент, повышать качество товаров, работ, услуг.

• Размещая производственные или торговые малые предприятия в небольших городах, селах и поселках, предприниматели приближают производство товаров и услуг к конкретным потребителям. При этом нередко выпуск товаров широкого потребления организуется за счет использования местных сырьевых ресурсов, отходов крупного производства.

• Деятельность малого предпринимательства имеет особое значение для депрессивных территорий, в которые крупный капитал не идет.

• Предприниматели-владельцы малых предприятий вкладывают в развитие производства личные частные сбережения денежных средств, создают новые рабочие места, способствуют росту занятости населения.

• Малые предприятия и индивидуальные предприниматели как плательщики налогов вносят заметный вклад в формирование доходов бюджетов всех уровней и тем самым участвуют в решении задач социально-экономического развития административно-территориальных образований страны — городов, районов, областей.

• Благодаря частной инициативе сохраняются многие ремесла и народные промыслы, что дает возможность сохранять, развивать таланты людей.

• Малый бизнес выступает партнером крупных предприятий, на основе подрядной системы берется за изготовление и поставки комплектующих изделий, деталей, вспомогательных и обслуживающих производств.

• Малые предприятия успешно конкурируют с крупными в сфере научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и тем самым вносят вклад в обеспечение научно-технического прогресса.

1.2 Государственная политика поддержки малого бизнеса в России

Основные приоритеты развития малого предпринимательства определило Постановление Совета Министров «О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» от 11 мая 1993 г. № 446. К ним относятся:

    Производство и переработка сельскохозяйственной продукции;

    Производство продовольственных, промышленных товаров, товаров народного потребления, лекарственных препаратов и медицинской техники;

    Оказание производственных, коммунальных и бытовых услуг;

    Строительство объектов жилищного, производственного и социального назначения;

    Инновационная деятельность.

В соответствии с Законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» от 14 июля 1995 г. № 88-ФЗ государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется на основании Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства региональными (межрегиональными), отраслевыми (межотраслевыми) и муниципальными программами развития, разрабатываемыми Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. Цель составления таких программ – определение конкретных мер по реализации перечисленных направлений государственной поддержки малого предпринимательства на предстоящий финансовый год. Головным исполнителем Федеральной программы является Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП России).

В соответствии с Федеральной программой в проекте федерального бюджета каждый год предусмотрено выделение средств на ее реализацию, а в конце бюджетного года Правительство РФ представляет в Государственную Думу доклад о состоянии и развитии малого предпринимательства в Российской Федерации и мерах по его государственной поддержке, включая отчет об использовании выделенных на эти цели средств федерального бюджета.

Указом президента РФ «О первоочередных мерах государственной поддержки малого предпринимательства в РФ» от 4 апреля 1996 г. № 491 Правительству РФ было предписано:

1. Начиная с 1996 г. ежегодно предусматривать предоставление государственных гарантий на сумму не менее 200 млн долл. США иностранным кредитным организациям, выделяющим кредиты на поддержку малого предпринимательства в России.

2. Начиная с 1997 г. ежегодно предусматривать в федеральном бюджете выделение на поддержку малого предпринимательства государственных льготных инвестиционных кредитов в размере не менее 500 млрд руб.

3. Начиная с 1997 г. ежегодно предусматривать в бюджете Государственного фонда занятости населения РФ направление не менее 40% средств на создание новых рабочих мест в сфере малого предпринимательства.

4. Установить порядок резервирования для субъектов малого предпринимательства определенной доли заказов на производство и поставку отдельных видов продукции и товаров (услуг) для государственных нужд. Тем же Указом определены некоторые источники средств, выделяемые малому предпринимательству, и формирование Федерального фонда поддержки малого предпринимательства. Правительству РФ указано на необходимость учета интересов субъектов малого предпринимательства при разработке законодательных и нормативных актов, а органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления предложено создать региональные системы государственной поддержки малого предпринимательства и предусматривать в соответствующих бюджетах выделение на поддержку малого предпринимательства средств в размере не менее 0,5% от годовых доходов бюджетов.

В целях финансирования программ, проектов и мероприятий, направленных на поддержку и развитие малого предпринимательства, создаются соответствующие государственные и муниципальные органы, являющиеся некоммерческими организациями.

Финансовое обеспечение федеральной политики государственной поддержки малого предпринимательства осуществляет Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, создание которого Правительство РФ предусмотрело Федеральным законом РФ от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ.

Для осуществления поставленных перед ним целей Фонд поддержки малого предпринимательства:

    Осуществляет финансирование Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства и участвует в финансировании региональных программ и проектов в области поддержки и развития малого предпринимательства;

    Выполняет функции залогодателя, поручителя или гаранта по обязательствам субъектов малого предпринимательства, осуществляет контроль за целевым использованием выделенных бюджетных средств;

    Принимает долевое участие в создании и деятельности коммерческих и некоммерческих организаций, обеспечивающих развитие инфраструктуры рынка, специализированных консультационных организаций, информационных систем поддержки малого предпринимательства и развития конкуренции, систем потребительской экспертизы и сертификации товаров и услуг;

    Финансирует мероприятия по подготовке, переподготовки и повышению квалификации кадров для субъектов малого предпринимательства, поддержке новых экономических структур, защите прав потребителей, организует консультации по вопросам налогообложения и применения норм действующего законодательства в области малого предпринимательства;

    Организует сбор и обработку правовой, патентно-лицензионной и иной информации, представляющей интерес для субъектов малого предпринимательства, изучает конъюнктуру внутреннего рынка, предоставляет консультационную и организационно-методическую помощь при разработке программ и проектов в области малого предпринимательства;

    Может выступать гарантом по целевым иностранным кредитам, предоставляемым России на поддержку малого предпринимательства, а также по инвестиционным кредитам, предоставляемым российскими кредитными организациями, субъектам малого предпринимательства на коммерческой основе для реализации программ и проектов в области малого предпринимательства.

С участием Фонда созданы 75 региональных фондов и центров поддержки предпринимательства. Они находятся под контролем органов самоуправления, тесно контактируют с администрациями субъектов РФ.

Помимо Федерального фонда поддержки малого предпринимательства Постановлением Правительства РФ от 3 февраля 1994 г. № 65 создан Фонд содействия развития малых форм предприятий в научно-технической сфере.

Задачи фонда, его права и структура аналогичны Федеральному фонду поддержки малого предпринимательства, но его деятельность концентрируется исключительно в научно-технической сфере; создание малых наукоемких фирм, инновационных и инжиниринговых центров, финансовая поддержка высокоэффективных национальных проектов, разрабатываемых малыми предприятиями и т. п. Другим отличием от федерального фонда является то, что финансовая помощь данным фондом может оказываться только на возвратной основе с оплатой за использование средств федерального бюджета в размере до ½ действующей учетной ставки

Центрального банка Российской Федерации.

Российская ассоциация развития малого предпринимательства (РАРМП) учреждена в ноябре 1994 г. Основные направления деятельности:

1. Организация взаимодействия и взаимопомощи между региональными структурами поддержки малого предпринимательства.

2. Защита прав предпринимателей в органах законодательной и исполнительной власти России.

3. Разработка и реализация федеральных, региональных и отраслевых программ развития и поддержки малого предпринимательства.

4. Содействие предпринимателям в установлении прямых деловых контактов, помощь в подборе партнеров, как в России, так и за рубежом.

5. Обобщение и распространение опыта деятельности малых предприятий и структур поддержки малого предпринимательства.

6. Оказание информационной, консультационной, методической, правовой и иной помощи организациям поддержки малого предпринимательства.

Развитию малого бизнеса оказывают также поддержку кредитные организации. Европейским банком реконструкции и развития была разработана программа кредитования малого предпринимательства через ряд банков-участников, расположенных в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и других городах. В течение четырех лет существования программы более 8000 кредитов были выданы на общую сумму немногим менее 100 млн. долл. При соблюдении установленных норм малое предприятие могло получить кредит от 20 тыс. до 125 тыс. долл. США на срок до 36 месяцев под установленную банком ставку. В качестве залога может быть использована недвижимость, машины и оборудование и т. д. Цели применения кредитов, как правило, следующие: покупка машин и оборудования, покупка и ремонт недвижимости, которая будет использована малым предпринимательством, оборотный капитал, направленный на производства (например, покупку сырья) или оплату услуг. Не допускается финансирование оборотных средств, направленных на ведение торговой деятельности (например, покупку товаров, которые перепродаются без улучшения их качества). Финансирование торговой деятельности возможно по программе микрокредитования малого бизнеса ЕБРР, цель которой состоит в предоставлении надежного источника финансирования с разумной процентной ставкой и быстрым оформлением. Размер микрокредита 10 – 30 тыс. долл., сроки – до шести месяцев для компаний-производителей и до года для компаний, оказывающих услуги. В отличие от первой программы микрокредиты можно использовать для финансирования торговой деятельности. Законодательством предусмотрены возможности льготного кредитования, страхования и информационного обслуживания субъектов малого предпринимательства. При этом фондам поддержки малого предпринимательства предоставлено право полной или частичной компенсации кредитным и страховым организациям доходов, недополученных ими в результате предоставления соответствующих льгот. Фонды поддержки малого предпринимательства также вправе полностью или частично компенсировать субъектам малого предпринимательства их расходы, связанные с внешнеэкономической деятельностью и информационным обслуживанием.

Создаваемая при содействии федеральных и региональных органов исполнительной власти инфраструктура, обеспечивающая развитие и поддержку малого предпринимательства, включает сеть технопарков, лизинговых фирм, бизнес-клубов, производственно-технических центров и других объектов, призванных открыть малым предприятиям доступ к современному оборудованию и технологиям.

Кроме того, в соответствии со ст. 15 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон) установлены особенности участия субъектов малого предпринимательства, в соответствии с которой государственные заказчики, за исключением случаев размещения заказов для нужд обороны страны и безопасности государства, обязаны осуществлять размещение заказов у субъектов малого предпринимательства в размере не менее чем 10% и не более чем 20% от общего объема заказов.

1.3 Основные направления государственной поддержки малого бизнеса в России в последнее время

В последние годы Правительство РФ старается уделять больше внимания поддержке малого бизнеса. Данный факт виден на примере письма Министерства экономического развития РФ «Об основных направлениях государственной политики по развитию малого бизнеса и среднего предпринимательства» от 24 декабря 2008г.:

В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437, на министерство возложены полномочия по реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере развития предпринимательской деятельности, в том числе среднего и малого бизнеса.

С 2005 г. Минэкономразвития России реализует комплекс мероприятий по государственной поддержке малого предпринимательства, в том числе на:

а) создание и развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства (бизнес-инкубаторов);

б) поддержку субъектов малого предпринимательства, производящих и реализующих товары (работы, услуги), предназначенные для экспорта;

в) развитие системы кредитования субъектов малого предпринимательства;

г) создание и развитие инфраструктуры поддержки малых предприятий в научно-технической сфере;

д) поддержку региональных программ развития малого и среднего предпринимательства.

Государственная финансовая поддержка малого предпринимательства осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.04.2005 N 249 "Об условиях и порядке предоставления средств федерального бюджета, предусмотренных на государственную поддержку малого предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства" (далее - Постановление).

Федеральным законом от 24.07.2007 N 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" на эти цели в 2008 г. предусмотрены ассигнования в размере 3,85 млрд руб. В 2009 г. Объем финансирования составит 10,5 млрд руб.

Средства федерального бюджета предоставляются Министерством экономического развития Российской Федерации на конкурсной основе в виде субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации при условии софинансирования расходов за счет средств соответствующих бюджетов. Оказание прямой финансовой поддержки субъектам малого предпринимательства находится исключительно в компетенции субъекта Российской Федерации.

Основными направлениями поддержки малого и среднего предпринимательства в 2009 г. станут: грантовая поддержка начинающих предпринимателей (до 300 000 руб. на безвозвратной основе), микрокредитование (беззалоговые кредиты не более 1 000 000 руб. на срок не свыше 1 года), повышение капитализации региональных гарантийных фондов по кредитам малых и средних предприятий, субсидирование процентной ставки по кредитам малых и средних компаний.

В Москве осуществляют деятельность 2 региональных венчурных фонда, находящихся под управлением УК "Альянс РОСНО" и "ВТБ Управление активами", которые предоставляют венчурные средства малым инновационным компаниям.

22.07.2008 Президент Российской Федерации подписал Федеральный Закон N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", который вступил в силу 5 августа 2008 г.

Указанным Федеральным законом предусмотрено преимущественное право приобретения субъектами малого и среднего предпринимательства добросовестно арендуемого более трех лет недвижимого имущества при принятии уполномоченными органами власти субъектов РФ и органами местного самоуправления решения о приватизации данного имущества.

В 2007 г. в Федеральные законы "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" внесены изменения, которые закрепили за органами государственной власти и местного самоуправления возможность создания имущественных фондов для сдачи в аренду субъектам малого предпринимательства.

Основные преимущества данного предложения:

- формирование имущественных комплексов для целей малого бизнеса на постоянной основе;

- стимулирование развития необходимых для субъектов РФ и муниципальных образований видов предпринимательской деятельности (бытовые услуги, социально-ориентированные предприятия и пр.);

- обеспечение доступности имущества для малого бизнеса.

Одновременно в целях обеспечения прозрачности механизма распределения имущества и соблюдения его целевого назначения - предоставление малому бизнесу, а также недопущения возможности предоставления в аренду имущества на невыгодных условиях (высокая арендная плата, краткосрочность) разработан и закреплен механизм привлечения общероссийских объединений предпринимателей, действующих на соответствующих территориях, для подтверждения потенциальным арендатором фактического статуса малого предприятия.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15.05.2008 N 797 имущество, включенное в такие перечни, должно предоставляться субъектам малого и среднего предпринимательства в рамках долгосрочных договоров.

Программа поддержки малого бизнеса на 2010 год.

Основными способами поддержки малого бизнеса в настоящее время является выдача льготных кредитов, упрощение систем регистрации и налогообложения малых предприятий, а также оказания консультаций специалистов предпринимателям.

Программа поддержки малого бизнеса в 2010 году, которая была разработана правительством Российской Федерации, подверглась некоторой корректировке. Наибольшую помощь получат те предприятия, которые занимаются инновационной и производственной деятельностью. Планируется, что в 2010 году должна полностью заработать программа кредитования малых предприятий и механизм гарантийных фондов, которые будут заниматься поддержкой малого и среднего бизнеса. Через банки-партнеры «Российского банка развития» малому бизнесу будет выделено кредитов на сумму не менее 100 миллиардов рублей, через гарантийные фонды малый бизнес в виде кредитов получит около 80 миллиардов рублей. Также правительство Российской Федерации в рамках программы поддержки малого бизнеса в 2010 году продолжит совершенствовать работу налоговых служб, таможенных органов и органов правопорядка.

Кроме государственной программы поддержки малого бизнеса в 2010 году существует ряд региональных программ, которые также позволяют увеличить эффективность работы малых предприятий и оказать необходимую поддержку начинающим предпринимателям. К примеру, фонд поддержки малого бизнеса в Хабаровском крае предлагает начинающим предпринимателям воспользоваться кредитом на выгодных условиях. Процентная ставка кредита может составлять от 8,75 до 13,75%, а получить кредит может практически любой предприниматель, который только что зарегистрировал свое предприятие или давно занимается частным бизнесом.

Особое внимание государственные органы уделяют молодым предпринимателям, делающим первые шаги в малом бизнесе. Прежде всего, молодой предприниматель может получить консультации квалифицированных специалистов, которые помогут в регистрации компании, разработке бизнес плана или подборе кадров.

Во многих регионах Российской Федерации строятся бизнес-центры, которые ориентированы на предприятия малого бизнеса, где предприниматели смогут не только снять помещение по выгодной арендной ставке, но и получить все необходимые условия для успешной работы. Компактное размещение предприятий малого бизнеса позволит создать необходимую атмосферу для творчества, что немаловажно для работы многих предприятий, занимающихся разработкой инновационных технологий. Также в целях поддержки малого бизнеса и предпринимателей многие государственные заказы на производство товаров или услуг размещаются в виде тендеров, что позволяет предпринимателям найти выгодный заказ, который позволит обеспечить хорошую прибыль предприятия.

В завершении описания программы поддержки малого бизнеса на 2010 год хочу представить к рассмотрению интервью от 11.02.2010 директора департамента развития малого и среднего предпринимательства Министерства экономического развития РФ Андрея Шарова, в котором он подвел итоги реализации программы поддержки бизнеса и рассказал о планах на 2010 год.

Как сообщается на сайте департамента поддержки и развития малого и среднего предпринимательства Москвы, Шаров отметил, что, несмотря на сложность прошедшего 2009-го года, показатели развития малого и среднего бизнеса и по стране, и по столице оказались неплохими.

«В России более 5 млн. субъектов малого предпринимательства, что составляет более 60% налогоплательщиков всей страны, и количество это выросло за прошлый год на 2,8% (143 тыс. новых компаний), хотя в 46 субъектах оно упало, и еще предстоит выяснить, почему», - сообщил Шаров.

Темпы роста количества малых компаний в 2009-ом году, конечно же, снизились – все предыдущие годы оно стабильно росло на 10% в год. При этом 2009-ый год явился годом больших законодательных достижений.

«Вступил в силу закон о проверках. Из 37 тыс. заявлений о внеплановых проверках прокуратурой отклонена половина, 77% - в Москве. В соответствии с уведомительным порядком открытия 13-ти видов бизнеса поступило 16,5 тыс. уведомлений. Лидеры уведомительного процесса – Москва, Московская, Свердловская, Кемеровская области», - продолжил Шаров. Впервые были созданы сводные планы проверок в регионах. Из 1 млн. 200 тыс. плановых проверок согласовано 570 тыс. По 55 составам правонарушений было введено предупреждение – то есть штрафные санкции наступают не сразу.

«Освободив МВД от проверок на потребительском рынке, мы добились улучшения предпринимательского климата, предоставив эти полномочия Роспотребнадзору. Радикально сокращен список продукции, подлежащей обязательной сертификации. Соотношение поменялось с 80:20 на 51:49, что также является определенной победой. В одном лишь секторе парфюмерно-косметической продукции экономия составила 700 млн. рублей», - подчеркнул Шаров.

В 2009-ом году заключено 8 тыс. сделок по выкупу предпринимательскими структурами муниципального имущества. Сформирован список для предоставления муниципального имущества в аренду. Общее количество площадей составило 9,3 млн. кв. м, 9% из которых расположены в Москве. «Мы нашли 2300 объектов, годных для сдачи в аренду. Их суммарная площадь составила 800 тыс. кв. м», - объявил Шаров.

«Облегчен и доступ малых компаний к госзаказу. Запущены электронные торговые площадки федерального значения. 60 регионов снизили налоговую нагрузку на малый бизнес по УСН. Москва – с 15 до 10%», - отметил Шаров.

В 2010-ом году федеральная программа поддержки и развития малого предпринимательства сосредоточится на поддержке малого инновационного предпринимательства и модернизации малых производств через систему лизинга. «Мы склонны отказаться от подпрограммы субсидирования процентной ставки по кредитам, действенной в острый период кризиса», - предупредил Шаров.

Треть средств федеральной программы уйдёт на малые инновационные предприятия, прежде всего те, что будут созданы при вузах и научных учреждениях, а также на экспортно-ориентированные.

«Как вы уже, наверное, знаете, федеральный посевной фонд располагает капитализацией в 2 млрд. рублей. Надеюсь, Москва также примет активное участие в софинансировании ранних стадий инновационного процесса», - заключил Шаров.

Глава 2. Зарубежный опыт поддержки малого бизнеса

2.1 Опыт Великобритании, Германии, США и Японии в развитии малого предпринимательства

Малые и средние предприятия (далее МСП) в развитых странах составляют важнейший сектор национальных экономик. Если крупные предприятия определяют уровень научно-технического и производственного потенциала страны, то МСП, являясь наиболее массовой формой деловой жизни, обеспечивают социально-экономическую стабильность развития. О значимости МСП для ряда стран можно судить по приведённым данным (*1):

Таблица 1

Сектор МСП отличается повышенной динамичностью, гибкостью инновационной активностью, способностью к быстрому созданию новых производств и к генерации новых рабочих мест. Например, в США за последние десять лет примерно 55% всех инноваций и около 75% новых рабочих мест были созданы в секторе МСП. При этом эффективность капиталовложений где-то в 9 раз выше, чем в сфере крупного бизнеса (*2).

Быстрый и устойчивый рост МСП в этих странах объясняется заинтересованностью правительства в развитии этого сектора экономики, путём вовлечения широчайших масс населения в творческую предпринимательскую деятельность. В рассматриваемых странах можно заметить множество сходных черт в системе государственной поддержки сектора МСП, что обусловлено мощным влиянием процессов экономической глобализации и активностью международных организаций (UNIDO, UN-ECE, PHARE, WASME, EBRD, TACIS, USAID и др.), специализирующихся в финансовой, технической и информационной помощи.

Опыт многих стран, показывает, что наиболее эффективно государственную политику поддержки и развития МСП можно осуществлять через специализированный правительственный орган, имеющий достаточные ресурсные возможности и полномочия. В США это SBA, в Великобритании – «Национальное Агентство по обслуживанию малого бизнеса» (SBS), созданное в 2000 г в составе «Министерства торговли и промышленности» (DTI), в Германии – «генеральный Директорат малого и среднего бизнеса, ремесленничества, услуг и свободных профессий» (DG VIII) в составе «Федерального Министерства экономики и технологий» (BMWA), в Японии – реорганизованное «Министерств экономики, торговли и промышленности» (METI), в составе которого создано новое «Агентство малого и среднего предпринимательства» (SMEA). Изучение головных государственных организаций ведающих поддержкой МСП в развитых странах показало, что наиболее кардинальное решение было найдено в США в форме такой организационной структуры как «Администрация Малого Бизнеса при Президенте США» (Small Business Administration - SBA) созданной в 1953 г.

Эффективность деятельности SBA подтверждается как фактом устойчивого развития США и мощью сектора МСП, так и использованием опыта SBA при проведении преобразований в системах поддержки МСП в странах ЕС, в Великобритании и Японии, а так же в других странах. В целях обеспечения высокого государственного статуса, SBA было подчинено непосредственно Президенту страны и не могло быть аффинировано ни с одним другим правительственны органом. Руководит деятельностью SBA - Управляющий, кандидатура которого выдвигается Президентом и утверждается Сенатом. К настоящему времени SBA является одной из наиболее крупных в мире правительственных организаций, специализирующихся в поддержке и развитии МСП. О влиятельности SBA говорит тот факт, что при годовом бюджете $18 млрд. в 2002 г. она привлекла в сферу МСП из различных источников около $400 млрд., в том числе $46 млрд. по госзаказам. SBA имеет 108 представительств во всех регионах и в крупнейших городах страны с общим штатом свыше 4,2 тыс. сотрудников. Государственная поддержка МСП осуществляемых либо непосредственно структурными подразделениями SBA или уполномоченными компаниями, партнёрскими организациями и фирмами, а также консультационными пунктами, бизнес центрами и т.п.

SBA организовала в США разветвленную сеть представительств, отделений, консультационных пунктов, бизнес центров и уполномоченных компаний полностью или частично, финансируемых из средств федерального бюджета. Кратко остановимся только на некоторых видах поддержки МСП, которые не требуя больших капиталовложений, нашли широкое распространение во многих странах и вполне могут быть применены в нашей стране, в их числе:

- «Консультационные бюро руководящих работников в отставке» (Service Corps of Retired Executives- SCORE), работа которых связана с использованием опыта высококвалифицированных специалистов, ныне вышедших на пенсию, для консультаций и технической помощи МСП. В 389 консультационных пунктах США сотрудничают 11400 пенсионеров, которые ежегодно консультируют свыше 400 тыс. клиентов. Аналогичные структуры действуют в странах ЕС (European Senior Service Network-ESSN), оказывая консультационную помощь с выездом на предприятия, в том числе и в страны СНГ по программе TACIS. В нашей стране этот опыт может быть применён путём создания локальных баз данных о высококвалифицированных пенсионерах, заинтересованных в активном сотрудничестве с местными структурами поддержки МСП.

Во многих странах (Германия, США, Япония и др.) для получения крупных кредитов или достаточно весомой технической помощи, предприятие должно представить объективные сведения по организационным, финансовым, техническим, кадровым и другим аспектам своей деятельности. Такие сведения обычно подготавливаются уполномоченными специализированными организациями или диагностическими центрами. Это существенно снижает риски вложения средств в предприятия. В нашей стране, при ограниченности ресурсов, при массовых обращениях за финансовой помощью и при частых случаях невозвращения выделяемых кредитов необходимо введение института обязательного диагностирования предприятий, нуждающихся в финансовой или технической помощи, либо в реструктуризации. Это будет способствовать сбережению средств и целевому их использованию, а так же повышению ответственности предпринимателей.

Мощным рычагом косвенной финансовой поддержки МСП, является предоставление государственных гарантий по обеспечению кредитов, выдаваемых в рамках государственных или региональных программ обеспечения доступа МСП к финансовым ресурсам. Такие программы существуют в США, Японии, Германии и мн. других странах. Например в США на 2002 г. было выделено $17,5 млрд для предоставления гарантий на кредитование и под инвестиционные капиталовложения. Существует свыше 20 специализированных кредитных программ (краткосрочных – для приобретения оборотных средств, обеспечения экспортных операций, оказания экстренной помощи и др.; долгосрочных - для приобретения недвижимости, оборудования и/или для модернизации и расширения деятельности, помощи при бедствиях, проведения НИОКР, и др.). Развитие подобной системы в России позволит сильно расширить базу финансовых ресурсов поддержки МСП за счет привлечения частного капитала.

Интересен опыт инвестиционного кредитования МСП, широко распространённый в США, Японии и Англии. В его основе создание сети частных инвестиционных компаний (Small Business Investment Companies – SBIC), которые используя собственный капитал и привлекая заимствованный капитал под гарантии SBA, осуществляют различные инвестиции в МСП. Эти компании предоставляют акционерный капитал, долговременные займы, облигационные займы, а также оказывают услуги по финансовому менеджменту. Стимулом для их деятельности является возможность участия в прибылях в случае успешного развития малых предприятий. Вхождение в глобальную экономику с обострённой конкуренцией на мировых рынках и жесткой регламентацией рыночных отношений в рамках ВТО требует от России концентрации ресурсов на наиболее эффективных направлениях деятельности (программирование, коммуникации, электроника, энергетика, высокие технологии, точное приборостроение, биотехнологии, авиационно-космическая техника и др.). Инновационная деятельность позволяет наиболее полно использовать ещё сохранившийся в нашей стране творческий и научно-технический потенциал. Необходимость интенсивного развития и поддержки инновационной деятельности в секторе МСП ставит задачи финансирования этих работ и обеспечения взаимодействия между разработчиками, научно-исследовательскими институтам, университетами и испытательными лабораториями. В мировой практике есть примеры объединения финансовых ресурсов различных ведомств в целях выполнение НИОКР по государственной тематике.

2.2 Поддержка инновационного малого бизнеса в США и других странах

Примером поддержки инновационной деятельности в США, являются программы «Инновационные исследования в МСП» (Small Business Innovation Research –SBIR) и «Распространение технологий МСП» (Small Business Technology Transfer – STTR). Эти программы обеспечивают бюджетное финансирование на конкурсной основе НИОКР, проводимых предприятиями сектора МСП по тематике ведущих федеральных ведомств (NASA, министерства обороны, энергетики, транспорта, медицины, образования и др.). Такие работы проводятся в три этапа. Только призёры I этапа (длительностью до 1 года), допускаются к II этапу (длительностью до 2 лет), на котором объём субсидирования НИОКР в 3-5 раз больше. Призёры II этапа допускаются к III этапу, на котором самые успешные инновационные разработки выигрывают подряды на коммерциализацию и практическое внедрение своих разработок в производство. Развитие и совершенствование технологий осуществляется программой STTR, которая стимулирует малые предприятия к взаимодействию с некоммерческими исследовательскими институтами. Учитывая этот опыт, желательно, в рамках уже существующего государственного «Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере», рассмотреть возможность объединения части средств ведущих отраслей народного хозяйства (оборонная и авиационно-космическая промышленность, энергетика, металлургия, здравоохранение, транспорт и др.), предусмотренных для проведения НИОКР. Участники этого фонда, сами должны определять тематику НИОКР, ориентировочную стоимость и сроки выполнения этих работ, а также условия проведения конкурсов для получения заказов на выполнение этих работ.

Очень серьёзной проблемой инновационных предприятий сектора МСП, является защита прав интеллектуальной собственности. В этой связи Японское правительство, по примеру США, предприняло ряд организационных и законодательных мер, обеспечивающих совершенствование национальной системы регистрации прав интеллектуальной собственности, её защиты и распространения. В условиях нашей страны, целесообразно создать экспертный совет, наделённый правом давать заключения о целесообразности финансирования затрат на патентование инновационных разработок малых предприятий и сертификацию новых продуктов в других странах. Для финансирования этих затрат можно использовать государственные гарантии и механизм льготного кредитования. Это позволит многим инновационным предприятиям найти средства для патентования и сертификации имеющихся разработок обладающих мировой новизной и конкурентоспособностью, облегчив им возможность выхода на мировые рынки.

Исходя из ограниченности финансовых и материальных ресурсов, которые можно направить на дальнейшее развитие МСП, целесообразно обратиться к опыту Великобритании и Японии в части подходов в формировании приоритетных направлений развития МСП. Например, в Великобритании в целях оптимизации использования финансовых ресурсов с 2000 г. принята 2- х уровневая система приоритетов поддержки МСП. Первый уровень приоритетности должен соответствовать масштабам общегосударственного применения и способствовать ускоренному накоплению ресурсов необходимых для экономических и социальных преобразований, обеспечивая высокую результативность поддержки и развития конкретных групп предприятий, обладающих стратегической важностью для социально–экономического развития страны. Второй уровень приоритетности должен соответствовать региональным и местным целям социально-экономического развития и накапливать для их достижения достаточные ресурсы путём поддержки наиболее эффективных и быстро развивающихся предприятий, а так же предприятий высокой социальной значимости. В случае если предприятие отвечает нескольким целевым приоритетам, то оно может рассчитывать на предоставление финансовой поддержки из нескольких источников и/или получить дополнительные льготы.

3.3 Опыт поддержки малого бизнеса в Германии и Великобритании

По мере экономического оздоровления нашей страны можно приступить к созданию национальной системы информационного обслуживания МСП. В качестве примера кратко рассмотрим сеть бесплатного информационного обслуживания SBA-Net, в которой действуют следующие информационные системы:

- ACE-Net (Angel Capital Electronc Network) - служба поиска инвесторов и финансовой поддержки для МСП на сумму от $0,25 до $5 млн.

- Business LINC - система обеспечения информацией предпринимателей о возможностях взаимодействия малых средних и крупных предприятий.

- PRO-Net – система для осуществления маркетинговых исследований в части изыскания и размещения государственных, региональных и частных заказов, о поставках и закупках.

- TECH-Net - информационная система о технологических ресурсах, высоких технологиях и предприятиях реализующих эти технологии или ведущих НИОКР в этих направлениях.

- Trade Net – система для развития экспортных возможностей МСП и поиска партнеров в международной торговле, предоставление консультаций и информации о финансовых, правовых, таможенных и других особенностях осуществления экспортных операций.

- sub>-Net - система для размещения сведений генеральных подрядчиков (федеральных, региональных и местных органов власти, крупных предприятий, международных компаний и др.) о текущих или перспективных субконтрактных возможностях для МСП.

В связи с острой необходимостью реструктуризации многих отечественных крупных предприятий находящихся в кризисной ситуации целесообразно учесть опыт экономических преобразований в восточной части объединённой Германии. В начале необходимо произвести инвентаризацию и всестороннюю диагностику крупных кризисных предприятий для определения наиболее целесообразных путей их реструктуризации и последующей приватизацией. Причем комплексная оценка состояния крупных предприятий (в особенности градообразующих) должна быть соотнесена и с социально-экономической обстановкой в местах их расположения. Особенно интересен подход Германского Федерального Ведомства Опеки (ФВО) в части разукрупнения холдингов и крупных предприятий, и выделения из них малых дееспособных предприятий с обеспечением для них устойчивого взаимодействия с другими поставщиками, производителями и потребителями продукции. При этом ФВО всячески облегчало для мелких собственников условия приобретения недвижимости и малых предприятий, выделенных в результате реструктуризации крупных предприятий. Для этого недвижимость и выделенные предприятия продавалась в рассрочку без земельного участка, с освобождением от платежей в течении первых 2-4 лет, а передача земли осуществлялась на условиях долгосрочной аренды с последующим выкупом. Такой подход даст возможность оздоровить многие кризисные крупные предприятия и позволит активизировать деятельность по расширению сектора МСП, одновременно снизив социальную напряженность в местах с высоким уровнем безработицы.

Опыт многих стран, свидетельствует об эффективном использовании возможностей сектора МСП в сфере выполнения государственных и муниципальных заказов. В США крупные предприятия обязаны размещать в секторе МСП до 20% оборонных заказов. В 2002 г. стоимость госзаказов, выполненных силами МСП достигла $46 млрд.

Обращаясь к опыту Германии, следует отметить, что в этой стране действует около 3,3 млн МСП, которые дают до 57% добавленной стоимости и привлекают 46% инвестиций. Большой интерес для нашей страны представляет опыт вовлечения старших школьников и студентов в предпринимательскую деятельность. Правительством Германии при содействии Deutsche Ausgleichsbank и других партнеров в ВУЗах страны создано 42 кафедры предпринимательства. Реализуется программа EXIST финансовой поддержки и стимулирования студенческого предпринимательства, что позволило создать 350 новых инновационных предприятий. Германским Институтом Труда запущена программа JUNIOR для старших школьников по созданию мини-предприятий, работающих в рыночных условиях под контролем опытных консультантов. В 2001-02 гг. в 12 регионах страны было создано 220 таких мини-предприятий в которых сотрудничало свыше 3000 учащихся.

Венчурные фонды. Особый интерес представляет сфера рискового (венчурного) предпринимательства, которая обеспечивает мощное развитие деловой активности в новых видах деятельности. В Германии для поддержки рисковых предприятий в 2001г. запущена программа «Венчурный Капитал для Малых Технологических Компаний» (VTC) , в рамках которой через ассоциацию фондов венчурного капитала или через донорские организации удалось предоставить свыше 0,5 млрд. евро для 1000 молодых венчурных предприятий. Германское Правительство поддерживает развитие рынка венчурного капитала и содействует организации «Германской Сети Добровольных Инвесторов» (Business Angel Network Germany), что позволило в последние годы создать 40 таких структур и объединить их в общенациональную сеть. В части ускорения технологического и инновационного прогресса в секторе МСП реализуется 6 государственных программ, в их числе «Программа инновационной поддержки МСП» (PRO INNO) по интенсификации проведения НИОКР предприятиями сектора МСП в кооперации с научными учреждениями. Эта программа предусматривается и возможность временного перевода специалистов из институтов в малые предприятия и наоборот. В этой связи, в нашей стране было бы целесообразным создать систему из нескольких рисковых фондов, финансовые средства которых могли бы вкладываться в предприятия, действующие на самых передовых позициях научно-технического прогресса, способных дать эффективное ускорение для развития нашей экономики и для создания новых рыночных ниш.

Значительный вклад в развитие МСП вносит совершенствование принципов управления предприятиями, поэтому Правительство через сеть ТПП и другие партнерские организации финансирует обучение и консультирование молодых предпринимателей. Ежегодно более 200 тыс. предпринимателей бесплатно получают соответствующие консультации. В новых землях создано 40 консультационных центров. В 30 городах проводятся круглые столы по обмену опытом выхода из кризисных ситуаций с участием предпринимателей и иностранных экспертов.

Для Российской практики законотворчества, особенно в сфере МСП, будет весьма полезным ознакомиться с опытом совершенствования законодательства и правоприменения в странах ЕС и конкретно в Великобритании. В Кабинете Министров Великобритании был в 1995 г. образован отдел по оценке эффективности мер государственного регулирования (Regulatory Impact Unit – RIU). В обязанности RIU входил поиск путей упрощения и оптимизации действующих и вновь разрабатываемых правовых норм, а так же обеспечение адаптации правоприменительной практики Великобритании с законодательством ЕС. RIU тесно взаимодействует со всеми правительственными и общественными организациями, обеспечивая аналитическую оценку эффективности действующих и вновь разрабатываемых правовых актов и процедур, а так же разрабатывает рекомендации по их дальнейшему совершенствованию. Концепция совершенствования системы государственного регулирования экономической и общественной деятельности в Великобритании базируется на следующих 5 основных принципах «благотворного регулирования», принятых в ЕС:

    Прозрачность для пользователя

    Ответственность

    Сбалансированность

    Системность (последовательность)

    Целенаправленность

    Благодаря реализации вышеперечисленных мер Великобритания вышла на 2-е место среди 60 развитых стран по созданию наиболее благоприятных условий для развития предпринимательства (*5). Предпринимательство, начиная с 1997 г. экономило ежегодно около £10 млрд. за счет сокращения формальных процедур. Увеличилась интенсивность создания новых предприятий, темпы роста в. достигли 8% и было создано 410 тыс. новых предприятий. За период 1997-2000 гг. было создано боле 1,5 млн. новых предприятий, из которых 99,8% относятся к категории малых предприятий.

Глава 3. Возможности адаптации зарубежного опыта поддержки малого предпринимательства в России

государственный бизнес предпринимательство

3.1 Состояние малого бизнеса в зарубежных странах и в России

В сфере малого предпринимательства осуществляется большая часть всех инноваций, что научно-техническому прогрессу и способствует формированию "среднего класса" как важнейшего фактора социальной и политической стабильности общества. Так, например, свыше 20 млн. фирм функционирует в Соединенных Штатах Америки (данные без учета сельскохозяйственных структур). В странах Европейского союза насчитывается 17 млн. фирм (из них 6,9 млн. - мелкие и средние). Примерно 5 млн. фирм - в европейских государствах, не входящих в Европейский союз, - Канаде, Австралии, Новой Зеландии, Азии (без Японии), на Ближнем и Среднем Востоке и в Африке.

В Федеративной Республике Германии в легальном малом бизнесе занято 65% рабочей силы, отсюда бюджет получает примерно половину налогов. Кроме того, органично связанное с крупным бизнесом малое предпринимательство является основой устойчивого развития страны и повышения конкурентоспособности ее экономики. При этом, с одной стороны, демонополизация экономики приводит к разукрупнению крупных корпораций и их кооперации с малым и средним бизнесом, а с другой, - опыт и капитал малого бизнеса, особенно в торговой и инновационной сфере, инициирует создание крупных фирм.

В России использование подобных возможностей малого и среднего бизнеса пока еще не является реальным приоритетом государственной политики. Для сравнения: в Российской Федерации действует около 1,5 млн. различных фирм, а зарегистрировано всего лишь около 850 тыс. малых фирм и 12 млн. частных предпринимателей, в том числе 14-15% - в промышленности, а остальные - в торговле, общественном питании и посреднических услугах. Число реально действующих фирм в расчете на 10 000 жителей России в несколько раз меньше, чем в других европейских странах.

То же самое относится и к общей численности предпринимателей. Не привели к ожидаемым результатам и многочисленные программы развития малого и среднего бизнеса. Декларируется, но практически не решается задача наращивания предпринимательского ресурса и его целевого использования для ускорения экономического роста и улучшения социального климата в стране. Ресурсная поддержка малого и среднего бизнеса в России приобретает особое значение и звучание.

Зарубежный опыт некоторых отдельных стран, как, например, США, Канады, Италии, Аргентины, Бразилии весьма наглядно показывает, как можно эффективно сочетать упрощенную систему налогообложения для индивидуальных предпринимателей и семейного бизнеса с системой налогообложения для определенных видов деятельности (торговли, автозаправок и т.п.) в форме единого налога на вмененный доход.

Локальная экономическая эффективность, которая находит отражение в рентабельности, у малого бизнеса должна быть выше, чем у крупного. В России эта закономерность не заметна, поскольку малые фирмы не представляют достоверную отчетность, скрывая большую часть своих доходов (так, например, рентабельность малых предприятий составляет всего 6,2%, а в промышленности - еще ниже).

Для России особое значение имеют три аспекта социального эффекта от малого и среднего бизнеса - трудоустройство работников, высвобождаемых при реструктуризации крупных, в том числе государственных, предприятий, формирование среднего класса и сокращение теневой экономики.

3.2 Опыт развитых стран в поддержке МСП и возможности его адаптации в Российской Федерации

Российский малый бизнес обладает отличительными особенностями по сравнению с зарубежными странами, а именно:

1) совмещение в одном малом предприятии нескольких видов деятельности;

2) отсутствие четкой специализации, стремление к самостоятельности;

3) низкий технический уровень и низкая технологическая оснащенность в сочетании со значительным инновационным потенциалом;

4) высокий уровень квалификации кадров и низкий уровень менеджмента, высокая приспособляемость к сложной экономической обстановке;

5) неразвитость инфраструктуры поддержки малых предприятий, препятствующая стремлению успешно функционирующих малых предприятий выйти на международные рынки, отсутствие полной и достоверной информации о состоянии и конъюнктуре рынка, неразвитость системы информационных и консультационных услуг;

6) высокая степень монополизации российской экономики (так, например, хотя по данным Госкомстата России, 4 % промышленных компаний с числом работников более тысячи человек реализовали около трех четвертей всей промышленной продукции, число малых предприятий за последние годы значительно выросло, а их доля в ВВП увеличилась с 9,6 до 10,4 %, что, в свою очередь, позволило создать 550 тыс. рабочих мест, существенных улучшений в положении малого и среднего бизнеса не произошло;

7) большая часть МСБ остается в теневой экономике, причем, в ряде регионов до половины малых предприятий существует не более одного квартала, не ведется реальной хозяйственной деятельности).

Важно также учитывать опыт развитых стран в целевом характере поддержки малых предпринимателей с акцентом на начинающих. В международной практике выделяют несколько категорий людей, стремящихся заняться бизнесом и начинающих свое дело.

Первая категория - это начинающие предприниматели (то есть граждане, имеющие способности и желание заниматься такой деятельностью). Здесь внимание органов поддержки направлено, прежде всего, на молодежь, военнослужащих, увольняемых в запас, бывших чиновников, инженеров, которые остаются без работы после закрытия крупных производств.

Так, например, в связи со вступлением России в ВТО вероятен вариант сокращения сотни тысяч работников (инженеров, мастеров, рабочих) в таких ведущих отраслях российской промышленности, как в металлургии, автомобилестроении, авиастроении, легкой промышленности и других отраслях. Следовательно, при таком сокращении эти люди могли бы пойти как в действующие и новые МСП, так и в качестве предпринимателей. Хотя здесь следует принять во внимание тот факт, что далеко не все люди способны заниматься предпринимательской деятельностью, - в этом случае следует выстроить такую инфраструктуру по бесплатному обучению, сопровождению, консалтингу и информационному обеспечению этой категории, которая смогла бы удовлетворить потребности всех безработных (правда, для этого России, прежде всего, придется решить проблему безработицы и связанную с ней жилищную проблему, и т.п., что является весьма и весьма нелегкими задачами).

Кроме того, российские банки в отличие от банков США, Германии, Великобритании, Канады не кредитуют начинающий бизнес из-за высоких рисков, значительного процента невозврата кредитов, неразвитости механизмов микрофинансирования и гарантирования. Российское законодательство до сих пор не содержит определения среднего бизнеса, а статистика вообще не отделяет его от малого и крупного.

Региональным вариантом в этой ситуации является покупка (или лизинг) готового бизнеса. Государственные органы должны способствовать созданию рынка готовых малых и средних инновационных компаний с использованием федерального и муниципального имущества в рамках программы реструктуризации крупных предприятий, как это делается, например, в Нижегородской, Московской, Ленинградской, Воронежской и других областях с развитой оборонной промышленностью.

Опыт успешного выполнения конверсионных программ накоплен в США, Англии и Канаде. Данные предприятия могут предлагаться предпринимателю в лизинг на срок 5-10 лет. Создавая новые продукты, услуги или технологии, предприниматель, получая прибыль, возвращает государству выделенные ему средства. В противном случае, если один предприниматель по каким-либо причинам не возвращает деньги, после экспертизы предприятие передается другому, более подготовленному. При подготовке предпринимателя, имеющего уже начальный капитал и необходимые ресурсы, необходимо обучить его эффективному менеджменту и маркетингу.

Кроме того, человек, получивший определенные знания и навыки, не имеющий желания либо способности быть собственником, предпринимателем, вполне может пойти в наемные работники. При этом на него не давит груз долговых обязательств. Безусловно, для решения этой задачи в России будут создаваться необходимые условия.

Вторая категория предпринимателей - это те, кто уже начал свой бизнес и имеет небольшую собственность. Однако, семейному либо малому предприятию требуется расширение или модернизация, а иногда и качественное обновление производства (например, диверсификация) плюс определенные финансово-кредитные ресурсы. Причем, их обеспечение, имеющееся у того или иного предпринимателя, недостаточно, так как необходимо создание системы гарантий с участием государства, банков и фондов, как, например, принято в Австрии, Финляндии и других странах при обязательной поддержке федеральных, региональных и муниципальных властей и, конечно, соответствующее законодательство. Гарантия по кредиту создает возможность развития и модернизации бизнеса, позволяет вывести его на достойный уровень, когда можно доказать свою состоятельность в банке, - такому предпринимателю необходимо помочь получить кредит, сформировать свою "кредитную историю". Кроме того, создание государственной системы гарантий позволяет разделить риски между предпринимателем, банком и государственной структурой (фондом), вовлечь значительный банковский капитал в активный рыночный оборот. В России подобного рода механизмов поддержки предпринимателей пока не созданы.

Третья категория предпринимателей - это те, у которых уже есть стабильный бизнес, а значит, есть и кредитная история. Данная категория предпринимателей может получить дополнительные кредиты даже под оборотные средства. Безусловно, таким предпринимателям необходима поддержка при выходе на внешние рынки, особенно при условии вступления России в ВТО, когда рухнут "заградительные" барьеры, российский рынок окончательно заполнится большим количеством дешевой продукции (обуви, одежды, трикотажа, тканей, косметики и т.п. из различных стран мира, как, например, из Италии, Турции, Китая, где преобладают малые и средние предприятия). Причем, следует учесть последствия "взрыва" импорта, а именно: резкое падение выпуска в обувной, швейной и других отраслях промышленности, и, как следствие, предприниматели столкнутся с тем, что имеющие ранее конкурентные преимущества (дешевая рабочая сила, которая при низких таможенных пошлинах на аналогичные товары просто исчезнет) будут потеряны для них безвозвратно.

Европейские страны очень активно поддерживают развитие экспортного потенциала своего малого бизнеса. Действуют эффективные системы гарантий экспортных поставок в Германии, Австрии, Италии, Финляндии. Формируется единая система гарантий Евросоюза. Данный опыт требует незамедлительного освоения в России при активном участии Минэкономразвития России, Российского банка развития, Федерального фонда поддержки малого предпринимательства, Торгово-промышленной палаты и других заинтересованных институтов.

3.3 Проблемы, способные помешать внедрить зарубежный опыт поддержки МСП в России и пути решения данных проблем

    административно-бюрократические барьеры, сдерживающие развитие малых и средних предприятий в России (особый размах проблема административно-бюрократических барьеров достигла в конце 90-х годов прошлого века, когда коррупция достигла огромных масштабов и стала фактически просто неконтролируемой и, в конце концов, отразившаяся в августе 1998 г. дефолтом в период "чрезмерного" администрирования на еще не окрепшем малом предпринимательстве.

    В настоящее время данная проблема активно решается на различных уровнях власти. Так, например, на федеральном уровне (как, впрочем, в большинстве регионов и муниципальных образований) действует межведомственная комиссия по борьбе с административными барьерами, многие регионы ввели на своих территориях "Книги учета инспекторских проверок" (например, в Воронежской области активно работают межведомственные, областные и муниципальные комиссии; Правда, следует отметить, что в странах с высоким уровнем экономического развития, как, например, США, Великобритании, Канаде, Германии предприниматели также недовольны "бюрократическими препонами" и даже за это критикуют чиновников. Имеются и люди, которые не одобряют налоговую систему, пусть даже очень либеральную. Однако, в этом случае следует учитывать следующее: дело в том, что в развитых странах прямые контакты предпринимателей с государственными чиновниками (если принимать во внимание, что мы живем в век доминирования электронных коммуникаций), сведены к минимуму;

    недостаток кредитно-финансовых ресурсов (как, например, отсутствие каких-либо специальных фондов поддержки предпринимателей и т.д.);

    недостаточная государственная поддержка развития малого и среднего предпринимательства до сих пор не позволяла обеспечить рост его социально-экономической эффективности;

    Россия существенно уступает странам с развитой экономикой по общей численности малых предприятий (доля малого предпринимательства в валовом внутреннем продукте (ВВП) этих стран составляет 50-60 %, а в России -10-11 %, в то время как малый бизнес в развитых странах является основным создателем дополнительных рабочих мест. Для сравнения: доля малых и средних предприятий в общей численности занятых в 1990-е годы составляла: в США - 60%, в Японии - 78, в Италии - 73, во Франции - 54%, а в Российской Федерации вместе с индивидуальными предпринимателями эта численность составляет около 12 млн. человек, то есть менее 19 % общей численности занятых в российской экономике);

    отраслевая структура малого и среднего бизнеса в России нерациональна (на торговлю и общественное питание приходится около 25% МСП, в промышленности - 15,3 %, в строительном секторе - 14,4 %), а доля инновационного малого бизнеса недопустимо низка;

    высокая доля "теневого" сектора, являющаяся особенностью российского малого предпринимательства, составляющая от 30 до 50% реального оборота субъектов малого бизнеса;

    высокая неравномерность развития МСП в РФ по регионам (примерно 50% работающих в сфере малого бизнеса сосредоточено в восьми субъектах Российской Федерации, в том числе до 25% - в Москве);

    инфраструктура поддержки МСБ не объединена в единую систему;

    неоднозначность нормативно-правовых актов, регулирующих малое и среднее предпринимательство в России. Государственные программы в сфере поддержки малого бизнеса не работают. МАП России действует малоэффективно. На самом же деле, развитие МСБ представляет собой гораздо более сложную и комплексную институциональную проблему, от решения которой зависит устойчивое развитие экономики, человеческого и инновационного капитала РФ, социально-экономическая безопасность ее субъектов.

К сожалению, сложно говорить о каких-либо реальных существенных изменениях, произошедших в области развития малого бизнеса РФ, так как в целом ситуация в данной сфере не изменилась и до сих пор остается плачевной. Правительство в недостаточной степени справляется с задачами в области развития малого бизнеса. Следовательно, необходимы принципиально иные подходы к развитию малого бизнеса в стране. Основное стимулирование надо осуществлять на базе эффективного налогообложения в сочетании с банковской реформой для того, чтобы у малых предприятий появился доступ к кредитным ресурсам.

На региональном и муниципальных уровнях нужны открытые общественные приемные с участием представителей СМИ, куда бы предприниматели могли прийти и выразить свое неудовольствие сложившимся вещей. Понятно, что не должны стоять в стороне политические и общественные объединения предпринимателей, как это показывает опыт Италии, Франции, Испании.

Следовательно, в сфере МСП целесообразно принятие следующих мер:

      реорганизация МАП России путем расформирования подразделений, отвечающих за поддержку предпринимательства, то есть концентрация усилий МАП России только на антимонопольном регулировании;

      развивать малый бизнес должно специальное неправительственное агентство (так, например, в Министерстве торговли США действует специальная Администрация малого бизнеса (SBA). Для нашей страны предпочтительнее было бы ориентироваться на SBA - как пример создания высоко интегрированного и действенного государственного органа, обладающего достаточными ресурсами и полномочиями для эффективной поддержки и развития МСП в России. Уже имеющийся в нашей стране опыт создания федеральных органов поддержки МСП, показал, что отсутствие достаточных полномочий, финансовых средств и механизмов взаимодействия с другими ведомствами и региональными администрациями, не позволяет проводить эффективную государственную политику в отношении МСП. Однако создание достаточно полномочного Департамента поддержки и развития предпринимательства при Правительстве Москвы, позволило решить многие проблемы МСП, обеспечив организацию мощной инфраструктуры поддержки МСП и создав, лучшие в стране условия для развития МСП. На законодательную поддержку и гармонизацию законодательных актов в сфере малого бизнеса в США ежегодно в Федеральном бюджете США выделяется не менее 600 млн. дол. США, которые направляются экспертным и аналитическим институтам, общественным экспертным Советам, бизнес-аналитикам в области МСП). Поддержка малого бизнеса связана со стимулированием инноваций, а также с борьбой с бюрократизмом и коррупцией;

      расформирование существующих государственных программ поддержки МСБ в связи с неэффективностью и коррупцией. Не бюрократы должны кого-либо финансировать, а профессиональные коммерческие организации;

      увеличение поддержки МСБ, но не в виде прямых кредитов и грантов;

      в законе о взаимном страховании надо решать проблему обеспечения малого бизнеса финансами для развития, а уже затем говорить о вовлечении малых предприятий в страхование. Закон нужен, но решить проблему финансирования малого бизнеса он не в состоянии;

      Правительству РФ необходимо интенсивнее создавать бизнес-парки и инкубаторы, предоставлять кредитные гарантии, осуществлять субсидирование части процентной ставки. Необходимо создать условия для развития специальных инвестиционных фондов, в том числе фондов прямых инвестиций, фондов рискового капитала.

      Говоря об упрощенной и вмененной системах налогообложения, следует отметить, что акцент делается на переходе малого бизнеса на упрощенную систему, где предприниматели вправе выбирать между налогообложением доходов (оборота) -ставка 6% - и доходов, уменьшенных на расходы (прибыль) - ставка 15%. Очевидно, что с точки зрения обеспечения доходов федерального бюджета и построения эффективной налоговой системы, налог с доходов (налог с оборота) более эффективен, чем налог на прибыль.

      Что касается ставки налога с оборота, то она не должна превышать 5%. Именно при таком уровне налоговой ставки можно будет говорить о снижении налогового бремени малых предприятий, но опять же речь не идет об уменьшении размера уплачиваемых налогов в несколько раз.

В завершение хотелось бы отметить, что суть малого предпринимательства состоит в том, чтобы каждому человеку предоставлялась возможность создать себе рабочее место. Причем, чаще всего не только себе, но и нескольким десяткам людей. Поэтому российскому правительству необходимо в кратчайшие сроки найти пути решения проблем, стоящих на пути достойного развития малого и среднего бизнеса в нашей стране.

Заключение

Хотелось бы надеяться, что в ближайшее время наша страна, учитывая обширный зарубежный опыт, пойдет по пути адаптации предприятий малого бизнеса к сегодняшним экономическим условиям хозяйствования в России. Тем более, что имеющий глубокие корни в экономической истории нашей страны малый и средний бизнес не используется в полной мере, как в увеличении объемов производства, так и в повышении его эффективности и сбалансированности. Малое предпринимательство ведет к оздоровлению экономики в целом. Следовательно, лучшим выходом из создавшейся в России кризисной ситуации была бы государственная политика правительства, направленная на расширение и развитие предприятий малого предпринимательства в нашей стране.

Надо заметить, что несомненная перспективность сектора малого и среднего предпринимательства в современной экономике и, следовательно, большой интерес к нему не следует рассматривать лишь как очередную компанию в системе антикризисных мер, но и как долговременное направление структурной политики, естественным образом обеспечивающей органическую смычку воспроизводственных и рыночных процессов в российском хозяйстве, реализацию современной стратегии экономического роста в течение долговременного перехода. Ибо, именно малые предприятия, особенно в случае удовлетворительной разработки новой государственной политики в области малого предпринимательства, могут стать основой рыночных структур во многих отраслях, обеспечить перелив инвестиций в сферы наиболее эффективного приложения ресурсов и тем самым соединить процессы структурной политики и формирование всероссийского рынка.

В данной работе я проанализировал систему государственной поддержки малого предпринимательства в России и зарубежных странах и выявил некоторые возможности адаптации различных видов форм поддержки малого предпринимательства к российским условиям.

В первой главе удалось охарактеризовать сущность малого предпринимательства, показать основные направления государственной поддержки малого предпринимательства в России:

    С целью финансовой и организационной поддержки малого бизнеса созданы специализированные организации (Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, Фонд содействия развития малых форм предприятий в научно-технической сфере, Российская ассоциация развития малого предпринимательства);

    Создание и развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства (бизнес-инкубаторов);

    Развитие системы кредитования субъектов малого предпринимательства;

    Упрощение систем регистрации и налогообложения малых предприятий;

    Поддержка малых инновационных предприятий.

Во второй главе проанализированы государственные программы поддержки малого и среднего бизнеса в наиболее развитых странах и указаны основные точки приложения усилий данных стран в области поддержки и развития малого бизнеса:

      Общим для развитых стран является тот факт, что государственная поддержка малого бизнеса осуществляется через специализированный правительственный орган, имеющий достаточные ресурсные возможности и полномочия. В США это «Администрация Малого Бизнеса при Президенте США» (SBA), в Великобритании – «Национальное Агентство по обслуживанию малого бизнеса» (SBS), созданное в 2000 г в составе «Министерства торговли и промышленности» (DTI), в Германии – «генеральный Директорат малого и среднего бизнеса, ремесленничества, услуг и свободных профессий» (DG VIII) в составе «Федерального Министерства экономики и технологий» (BMWA), в Японии – реорганизованное «Министерств экономики, торговли и промышленности» (METI), в составе которого создано новое «Агентство малого и среднего предпринимательства» (SMEA).

      Для получения крупных кредитов или достаточно весомой технической помощи, предприятие должно представить объективные сведения по организационным, финансовым, техническим, кадровым и другим аспектам своей деятельности;

      Осуществляется предоставление государственных гарантий по обеспечению кредитов, выдаваемых в рамках государственных или региональных программ обеспечения доступа МСП к финансовым ресурсам;

      Развивается инвестиционное кредитование, основанное на сети частных инвестиционных компаний (Small Business Investment Companies – SBIC в США), которые используя собственный капитал и привлекая заимствованный капитал под гарантии SBA, осуществляют различные инвестиции в МСП;

      Созданы программы, обеспечивающие бюджетное финансирование на конкурсной основе НИОКР, проводимых предприятиями сектора МСП по тематике ведущих федеральных ведомств;

      Действуют национальные системы информационного обслуживания МСП, например, сеть бесплатного информационного обслуживания SBA-Net, куда входят: служба поиска инвесторов, система для осуществления маркетинговых исследований и т.д.;

      Вовлекаются старшие школьники и студенты в предпринимательскую деятельность, например, Германским Институтом Труда запущена программа JUNIOR для старшеклассников по созданию мини-предприятий, работающих в рыночных условиях под контролем опытных консультантов;

      Осуществляется поддержка венчурных предприятий, например, в Германии для поддержки рисковых предприятий в 2001г. запущена программа «Венчурный Капитал для Малых Технологических Компаний» (VTC) , в рамках которой через ассоциацию фондов венчурного капитала или через донорские организации удалось предоставить свыше 0,5 млрд. евро для 1000 молодых венчурных предприятий;

В третьей главе я проанализировал зарубежные и российские условия развития малого бизнеса и выявил проблемы, которые мешают использовать зарубежный опыт государственной поддержки малого бизнеса в России и показал возможности, которые существуют для реализации опыта развитых стран.

Поддержка предпринимательства и малого бизнеса является одной из важнейших задач, которая ставится правительством Российской Федерации в планах развития страны на 2010 год. По мнению политиков, именно поддержка предпринимательства, малого и среднего бизнеса позволит вывести страну из экономического кризиса.

Список использованной литературы

    http://www.sba.gov/aboutsba/ Сайт Администрации Малого Бизнеса при Президенте США (Small Business Administration - SBA)

    U.S. SBA. The Millenium: Small Business and Enterpreneurship in the 21-st Cent. Washington, 1995

    http://www.bmwi.de/Homepage/English%20pages/The%20ministry/DG08.jsp - Сайт генерального Директората малого и среднего бизнеса, ремесленничества, услуг и свободных профессий Германии

    http.//www.meti.go.jp/english/other/METIintroduction/c10130ej.html Сайт Министерства экономики, торговли и промышленности Японии

    http://www.cabinet-office.gov.uk/regulation/history/facts.htm Государственный портал Великобритании.

    Федеральный закон от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ".

    Указ президента РФ «О первоочередных мерах государственной поддержки малого предпринимательства в РФ» от 4 апреля 1996 г. № 491

    Письмо Министерства экономического развития РФ «Об основных направлениях государственной политики по развитию малого бизнеса и среднего предпринимательства» от 24 декабря 2008г.

    www.dmpmos.ru. Сайт департамента поддержки и развития малого и среднего предпринимательства Москвы.

    www.giac.ru НП "Московский центр развития предпринимательства"

    www.smb.economy.gov.ru Федеральный портал малого и среднего предпринимательства

    Светлана Зангеева. Проблемы и перспективы бизнеса в России //Эспрессо - итальянская газета в Москве. Рубрика "Интервью" N 8 (42) 1 - 15 июля 2008

    В.Я. Горфинкель и М.М. Максимцов. Менеджмент малого бизнеса. Вузовский учебник, 2004

    Малое предпринимательство в России. Стат. Сборник. М., 2008

    Предпринимательское право Российской Федерации. Под ред. Е.П. Губина, П.Г. Лахно. – «Юрист», 2009 год.

    Крутик А.Б., Горенбургов. Малое предпринимательство и бизнес-коммуникации. Учеб. пособие 2005 г.

    Виктор ГАГАРИНОВ, зав. кафедрой политэкономии ВГСХ, кандидат экономических наук : Журнал « Время МБ» (№ 1\2003)

    Анискин Ю.П. Организация и управление в малом бизнесе, 2001г.

    Пелих А.С. Экономика предприятия и отрасли промышленности, 2001г.

    Грибов В.Д. Менеджмент в малом бизнесе: Учеб. Пособие,1999г.

    Российские проблемы и зарубежный опыт. //Мировая экономика и международные отношения. № 9 1999 (стр.125-139)