Модели организационных структур на примере ЗАО "ЭР-Телеком"
Министерство образования и науки РФ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Ижевский государственный технический университет»
Кафедра « Менеджмент»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Теория организации»
На тему: Модели организационных структур
на примере ЗАО “ЭР-Телеком”
Выполнил: студент гр. 4-51-9
Гарипов Б. И.
Проверил: к.т.н. Батинов И.В.
Ижевск 2011
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ОПИСАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ДЕЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Основные производственные подразделения
1.2 Вспомогательные и обслуживающие подразделения
1.3 Административно-управленческий аппарат
1.4 Службы и отделы
2. АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПО ПРИЗНАКАМ «СВЯЗЬ, СОЕДИНЕНИЕ, ТИП»
2.1 Описание связей главного и вторичного контуров структуры
2.2 Иерархия строения структуры, пространственная ориентация, прерывистость и вариабельность связей
2.3 Типы соединений между элементами структуры
2.4 Структурные конфигурации
3. АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ПО ПРИЗНАКУ «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА»
3.1 Технологическая структура
3.2 Структура управления организации
3.3 Экономическая структура
4. ПРОЯВЛЕНИЕ СИСТЕМНЫХ СВОЙСТВ СТРУКТУРЫ ОРГАНИЗАЦИИ
4.1 Свойство целостности структуры
4.2 Свойство эмерджентности структуры
4.3 Гомеостатическое свойство
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованных литературных источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Целью данной работы является овладение навыками выделения и анализа разнообразных моделей организационных структур социальной организации с позиций представления организации как системы. Так же я бы хотел выполнить следующие задачи:
- дать начальное представление о внутренней среде организации, ее основных элементах и их функционировании;
- показать предназначение и роль организационной статики (структуры организации)
- научить находить и анализировать типы и виды структур по некоторым системным признакам.
Объектом курсовой работы является Ижевский филиал ЗАО “ЭР-Телеком”.
Ценности компании – потребители, партнеры, сотрудники, стандарты качества продукта и сервиса, а также надежность, удобство и комфорт, которые она несет своим клиентам. “ЭР-Телеком”– крупнейший оператор российского рынка телекоммуникаций в сфере информаций, отдыха и развлечений.
«Компания «ЭР-Телеком» - один из основных игроков на телекоммуникационном рынке Ижевска, активно внедряющий новые услуги и современные технологии. Это профессиональная команда с уникальным опытом реализации проекта строительства мультисервисных сетей с нуля, это стремительные темпы развития и активная позиция.
«Компания «ЭР-Телеком» предоставляет услуги кабельного телевидения, постоянного доступа в Интернет для организаций и частных лиц. На базе сетей компания «ЭР-Телеком» реализует в Ижевске общественно-значимые проекты обеспечения общественной безопасности, информатизации системы образования, здравоохранения, автоматизации управления системами ЖКХ, создания единых сетей передачи данных для органов власти, обеспечивая интегрированную телекоммуникационную городскую инфраструктуру.
В 2006 году - к моменту выхода на рынок ЗАО «Компания «ЭР-Телеком» в городе уже действовали эфирно-кабельные операторы, вещавшие по технологии MMDS. Однако в Ижевске не было современных телекоммуникационных сетей, охватывающих весь город. ЗАО «Компания «ЭР-Телеком» (дочерняя компания крупного российского кабельного оператора ЗАО «ЭР-Телеком Холдинг») реализует проект строительства именно такой городской универсальной сети (ГУТС) по наиболее прогрессивной технологии «оптика до дома», предоставляя жителям Ижевска ряд современных услуг: кабельное телевидение «ДИВАН-ТВ», высокоскоростной доступ в Интернет «ДОМ.RU» (для физических лиц) и «ЭР-Телеком» (для юридических лиц). В настоящее время сеть покрывает около 70% города.
Местонахождение компании – Россия, Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Молодежная, 111 (Бизнес-центр "Метеор", вход с торца напротив АЗС "Аспэк").
Основой деятельности компании является изначальное создание компании–лидера в глобальном масштабе. Каждый сотрудник должен быть лучшим в своем бизнес-процессе и равняться не на ближайших конкурентов, а на мировых лидеров.
Тактика достижения цели предполагает органический рост компании в 25 новых городах с применением единой технологии FTTH и дальнейшую эксплуатацию сети уже в 43 городах.
Ориентация на лучшие мировые практики и типизация всех бизнес-процессов и применяемых технологий позволяет компании обеспечивать стабильное качество предоставляемых услуг и максимальную эффективность используемых ресурсов.
Цель –быть лучшими. Лучшими в своем деле. Предоставлять услуги лучшего качества, обеспечивать лучший сервис и делать это так, чтобы пользователи получали удовольствие от общения с нами.
Миссия организации – делать информацию доступной, общение приятным, изучение мира лёгким.
Основное конкурентное преимущество - разработанная и успешно реализуемая технология запуска новых городов и дальнейшего ведения бизнеса, которая позволяет быстро и эффективно разворачивать деятельность в каждом новом городе проекта.
Сеть строится по наиболее прогрессивной технологии – «оптика до дома», которая позволяет предоставлять сразу несколько услуг по одному кабелю. Выбранная технология обеспечивает высокое качество передачи данных и практически безграничную масштабируемость сети.
Пакет каналов КТВ принимается на Головную станцию, расположенную в центре города, и передается в цифровом виде по оптоволоконным кабелям до оптических кроссов, расположенных в подключаемых районах. От них пакет телевизионных каналов (также по оптическому кабелю) раздается по микрорайонам и кварталам. Далее сигнал попадает в каждый дом на вход оптического конвертора телевизионного сигнала, к выходу которого подключен коаксиальный кабель. Для того чтобы довести сигнал до отдельно взятой квартиры, в доме оборудуются металлические и пластиковые трубостойки для кабеля, устанавливаются металлические распределительные щиты. И, наконец, от подъездного стояка до каждой квартиры проводится кабель. Таким образом, на всей протяженности сети до абонента сигнал передается по кабелям без использования эфирных антенн, что обеспечивает надежность и качество трансляции. Цифровое кабельное телевидение предоставляет возможность передачи абонентам кодированного цифрового телевизионного сигнала.
Для подключения абонентов к сети Интернет также используются оптические каналы связи, доходящие до каждого дома. Разводка внутри дома выполняется с помощью витой пары, которая позволяет достигать скоростей до 1 Гбит/с. Подключение к интернету выполняется установкой или настройкой на компьютере пользователя (или другом устройстве) PPPoE-соединения. Кроме доступа к внешним ресурсам интернет, продукт объединяет пользователей в единую городскую сеть с льготной тарификацией внутрисетевого трафика, а также предоставляет доступ к коллекции мультимедиа ресурсов. При подключении не используется телефонная линия и не устанавливается дополнительное оборудование.
ОПИСАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ДЕЛЕНИЯ ИЖЕВСКОГО ФИЛИАЛА ЗАО “СТРИМ-ТВ”
Основные производственные подразделения.
Основное подразделение – это такое подразделение, которое выполняет миссию организации и реализует цели организации.
Основными производственными подразделениями ЗАО “ЭР-Телеком” являются:
Отдел продаж.
Техподдержка.
Отдел продаж.
Осуществляет поиск и привлечение потенциальных клиентов к подключению к сетям кабельного телевидения и Интернет, а так же заключает с ними договора на предмет подключения.
Отдел продаж состоит из двух частей:
Отдел по работе с физическими лицами - работает с физическими лицами.
Корпоративный отдел – осуществляет поиск и привлечение к подключению к сетям Интернета и кабельного телевидения юридических лиц.
Техподдержка.
Непосредственно подключает абонентов к сетям кабельного телевидения и Интернет, а так же производит ремонтные работы в случае возникновения технических неполадок.
1.2 Вспомогательные и обслуживающие подразделения
модель организационная структура
Вспомогательные и обслуживающие подразделения обеспечивают качественное функционирование основных подразделений.
Вспомогательными подразделениями ЗАО “ЭР-Телеком” являются:
Абонентский отдел
Отдел маркетинга
Абонентский отдел.
Осуществляет связь между отделом продаж и техподдержкой, а именно координирует техподдержку на предмет времени подключения потенциального абонента, то есть является связующим звеном. Так же отвечает на возникающие у абонентов вопросы и заключает договора с новыми клиентами. Количество заключенных договоров Абонентского отдела в среднем меньше, чем у отдела продаж, поскольку абонентский отдел является вспомогательным подразделением.
Отдел маркетинга.
Проводит изучение и исследование потребительского рынка, вследствие чего производит рекламу и разрабатывает различные рекламные акции. Этим отдел делает услугу наиболее привлекательной и тем самым помогает отделу продаж выполнить свою работу.
1.3 Административно-управленческий аппарат
Функции управления деятельностью предприятия реализуются подразделениями аппарата управления и отдельными работниками, которые при этом вступают в экономические, организационные, социальные, психологические и другие отношение друг с другом. Организационные отношения, складывающиеся между подразделениями и работниками аппарата управления предприятия, определяют его организационную структуру.
Под организационной структурой управления предприятием понимается состав (или перечень) отделов, служб и подразделений в аппарате управления, их системная организация, характер соподчиненности и подотчетности друг другу и высшему органу управления предприятием, а также набор координационных и информационных связей, порядок распределения функций управления по различным уровням и подразделениям управленческой иерархии.
Организационная структура управления ЗАО «ЭР-Телеком» строится с учетом 2ух уровней управления:
Первый уровень:
Высшим органом управления ЗАО «ЭР-Телеком» является собрание акционеров, состоящих из акционеров общества или же их полномочных представителей, действующее путем принятия решений по вопросам, отнесенным к его компетенции настоящим уставом. Один раз в год предприятие проводит общее собрание акционеров. К исключительной компетенции Общего собрания акционеров относятся следующие вопросы:
1) Внесение изменений и дополнений в уставной капитал организации;
2) Реорганизация предприятия;
3) Ликвидация предприятия, назначение ликвидационной комиссии и утверждение промежуточного и окончательного ликвидационных балансов;
4) Определение численного состава Совета директоров, избрание его членов и досрочное прекращение их полномочий;
5) Определение предельного размера объявленных акций;
6) Утверждение годовых отчетов, бухгалтерских балансов, счета прибылей и убытков предприятия, распределение прибылей и убытков
7) Утверждение положения о порядке подготовки и ведения Общего собрания акционеров, определение порядка ведения собрания.
Собрание акционеров возглавляет директор филиала ЗАО «ЭР-Телеком» в г. Ижевске. На этом уровне находится совет директоров, которые в период между собраниями осуществляют управление обществом. Совет директоров осуществляет общее руководство деятельностью общества за исключением решения вопросов, отнесенных к компетенции собрания акционеров предприятия.
К исключительной компетенции Совета директоров предприятия относятся следующие вопросы:
1) Определение приоритетных направлений деятельности предприятия
2) Созыв годового и внеочередного Общих собраний акционеров предприятия
3) Приобретения акций, облигаций и других ценных бумаг в случаях, предусмотренных законом
4) Использование резервного и иных фондов организации
5) Утверждение внутренних документов, определяющих порядок деятельности органов управления организацией, за исключением документов, принятие которых отнесено к компетенции Общего собрания акционеров
6) Создание филиалов и открытие представительств предприятия
7) Заключение сделок, в совершении которых имеется заинтересованность и т.п.
Второй уровень:
Исполнительным органом управления является директор филиала.
Директор филиала, на основании устава организации, действует от имени организации и представляет интересы организации, совершая сделки, утверждая штат сотрудников, издавая приказы, давая указания, обязательные для исполнения всеми работниками организации, в соответствии с компетенцией, определенной этим уставом.
Права и обязанности директора филиала по осуществлению руководства текущей деятельностью предприятия определяются правовыми актами РФ, уставом организации, положениями и директоре филиала, утверждаемыми советом директоров.
Директор филиала:
1) Организует текущую деятельность организации;
2) Решает вопросы по поводу функционирования структурных подразделений организации;
3) Организует рациональное использование недвижимости и иной собственности, принадлежащей организации;
4) Распоряжается имуществом организации путем заключения договоров и совершения иных сделок и юридических действий;
5) Организует бухгалтерский учет и отчетность;
6) Утверждает договорные цены на услуги.
Административно-управленческий аппарат ЗАО «ЭР-Телеком» состоит из: директора филиала, начальника отдела продаж, начальника абонентского отдела, начальника отдела технической поддержки, начальника отдела маркетинга, финансового директора, начальника службы охраны.
Директор филиала избирается общим собранием акционеров общества. Согласно уставу организации, к компетенции директора филиала относятся все вопросы руководства текущей деятельностью предприятия, он обладает всей полнотой власти, несет ответственность за повседневную деятельность предприятия. Директор филиала без доверенности действует от имени акционерного общества, в том числе представляет его интересы, совершает сделки от его имени, утверждает штатное расписание, издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками предприятия. Кроме того, директор филиала обеспечивает выполнение решений общего собрания акционеров и совета директоров, распоряжается имуществом общества, определяет организационную структуру общества, утверждает правила, процедуры и другие внутренние документы общества, принимает на работу и увольняет с работы сотрудников, в том числе назначает и увольняет своих заместителей, главного бухгалтера, руководителей подразделений, представительств, поощряет работников и налагает на них взыскания, открывает в банках валютные и расчетные счета, заключает договоры и совершает сделки.
Начальник отдела продаж исполняет все функции генерального директора во время его отсутствия. Кроме того, контролирует рабочий процесс, то есть основного подразделения. В его подчинении находятся старший специалист отдела продаж, старшие менеджеры, ведущий промо-акций, сотрудники корпоративного отдела. Он также несет ответственность за работу отдела продаж и отчитывается перед директором филиала за ее ходом.
Начальник абонентского отдела несет ответственность перед начальником отдела продаж за работу своего отдела, а также контролирует работу диспетчеров.
Начальник отдела технической поддержки руководит сотрудниками данного отдела и ответственен за бесперебойную работу подключения к Интернету и кабельному телевидению.
Финансовый директор – главный бухгалтер - занимается оформлением кредитных договоров с банками, ведет анализ производственно-хозяйственной деятельности предприятия, следит за выполнением плана по производству и реализации услуг, отчитывается перед директором филиала (а в его отсутствие перед начальником отдела продаж) об экономическом состоянии предприятия, о работе бухгалтерии и планово-экономического отдела, о финансовых операциях организации.
1.4 Службы и отделы
Службы и отделы – это функциональные подразделения, обеспечивающие жизнедеятельность всей организации.
В ЗАО «ЭР-Телеком» к ним относятся:
бухгалтерия;
служба охраны.
Бухгалтерия ведет бухгалтерский и налоговый учет имущества и обязательств организации, занимается составлением бухгалтерской и налоговой отчетности предприятия и предоставлением этой отчетности в вышестоящие органы в сроки соответствующие законодательству РФ.
Охранно-пожарная служба обеспечивает охрану производственной территории, безопасность работников предприятия, следит за соблюдением пропускной системы
2. АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПО ПРИЗНАКАМ «СВЯЗЬ, СОЕДИНЕНИЕ, ТИП»
Описание связей главного и вторичного контуров структуры
Основные связи структуры формируют ее главный контур, который объединяет в производственно-технологической деятельности основные подразделения.
Обеспечивающие связи обеспечивают функционирование и деятельность главного контура и образуют обеспечивающий (вторичный) контур. Вторичный контур – это связи подразделений главного контура или полностью главного контура с другими подразделениями по каким-либо информационным, технологическим, управленческим, финансовым вопросам производственной деятельности.
Существуют различные виды обеспечивающего контура:
1. Дополняющие связи – это такие связи между вспомогательными и обслуживающими подразделениями, с подразделениями главного контура, деятельность которых технологически дополняет, обслуживает главный контур. Они создают условия для эффективной реализации основных связей.
На ЗАО «ЭР-Телеком» это связи между диспетчерами абонентского отдела и менеджерами по продажам.
2. Дублирующая связь – это связь, которая обеспечивает гарантированность выполнения какой-либо функции, деятельности, решения задачи, проблемы.
Примером таких связей на ЗАО «ЭР-Телеком» служит связь между директором филиала и начальником отдела продаж, которые дублируют функции друг друга.
3. Контрольная связь – это связь между элементами структуры любого назначения, которая обеспечивает рациональность деятельности.
На данном предприятии контрольной связью может быть связь с внешней средой (с пожарной службой, аудиторскими и налоговыми компаниями, которые осуществляют проверку предприятия).
4. Корректирующая связь – это связь, обеспечивающая внесение изменений в реализацию функций, в решения. Она позволяет устранить отклонения и адаптировать структуру к новой ситуации.
В данной организации примером служит связь между начальником отдела продаж и старшими менеджерами (изменение плана договоров и цен на услуги).
2.2 Иерархия строения структуры, пространственная ориентация, прерывистость и вариабельность связей
На сегодняшний день основным принципом построения любых организационных систем является иерархия. Применение принципа иерархии и социальных систем, в том числе и хозяйственных организаций, необходимо для отражения вертикального подчинения между различными уровнями организацией, таких, как иерархия властных полномочий, иерархия функций, иерархия функциональных обязанностей. С иерархией властных полномочий тесно переплетается распределение ответственности и компетенции, связанных с деятельностью организации.
В структурах социальных систем выделяют два вида пространственной ориентации связей:
Вертикальная ориентация – это межуровневые связи. Она определяет иерархию строения структуры.
На данном предприятии примером вертикальных связей может быть, например, связь между директором филиала, начальником отдела продаж и старшим специалистом отдела продаж или между директором филиала, начальником абонентского отдела и диспетчером. (графическое отображение см. приложение 1)
Горизонтальная ориентация – связь межэлементных взаимодействий – определяет распределение функций между элементами, распределение сфер деятельности, меры ответственности.
В ЗАО «ЭР-Телеком» такая связь существует между всеми заместителями директора филиала. (графическое отображение см. приложение 1)
Прерывистость связей - это продолжительность действия связей любого назначения. В зависимости от прерывности различают два вида связи:
непрерывная, т.е. долговременная связь, не имеющая разрывов во времени. К таким связям на рассматриваемом предприятии могут быть связи между заместителями директора филиала и подразделениями, за которые они отвечают.
дискретная, т.е. связь, имеющая разрывы во времени действия.
Дискретные связи могут быть разовыми и ситуационными, ритмичными и неритмичными.
Ритмичные связи повторяются через строго установленные промежутки времени, а неритмичные – с изменяющимся промежутком времени. Ритмичные дискретные связи характеризуются цикличностью их реализации. В данной организации примером такой связи может послужить проведение контракта на подключение к сети кабельного телевидения или Интернета.
Ситуационные связи устанавливаются по мере возникновения соответствующей ситуации. Такие связи в данной организации могут быть представлены связями между директором филиала и его заместителями при необходимости сбора совещания в отдельных случаях, или связью между начальником отдела продаж и старшим специалистом отдела продаж при необходимости сбора и обсуждения определенных вопросов, возникающих в некоторых ситуациях.
Вариабельность связей – это возможность изменения характеристик связей. Отражая соответствующие функциональные процессы в пространстве и во времени, связи между элементами и внешней средой могут быть инвариантными и вариабельными.
Инвариантные связи – это строго установленные связи, которые могут оставаться практически неизменными при различном изменении ситуаций и условий функционирования организации. В частности процесс подключения предопределяет неизменность связей между компонентами в любых ситуациях. На ЗАО «ЭР-Телеком» примером таких связей может послужить процесс приготовления, подключения и дальнейшего обслуживания абонента, подключающегося к сети кабельного телевидения или Интернета. Вариабельные связи – это связи с изменяющимися характеристиками параметрами. Вариабельные связи являются ситуационными связями и решают задачу адаптации организации к изменяющейся ситуации. Например, менеджер по продажам заключил много договоров на пользование услугами , т.е. произошло увеличение объекта заказа. Для выполнения этого заказа в срок в отдел кадров поступила заявка на дополнительный прием сотрудников в техподдержку для выполнения этих заказов.
2.3 Типы соединений между элементами структуры
Соединения – это узел связи со всей совокупностью входящих и выходящих из него каналов. В зависимости от количества входящих и выходящих каналов связи и сочетания их направлений в системах различают 10 типов соединений, которые представлены в таблице 1.
В таблице обозначено: Э – элемент организации. Направление каналов связи может быть как вертикальное, так и горизонтальное и смешанное (вертикально-горизонтальное).
Разберем каждое соединение на примере данной организации.
Последовательное соединение:
1 отдел продаж 2
1 – входная связь, информационный поток из внешней среды – получен заказ на подписание договора об оказании услуг кабельного телевидения или Интернета.
2 – выходная связь, информационный поток – направление менеджера по продажам на место подписание данного договора.
Таблица 1
Типология соединений
Простое встречное соединение:
1 аб отдел 2
1 – входная связь, информационный поток – заявка абонентского отдела о необходимости направить менеджера по продажам на объект.
2 – входная связь, информационный поток – заявка отдела продаж о направлении менеджера по продажам для подписания договора на предоставление услуг.
Простое расходящееся соединение:
1 отдел продаж 2
1 – выходящая связь, информационный поток, заявка начальника отдела продаж об увеличении плана договоров.
2 – выходящая связь, информационный поток старшему специалисту отдела продаж о необходимости принятия новых сотрудников в связи с ожидающейся нехваткой работников из-за увеличения планов на договоры.
Простое многоканальное соединение:
Директор филиала
1 2 3 4
1 – входящая связь, информационный поток, предоставлен на подпись от финансового директора отчет о прибылях и убытках предприятия за прошедший год.
2 – выходящая связь, информационный поток, приказ директора филиала об увольнении одного из работников направляется старшему специалисту отдела продаж.
3 – входящая связь, информационный поток, предоставлен на подпись отделом продаж договор с покупателем услуги.
4 – выходящая связь, информационный поток, извещение директора филиала о своем отъезде и автоматическом переходе обязанностей на его заместителя.
Многоканальное расходящееся соединение:
2
1 ведущий промо-акций
3
1, 2, 3 – сообщения ведущего промо-акций о заключенном договоре на предоставление услуги кабельного телевидения: старшему специалисту отдела продаж (2), менеджеру по продажам (3), старшему менеджеру (1).
Многоканальное сходящееся соединение:
2
1 ведущий промо-акций
3
1 – входящая связь, информационный поток, предоставлен на подпись от финансового директора отчет о прибылях и убытках предприятия за прошедший год.
2 – входящая связь, информационный поток, начальником отдела продаж предоставлен отчет об объемах продаж за прошедший год.
3 – входящая связь, информационный поток, начальником абонентского отдела предоставлен отчет о количестве заявок на подключение за прошедший год.
4 – входящая связь, информационный поток, начальником техподджерки предоставлен отчет о количестве подключенных абонентов.
7. Сужающееся соединение:
3
1 Бухгалтерия 5
2 4
1 – входящая связь, информационный поток, отдел продаж предоставил отчет о наличии заказа.
2 – входящая связь, информационный поток, техподдержка предоставила отчет об объеме имеющихся материалов.
3 – выходящая связь, информационный поток, составлен и отправлен отчет в налоговые органы.
4 – входящая связь, информационный поток, отдел продаж предоставил отчет о выполнении плана по заключению договоров.
5 – выходящая связь, информационный поток, составлен и отправлен отчет в органы статистики.
8. Конвергентное соединение:
3
Бухгалтерия
1 2
1, 2 – входящая связь, информационный поток, получен дополнительный договор на сверхурочную работу от старшего специалиста отдела продаж и начальника абонентского отдела.
3 – выходящая связь, информационный поток, составлена и отправлена на подпись финансовому директору ведомость выдачи заработной платы.
9. Расширяющееся соединение:
Начальник отдела продаж
2 3 4
1 – входящая связь, информационный поток, сообщение от службы безопасности и жизнеобеспечения о проведении плановой проверки пожарной безопасности.
2, 3, 4 – выходящая связь, информационный поток, оповещение сотрудников отдела продаж о проведении проверки.
10. Дивергентное соединение:
2
1 Отдел продаж 3
4
1 – входящая связь, информационный поток, из техподдержки поступил отчет о наличии продукции (кабели RG-6).
2, 3, 4 – выходящая связь, информационный поток, заключение договоров с элементами внешней среды (покупателями).
2.4. Структурные конфигурации.
Структурные конфигурации – это модели, состоящие из объединения элементов структуры или соединений при выполнении функциональных взаимодействий производственной деятельности.
Различают два вида конфигураций:
простые – состоят из небольшого числа элементов, связанных последовательными связями;
сложные – состоят из большого количества элементов, включающих различные виды связей по направлению и количеству.
Рассмотрим несколько типов конфигураций на примере ЗАО «СТРИМ-ТВ».
Горизонтальная конфигурация
Начальник отдела продаж
Начальник аб. отдела
Начальник техподдержки
Начальник отдела маркетинга
Фин. Директор
(гл. Бухгалтер)
Начальник службы охраны
Каждая вершина связана с двумя соседними и при выходе из строя хотя бы одного элемента структура разрушается.
Звездная конфигурация
Такая конфигурация складывается, когда директор филиала дает указания своим заместителям (каждому рекомендации по его области).
Иерархическая (веерная) конфигурация, вертикально расширяющаяся.
Такой вид конфигурации имеет место при изменении директором планов продаж. Об этих изменениях он сообщает своим заместителям, они – своим подчиненным.
Иерархическая (веерная) конфигурация, вертикально сужающаяся.
Эта конфигурация имеет место в ситуации, когда начальники отделов сдают годовую отчетность заместителям директора филиала, а они непосредственно директору филиала.
Конфигурация «Колесо». Данный вид конфигурации присущ ситуациям, когда директор филиала проводит совещания, в обсуждении которых принимают участие как он сам, так и его заместители.
Формирование сложной конфигурации можно рассматривать в виде интеграции простых конфигураций разных типов или в виде самостоятельно сформированной структуры. Количественными параметрами сложной конфигурации являются вертикальный и горизонтальный размеры. Под вертикальным размером (ВРС) понимается число уровней иерархии структуры. Горизонтальный размер (ГРС) – число звеньев (элементов) на наиболее развитом уровне. Если вертикальный размер больше горизонтального, структура называется высокой, если вертикальный размер меньше горизонтального – плоская структура. Если вертикальный размер равен горизонтальному – квадратичная.
Примером сложной конфигурации может служить организационно-управленческая структура предприятия, представленная в приложении Б. Определим тип данной конфигурации. ВРС = 5, ГРС = 7 , следовательно, данная структура – плоская (ГРС>ВРС).
3. АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПО ПРИЗНАКУ “ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА”
3.1 Технологическая структура
Технологическая структура организации представляет собой, совокупность связей основной производственной деятельности и функциональной поддержки вспомогательных, обслуживающих производств, служб, отделов и общего управления.
Рис.1 Технологическая структура.
Технологическая структура ЗАО «ЭР-Телеком» представляет собой совокупность основной производственной деятельности и функциональной поддержки вспомогательных, обслуживающих служб, отделов.
Абонентский отдел
Отдел продаж
монтажники
Менеджеры по продажам
диспетчеры
ИП – информационные потоки: заявки, документация.
3.2 Структура управления
Функции структуры управления находятся в диалектическом единстве. Структуры можно выделять по функциональной сфере в соответствии с видами деятельности:
директор филиала
Начальник отдела продаж
Начальник аб. отдела
Начальник техподдержки
Начальник отдела маркетинга
Фин. Директор
(гл. Бухгалтер)
Начальник службы охраны
Старший специалист
диспетчеры
диспетчеры
монтажники
Бренд-менеджеры
бухгалтерия
охранники
Старшие менеджеры
Корпоративный отдел
Ведущий промо-акций
Менеджер по продажам
Водитель
Начальники отделов непосредственно управляют теми отделами, которые находятся под их подчинением:
1. Отдел продаж: начальник этого отдела отчитывается непосредственно перед директором филиала, а так же готовит общий отчет о работе своего отдела, который в последующем отправляется непосредственно в Москву.
В этом отделе заместителем начальника является старший специалист, который совмещает несколько обязанностей:
-принимает новых сотрудников, в частности менеджеров по продажам, ведущих промо-акций, старших менеджеров.
- ведет отчет о количестве заявок на подключение и количестве подключившихся абонентов.
- контролирует работу старших менеджеров, сотрудников корпоративного отдела , ведущего промо-акций
Старшие менеджеры ответственны за выполнение плана договоров, которые распределяются между ними. У каждого из них есть определенный план и небольшая группа менеджеров по продажам, которые подчиняются им. Задача этой группы выполнить, а по возможности и перевыполнить план.
Ведущий промо-акций ответственен за проведение акций, связанных с подключением к сетям Интернет и кабельного телевидения. Они проводятся в определенном месте г. Ижевска, заранее согласованным с мэрией. Менеджеры по продажам частично находятся в подчинении ведущего, который согласовывает их работу со старшим менеджером, непосредственно управляющим менеджером по продажам.
Водитель подчиняется ведущему промо-акций, отвозит группу менеджеров на место проведения акций, а также, по надобности, возит директора филиала в необходимые ему места.
Корпоративный отдел подчиняется старшему специалисту, работает с юридическими лицами.
2 Абонентский отдел: начальник этого отдела руководит диспетчерами, контролирует их работу.
3 Техподдержка: начальник этого отдела руководит диспетчерами и монтажниками.
4 Отдел маркетинга: начальник этого отдела ответственен за рекламу, управляет бренд-менеджерами.
5 Бухгалтерия: ей непосредственно управляет финансовый директор.
6 Служба охраны: начальник этого отдела ответственен за сохранность имущества и порядок и управляет охранниками.
Начальники всех отделов подчиняются непосредственно директору филиала
Экономическая структура
Экономическая структура организации представляет собой совокупность отношений экономического взаимодействия между элементами по экономическим вопросам. Является многоканальной и двунаправленной структурой, имеет выраженную иерархию распределения ресурсов. Уровни иерархии: Владельцы (собственники организации), административно-управленческий аппарат, подразделения определяются организационно-правовой формой предприятия
Основные взаимодействия:
- от головного офиса в Москве идут указания директору филиала в г. Ижевске. От него информация распространяется на начальников отдела продаж, абонентского отдела, отдела маркетинга и финансового директора, в свою очередь эти руководители информируют своих подчиненных.
4 ОПИСАНИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ СИСТЕМНЫХ СВОЙСТВ ОРГАНИЗАЦИИ
4.1 Свойство целостности структуры
Целостность – свойство системы, которое устанавливает, что система имеет структуру, системные части, связанные между собой таким образом, что любые изменения в одной из частей неизбежно отражаются в других частях системы и в целом во всей системе. Если в системе присутствует элемент, для которого эти изменения не доходят, говорят, обособленный элемент системы, а система не обладает целостностью. Наличие обособленных элементов приводит к ее разрушению. Этот элемент может выделиться из системы или потреблять ресурсы системы, ничего не отдавая взамен, и, тем самым, исчерпав ресурсы системы. С другой стороны, усиление связи между элементами системы усиливает ее целостность. Такое состояние системы называют прогрессирующей систематизацией.
Организация “ ЭР-Телеком ” является целостной структурой, так как все элементы структуры тесно связаны между собой и изменения в одном из элементов приводит в изменениям в остальных. Все элементы (как основные так и вспомогательные подразделения, службы и отделы) одинаково важны и необходимы для нормальной деятельности организации. Например, очень большое значение для организации как элемента целостной структуры имеет бухгалтерия, так как именно там ведется учет всего имущества и обязательств как отдельно по подразделениям, так и в целом по организации, собирается вся отчетность по отделам, и составляются отчеты в целом по орагнизации. Не менее значимы и другие подразделения, например, отдел продаж, где берет начало весь процесс работы. Изменение тарифов на Интернет (исходит из отдела продаж) приводит к изменению работы организации. Сотрудники отдела продаж изменяют параметры своей работы в соответствии с изменением тарифных планов, сотрудники абонентского отдела ориентируют об этих изменениях как потенциальных абонентов, так и техподдержку, сотрудники отдела маркетинга соответственно разрабатывают новую концепцию рекламы.
4.2 Свойство эмерджентности структуры
Эмерджентность – свойство системы, которое определяет сложение качеств элементов составляющих систему и образование у системы суммарного (интегративного) качества, которое отсутствует в таком виде у отдельных элементов системы, обладают только целостные системы. Сложностью оценки эмерджентности является выполнение суммирования качественных характеристик. Во многих случаях, особенно у природных систем, интегративное сложение качеств является природной особенностью системы. Например, человек как целостная система, включает одинаковые части, но в каждом – суммирование происходит индивидуально.
Так как система является целостной, она обладает свойством эмерджентности. Проанализировав структуру и деятельность организации на предмет роли (вклада) каждого структурного элемента, то есть, установив его качество и нужность, получим:
Отдел продаж обеспечивает основную деятельность организации – заключение договоров;
бухгалтерия ведет бухгалтерский и налоговый учет имущества и обязательств организации, занимается составлением бухгалтерской и налоговой отчетности предприятия и предоставлением этой отчетности в вышестоящие органы в сроки соответствующие законодательству РФ;
абонентский отдел работает с абонентами и снабжает информацией потенциальных клиентов;
техподдержка непосредственно подключает к сетям Интернет и кабельного телевидения.
Отдел маркетинга обеспечивает рекламу услуг;
Служба охраны обеспечивает сохранность имущества.
4.3 Гомеостатическое свойство
Гомеостатическое свойство – свойство выживаемости, определяющее способность системы сопротивляться действию негативных факторов внешней и внутренней среды и функционировать в условиях неустойчивости.
К изменениям внешней и внутренней среды можно отнести:
изменение договоренностей с покупателями и заказчиками, посредниками и контактными аудиториями;
изменение отношений с конкурентами;
изменение политических факторов (выборы, революции, принятие законов);
изменение экономических факторов (курса валют, уровня инфляции);
изменения факторов развития технологий (появление все более усовершенствованного оборудования);
Ко всем из вышеперечисленных преобразований предприятие старается приспособиться, либо как-то повлиять на них. Например, для поддержания конкурентоспособности услуг организация изменяет тарифные планы, условия подключения, чтобы сделать свои услуги наиболее привлекательными для покупателей нежели у конкурентов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проделанной работы, я на примере ЗАО «ЭР-Телеком» рассмотрел основные, вспомогательные и обслуживающие подразделения, службы и отделы, их функции и взаимосвязи между ними (дополняющие связи, дублирующая связь, контрольная связь, корректирующая связь) и, считаю, что система не имеет явных недостатков.
Кроме того, в данной работе я выделил основные типы соединений между элементами структуры организации: простое встречное соединение, простое многоканальное соединение и другие типы соединений. Также рассмотрел структурные конфигурации, представленные на данном предприятии: звездную конфигурацию, иерархическую и конфигурацию «колесо».
Далее я проанализировал структуру организации по признаку «функциональная сфера», составив технологическую и экономическую структуры, структуру управления.
И, наконец, рассмотрел системные свойства организации и сделал вывод о том, что система целостна, обладает свойством эмерджентности и гомеостатическим свойством.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ
Батинов И.В.,Методические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине “Теория организации”, Ижевск: Издательство ИжГТУ, 2003.
Рабочие материалы компании “СТРИМ-ТВ”
ПРИЛОЖЕНИЕ
Организационно-управленческая структура ЗАО “ ЭР-Телеком ”
директор филиала
Начальник отдела продаж
Начальник аб. отдела
Начальник техподдержки
Начальник отдела маркетинга
Фин. Директор
(гл. Бухгалтер)
Начальник службы охраны
Старший специалист
диспетчеры
диспетчеры
монтажники
Бренд-менеджеры
бухгалтерия
охранники
Старшие менеджеры
Корпоративный отдел
Ведущий промо-акций
Менеджер по продажам
Водитель