Инновационный менеджмент в Украине
Министерство образования и науки Украины
Таврический Национальный Университет
им. В.И. Вернадского
Факультет Управления
Контрольная работа
по инновационному менеджменту
тема: Инновационный менеджмент в Украине
Выполнил:
студентка курса специальности
«менеджмент организаций»
шестой курс (заочно)
Товстая Л.А.
г. Симферополь 2008
1. Инновации: сущность, понятие
В мировой экономической литературе «инновация» интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях. Проблематика нововведений в нашей стране на протяжении многих лет разрабатывалась в рамках экономических исследований НТП.
Термин «инновация» стал активно использоваться в переходной экономике Украины как самостоятельно, так и для обозначения ряда родственных понятий: «инновационная деятельность», «инновационный процесс», «инновационное решение» и т. п. В литературе насчитываются сотни определений. Например, по признаку содержания или внутренней структуры выделяют инновации технические, экономические, организационные, управленческие и др.
Различные авторы, (например: Н. Мончев, И. Перлаки, Хартман В. Д., Мэнсфилд Э., Фостер Р., Твист Б., И. Шумпетер, Роджерс Э. и др.) трактуют это понятие в зависимости от объекта и предмета своего исследования.
Например, Б. Твист определяет инновацию как процесс, в котором изобретение или идея приобретают экономическое содержание. Ф. Никсон считает, что инновация – это совокупность технических, производственных и коммерческих мероприятий, приводящих к появлению на рынке новых и улучшенных промышленных процессов и оборудования. Б. Санто считает, что инновация – это такой общественный техническо-экономический процесс, который через практическое использование идей и изобретений приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий, технологий, и в случае, если она ориентируется на экономическую выгоду, прибыль, появление инновации на рынке может привести добавочный доход. И. Шумпетер трактует инновацию как новую научно-организационную комбинацию производственных факторов, мотивированную предпринимательским духом.
В настоящее время применительно к технологическим инновациям действуют понятия, установленные Руководством Осло и нашедшие отражение в Международных стандартах в статистике науки, техники и инноваций.
В соответствии с этими стандартами инновация – конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.
Анализ различных определений приводит к выводу, что специфическое содержание инновации составляют изменения, а главной функцией инновационной деятельности является функция изменения. Австрийский ученый И. Шумпетер выделял пять типичных изменений:
1. Использование новой техники, новых технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства (купля – продажа).
2. Внедрение продукции с новыми свойствами.
3. Использование нового сырья.
4. Изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения.
5. Появление новых рынков сбыта.
В инновационном процессе значительную роль играют создатели инновации, которые руководствуются такими критериями, как жизненный цикл изделия и экономическая эффективность. Их стратегия направлена на то, чтобы превзойти конкурентов, создав новшество, которое будет признано уникальным в определенной области. Тем не менее, на разработку и внедрение инновации в повседневную практику необходимы определенные финансовые средства.
В общем плане инновации – это обновление основного капитала (производственных фондов) или производимой продукции на основе внедрения достижений науки, техники, технологии, это закономерный, объективный процесс совершенствования общественного производства. Различают следующие виды инноваций:
1. По степени радикальности (новизны): базисные инновации, улучшающие инновации, псевдоинновации.
2. По характеру применения: продуктивные инновации, технологические инновации, социальные, комплексные, рыночные.
3. По стимулу появления (источнику): инновации, вызванные развитием наукой и техники; инновации, вызванные потребностями производства; инновации, вызванные потребностями рынка.
4. По роли в воспроизводственном процессе: инновации потребительские и инновации инвестиционные.
5. По масштабу: инновации сложные и простые.
Приведенная классификация инноваций позволяет сделать вывод о том, что процессы нововведений многообразны и различны по своему характеру, следовательно, формы их организации, масштабы и способы воздействия на инновационную деятельность также отличаются многообразием.
Побудительным механизмом развития инноваций в первую очередь является рыночная конкуренция. Производители и потребители в процессе использования устаревшей техники и технологии получают дифференциальный убыток, в результате чего вынуждены сокращать издержки производства на основе инноваций. Предпринимательские фирмы, первыми освоившие эффективные инновации, имеют возможность снижать издержки производства и соответственно стоимость реализуемых товаров (продукции, услуг). Следствием чего является укрепление своих позиций в конкурентной борьбе с фирмами, предлагающими аналогичные товары продукцию, услуги.
В ряде источников инновация рассматривается как процесс. В этой концепции признается, что нововведение развивается во времени и имеет отчетливо выраженные стадии. Инновации свойственны как динамический, так и статический аспекты. В последнем случае инновация представляется как конечный результат научно-производственного цикла (НПЦ), эти результаты имеют самостоятельный круг проблем. Термины «инновация» и «инновационный процесс» не однозначны, хотя и близки. Инновационный процесс связан с созданием, освоением и распространением инноваций.
Создатели инновации (новаторы) руководствуются такими критериями, как жизненный цикл изделия и экономическая эффективность. Их стратегия направлена на то, чтобы превзойти конкурентов, создав новшество, которое будет признано уникальным в определенной области.
Научно-технические разработки и нововведения выступают как промежуточный результат научно-производственного цикла и по мере практического применения превращаются в научно-технические инновации. Научно-технические разработки и изобретения являются приложением нового знания с целью их практического применения, научно-технические же инновации (НТИ) являются материализацией новых идей и знаний, открытий, изобретений и научно-технических разработок в процессе производства с целью их коммерческой реализации для удовлетворения определенных запросов потребителей. Непременными свойствами инновации являются научно-техническая новизна и производственная применимость. Коммерческая реализуемость по отношению к инновации выступает как потенциальное свойство, для достижения которого необходимы определенные усилия. НТИ характеризует конечный результат научно-производственного цикла (НПЦ), который выступает в качестве особого товара – научно-технической продукции – и является материализацией новых научных идей и знаний, открытий, изобретений и разработок в производстве с целью коммерческой реализации для удовлетворения конкретных потребностей.
Из сказанного следует, что инновацию как результат, нужно рассматривать с учетом инновационного процесса. Для инновации в равной мере важны все три свойства: научно-техническая новизна, производственная применимость, коммерческая реализуемость. Отсутствие любого из них отрицательно сказывается на инновационном процессе.
Коммерческий аспект определяет инновацию как экономическую необходимость, осознанную через потребности рынка. Следует обратить внимание на два момента: «материализацию» инновации, изобретений и разработок в новые технически совершенные виды промышленной продукции, средства и предметы труда, технологии и организации производства и «коммерциализацию», превращающую их в источник дохода. Следовательно, научно-технические инновации должны: обладать новизной; удовлетворять рыночному спросу и приносить прибыль производителю.
2. Национальная инновационная система
Понимание инноваций как многоотраслевого процесса, в который включено некоторое количество различных участников с различными компетенциями и возможностями, которые постоянно обмениваются знаниями и взаимодействуют для того, чтобы произвести новый продукт или технологический процесс или другую инновацию, приводит к пониманию принципа системы инноваций. Применение системного подхода в исследовании инноваций оправдывается целью уловить системный, взаимозависимый характер инноваций, и технических изменений.
Инновационная система – это приводной механизм научно-промыш-ленного развития современных государств. Её главная задача – обеспечить эффективное прохождение всего инновационного цикла, именно на это работает целая совокупность правовых, экономических, организационных и финансовых инструментов.
Как подсистема экономики, инновационная система фокусируется на: генерации изменений в экономической системе путем приобретения, производства и распространения новых знаний. Основная задача инновационной системы – вносить вклад в создание прироста экономики посредством производства знаний, которые особенно полезны для модернизации и обновления системы производства, продукции, услуг, и процессов. Поэтому, инновационная система только косвенно вносит вклад в экономический рост и конкурентоспособность. С другой стороны, для выполнения своей функции модернизации, инновационная система в большой степени зависит от других подсистем экономики.
Способность инновационной системы выполнять свою модернизирующую функцию также зависит от позитивных воздействий ее окружения, такого как система образования, наука, законодательство или культура.
В начале XXIв. мировая экономика активно формирует новую парадигму научно-технического развития, составляющими которой выступают растущая взаимосвязь между рынками капитала и новыми технологиями, быстрое развитие «экономики знаний», усиление социальной ориентации новых технологий, глобальный характер создания и использования знаний, технологий, продуктов и услуг. Развитие этих направлений исследований обусловило необходимость формирования концепции национальных инновационных систем (НИС), как совокупности взаимосвязанных организаций, занятых производством и коммерциализацией научных знаний и технологий в пределах национальных границ, малых и крупных компаний, университетов, лабораторий, технопарков и инкубаторов, как комплекса институтов правового, финансового и социального характера, обеспечивающих инновационные процессы и имеющих мощные национальные корни, традиции, политические и культурные особенности. Значительный вклад в теорию НИС внесли: Й. Шумпетер, Б.А. Лундвалл, Р. Нельсон, К. Фриман.
Лундвалл Б.А. определяет национальную инновационную систему как совокупность субъектов и институтов, деятельность которых направлена на осуществление и поддержку в осуществлении инновационной деятельности [ Эк Укр № 4-2005 с. 45].
Общими методологическими принципами концепции НИС являются следование идеям Й. Шумпетера о конкуренции на основе инноваций в корпорациях как главном факторе экономической динамики, признание особой роли знания в экономическом развитии, анализ институционального контекста инновационной деятельности как фактора, прямо влияющего на ее содержание и структуру. Когда знания становятся экономическим ресурсом, а информационные технологии полностью изменили мировую систему экономии, именно такой подход к изучению инновационных процессов становится принципиальной важным.
Теоретико-методологической основой построения НИС является системный подход, располагающий арсеналом методических средств для решения столь сложной проблемы, соединения действующих фрагментов инновационного комплекса в целостную единую систему. Обобщение отечественного и зарубежного опыта показывает, что НИС представляет собой, по своей сути, институциональную основу инновационного развития национальной экономики, создающую необходимые условия и ресурсы для эффективной научной, научно-технической и инновационной деятельности в стране. Она охватывает всю совокупность субъектов и объектов научно-инновационной деятельности в базисных сферах экономики: науке, образовании, производстве, рынке и комплекс институтов правового, финансового, социального характера, обеспечивающих инновационные процессы.
Основная статусная роль НИС – обеспечение непрерывного интенсивного потока новых идей (знаний), их воплощение в научно-технических разработках (конструкторской и технологической документации, макетах, опытных образцах техники, материалов, продуктов и т.д.) и практическом освоении в производстве (новых машин, технологий, производственных систем, продукции).
Базовые функции НИС – генерация знаний, их распространение и применение, коммерциализация нововведений, образование и подготовка кадров, ресурсное, в т.ч. финансовое, обеспечение, управление и регулирование инновационных процессов.
Осуществляя базовые (творческие) функции, НИС выполняет также регулятивную, интегративно-организационную, идеологическую и другие функции. Высший критерий выполнения этих функций – это получение нового знания на уровне открытий и изобретений; результатов ИР – на уровне патентов, в т.ч. за рубежом; инновационной продукции – на уровне мировых аналогов и стандартов.
Реальный вклад НИС в инновационное развитие национальной экономики определяется также проводимой государственной макроэкономической и инновационной политикой, нормативным правовым обеспечением, соотношением прямого и косвенного государственного и рыночного регулирования, состоянием научно-технологического и промышленного потенциалов, рынков научно-технической продукции, товарных рынков, рынков труда, и также историческими и культурными традициями и особенностями страны.
Важными методологическими принципами формирования НИС общесистемного характера являются следующие:
приверженность эволюционному развитию страны в рамках национальной модели развития;
ориентация на последовательную и своевременную замену административных методов управления научно-техническим развитием косвенными методами экономического регулирования, стимулирующими творчество, новаторство, саморазвитие организаций;
перестройка действующих блоков и сегментов и разработка структуры перспективной НИС с учётом опыта высокоразвитых стран, стран-партнеров по региональным союзам и анализа позитивных и негативных сторон отечественной инновационной практики;
построение новых рыночно ориентированных блоков и сегментов НИС в рамках институциональной "достройки" и сопряжения в системе национальной экономики сфер науки, образования, производства и рынка и НИС как инструмента их интеграции.
Системообразующими принципами построения НИС являются:
принцип научности – требует объективности анализа, опоры на научные закономерности, обоснованности и доказательности выводов и рекомендаций;
принцип системности – обуславливает рассмотрение явлений в их всесторонности, взаимосвязи и полноте, компонентов и подсистем НИС в их системной иерархии и сетевых структурах;
принцип целостности – обеспечивает построение единой целостной НИС на основе единства идеологии, целей деятельности, сетевых технологий, единого информационного пространства, единой экономической и правовой среды, интегрирующей роли государства и инновационной культуры общества. Целостная НИС связывает все ее компоненты в единое целое, ликвидирует ведомственные «разрывы», снижает потери времени, информации об инновациях, их невостребованность потребителем, устраняет дублирование функций и средств.
Следуя этим принципам, НИС становится эффективным инструментом разработки и реализации инновационной политики, перевода экономики на инновационный путь развития, предусматривающий построение постиндустриального, информационного общества, «новой экономики» в рамках национальной модели развития и формирования социально ориентированного рыночного хозяйства.
К структурным элементам НИС относятся: государство, бизнес, учебные заведения.
Национальная инновационная системы включает отдельные составляющие, такие как:
Формирование институционального устройства инновационной экономики. Наиболее характерные и приемлемые направления институционального устройства считаются:
институционально-правовое обеспечение;
реформирование форм собственности институтов инновационной сферы;
совершенствование системы управления научно-исследовательскими и проектно-конструкторскими учреждениями и их организационных форм;
формирование новых инновационных институций в составе производственных предприятий, научно-производственных комплексов и других корпоративных структур;
формирование финансово-координационных институтов инновационного развития;
привлечение институциональных инвесторов в инновационную сферу деятельности;
институционально-информационное обеспечение;
региональное институциональное обеспечение.
Развитие технологических приоритетов инновационного развития производственной сферы экономики. Для государства это перечень первоочередных, в полной мере экономически обоснованных направлений научно-технологического развития на четко установленный период, реализация которых должна быть направлено на обеспечение таких национальных потребностей, как промышленная конкурентоспособность, национальная оборона, энергетическая обоснованность технологического направления, а также соответствие главным проблемам и перспективам развития общества.
Финансирование научно-технической и инновационной деятельности, то есть, определение оптимально соотношения в объеме финансовых ресурсов, которые направляются на реализацию отдельных стадий приобретения, использования и создания нового знания.
Развитие инновационного предпринимательства, которое выступает эффективным механизмом трансформации научных знаний в инновационные идеи, пригодные к практическому использованию.
Формирование рынка объектов права промышленной собственности. Для обеспечения стабильного экономического роста на основе постоянного совершенствования технологических процессов, для государства главной целью в инновационной политике является формирование соответствующей стимулирующей среды, которая бы способствовала созданию и реализации нововведений.
Осуществление трансферта технологий. Наиболее распространенными в мире коммерческими формами трансферта технологий являются патентно-лицензионная торговля правами на объекты промышленной собственности; формирование заинтересованными партнерами совместных предприятий; с получением нового оборудования и технологий; сдача в аренду (лизинг) техники, воплощающей в себе новую технологию; экспортно-импортные операции по оборудованию, товарам и услугам, воплощающими в себе технологии их изготовления.
Государство может поддерживать НИС способами: льготное налогообложение, прямое бюджетирование, предоставление кредитов, организация венчурных фондов и содействие их развитию.
Теоретическая организационная модель НИС охватывая сферы генерации, распространения, применения, коммерциализации знаний как совокупность субъектов и объектов инновационной деятельности, взаимодействующих в процессе создания и реализации инновационной продукции и осуществляющих свою деятельность в рамках проводимой государственной инновационной политики – включает ряд подсистем.
Основу НИС составляет подсистема генерации знаний, которая представляет собой совокупность научно-технических организаций государственного и частного секторов, выполняющих фундаментальные, прикладные исследования и разработки: государственные научные центры, академические и отраслевые институты, университеты, вузы, подразделения заводской науки, конструкторские бюро, создающие интеллектуальный продукт, образцы новой продукции и технологий.
Подсистема образования и профессиональной подготовки и переподготовки кадров включает в себя университеты, вузы, колледжи, другие учреждения среднего и профессионального образования, а также систему организации переподготовки и повышения квалификации кадров, включая подготовку и переподготовку кадров для инновационной деятельности и т.д.
Подсистема инновационной деятельности, производства и реализации продукции и услуг включает в себя малые, средние и крупные предприятия, отраслевые и региональные инновационно-технические центры, а также концерны, корпорации и финансово-промышленные группы, торговые (дилерские) сети, центры сервиса, сети ремонта и обновления продукции и т.д.
Подсистема технологической инфраструктуры охватывает центры поддержки инновационного предпринимательства, технопарки, телекоммуникационные сети, бизнес-инкубаторы и бизнес-инновационные структуры, консалтинговые и инжиниринговые фирмы, информационные центры и центры трансфера технологий, систему научно-технических коммуникаций, включая систему научно-технической информации, демонстрационные залы и т.д.;
Подсистема финансовой инфраструктуры, включающая организационные и правовые механизмы финансирования и ресурсного обеспечения всех стадий инновационного цикла, включая инвестиционные компании, банки и другие финансовые структуры, инвестиционные и инновационные фонды, венчурные фонды, бюджетное финансирование, если задачу (заказ) ставит государство.
Подсистема информационной инфраструктуры охватывает информационные ресурсы, технологии и системы, информационно-телекоммуникационные сети, рынок ИКТ, опосредующие и соединяющие все сегменты НИС.
Подсистема управления и регулирования включает:
нормативно-правовой блок, содержащий совокупность законодательных актов, норм, правил и ведомственных инструкций, определяющих формы, условия и методы взаимодействия занятых инновационной деятельностью организаций между собой и с другими организациями, а также правовые акты в области внешнеторгового, налогового, таможенного регулирования;
блок управления (менеджмента) и регулирования, включающий государственный, отраслевой, сетевой, матричный, вертикальный механизмы интеграции всех подсистем и элементов НИС на основе новейших управленческих и информационных технологий.
Ядром всей инновационной сферы является производственное предприятие. Его технологический уровень, конкурентоспособность продукции (и по функциональному совершенству и по цене), эффективность производства, позиции на рынке, стабильное финансовое положение определяют устойчивый и возрастающий спрос на знания, на новые технологии, продукты, методы и системы управления.
Основным содержанием инновационной деятельности субъектов (компонентов) инновационной системы является:
проведение анализа и формирование прогноза направлений научно-технологического и инновационного развития экономики с учетом реальных условий рыночного спроса;
развитие инфраструктуры инновационной системы;
вовлечение в хозяйственный оборот результатов интеллектуальной деятельности;
технологическое переоснащение производства для выпуска инновационной продукции;
проведение экспертизы разработок, оказание консультационных, информационных, юридических или иных услуг по выводу инновационной продукции на рынок.
Инновационная деятельность базируется на приоритетах, которые формируются в сфере коммерциализации результатов исследований и разработок во взаимодействии с предпринимательским сектором экономики исходя из национальных интересов страны и с учетом мировых тенденций развития науки и технологий.
3. Инновационный менеджмент
Инновационный менеджмент сравнительно новое понятие для научной общественности и предпринимательских кругов Украины. На смену одним формам и методам управления экономикой приходят другие.
В специальной литературе и официальных документах чаще всего использовались понятия управление научно-техническим прогрессом, внедрение достижений науки и техники в производство и т.п., что характерно для централизованно управляемой экономики. В рыночных условиях хозяйствования, где коммерческие организации имеют полную юридическую и экономическую самостоятельность, ни о каком внедрении чего-либо не может быть и речи. Воздействие хозяйственного механизма на инновации осуществляется с помощью определенных приемов и особой стратегии управления. В совокупности эти приемы и стратегия образуют своеобразный механизм управления инновациями – инновационный менеджмент.
Инновационный менеджмент – это система управления инновациями, инновационным процессом и отношениями, возникающими в процессе движения инноваций. Инновация является объектом воздействия со стороны хозяйственного механизма. Хозяйственный механизм воздействует как на процессы создания, реализации и продвижения инноваций, так и на экономические отношения, возникающие между производителями, продавцами и покупателями инноваций.
Осуществление инновационного менеджмента в целом предполагает1:
разработку планов и программ инновационной деятельности;
наблюдение за ходом разработки новой продукции и ее внедрением;
рассмотрение проектов создания новых продуктов;
обеспечение инновационной деятельности квалифицированным персоналом;
проведение единой инновационной политики: координации деятельности в этой области в производственных подразделениях;
обеспечение финансами и материальными ресурсами программ инновационной деятельности;
создание временных целевых групп для комплексного решения инновационных проблем - от идеи до серийного производства продукции.
Инновационный менеджмент основывается на:
поиск идеи, служащей фундаментом для данной инновации;
организация инновационного процесса для данной инновации;
процесс продвижения и реализации инновации на рынке.
Инновационный менеджмент включает в себя стратегию и тактику управления. Стратегия определяет общее направление и способ использования средств для достижения поставленной цели. Выбор стратегии – важнейшая составляющая цикла инновационного менеджмента. В условиях рыночной экономики руководителю недостаточно иметь хороший продукт, он должен внимательно следить за появлением новых технологий и планировать их внедрение в своей фирме, чтобы не отстать от конкурентов. Стратегия является отправным пунктом теоретических и эмпирических исследований. Организации могут различаться тем, насколько их руководители, принимающие ключевые решения, связали себя со стратегией использования нововведений. Если высшее руководство поддерживает попытки реализовать нововведение, вероятность того, что оно будет принято к внедрению в организации, возрастает. По мере вовлечения в процесс принятия решений высшего руководства значение стратегических и финансовых целей возрастает. После достижения поставленной цели стратегия прекращает свое существование.
Тактика – это конкретные методы и приемы для достижения поставленной цели в конкретных условиях. Задачей тактики инновационного менеджмента является искусство выбора оптимального решения и приемов достижения этого решения наиболее приемлемых в данной хозяйственной ситуации.
Инновационный менеджмент можно рассматривать как систему управления предприятием. С этой точки зрения, система инновационного менеджмента состоит из двух подсистем: управляющей подсистемы (субъект управления) и управляемой подсистемы (объект управления).
Субъектом управления может быть один или группа работников, которые осуществляют целенаправленное функционирование объекта управления. Объектом управления являются инновации, инновационный процесс и экономические отношения между участниками рынка инноваций. Связь субъекта управления с объектом управления осуществляется посредством передачи информации. Эта передача информации и представляет собой процесс управления.
Инновационный менеджмент выполняет определенные функции, которые определяют формирование структуры системы управления.
Различают два типа функций менеджмента инноваций: функции субъекта управления и функции объекта управления.
Функция субъекта управления включает:
Функцию прогнозирования – охватывает разработку на длительную перспективу изменения технико-технологического и экономического состояния объекта управления в целом и его различных частей.
Функцию планирования – охватывает весь комплекс мероприятий по выработке плановых заданий в инновационном процессе и по воплощению их на практике.
Функцию организации – сводится к объединению людей, совместно реализующих инвестиционную программу на базе каких-либо правил и процедур.
Функцию регулирования заключается в воздействии на объект управления для достижения состояния устойчивости технико-технологической и экономической систем в случае, когда эти системы отклоняются от установленных параметров.
Функцию координации – означает согласованность работ всех звеньев системы управления, аппарата управления и отдельных специалистов.
Функцию стимулирования – выражается в побуждении работников к заинтересованности в результатах своего труда по созданию и реализации инноваций.
Функцию контроля – заключается в проверке организации инновационного процесса, плана создания и реализации инноваций и т.п.
К функциям объекта управления относятся:
рисковое вложение капитала;
организация инновационного процесса;
организация продвижения инноваций на рынке и ее диффузии.
Функция рискового вложения капитала проявляется в организации венчурного финансирования инвестиций на рынке инноваций. Вложение капитала в новый продукт или в новую операцию всегда связано с неопределенностью, с большим риском. Поэтому оно обычно осуществляется через создание инновационных венчурных фондов. Содержанием функции организации инновационного процесса является рациональная организация инновационной деятельности по созданию, реализации и распространению инноваций.
Организационные структуры инновационного менеджмента – это организации, занимающиеся инновационной деятельностью, научными исследованиями и разработками.
Научная организация – организация (учреждение, предприятие, фирма), для которой научные исследования и разработки являются основным видом деятельности. Научные исследования и разработки могут быть основной деятельностью для подразделений, находящихся в составе организации (учреждения, предприятия, фирмы). Наличие таких подразделений не зависит от принадлежности организации в той или иной отрасли экономики, организационно-правовой формы собственности.
В соответствии с рекомендациями Руководства Фраскати в Украине действует следующая классификация научных организаций по секторам науки и типам организаций, объединенных по организационным признакам, характеру и специализации выполняемых работ представленная в таблице 1.
Среди организационных структур инновационного менеджмента особая роль принадлежит малым фирмам. Для рыночной экономики характерно распространение рыночных отношений на все хозяйственные сферы. Поэтому инновация рассматривается как товар. Американская практика организации поисковых исследований породила своеобразную форму предпринимательства – рисковый (венчурный) бизнес.
Венчурный бизнес представлен самостоятельными небольшими фирмами, специализирующимися на исследованиях, разработках, производстве новой продукции. Их создают ученые-исследователи, инженеры, новаторы. Венчурные фирмы работают на этапах роста и насыщения изобретательской активности и еще сохраняющейся, но уже падающей активности научных изысканий.
Таблица 1. Секторы науки (деятельности)
Сектор |
Содержание |
Государственный |
Организации министерств и ведомств, которые обеспечивают управление государством и удовлетворение потребностей общества в целом (государственное управление, оборона, общественный порядок; здравоохранение, культура, досуг, социальное обеспечение и т.п.). |
Некоммерческие организации, полностью или в основном финансируемые и контролируемые правительством, за исключением организаций, относящихся к высшему образованию. |
|
Предпринимательский |
Все организации и предприятия, чья основная деятельность связана с производством продукции или услуг в цепях продажи, в том числе находящиеся в собственности государства. |
Частные некоммерческие организации, в основном обслуживающие вышеназванные организации. |
|
Высшее образование |
Университеты и другие высшие учебные заведения, независимо от источников финансирования или правового статуса. |
Научно-исследовательские институты, экспериментальные станции, клиники, находящиеся под непосредственным контролем или управлением или ассоциированные с высшими учебными заведениями. |
|
Организации, непосредственно обслуживающие высшее образование (организации системы Госкомитета по высшему образованию). |
|
Частный некоммерческий |
Частные организации, не ставящие своей целью получение прибыли (профессиональные общества, союзы, ассоциации, общественные, благотворительные организации, фонды); кроме фондов, более чем наполовину финансируемых государством, которые относятся к государственному сектору. |
Частные индивидуальные организации. |
Венчурные фирмы, как правило, неприбыльны, так как не занимаются организацией производства продукции, а передают свои разработки другим фирмам – эксплерентам, патиентам, коммутантам.
В процессе формирования НИС имеет место так называемые «узкие места системы», которые можно условно разделить на два вида. Первый вид – это разрывы инновационного процесса, уменьшающие пропускную способность системы при передаче нового знания от одной стадии инновационного процесса к другой. Другой вид «узких мест» проявляется в низкой пропускной способности каналов связи между элементами инновационной системы и окружением, ограничивающим вхождение в инновационный процесс потоков ресурсов. Этот вид основывается на дисбалансе между существующим спросом на ресурс со стороны агентов инноваций и недостаточным предложением со стороны поставщиков ресурса. Процесс инноватизации часто заходит в тупик именно из-за нехватки разнообразных имеющихся ресурсов (финансово-кредитных, информационных, кадровых), которые неэффективно расходуются в производствах, базирующихся на традиционных технологиях, с низким уровнем рентабельности. Ресурсные барьеры как другой вид «узких мест» НИС можно преодолеть с помощью институтов венчурной финансирования, которые снижают риски капитала, переходящего к инвестициям в новейшие высокорисковые проекты.
Процесс устранения «узких мест» может быть значительно более динамичным, если государство возьмет на себя ряд задач по содействию развития институтов-посредников в ресурсном обеспечении инновационной деятельности (институтов венчурного капитала, институтов экспертизы и управления инновациями и т.п.); создаст серьезные стимулы для агентов экономики и инноваций по продвижению инноваций; займется организацией ввоза технологий, оборудования, других необходимых для НИС ресурсов; станет инициатором формирования таких организационных структур как технополисы, технопарки, инновационные бизнес-инкубаторы, инновационные центры, агентства трансферта технологий, которые функционируют в качестве эффективных интеграторов инновационного процесса.
Инновационный менеджер должен хорошо разбираться в специфике покупателя товара, сложившейся ситуации на рынке, точно, оперативно и достоверно предвосхищать возможные кризисы. Организационная схема управления фирмами зависит от их особенностей.
4. Характеристика национальной инновационной системы Украины
С начала 2002 года в Украине вопросы формирования инновационной политики стали объектом постоянного внимания руководства страны. В частности, определенный в Послании Президента Украины к Верховной Раде Украины 2002 год «Европейский выбор» стратегический курс на интеграцию Украины в ЕС базируется на инновационной модели развития экономики, что требует формирования и проведения эффективной государственной политики. Эта модель – как система целенаправленных мер органов государственной власти по обеспечению инновационной структурной перестройки экономики – становится стержневой составляющей внутренней и внешней политик Украины.
Мировой опыт свидетельствует, что в наше время осуществлять эффективное государственное управление инновационными процессами без национальной инновационной системы (НИС) крайне проблематично. Формирование в Украине инновационной системы нового типа началось где-то с 2000г. Постепенно складываются новые инновационные структуры, способные создавать коммерчески привлекательные проекты, к финансированию которых подключаются экономически успешные компании, начавшие реализацию крупных инвестиционных программ. В Украине до настоящего времени не принята Национальная инновационная система. Только в октябре 2008г. концепция НИС передана на рассмотрение и утверждение в Верховную Раду Украины. В концепции инновационной модели развития экономики не определено место и роль НИС, не конкретизирована ее структура, а анализируются лишь отдельные сегменты такие, как формирование институционального устройства инновационной экономики, технологические приоритеты инновационного развития производственной сферы экономики, финансирование научно-технической и инновационной деятельности, развитие инновационного предпринимательства, рынок объектов права промышленной собственности, государственная политика в национальной инновационной системе.
В отечественной практике доминирующей формой организации инновационных процессов стали технологические парки, а именно: «Полупроводниковые технологии и материалы, оптоэлектроника и сенсорная техника», «Институт сварки им. Е.А. Патона», «Институт монокристаллов», «Углемаш», «Киевская политехника», «Институт технической теплофизики», «Укринфотех», «Интеллектуальные информационные технологии». Все эти образования имеют узкую специализацию, хотя и используют собственные разработки в дополнительных сферах. В. Будкин и др. отмечают, что узкоспециализированные технопарки в зарубежных странах были рассчитаны на широкую сеть новых фирм, организованных специально для использования выполненных в пределах парка инновационных разработок, тогда как в Украине технопарки создавались через включение традиционных партнеров научно-исследовательских организаций, которые были ядром технопарка [8, с . 72]. Это значительно сузило круг направлений инновационных разработок. Другой особенностью функционирования технопарков в Украине является то, что, в отличие от НИС других стран, в отечественной НИС почти полностью отсутствуют венчурные фирмы.
Следует указать, что в основе концепции НИС лежат идеи Й. Шумпетера по эффективности инновационной конкуренции корпораций как главного фактора развития инновационных процессов. Вместе с тем исследования показывают, что успехи инновационных процессов в Украине кроются скорее в наследстве научно-исследовательского и проектно-конструкторского обеспечения индустриализации и развития ВПК в бывшем СССР, чем в конкурентных стратегиях предприятий на современном этапе. При этом больше половины из 1487 организаций, которые выполняли НИОКР, составляют научно-исследовательские организации отраслевого сектора науки (57%), 26% – академического сектора, 11% – вузовского, 6% – заводского [8, с . 72].
Характерной чертой НИС Украины выступает с одной стороны, территориальное рассредоточение инновационных процессов, то есть в Украине отдельные элементы технопарка, расположены далеко друг от друга. С другой стороны, можно отметить определенную диспропорцию в распределении инновационной инфраструктуры. Так, наибольшее количество бизнес-инкубаторов действует в Киеве (12), Одессе (9), тогда как большинство регионов имеет по
1-2 бизнес-инкубатору. Из 255 инновационных фондов 69% функционируют в Киеве, здесь же расположены все венчурные фонды, 6 из 8 технопарков [8, с . 73].
В период 1991-2003гг. снизилось количество работников основной деятельности в научных организациях с 449,8 тыс. до 173,9 тыс. чел, в академической науке – с 287 тыс. до 142 тыс., заводской – с 339 тыс. до 124 тыс. чел. Средний возраст кандидатов наук достиг отметки 51 год, доктора – 61 [3, с . ]. Понизился социальный статус и престиж работников инженерных профессий, что сказалось на количестве молодых специалистов, выпускаемых высшими техническими учебными заведениями, и качества их подготовки, поскольку конкурса на технические специальности почти нет и конкурентоспособные рабочие выезжают за границу в поисках лучшей судьбы.
Дополнительными факторами неэффективности функционирования НИС Украины выступают:
отсутствие связи между наукой и практикой хозяйствования, формальность научных исследований в большинстве ВУЗов;
отсутствие механизмов эффективной реализации и оценки эффективности национальных научно-технических программ (финансирование не конкретных бизнес-планов инноваций, а бюджеты исследовательских организаций, несовершенство законодательной базы стимулирования инновационного развития, некомерциализованисть результатов исследовательской деятельности через неразвитость инфраструктуры и т.д.).
Количество выполненных разработок также сократилась почти в 1,3 раза (с 82 тыс. до 63,5 тыс.), в т.ч. собственно новой техники и технологии - в 3,9 раза (с 33,7 тыс. до 8, 7 тыс.) [3, с. ]. Б. Данилишин и В. Куценко отмечают, что структура научных работников, занятых непосредственно в экономике, также являются неоптимальною: 25,5% в структуре занятых докторов наук имеют специалисты по техническим специальностям, 19,2% – медицинских, тогда как удельный вес экономистов составляет лишь 6,7%. Доля прикладных исследований в структуре разработок экономической науки (38,7%) ниже средний показатель по науке в целом (57,2%) [9, с. 77-78].
О функциональной несостоятельности и неразвитости НИС Украины относительно интенсификации развития инновационных разработок свидетельствуют статистические данные о сокращении масштабов инновационной деятельности на отечественных предприятиях (табл. 2) [10, с. 11].
Таблица 2. Динамика основных отраслей промышленности Украины в 2005-2006 гг. (%)
Отрасли промышленности |
Темп прироста капитальных вложений |
Динамика объема производства продукции |
Динамика количества предприятий, которые внедряли инновации |
Топливная |
99,4 |
90,2 |
93,9 |
Черная металлургия |
77,1 |
87,6 |
80,6 |
Нефтехимическая |
92,7 |
96,1 |
107,9 |
Машиностроение |
86,3 |
93,1 |
84,3 |
Деревообрабатывающая |
103,7 |
107,7 |
70,1 |
Промышленность стройматериалов |
90,2 |
81,4 |
96,6 |
Вместе с тем исследователи отмечают определенную стабилизацию результатов инновационной деятельности на протяжении 2004-2006 гг.
Анализируя состояние объектов НИС – инноваций и прав собственности на их использование, следует отметить основные составляющие инновационного потенциала с точки зрения направлений и результатов НИОКР. Украинская наука сохраняет мировой уровень в математике, механике, физике, информатике, материаловедении, горных науках, сварке металлов. Исследования украинских ученых в области физики сверхнизких температур, в частности по ядерному магнетизму, кинетики квантовых эффектов, электронных систем, локализованных сверхредким гелием, в последние годы в значительной степени определяют мировой уровень исследований. Значительно расширились исследования по нанофизики и наноэлектроники, с медико-экологических и астрономических исследований. Достаточно значительным, несмотря на широкую программу конверсии, реализованную в 90-х годов ХХ века, есть потенциал в области систем управления ракетными комплексами и космической техникой, Украина также принимает широкое участие в программах освоения космоса, создания космических навигационных систем и систем коммуникаций. Все это в целом отвечает современным мировым тенденциям в развитии инноваций. В мировой практике наиболее важные приоритеты научно-технического развития все больше связываются не с грандиозными, дорогими проектами прорывного, демонстрационного характера, а с долгосрочной кропотливой работой по укреплению всех цепочек национальных инновационных систем – в экономике и информационной сфере, в образовании и здравоохранении, в охране среды и изучении космоса. Именно эти элементы в совокупности формируют жизнеспособную систему научно-технического развития, гарантируют плавное вхождение лидеров развитого мира в третье тысячелетие. Вместе с тем сущностной характеристикой НИС Украины является то, что отечественная наука идет догоняющим путем, прибегая к стратегии увлечения отдельных ниш в уже разработанных научных отраслях и постепенного освоения технологического потенциала технологических лидеров.
Особое внимание в структуре НИС Украины заслуживает структура и характер отношений между субъектами. Национальное правовое поле, которое формализирует практику этих отношений, представлено совокупностью нормативно правовых актов различных органов государственной власти, к которым принадлежат Законы Украины «О научной и научно-технической деятельности», «Об инновационной деятельности», «О приоритетных направлениях инновационной деятельности», «О приоритетных направлениях развития науки и техники», «О специальном режиме инвестиционной и инновационной деятельности технологических парков», «О государственных целевых программах» и ряд других. Однако, качество законодательной базы, по оценкам экспертов-практиков, оставляет желать лучшего. Отсутствие конкретных правовых механизмов, частое изменение законодательства, которое чаще всего приводит к ухудшению административных и налоговых условий, никоим образом не способствует позитивной динамике инновационных процессов. В 2004-2005гг. были отменены льготы по уплате налогов на прибыль, на добавленную стоимость предприятий, которые принадлежат к технологическим паркам по соображениям неэффективности этих льгот и роста непрозрачности и злоупотреблений в этой сфере. И хотя последнее, несомненно, имело место, которое обуславливается, практикой территориального рассредоточения составных технопарков и общей практикой тенизации хозяйственных отношений (инновационная сфера здесь не является исключением), мировой опыт функционирования зон высоких технологий в Китае, Вьетнаме, Польше, Венгрии доказал, что при надлежащем контроле со стороны государства с течением времени проблемы уклонения от уплаты налогов можно привести к приемлемому минимуму.
Другим существенным изъяном отечественного инновационного законодательства является то, что оно не решает основную проблему отношений по владению и распространению инноваций – проблему охраны прав на интеллектуальную собственность. Нельзя не согласиться в данном вопросе с Л. Федуловой и М. Пашутой, которые отмечают, что успешный переход экономики на путь инновационного развития должен приобрести черты управляемого государством процесса трансформации торгового режима на принципах Гатт/сот, особенно относительно охраны прав интеллектуальной собственности [3, с. ].
Определены шаги на пути развития национального рынка объектов интеллектуальной собственности и его интеграции к мировому хозяйству осуществляются: государство пытается бороться из аудио- и видеопиратством, постепенно создается законодательная база охраны прав интеллектуальной собственности.
Достаточно широким является круг международных отношений научно-технического и организационно методического сотрудничества Украины: заключены соответствующие договоры с исследовательскими учреждениями и производственными предприятиями более чем 30 странами мира, Украина сотрудничает с Европейским космическим агентством и НАСА, принимает участие в Шестой рамочной программе Европейской комиссии, ПРООН, выполняет общие программы с ЮНЕСКО, принимает участие в международных ассоциациях академий наук. Однако в Украине до сих пор не сформирована национальная стратегия научно-технической безопасности, что является немаловажной причиной неразвитости национального рынка прав на объекты инновационной деятельности.
Проведенный анализ содержания и особенностей национальной инновационной системы Украины позволяет сделать вывод, что при наличии достаточного потенциала интенсификации инновационных процессов характер отношений в НИС сдерживает развитие научно технологической конкурентоспособности Украины. Основными изъянами системы социально-экономических отношений в НИС выступают:
неразвитость организационных форм и инфраструктурного обеспечения инновационной активности;
отсутствие механизма коммерциализации и обмена продуктами инновационной деятельности;
непоследовательность и бессистемность государственной политики в научно-технической сфере.
Учитывая обнаруженные проблемы перспективными путями управления развитием НИС могут стать:
учет и оценка составляющих инновационного потенциала Украины и приведения их в соответствие с мировыми тенденциями развития инноваций;
пересмотр государственной образовательной политики с нацеливанием ее на формирование инновационно активных специалистов в соответствии с определенными приоритетами научно-технического развития;
развитие организационных форм и интенсификация инновационной деятельности путем возрождения системы льготного налогообложения инновационных предприятий, научно-исследовательских учреждений и организаций инновационной инфраструктуры, в территориально сформированных зонах высоких технологий;
последующее развитие и усовершенствование законодательного обеспечения рынка прав на объекты инновационной деятельности, в том числе адаптация национального законодательства к соответствующим стандартам Гатт/сот.
5. Проблемы инновационного менеджмента в Украине
В Украине в 2004г. была принята «Стратегия экономического и социального развития Украины на 2004-2015 годы», реализуя которую украинские ученые приступили к выработке концепции инновационной модели развития экономики. Объективность существующих трудностей, которые препятствуют ускоренной инноватизации украинской экономики, определяется в значительной степени наличием целого ряда экономических, социальных, психологических, политических, культурных особенностей развития, оказывающих сильное влияние на принятие решений на разных уровнях управленческой иерархии. К современным трудностям на пути инноватизации экономики Украины можно отнести следующие:
Не сформирована единая национальная стратегическая линия инноватизации экономики, невысокий уровень использования стратегического арсенала методов научного планирования, прогнозирования, оптимизации, системного анализа, программно-целевого управления. Это проявилось в слабости существующих институциональных образований текущего и перспективного планирования, системы отбора результатов НИОКР, системы общей стандартизации продукции и технологий, в опасности закрепления в стране модели экономики, сфокусированной на экстенсивных факторах развития и преобладании низкотехнологических укладов.
Низкая эффективность самой структуры управления инновационными и научно-техническими процессами, рассматриваемая с административно-орга-низационной точки зрения. Существующая административно-организационная структура характеризуется слишком большим количеством составляющих, плохо взаимодействующих между собой и не обеспеченных системным и эффективным распределением полномочий. Не может создавать благоприятные условия для качественной инновационной деятельности и постоянная реорганизация органов, занимающихся государственным управлением научной деятельностью. Такие недостатки структуры государственного управления инновационной деятельностью не обеспечивают эффективную реализацию инновационной и научно-технической политики государства.
Слишком низкие темпы формирования рынка инноваций. Развитый рынок научно-аналитической продукции в Украине еще не образовался. Имеет место излишнее упрощение представлений об инновационных процессах, недостаточное понимание рыночных механизмов. Отсутствуют равные условия функционирования традиционных и вновь созданных научных школ и центров, что особенно важно для центров, так как они часто открывают новые перспективные направления НИОКР.
Не оформлены основные элементы более низких технологических укладов, требующие отвлечения большого количества ограниченных ресурсов, которые могли бы быть использованы для построения высших технологических укладов.
Недостаточность существующего информационного институционального поля как итог инерционности и сильного воздействия предыдущего тоталитарного общества, что не дает возможности своевременно получать необходимую информацию о накопленном опыте инновационной деятельности.
Низкий уровень развитости либеральных экономических отношений, слаборазвитость институтов, которые обеспечивают переливы капиталов между отраслями экономики (фондовых и денежных рынков, венчурных структур), нарушения эквивалентности товарного обмена, провоцируемые активным вмешательством разного уровня органов государственного управления; наличие предпринимательских структур, близких к властным органам и ведущих свой бизнес по особым льготным правилам.
Низкая степень развитости инструментальной базы, широко используемой институтами гражданского общества для воздействия на социально-экономические и политические процессы; слабость экономической демократии, цивилизованных форм рыночных отношений. Все это затрудняет инноватизацию и переход экономики от традиционного состояния к инновационному.
Преобладание нерыночных форм институциональной основы развития, которые приводят к воспроизводству властных органов и учреждений, резко ограничивающих свободу рыночного предпринимательства.
Значительный удельный вес сельскохозяйственного населения, традиционно опирающегося на свою особую систему культурных ценностей.
Уровни развития корпоративных структур не являются адекватными требованиям инноватизации экономики. Значительная часть отраслевой науки оказалась за пределами корпоративных структурных образований, что привело к нарушению оптимального организационного взаимодействия производства и отраслевой науки. Отсутствие необходимых условий для полноценного инновационного развития малого бизнеса.
Монетарные диспропорции, показателем которых выступает низкий уровень коэффициента монетизации, что приводит к нарушению рыночного баланса и равновесности, информационное искажение цен рынка. Высокие процентные ставки рынка тормозят развитие инвестиционно-инновационных процессов.
Невозможность решения актуальных социальных проблем за счет инноватизации экономики, формирования сильного инновационного сектора и выхода на этой базе на более высокий уровень стандартов жизни общества, а также путем инновационной поддержки старой традиционной экономики.
Большое число трудностей и барьеров, тормозящих инноватизацию экономики, наталкивает на необходимость поиска путей их преодоления. В деятельности компаний выделяют следующие проблемы:
на практике подтверждается тезис о том, что сложность ситуации в украинской экономике заключается в низких темпах концентрации и интеграции капитала, т.е. не используется ключевое преимущество модели функционирования крупного производства;
сегодня промышленность Украины представляют уникальные наукоемкие предприятия, которые характеризуются мощным производственным, научно-технологическим и особенно интеллектуальным потенциалом;
наблюдается тенденция некоторого снижения темпов основных экономических показателей и установлены главные причины, определяющие данную ситуацию:
а) макроэкономические:
низкие темпы развития экономики Украины в целом, что создает неэффективную среду для развития отдельных предприятий;
отсутствие соответствующих государственных механизмов для регулирования процесса повышения инновационности развития;
отсутствие реально действующего законодательства в сфере формирования и стимулирования развития корпоративных структур в целом и интегрированных инновационных структур в частности;
б) микроэкономические:
в большинстве случаев отсутствие четкой системной стратегии развития предприятия, разработанной на основе современной научной методологии;
отсутствие инновационной стратегии как главной составляющей в общей стратегии развития;
низкий уровень информационного обеспечения процесса управления предприятием, т.е. отсутствие единой концепции и стратегии информатизации предприятия на основе информационно-коммуникационных технологий.
В результате – осложнение процесса системного сбора, обработки и анализа информации по всем функциональным зонам предприятия, как следствие:
невозможность осуществления мониторинга важных процессов для подготовки управленческих решений на всех уровнях;
сосредоточенность руководства на производственной деятельности и недостаточное внимание к научно-технологическим и инновационным процессам, как того требует специфическая особенность наукоемкого предприятия;
отсутствие практики внедрения современных методов организации деятельности, а именно – реинжиниринга, бюджетирования, системы сбалансированных показателей, управления рисками, технологического маркетинга и других, которые позволяют повысить результативность управления предприятием и обеспечить эффективное использование его научно-технологического потенциала и повышение конкурентоспособности;
неэффективность действующей системы стимулирования труда, и особенно – низкий уровень мотивации творческой активности работников;
отсутствие практики внедрения принципов корпоративного управления предприятием, что не позволяет использовать в полной мере преимущества корпоративной формы собственности, например, по управлению стоимостью предприятия и осуществлению его капитализации, внедрению корпоративной культуры в современные методы управления;
несистематическая и методологически непродуманная работа по управлению объектами промышленной собственности, что в условиях наукоемкого производства и мощного научно-технологического потенциала предприятия должно оказывать содействие его инвестиционной привлекательности и обеспечивать увеличение рыночной стоимости;
отсутствие интегрированной деятельности ведущих служб предприятия (в частности, маркетинга, службы внешнеэкономической деятельности, служб НИОКР и экономических подразделений) по повышению технологического уровня производства через механизмы технологического прогнозирования и технологического маркетинга и др.
Наиболее проблемными сферами деятельности остаются маркетинговая политика и управление финансами и инвестициями. Препятствиями для развития бизнеса являются: отсутствие стратегии развития у предприятий - они имеют потенциал, позволяющий занять лидирующее положение на рынке, но не могут четко определить приоритетность выполнения бизнес-мероприятий для достижения конкурентных позиций; у акционеров и менеджеров нет четко сформулированного и одинакового видения будущего предприятия.
Наиболее значимыми, по оценкам самих руководителей предприятий, являются проблемы в сфере управления финансами и инвестициями: предприятиям хронически не хватает финансовых ресурсов для развития бизнеса. В то же время данные бухгалтерского учета слабо используются в процессе управления. Система планирования, контроля и анализа в финансовой структуре не сформирована в полном объеме, а представлена в виде отдельных элементов и частей, не интегрированных в единую систему, Это не позволяет рационально управлять всеми имеющимися ресурсами в масштабе предприятия, определять запас финансовой прочности предприятия.
В связи с этим необходимо: привести организационную структуру в соответствие с приоритетами инновационного развития и технологического прогнозирования; разработать системный механизм взаимодействия государства с корпоративным сектором экономики.
Руководству предприятий следует шире привлекать специалистов научных учреждений, которые могут предложить свои услуги в форме консультаций, разработок научно обоснованных концепций, методологий, методик, научного сопровождения проектов по организации инновационно-инвестицион-ной деятельности на предприятии.
В настоящее время ученные выделяют ряд факторов, тормозящих инновационную деятельность. Это отсутствие финансирования, отсутствие денежных средств у заказчика, высокие кредитные ставки банковских учреждений, значительные расходы, связанные с нововведениями, не совершенство законодательной базы в налоговой сфере, трудности с сырьем.
6. Направление инновационного менеджмента Украины
Перед государством встает задача сформировать такой хозяйственный механизм, который бы обеспечивал перераспределение ресурсов из устаревших и бесперспективных производств в производственно-технологические комплексы современного технологического уклада, концентрацию ресурсов в точках его роста, модернизацию экономики, повышение ее эффективности и конкурентоспособности на основе распространения новых технологий. Решению этой задачи должны быть подчинены приватизационная, налоговая, финансовая и денежно-кредитная политики, регулирование внешней торговли, политика цен и доходов.
Необходимо предпринять следующие шаги:
Начать проводить действенную государственную политику, направленную на приоритетное научно-технологическое развитие Украины, которую до сих пор только декларировали.
Создать управляемую инновационную модель развития государства путем утверждения национальных приоритетов (для Украины их должно быть не более пяти). На этой основе необходимо начать стратегические программы развития, которые объединят собственные научные разработки, собственное кадровое сопровождение, отечественный производственный сектор и бизнес.
Усовершенствовать государственное управление инновационной деятельностью, повышая уровень координации всех составляющих инновационного процесса, интегрирования отраслевых сегментов управления инновационной деятельностью, передав соответствующие функции одному, надотраслевому центральному органу исполнительной власти.
Завершить формирование единого законодательного поля инновационной деятельности путем внесения дополнений в принятые ранее свыше ста законодательных актов и нормативных документов и их согласования [ , с. ].
Очень важно урегулировать вопрос о предоставлении налоговых и таможенных льгот технологическим паркам и свободным экономическим зонам. При этом механизмы государственной поддержки инновационной деятельности должны быть существенным образом упрощены в формальной части.
Второй вид инновационной деятельности, относится к так называемым массовым инновациям, которые в развитых странах охватывают до 90% общих объемов высокотехнологичного бизнеса. Такой вид деятельности (в форме научных парков) не требует предоставления никаких льгот со стороны государства и основывается исключительно на объединении интересов органично неразделимых групп участников. Это высокотехнологические компании, конкурирующие на внутренних и внешних рынках, конкурентоспособные научные группы, обеспечивающие эти компании постоянным потоком ноу-хау, факультеты и кафедры университетов, готовящие для них качественный человеческий капитал, инвестиционные и венчурные фонды, которые подпитывают инновационный процесс, бизнес-структуры, которые выводят инновационную продукцию на рынки. В данной модели государство лишь устанавливает правила такой деятельности в виде законов и нормативных актов и контролирует их выполнение.
Другая система отношений возникает между местными органами власти и инновационными средами, осуществляющими массовую инновационную деятельность. Поскольку такие среды регионально ориентированы (в отличие от технологических парков), они создают дополнительные интеллектуально наполненные рабочие места именно для конкретного региона и привлекают инвестиции в этот регион. Поэтому местная власть заинтересована в тесном сотрудничестве с научными парками, которое может осуществляться в форме совместного учреждения этих инновационных сред, управление ими, выделение им необходимых помещений, участков земли для развития и тому подобное.
Осуществить комплекс мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности национальной науки и образования. Возвращение Украине роли мощного генератора новых знаний, производителя конкурентоспособных видов техники и высоких технологий и выхода с этой продукцией на внутренний и внешний рынки. Эти два сектора должны пересмотреть свои задачи, структуру и главные принципы деятельности в соответствии с мировыми требованиями и потребностями общества.
Можно назвать еще ряд важных составляющих модели инновационного развития государства, таких как возрождение высокотехнологичных производств и конструкторско-инженерных школ, создание разветвленных финансовых сетей и фондового рынка и тому подобное. Но все они сработают лишь при условии консолидации страны, когда будут осуществлены последовательные шаги для формирования общественного сознания граждан с целью четкого понимания, кто мы и какой путь должны преодолеть. Это означает, что без решительной и целенаправленной государственной политики, без стимулирования человеческой активности, достичь указанного будет невозможно.
Свиженко В.А., директор Департамента научно-технологического развития МОН Украины подчеркивает необходимость и важность уточнения приоритетов научно-технического развития и инновационной деятельности и кардинально нового подхода к их определению, как пирамиды приоритетов. В этой связи большое значение имеет государственная программа прогнозирования научно-технологического и инновационного развития.
Особенно важны также заинтересованность и вовлеченность бизнес-среды в развитие научно-технического потенциала (в этом контексте имеет решающее значение становление и развитие инновационного венчурного предпринимательства, поддержать которое должно государство). Необходимо введение соответствующих адекватных государственных программ, направленных на улучшение инвестиционно-инновационного климата и повышение эффективности инновационной деятельности. Эти программы должны быть нацелены не на «процесс», а на «результат».
Государственная поддержка инновационных проектов корпоративного сектора должна осуществляться на селективной основе. Государство должно поддерживать те инновации, которые внедряются на производстве высших технологических укладов или улучшают ресурсную базу экономики. Переход к устойчивому развитию в Украине возможен при условии переориентации научно-технического прогресса на создание ресурсно-, энерго- и водосберегающих технологий. Основным приоритетом должно стать использование наукоемких технологий с постепенным вытеснением ресурсоемких, а также с соответствующим изменением приоритетов в структуре внешней торговли – от преобладания экспорта природных ресурсов до увеличения доли экспорта высококачественной наукоемкой продукции.
Следует все активнее создавать технопарки, технологические инкубаторы, инновационные производства, прежде всего в приоритетных отраслях (радиоэлетронная и приборостроительная промышленность, сельскохозяйственное машиностроение, тяжелое машиностроение, судо- и самолетостроение, химическая промышленность, а также «потребительские отрасли»).
Украина имеет все предпосылки для создания и утверждения инновационной модели развития экономики. Это – и высокий научно-технический, кадровый и интеллектуальный потенциалы, и развитая учебно-научная система, наличие отраслевых всемирно известных научных школ, структурно разветвленных научных комплексов и ряда наукоемких высокотехнологических секторов. Однако стратегическая ошибка, допущенная на старте рыночного реформирования отечественной экономики, которая состояла в определении Украины как экономически и научно-технически неразвитого государства, привела к тому, что страна фактически начала двигаться в направлении демонтажа накопленного инновационного потенциала. С 2000г. ситуация несколько улучшилась: прекратилось резкое сокращение количества предприятий, внедряющих инновации, и их доли в общем количестве промышленных предприятий; несколько активизировался процесс освоения новых видов техники и внедрения технологических процессов; возникли определенные реальные наработки в законодательной базе. Для ускорения процесса утверждения в Украине инновационной модели развития экономики необходимо усиление государственного влияния на развитие инновационной деятельности. К первоочередным мероприятиям в этой сфере относится увеличение финансирования инновационной деятельности и содействие развитию малых и средних инновационных предприятий.
7. Характеристика инновационной деятельности в работе Детско-юношеской спортивной школы г. Армянска
Основополагающую роль в подготовке спортивного резерва в сборные команды Украины по видам спорта играют, как и прежде, спортивные школы.
Детско-юношеская спортивная школа г. Армянска является внешкольным учебным заведением и обеспечивает возможность получения каждым ребенком необходимых, научно-обоснованных знаний о здоровье и способах его укрепления, методики организации досуга и направленно на формирование у детей физического, социального и духовного здоровья, совершенствование физической и психической подготовки для ведения активной продолжительной жизни и профессиональной деятельности. Физическое воспитание обеспечивается соответствующими достижениями, медицинским обслуживанием, педагогическими кадрами, материально-технической, правовой, нормативной, информационной базой и бюджетным финансированием. Учебно-воспитательный процесс обеспечивает материальная база спорткомплекса ДЮСШ, которая включает спортивный и тренажерный залы, плавательный бассейн, стадион и мини стадион с искусственным покрытием, а так же спортивные базы общеобразовательных школ города, где работают тренера-совместители. Учебный процесс обеспечивает 39 человек из них: 3 человека – администрация школы, 20 хозяйственный и обслуживающий персонал, 16 чел. тренера-преподаватели из них – 12 чел. совместители. Основными средствами физического воспитания являются физические упражнения, климатические факторы, закаливание, меры по формированию здорового образа жизни, которые способствуют сохранению и укреплению физического, психического и социального здоровья детей. ДЮСШ Учебный процесс осуществляется на основании программ по виду спорту и годового плана работы школы. В школе профилируется 9 видов спорта: футбол, баскетбол, волейбол, плавание, каратэ, шахматы, настольный теннис, легкая атлетика, общая физическая подготовка (ОФП). Весь тренерский состав имеет высшее образование, основные работники различные квалификационные категории.
В настоящее время в учебно-воспитательном процессе делается акцент на формирование гармонически развитой личности. Многолетний учебно-тренировочный процесс состоит из 4 этапов подготовки: спортивно-оздоровительного, начальной подготовки, учебно-тренировочного, спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства.
Основными задачами в сфере детско-юношеского спорта являются:
формирование здорового образа жизни, развитие физических, интеллектуальных и нравственных способностей, достижение уровня спортивных успехов сообразно способностям;
вовлечение максимально возможного числа детей и подростков в систематические занятия спортом;
воспитание физических, морально-этических и волевых качеств;
улучшение состояния здоровья, включая физическое развитие;
повышение уровня физической подготовленности и спортивных результатов;
профилактика вредных привычек;
привлечение к специализированной спортивной подготовке оптимального числа перспективных спортсменов для достижения ими высоких стабильных результатов, позволяющих войти в состав сборных АР Крым и Украины.
Основные принципы деятельности ДЮСШ:
доступность занятий спортом, равенства возможностей всех учащихся в получении дополнительного образования спортивной направленности;
непрерывность и преемственность процесса спортивной подготовки;
дифференцированного подхода к развитию массового спорта, спорта высших достижений, к организации учебно-тренировочного процесса с установкой на разностороннюю физическую подготовленность.
Методологической основой научно-технологического обеспечения подготовки резерва являются принципы:
целесообразной минимизации объемов тренировочных нагрузок;
непрерывного контроля состояния спортсмена в процессе тренировочной и соревновательной деятельности;
целевой направленности тренировки юных спортсменов на высшее спортивное мастерство;
соразмерности развития физических качеств юных спортсменов;
индивидуализации процесса подготовки;
профилактики травм и заболеваний на этапах интенсивной тренировки и соревнованиях.
Усилия администрации ДЮСШ и педагогического коллектива прежде всего направлены на приобщение детей к активным занятиям физкультурой и спортом.
При традиционном подходе в качестве основных целей и задач этой работы признаются: оздоровление (сохранение и укрепление здоровья), физическое совершенствование (формирование определенных физических качеств, двигательных умений и навыков), а также выявление, отбор и подготовка спортсменов, способных успешно выступать и побеждать в соревнованиях различного уровня, прежде всего на чемпионатах АР Крым, Украины, Мира. Хотя в качестве приоритетных декларировались первые две задачи, но реально нередко именно последняя задача выступала на переднем плане.
Применение инновационных форм в ДЮСШ для спортивной подготовки предусматривает:
смещение акцента (в рамках массовой физкультурно-спортивной работы с населением) с последней задачи на решение первых двух, особенно на задачу оздоровления, укрепления психофизического состояния и психосоциального здоровья населения;
перехода от такой системы этой работы, которая ориентирована на формирование лишь определенных физических качеств, жизненно необходимых двигательных умений и навыков, к системе, дающей человеку глубокие знания о своем организме, средствах целенаправленного воздействия на физическое состояние, сохранения и укрепления здоровья, а также формирующей у него потребность в здоровом образе жизни и физическом совершенствовании, в активных занятиях физическими упражнениями и спортом.
вовлечение в регулярные занятия спортом подрастающее поколение;
создание эффективной системы организации и проведения первенств по видам спорта, включая Спартакиады школьников.
В ДЮСШ используется инновационный подход, который ориентирует учебно-воспитательный процесс на всестороннее развитие личности и ее самоопределение во время творческого овладения двигательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельностью. Прежде всего, ставится задача, опираясь на теорию и историю физической культуры и спорта, гигиены, психологии, физиологии, биомеханики, сформировать у детей и молодежи целостное представление о физической культуре как элементе общей культуры человека. В качестве второй важной задачи физического воспитания рассматривается творческое усвоение способов двигательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности.
В рамках совершенствования физического воспитания в школе важное значение придается созданию конкретных вариантов учебных программ с учетом особенностей интересов учащихся и профессиональных возможностей преподавателей. Она состоит из двух частей – базовой (обязательной) и вариативной (дифференцированной). Базовая часть программы предлагается в качестве основы "общегосударственного стандарта общеобразовательной подготовки в сфере физической культуры". Ею должны овладевать все учащиеся независимо от индивидуальных отличий. Вариативная часть обусловлена необходимостью учета индивидуальных способностей детей, специализации учителя и интересов учащихся. Содержание вариативной части программы определяется ДЮСШ. Рациональное сочетание базовой и вариативной частей содержания учебной программы позволяет снять существующие противоречия между интересами общества и индивида, повышает значимость физической культуры в воспитании здорового образа жизни, более полно удовлетворяет потребности детей и молодежи в самопознании и самосовершенствовании, создает большие возможности для творческих поисков нетрадиционных форм организации физического воспитания, реализации принципов гуманизации в педпроцессе. Отмеченные общие подходы к организации учебно-воспитательной работы в школе отражаются на конкретной организации учебных занятий.
В числе ведущих тенденций построения учебных занятий по физическому воспитанию можно отметить усиление их образовательной направленности. Разработаны программы повышения физкультурной грамотности детей и молодежи, формирования и углубления их знаний о своем организме и физическом состоянии, различных его параметрах: о состоянии здоровья, физической подготовленности, телосложении, о различных средствах воздействия на них и методике использования этих средств, о здоровом образе жизни, его компонентах и путях формирования и т.д.
Для решения этой задачи вносятся изменения в программы занятий на тренировке, включение в нее разнообразной информационной, пропагандистской, разъяснительной работы с детьми и молодежью по вопросам физической культуры и здорового образа жизни. Проводятся в определенном сочетании теоретические и практические занятия (80% от всей программы) тренером, медработником, завучем, инструктором-методистом на темы: «Физическая подготовленность и здоровье», «Биомеханика движений», «Модели движений», «Двигательные навыки», «Социальные навыки», «Формирование положительной самооценки», «Достижение индивидуального совершенства». Так, изучение темы «Физическая подготовленность» предполагает ознакомление учащихся с различными компонентами, составляющими понятие «физическая подготовленность» – сила, скорость, выносливость, гибкость и т.д., их взаимосвязью с системами организма человека и способами контроля за состоянием здоровья: по изменению артериального давления, объема легких, частоты сердечных сокращений и т.д. Тема «Биомеханика» включает изучение характеристик движения при бросках мяча руками, ударах по мячу ногами, прыжках и т.п. На занятиях по теме «Модели движения» учащиеся получают задания для изучения и практического знакомства с определенными видами движений, а затем демонстрируют их в классе. Отдельные виды движений изучаются группами учащихся, которые с помощью видеокамеры делают записи для объяснения и демонстрации этих движений. Во время изучения тем «Социальные навыки» и «Формирование положительной самооценки» учащиеся участвуют в решении предлагаемых проблем в ходе организуемых дискуссий. Тема «Достижение индивидуального совершенства» предусматривает изучение истории олимпизма и разработку индивидуального плана физической активности на основе личных интересов и запросов. Тренировочный процесс осуществляется комплексно с эффективным применением материально-технической базы спорткомплекса и включает использование тренажерного зала, плавательного бассейна, стадиона и спортзала.
Все эти мероприятия предусматривают у учащихся помимо монотонных спортивных занятий формирование широкого круга знаний в области физической культуры и здорового образа жизни: знания о влиянии занятий физическими упражнениями на состояние здоровья, работоспособность; о гигиенических правилах при выполнении физических упражнений; о закаливании водой и воздухом; о режиме дня и двигательном режиме; о правилах и формах занятий физическими упражнениями, доступными видами спорта в свободное время; знаний о личной гигиене сна, питания, труда и отдыха; о влиянии занятий физическими упражнениями (гимнастикой, легкой атлетикой и т.д.) на системы дыхания, кровообращения, центральную нервную систему, опорно-двигательный аппарат и т.д.; о компонентах физической культуры личности; о развитии волевых и нравственных качеств в процессе занятий физкультурой и спортом; об основных приемах самоконтроля в ходе этих занятий и др. [
Новые подходы к содержанию занятий ориентируют не только на двигательную подготовку учащихся, но и на развитие личности, на индивидуальное восприятие учебного материала. Нагрузка подбирается в зависимости от подготовленности занимающихся. Специальное время отводится для выполнения упражнений, выбранных по их желанию. Такой подход стимулирует приобретение ими навыков выполнения упражнений в процессе самостоятельных занятий.
Акцентируется внимание на положительные качества и достижения учащихся, на удовлетворение их потребности в самоутверждении и общении. Решение этих задач предполагает отход от жесткой регламентации занятий, повышение их эмоциональной насыщенности, максимальное разнообразие форм, методов и средств физического воспитания, широкое использование наглядных и технических средств.
Значительное внимание уделяется поиску новых форм и методов тестирования учащихся. Для инновационных подходов к тестированию детей характерен акцент на показатели прироста индивидуальных результатов. Исходят из того, что тестирование должно побуждать учащихся добиваться более высокого уровня физической подготовленности, не вызывать отрицательного отношения к занятиям спортом, помогать создать у детей положительный психологический настрой. Тесты носят информационный характер, дают учащимся представление о текущем уровне их физической подготовленности и рекомендации по его повышению.
В ходе поиска инновационных подходов к организации учебных занятий с детьми и подростками учитывается особая значимость и привлекательность для них игровой деятельности. Подвижные игры позволяют решить целый комплекс важных задач в работе с детьми и подростками: удовлетворить их потребность в движении и стабилизировать эмоции, научить владеть своим телом, развить не только физические качества, но также умственные и творческие способности, нравственные качества и т.д.
Применение инновационных подходов в организации учебно-воспитательного процесса способствует формированию органически развитой личности, улучшению здоровья ребенка, повышению умственной работоспособности.
1 Инновационный менеджмент, справочное пособие; Наука, Санкт-Петербург,1997.