Основные направления по повышению индивидуальных доходов работников социальной организации РБ
1
Оглавление
Введение
I. Анализ заработной платы работников социальной организации в РБ
1.1 Сущность заработной платы
1.2 Причины низкой заработной платы социальных работников в РБ
1.3 Пути повышения заработной платы работникам социальной организации в Беларуси
II. Основные направления работы по повышению индивидуальных доходов работников социальной организации
2.1 Формы организации стимулирования
2.2 Материальное и нематериальное стимулирование
2.3 Возможность дополнительного заработка социальных работников
Заключение
Список литературы
Введение
В настоящее время, все большее значение уделяют проблемам, касающихся социальной сферы. В нашей республике совершенствуется законодательная база социальной защиты. Повышаются роль государственных организаций, в оказании нуждающихся гражданам социальной помощи. Но несмотря на происходящие улучшения, одной из главных проблем социальной сферы является низкий уровень заработной платы работникам социальных организаций. В связи с данной ситуацией встает вопрос о повышении дохода социальных работников, путем дополнительного заработка. Эти проблемы и многие другие аспекты основных направлений по повышению индивидуальных доходов работников социальной организации будут рассмотрены в данной курсовой работе.
Целью данной курсовой работы является выявление основных направлений по повышению индивидуальных доходов работников социальной организации.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
выяснить сущность заработной платы;
проанализировать причины низкой заработной платы социальных работников в РБ;
определить пути повышения заработной платы работников социальной организации в Беларуси;
рассмотреть проблемы материального и нематериального стимулирования работников социальной организации;
проанализировать возможность дополнительного заработка социальных работников.
В качестве объекта исследования выступает работники социальной организации. Предметом исследования являются основные направления по повышению индивидуальных доходов работников социальной организации.
I. Анализ заработной платы работников социальной организации в РБ
1.1 Сущность заработной платы
В системе стимулирования труда ведущее место занимает заработная плата. Она является главным источником повышения благосостояния трудящихся, поскольку составляет три четверти их доходов. Заработная плата рабочих и служащих предприятий и организаций представляет собой их долю в фонде индивидуального потребления национального дохода в денежном выражении. Как основная форма необходимого продукта она распределяется в соответствии с количеством и качеством затраченного труда и его индивидуальными и коллективными результатами. Оплата труда в нашей стране играет двоякую функцию: с одной стороны, является главным источником доходов работников и повышения их жизненного уровня, с другой – основным рычагом материального стимулирования роста и повышения эффективности производства [2,стр.45].
Необходимо определить, что же понимается под заработной платой?
Заработная плата – совокупность вознаграждений в денежной или натуральной форме, полученная работником за фактически выполненную работу, а также за периоды, включаемые в рабочее время в соответствии с законодательством.
Заработная плата – это сложное понятие, поскольку оно отражает отношения между собственником капитала и наёмным работником, которые складываются на рынке труда и в производстве новой стоимости. К тому же заработная плата, или ставка заработной платы — это цена, выплачиваемая за использование труда, хотя на практике заработная плата может принимать форму премий, гонораров, месячных окладов, термин заработной платы используется для обозначения ставки заработной платы за единицу времени. Такое обозначение имеет преимущество, что напоминает нам, что ставка заработной платы суть цена, выплачиваемая за использования единиц услуг труда. И её величина зависит от следующих основных социально-производственных и рыночных факторов.
Во-первых, размер заработной платы человека зависит от величины стоимости его рабочей силы. Для каждой группы работников такая стоимость имеет нижний и верхний уровни. Наименьшим пределом является сумма стоимости жизненных средств, идущих на восстановление работоспособности труженика самой низкой квалификации. Во многих странах официально подсчитывается прожиточный минимум, который определяет границу бедности – размер средств, идущих для простого поддержания жизнедеятельности работников, и устанавливается минимальный уровень заработной платы. Верхняя граница стоимости рабочей силы учитывает дополнительные затраты на получение высокой квалификации и удовлетворения социально-культурных потребностей.
Во-вторых, размеры заработка зависят от уровня квалификации. Рабочая сила повышенной квалификации требует для своего воспроизводства лучших в количественном и качественном отношениях жизненных условий.
В-третьих, на величину заработной платы влияют национальные различия между странами, степень развитости экономических, культурных и социальных условий жизни населения. Данные различия зависят от научно-технического уровня производства, достигнутого роста производительности труда, степени развитости рабочей силы, нормального для данного общества качества жизни и иных факторов.
В-четвёртых, на величину оплаты труда влияют рыночные факторы. Конкуренция между наёмными работниками ведёт к тому, что в национальном масштабе устанавливается примерно одинаковая оплата труда работников определённой профессии с равным уровнем образования и квалификации [28,стр.34].
Заработная плата выполняет воспроизводственную и стимулирующую функции.
Различают:
номинальную (денежную);
реальную заработную плату.
Номинальная заработная плата - это сумма денег, полученная работником за определенный период. Она подразделяется, в свою очередь, на:
начисленную (до выплаты налогов);
выплаченную (за вычетом уплаченных налогов).
Реальная заработная плата - она характеризуется количеством товаров и услуг, которое может быть приобретено работником при данном размере номинальной заработной платы и данном уровне цен на товары и услуги.
На уровень заработной платы оказывают влияние следующие факторы:
стоимость рабочей силы, то есть стоимость средств обеспечения жизни и трудоспособности работника (затраты на удовлетворение материальных и духовных потребностей работника и его семьи), которая, в свою очередь, зависит от достигнутого уровня благосостояния общества, традиций и может изменяться по мере развития страны (растут потребности людей, затраты на их обучение и т.д.);
квалификация, условия труда работника - несомненно, работник, имеющий высокую квалификацию будет иметь и более высокий уровень оплаты труда (например, у руководителя предприятия или его структурного подразделения будет более высокий уровень заработной платы, чем у обычного работника данной организации, так как руководство предполагает необходимость наличия более высокой квалификации и в связи с этим выполнения более сложной работы; примером может служить, также сопоставление квалификации и уровня оплаты труда врача и медсестры); условия труда работника, также влияют на уровень заработной платы, так как труд во вредных, тяжелых, опасных для жизни и здоровья условиях должен иметь соответствующую компенсацию;
рост производительности труда работника - продуктивность труда работника (увеличение количества вырабатываемой им продукции, увеличение объема выполняемой им работы, конечно, при соответствующем уровне качества) позволяет увеличить его заработную плату. Однако продуктивность труда должна расти быстрее, чем его оплата, иначе выигрыш от повышения выработки уйдет в заработную плату, но он должен отразиться и в снижении производственных затрат, цен;
конъюнктура на рынке труда - она характеризуется соотношением спроса на рабочую силу и ее предложением, степенью остроты конкуренции между претендентами на рабочие места, положением с безработицей. Рост безработицы понижает уровень заработной платы (в этом случае спрос на рабочую силу низкий), и, наоборот;
результаты хозяйственной деятельности предприятия - получение предприятием высокого уровня прибыли дает возможность его руководству выплачивать премии (квартальные, годовые) работникам, что позитивно сказывается на уровне их заработной платы;
кадровая политика предприятия - работа по повышению квалификации персонала, «продвижение» работников на более ответственные должности, повышение творческой активности персонала, несомненно, сказывается на уровне оплаты труда;
степень обобществления заработной платы - часть суммы заработной платы «уходит» через различные налоги и отчисления государству (на пенсионное обеспечение, на бесплатные или льготные медицинские услуги), и чем выше эти отчисления, тем меньше средств остается в распоряжении работника.
Факторы, воздействующие на величину вознаграждения за труд, дают возможность и необходимость применять разные формы заработной платы.
Для Беларуси в настоящее время характерно значительное неравенство в распределении доходов.
Неравенство доходов существенно увеличилось в последнее десятилетие.
Статистические данные указывают на то, что уже более 40% населения имеет доходы ниже уровня прожиточного минимума.
Принимаемые государством (правительством) меры по стабилизации положения не приносят результата, в связи с ухудшающимся общим экономическим положением в стране [15,стр.25].
1.2 Причины низкой заработной платы социальных работников в РБ
Для Беларуси сейчас характер приоритет экономических показателей, фиксированный набор потребностей, которые должны выполняться и т.д. Проблемы гуманитарного и правового обеспечения – психологическая интеграция, преодоление маргинальности, правовое равенство и т.д. – не являются приоритетными и выступают как дополнение к «обязательной» программе социального пакета. Но, чтобы увидеть ситуацию в ее полноте, следует обсуждать проблемы сферы социального обеспечения на уровне организации всей системы [30,стр.363].
В РБ в настоящее время заработная плата в социальных организациях не выполняет своих функций, так как не обеспечивает жизненные потребности работников, и не создает стимулов для увеличения объемов производства. Низкий уровень заработной платы превратил ее в «пособие по труду». Защитить население от бедности могла бы приемлемая ставка минимального размера оплаты труда.
Работники социальной организации имеют низкие ставки зарплат и соответственно наличие тенденцию к падению.
По данным Департамента статистики, зарплата социальных работников – одна из самых низких в стране и составляет на 44,5 процентов меньше средней.
Размеры зарплат держатся на уровне около прожиточного минимума, что при наличии иждивенцев в семьях означает нищенское существование. В этих отраслях зарплата не обеспечивает жизненные потребности трудящихся, то есть цена рабочей силы меньше ее стоимости [22,стр.164].
Необходимо отметить, что существенное отставание величины от стоимости рабочей силы обуславливает неэффективную структуру заработной платы, что отрицательно сказывается на ее функциях.
Организации внебюджетной сферы выбор построения тарифной сетки, число ее разрядов, размер тарифных коэффициентов определяют самостоятельно. Предприятия бюджетной сферы тарифицируют и выплачивают заработную плату в соответствии с государственной Единой тарифной сеткой (ЕТС), состоящей из 18 разрядов.
1.3 Пути повышения заработной платы работникам социальной
организации в Беларуси
Необходимо отметить, что повышение заработной платы это довольно сложный и требующий значительных усилий процесс. Рассмотрим какие применяются пути повышения оплаты труда не только в социальных организациях, но и в бюджетной сфере в целом в РБ:
необходимо уточнить параметры Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы в увязке с активным использованием механизма надбавок и доплат, дополнительным стимулированием труда высококвалифицированных работников, в том числе за счет введения надбавок к должностным окладам за непрерывный стаж работы и высокую результативность труда;
проводить повышение ставок заработной платы работников бюджетной сферы не только в зависимости от темпов роста потребительских цен, но и с учетом динамики заработной платы во внебюджетном секторе экономики;
необходимо довести минимальную зарплату до величины прожиточного минимума и даже превзойти ее. Пока же размер минимальной зарплаты лишь определяет размеры некоторых трансфертов;
при определении в бюджетах всех уровней размеров средств на оплату труда работников бюджетной сферы необходимо добиваться, чтобы средняя заработная плата работников бюджетной сферы была не ниже 80 - 85 процентов от средней заработной платы в промышленности [26, стр.201].
В области минимального размера оплаты труда, гарантированного государством необходимо проведение следующих мероприятий:
повысить минимальный размер оплаты труда на основе нового социального стандарта - минимальной часовой оплаты труда, имея в виду приблизить этот размер к величине прожиточного минимума трудоспособного человека;
отказаться от использования минимального размера оплаты труда в качестве нормативной базы при установлении размеров социальных выплат.
В 2008 году Правительство одобрило предложенный Министерством социальной защиты и труда проект постановления «Об утверждении долгосрочной программы о повышении зарплаты и социальных гарантий социальным работникам на 2008-2011 гг.» [33].
Главная цель этой программы – повышать зарплаты социальным работникам, обучать их безопасности на работе, активизировать их деятельность, повышать их роль и престиж в обществе, поощрять повышение квалификации.
«Постепенно повышать зарплату социальным работникам, улучшать условия работы за счет продления отпусков, транспортных льгот, обеспечения безопасности на работе, повышать квалификацию – это только несколько основных мер, которые мы включили в долгосрочную программу. Думаю, что все мы должны понимать и признать, насколько сложна и физически тяжела социальная работа».
Эта программа охватывает руководителей учреждений социальных услуг, их заместителей, руководителей подразделений этих учреждений, самих социальных работников и их помощников.
Программой предусмотрено в период 2009-2011 гг. повысить зарплату социальным работникам на 60 процентов. В 2009 г. – на 30 проц., а в 2010-2011 гг. – на 15 процентов.
Также предусмотрено продлить ежегодные отпуска некоторым категориям социальных работников до 35 календарных дней и обеспечить условия для восстановления сил. Имея в виду то, что многие социальные учреждения расположены в сельской местности, в программе предлагается компенсировать дорожные издержки социальных работников, связанные с поездкой на работу и с работы.
Чтобы обеспечить соблюдение правил безопасности и здоровья на работе, министерство еще в этом году организует изучение условий работы и подготовит рекомендации по их улучшению. Также предлагается проанализировать рабочие нагрузки, а также систему повышения квалификации и аттестации. На этом основании подготовить новые правовые акты или внести поправки в действующие. Для социальных работников будут проводиться семинары, учеба, конференции [31, стр.224].
Таким образом, проанализировав материал по изучению причин низкой заработной платы работников социальной организации можно отметить, малые объемы финансирования бюджетными средствами социальной сферы является основным фактором низкой заработной платы данных работников. Связано это с тем, что невозможно перевести социальную сферу на хозяйственный расчет по причине необеспеченности потребителей услуг социальных работников.
II. Основные направления работы по повышению индивидуальных
доходов работников социальной организации
2.1 Формы организации стимулирования
Под формой организации стимулирования понимается способ взаимосвязи результатов деятельности и стимулов. Эти формы могут быть выделены по различным признакам. В частности:
- по степени информированности объекта управления о взаимосвязи результатов деятельности и стимулов различают опережающую и подкрепляющую формы стимулирования;
- по учету результата деятельности при определении стимула: коллективную и индивидуальную;
- по учету отклонения результата деятельности от нормы: позитивную (оцениваются только достижение или превышение нормы) и негативную (оценивается отрицательное отклонение от нормы);
- по разрыву во времени между результатом и получением стимула: непосредственную (когда лаг отсутствует), текущую (стимул отстает от результата до года) и перспективную (стимул вручается пределами за года от достигнутого результата);
- по степени и характеру конкретности условий получения стимула: общую (конкретность в оценке результатов отсутствует), эталонную (стимул вручается за достижение заранее оговоренного результата) состязательную (стимул вручается за занятое место) [9, стр.35].
Могут быть выделены и другие принципы в классификации форм стимулирования, но перечисленные имеют наибольшее практическое значение. Из всех перечисленных форм стимулирования остановимся на первой из перечисленных выше - опережающей и подкрепляющей формах. Собственно все формы в чистом виде не применяются, а используются комплексно. Достоинством опережающей формы являются: возможность достижения быстрого стимулирующего эффекта. Недостаток ее - в необходимости создания детальных систем измерения оценки труда, что для многих видов деятельности практически реализовать не возможно. Кроме того, при такой форме отчуждается объект стимулирования от деятельности и ее результатов, в итоге формируются инструментальные мотивы трудового поведения, провоцируется конфликт между долгом и выгодой обман, приписки и пр. (например, сдельщик будет стремиться изготовлять только дорогие детали и игнорировать дешевые и т.д.).
Подкрепляющая форма организации стимулирования не способна, без использования других рычагов, дать быстрый побуждающий эффект. Она рассчитана на многоцикличность процесса стимулирования. Это форма поощрения не требует разработки специальной нормативной базы стимулирования, делает все работы равноценными, переводит акцент на итоговые результаты, достижение конечных целей. Она эффективна там, где невозможно выразить результаты в формальных показателях (например, в деятельности связанной с милосердием) [19, стр.38].
Именно подкрепляющая форма стимулирования в современных условиях становится преобладающей, хотя там, где это экономически оправдано, может быть использована и опережающая форма стимулирования.
2.2 Материальное и нематериальное стимулирование
Система морального и материального стимулирования труда предполагает комплекс мер, направленных на повышение трудовой активности работающих и, как следствие, повышение эффективности труда, его качества. Но при этом социальный работник должен знать, какие требования к нему предъявляются, какое вознаграждение он получит при их неукоснительном соблюдении, какие санкции последуют в случае их нарушения. Поэтому система стимулов труда должна опираться на определенную базу (нормативный уровень трудовой деятельности). Сам факт вступления социального работника в трудовые отношения предполагает, что он должен выполнять некоторый круг обязанностей за предварительно оговоренное вознаграждение. В этой ситуации для стимулирования еще нет места. Здесь находится сфера контролируемой деятельности, в которой работают мотивы, связанные со страхом наказания за невыполнение предъявляемых требований. Таких наказаний, связанный с потерей материальных благ, может быть как минимум два: частичная выплата обусловленного вознаграждения либо разрыв трудовых отношений [17].
Однако грань между контролируемым и мотивированным поведением условна и подвижна, так как социальный работник с сильной мотивацией труда обладает самодисциплиной, привычкой добросовестно выполнять требования и относиться к ним как к собственным нормам поведения.
Рассмотрим более детально, что включает в себя материальное и нематериальное стимулирование работников социальной организации [7,стр.235].
Материальное стимулирование
Необходимо сказать, что анализ заработной платы работникам социальной организации выявил низкий уровень оплаты труда данной сферы, поэтому нецелесообразно говорить о преобладании материального стимулирования социальных работников. Но можно отметить, что стимулирование посредством материальных средств, все-таки присутствует, и главным образом проявляется в наиболее распространенной форме (методом) материального мотивирования – индивидуальная премия. Ее целесообразно выплачивать один раз в год, иначе она превратится в заработную плату и лишиться своей мотивирующей роли. Целесообразно заранее определить процент премии по итогам года и корректировать его в соответствии с достижениями сотрудника. Размер премии должен, как правило, составлять не менее 30% основного заработка. Эффективность премирования во многом определяется правильностью выбора показателей, их дифференциацией в зависимости от роли и характера подразделений, уровня должностей, ориентацией на реальный вклад и конечные результаты, гибкость критериев оценки достижений работника.
Премии не должны быть слишком общими и распространенными, поскольку в противном случае их будут воспринимать просто как часть обычной зарплаты в обычных условиях.
Премия должна быть связана с личным вкладом работника в производство, будь то индивидуальная или групповая работа.
Должен существовать какой-либо приемлемый метод измерения этого увеличения производительности.
Работники должны чувствовать, что премия зависит дополнительных, а не нормативных усилий.
Дополнительные усилия работников, стимулированные премией должны покрывать затраты на выплату этих премий [21].
Следующим видом стимулирования социальных работников является моральное стимулирование.
Существует два вида морального стимулирования – морально-материальное и морально-психологическое.
Материально-социальные стимулы
Для более эффективной результативности социальных работников применяются следующие стимулы:
создание необходимых условий высокопроизводительного труда. К таким условиям относят: оптимальную организацию рабочего места социального работника, отсутствие отвлекающих шумов (особенно монотонных), достаточную освещенность, темп, режим труда и др. Хотя всегда предпринимались попытки стандартизировать условия труда, в результате ряда исследовательских работ оказалось, что, например, идеального рабочего места не существует;
стимулирование свободным временем. В результате недостатка свободного времени многие социальные работники трудятся с ощущением хронической усталости, испытывают постоянные нервно-эмоциональные перегрузки. Система стимулирования трудовой активности предполагает оптимальное соотношение рабочего и свободного времени, т.к. у людей кроме самой работы могут быть и другие не менее важные дела, например, занятия спортом, хобби или просто отдых. Если социальный работник нуждается в свободном времени, а его целиком поглощает работа, то он будет избегать ее, понижая таким образом производительность труда;
улучшение отношений в коллективе. К внутренним условиям создания психологического микроклимата в коллективе, благотворно влияющего на состояние работающих, относят авторитет и особенности личности руководителя, стиль его руководства, совместимость членов коллектива по характерам, ценностным ориентациям, эмоциональным и другим свойствам, наличие влиятельных лидеров в неофициальных группах и отношение этих лидеров к производственным задачам, стоящим перед коллективом и т.п. Все эти факторы накладывают своеобразный отпечаток на психологическую атмосферу коллектива, на характер и формы межличностных отношений, коллективные мнения, настроения, на целеустремленность, направленность, сплоченность, требовательность, дисциплинированность, самостоятельность, социальную активность, устойчивость;
продвижение по службе. Один из наиболее действенных стимулов, т.к. во-первых, при этом повышается оклад; во-вторых, расширяется круг полномочий и соответственно социальный работник становится причастен к принятию важных решений; в-третьих, повышается степень ответственности, что заставляет человека работать эффективнее и не допускать промахи и ошибки; в-четвертых, повышает доступ к информации. Словом, повышение в должности позволяет работнику самоутвердиться, почувствовать себя значимым, нужным фирме, что конечно же делает его заинтересованным в своей работе;
направление на обучение. Работникам социальной организации предоставляется возможность углубить свои знания, посредством отправления на курсы повышения квалификации, различного рода семинары, участие в конференциях [1,стр.52].
Морально-психологические стимулы.
Характеристики работы, которые могут послужить созданием побудительных стимулов, состоят в том, что, во-первых, работники должны получить наглядную обратную связь, касающуюся их производительности, преимущественно путем оценки их собственной производительности и обозначением того, что им требуется; во-вторых, люди должны ощущать, что для того чтобы выполнять работу эффективно, они должны использовать способности, которые они сами ценят; и, в-третьих, люди должны ощущать, что им предоставлен высокий уровень самоконтроля при постановке своих целей и определении путей движения к ним.
Систематизировав материал по материально-психологическом стимулировании, можно выделить следующие аспекты нематериального стимулирования и варианты их практического применения:
1. Подчеркивание важной роли данного сотрудника (директор здоровается с ним за руку, советуется с ним по важным вопросам и т. д.). Конечно, тут опасно и перестараться. Доверяйте своему чувству меры.
2. Поощрение разного рода дипломами, призами; проведение профессиональных конкурсов; стажировки за счет организации и прочие возможности повысить свой профессиональный уровень и подчеркнуть высокий статус специалиста. Поскольку подобные люди стремятся к самосовершенствованию в своей сфере деятельности, им это может быть интересно.
3. Предоставление новых возможностей. Это может быть перевод сотрудника на более высокую должность, предоставление ему большей самостоятельности в принятии решений (если это не вредит организации в целом), поручение сложных проектов и нестандартных творческих задач, которые интересно будет решать, обеспечение его всеми необходимыми условиями — современной техникой, отдельным кабинетом и прочими благами, если они ему реально нужны для повышения качества работы.
4. Создание благоприятного психологического климата в коллективе. Для улучшения психологического климата в коллективе руководитель должен, прежде всего, отказаться от привычки критиковать работников.. Похвала и одобрение действуют гораздо лучше. В случае серьезного промаха человека можно лишить премии или понизить в должности. Если руководителю хочется объявить ему строгий выговор, это нужно делать с глазу на глаз и в спокойном тоне. Но перед этим необходимо разобраться, почему данная ошибка была допущена и только ли данный сотрудник виновен в этом [12, стр. 41].
Итак, систематизировав вышеперечисленное можно отметить, к нематериальному стимулированию относятся:
льготы и привилегии персоналу - предоставление права на скользящий, гибкий график работы; предоставление отгулов, увеличение продолжительности оплачиваемых отпусков за определенные достижения и успехи в работе.
Создание благоприятной социальной атмосферы, устранение статусных, административных барьеров между работниками аппарата управления, развитие доверия и взаимопонимания внутри коллектива.
Моральное поощрение работников. Продвижение работников по службе, планирование их карьеры, оплата обучения и повышения квалификации.
Благоприятный режим и условия труда. Производительность управленческого труда находится в прямой зависимости от состояния рабочих мест и условий, в которых трудится менеджер. Значение рассматриваемой проблемы усиливается в связи с появлением новых организаций рыночного типа, когда происходят существенные качественные изменения в системе управления экономическими и социальными процессами.
Рациональная организация рабочего места менеджера обеспечивает создание в управленческой деятельности максимальных удобств и благоприятных условий труда, повышает содержательность работы. В настоящее время разработано более 5 тыс. типовых проектов организации рабочих мест для различных категорий административно-управленческого персонала. Наличие средств оргтехники. Рабочее место должно быть оборудовано соответствующей оргтехникой, а следовательно, создана технология эффективного ее использования.
Благоприятные санитарно-гигиенические и эстетические условия труда. В помещении должны быть оптимальными температурный режим, освещение, мебель Данные мероприятия по повышению и совершенствованию стимуляции и мотивации труда позволяют более эффективно использовать трудовой потенциал предприятия.
2.3 Возможность дополнительного заработка социальных работников
Итак, необходимо отметить, что кроме материального и нематериального стимулирования, еще одним немаловажным направлением работы по повышению индивидуальных доходов работников социальных организации является участие в различных конкурсах грантов, проектах, которые позволяют проявить себя как состоявшегося специалиста и получение денежной премии. Данный вид деятельности дает возможность дополнительного заработка социальным работникам.
Необходимо отметить, грант (субсидия) является формой поддержки и поощрения талантливых, способных и склонных к исследованиям студентов, аспирантов и молодых ученых – специалистов. Гранты проводятся на конкурсной основе и предоставляются для финансирования научной деятельности отдельных лиц и творческих научных коллективов по разработке проблем, актуальных в условиях современной социальной ситуации.
Проведение конкурсов призвано служить профессиональному развитию одаренных студентов, аспирантов и молодых ученых, поддержке и поощрению их научно-исследовательской деятельности.
Сегодня на основе конкурсов можно получить деньги для развития бизнеса или стипендию на обучение, можно проверить свои силы в профессиональном мастерстве или выиграть право на реализацию социального или коммерческого проекта. Возможности не ограничены. Конкурсы, гранты, премии, фестивали проводятся сегодня практически для всех. И награды в них зачастую способны реализовать мечту.
Заключение
Итак, в данной курсовой были рассмотренные наиболее важные вопросы, связанные с направлениями работы по повышению индивидуальных доходов работников социальной организации. Было выяснено сущность понятия заработной платы, что дало возможность разобраться в ее структуре и в последующем анализе определить причины низкой заработной платы работникам социальной организации.
Проанализировав материал проекта постановления «Об утверждении долгосрочной программы о повышении зарплаты и социальных гарантий социальным работникам на 2008-2011 гг.» было выяснено, что целью государства является повышение зарплаты социальным работникам, обучение их безопасности на работе, активизирование их деятельности, повышение их роли и престижа в обществе, поощрение повышением квалификации.
В данной курсовой работе были рассмотрены основные направления работы по повышению индивидуальных доходов работников социальных организаций:
определены виды материального и нематериального стимулирования – (поощрение индивидуальными премиями, создание необходимых условий высокопроизводительного труда, стимулирование свободным временем улучшение отношений в коллективе. продвижение по службе. направление на обучение);
возможность дополнительного заработка, заключающийся в принятии участия в конкурсе грантов, различных социальных проектах, фестивалях, которые позволяют работникам социальной организации не только повысить уровень знаний, статусное положение, но и получить денежное вознаграждение.
Список литературы
Алехина О.Е. Стимулирование развития работников организации/ О.Е. Алехина // - Управление персоналом. – 2002. - № 1. – С. 50-52.
Аникейчик О.В., Сборник "Заработная плата РБ", Мн, Этера-экономика, 2004. – 45 с.
Блинов А. Мотивация персонала корпоративных структур/ А. Блинов // Маркетинг.- 2001.- № 1. - С. 88-101.
Бурмистров А. Какие методы повышения мотивации персонала являются наиболее действенными?/ А. Бурмистров// Управление персоналом.- 2002.- № 7. - С. 48-49.
Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала/ В.Р. Веснин. – М., Юристъ. 1998. – 124 с.
Виханский О.С. Менеджмент/ О.С. Виханский, А.И. Наумов. - М.: МГУ, 1995. – 438 с.
Виханский О.С. Стратегическое управление/ О.С. Виханский. – М.: Гардарики, 2000. – 296 с.
Герчикова И.И. Менеджмент: Учебник/ И.И. Герчикова. - М.: Банки и биржи, Юнити, 1995. – 521 с.
Глухов В.В. Основы менеджмента: учебник для вузов/ В.В. Глухов. - С._Петербург.: «Спец.литература», 1995. – 35 с.
Гутгарц Р.Д. Эволюция подходов к проблеме управления кадрами предприятия/ Р.Д. Гутгарц// Менеджмент в России и за рубежом. - 2001. - №5.
Гущина И. Трудовая мотивация как фактор повышения эффективности труда/ И. Гущина// Общество и экономика.- 2000.- № 1. - С. 169-174.
Добролюбов Е.А. Система материального и нематериального стимулирования (мотивации) персонала/ Е.А. Добролюбов// Банковские технологии.- 2002.- № 3. - С. 41-44.
Дряхлов Н.И. Эффективность деятельности сотрудников и их вознаграждение на Западе/ Н.И. Дряхлов, Е.А. Куприянов// СОЦИС: Социологические исследования.- 2002.- № 12. - С. 87-92.
Дунин Л.Н. Бюджетная система Беларуси. Приложение к журналу "Консультант". Мн. 2005. – 79 с.
Егоршин А.П. Управление персоналом: Учебник для Вузов:3-е издание. - Н.-Новгород: НИМБ, 2001.- 15 c.
Зинько С.А. Заработная платы в Беларуси: предложения и выводы. Мн. 2002. – 30 с.
Иванов В.Ю. Управление карьерой менеджера: необходимость и основное содержание/ В.Ю. Иванов// Менеджмент в России и за рубежом. – 1998. - № 5.
Ильин Е.П. Мотивация и мотивы: учеб. пособие для вузов/ Е.П. Ильин. - СПб. и др.: Питер, 2000.- 508 с.
Комаров Е. И. Стимулирование и мотивация в современном управлении персоналом/ Е.И. Комаров// Управление персоналом.- 2002.- № 1. - С. 38-41.
Лыкова Л.Н. Заработная плата. Вопросы экономики. М, 2003. – 15с.
Махорт Н. Проблема мотивации в трудовой деятельности/ Н. Махорт// Управление персоналом.- 2002.- № 7.
Русых Ю.М. Совершенствование оплаты труда в Республике Беларуси. – Мн: Право 2001. – 164 с.
Самоукина Н. В. Стимулирование персонала как проблема.//Управление Персоналом, № 7, 2004. –78 с.
Соколов В. П. Заработная плата: вопросы и ответы. Эко, 2005. № 7.
Танич Ю.В. Оптимизация заработка работника: Учебно-методические материалы. Мн: 2004. – 265 с.
Тарасов Е.В., Пошерстник Н.В. Заработная плата в современных условиях. – М.: С-Пб., 2002. – 201 с.
Топчий Л.В. Кадры социальных служб России. Т.20/ Сер. Энциклопедия социального образования/ Под общей редакцией В.И. Жукова. -М.: Изд-во МГСУ "Союз", 2000.-220 с.
Удальцова М.В. Теории мотивации: Учебное пособие/ М.В. Удальцова. – Новосибирск: НГАЭиУ.
Цветаев В.М. Управление персоналом/ В.М. Цветаев. – СПб: Питер, 2002 – 563 с.
Чех В.И. Анализ заработной платы в Республике Беларусь. Мн. 2004г. 363с.
Шнитко Э.А. Экономическая политика. Лекции Мн. БГУ, 2001г. 224с.
Энциклопедический социологический словарь/ Под ред. В. Осипова. – М., 1995. – 625 с.
Постановление Министерства труда РБ 21 января 2000 г. N 7 «Рекомендации по применению ЕТС работников РБ».