Гигиена умственного труда и психологическая подготовка к управленческой деятельности
Гигиена умственного труда и психологическая подготовка к управленческой деятельности
Каждый менеджер знает и не подвергает сомнению, что профессиональные навыки и знания необходимо постоянно обновлять и пополнять, т.е. постоянно заботиться о своей профессиональной компетентности. Многие менеджеры стараются как-то заботиться о своем физическом здоровье, но большинство руководителей не уделяют должного внимания заботе о своем психическом состоянии, не придают значения режимам работы и отдыха. Деятельность менеджера связана с постоянным напряженным умственным трудом, и, если не заботиться о своем психологическом состоянии, это может негативно сказаться на здоровье и творческих возможностях.
Гигиена умственного труда руководителя включает в себя заботу о своей нервной системе, работоспособности, умственном потенциале.
Психологическая подготовка руководителя к работе рассматривает развитие особого управленческого мышления, самосовершенствование, умение управлять своими чувствами и эмоциями.
Но руководитель должен уметь управлять не только своими чувствами, он должен научиться управлять психологическим состоянием своих подчиненных.
Для напряженной работы руководителя особенно важна тренированность нервной системы. Эмоциональное напряжение воспринимается тем легче, чем большим опытом, навыками выхода из трудных ситуаций обладает человек. Неопытный человек всегда гораздо острее испытывает напряжение, чем человек, уже имевший дело с подобными ситуациями и преодолевший их. Необходимо тренировать нервную систему, закаливать организм в борьбе с трудностями. Доказано, что нервная система, лишенная необходимости решения сложных задач, неизбежно развивается по типу слабой нервной системы, для которой даже небольшие трудности могут оказаться роковыми.
В американском институте профилактики психологического здоровья установили, что большинство людей взрывается гневом из-за чего-то или кого-то по крайней мере раз в день.
По мнению исследователей, обоснованные вспышки гнева более «полезны» для здоровья, чем его подавление. Последнее может привести к депрессии и сказаться на творческой активности, создать серьезные проблемы на работе.
Для того чтобы определить, является ли выражение гнева «здоровым», рекомендуется подумать над тем, как вы закончили бы следующее предложение:
Когда я полон гнева, я...
- иду пройтись, чтобы обдумать ситуацию;
- громко ругаюсь;
- занимаюсь физическими упражнениями;
- разбиваю настольную лампу;
- объясняюсь с тем, кто меня разгневал;
- покупаю какую-нибудь дорогую вещь;
- переношу гнев на близкого человека.
Как считают исследователи, любой из этих вариантов будет говорить сам за себя. Минутная раздражительность неприятна, но не страшна. Но когда эти минуты часто повторяются, когда после них человек испытывает чувство опустошенности, это уже тревожный сигнал.
49% американских врачей рекомендуют своим пациентам завести домашнее животное — кошку, собаку или птиц: общение с ними снимает нервные стрессы, помогает сохранить душевное равновесие. Анкета для определения степени своей нервозности:
1. Близко ли вы принимаете к сердцу мелкие неудачи и разочарования?
2. Есть ли у вас трудности в общении с окружающими?
3. Перестали ли вам доставлять удовольствие мелкие радости жизни?
4. Можете ли вы «отключиться» от мрачных мыслей?
5. Чувствуете ли вы необоснованную неприязнь по отношению к некоторым людям и некоторым житейским ситуациям, чего раньше за собой не замечали?
6. Чувствуете ли вы недоверие к людям?
7. Уверенно ли вы выполняете свои обязанности и не мучает ли вас мысль о собственной никчемности?
Если вы утвердительно ответили на эти вопросы, то над состоянием своих нервов следует задуматься.
Нервная реакция и высокие нервные напряжения в форме раздражения являются следствием неправильного поведения руководителя.
Специалисты рекомендуют для раздражительных людей несколько правил:
1. Не старайтесь остаться со своими неприятностями наедине.
2. Умейте на время отвлечься от своих забот.
3. Не впадайте в гнев.
4. Иногда нужно уступить.
5. Делайте что-нибудь хорошее для других.
6. Не все сразу.
7. Нельзя быть совершенством абсолютно во всем.
8. Позвольте и другим быть самим собой.
9. Всех не перегонишь.
10. Выйдите из своей собственной скорлупы.
Отрицательные эмоции тоже нужны. Отрицательные стрессовые эмоции, неудовлетворенность стимулируют искать выход, развиваться. Жизнь в большинстве своем состоит из отрицательных эмоций — яркие, положительные впечатления занимают в ней не так много места. Поэтому надо искать малейшую возможность радоваться.
Итак, нервную систему необходимо тренировать, закаливать организм в борьбе с трудностями.
Антистимулами работоспособности являются курение и употребление спиртных напитков. Борьба со своими вредными привычками — особая забота каждого руководителя, каждого делового человека.
Деловой человек может быть долгие годы полезным для общества, заниматься творческой деятельностью, вообще быть долгожителем. Но, к сожалению, зачастую мы умудряемся разрушить сердце, головной мозг слишком рано.
Творческое долголетие человека индивидуально. Гете закончил писать «Фауста» в 80 лет. Рембрандт написал «Возвращение блудного сына» в 65, а многие ученые творят до 80—90 лет.
Так, И.П. Павлов в возрасте 80 лет был полноценным исследователем. Бернарду Шоу было 80, когда он написал свои лучшие произведения, а Льву Толстому было под 90 лет, но он не оставлял писательского ремесла». Средний творческий возраст составляет где-то около 60 лет.
Распорядок жизнедеятельности
Всем деловым людям хорошо знакомо чувство усталости. Она накапливается день ото дня, с невероятной быстротой становится хронической. Страшное утомление, усталость приходят с постоянным беспокойством, эмоциональными встрясками, напряжением, отрицательными эмоциям. Одна из причин этого состояния — неправильный суточный режим. Режим дня — это продуманный и согласованный с нормами физиологии труда распорядок труда и отдыха.
В основе рационального суточного режима лежит ритмическое и правильное чередование различных видов деятельности. Правильный суточный режим не только помогает сохранить высокую работоспособность, но и дает возможность лучше планировать свое время. Неуклонное соблюдение режима дня является также хорошим средством воспитания воли, организованности и служебной дисциплины.
Нет ничего более властного в жизни человеческого организма, чем режим. И пока менеджер не признает, что эта аксиома, пока не разработает индивидуальный суточный режим, он не сможет вырваться из замкнутого круга проблем – служебных, семейных, касающихся здоровья.
Суточный режим – это и регулярное рациональное питание, и полноценный, достаточно продолжительный сон, и разумная ежедневная физическая нагрузка.
Для профилактики утомления и стимуляции работоспособности можно прибегнуть к физическим упражнениям. Комплекс упражнений выполняют обычно через 2-2,5 часа после начала работы и во второй половине дня. Он как правило, состоит из 5-8 упражнений.
Жизнь доказывает, что любому под силу выполнить гораздо больший объем работы, если достаточно отдыхать и использовать рабочие часы рациональнее.
Для того чтобы правильно организовать режим, нужно учесть особенности суточной работоспособности. По динамике работоспособности людей можно условно разделить на три категории: «голуби», «совы», «жаворонки».
Примерно половина людей относится к «голубям». Они легко приспосабливаются к любому режиму труда. Около 20-30% населения составляют «совы». Остальные «жаворонки».
Установить, кто вы: «голубь», «сова» или «жаворонок», вам поможет тест немецкого ученого Г. Хильдебранда. Утром, сразу после пробуждения, измерьте частоту сердечных сокращений (ЧСС) и число вдохов (ЧВ).
Если ЧСС:ЧВ = 4:1, то вы «голубь»; если ЧСС:ЧВ = 5:1 или 6:1 – «жаворонок».
Увеличение частоты вдохов и уменьшение соотношения ЧСС и ВЧ характерны для «сов».
Чтобы служащие фирмы и ее руководство трудились эффективно и высокопроизводительно, необходимо знать циклы работоспособности.
В соответствии с двумя основными типами работ – физической и умственной – различают физическую и умственную работоспособность.
Работоспособность человека в течение дня неодинакова. Можно говорить о ряде ее последовательных этапов. Первый этап – врабатывание – приходится, как правило, на первый час от начала работы. За это время происходит полный выход организма из сна и восстановление динамического стереотипа. Второй тип – устойчивой работоспособности – длится последующие 2-3 часа, после чего работоспособность вновь снижается.
Эти три этапа повторяются дважды за трудовой день: до обеденного перерыва и после него.
Таким образом в течение суток кривая работоспособности выглядит волнообразной. Максимальные подъемы отмечаются в 10-13 и 17-20 часов. Минимум работоспособности приходится на ночные часы.
По результатам многолетних исследований биоритмолога из Владивостока кандидата медицинстких наук Л.Я. Глыбина можно полагать, что периоды подъема работоспособности в 5-6, 11-12, 16-17, 20-21, 24-1 час чередуются с периодами ее спада в 2-3, 9-10, 14-15, 18-19, 22-23 часа. Это нужно учитывать при организации режима труда и отдыха.
В течение недели отмечаются те же три этапа. В понедельник человек проходит стадию врабатывания, во вторник, среду и четверг имеет устойчивую работоспособность, а в пятницу и субботу развивается утомление.
Весьма важно, что недельный ритм отражается не только на трудоспособности, но и на состоянии здоровья, внимательности, умении сосредоточиться. Об этом свидетельствует статистика несчастных случаев и аварий: чаще всего они случаются в начале недели, в понедельник, когда организм только втягивается в работу. Поэтому, самые важные, требующие значительного внимания, умственного и физического напряжения дела намечайте на вторник, среду, четверг.
Рис. 4. Суточные физиологические ритмы работоспособности
Рис. 5. Колебания работоспособности по дням недели
Особое значение для сохранения здоровья и высокой работоспособности имеют психическое состояние, оптимизм, чувство юмора, уверенность в себе. Каждому менеджеру чрезвычайно важно научиться выбирать оптимальное время для того или иного вида работы, совпадающее с пиком суточной, недельной, месячной работоспособности. В «черные дни» следует ограничить свою активность, стараться переключиться на выполнение менее важной, несложной работы. И конечно, стоит помнить: на ритмы надейся, а сам не плошай.
- Человеку, работа которого связана с большим умственным напряжением, необходимо в конце недели полностью отключиться от деловой жизни.
- Нужно беречь свое вечернее время. И не только свое. Если, например, вы руководитель крупного учреждения, не загружайте подчиненного вечером производственными заданиями, не звоните ему после работы и не предлагайте на ночь проблему для обдумывания. Пусть он в эти короткие часы отдыха забудет о работе и хорошо отдохнет. Завтра он сделает двойной объем работы.
Необходимо вечерние часы отдыха заканчивать прогулкой.
- Деловой человек не должен проводить свой отпуск дома. Нужно выбрать наиболее привлекательный для себя вид отдыха (автотуризм, пеший туризм). Желательно, чтобы отдых проходил на берегу реки, озера, моря.
- Организуя свою жизнь и деятельность, руководитель должен, конечно, учитывать и свои личностные особенности: пол, возраст, характер, биоритмы.
Биоритмы отражают цикличность явлений природы.
В процессе многовекового развития организм человека усвоил ритм внешних явлений.
Рис. 6. Физиологическая активность человека в суточном ритме «день-ночь»
Наиболее важен для человека суточный ритм — «день—ночь». В этом ритме изменяются почти 50 человеческих функций (рис. 6).
У большинства людей в течение суток имеются два пика повышенной работоспособности, так называемая двугорбая кривая. Первый подъем наблюдается от 9 до 12—3 ч, второй между 16 и 18 ч. В период максимальной активности повышается и острота наших органов чувств: утром и днем человек лучше слышит и лучше различает свет.
Исходя из этого, возможно, следовало бы самую трудную и ответственную работу приурочивать к периодам естественного подъема работоспособности, оставляя для перерывов время относительно низкой работоспособности.
А если человеку приходится работать ночью? В ночные часы наша работоспособность гораздо ниже, чем в дневные, поскольку функциональный уровень организма значительно снижен. Особенно неблагоприятным считается промежуток от 1 до 3 ч ночи.
Ритм работоспособности тесно связан с особенностями организма. Немецкий бальнеолог и физиотерапевт Ламперт придавал основное значение реактивности организма, т.е. силе и быстроте его реакций на внешние воздействия.
К первой группе людей он относил лиц с медленной и слабой реакцией на раздражители. Это спокойные, рассудительные люди, которые не спешат делать выводы и стараются досрочно их обосновать. Иногда педанты, систематики, они склонны к логическим размышлениям, к математике, к абстрактным обобщениям, выжидательны, замкнуты. Их отличает хорошее самообладание. Работоспособность таких людей часто с утра невелика и достигает максимума во второй половине дня.
Вторая группа объединяет людей, сильно и быстро реагирующих на внешние воздействия. Это люди — большие энтузиасты. В науке — это творцы новых идей. Быстро восстанавливают свои силы и быстро устают, поэтому максимально работоспособны с утра.
Сегодня основополагающим является мнение о существовании трех биоритмов в жизнедеятельности людей. Отсюда три типа работоспособности - утренняя («жаворонки»), вечерняя («совы») и недифференциальная («аритимики»). У последних не выявлено преобладания утреннего или вечернего типа работоспособности.
Ученые всего мира к основным причинам возникновения в XX в. «эпидемии» сердечнососудистых заболеваний относят такие социальные факторы, как нервно-психологическое напряжение, условия питания, ритм труда и отдыха.
Рассмотрим информацию о том, какие факторы влияют на работоспособность руководителя, что в этой проблеме зависит от самоорганизации личного здоровья, а что – от волевых и от психологических факторов.
Начинать надо с формирования психологической установки на необходимость и возможность повышения своей работоспособности. С этой внутренней убежденностью начинается все. Без этого нет смысла браться за дело.
Далее нужно критически оценить свои привычки, выявить те, которые следует изменить.
Следующий этап – организация собственных знаний, приведите их в единую систему, отвечающую профессии «менеджер».
Затем нужно браться за организацию здоровья. Особое значение имеет формирование волевых качеств, факторов эмоциональной мобилизации.
Важнейшим качеством руководителя является умение организовать работу всего коллектива для достижения определенных целей. Но, чтобы умело организовать других людей, надо быть организованным прежде всего самому руководителю. Самоорганизация руководителя осуществляется в двух направлениях: технологическом (организация руководителем своего личного труда, управленческой деятельности) и психологическом.