Управление инновационными проектами (работа 3)

Оглавление

Введение

1 Понятие и сущность инновационных проектов

2 Бизнес-план и экспертиза инновационного проекта

3 Управление инновационными проектами

Заключение

Список нормативных актов и литературы

Введение

Облик окружающего нас мира преобразуют проекты. Даже современного человека, избалованного цивилизацией и прогрессом, но еще не лишенного любознательности, поражают и удивляют памятники, великие достижения и свершения прошлого, давнего и не давнего, будь то египетские пирамиды, собор Святого Петра в Риме, Московский Кремль, современная авиация или покорение космоса. Мы вновь и вновь задаем себе вопрос: «Как удалось этого достигнуть?»

Во главе всех великих свершений прошлого явно или не явно стоял изобретательный инициатор и одаренный руководитель - в современном понимании - менеджер проекта.

До недавнего времени управление проектом считалось искусством, требующим сплава природного дара, ума, воли, жизненного опыта и добытых тяжким трудом знаний. Такому набору требований могли удовлетворить только отдельные выдающиеся личности. И так было на протяжении многих веков, с тех пор, как люди начали воплощать в жизнь свои первые замыслы-проекты, потребовавшие управления.

Возрастающая сложность проектов, с одной стороны, и накопленный опыт с другой, сделали необходимым и возможным создание идеологии и методологии управления проектами.

Цель работы – систематизация и углубление знаний в области инновационной деятельности на основе методик управления проектами.

В ходе подготовки работы были изучены труды отечественных специалистов, профессионально занимающихся научной и практической деятельностью в данной области.

Конечно, управление проектами не является панацеей для решения всех этих проблем. Однако его систематическое применение позволяет менеджеру легче адаптироваться к условиям изменяющегося окружения.

1 Понятие и сущность инновационных проектов

В отечественной практике концепция управления проектами (Project Management) нашла отражение в широком применении (как в современных, так и в прежних условиях) программно-целевого метода управления (особенно планирования), предусматривающего формирование и организацию выполнения целевых комплексных программ и проектов (ЦКП), представляющих собой комплекс взаимоувязанных мероприятий, направленных на достижение конкретных социально-экономических целей. Развернутая система проектов и программ реализуется и в научной, и в инновационной сферах. Инновационные проекты и программы их реализации составляют существенную часть формирующегося хозяйственного механизма управления научно-техническим развитием страны.

Определение и основные элементы инновационного проекта. Понятие «инновационный проект» рассматривается как:

- форма целевого управления инновационной деятельностью;

- процесс осуществления инноваций;

- комплект документов.

Как форма целевого управления инновационной деятельностью инновационный проект представляет собой сложную систему взаимообусловленных и взаимоувязанных по ресурсам, срокам и исполнителям мероприятий, направленных на достижение конкретных целей (задач) на приоритетных направлениях развития науки и техники. Как процесс осуществления инноваций — это совокупность выполняемых в определенной последовательности научных, технологических, производственных, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, приводящих к инновациям. В то же время инновационный проект — это комплект технической, организационно- плановой и расчетно-финансовой документации, необходимой для реализации целей проекта (на Западе для обозначения этого аспекта проекта используется термин «design»).

Наиболее полно и комплексно сущность инновационного проекта проявляется в его первом аспекте. Учитывая все три аспекта понятия «инновационный проект», можно дать следующее его определение.

Инновационный проект — это система взаимоувязанных целей и программ их достижения, представляющих собой комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, организационных, финансовых, коммерческих и других мероприятий, соответствующим образом организованных (увязанных по ресурсам, срокам и исполнителям), оформленных комплектом проектной документации и обеспечивающих эффективное решение конкретной научно-технической задачи (проблемы), выраженной в количественных показателях и приводящей к инновации.

К основным элементам инновационного проекта относятся:

- сформулированные цели и задачи, отражающие основное назначение проекта;

- комплекс проектных мероприятий по решению инновационной проблемы и реализации поставленных целей;

- организация выполнения проектных мероприятий, т. е. увязка их по ресурсам и исполнителям для достижения целей проекта в ограниченный период времени и в рамках заданных стоимости и качества;

- основные показатели проекта (от целевых — по проекту в целом, до частных — по отдельным заданиям, темам, этапам, мероприятиям, исполнителям), в том числе показатели, характеризующие его эффективность.

Инновационные проекты могут формироваться в составе научно-технических программ, реализуя задачи отдельных направлений (заданий, разделов) программы, и самостоятельно, решая конкретную проблему на приоритетных направлениях развития науки и техники.

Задачи инновационных проектов. Формирование инновационных проектов для решения важнейших научно-технических проблем (задач) обеспечивает:

-комплексный, системный подход к решению конкретной задачи (цели) научно-технического развития;

- количественную конкретизацию целей научно-технического развития и строгое отражение конечных целей и результатов проекта в управлении инновациями;

- непрерывное сквозное управление процессами создания, освоения, производства и потребления инноваций;

-обоснованный выбор путей наиболее эффективной реализации целей проекта;

- сбалансированность ресурсов для реализации инновационного проекта;

- межведомственную координацию и эффективное управление сложным комплексом работ по проекту.

Основные участники инновационного проекта.

Реализация замысла инновационного проекта обеспечивается участниками проекта. В зависимости от вида проекта в его реализации могут принимать участие от одной до несколько десятков (иногда сотен) организаций. У каждой из них свои функции, степень участия в проекте и мера ответственности за его судьбу.

Вместе с тем все эти организации в зависимости от выполняемых ими функций принято объединять в конкретные группы (категории) участников проекта.

Заказчик — будущий владелец и пользователь результатов проекта. В качестве заказчика может выступать как физическое, так и юридическое лицо.

Инвестор — физические или юридические лица, вкладывающие средства в проект. Инвестор может быть и заказчиком. Если это не одно и то же лицо, то инвестор заключает договор с заказчиком, контролирует выполнение контрактов и осуществляет расчеты с другими участниками проекта. Инвесторами в РФ могут быть: органы, уполномоченные управлять государственным и муниципальным имуществом; организации, предпринимательские объединения, общественные организации и другие юридические лица всех форм собственности; международные организации, иностранные юридические лица; физические лица — граждане РФ, иностранные граждане. Одним из основных инвесторов, обеспечивающих финансирование проекта, является банк.

Проектировщик — специализированные проектные организации, разрабатывающие проектно-сметную документацию. Ответственной за выполнение всего комплекса этих работ обычно является одна организация, называемая генеральным проектировщиком. За рубежом ее представляют архитектор и инженер. Архитектор — это лицо или организация, имеющие право профессионально, на основе соответствующим образом оформленной лицензии выполнять работу по созданию проектно-сметной документации.

Инженер — это лицо или организация, имеющие лицензию на занятие инжинирингом, т. е. комплексом услуг, связанных с процессом производства и реализации продукции проекта.

Поставщик — организации, обеспечивающие материально-техническое обеспечение проекта (закупки и поставки).

Исполнитель (организация-исполнитель, подрядчик, субподрядчик) -юридическое лицо, несущее ответственность за выполнение работ по контракту. К нему относятся научно-технические организации, ИП, производственные предприятия, вузы и т. д.

Научно-технические советы (НТС) — ведущие специалисты по тематическим направлениям проекта, несущие ответственность за выбор научно-технических решений, уровень их реализации, полноту и комплексность мероприятий для достижения проектных целей; организующие конкурсный отбор исполнителей и экспертизу полученных результатов.

Руководитель проекта (в принятой на Западе терминологии «проект-менеджер»)-юридическое лицо, которому заказчик делегирует полномочия по руководству работами по проекту: планированию, контролю и координации работ участников проекта. Конкретный состав полномочий руководителя проекта определяется контрактом с заказчиком.

Команда проекта — специфическая организационная структура, возглавляемая руководителем проекта и создаваемая на период осуществления проекта с целью эффективного достижения его целей. Состав и функции команды проекта зависят от масштабов, сложности и других характеристик проекта. Команда проекта вместе с руководителем проекта являются разработчиком проекта. Для выполнения части своих функций разработчик может привлекать специализированные организации.

Поддерживающие структуры проекта — это организации различных форм собственности, содействующие основным участникам проекта в выполнении задач проекта и образующие вместе с ними инфраструктуру инновационного предпринимательства.

К поддерживающим структурам относятся:

- инновационные центры;

- фонды поддержки программ, проектов;

- консалтинговые фирмы;

- органы независимой экспертизы;

- патентно-лицензионные фирмы;

- аудиторские фирмы, выставочные центры и т. д.1

2 Бизнес-план и экспертиза инновационного проекта

Любой инновационный проект (далее ИП) обычно требует привлечения инвестиций и оформляется в форме бизнес-плана. Бизнес-план ИП - комплексный стратегический документ, дающий представление о будущем предприятия, обращенный к потенциальному инвестору в инновации с целью привлечения его капитала.

Эксперты МБРР и UN1DO считают, что разработка ИП может быть представлена в виде цикла, состоящего из трех основных фаз - прединвестиционной, инвестиционной и эксплуатационной, которые, в свою очередь, подразделяются на стадии. Результаты исследований, проведенных на стадиях прединве-стиционной фазы (обычно ПТЭО - проектное технико-экономическое обоснование - или ТЭО), систематизируются и представляются в виде бизнес-плана. Для локальных бизнес-проектов, не требующих значительных капитальных затрат и весьма непродолжительных по срокам реализации, бизнес-план может стать основным обосновывающим документом, в котором совмещаются все этапы и работы, выполняемые в прединвестииионной фазе делового планирования. Для среднесрочных и долгосрочных проектов инвестиций в реальные активы бизнес-план превращается лишь в промежуточный документ одного из этапов инвестиционного процесса.

Этапами разработки бизнес-плана являются:

- выявление источников релевантной информации;

- формулирование целей полготовки бизнес-плана с учетом стоящих перед предприятием проблем;

- определение круга целевых читателей (внутренние или внешние участники организации) для выделения тех или иных сторон деятельности предприятия в содержании бизнес-плана;

- формирование обшей структуры документа;

- сбор информации для подготовки каждого из намеченного разделов бизнес-плана;

- непосредственное составление бизнес-плана.

Бизнес-план выступает не только внутренним документом, и это предъявляет определенные требования к его оформлению и структуре. Он должен быть представлен в виде, позволяющем заинтересованному лицу получить четкое представление о существе дела, об эффективности проекта.

Отметим, что не существует единой установленной процедуры бизнес-планирования. Нет жестких требований к структуре и содержанию бизнес-плана. Объем и степень конкретизации его разделов определяются спецификой и областью деятельности. Тем не менее, можно систематизировать возможные структуры бизнес-планов и привести примерный перечень разделов проекта:

1. Резюме.

2. Описание внешней среды

3. Описание отрасли, предприятия (организации).

4. Описание выпускаемой продукции (работы, услуги).

5. План маркетинга.

6. План производства

7. Инвестиционный план.

8. Финансовый план с расчетом эффективности проекта.

9. Приложения.

Эти разделы в том или ином виде присутствуют во всех наиболее известных в России методиках: UN1DO, МБРР, компании «Ernst & Young» (международная консультационно-аудиторская фирма), Банковского дома Уолл-стрит, базирующихся на классических принципах инвестиционного анализа на основе метода анализа денежных потоков.

Обратим внимание на то, что экономическая и социальная ситуация, в которой работают предприятия региональных хозяйственных комплексов, не позволяет осуществлять прямое использование зарубежных методик составления бизнес-плана, поэтому нужна их адаптация к реальным экономическим условиям нашей страны.

В России получили распространение несколько компьютерных имитационных систем, используемых дня создания и оценки инвестиционных проектов. В их числе пакеты прикладных программ COMFAR и PROPSPIN, созданные при UN1DO, а также отечественные пакеты «Альт-Инвест» фирмы «Альт» (Санкт-Петербург), «Project Expert» фирмы «Про-Инвест Консалтинг» и программные комплексы «ИНЭК-Аналитик» и «ИНЭК-Инвестор» фирмы «Инэк».

В России наибольшее распространение получил «закрытый» пакет «Project Expert», применяемый для подготовки бизнес-планов с учетом специфики национальных условий. Пакет является автоматизированной системой планирования и анализа эффективности инвестиционных проектов на базе имитационных моделей денежных потоков и предназначен для решения следующих задач:

- разработка бизнес-плана в соответствии с международными стандартами и требованиями с учетом специфики и особенности условий стран переходного периода;

-оценка и анализ эффективности проекта на основе общепринятых финансовых показателен в соответствии с требованиями методики UNIDO;

- анализ чувствительности проекта посредством варьирования ключевых факторов в соответствии с различными сценариями развития;

- анализ текущего и перспективного состояния предприятия, выявление будущей потребности в денежных средствах;

- определение схемы финансирования, оценка возможности и эффективности привлечения денежных средств из различных источников;

- формирование стандартных финансовых документов и расчет наиболее распространенных финансовых показателей в различные периоды времени с помощью динамической модели денежных потоков (cash-flow);

- контроль хода реализации инвестиционного проекта, моделирование критических ситуаций и путей их преодоления.

Процедуры оценки ИП, юридического оформления соглашений и контрактов, а также формы и методы контроля их исполнения действуют во всех странах с развитой рыночной экономикой. Большое значение имеют сроки проведения экспертиз, согласований, продолжительность периода от подачи заявок и предложений до открытия финансирования или предоставления льгот и субсидий. Постоянно совершенствуются методы контроля хода реализации ИП, использования средств по целевому назначению, увеличивается число обязательных условий, которым должен соответствовать проект.

Задача экспертизы состоит в оценке научного и технического уровня ИП, возможностей его выполнения и эффективности. На основании экспертизы принимаются решения о целесообразности и объеме финансирования.

Существуют три основных метода экспертизы ИП, финансируемых из бюджета:

- описательный;

- сравнение положений «до» и «после»;

- сопоставительная экспертиза.

Описательный метод широко распространен во многих странах. Его суть состоит в том. что рассматривается потенциальное воздействие результатов осуществляемых ИП на ситуацию ни конкретном рынке товаров и услуг. Получаемые результаты обобщают, составляют прогнозы и учитывают побочные процессы. Данный метод позволяет учитывать, например, взаимодействие сферы НИОКР с патентным правом, налоговым законодательством, образованием, подготовкой и переподготовкой кадров. Основной недостаток этого метода в том, что он не позволяет корректно сопоставить два и более альтернативных варианта.

Метод сравнения положений «до» и «после» позволяет принимать во внимание не только количественные, но и качественные показатели различных ИП. Однако этому методу присуща высокая вероятность субъективной интерпретации информации и прогнозов.

Сопоставительная экспертиза состоит в сравнении положения предприятий и организаций, получающих государственное финансирование и не получающих его. В этом методе обращается внимание на сравнимость потенциальных результатов осуществляемого ИП, что составляет одно из требований проверки экономической обоснованности конкретных решений по финансированию краткосрочных и быстро окупаемых ИП. Данный метод применяется в США и других странах с развитой рыночной экономикой. Он также имеет недостатки, в частности неприменим при выработке долгосрочных приоритетов государственной политики.

Плюсы и минусы различных методов экспертизы инновационных проектов обусловливают их комбинированное применение.

В странах с развитой рыночной экономикой работа экспертов не ограничивается только оценкой ИП, но может предусматривать и контроль за ходом работ. При этом методы контроля должны соответствовать уровню проводимых экспертиз. В ряде стран, например во Франции, экспертная оценка ИП и контроль их исполнения проводятся теми организациями, которые их финансируют. Обязательными параметрами при этом выступают сроки завершения отдельных этапов работ и всего проекта и степень риска, связанного с осуществлением ИП. В связи с этим во Франции сроки проведения крупномасштабных прикладных исследований колеблются от 8 до 15 лет.

В России выделение ассигнований для финансирования капитальных вложений, затрат на НИОКР и прочих текущих затрат по федеральным научно-техническим программам, утвержденным Правительством Российской Федерации, осуществляется целевым назначением государственным заказчиком через федеральный бюджет на очередной финансовый год.

Для реализации федеральных научно-технических программ государственными заказчиками заключаются государственные контракты с исполнителями программ, отбираемыми на конкурсной основе.

Экспертизу проектов в области гуманитарных и общественных наук проводят Российский гуманитарный научный фонд (РГНФ) и Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ). В РГНФ экспертная оценка формируется в виде ответов на вопросы экспертной анкеты и предусматривает следующие варианты итогового заключения эксперта:

5 - проект заслуживает безусловной поддержки;

4 - проект заслуживает поддержки;

3 - проект может быть поддержан;

2 - проект не заслуживает поддержки;

1 - проект не заслуживает рассмотрения экспертным советом.

В экспертной анкете учитываются обстоятельства, затрудняющие объективную экспертизу. Это может быть связано с «конфликтом интересов»: не совпадают научные интересы эксперта и содержания проекта; эксперт состоял или состоит в партнерских, финансовых, родственных отношениях с руководителем или исполнителями проекта; в отношениях научного руководства с руководителем (или с одним из основных исполнителей проекта).

Экспертная оценка дается на основе анализа научного содержания проекта и научного потенциала автора (или авторского коллектива). При анализе научного содержания проекта учитываются:

- четкость изложения замысла проекта (четкое, нечеткое);

- четкость определения цели и методов исследования (четко, нечетко);

-качественные характеристики проекта (проект имеет фундаментальный характер- междисциплинарный или системный характер, прикладной характер);

- научный задел (есть существенный научный и методологический задел в решении сформулированной в проекте проблемы: имеются публикации по данной теме; научно-методическая проработка решения проблемы отсутствует);

- новизна постановки проблемы (впервые сформулирована и научно обоснована проблема исследования: предложены оригинальные подходы к решению проблемы; сформулированная в проекте проблема исследования известна науке, и автором не предложены оригинальные подходы к ее решению).

Таким образом, эксперт должен не только дать описание проекта, но и оценить его актуальность для данной отрасли знаний; связь проекта с приоритетными направлениями исследований; новизну поставленной проблемы: перспективы развития проекта; качественный состав предполагаемых участников, а также обосновать по приведенной системе оценку проекта.

Для экспериментально-лабораторных исследований экспертиза предусматривает ответы на следующие вопросы:

- есть ли программа исследований;

- подготовлены ли анкеты для опроса;

- проведено ли пилотажное исследование.

РФФИ проводит экспертизу на основе сравнительного анализа нескольких проектов. Предусматриваются три уровня экспертизы.

Первый уровень - предварительное рассмотрение проекта и решение следующих задач:

- отбор проектов для участия в экспертизе второго уровня;

-составление мотивированных заключений по отклоненным проектам;

- определение экспертов по каждому проекту, прошедшему на индивидуальный уровень экспертизы.

Форматизация результатов экспертизы осуществляется на рейтинговой основе.

Рейтинг индивидуального проекта устанавливается на втором уровне экспертизы.

На третьем уровне составляется заключение по проекту (могут быть внесены коррективы в общий рейтинг проекта, принимаются решения о финансировании).

Отечественная программа экономических исследований ориентирована на поддержку исследований, направленных на решение проблем российской экономики переходного периода. Финансирование проектов осуществляется в форме индивидуальных грантов российским экономистам в следующих целях:

-поддержка и распространение новых научных методов и идей;

- поощрение прикладных исследований, связанных с решением проблем экономики переходного периода;

- развитие исследовательского потенциала посредством создания условий для научной работы молодых специалистов;

- содействие укреплению связей внутри научного экономического сообщества на территории России;

- создание условий для включения российских исследователей в мировое экономическое сообщество.

Экспертиза должна обеспечить выбор качественного ИП. Представленные инвесторам ИП должны быть сопоставимы и анализироваться по единой системе показателей. Это значит, что информационная база, точность и методы определения стоимостных и натуральных показателей по вариантам должны быть сопоставимы.

Сопоставимость представленных проектов определяется по:

- объему работ, производимых с применением новых методов (технологий, оборудования и т.п.);

- качественным параметрам инноваций;

- фактору времени;

- уровню цен, тарифов; условиям оплаты труда.

Варианты ИП должны иметь одинаковую маркетинговую проработку, одинаковый подход к оценке риска инвестиционных вложений и неопределенности исходной информации.

Сопоставимость вариантов обеспечивается приведением к одному объему производимой продукции, как правило, по новому варианту; к одним срокам, к единому уровню качества.

При сравнении вариантов необходимо соблюдение принципов системного подхода. Здесь требуется учесть важнейшее свойство систем - эмерджентность. - которое обусловливает неравенство совокупного эффекта от комплекса мероприятий и величины эффектов от раздельного их проведения. В основе сравнения инновационных вариантов лежит принцип комплексного подхода, требующий учета всей совокупности мероприятий, которые необходимо осуществить при реализации данного варианта решения.

Одинаковые по величине затраты, осуществляемые в разное время, экономически неравнозначны. Значительная продолжительность жизненного цикла инноваций приводит к экономической неравноценности осуществляемых в разное время затрат и получаемых результатов. Это противоречие устраняется с помощью метода дисконтирования.

Кроме того, ИП должны отбираться с учетом инфляционного фактора.

Инфляция как повышение уровня цен в экономике измеряется либо индексом изменения иен, либо уровнем инфляции. Индекс изменения цен характеризуется соотношением цен. а уровень инфляции - процентом повышения цен.

Рассматривая роль ставки процента в принятии решения об инновациях, мы по умолчанию предполагаем отсутствие инфляции. Если инфляция имеет место, то существуют различия между номинальной и реальной процентными ставками.

Номинальная ставка - это текущая рыночная ставка процента без учета темпов инфляции или, иначе, это просто процентная ставка, выраженная в рублях (долларах США) по текущему курсу.

Реальная ставка - это номинальная ставка за вычетом ожидаемых (предполагаемых) темпов инфляции.

Например, номинальная годовая ставка равна 9%, ожидаемый темп инфляции 5% в год, отсюда реальная ставка будет равна 9 - 5 = 4%.

Это различие важно учитывать при сравнении ожидаемого уровня дохода на капитал (нормы прибыли) и ставки процента: сравнение целесообразно проводить с реальной, а не с номинальной ставкой. Именно реальная процентная ставка, а не номинальная, значима при принятии решения об инновациях.

Общее правило при принятии решения таково: инновации следует осуществлять, если ожидаемый уровень дохода на капитал не ниже рыночной ставки процента по ссудам.

Таким образом, процент играет важнейшую роль в решении задачи эффективного распределения ресурсов в рыночном хозяйстве, в выборе наиболее доходного из возможных инновационных решений. Сравнение уровня дохода на капитал с процентной ставкой - это один из способов обоснования эффективности инноваций.

При экспертизе ИП рассчитывают также коэффициент сравнительной эффективности. Величина, обратная сроку окупаемости, представляет собой коэффициент эффективности дополнительных инвестиционных вложений в инновации, или коэффициент сравнительной эффективности - Эр.

Расчетное значение коэффициента эффективности Эр сравнивается с нормативной величиной нормы дохода на капитал (Е). Если Эр > Е, то дополнительные инвестиции в инновации эффективны.

Таким образом, для выбора вариантов инновационных мероприятий используются показатели сравнительной экономической эффективности, которые учитывают лишь изменяющиеся по сравниваемым вариантам стоимостные части. Такими показателями выступают:

- приведенные затраты;

- срок окупаемости дополнительных инвестиций в инновации;

- коэффициент эффективности дополнительных инвестиций в инновации.

При отборе инновационных проектов следует обратить внимание на способы снижения риска.

В практике управления ИП применяют следующие способы снижения риска:

- распределение риска между участниками проекта (передача части риска соисполнителям);

- страхование;

- резервирование средств на покрытие непредвиденных расходов.

Распределение риска происходит при разработке финансового плана ИП и контрактных документов. При этом участники ИП принимают ряд решений, расширяющих либо сужающих диапазон потенциальных инвесторов. Проводя соответствующие переговоры, участники проекта должны проявлять определенную гибкость относительно того, какую долю риска они согласны принять на себя.

Многие крупные ИП могут иметь задержку в реализации, что способно привести к такому увеличению стоимости работ, которое превысит первоначальную стоимость ИП. Поэтому важная роль принадлежит страхованию рисков. Страхование риска означает передачу определенных рисков страховой компании.

Создание резерва средств на покрытие непредвиденных расходов предусматривает установление соотношения между потенциальными рисками, влияющими на стоимость проекта, и расходами, необходимыми для преодоления сбоев в выполнении ИП. При этом учитывается точность первоначальной оценки стоимости ИП и его элементов.

При выборе ИП инвесторы должны быть уверены, что возможные доходы от пего будут достаточны для покрытия затрат, выплаты задолженности, обеспечения окупаемости капиталовложений.

На микроуровне основное внимание уделяется проекта, которая определяется как отношение финансовых затрат и результатов.

При рассмотрении альтернативных ИП в деловой практике применяют следующие направления анализа - сравниваются:

- средняя годовая рентабельность ИП со средней ставкой банковского кредита;

- проекты в отношении страхования от инфляционных потерь;

- периоды окупаемости инвестиций;

- потребности в инвестициях;

- стабильность поступлений;

- рентабельность инвестиций в целом за весь срок осуществления ИП;

- рентабельность инвестиций в целом с учетом дисконтирования.

При этом исходят из следующих критериев принятия инвестиционных решений:

- отсутствие более выгодных альтернатив;

- минимизация риска потерь от инфляции;

- краткость срока окупаемости;

- относительная дешевизна ИП;

- обеспечение стабильности поступлений;

- высокая рентабельность с учетом дисконтирования.

Таким образом, экспертиза ИП позволяет оценить их по инвестиционной привлекательности.2

3 Управление инновационными проектами

Проблема формирования портфеля заказов и выбора обоснованных видов планирования инновационных разработок как с точки зрения достижения целей предприятия (организации), так и научной деятельности занимает важное место в управлении исследованиями и разработками нововведений. Но важной и весьма трудной задачей является организация выполнения запланированных инновационных работ, т. е. управление проектами. Успех любого инновационного проекта в такой же степени зависит от качества управления проектом, как и от технико-эксплуатационных и рыночных преимуществ. Поэтому нередко при формировании портфеля заказов проекты оцениваются не только с позиций их потенциальной эффективности, но и возможностей эффективного управления для реализации этого потенциала. Планирование и управление тесно взаимосвязаны. Планы (перспективные и годовые) отражают, как будут развиваться проекты, дают информацию о том, как достигается заложенный в проекте эффект и обеспечивается его эффективность, и предопределяют управленческие решения и действия для будущего руководства проектом. Параметры планирования, таким образом, обеспечивают определенную основу для управления инновационным проектом.

Выделяют три основных параметра, необходимых для успешного управления нововведениями:

- выявленные потребности в инновационных разработках;

- определение состава и структуры научно-технических кадров, необходимых для их выполнения;

- наличие финансовых ресурсов для проведения исследований и разработок.

Отсюда главная задача управления проектом заключается в том, чтобы объединить эти три параметра. Кроме указанных параметров применяют и другие показатели, дополнительно обеспечивающие основу управления инновационным проектом.

К ним относятся:

- показатели оценки эффективности проектов;

- оценки и допущения, на которых базировалось решение об отборе проектов.

Управление нововведениями осуществляется в постоянно меняющихся условиях, что делает необходимым непрерывное рассмотрение плана инновационных работ. Поэтому управление инновационным проектом должно быть гибким, чтобы допускать частые уточнения без кардинальных изменений в рабочем плане.

Управление проектом базируется на сопоставлении информации о сложившейся в данный момент ситуации с определенным заранее (при формировании портфеля заказов, разработке проекта) представлением о его целесообразности и эффективности. Если возникают различия между измеренными достижениями (показателями и др.) и запланированными данными, что случается нередко, то принимаются определенные меры. Такими мерами могут быть перераспределение финансовых ресурсов, изменение очередности выполнения проектов, частичный пересмотр портфеля заказов, изменение структуры кадров. Поэтому достоверная и своевременная информация крайне необходима для эффективного управления инновационным проектом.

При управлении инновационным проектом осуществляются следующие конкретные работы:

- оцениваются достижения в решении каждой задачи и выполнении каждого этапа по уровню затрат и длительности работ;

- выявляются те задачи, выполнение которых выходит за пределы намеченного графика, и оценивается вероятность их последствий для общего хода работы над проектом;

- измеряется развитие инновационного проекта в целом относительно запланированных финансовых и материальных затрат и даты его завершения;

- уточняется эффективность проектов и отдельных их этапов (стадий).

Управление инновационными проектами осуществляется с применением различных методов.

Применяются следующие методы управления:

- по целям;

- по затратам (метод контроля за уровнем издержек);

- по отклонениям.

Управление по целям характеризуется тем, что постановка целей рассматривается как основа повышения эффективности деятельности предприятия или организации. В первую очередь обеспечивается фиксация точно сформулированных целей. Эти цели должны быть четкими, реальными и эффективно способствовать выполнению общих задач развития предприятия или организации. Затем определяются факторы, которые препятствуют достижению целей, и конкретные мероприятия, способствующие их реализации. Эти мероприятия могут быть организационными, кадровыми (например, переподготовка персонала) и экономическими. Достигнутые результаты периодически оцениваются. Эффективность данного метода основана на том, что цели, которые сформулированы руководителями предприятия и проектов совместно с сотрудниками, являются стимулами и критериями, позволяющими улучшать работу над инновационным проектом и измерять ее результаты. Реализация метода управления по целям требует значительных усилий и времени.

Метод контроля за уровнем издержек (управление по затратам) осуществляется составлением бюджета инновационного проекта. Составление бюджета проекта во многом определяется подходом к его разработке. Используются аналитический, синтетический и комбинированный подходы. Отметим, что значительная часть портфеля заказов требует относительно постоянной суммы, которая определяется по результатам прошлых лет и незначительно корректируется в зависимости от складывающейся конкретной ситуации.

Могут появиться новые инновационные проекты, требующие комбинированного подхода к составлению бюджета. Эта часть бюджета рассматривается отдельно.

Бюджет является основным документом для финансового контроля инновационного проекта. Он целесообразен и эффективен для контроля общих расходов и в известной мере является гарантией того, что финансовые средства используются на реализацию инновационного проекта. При применении управления по затратам предусматривается контроль и сравнение фактических расходов с рассчитанными при составлении бюджета. Бюджет проекта составляется на один год, а проверка его исполнения осуществляется один раз в полгода или ежеквартально. Отчеты о затратах составляются один раз в месяц, что дает возможность руководителю следить за расходованием средств бюджета инновационного проекта.

Инновационный проект, затраты на который не соответствуют бюджету, тщательно проверяется. Результаты инновационных разработок не могут быть определены лишь на основе информации о затраченных средствах на их выполнение, поэтому метод контроля за уровнем издержек имеет ограниченную сферу применения.

Сущность метода управления по отклонениям заключается в том, что руководители высшего уровня управления информируются лишь о значительных отклонениях от запланированного хода работ над проектом. Все другие отклонения от плана рассматриваются на соответствующем уровне управления инновационным проектом. При управлении по отклонениям руководители нижнего уровня (отделов, секторов и групп) несут полную ответственность за последствия принятых ими оперативных решений. Этот метод управления инновационным проектом отличается одним большим преимуществом: руководитель затрачивает время на решение только таких задач, где его опыт и знания могут быть наиболее эффективными.

Эффективное управление инновационными проектами достигается при комплексном применении всех этих методов.3

Заключение

На протяжении многих веков человечеству приходилось реализовывать множество проектов. Бурное развитие кибернетики, теории управления и исследования операций в середине XX столетия позволило создать ряд формальных моделей и тем самым заложить систематическую научную основу управления проектом.

Управление инновационным проектом – это искусство руководства в координации трудовых, материальных и иных ресурсов на протяжении всего жизненного цикла путем применения системы современных методов и техники управления для достижения определенных результатов по составу и объему работ, стоимости, времени и качества проекта.

Для управления финансовыми ограничениями применяют методы формирования финансового плана и, по мере выполнения работ, соблюдение бюджета отслеживается с тем, что бы не дать затратам выйти из- под контроля. Для выполнения работ требуется их обеспечение ресурсами, и существуют специальные методы управления человеческими и материальными ресурсами.

Пренебрежение принципами и методами управления при реализации крупных и (или) сложных проектов, несущих в себе возможности изменениями, реализуемых в быстро изменяющемся окружении и требующих интеграции многих участников и разных дисциплин, приведет, как показывает опыт, к тому, что результаты окажутся ниже, чем намечалось, фактическая стоимость, и сроки реализации окажутся значительно выше плановых.

Общая прибыль от использования методик управления проектами превышает расходы, связанные с его применением в 2-3 раза, что отражает целесообразность применения в практической деятельности предприятия и реальную эффективность от их внедрения.

Список нормативных актов и литературы

    Бизнес-план инвестиционного проекта. Практическое пособие/ Под ред. Иванниковой И.А.[Текст]-М.: Экспертное бюро, 2007.- 112 с.

2. Вертакова Ю.В., Симоненко Е.С. Управление инновациями: теория и практика: учебное пособие, [Текст]- М.: Эксмо, 2008.-432с.

    Инновационный менеджмент: Концепции, многоуровневые стратегии и механизмы инновационного развития: Учебное пособие / Под ред. В.М. Аньшина, А.А. Дагаева.- 3-е изд., перераб. и доп.[Текст]- М.: Дело, 2007.- 584 с.

    Мухамедьяров А.М. Инновационный менеджмент: учебное пособие- 2-е изд. [Текст]- М.: ИНФРА-М. 2008.- 135с.

    Основы инновационного менеджмента. Теория и практика: Учебник / Л.С. Батюрин., и др.; под ред. А.К. Казанцева, Л.Э. Миндели. 2-е изд. доп. и перераб. [Текст]- М.: ЗАО « Издательство Экономика», 2004.- 518с.

    Фахтутдинов Р.А. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов. 6-е изд.[Текст]- СПб.: Питер, 2008.- 448 с.

1 Основы инновационного менеджмента. Теория и практика: Учебник / Л.С. Батюрин., и др.; под ред. А.К. Казанцева, Л.Э. Миндели. 2-е изд. доп. и перераб. [Текст]- М.: ЗАО « Издательство Экономика», 2004.- 518 с. С. 439-443.

2 Вертакова Ю.В., Симоненко Е.С. Управление инновациями: теория и практика: учебное пособие,[Текст]- М.: Эксмо, 2008.-432с. С.167-172.

3 Мухамедьяров А.М. Инновационный менеджмент: учебное пособие- 2-е изд. [Текст]- М.: ИНФРА-М. 2008.- 135с. С. 93-95.