Управление персоналом в организации (работа 1)

Содержание

Введение

Глава I. Персонал организации. Управление персоналом в организации

1.1 Стратегия развития системы внутрифирменного управления персоналом

1.2 Человеческие ресурсы. Понятие персонала организации. Сущность управления персоналом организации

1.3 Влияние управленческой структуры на осуществление стратегии фирмы

1.4 Выбор подхода к реализации стратегии

Глава II. Исследования управления персоналом в ООО «К2»

2.1Задачи деятельности организации, виды ее деятельности, характеристика выполняемых функций

2.2Схема организационной структуры ООО «К2», режим и регламент работы. Состояние организации на данный момент

2.3 Проблемы в компании «К2» и пути их решения. Тенденции развития организации

Глава III. Предложения по усовершенствованию системы управления персоналом

3.1 Разработка стратегии управления персоналом в ООО «К2»

3.2 Стимулирование труда работников в ООО «К2», как часть кадровой стратегии

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Человеческие ресурсы - один из ключевых видов ресурсов в любом организационном процессе. Тщательное исследование возможностей этих ресурсов является важной частью стратегического анализа.

Все человеческие ресурсы, которыми обладает организация – это персонал организации, которые являются сотрудниками организации, также партнеры, которые привлекаются к реализации некоторых проектов, эксперты, которые могут быть привлечены для проведения исследований, разработки стратегии, реализации конкретных мероприятий и т. д.

Компонент рабочей силы состоит из факторов, влияющих на существующее в данный момент положение рабочей силы для выполнения задач организации. Такие вопросы, как уровень квалификации, возможность переподготовки, ожидаемый уровень заработной платы и средний возраст потенциальных рабочих, очень важны для деятельности организации, т.к. именно персонал реализует стратегию фирмы. В связи с этим очень важно обеспечить фирму хорошими специалистами, которые поднимут фирму на должный уровень.

Важно желание потенциальных работников работать в определенной организации. Анализ рынка рабочей силы направлен на то, чтобы выявить потенциальные возможности и обеспечении организации кадрами, необходимыми для решения поставленных задач.

Организация эффективной деятельности персонала составляет сущность управления персоналом.

Люди являются важным ресурсом для большинства организаций. Решения относительно будущей стратегии компании принимаются людьми, сами стратегии также реализуются людьми. Успех или провал выбранной стратегии зависят не только от решений, принятых в прошлом, но и от того, как эти решения реализуются в настоящее время персоналом организации. Поэтому для деятельности компании важно то, как и почему выполняет человек то, что необходимо для реализации стратегии, а также соответствие выполняемых дел, порученных персоналу.

Цель данной работы – показать важность управления персоналом, как кадры влияют на стратегию фирмы; провести исследования стратегии управления персоналом на основе компании «К 2», дать характеристику функций этой фирмы; выявить проблемы этой организации, указать пути их решения и разработать предложения по усовершенствованию системы управления персоналом, а также предложить методы мотивации работников.

Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

  1. Объяснить необходимость управления персоналом;

  2. Рассмотреть управление персоналом в компании «К2»;

  3. Предложить пути создания эффективного управления персоналом в организации.

В данной работе во второй главе я проанализирую кадровую политику фирмы, рассмотрю причины, по которым необходима кадровая стратегия.

В третьей главе – предложения кадровой стратегии для фирмы.

Базой исследования послужили учебники по стратегическому менеджменту, журналы, документация ООО «К2» и личные наблюдения за обстановкой в организации.

Изображен 1 рисунок и 1 таблица. Было использовано 11 источников литературы. В работе 34 страниц печатного текста.

Глава I Персонал организации. Управление персоналом в организации

1.1 Стратегия развития системы внутрифирменного управления персоналом

Активное воздействие рынка, ужесточение конкурентной борьбы заставляет фирмы и корпорации уделять должное внимание не только верхним, но и средним и самым низшим уровням внутрифирменного управления. Именно здесь весьма велика роль организационных факторов, качества человеческих ресурсов и всех производственных процессов. Поэтому организационная перестройка серьезно коснулась и этих уровней корпоративного менеджмента, знаменуя собой все больший отход от концепций тейлоризма.

В свое время появление тейлористской концепции организации производства стало заметным скачком в повышении эффективности труда. Тейлоризм основывался, как известно, на тщательном анализе производственного процесса и прекрасно отвечал качеству производственных ресурсов и культуре промышленного труда того времени. Базовая концепция тейлоризма — массовое производство, высокая степень стандартизации и разделения труда, незначительная роль человека как производственного ресурса.

Однако к концу XX века тейлористская модель организаций промышленного труда, несмотря на все вносимые в нее коррективы, перестала отвечать изменившейся обстановке на рынке и культурно-социальной атмосфере. К основным недостаткам этой модели можно отнести: малую реактивность на быстрые изменения рыночной ситуации, медленные процессы принятия решений, полярное деление работников на руководителей и рядовых исполнителей, неспособность получить высокое качество. Иначе говоря, тейлористская модель перестала быть адекватной требованиям эпохи. Эпоха переросла эту модель организации производства. [7,стр.133] Реакцией на эту новую ситуацию во второй половине XX века стало внедрение нового типа производства на основе высокого уровня его автоматизации. Высокий уровень автоматизации подразумевал не только выполнение операций с помощью технических средств, но и постоянный контроль за рабочими параметрами автоматов, их осуществляющих. Человек в такой ситуации должен был только отслеживать отклонения параметров от заранее заданных стандартных величин.

Такие нововведения привели к упрощению организационной структуры управления. Изменилось и содержание работы операторов производственных процессов: оператор высокоавтоматизированной производственной установки стал лично отвечать за качество доверенного ему процесса, а значит, и за предотвращение выпуска некачественных изделий.

Таким образом, высокоавтоматизированные предприятия внесли свой первый вклад в разрушение тейлоровско-фордовской организационной модели, особенно на уровне рядового рабочего-оператора: ему было дано право действовать по своему усмотрению, дана была определенная автономность. Вместе с тем, высокая автоматизация производства именно благодаря своей гибкости резко усложнила управление производственной системой. Хотя операторы и могли действовать автономно, но могли лишь частично участвовать в усовершенствовании производственного процесса или выпускаемого изделия. Это обстоятельство послужило основанием для разработки и реализации концепции интегрального предприятия. Организационные принципы, которые легли в основу этой концепции, были направлены именно на устранение указанных выше недостатков. Это позволило перейти от высокоавтоматизированных процессов к другой системе. Такая система призвана не только поддерживать высокую производительность труда, но и хорошо интегрироваться с человеческой деятельностью, органично вписываясь в нее. Главная идея этой системы — процесс совершенствования производства можно доверить только человеку.[14,стр 121]

Этот подход отнюдь не означал сокращения инвестиций в новые технологии. Подразумевалось, что эти инвестиции необходимо оптимизировать: провести внимательный анализ соотношения затрат и потенциальных преимуществ, а также решить, насколько новая технология поможет вовлечь человека в сознательное и активное непрерывное совершенствование производственного процесса.

Поиск новых факторов конкурентоспособности привлек внимание к таким важным составляющим, как организационная структура и активная мобилизация всех имеющихся интеллектуальных ресурсов. Необходимо было расширить степень вовлеченности всех людей в совершенствование производственного процесса, повысить их мотивацию, дав при этом им более широкий круг автономии в работе. Конкретным воплощением этой новой стратегия внутрифирменного управления стала концепция, так называемого, интегрального предприятия.[7,стр.134]

Интегральное предприятие знаменовало собой новый качественный скачок в организации, управлении и контроле всей производственной системы. Возникающие вопросы и проблемы должны решаться непосредственно на месте их возникновения и теми лицами, кто эти проблемы обнаружил и кто профессионально компетентен их разрешить. Решения принимаются там, где появляется проблема, и там, где имеются люди, способные профессионально их разрешить.

Право принятия решений делегируется рабочей группе (команде). Во главе нее стоит лидер, который является не просто иерархическим начальником для команды, а своеобразным стимулятором ее творческой работы. Какова роль управляющего на предприятии? Он управляет людьми и выделенными ему средствами производства, стремится к наилучшим результатам по качеству и производительности. В своей текущей работе он опирается на специалистов, а также на рабочие группы. [15, стр. 89]

Управляющий организацией стимулирует коллектив на продуктивный труд. Также начальник должен уметь делегировать ответственность и своим подчиненным, уметь мотивировать их. Общая примерная схема работы начальника как лидера команды должна включать следующие элементы: предварительный анализ возникающих проблем, оперативные совещания с приглашением всех заинтересованных специалистов, определение приоритетов, решение проблем, действие как звена единого управленческого процесса, получение результата.

В рамках этой организационной формы людям легче не только вносить свой профессиональный вклад, но и направлять свои интеллектуальные усилия на общий труд. Существует еще один, может быть, более важный аспект, таящий в себе большой потенциал: на интегральном предприятии меняется отношение людей к своему труду. Люди имеют право и обязаны модифицировать его, если это ведет к более эффективному результату. Перед ними не просто ставится цель, но дается инструмент для ее достижения. Растет степень автономности в работе, но параллельно с этим растет и ответственность [17, стр. 102].

Лидер группы отвечает за решение всех оперативных проблем, другие члены вкладывают свою профессиональную компетенцию, необходимую для принятия верного решения. Новая организационная парадигма ориентирована на то, чтобы работники брали на себя ответственность и риск за принимаемые самостоятельные решения, а не прятались за вышестоящее начальство. Важным условием результативности внедрения этой организационной стратегии является системный подход к оперативному управлению, в частности, внедрение новых информационных систем и коммуникационных средств связи, которые на новом типе предприятия приобретают стратегическое значение. В этой ситуации профессиональная подготовка персонала и коммуникация стали насущным требованием. При этом имеется в виду не только повышение технического профессионального уровня и формирование ориентации не столько на методы исправления ошибок, сколько на методы их предотвращения и профилактики, методы групповой работ на межфункциональное воздействие. Новая организационно-технологическая модель построения производственных отношений оказала воздействие не только на повышение качества изделий и технологических процессов, но и повлияла на структуру издержек, а также на качество жизни на предприятии.[7,стр.136]

1.2 Человеческие ресурсы. Понятие персонала организации. Сущность управления персоналом организации

  • Значение человеческих ресурсов

Систему управления предприятием можно рассматривать как систему управления ресурсами. В качестве последних рассматриваются финансовые, материальные ресурсы, организационные системы и технологические возможности. А также людские ресурсы, не менее важные выше названных.

Человеческий ресурс крайне важен для большинства организаций. Решения относительно будущей стратегии компании принимаются людьми, сами стратегии также реализуются людьми. Успех выбранной стратегии будет зависеть от того, как эти решения реализуются людьми, работающими в организации. Поэтому вопросы о том, кто что выполняет, как и почему выполняет то, что необходимо для реализации той или иной стратегии, являются важными для деятельности организации. Люди участвуют в создании добавленной стоимости, в управлении компанией, но они же могут и нанести крупный материальный ущерб компании, допустив серьезные ошибки. [5,стр.43]

Основным средством для понимания роли человеческих ресурсов организации является аудит человеческих ресурсов.

  • Аудит человеческих ресурсов

Аудит (учет) человеческих ресурсов - это исследование численности, умений, структуры и других аспектов, характеризующих персонал организации. С помощью аудита проверяется способность человеческих ресурсов реализовать выбранную стратегию или ряд выбранных стратегий.

После проведения аудита руководство организации должно оценить, способны ли человеческие ресурсы компании реализовать предложенную стратегию. Если при этом выявляется какой-то дефицит, то для его ликвидации необходимо использовать стратегию управления человеческими ресурсами.

  • Дефицит человеческих ресурсов

Дефицит может быть обнаружен в любой области управления человеческими ресурсами. Его можно определить при помощи простого вычисления [5,стр.44]:

N-I=D

Где N - Человеческие ресурсы, необходимые для реализации предложенной стратегии

I - Имеющиеся в наличии человеческие ресурсы

D - Дефицит человеческих ресурсов.

Компания может испытывать дефицит определенных навыков. Например, в таких областях, как банковское дело, у сотрудников может быть выявлен недостаток знания компьютерных языков программирования. Это так называемое отрицательное несоответствие. Задачей отдела кадров в данном случае станет набор и назначение на соответствующие должности или переподготовка необходимого количества квалифицированных программистов.

Могут быть обнаружены и излишки, так называемое положительное несоответствие, т.е. избыток определенного типа сотрудников. Стратегия по управлению человеческими ресурсами в этом случае сводится к принятию мер по распределению избыточной рабочей силы.

Выявленные отклонения могут быть устранены путем набора новых работников, переподготовки служащих, коллективного тренинга и обучения, а также перемещения и сокращения рабочей силы. Каждое из данных решений имеет финансовые и временные ограничения.

Информация, полученная в результате аудита, может дать администрации важные сведения о состоянии человеческих ресурсов. Для некоторых типов организаций для успешной работы необходимы регулярные ревизии. Формальный аудит может проводиться регулярно (скажем, ежегодно) или всякий раз, когда администрации необходима информация для стратегического анализа. По мере того как возникают новые вопросы, например дефицит ключевых навыков, появляется потребность изучить причины этого дефицита.

  • Дистанция власти

Термин «дистанция власти» принадлежит Хиксону и Пью. Они использовали его, чтобы описать степень социальной отдаленности, которую испытывают подчиненные по отношению к своему начальству. Для компании, где приняты дистанционные отношения с властью, характерен стиль неравенства среди сотрудников. Культура организации, при которой существует короткая дистанция между подчиненными и начальниками, сводит к минимуму служебное неравенство и субординационный статус, предполагая консультационный характер взаимоотношений с подчиненными и совместное принятие решений с менеджерами. [5,стр.48]

Кадровая политика

Кадровая политика - система теоретических взглядов, идей, требований, принципов, определяющих основные направления работы с персоналом, ее формы и методы. Она определяет генеральное направление и основы работы с кадрами, общие и специфические требования к ним и разрабатывается собственниками организации, высшим руководством, кадровыми службами. Определяющим субъектом кадровой политики в обществе является государство.

В условиях рыночной экономики один из решающих факторов эффективности и конкурентоспособности предприятия – обеспечение высокого качества кадрового потенциала. Сутью же кадровой политики является работа с персоналом, соответствующая концепции развития организации. Цель кадровой политики – обеспечение оптимального баланса процессов обновления и сохранения численного состава кадров в его развитии в соответствии с потребностями самой организации, требованиями действующего законодательства, состоянием рынка труда.[2,стр.127]

  • Кадровые мероприятия и кадровая стратегия.

Кадровые мероприятия – действия, направленные на достижение соответствия персонала задачам работы организации, проводящееся с учетом конкретных задач этапа развития организации.

Кадровая стратегия (стратегия управления персоналом) – специфический набор основных принципов, правил и целей работы с персоналом, конкретизированных с учетом типов организационной стратегии, организационного и кадрового потенциала, а также типа кадровой политики.

Кадровая политика организации определяется рядом факторов.[2,стр.127]

Под внутренними факторами подразумевают цели и структуру организации, имеющийся морально-психологический климат в коллективе.

Внешние факторы - это трудовое законодательство, перспективы развития рынка труда, взаимоотношения с профсоюзом.

Разновидности кадровой политики: 1) политика подбора кадров - кадровая политика, направленная на поиск и приобретение персонала со стороны, в соответствии с требованиями, предъявляемыми организацией.

Те люди, которых принимают на работу, и те, кто добивается успеха в данной организации — это люди, принимающие организационные ценности и поведение. [4,стр.78]

2) политика обучения - кадровая политика, направленная на использование кадрового потенциала предприятия - обучение собственных кадров и повышение квалификации работников организации (направление работников на обучение в учебные заведения для получения профессий и специальностей, в которых существует потребность, курсы повышения квалификации)

3) политика оплаты труда - кадровая политика, мотивирующая персонал на карьерный рост и направленная на заинтересованность персонала в работе на данном предприятии, методом стимулирования оплатой труда, всевозможными премиями.

4) политика формирования кадровых процедур, политика социальных отношений.

Кадровая политика должна опираться на такие принципы, как справедливость, последовательность, соблюдение трудового законодательства, равенство и отсутствие дискриминации.

  • Персонал и его квалификация

Вообще стратегия базируется на уровне организации, основой которой, в свою очередь, являются люди. Следовательно, стратегия требует людей определенного типа [6,стр.211]. Причем уровень и природа мотивации людей влияют на реализацию стратегии. По мнению экспертов фирмы McKincey, это не столько проблема отдельных работников, сколько ноу-хау предприятия. По сути дела, речь идет об управлении персоналом и настройке этой управленческой подсистемы на реализацию выбранной стратегии.

  • В широком смысле управление персоналом — это управление людьми, работниками как одной из самых существенных подсистем любой компании. Функция отношения с работниками есть в каждой организации, вне зависимости от того, насколько ясно это понимается [3,стр.55]. Поскольку для большинства компаний стоимость человеческих ресурсов является одной из самых высоких статей издержек, они делают эту функцию более регулярной, рассматривая ее как сферу управленческой деятельности.

В современных быстро изменяющихся условиях важным конкурентным преимуществом компании может стать система подготовки и повышения квалификации персонала. С точки зрения предпринимательства ее основное предназначение — готовить не узкофункциональных работников, а специалистов ориентирующихся в общих вопросах стратегии, диверсификации, нововведений, обладающих глубокими знаниями в конкретных областях, имеющих навык работы с постоянно обновляющейся информацией. Перечисляя важнейшие проблемы экономически развитых стран в условиях глобализации экономики, премьер-министр Великобритании Тони Блэр отмечает, что «наша цель - создать легко адаптирующуюся к переменам рабочую силу в условиях гибкой экономической системы» [9,стр. 3].

1.3 Влияние управленческой структуры на осуществление стратегии фирмы

  • Управленческая структура предприятия

Управленческая структура предприятия— это взаимосвязи, складывающиеся между его различными подразделениями, направленные на выполнение миссии и достижение поставленных целей. Структура управления предприятием часто определяется на основе схем коммуникаций и распределения полномочий. [13, стр. 75]

Структура предприятия определяется его стратегией. При этом изменения во внешней среде отражаются в изменениях стратегии корпорации, приводя к изменениям в ее организационной структуре. Поэтому стратегические управляющие должны решить, какие именно изменения в организационной структуре и кадровые перемещения необходимо сделать в целях успешного осуществления стратегии.

  • Следует ли объединить отдельные виды деятельности в группы? • Должны ли решения приниматься централизованно руководством или децентрализовано (управляющими на местах)?

  • Должна ли компания управляться жестко (с множеством правил и проверок) или более свободно?

  • Надо ли организовывать корпорацию как вертикальную структуру с множеством уровней управления, каждый из которых имеет узкую сферу контроля (т. е. небольшое число подотчетных служащих), или как горизонтальную — с меньшим числом уровней управления, каждый из которых имеет широкую сферу контроля, чтобы дать большую свободу действий подчиненным?[6,стр. 205]

  • Анализ организационной структуры

Существуют два основных типа организационных структур. Это формальная организационная структура, которая определяет отношения между ресурсами согласно предписаниям руководства предприятия. Формальная организационная структура выражается организационной схемой. Существует также и неформальная организационная структура, которая представляет собой социальные отношения, основанные на дружбе и интересах различных членов организации. [7,стр. 100]

В процессе реализации стратегии руководству предприятия необходимо учитывать как формальную, так и неформальную организационную структуру.

Неформальная организационная структура может быть использована для стимулирования реализации стратегии. Например, если региональные менеджеры регулярно консультируются друг с другом по вопросам реализации, такие неформальные отношения будут способствовать быстрому выполнению стратегических задач.

Поведение лидеров в неформальной и формальной обстановке играет большое значение для формирования убеждений, ценностей и шаблона поведения у сотрудников. Например, если генеральный директор постоянно задерживается на работе и работает в выходные, другие руководители также могут начать проводить больше времени на работе.[12, стр. 125.]

  • Проектирование структуры организации.

Структура организации может рассматриваться как отражение отношения организации к своему персоналу.

Структура – прежде всего совокупность взаимосвязанных звеньев, образующих систему. Существуют следующие виды структурирования:

- линейная – звенья связаны друг с другом последовательно

- кольцевая - звенья связаны друг с другом также последовательно, но «выход» последнего звена одновременно является «входом» второго.

- колесо – в центре имеется звено, связанное со всеми остальными

- звездная – отсутствуют периферийные связи, звенья связаны между собой через центр.[1,стр. 183]

1.4 Выбор подхода к реализации стратегии

Предположим, что перед менеджером стоит задача найти соответствующий подход к реализации стратегии. Американские специалисты Д. Бродвин и Бурджуаз на основе своих исследований [7,стр. 104] практики руководства ряда предприятий, предлагают пять основных подходов к реализации стратегии: от самого простого, когда сотрудникам просто дается указание о реализации сформулированной стратегии, до подхода, когда необходимо подготовить таких сотрудников, которые были бы способны сами сформулировать и реализовать хорошую стратегию. В каждом из подходов менеджер играет разные роли и использует различные методы стратегического менеджмента. Бродвин и Бурджуаз называют эти пять подходов так: командный подход, подход организационной перемены, коллаборативный подход, культурный подход и кресцивный подход [7,стр. 104]. Обзор этих пяти подходов, каждый из которых будет рассмотрен ниже, дан в табл. 1.

Таблица 1. Сравнение пяти подходов к реализации стратегии

Факторы

Подходы

Командный

Организационные перемены

Коллаборативный

Культурный

Кресцивный

Постановка задач и целей

Диктуется сверху

Диктуется

сверху

Обсуждаются группами

Внедряются в культуру

Намечаются сверху, совершенствуются снизу

Насколько жестки требования высшего руководства к обеспечению успеха?

В высокой степени

В высокой степени

В средней степени

В низкой степени

В низкой

степени

Объем власти руководителя для обеспечения детального выполнения плана

Полный

Полный

Средний

Средний

Средний

  • Командный подход

В рамках командного подхода менеджер концентрирует свои усилия на формулировании стратегии, применяя строгую логику и анализ. Менеджер может либо самостоятельно разработать стратегию, либо руководить работой группы стратегов, перед которыми стоит задача определить оптимальный порядок мероприятий для соответствующей организации. После того как выбрана наилучшая стратегия, менеджер информирует о ней своих подчиненных, которым дается указание эту стратегию выполнить. В этом случае менеджер не играет активной роли в реализации стратегии.

Серьезный недостаток командного подхода заключается в том, что он может снизить мотивацию персонала, а те сотрудники, которые почувствуют, что от них мало что зависит в деле формулирования стратегии, будут далеки от новаторства. Тем не менее, такой подход может оказаться достаточно эффективным на малых предприятиях, работающих в стабильных экономических условиях. Несмотря на то, что командный подход обусловливает возникновение целого ряда проблем, его часто рекомендуют некоторые бизнес-консультанты, и он используется некоторыми менеджерами. Его популярность объясняется тем, что, несмотря на отдельные недостатки, этот подход позволяет менеджерам направлять всю свою энергию на формулирование стратегии. Если разделить стратегическую задачу менеджмента на два этапа «обдумывание» и «действие», то в этом случае у менеджера сокращается число факторов, которыми ему придется заниматься одновременно. Наконец, такой подход позволяет некоторым менеджерам в большей степени чувствовать свою власть, так как их решения влияют на деятельность многих человек.[7,стр. 104]

  • Подход организационной перемены.

При использовании подхода организационной перемены (или просто — подход перемены) главное внимание уделяется вопросам, как заставить организацию реализовать стратегию, в отличие от ситуации командного подхода, когда менеджер старается не заниматься непосредственно вопросами реализации стратегии. Менеджеры, использующие подход перемены, исходят из того, что стратегия была сформулирована правильно, и их задача — направить свое предприятие на достижение новых целей. Решение этой задачи, как правило, тесно связано с поведенческим фактором и включает в себя такое мероприятие, как изменение организационной структуры и кадров. Цель перемен — направить внимание на новые приоритеты, на пересмотр систем планирования и управления и на нахождение новых методов организационных перемен.

Такой подход часто бывает более эффективным, чем командный, и может использоваться для реализации более сложных стратегий, так как в нем применяются более мощные инструменты поведения. Однако подход организационных перемен имеет несколько ограничений, что может сделать его неудобным для использования на малых предприятиях, работающих в стабильных экономических условиях. Этот подход так же, как и командный подход, подвержен одинаковым мотивационным проблемам, так как и здесь стратегия называется методом «сверху вниз».

И наконец, этот подход может дать осечку в условиях неопределенности и перемен. Менеджер приносит в жертву стратегическую гибкость ради возможности манипулирования системами и структурами своей организации в рамках выбранной стратегии. Когда экономические условия потребуют новой стратегии, будет чрезвычайно трудно изменить весь курс, которому следует организация, так как он был выработан и безусловно принят для поддержки теперь уже морально устаревшей стратегии.[7,стр. 106]

  • Коллаборативный подход

При коллаборативном подходе к реализации стратегии менеджер, отвечающий за стратегию, собирает группу менеджеров для проведения мозговой атаки с целью сформулировать и реализовать стратегию. Менеджеры с разными перспективами должны высказать собственную точку зрения, чтобы получить в результате такого обмена различными перспективами какую-либо групповую истину. В этом случае руководящий менеджер выполняет роль координатора, который использует свое понимание динамики деятельности группы, чтобы только здравые идеи подвергались обсуждению и анализу.

Коллаборативный подход устраняет два ограничения, свойственные двум первым подходам. Обеспечивается наличие информации, исходящей от руководителей, непосредственно связанных с работой, а также появляется возможность свободного обмена большим числом различных мнений, что улучшает качество и своевременность информации, используемой при формулировании стратегии. Кроме того, возможность эффективной реализации стратегии возрастает на степень участия в ее разработке и согласия с ней.

Несмотря на то, что коллаборативный подход объединяет в работе больше сил, чем два предыдущих подхода, он также может привести к негативным результатам. Тот факт, что стратегия обсуждается менеджерами с различными точками зрения и, возможно, имеющими различные цели, снижает возможность выбора наилучшей стратегии для реализации.[7,стр. 107]

И, наконец, основным недостатком коллаборативного подхода является то обстоятельство, что, по своей сути, он вовсе не основан на коллективном решении с точки зрения самой организации в целом, так как высшее звено руководства часто удерживает за собой централизованный контроль. На практике этот подход сохраняет за собой искусственное различие между думающими и исполнителями и не обеспечивает полного использования всего кадрового потенциала организации. При правильном использовании этого подхода можно усилить вовлечение персонала в эффективную реализацию. Однако, здесь могут возникнуть политические проблемы внутри самой организации, что будет препятствовать быстрому и правильному формулированию и выполнению намеченного.

  • Культурный подход

Возможности коллаборативного подхода к реализации стратегии расширяют культурный подход. Происходит это через включение в работу нижних уровней организации. При использовании этого подхода руководитель ведет за собой организацию, знакомя ее членов со своим восприятием основной задачи, и дает возможность персоналу самостоятельно выбрать тот порядок действий, который мог бы соответствовать этой задаче. После формулирования стратегии руководитель начинает выполнять роль тренера, намечая общие направления, но одновременно поощряя индивидуальные решения по оперативным вопросам выполнения стратегии. Для развития сильной организационной культуры используется целый ряд инструментов— от самых простых, например, оглашение основного кредо предприятия и пение гимна фирмы, до самых сложных.

Культурный подход лучше реализуется в тех организациях, которые обладают достаточными ресурсами для покрытия высоких расходов на создание и сохранение такой системы ценностей.[7,стр. 108] Наряду с тем, что данный подход имеет ряд преимуществ, среди которых не последнее место занимает целенаправленный энтузиазм в реализации стратегии, он имеет и некоторые ограничения. Во-первых, он подходит, главным образом, организациям, которые в основном состоят из хорошо информированных и мыслящих членов. Во-вторых, этот подход требует огромных затрат времени для его реализации. В-третьих, он создает такое сильное чувство индивидуальности своей организации, что оно начинает мешать. Например, приход людей со стороны на верхний уровень руководства становится почти невозможным, так как такие люди не будут восприниматься другими руководителями. В-четвертых, предприятия с чрезмерно сильной культурой часто начинают преследовать любое отклонение от норм этой культуры, не приветствуют попыток изменить что-либо и культивируют целостность и однородность. Чтобы воспрепятствовать таким конформистским тенденциям, на некоторых фирмах отделяют структуры, занятые исследованиями и разработкой новой продукции, иногда размещая их на территориях, довольно отдаленных от других подразделений, с целью оградить их от влияния корпоративной культуры.

  • Кресцивный подход

Руководитель, выбирающий кресцивный подход к реализации стратегии, занимается одновременно и формулированием и реализацией стратегии. (Кресцивный означает «увеличивающийся», «растущий».) Однако сам руководитель не занимается решением этих задач, а направляет своих подчиненных на самостоятельное формулирование, обоснование и реализацию стратегии. Этот подход имеет несколько отличий от других:

  • в рамках этого подхода стратегия не спускается сверху от высшего звена руководства или стратегической группы, а двигается вверх от непосредственных исполнителей (торгового персонала, инженеров, рабочих на производстве);

  • стратегия является суммой всех индивидуальных предложений, которые появляются в течение года;

  • верхнее звено руководства очерчивает для подчиненных определенные рамки, т.е. доводит до них основные понятия о проектах, которые могут быть использованы для поддержки стратегии;

  • генеральный директор или менеджер, отвечающий за стратегию, выполняют скорее функции арбитра, оценивающего предложения, нежели основного стратега.[7,стр. 110]

Бродвин и Бурджуаз рекомендуют использовать кресцивный подход для крупных, сложных, многообразных по своей продукции организаций. В таких организациях генеральное руководство не может знать и разбираться во всех стратегических и хозяйственных ситуациях, в которых работают многочисленные подразделения. Этот подход имеет несколько преимуществ. Он предоставляет возможность среднему звену руководства формулировать эффективные стратегии и реализовывать их согласно собственным планам. Стратегии, выбранные подчиненными и руководителями и тесно связанные с конкретными вопросами производства, вероятнее всего, будут более обоснованными и реально выполнимыми. Однако этот подход требует: 1) наличия финансов для людей, занимающихся внедрением разумных идей; 2) терпимости к неизбежным неудачам, даже если были приложены все усилия. Наконец, в этом подходе отсутствуют какие-либо указания на то, как менеджеры, ответственные за реализацию стратегии, должны решать эту задачу. В целом можно сказать, что кресцивный подход наиболее пригоден для сложных организаций, работающих в отраслях экономики с высокой степенью динамики.[7,стр. 111]

Глава II. Исследования организации «К2» (исследования проводятся на основе Общества с ограниченной ответственностью «К2»)

2.1 Задачи деятельности организации, виды ее деятельности, характеристика выполняемых функций

Основными задачами общества с ограниченной ответственностью «К2» (в дальнейшем Общество) является производство продукции, работ, услуг как в стране, так и за рубежом в целях наиболее полного удовлетворения потребностей граждан и государства, а также получение прибыли.

Основными видами деятельности Общества является [11,стр. 2]:

  • Оптовая торговля алкогольными и другими напитками;

  • Оптовая торговля прочими пищевыми продуктами;

  • Оптовая торговля прочими непродовольственными потребительскими товарами, оборудованием;

  • Деятельность автомобильного грузового транспорта;

  • Хранение и складирование;

  • Проведение всего комплекса посреднических, коммерческих операций, организация магазинов, баров, ресторанов, с продажей на российские рубли и валюту;

  • Обеспечение торговых точек качественными удостоверениями на отпускаемую продукцию;

  • Осуществление иных видов деятельности, не запрещенных действующим законодательством.

Общество имеет право:

    • От своего имени заключать сделки (договоры, контракты), приобретать имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности,

    • осуществлять другие действия, не противоречащие законодательству;

    • Самостоятельно вести экспортные и импортные операции на внешнем рынке, необходимые для его хозяйственной деятельности в установленном законодательством порядке;

    • Открывать расчетные, валютные и иные счета в России и за рубежом;

    • Самостоятельно расходовать свои денежные средства, зачисляемые на ее рублевые и валютные счета в банках;

    • Пользоваться кредитами в иностранной валюте и в рублях в государственных, коммерческих и акционерных банках или в организациях и на предприятиях;

    • На добровольной основе вступать в объединения с другими государственными и иными предприятиями и организациями в стране и за рубежом, выступать соучредителем и быть участником ассоциаций, акционерных и иных обществ на территории страны и за рубежом, создавать филиалы и представительства.

Общество самостоятельно осуществляет свою хозяйственную деятельность, определяет перспективы развития, исходя из конъюктуры рынка, распоряжается выпускаемой продукцией, прибылью, оставшейся после уплаты налогов или других обязательных платежей. Общество выполняет заказы по договорным ценам. Его хозяйственная деятельность осуществляется на основе договоров с заказчиками и потребителями [11,стр. 3].

Чтобы организация и далее процветала, руководству важно знать, как правильно управлять персоналом, так как отлаженная работа людей, контролируемая руководством – это залог успеха.

Управление персоналом фирмы должно включать в себя:

  • планирование людских ресурсов компании;

  • формирование кадрового состава — отбор, прием, адаптация, увольнение, перемещение работников;

  • обучение, повышение квалификации и развитие персонала;

  • организацию труда, контроль исполнения и аттестацию персонала;

  • оценку результатов труда, управление системой оплаты и стимулирования труда;

  • охрану труда и здоровья, удовлетворение социально-бытовых нужд;

формирование и поддержание системы коммуникаций внутри компании, разрешение конфликтов, взаимодействие с органами, представляющими интересы работников.[6,стр.212]

2.2 Схема организационной структуры ООО «К2», режим и регламент работы. Состояние организации на данный момент

Рис.1 Схема организационной структуры.

На данный момент в ООО «К2» работают 12 человек. Общество имеет линейный вид структуры управления. В данной организации контроль над всей деятельностью осуществляется директором через главного бухгалтера и заместителя директора, которые должны отчитываться ему о результатах проведенных работ.

Режим труда

Режим труда устанавливается в режиме гибкого рабочего времени. Время работы устанавливается самостоятельно с обязательными перерывами на обед. [10,стр. 1]

Состояние организации на данный момент.

Человеческие ресурсы - такой же важный ресурс компании, как и финансы. Без тщательного анализа человеческих ресурсов было бы недальновидно проводить в жизнь стратегические решения. Информация, полученная в результате аудита человеческих ресурсов, может дать администрации важные сведения о состоянии организации на данный момент. Персонал в ООО «К2» играет огромную роль в достижении целей организации.

Для того, чтобы цели были достигнуты, нужно приложить определенные усилия не только руководителю, но и самому персоналу.

В организации существует неформальная организационная структура - социальные отношения основаны на дружбе членов организации. Часто проходят собрания, на которых обсуждаются не только продажи, прибыль от реализации продукции и появление новых точек, но и вопросы, связанные с проведением праздничных вечеров, выездом на природу всем составом организации.

Определим, присутствует ли в компании дефицит кадров по формуле:

N-I=D

Где N - Человеческие ресурсы, необходимые для реализации предложенной стратегии

I - Имеющиеся в наличии человеческие ресурсы

D - Дефицит человеческих ресурсов

12-12=0

Это говорит о том, что для нормальной работы фирме необходимо 12 человек, сколько и состоит в численности организации. Поэтому дефицит кадров в ООО «К2» отсутствует(D=0). Об этом говорит успешная деятельность фирмы и нормальное функционирование всех ее подразделений.

Успех компании – это заслуга всех сотрудников фирмы вцелом и каждого в отдельности. Только благодаря их трудолюбию у организации появилась возможность достичь многих поставленных перед собой целей. За год компания достигла небывалых высот, о чем говорит увеличение числа торговых точек, объемов продаж, прибыли, и, как следствие, увеличение заработной платы персонала почти что в 2 раза. У организации появилась возможность переехать в более просторный офис в связи с увеличением штата сотрудников.

Заслуга в успехе компании не только персонала, но и начальства. Короткая дистанция между подчиненными и управляющего компанией сводит к минимуму служебное неравенство, предполагая консультационный характер взаимоотношений с подчиненными и совместное принятие решений вышестоящего руководства. Каждый работник чувствует свою ответственность перед организацией за порученное ему дело, поэтому на фирме редко возникает потребность в жестком управлении кадрами. Директор только дает советы для достижения поставленной цели.

В компании присутствует двустороннее общение. Если у подчиненного возникают какие-либо проблемы, то у него должна быть возможность открыто обсудить их, не опасаясь замечаний руководства организации.

2.3 Проблемы в компании «К2» и пути их решения. Тенденции развития организации

В каждой организации существуют определенные проблемы, недостатки. В данной компании проблемами можно назвать:

- Увеличение часов рабочего времени. Причина: в связи с большим объемом труда.

- Отсутствие выходных праздничных дней. Причина: большой объем работы.

Но существуют пути устранения этих недостатков:

- Организации требуется в будущем нанять помощников служащим для разделения работы между ними и, как следствие, уменьшение нагрузки.

Данная организация может идти дальше по пути своего развития. Для этого нужно время и инициатива в руках фирмы для накопления торговых точек. Чем больше их будет, тем больше будет возможности у компании получения прибыли для осуществления намеченных планов.

Для достижения цели организации следует обратить внимание на кадры, чаще проводить аудит человеческих ресурсов.

Содержание аудита человеческих ресурсов может быть различным в разных компаниях, оно зависит от размера организации или географических факторов. Однако типичные вопросы при проверке человеческих ресурсов будут включать следующие параметры [5,стр.45]:

  • количество служащих, определяемое по различным критериям учета – общая численность, численность по отделам, по размещению, по квалификации, по должностному рангу в иерархической структуре, по возрасту, по стажу, по половой или этнической принадлежности;

  • затраты на работников - обычно измеряются заработной платой и дополнительной «нагрузкой» (государственное страхование и т.д.);

  • организационная структура и место сотрудников в ней;

  • процедуры приема на работу и подбора кадров, эффективность этих процедур;

  • качество и эффективность программ подготовки и развития;

  • уровень мотивации и морального состояния сотрудников;

  • характеристика работника или характеристика производственных отношений между администрацией и служащими;

  • мониторинг (наблюдение) эффективности существующей политики кадров и процессов контроля.

В организации работает 12 человек, разные по должностному рангу в иерархической структуре, по возрасту, по стажу, по половой принадлежности. Такой «разбавленный» коллектив дает возможность профессиональному росту более молодых сотрудников и стоящих ниже по рангу в иерархической структуре.

В результате аудита человеческих ресурсов с целью определения дефицита можно выявить тех работников или те группы, которые являются решающими для стратегического успеха. Это люди, благодаря деятельности которых организация достигла успеха в прошлом и вокруг которых сосредоточены нынешние структуры компании. В коллективе есть опытные сотрудники, проработавшие на фирме много лет. Они передают свой опыт более младшим. Так, например, 50-летний техник, проработавший на фирме около 10 лет учит более молодого, недавно появившемся в штате организации всем тонкостям починки оборудования.

Глава III. «Предложения по усовершенствованию системы управления персоналом»

3.1 Разработка стратегии управления персоналом в ООО «К2»

При разработке стратегии управления персоналом используют системы премирования и методы стимулирования труда. Они идут по двум основным направлениям: создание премиальных систем, обеспечивающих высокое качество продукции (а не рост выработки); предоставление разнообразных льгот, соответствующих потребностям работников «К2» и стилю их жизни. Подобные льготы не стимулируют рост производительности труда, но способствуют привлечению в компанию более квалифицированных кадров и их закреплению.

Работникам нужно стремиться к ликвидации монотонного труда путем стимулирования творческого подхода, уровня сознательности каждого работника при выполнении им производственных обязанностей. Этот подход приносит положительные результаты, работа становится интересней.

Администрации компании даст много информации аудит человеческих ресурсов. Знание способностей отдельных личностей и групп в контексте их взаимоотношений, умений и навыков, как и понимание характера взаимоотношений между ними, является важным этапом в подготовке и разработке стратегии.

Управление персоналом должно сопровождаться экономией. Это предполагает, что все затраты, совершаемые организацией на обучение персонала, их мотивацию должны приводить к увеличению ее преимуществ и доходов. Затраты средств должны приближать организацию к поставленным целям. Если суммарные затраты фирмы на персонал превосходят создаваемые ею преимущества, организации лучше не использовать эту стратегию управления персоналом вообще.

Фирма с течением времени должна увеличивать объем продаж и количество торговых точек, чтобы получать еще больше прибыли. Для этого нужно нанять еще одного торгового представителя. Также в связи с еще большим увеличением работы нанять специалиста по сертификации и кладовщика. Для более отлаженной работы организации следует заняться покупкой еще одной машины, наймом водителя и грузчика.

Чтобы не было текучести кадров, персонал нужно обеспечить необходимыми условиями труда: это не только современное оборудование, но и уютная обстановка на рабочих местах.

Также руководству ООО «К2» следовало бы использовать кадровую политику обучения - обучение собственных кадров и повышение квалификации работников организации (направление работников на курсы повышения квалификации). Пока курсы повышения квалификации проходил только бухгалтер.

3.2 Стимулирование труда работников в ООО «К2», как часть кадровой стратегии

Стимулирование труда может производиться путем установления премий за перевыполнение плана. Среди недостатков индивидуализированной оплаты труда, ограничивающих возможности ее использования, необходимо отметить следующие. В ряде случаев: ухудшается социально-психологический климат, поскольку поощряет небольшую группу «лучших» работников «К2» и одновременно «наказывает» основную массу тех, кто имеет средние показатели. Часто не удается создать единые критерии, по которым оцениваются работники. Не всегда удается преодолеть различия в подходах к определению индивидуальных окладов. Иногда считают, что установление индивидуального оклада нельзя связывать с показателем высокого качества труда, так как заработную плату выплачивают только за хорошо выполненную работу [16, стр. 63]. Такая позиция характерна для жесткого стиля управления: работник должен быть уволен, если его работа не отвечает требованиям занимаемого рабочего места, должности. Поэтому в некоторых компаниях, где применяют систему индивидуализированной оплаты труда, размеры заработной платы устанавливают не по показателям качественного труда, а за дополнительные специальные задания, включенные в договор работника с предприятием. В других формах показатель качественного выполнения основной работы - один из главных критериев, используемых при установлении индивидуального оклада.

Чтобы привлечь и сохранить кадры, можно ввести индивидуализацию заработной платы в компании «К2». Ее важным условием является наличие четкого описания рабочих мест и тарифных ставок. Необходимо также постоянно поддерживать соответствие между действующей системой оплаты труда и постоянно меняющимися задачами предприятия и условиями его функционирования.

Лидеры могут очень быстро передать своим подчиненным понятие о своих приоритетах и ценностях, если они будут четко связывать поощрение и наказание с определенным видом поведения. Например, если выдается недельная премия за перевыполнение нормы производства или продаж, сотрудникам не трудно догадаться, каким образом будет оценена их деятельность и в каком направлении им необходимо прикладывать свои усилия. Сделав вывод из всего вышесказанного, можно сказать о том, что фирме нужно использовать кадровую политику оплаты труда - кадровая политика, мотивирующая персонал на карьерный рост и направленная на заинтересованность персонала в работе на данном предприятии, методом стимулирования оплатой труда, всевозможными премиями, денежными выплатами накануне праздников. Если у людей есть стимул, они стараются сделать работу быстрее и качественнее.

В системе материального стимулирования можно использовать методы поощрения работников фирмы «К2» за сокращение издержек производства за счет экономии сырья, материалов, энергии, труда.

Чтобы сохранить и привлечь кадры, руководитель компании должен обеспечить персонал соответствующими условиями труда. Характеристики работ, привлекающие или отталкивающие людей [2,стр.140]:

- степень требуемых физических и психических усилий

- степень вредности работы для здоровья

- месторасположение рабочих мест

- продолжительность и структурированность работы

- взаимодействие с другими людьми во время работы

- Степень свободы при решении задач

- Понимание и принятие цели организации.

Степень требуемых усилий, как физических, так и психических, очень высокая. Приходится работать до поздна, чтобы выполнить всю работу. В связи с этим у персонала появляется усталость и снижается иммунитет. В результате – нездоровые и невыносливые кадры. Руководству компании следовало бы беречь рабочих и равномерно распределять работу для них.

Степень вредности высокая для грузчиков (часто случалось, что они срывают спины, а после этого по несколько дней не выходят на работу, чтобы поправить здоровье) и для бухгалтера с диспетчером (после целого дня, проведенного за компьютером, болят глаза и в результате садится зрение). Правильным решением для руководства в данном случае будет покупка оборудования для поднятия тяжелых грузов (для грузчиков), и покупка мониторов с плоским защитным экраном (для бухгалтера и диспетчера).

Во время работы часто диспетчеру составляет некоторую сложность связаться с водителем, отправившемся на задание. Для решения данной проблемы руководство могло бы приобрести сотовые телефоны в каждую машину.

Заключение

Человеческие ресурсы и организационная культура являются важными частями стратегического анализа. Понимание этих факторов деятельности компании является жизненно важной частью внутреннего анализа. Состояние человеческих ресурсов организации может быть оценено с помощью их аудита - инструмента, имеющего свои ограничения, особенно в части оценки нематериальных ценностей (степень удовлетворенности работой, мораль и мотивация работника). Конфигурация человеческих ресурсов является главным определяющим фактором ее культуры. В основе формирования кадровой политики лежат анализ структуры персонала, эффективности использования кадровых технологий и рабочего времени, прогнозы развития производства и занятости.

Основная задача управления персоналом — обеспечение соответствия между работниками и выполняемыми ими операциями, что влияет на результаты работы, удовлетворенность работников своим трудом и текучесть кадров.

Считается, что руководство компании должно иметь информацию о том, какие люди на нее работают и какими профессиональными навыками обладают. Это существенная информация для формирования и реализации корпоративной стратегии. Прекрасная стратегия может оказаться бессмысленной, если работники не обладают достаточным профессионализмом для ее выполнения.

Стратегические управляющие начинают осознавать, что им следует быть более гибкими в отношении использования персонала, для того чтобы людские ресурсы превратились в фактор силы компании, потому что люди могут быть реализаторами намеченных целей фирмы.

Список использованной литературы

  1. Т.Ю. Базарова, Б.Л Еремина «Управление персоналом»: учебник для вузов/под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. – М.: Банки и биржи,ЮНИТИ,1998

  2. В.А. Баранов, В.Л. Харченко «Стратегический менеджмент», учебник – М: ИНФРА-М,2005

  3. Л.Г. Зайцев, М.И. Соколова «Стратегический менеджмент», учебник – М: Юристъ,2002

  4. Казанцев «Практический менеджмент»

  5. Д. Кэмпбел, Дж. Стоунхаус, Билл Хьюстон «Стратегический менеджмент»

  6. В.Д. Маркова, С.А. Кузнецова «Стратегический менеджмент», курс лекций – М:ИНФРА-М,2001

  7. А.И. Панов «Стратегический менеджмент», учебное пособие,2002

  8. Методические указания по выполнению курсовой работы. М: Вузовский учебник,2004

  9. Газета «Известия»,1998,15 мая Т.Блэр.

10. Трудовой договор сотрудника ООО «К2».

  1. Устав ООО «К2»

12. Журнал «Персонал и социальная психология» – 1966.

13. Журнал «Прикладная психология, 1970

14. Гельбрас В.Г. Экономические реформы: некоторые социальные по-следствия // Рабочий класс и социальный прогресс. - 1991. - М.: Наука, 1992.

15. ГлущенкоЕ.В., Е.В. Захарова, Ю.В Тихонравов. Теория управления, М – Изд-во «Вестник»,1997

16. Матросова М.И. Трудности применения системы индивидуализированной оплати труда.- МЛ 1988г.

17. Ричард Л. Дафт. Менеджмент., С-П., М – Харьков-Минск – 2000

1