Трудовые ресурсы Укрианы
3
МИНСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ УКРАИНЫ
ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
КУРСОВАЯ РАБОТА
Студентки 1-го курса
дневного отделения
учётно-финансового факультета
спец. 0106-А
Косенковой Е.В.
Донецк-2006
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.
1. Трудовые ресурсы Украины и их характеристика
1.1. Демографическая ситуация в Украине
1.2. Социальная структура населения Украины
1.3. Трудовой потенциал Украины
2. Теоретические проблемы регулирования безработицы
2.1. Показатели безработицы.
2.2. Анализ безработицы Украины
2.3. Причины безработицы
2.4. Методы борьбы с безработицей
3. Динамика и структура безработицы на Украине
Рынок труда и эффективность его занятости
4.1 Рынок труда Украины
4.2. Формы занятости населения
4.3. Эффективность занятости трудовых ресурсов
Заключение
Приложение
Список использованной литературы
Введение
Численность населения и его структура определяет размер и состав трудовых ресурсов. Трудовые ресурсы - часть населения страны, которая имеет соответствующее физическое развитие, знания и практический опыт работы, которые потенциально могут быть использованы в общественном хозяйстве.
К трудовым ресурсам относят как занятых, так и потенциальных работников. В Украине к трудовым ресурсам принадлежит население в трудоспособном возрасте (мужчины до 60 лет и старшие, женщины - до 55 лет и старше, а также подростки в возрасте до 16 лет, которые работают). В Украине удельный вес населения трудоспособного возраста в составе трудовых ресурсов – около 95%. Остальная часть, немногим более 5%, приходится на работающих подростков и лиц пенсионного возраста, продолжающих трудиться.
Для того чтобы обеспечить народное хозяйство трудовыми ресурсами, необходимо позаботиться об их рациональном использовании, т.е. о значительном повышении производительности труда, о правильном распределении работающих между сферами и отраслями народного хозяйства. Наибольший удельный вес лиц трудоспособного возраста в составе трудовых ресурсов – в Луганской, Закарпатской, Ровненской, Черновицкой областях и в Крыму (более 96%), наименьший – в Киевской и Черниговской областях (91-93%). В 2000 г. В Украине во всех сферах экономической деятельности было занято 19,6 % млн. чел. Удельный вес женщин в составе трудовых ресурсов страны – 51%.
Трудовые ресурсы Украины имеют довольно высокую производительную квалификацию и уровень образования. В связи с внедрением рыночных отношений в Украине на многих предприятиях наметилась тенденция сокращения количества работающих. Количество безработных в Украине превышает 1,7 млн. чел. Более тревожным и масштабным явлением можно считать скрытую безработицу, которая по разным оценкам охватывает от ¼ до ½ работающего населения. В отличие от явной безработицы, которая характеризуется отсутствием работы и её поиском, скрытая охватывает тех людей, которые устроились на работу, но вынуждены трудиться неполный рабочий день, или с неполной эффективностью, или с неполной оплатой труда по не зависящим от них причинам. Скрытая безработица отбрасывает экономику страны назад, разрушает её главный ресурс – трудовой потенциал.
1. ТРУДОВЫЕ РУСУРСЫ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА
1.1. Демографическая ситуация в Украине
Демографическая ситуация в Украине в последнее столетие в значительной мере определяется сложным общественно-политическим развитием, уровнем материального обеспечения населения, его национально-культурными традициями, бытом, духовностью и т.п.. Года голодомору, репрессий, войн резко отрицательно сказались на демографическом потенциале Украины. По некоторым оценкам, современная Украина без сознательного и целенаправленного истребления ее населения насчитывала бы по меньшей мере 100 млн. жителей, то есть вдвое больше, чем теперь.
В Украине проживает 47,8 млн чел. За численностью населения она занимает пятое место среди европейских государств (после Германии, Италии, Великобритании и Франции).Украина принадлежит к странам, которые характеризуются чрезвычайно низкими темпами прироста население
Демографическая ситуация в Украине в последние годы характеризовалась переходом продолжительной и упроченной тенденции сокращения темпов прироста население в абсолютное уменьшение его общей численности. Так, в 1980-1989 гг. темп прироста население Украины составлял 3,6 процента, а уже в 1990-1996 гг. темп сокращения составлял 0,2 процента. Только за 1996 г. постоянное население Украины уменьшилось на 0,9 процента, или на 440,6 тыс. чел.
Основная причина отрицательных значений естественного движения населения - это преобладания количества умерших над количеством родившихся. Так, соотношения показателей рождаемости и смертности свидетельствует про неблагоприятную демографическую ситуацию. Наиболее плохая она в северных и восточных областях Украины (Черниговской, Сумской, Полтавской, Донецкой, Харьковской). Незначительный, но дополнительный прирост имеют Закарпатская, Львовская, Волынская, Ивано-Франковска, Черновицкая области. Важным показателем демографической ситуации в Украине есть средняя продолжительность жизни, то есть количество лет, которую в среднем належит прожить этому поколению родившихся, если предположить, что в течение жизни этого поколения уровень смертности в отдельных вековых группах будет таким, как теперь. Для людей, которые родились 1991 г., ожидаемая средняя продолжительность жизни составляет 71 год (мужнин - 66, а женщин - 75). Соотношения между численностью женщин и мужнин в разных возростных формах отображает поло-возростная структура населения. (таблица 1.1)
[15, с.78]
Таблица 1.1. Поло-возростная структура населения
1.2. Социальная структура населения Украины
Социальная структура населения - это система разнообразных видов сообществ (классовых, имущественных, профессиональных) и стойких и благоустроенных связей между ними.
В анализе социального состава населения различают основные и неосновные классы, группы и слоя внутри классов, а также прослойки между ними. Одни исследователи определяют социальную группу, класс на основании дохода, имущественного состояния, профессии или рода занятий, образования и т.п.. Другие включают к определенному классу, группы тех людей, что самые себя к ним зачисляли независимо от социально-экономических показателей, которые определяют их социальное положение. Непременным элементом социальной структуры любого общества являются промежуточные, средние слои населения. Социальные группы, которые претендуют на включение в средний класс, в Украине могут составлять значительную частицу населения. Это высококвалифицированные рабочие, инженерно-технические работники, служащие, интеллигенция и т.п.. Самую массовую часть в социальном составе населения Украины составляют рабочие, инженерно-техническая, научно-техническая интеллигенция и крестьянство. В условиях перехода к рынку особое место заняли бюрократия, представители торгового капитала, предприниматели, кооператоры, занятые в маленьких и общих предприятиях, акционерных и других структурах. Большая социальная группа - это интеллигенция и квалифицированные служащие с фиксированными доходами - врачи, учителя, работники учреждений культуры, подавляющее большинство научных работников.
Высочайший уровень обеспеченности трудовыми ресурсами имеют западные области, которые характеризуются значительной густотой сельского населения. В южных и восточных областях этот уровень кое-что низший. Значительными являются отличия в использовании трудовых ресурсов в селах и городах. Во всех наибольших и больших городах сложилась высокая часть занятости в промышленности (машиностроения, легкая, пищевая), на транспорте, в социальной сфере. В областях преимущественно аграрно-промышленной специализации высшей есть удельный вес работающих в сельском хозяйстве Занятия разделяют на две группы: такие, что требуют преимущественно затрат физической работы, и занятия, в которых преобладает умственный труд. Территориальные отличия в социальном составе населения сводятся в основном к соотношению численности рабочих, служащих и крестьян в отдельных регионах. Они зависят от хозяйственной специализации отдельных территорий. Ведущая роль в формировании территориальной организации трудовых ресурсов належит развитию территориально-отраслевой структуры хозяйственного комплекса. Возрастания производственного потенциала страны количественно и качественно формирует потребность в рабочей силе. Соответственно развиваются типы расселения: сокращается численность сельского населения, складываются городские агломерации, возрастают маленькие и средние города, изменяется и естественная среда проживания население. Все это влияет на характер воспроизведения трудовых ресурсов.
Особенности поло-возростной структуры свидетельствуют о высокой демографической нагрузке на население трудоспособного возраста. Проблемы поло-возростной структуры населения значительно отличаются по регионам. Например, в Закарпатской и Донецкой областях они являются диаметрально противоположными. Определённые особенности наблюдаются в сельской и городской местностях. В сёлах возростная и половая структуры населения резко ухудшились, что, непременно, неготивно влияет на развитие производительных сил.
Приведённые сведения о демографической ситуации в стране необходимы для изучения процессов воспроизводства трудовых ресурсов, определения их количественной и качественной структур
1.3. Трудовой потенциал Украины
Понятие "трудовые ресурсы" употребляется в мировой практике редко, чаще используется понятия "экономически активное население".
Трудовые ресурсы - часть населения страны, которая имеет соответствующее физическое развитие, знания и практический опыт работы, которые потенциально могут быть использованы в общественном хозяйстве.
К трудовым ресурсам относят как занятых, так и потенциальных работников. В Украине к трудовым ресурсам принадлежит население в трудоспособном возрасте (мужчины до 60 лет и старшие, женщины - до 55 лет и старше, а также подростки в возрасте до 16 лет, которые работают). Численность и состав трудовых ресурсов приведен в таблице 1.2. Преобладающую часть трудовых ресурсов страны составляет население в трудоспособном возрасте. В составе рабочих за пределами трудоспособного возраста свыше 4/5 приходится на пенсионеров. Степень их участия в общественном производстве связанное с потребностями общественного хозяйства в рабочей силе, опыте конкретного лица, системой материального стимулирования, уровнем жизни населения. Изменения численности трудовых ресурсов зависят от естественного движения населения - рождаемости и смертности. За других одинаковых условий быстрому возрастанию население отвечает быстрое возрастание трудовых ресурсов и наоборот. Однако изменения в рождаемости на трудовые ресурсы повлияют лишь через 16 лет. Соотношения численности поколений, которые вступают в трудоспособный возраст, также изменяется. Часть населения трудоспособного возраста в общей численности жителей Украины в 1990 г. равнялась 54,1, в 1996 г. - 58,8 процента.
Численность всех занятых в национальном хозяйстве в 2003 г. составляла 21,4 млн. человек Основная часть трудоспособного населения занятая в промышленности и строительстве (30,6%). Дале идут сельское и лесное хозяйство (22,5%), транспорт и связь (6,3%), торговля, общественное питание, материально-техническое снабжение и сбыт, заготовка (6,9%), здравоохранение , физкультура и социальное обеспечение (6,3%), народное образование, культура, искусство, наука и научное обслуживание (11,0%), аппарат управления, кредитования и государственное страхование (3,8%), а также другие области национального хозяйства (5,2%). Причем приблизительно 66% население работает в производственной сфере и близко 38% - в сфере услуг. (Приложение А)
Современное производство предопределяет объективную необходимость постоянного повышения качества рабочей силы. Высокий образовательный уровень, широкая общая культура, глубокая профессиональная подготовка и специальные знания, творческое отношение к работе и сознательная дисциплина превращается в обязательное условие высокопроизводительной работы все более широких слоев работающих. Возрастает удельный вес рабочих с высшим и средним образованием - 90% занятых. Причем каждый четвертый имеет диплом вуза или техникума. Уровень образования женщин достиг уровня образования мужнин. Много профессий в непроизводственной сфере, преимущественно в здравоохранении , образованию, требует более высокого уровня образования и продолжительной профессиональной подготовки. Большинство рабочих и служащих, занятых в народном хозяйстве,- женщины. Более всего их в областях сферы услуг - 70-80%.
Высочайший уровень обеспеченности трудовыми ресурсами имеют западные области, которые характеризуются значительной густотой сельского населения. В южных и восточных областях этот уровень кое-что низший. Значительными являются отличия в использовании трудовых ресурсов в селах и городах. Во всех наибольших и больших городах сложилась высокая часть занятости в промышленности (машиностроения, легкая, пищевая), на транспорте, в социальной сфере. В областях преимущественно аграрно-промышленной специализации высшей есть удельный вес работающих в сельском хозяйстве (Приложение Б) В високоиндустриальних областях значительно преобладает число занятых в промышленности. В приморских и карпатских областях увеличивается частица занятых в сфере обслуживания население, в частности в рекреации. (Приложение В)
2. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ БЕЗРАБОТИЦЫ
2.1. Показатели безработицы
В экономической теории используется два показателя, которые могут обрисовать объективную картину экономической нестабильности на рынке труда. Это уровень безработицы и средняя ее продолжительность.
Показатель уровня безработицы используется для измерения масштабов безработицы и измеряется как доля официально зарегистрированных безработных к численности занятых в производстве. Продолжительность безработицы характеризует среднее время перерыва в работе. Различают безработицу фрикционную, структурную, институциональную, циклическую, добровольную.
Фрикционная безработица отражает текучесть кадров, связанную с переменой рабочих мест, места жительства. Среди совокупной рабочей силы какая-то часть постоянно находится в движении, перемещаясь на новые рабочие места. Этот тип безработицы включает в себя людей, которые незаняты в связи с переходом с одной работы на другую и в течение недели рассчитывают приступить к работе на новом месте, а также работников в тех отраслях, где временные увольнения являются нормой без влияния на общий уровень дохода людей, например, в строительстве. Структурная безработица по существу является углублением фрикционной. С течением времени в структуре потребительского спроса и в технологии происходят важные изменения, которые, в свою очередь, изменяют структуру общего спроса на рабочую силу. Из-за таких изменений спрос на некоторые виды профессий уменьшается или вовсе прекращается. Спрос на другие профессии, включая новые, увеличивается. Возникает безработица, т.к. рабочая сила реагирует на это изменение медленно и ее структура не отвечает новой структуре рабочих мест.
Разница между структурной и фрикционной безработицей весьма неопределенная. Существенное различие состоит в том, что у “фрикционных” безработных есть навыки, которые они могут продать, а структурные безработные не могут сразу получить работу без переподготовки. Фрикционная безработица носит краткосрочный характер, а структурная более долговременная и поэтому считается более серьезной проблемой.
Институциональная безработица возникает, когда сама организация рынка труда недостаточно эффективна. Допустим, неполна информация о вакантных рабочих местах. Уровень безработицы был бы ниже при налаженной работе системы информации. В этом же направлении действует завышенное пособие по безработице или заниженные налоги на доходы. В этом случае возрастает продолжительность безработицы т.к. гасятся стимулы для энергичных поисков работы.
Циклическую безработицу вызывает спад производства во время промышленного кризиса, депрессии, спада, т.е. фаза экономического цикла, которая характеризуется недостаточностью общих, или совокупных, расходов. Когда совокупный спрос на товары и услуги уменьшается, занятость сокращается, а безработица растет. По этой причине циклическую безработицу иногда называют безработицей, связанной с дефицитом спроса. С переходом к оживлению и подъему число безработных обычно становится меньше.
Добровольная безработица вызвана тем, что в любом обществе существует прослойка людей, которые по своему психическому складу или по иным причинам не хотят работать. В нашей стране хорошо известно, что усилия по принудительному устройству так называемых “бомжей” не привели к переориентации этой категории населения.
Таким образом, безработица является характерной чертой рыночной экономики. Поэтому полная занятость - нонсенс, не совместимый с идеей рыночного хозяйства. В то же время понятие “полная занятость” не означает полного отсутствия безработицы. Экономисты считают фрикционную и структурную безработицу совершенно неизбежной, следовательно, уровень безработицы при полной занятости равен сумме уровней фрикционной и структурной безработицы. Другими словами, уровень безработицы при полной занятости достигается в том случае, когда циклическая безработица равна нулю. Уровень безработицы при полной занятости называется естественным уровнем безработицы.
Сегодняшняя информация о масштабах безработицы, предоставляемая Госкомстатом, занижает подлинный уровень безработицы приблизительно в 5 раз, что создает дополнительную тревогу и без того нестабильной экономике Украины.
2.2. Анализ безработицы в Украине
Для расчета показателей безработицы производится сбор данных на основании ежемесячных опросов около 50 тысяч случайно выбранных семейных хозяйств (Приложение Г). Вопросы касаются следующих проблем: имел ли тот или иной индивид работу на прошлой неделе; пытался ли он найти работу; сколько времени он уже потратил на трудоустройство; какие действия он предпринимал с этой целью. Исходя из ответов на вопросы, к безработным относят лиц старше 16 лет, которые в рассматриваемый период: не имели работы (доходного занятия); занимались активными поисками работы; были готовы приступить к работе. Не занятых в общественном производстве и не стремящихся получить работу лиц не учитывают при определении численности рабочей силы (есть экономически активного населения). Многие люди из этой категории могут трудиться, но не делают этого в силу тех или иных причин. Это студенты дневных отделений, пенсионеры, домохозяйки. Автоматически исключаются из категории экономически активного населения дети в возрасте до 16 лет и заключенные, отбывающие наказание в тюрьме.
Особую категорию представляют военнослужащие. Число лиц, состоящих на действительной воинской службе, входит в величину совокупной рабочей силы, а при определении численности рабочей силы, занятой в гражданском секторе экономики, эта категория экономически активного населения не учитывается, что сказывается в расчете общей нормы безработицы и нормы безработицы для гражданского сектора. Эти показатели отражают удельный вес безработных в численности совокупной рабочей силы и численности рабочей силы данного сектора соответственно. Расхождение между величинами составляет около десятой доли процента, и в публикациях чаще встречается последний показатель.
"Безработный и "неработающий". На практике определения безработного и занятого существенно отличаются от понятий "работающий" и "неработающий". С одной стороны, многие работающие не попадают в категорию занятых, например, домохозяйки. Они учитываются в качестве занятых только тогда, когда они за свой труд получают денежное вознаграждение. Кроме того, в число занятых не включаются работающие дети до 16 лет, независимо от того, получают ли они заработную плату за труд или работают бесплатно.
С другой стороны, совсем не каждый "неработающий" попадает в категорию безработных. К ним можно отнести много людей, не делающих ничего, чтобы найти себе новую работу. Безработными не считаются те, кто отсутствует в данный момент на рабочем месте из-за болезни или плохой погоды, а также так называемые "частично занятые" (работающие неполный рабочий день и т.д.).
"Безработный" и "неспособный найти работу". Эти сходные понятия на самом деле также лишь приблизительны. Например, в число безработных попадают люди, временно уволенные с места службы, а также нашедшие место работы и предполагающие начать работать в течение месяца. Вряд ли можно также говорить о "неспособности найти работу" у тех, кто оставил прежнее место в поисках лучшего варианта.
2.3.Причины безработицы
Анализ причин безработицы дают многие экономические школы. Одно из самых ранних объяснений дано в труде английского экономиста-священника Т. Мальтуса (конец 18 века) “Опыт о законе народонаселения”. Мальтус заметил, что безработицу вызывают демографические причины, в результате которых темпы роста народонаселения превышают темпы роста производства. Недостаток этой теории состоит в том, что она не может объяснить возникновение безработицы в высокоразвитых странах с низкой рождаемостью.
Довольно тщательно исследовал безработицу К. Маркс в “Капитале” (вторая половина 19 века). Он отметил, что с техническим прогрессом растет масса и стоимость средств производства, приходящихся на одного работника. Это приводит к относительному отставанию спроса на труд от темпов накопления капитала, и в этом кроется причина безработицы. Такая трактовка математически не вполне корректна, т.к. если спрос на рабочую силу растет, то безработица исчезает, или хотя бы рассасывается, несмотря на то, что рост капитала происходит еще более высокими темпами
Заслуга Кейнса в разработке теории безработицы в том, что он представил логическую модель механизма, раскручивающего экономическую нестабильность и ее интегральную составляющую - безработицу. Кейнс заметил, что по мере роста национального хозяйства в развитом рыночном хозяйстве у большинства населения не весь доход потребляется, определенная его часть превращается в сбережения. Чтобы они превратились в инвестиции необходимо иметь определенный уровень так называемого эффективного спроса, потребительского и инвестиционного. Падение потребительского спроса гасит интерес вкладывать капитал, и, как следствие, падает спрос на инвестиции. При падении стимулов к инвестированию производство не растет и даже может свертываться, что приводит к безработице.
Интересна трактовка безработицы видного английского экономиста А. Пигу, который в своей известной книге “Теория безработицы” (1923 г.) обосновал тезис о том, что на рынке труда действует несовершенная конкуренция. Она ведет к завышению цены труда. Поэтому многие экономисты указывали, что предпринимателю выгоднее заплатить высокую заработную плату, квалифицированному специалисту, способному увеличить стоимость выпуска продукции. За счет высокопроизводительного труда предприниматель имеет возможность сократить рабочий персонал (действует принцип: лучше взять одного на работу и хорошо ему заплатить, чем держать 5-6 человек с меньшей зарплатой).
2.4. Методы борьбы с безработицей
Методы борьбы с безработицей определяет концепция, которой руководствуется правительство конкретной страны.
Пигу и его последователи, считающие, что корень зла - в высокой заработной плате, предлагают:
- содействовать снижению заработной платы;
- разъяснять профсоюзам, что рост заработной платы, которого они - добиваются, оборачивается ростом безработицы;
- государству трудоустраивать работников, претендующих на невысокий доход, в частности, поощрять развитие социальной сферы.
Из рекомендаций Пигу широко применяется деление ставки заработной платы и рабочего времени между несколькими работниками. Использование частичного рабочего дня сокращает безработицу даже при сохранении неблагоприятной конъюнктуры. В мире накоплен богатый опыт борьбы с безработицей. Многие подходы к решению этой проблемы использовались на практике в конце 70-х годов, в не столь уж отдаленном прошлом, во время нефтяных кризисов. Далее будет рассмотрен взгляд на преодоление безработицы с точки зрения двух школ: кейнсианской и монетаристской.
В 1950-х годах в политике государственного регулирования применялись кейнсианские методы. Кейнсианцы считали, что саморегулирующаяся экономика не может преодолеть безработицу. Уровень занятости зависит от так называемого "эффективного спроса" (упрощенно - уровня потреблений и инвестиций). Дж.-М. Кейнс писал: "Хроническая тенденция к неполной занятости, характерная для современного общества, имеет свои корни в недопотреблении...". Недопотребление выражается в том, что по мере повышения доходов у потребителя у него в силу психологических факторов "склонность к сбережению" превышает "побуждение к инвестициям", что влечет спад производства и безработицу. Таким образом, кейнсианцы, показав неизбежность кризиса саморегулирующейся экономики, указывали на необходимость государственного экономического воздействия для достижения полной занятости.
Монетаристы выступили против кейнсианского истолкования кривой Филлипса как простого и доступного решения проблемы выбора целей экономической политики. Инфляция не рассматривается ими как "неизбежная плата" за достижение высокого уровня занятости. В 1967 году М. Фридмен высказал мысль о существовании "естественного уровня безработицы", который жестко определен условиями рынка труда и не может быть изменен мерами государственной политики.
Однако существует ещё один путь решения этой проблемы – через создание мощной сервисной системы по работе с кадрами. Общеизвестно, что основа функционирования любой экономики - это трудовые ресурсы. Наблюдаемые сегодня в Украине подвижки в экономической обстановке неизбежно сопровождаются миграцией специалистов. Вместе с тем, несмотря на то, что сейчас много говорят об актуальности вопросов трудоустройства, подбора кадров и мониторинга трудовых ресурсов, реальный переход от слов к делу, т. е. организации полномасштабной сервисной службы по работе с кадрами, представляет собой неясную перспективу. Объем потенциального рынка рабочей силы, расширение потребности в специалистах, миграция кадров, изменение статуса специалистов и ряд других факторов существенно затрудняют деятельность по актуализации предложений и спроса на современном рынке труда. Анализ рынка по публикациям в прессе, прогноз развития отраслей на предмет активности, как клиентов, так и специалистов, высвобождаемых в результате, скажем, серии банкротств - все это осуществимо лишь при наличии творческого подхода. Ясно, что работать приходится с изначально неформализуемым, огромным объемом информации. Чтобы скорректировать дефицит агентства, вам могут посоветовать пройти переобучение, поэтому надо постоянно следить за этим рынком и поддерживать партнерские отношения с сопредельными областями, как-то: обучение, маркетинговые исследования. Нельзя забывать и о внешних проблемах, например конкуренции с другими агентствами, стимулирующей поиск новых методов борьбы за заказчика. Так, предоставив дополнительные услуги, можно выполнить работу оперативнее и лучше. Иногда лишние усилия могут оказаться даже важнее, чем сам результат - заказчик остался доволен тем, что в круг поиска попали все доступные специалисты, в работе не было сбоев, а агентство сделало все возможное, чтобы получить необходимые сведения о сложившемся на данный момент рынке труда. И, наконец, учитывая, что Украина уже давно стала членом международного сообщества, и, следовательно, заказчики и специалисты вправе распространять свои интересы за пределы страны, рекрутинговые агентства должны иметь контакты с зарубежными компаниями, занимающимися аналогичным бизнесом.
3.ДИНАМИКА И СТРУКТУРА БЕЗРАБОТИЦЫ НА УКРАИНЕ.
Современная ситуация на рынке труда Украины существенно отличается от той, что была еще 4 года назад. За эти годы численность занятого населения сократилась на 9%. В настоящее время более 6,5 млн. человек не имеют занятия, но активно его ищут и почти 2,7 млн. человек зарегистрированы в органах службы занятости в качестве безработных.
В связи с изменением отраслевой структуры занятости (уменьшением числа работающих в отраслях обрабатывающей промышленности, особенно в машиностроении и легкой промышленности) обострились региональные проблемы занятости.
Региональная дифференциация остроты безработицы с первых же месяцев регистрации оказалась весьма значительной. Уже к концу 1991 г. самый высокий и самый низкий региональные уровни безработицы отличались более чем в 10 раз, но за прошедший период указанное различие возросло еще почти в 5 раз.
Интересна также дифференциация регионов страны по составу безработных. Первоначально основную массу безработных на Украине составляли женщины, лица с высшим и средним специальным образованием, лица предпенсионного возраста. Но затем в тех регионах, где уровень безработицы был выше среднего, стали расти доля мужчин, доля лиц с низким уровнем образования, доля молодежи.
Таким образом, по составу безработных можно судить о продвинутости того или иного региона по остроте безработицы. В тех регионах, где преобладают ”высокообразованные женщины предпенсионного возраста”, можно говорить лишь о начальной стадии безработицы. Уровень безработицы и напряженность на рынке труда в таких регионах, как правило, невелики, хотя расти они могут высокими темпами. В тех регионах, где среди безработных преобладает молодежь, мужчины, лица с низким уровнем образования, проблема безработицы очень остра, но численность безработных зачастую растет медленнее, чем в среднем по стране
В общем случае все области Украины по остроте зарегистрированной безработицы можно разделить на несколько групп.
Первая группа - регионы с очень высокой безработицей. Эти регионы отличаются высоким уровнем безработицы, высокими темпами его роста (в 2 раза выше среднеукраинских), большой напряженностью на рынке труда.
Вторая группа - регионы с высоким уровнем безработицы и большой напряженностью на рынке труда (показатели превышают среднеукраинские). Но темпы роста безработицы здесь средние или ниже средних. В основном это регионы северной половины европейской части страны. Многие из этих регионов отличаются повышенной вынужденной неполной занятостью.
Третья группа - уровень безработицы и напряженность на рынке труда ниже среднеукраинских, но темпы роста уровня безработицы выше среднеукраинских. Фактически по остроте безработицы эта группа средняя.
Четвертая группа - регионы с наименее острой безработицей в стране. В них уровень безработицы ниже среднего, низка напряженность на рынке труда, темпы роста безработицы ниже среднеукраинских. В данной группе много северных регионов с добывающей промышленностью.
Итак, на Украине острая безработица имеется в регионах двух типов.
Во-первых, это районы с высоким естественным приростом населения. Здесь на рынок труда постоянно выходит большое количество молодежи, тогда как количество рабочих мест в условиях экономического кризиса не только не увеличивается, но и сокращается. В регионах данного типа безработица существовала и в прошлом в виде аграрного перенаселения.
Во-вторых, депрессивные регионы, т.е. с преобладанием наиболее кризисных отраслей. На данный момент таковыми являются легкая промышленность и военно-промышленный комплекс, отличающиеся наибольшим сокращением объемов производства по сравнению с концом 80-х.
Важен также вопрос сельской безработицы на Украине. В прогнозах начала 90-х годов ожидался резкий всплеск безработицы в городах в итоге развала промышленности, сформировавшейся за советский период (гигантские предприятия, которые работали в основном на оборону, оказались неспособны, адаптироваться к рыночным отношениям). Сельская же местность считалась крайне трудодефицитной, способной отвлечь большое количество безработных из городских поселений. Современная ситуация показывает, что и эти прогнозы не оправдались. Начиная с 1994 г. уровень безработицы среди сельского населения превышает аналогичный показатель для городского населения. Очень высока также напряженность на сельском рынке труда, т.к. свободных рабочих мест здесь практически нет. В основном сельская безработица наблюдается в регионах с высоким естественным приростом и в северных несельскохозяйственных регионах.
Итак, развитие безработицы в Украине на современном этапе существенно отличается от общемировых закономерностей. При резком сокращении объемов производства (более чем в 2 раза) уровень безработицы с учетом незарегистрированных безработных не превышает 10%. При этом уровень безработицы в сельской местности выше, чем в городских поселениях. В причинах безработицы существует значительная региональная дифференциация. Существенными оказались и социальные причины (высокий естественный прирост, значительный миграционный отток), и экономические (резкий спад производства в одних отраслях, незначительный - в других). За низким показателем официально регистрируемой безработицы не видна, например, скрытая безработица (вынужденный досрочный уход на пенсию, сохранение рабочего места без реальной отработки и т.д.), что ставит необходимость подсчета макроэкономических издержек роста безработицы. Одной из глубинных причин роста безработицы становится усиливающаяся дифференциация населения по доходам. Элитные слои населения, в пользу которых перераспределяется сегодня национальный доход, не могут сформировать мощного спроса на предметы массового потребления отечественного производства, что способствует его стагнации и, как следствие, безработице. В 1994 - 1995 гг. дифференциация доходов продолжала расти. При сохранении этой тенденции мы уже через два года догоним латиноамериканские страны по глубине расслоения общества по доходам. Однако не следует переоценивать значение безработицы как самостоятельного экономического фактора. Она достаточно условна - особенно по отношению к демографическим процессам, в рамках и при помощи которых формируется занятость населения. Сегодня демографические процессы в Украине проходят очень пессимистично. Из всех прогнозов в социально-экономической сфере демографические являются самыми точными в силу того, что демография как наука успешно продвинулась, используя отработанные методики и полную информацию. В стране ускоряется старение нации, численность и удельный вес населения в возрасте моложе трудоспособного (основной источник пополнения трудовых ресурсов) сократится с 5,1 млн. человек в 1993 году до 4,4 млн. человек в 2005 году (с 10,2% до 8,4%). Это приводит к необратимым измерениям в профессиональном составе трудовых ресурсов: людям в зрелом возрасте труднее сменить квалификацию, - словом, снижается мобильность трудовых ресурсов. Уже сегодня в ряде территорий Центральной и Западной Украины доля лиц пожилого возраста больше 30-40% и имеет тенденцию к росту. Также в ближайшие два года произойдут изменения в численности населения в трудоспособном возрасте. В эту категорию войдет многочисленное пополнение 80-х годов при выбытии людей малочисленного поколения военных лет, что дополнительно обострит проблему занятости, в особенности для молодежи.
4. РЫНОК ТРУДА И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЕГО ЗАНЯТОСТИ
4.1 Рынок труда Украины
Под рынком работы понимают определенную форму отношений, которые отбивают содержание и баланс интересов между субъектами рынка: работодателями, работниками и государством. Активная роль в этом процессе принадлежит профсоюзам.
Рынок работы - это динамическая форма отношений, что постоянно развивается и изменяется, в результате чего изменяются требования и круг проблем, связанных с интересами нанимаемой рабочей силы, нанимателей, предпринимателей и посредников-профсоюзов.
В Украине постепенно складываются системы необходимых законодательных нормативов формирования и регулирования на рынке работы, а также социального партнерства, социальной защиты через разветвленную сеть служб занятости, центров подготовки и переподготовки работников.
Процесс формирования региональных рынков работы Украины определяется накопленным здесь производственно-ресурсным и социальным потенциалом, темпами реформирования экономики регионов, их природно-географическими условиями. Сбалансированное состояние рынков работы предусматривает:
динамическое соответствие между предложением рабочей силы и потребностями в ресурсах работы расположенных на данной территории субъектов хозяйствование разных форм собственности;
высокопроизводительную занятость трудоспособного населения;
минимальный уровень скрытого и социально принятой границы явная
региональная безработица.
Экономическую вместительность территориальных рынков работы по сути определяют субъекты хозяйствования государственной и коллективной собственности. На них в 1996 г. приходилось 80 процентов численности занятого населения. Тем не менее важного значения приобретают функции экономического регулирования региональных рынков работы. Существенная структурная и организационная разбалансированность свойственна рынкам работы Волынской, Житомирской, Закарпатской, Ивано-Франковской, Львовской, Ровенской, Тернопольской областей. их частица в территориальной структуре занятости население равняется 20 процентам. При этом на них приходится 36,6 процента общей численности зарегистрированных безработных. Наибольшая степень разбалансированности между зарегистрированной потребностью в рабочей силе и ее предложением наблюдается в Ивано-Франковской, Закарпатской и Волынской областях.
Резко изменилась общая ситуация с обеспечением трудовыми ресурсами и дополнительным спросом на них в регионах, которые традиционно характеризовались как большая зона тяготения наиболее мобильной части рабочей силы. Это касается прежде всего индустриальных центров Донбасса и Приднепровье, мощный производственный потенциал которых формировал широкий территориальный обмен рабочей силой, ориентируясь в значительной мере на внешние источники пополнения состава занятых на территории работников
За показателями движения рабочей силы на рынке работы группу с крайне неблагоприятными условиями образовывают Карпатский, Причерноморский экономические регионы и Автономная Республика Крым. их частица в региональной структуре совокупного предложения рабочей силы в 1,4-1,6 раза превышает соответствующие структурные показатели потребности в рабочей силе. Ухудшения условий занятости население этих регионов отбивается на низкому равные трудоустройство лиц (в особенности женщин). В полесских областях незначительное превышение структурных показателей спроса над предложением рабочей силы объединяется с высокой частицей ожидаемого высвобождения. За нестабильной экономической ситуации это угрожает резким ухудшениям условий занятости в случае сокращения или полной ликвидации рабочих мест, которым может сопровождаться процесс реального высвобождения рабочей силы.
4.2. Формы занятости населения
Основные стадии занятости населения состоят в формировании, распределении, перераспределении и использовании трудового потенциала. Вместе с тем занятость населения оказывается в специфических ее формах в зависимости от социальных и экономических условий жизнедеятельности отдельных регионов. Занятость - это деятельность граждан, направленная на удовлетворение личных потребностей через доход в денежной или натуральной формах.
Чаще всего различают такие формы занятости, как общая, полная, оптимальная и рациональная. Занятость населения целесообразно рассматривать из позиции ее эффективной формы сравнительно с другими формами. Тем не менее каждая форма занятости имеет самостоятельный критерий оценивания.
Усовершенствования межотраслевых и межрегиональных форм перераспределения трудовых ресурсов следует осуществлять с учетом особенностей региональных рынков работы. Для рационального использования резервов работы нужно устранить недостатки, связанные с размещением производства. Это требует разработки научно обоснованных систем производства за регионами Украины, перераспределения трудоспособного населения из регионов, где есть излишек рабочей силы, к малонаселенным регионам, осуществления приватизации собственности и развития предпринимательства и фермерства, перераспределения освобожденных рабочих по областями и сферами деятельности. Решения этой проблемы имеет обоснование на экономическом механизме государственного регулирования занятости население.
Уровень эффективности формы занятости трудоспособного населения определяется отношением численности работающих на производстве к общей численности трудоспособного населения. Особенности определения уровня разных форм занятости обуславливаются социальными, экономическими, отраслевыми и региональными аспектами, поскольку в условиях рыночного отношения активизируется такой фактор, как конкурентоспособность отдельных слоев населения на рынке работы.
4.3. Эффективность занятости трудовых ресурсов
Эффективная занятость населения - это полезная трудовая деятельность граждан, направленная на повышение производительности работы, увеличения объемов производства и сокращения затрат рабочего времени. Основными факторами повышения эффективности работы и использования основных за-собіввиробництва являются капитал и рынок.
Важнейшим элементом надежной системы социальной защиты населения есть обеспечения эффективной занятости трудоспособного населения. С этой целью был принят Закон Украины "О занятости населения". Он определил правовые, нормативные, организационные и экономические формы занятости в условиях рыночной экономики, равноправного функционирования разных форм собственности, а также государственные гарантии прав граждан на работу. Этот законодательный акт конкретизирует цель и задачу экономического механизма государственного регулирования занятости население. Соответственно него региональные администрации имеют право принимать решение в сфере занятости с учетом конкретной ситуации относительно использования трудовых ресурсов, которая обусловленная демографическими, организационными, экономическими и социальными особенностями регионов.
Регулирования рынка работы может быть органически связано с комплексом системных преобразований, которые стимулируют экономическое возрастание. В связи с этим возникает две группы проблем: первая - общее оживление экономической ситуации и инвестиционной активности капитала, который будет оказывать содействие развитию системы рабочих мест и возрастанию потребности в рабочей силе; вторая - повышение потребительского спроса населения через усовершенствование системы распределительных отношений, увеличения возможностей для получения дополнительных доходов. Все мероприятия государственного регулирования рынка работы, сориентированные на решение пересчитанных проблем, могут быть классифицированы за направленностью, характером, объектом влияния и источниками финансирование.
В мировой практике распространенные такие методы административного регулирования занятости:
увольнения временных работников;
"замороження" найму;
временный или окончательный отказ от политики резервирования рабочих мест для выпускников учебных заведений;
стимулирования преждевременного и своевременного выхода на пенсию или увольнение по собственному желанию;
политика прямых увольнений.
Основное функциональное назначение рыночного регулирования сферы трудовых отношений можно определить как создание экономических условий относительно постоянного и расширенного воспроизведения совокупной рабочей силы на качественно новом уровне. Это прежде всего предусматривает: возможность по возможности полного удовлетворения потребностей населения региона в обретении просветительно-профессиональных знаний, широкая альтернативность выбора сферы прикладывания работы, определенные социальные гарантии в случае вынужденной незанятости. Такой подход берут за основу оценивания осуществляемых преобразований и определения направлений достижения эффективного воспроизведения рабочей силы.
Реальная величина стоимости рабочей силы и ее динамика складывается под влиянием комплекса факторов, взаимодействие которых формирует две противоположных тенденции. Первая состоит в возрастании стоимости рабочей силы вследствие повышения интенсивности работы, объективного расширения потребностей работников в потребительских товарах и услугах, равные просвещения и квалификации. В связи с этим увеличиваются общественно необходимые затраты на повышение профессионально-образовательного уровня рабочей силы и приведение его в соответствие с требованиями обновленной материально-технической базы производства. Вторая - это снижения стоимости рабочей силы под влиянием возрастания общественной производительности работы. Учитывая направления действия факторов, которые определяют динамику цены рабочей силы, можно приходить к выводу, что в экономике Украины сформировались тенденции, прямо противоположные к мировых.
В Украине пока что не создан высоко координированной и всеохватывающей системы экономического регулирования процессов регионального воспроизведения рабочей силы. Однако простое заимствование механизмов развитого рынка есть довольно непроизводительным при условиях упадока товарного производства и нарушение его материально-технической базы.
Современная экономика Украины требует создания смешанной регулирующей системы, которая объединяла бы элементы сугубо рыночного регулирования с государственными. Регулирования может быть направлено на достижение действительно активного характера рыночных преобразований. Доминирующими должны стать методы опосредствованного регулирования, которые постепенно вытеснили бы внеэкономические методы, которые сохранились из времен административного управления трудовыми ресурсами. Механизму регулирования следует предоставить свойств гибкой адаптации к изменениям общеэкономической ситуации, адекватно реагировать на них. Наряду этим нужна определенная стабильность экономических регуляторов на определенный промежуток времени.
Наиболее общие направления, перспективные методы и функции экономического регулирования спроса и предложения рабочей силы могут быть конкретизированы относительно условий воспроизведения рабочей силы регионов Украины. На основе общих черт, доминантных тенденций и существенных отличий региональных рынков работы осуществляется их структуризация. Она опирается на оценки демоэкономического и социально-экономического режимов регионального воспроизведения рабочей силы, а также на информацию об интенсивности территориального движения рабочей силы, соотношения численности зарегистрированных безработных и количества свободных рабочих мест и вакантных должностей.
Заключение
Современное производство предопределяет объективную необходимость постоянного повышения качества рабочей силы. Высокий образовательный уровень, широкая общая культура, глубокая профессиональная подготовка и специальные знания, творческое отношение к работе и сознательная дисциплина превращается в обязательное условие высокопроизводительной работы все более широких слоев работающих. Возрастает удельный вес рабочих с высшим и средним образованием - 90% занятых. Причем каждый четвертый имеет диплом вуза или техникума. Уровень образования женщин достиг уровня образования мужнин.
Высочайший уровень обеспеченности трудовыми ресурсами имеют западные области, которые характеризуются значительной густотой сельского населения. В южных и восточных областях этот уровень кое-что низший. Значительными являются отличия в использовании трудовых ресурсов в селах и городах. Во всех наибольших и больших городах сложилась высокая часть занятости в промышленности (машиностроения, легкая, пищевая), на транспорте, в социальной сфере. В областях преимущественно аграрно-промышленной специализации высшей есть удельный вес работающих в сельском хозяйстве. Наблюдаемые сегодня в Украине подвижки в экономической обстановке неизбежно сопровождаются миграцией специалистов. Уровень безработицы, достигнутый в 1995-1996 годах, говорит о то, что кризис занятости будет продолжаться, по меньшей мере, в течение нескольких последующих лет. Возникнут различные социально-экономические диспропорции, в том числе: резкие региональные различия в динамике занятости, сегментация и маргинализация рынка труда. Резкий рост безработицы запустит в действие механизм дополнительного снижения деловой активности: кроме сокращения потребительского и инвестиционного спроса рост безработицы будет определяться динамикой незанятости предыдущих периодов. По оценкам специалистов Министерства экономики такая так называемая "гистерезисная составляющая" составит 15-20% общего изменения безработицы. Безработица будет самовоспроизводиться и обусловит продолжительный спад, вызванный долговременной, застойной незанятостью: это будет дезориентировать рациональное распределение трудовых ресурсов.
Главные задачи политики занятости:
разработка комплекса мер по преодолению скрытых форм безработицы;
развитие предприятий всех форм собственности на основе рациональной структурно-инвестиционной политики;
системы профессиональной и социальной переориентации населения в условиях построения рыночной экономики.
Список использованной литературы
Атлас Украина. – К.:НВП Картографiя, 2003. – 32 с.
Алаев Э.Б Социально-экономическая география: Понятийно-терминологический словарь. – М.: Мысль, 1983. -350 с.
Богиня Д. Социально-трудовые отношения в контексте организачии оплаты труда и регулирования доходов// Украина: аспекты труда,2003,№7. – С.3-8.
Боднарчук Т.Г. Заборгованiсть по зароботнiй платi: проблеми та шляхи розв’язання// Науковi працi НДФI,2002,№3(18).- С.93.
Голиков А.П., Дейнека А.П., Казакова Н.А. РПС и регионалистика. Уч. пос. Харьков: ООО «Олант»,2002. – 320 с.
Курочкин Г.Ф. Розмiщення продуктивнях сил и регiональна економiка. – К.НАУ, 2004. - 273 с.
Паламарчук М.М., Паламарчук О.М. Экономическая и социальная география Украины с основами теории: Навч. пос. - К.:Знання, 2002. – 421 с.
Петрова I. Економiко правовi засади забеспеченностi зайнятостi населення Украiни//Украiна аспекти працi,2002,№6. – С.25-33.
Размещение производительных сил Украины / за ред. Е.П. Качана – К.:Юридична книга,2003. – 552 с.
Размещение производительных сил: Навч. пос./ за ред. В.В. Ковалевського. - К.: Знання,2003. – 367 с.
Размещение производительных сил: Пiдручник/ за ред. В.В. Ковалевського. - К.: Знання, КОО, 2003. – 567 с.
Соцiально-економiчна географiя Украiни/Шавлiя O.I.- Львiв: Свiт,2002 - 680 с.
Статистичний щорiчник Украiни за 2003 рiк. /За ред. О.Г.Осауленка. – К.:Технiка,2004. – 644 с.
Стеченко Д.М. Розмiщення продуктивнях сил и регiоналiстiка: Навч. пос. К.Викар, 2002,-374 с
Чернюк Л.Г., Клиновый Д.В. РПС Украiны. Навч. пос. – К.: ЦУЛ, 2002.-420с.
Юрченко В.В., В.О.Романишин. Рынок труда Украины: современное положение и пути реформирования// Актуальные проблемы экономики,2004, №6. – С.214-219.
www.statistika.ua