Требования рынка труда при подготовке конкурентоспособных специалистов менеджмента
Министерство образования и науки Украины
Контрольная работа
По предмету «Менеджмент»
на тему «Требования рынка труда при подготовке конкурентоспособных специалистов менеджмента»
Симферополь, 2009 г.
Глобальные трансформации, которые состоялись в экономике на рубеже XX -XXI веков, в значительной мере связанные со становлением «новой» экономики («информационной» или «экономики знаний»), ее суть отражается в информатизации, структурных сдвигах, росте инновационной активности и творческой роли человеческого капитала. От результативности отраслей новой экономики, к которым относят производство инноваций, предоставления информационно-коммуникационных и интеллектуальных услуг, образование, все больше зависят параметры и качество экономического развития. Как свидетельствует мировой опыт, те страны, где частица этих отраслей выше, демонстрируют лучшие социально-экономические результаты, их развития свойственная высшая степень постоянства. Да, результаты сравнения взноса новой экономики в ВВП в Украине и развитых странах не в интересах Украины. По данным экспертов, в развитых странах 85-90% прироста ВВП обеспечивают отрасли новой экономики, в Украине этот показатель достигает 8-9%, при этом ВВП Украины составляет 19% от ВВП стран ЕС.
Эволюция новой экономики приводит к институционным превращениям, изменений в системе взаимодействий «держава-бізнес-общество» и в ценностных установках и потребностях. Особенный интерес вызывают трансформационные процессы в образовании, поскольку это тот сектор новой экономики, где формируется носитель знаний - квалифицированный работник. Здесь можно выделить две группы проблем. Первая связанная с выявлением требований, что выдвигает новая экономика к существующей системе образования, поєднання которых определяет степень ее адекватности новым требованиям. Анализ этих проблем необходим, в частности, во время оценивания текущего состояния и выбора направлений модернизации менеджмент-образования.
Образование является социально-экономическим феноменом; это „основа развития личности, общества, нации и государства, залог будущего Украины". Как один из секторов новой экономики образование предоставляет услуги, объем которых в Украине 2005 года составлял 4,9% ВВП. Одновременно образование является элементом социальной сферы: принадлежит к важнейшим социальным приоритетам и служит для оценивания результатов развития страны.
Для образования сегодня характерный рост объема знаний и скорости их обновления, появление новых умений и навыков, которые определяют успеваемость человека в обществе. При этом постоянное совершенствование в ответ на вызовы времени становится условием жизнеспособности системы образования. Особенную актуальность приобретает способность трансформироваться в соответствии с переменными требованиями окружения в менеджмент-образовании. Как заметил Ерик Корнуел, генеральный директор Европейского фонда развития менеджмента, „...после определенной стабилизации в области методов управления, курсов учебы и программ, высшие учебные заведения вошли в новый и, бесспорно, длительный период потрясений, связанных с глубокими изменениями в их деятельности и сотрудничестве с обществом".
Какие же факторы определяют необходимость модернизации современного украинского менеджмент-образования? Прежде всего, это обстоятельства, связанные с эволюцией новой экономики: постепенным изменением структуры отечественного производства: формированием информацийно-коммуникацийних рынков; расширением сектору аналитических, консультационных и маркетинговых услуг; усилением мотивации работников к приобретению и обновлению знаний, навыков, умений.
Кроме того, глобализация экономики Украины, ее амбиции относительно вступления в будущем в ЕС выдвигают дополнительные требования к модернизации национального менеджмент-образования. К этой группе факторов принадлежат: рост потребности в творческих высококвалифицированных менеджерах, аналитиках, маркетологах; увеличение мобильности работников; повышение требований к качеству образования; усиление конкуренции на рынке образовательных услуг; расширение возможностей получения образования.
Сегодня отношения „государство - рынок - ВНЗ" развиваются в условиях глобализации. На мировом рынке образовательных услуг преобладает неолиберальна концепция, приоритет принадлежит гуманистическим и демократическим ценностям. Основные направления изменений, которые происходят, связанные с глобализацией, конкуренцией и общественным контролем, ролью государства в реформе высшего образования.
Эксперты отмечают такие особенности мирового рынка высшего образования:
• коммерциализация сферы высшего образования в большинстве стран мира;
• наличие национальных и региональных отличий относительно формы и темпа рыночных превращений;
• тенденция приватизации государственных учреждений высшего образования в странах Центральной и Восточной Европы;
• превращение ВНЗ на образовательную корпорацию.
Следовательно, констатируется широкое проникновение рыночных сил в сферу высшего образования. Имеющиеся региональные отличия в уровнях частного высшего образования находятся в русле общей тенденции: в большинстве стран Западной Европы свыше 95% студентов учится в публичных учреждениях; на Филиппинах, в Японии, Южной Корее и Индонезии почти 80% услуг по высшему образованию предоставляет частный сектор. Среди наиболее обсуждаемых проблем сегодня - статус образования (становится ли она частной услугой, или остается в общественном секторе), а также шансы образования конкурировать с другими услугами, которые финансирует государство.
Интернационализация рынка образовательных услуг регламентируется документами Всемирной торговой организации (ВТО), которая является одним из основных инструментов глобализации экономики. Законодательные рамки для торговли услугами в области высшего образования устанавливает Генеральное соглашение участников этой организации из торговли услугами. Это многостороннее юридическое соглашение регулирует процессы международной торговли услугами, предоставляя оптимальные условия для развития национальных экономик с возможностью их выхода на глобальные рынки. Образовательные услуги, включая вишу образование, являются одним с 12 секторов, которые вошли в соглашение. Все правила, соглашения, протоколы ВТО ориентированы на снятие большей части ограничений, на стимулирование открытости национальных рынков высшего образования, участие ВНЗ в международных рынках. В ходе переговоров из вступления во ВТО Украина уже подписала более десятка двусторонних протоколов относительно доступа на рынки товаров и услуг, в частности с Европейским союзом. Присоединяясь к ВТО, Украина должна согласовать перечень обязательств из доступа иностранных поставщиков услуг на отечественный рынок образовательных услуг, в частности в коммерческой форме.
В Украине „создание рынка образовательных услуг и его научно-методического обеспечения" определено как одно из приоритетных направлений государственной политики относительно развития образования. Для того чтобы наполнить этот тезис реальным содержанием, следует разработать государственную программу развития рынка образовательных услуг. Главные направления его совершенствования - это развитие конкуренции, реформирование органов регуляции и контроля, изменения в законодательстве. Целесообразно включить в среднесрочную стратегию развития рынка образовательных услуг такие элементы:
• описание текущей ситуации с использованием количественных и качественных показателей;
• описание проблем внутреннего рынка образовательных услуг;
• описание проблем в контексте конкурентоспособности страны на международном рынке;
• цели на год и предметные области, в которых необходимая модернизация;.
• систему индикаторов прогресса;
• систему координации мероприятий по предметным областям;
• для каждой предметной области - цель модернизации, описание текущей ситуации, план действий, индикаторы прогресса;
• механизм ежегодной корректировки.
От органов государственной власти зависит создание условий для успешной реализации программы развития рынка образовательных услуг. Среди этих условий - формирования необходимых стимулов для участников рынка, создание мотивов, которые способствуют привлечению инвестиций. Для решения подобных заданий нужная координация разных инструментов экономической политики - налоговой, таможенной, регулятивной, бюджетных инвестиций, кредитов, гарантий, выделение средств в сфере образования, развития инфраструктуры.
Нужно признать, что недостатки свойственные украинскому рынку образовательных услуг в сфере менеджмента больше, чем преимущества.
Участники рынка к преимуществам украинского менеджмент-образования относят:
• фундаментальное базовое образование;
• сеть специализированных базовых школ, колледжей в структуре университетов.
Недостатками украинского менеджмент-образования можно назвать:
• отсутствие долговременных традиций учебы менеджмента;
• несоответствие учебных программ международным стандартам;
• нехватку и недостаточную квалификацию професорско-викладацкой составлю;
• недостаточное количество специалистов, которые выпускаются;
• низкое среднее качество подготовки студентов;
• несоответствие мировому уровню подготовки специалистов в подавляющем большинстве ВНЗ.
Ситуация, что сложилась, свидетельствует о неспособности участников рынка менеджмент-образования - университетов и бизнес-школ - обеспечить потребность бизнеса в соответствующих специалистах. Особенно это касается специалистов, призванных решать задание на стыке информационных технологий с менеджментом, экономикой, финансами, кадрами, готовых к работе в отраслях новой экономики. Среди таких нужных и в то же время недостаточно представленных на рынке труда специальностей - бизнес-аналитика управления информационными ресурсами предприятия, организация информационных систем и тому подобное.
Близко трети студентов в нашей стране учатся специальностям в областях экономики и менеджмента, причем преимущественно это образование платно, а следовательно, востребованная. Однако, как заметил П.Ф. Друкер, “Развитие бизнеса показывает, что спрос на красивых менеджеров растет быстрее, чем возможности их подготовки".
В результате изменений, которые происходят на рынке украинского менеджмент-образования, изменяется роль государства, которое, оставаясь гарантом доступности образования, перестает быть единственным контролером ее качества, разделяет; груз ресурсного обеспечения образования с частными структурами. В „Стратегии экономического и социального развития" Украины утверждается, что „люди с их интеллектуальным, предпринимательским, производственным потенциалом являются основным стратегическим ресурсом государства, главным фактором экономического роста. Наличие эффективной системы подготовки новых работников, которые бы отвечали современным требованиям к квалифицированной рабочей силе, является обязательным условием экономической стабильности общества". Придавая такое большое значение образованию, государство берет на себя ответственность за его развитие.
Одной из форм административно-правового влияния государства на процессы развития человеческого потенциала является стандартизация. Специалисты придерживаются двух точек зрения относительно стандартов в сфере менеджмент-образования. Одни считают, что стандарты сдерживают прогресс в образовании, не позволяют адекватно реагировать на быстро изменяемые потребности рынка труда. Другие подчеркивают необходимость сохранения стандартов как гаранта стабильности образовательной среды, особенно в условиях государственной системы образования.
Принимая во внимание стремление Украины стать полноправным членом Зоны европейского высшего образования, следует отметить необходимость модернизации имеющихся стандартов с учетом положений Болонской декларации.
Стандарты должны удовлетворять такие требования:
• отображать социально-экономические реалии функционирования системы образования в стране;
• определять минимальные требования к подготовке студентов и оставлять пространство для творчества в разработке учебных планов и программ, которые отображают профиль учебных заведений;
• стандарты высшего образования должны учитывать состояние и характер стандартов среднего образования;
• структура и содержание стандартов должны различаться для разных уровней образования.
Следовательно, стандарты, не ограничивая возможностей ВНЗ из повышения качества образования, призванные обеспечить преемственность и согласованность в образовательном пространстве страны.
Чтобы реализовать требования стандартов, организовать качественный образовательный процесс, ВНЗ необходимое разнообразное ресурсное обеспечение: научно-методическое, организационное, финансовое, информационное, техническое. Признание образования ключевым фактором конкурентоспособности, экономического роста и стабильности страны возлагает на украинское правительство обязательства з- ресурсной поддержки образования в стране. О том, в какой мере выполняет государство эти обязательства, свидетельствуют данные об инвестициях в человеческий капитал. В 2008 году в Украине суммарные расходы на образование составляли 3% ВВП (который составлял 19% от ВВП ЕС). Не удивительно, что за индексом развития человеческого потенциала Украина занимала 2008 году 95-то место среди 175 стран.
Проблема финансирования образования - одна из злободневных и в странах совершенствования научной и преподавательской деятельности", - отмечается в докладе, распространенном недавно Еврокомиссией.
Одним из финансовых инструментов усовершенствования образования в Украине, в частности развития менеджмент-образования, есть увеличение объема внебюджетного финансирования образования. Поэтому предметом особенного беспокойства украинского правительства должно стать повышение инвестиционной привлекательности сферы образования. Для этого могут быть использованы такие механизмы: введение льготного налогообложения частных инвестиций, включая освобождение от уплаты налогов из благодетельных пожертвований; разрешение организациям, которые направляют средства на образование, включать расходы на подготовку и переподготовку персонала в производственные расходы.
Главными производителями услуг на рынке менеджмент-образования в Украине являются университеты. По мере развития рынка происходит изменение системы мотивов и стимулов университетов, возникают новые аспекты в реализованных ими функциях. Как организация сферы образования с ее социально-экономической природой университет выполняет как экономическую, так и социальную функцию. В своей социальной роли университет призван удовлетворить общественные ожидания из повышения качества жизни, социального развития региона, где он размещен, и тому подобное.
Как коммерческая организация университет более инерционен, чем бизнес-структура, в его мотивационной структуре стремления признания, почета коллег, достижения научного приоритета преобладают над денежными мотивами. Успех в бизнесе зависит от умения быстро и соответственно адаптироваться к изменениям, которые происходят во внешней среде, от умения создать и эффективно использовать инновационный потенциал. Конечно, скорость и масштаб изменений, внедрения инноваций в бизнесе выше, чем в образовании. Однако, университета, чтобы быть востребованным на рынке образовательных услуг, не следует пренебрегать коммерческими мотивами. Нужная ориентация на постоянное совершенствование, что предусматривает оставление качества учебных материалов, учебного процесса, учебного результата. Особенная роль в расширении деловой активности принадлежит университетской науке. Плачевное состояние, в котором она сегодня находится, во многом объясняется ее неумением наладить эффективные коммуникации с бизнес-средой, найти эффективное практическое применение научным разработкам. Недостаточное государственное финансирование науки - одна сторона вопроса (доля расходов на науку в Украине составляла 2008 годов 0,4% ВВП), неспособность реализовывать собственные бизнес-проекты - внутренняя проблема университетской науки.
Инновацийнисть, быстрая реакция на потребности рынка труда, гибкость - это факторы конкурентоспособности и жизнеспособности университета. Как отметил Дерек Бок, прежний ректор Гарвардского университета, „...университеты имеют систему более благородных стимулов, чем бизнес-структуры", но „...в некотором смысле, корпорации, которые стимулируются деньгами, более эффективно функционируют, чем университеты, которые выполняют общественные задания". По его мнению, бизнес-сфера может научить университеты двум важным принципам. Во-первых, университетские администраторы, которые преимущественно являются интеллектуальными лидерами, должны больше исполнять роль корпоративного менеджера, а следовательно, стремиться снижать расходы и достигать большей эффективности. Второй принцип заключается в стремлении университетом постоянного улучшения своей деятельности.
Изменение мотивов и поведения университета можно начать с создания конкурентной среды в нем самом. Удачным примером этого является проект, воплощаемый в Государственном университете "Высшая школа экономики" (ГУ-ВШЕ, г. Москва). Проект предусматривает введение комплексного рейтинга для студентов, где каждый предмет имеет кредитный вес, зависимый от сложности, важности, объема знаний. Рейтинг определяется на основе итоговых оценок студента из выученных предметов и обновляется каждый семестр. Высокий рейтинг позволяет студентам, которые учатся на местах с оплатой стоимости учебы, получить скидку в оплате, размер которой варьируется от 25 до 100%. Рейтинговые таблицы поданы в интернете, что дает возможность работодателям оценить качество выпускников университета.
Одно из направлений реформирования университета, как и модернизации менеджмент-образования в целом, заключается в формировании новой образовательной среды. Его характеристики включают: внедрение в учебный процесс информационных, коммуникационных и аудиовизуальных технологий; облегчения доступа студентов и преподавателей к структурированным учебно-методическим материалам, учебных мультимедийных комплексов (университета); обеспечение возможности связи студента с преподавателем, получения консультации в онлайновому или офлайновому режимах.
В основе изменений в образовательной среде заключается кардинальный пересмотр концепции построения учебных материалов и учебных процессов. Новая концепция строится с учетом принципов функционирования общеевропейской системы высшего образования, определенных в пределах Болонского процесса, среди которых - введение двоциклового учебы; кредитной системы; контроль качества образования.
Большие возможности относительно модернизации образовательной среды имеет объектное построение учебных материалов. В соответствии с этим подходом учебный материал разбивают на части - объекты; совокупность мелких объектов образует композицию; объекты входят в логически последовательные действия, выполняемые в учебном процессе. Объектные системы организации знаний позволяют создавать гибкие, персонифицированные образовательные технологии, в результате чего кардинально изменяется содержание педагогической работы и принципы взаимодействия студента и преподавателя. Объектная концепция облегчает образование систем мониторинга, анализа результатов и оценивания качества учебного процесса.
Вместе с обновлением теоретического составного менеджмент-образования нужная модернизация практической подготовки студентов. Сегодня менеджерская практика начинается с третьего курса и часто имеет формальный характер.
Не все ВНЗ рассматривают практику как тренинг аналитических и организаторских способностей студента. Здесь уместно навести замечание лауреата Нобелевской премии в отрасли экономики 1991 года Рональда Коуза: „Современная экономика является теоретической системой, которая летает в небе, и мало связанная с тем, что происходит в реальном мире". Раннее привлечение студента в бизнес как необходимый элемент образования современного менеджера призвано уменьшить разрыв между теорией и практикой менеджмента.
Еще одним инструментом приближения образования к экономической реальности является так называемый компетентнисний подход. Он предусматривает выделение «ключевых компетенций» как нового типа образовательного результата, что не „сводится к простой комбинации знаний и навыков и ориентированного на решение реальных заданий".
Например, в отчете организации „СЕО Рогит" определено такие компетенции студентов: „инструменты XXЙ столетия, критически важные для достижения успеха в информационном веке, что быстро изменяется: умение использовать информационные технологии для систематизации и оценивания информации; компьютерная грамотность; творческое мышление {аргументация, принятие решений, решения проблем); умение налаживать эффективные коммуникации; способности к сотрудничеству и командной работе; навыки высокой производительности".
Как уже отмечалось, одна из ключевых особенностей новой экономики заключается в ускорении процесса обновления знаний, постоянном изменении необходимых человеку знаний и навыков.
Реакцией образовательной среды на эти процессы стала концепция непрерывной учебы, что приобрела официальное признание в документах, которые развивают идеи Болонского процесса (Пражское Коммюнике, 2001 год).
В „Национальной доктрине развития образования" развитие системы непрерывного образования и учебы на протяжении жизни определено как один из приоритетов государственной политики относительно развития образования. Эта концепция означает изменение не только системы учебы, но и управления ею, предусматривает партнерство государства и бизнеса в организации учебы сотрудников, в финансировании образовательного процесса.
Исходной предпосылкой формирования новой образовательной среды служит применение новых образовательных технологий, создание которых невозможное без широкого внедрения в образовательный процесс информационно-коммуникационных технологий (ИКТ): интернет-технологий и последних достижений в области мультимедиа. В итоге кардинально изменяется структура и организация образовательных систем. Доступ к учебно-методическим материалам и постоянный контакт с учебным центром обеспечивается средствами интернета, взаимодействие между преподавателями и студентами происходит в интерактивном режиме.
В развитых странах мира информатизацию образования считают ключевым направлением ее модернизации.
В „Проекте будущего нового образования на основе новых технологий" комиссии европейского парламента подчеркнуто, что новые информационные и коммуникационные технологии являются почти единственным перспективным направлением развития образовательных технологий. В каждой из стран ЕС разработаны программы развития систем электронной учебы. На внедрение ИКТ в образовательный процесс правительство США потрачено 40 млрд дол. в 2005 году.
Цель информатизации образования заключается в облегчении доступа к образованию, повышении качества образовательных услуг. Этому способствует, например, дистанционное .навчання. Систему дистанционной учебы определяют как комплекс программно-технических средств, методик и организационных мероприятий, что позволяют обеспечить доставку образовательной информации студентам с помощью сети, а также проверку знаний, полученных в пределах курса учебы. К преимуществам системы дистанционной учебы относят: значительную экономию времени и средств; предоставление возможности учебы большему количеству студентов; универсальный доступ к учебной системе через браузер; непрерывность учебы; возможность учебы в любое время, любом месте; накопление и сохранение статистики учебного процесса; повышение производительности учебы.
Внедрение информационных образовательных технологий - сложное задание, что нуждается в значительных ресурсах и сотрудничестве университетов, бизнес-структур и государства. В Украине важность учебы с использованием ИКТ и развитию дистанционной учебы определяют на государственном уровне.
Однако приходится констатировать, что уровень информатизации, в частности, в менеджмент-образовании, низкий. Тормозит информатизацию образования в Украине неудовлетворительное предоставление телекоммуникационных услуг. Об этом свидетельствуют такие данные Международного телекоммуникационного союза: за развитием телекоммуникационной инфраструктуры Украина находится на 67-м месте среди 80 стран; за доступом населения к телекоммуникационным технологиям - на 84-м месте среди 178 стран. Невзирая на то, что за 2007-2008 годы количество украинских пользователей интернета увеличилось в 6 раз, им охвачено лишь около 7% населения.
Среди проблем внедрения ИКТ в менеджмент-учебу можно назвать нехватку необходимой нормативной базы; неразвитость опорной инфраструктуры, что объединяет университетские сети в разных регионах Украины; недостаточную квалификацию использования ИКТ большой частью преподавательского состава.
При всей важности технологических инноваций в менеджмент-образовании следует признать, что главные проблемы, которые замедляют его модернизацию, имеют институционный характер и связанные с регламентацией, мотивациями и контролем качества образования. Среди этих проблем - дефицит взаимного доверия между государственными органами и бизнес-структурами, неадекватность образовательной среды современным глобальным экономическим тенденциям, недооцененного потенциала инноваций для повышении качества образовательного результата, отсутствие культуры сотрудничества и партнерства. Только совместимыми долговременными усилиями государства, бизнесу и ВНЗ можно стимулировать прогресс менеджмент-образования, превратить его в динамическую сферу подготовки квалифицированных специалистов, которым принадлежит строить новую экономику Украины.