Теоретические основы финансового менеджмента (работа 1)
МОСКОВСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Контрольное задание по дисциплине:
«ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА»
Студент Баталова В. М. Рег. №14019/СП
@ИМЭИ, г. Москва – 2009 года
1. Цели, задачи и сущность финансового менеджмента в условиях рыночной экономики
Финансы, их роль и функции в процессе общественного воспроизводства
Финансы представляют собой совокупность денежных отношений, возникающих в процессе создания фондов денежных средств у субъектов хозяйствования и у государства и использования их на цели воспроизводства, стимулирования и удовлетворения социальных нужд общества.
Финансовая деятельность хозяйствующего субъекта в контексте окружающей среды
Любой бизнес начинается с постановки трех ключевых вопросов, ответы на которые нужно найти:
- каковы должны быть величина и оптимальный состав активов компании, позволяющие достичь поставленные перед компанией цели и задачи;
- где найти источники финансирования и каков должен быть их оптимальный состав;
- как организовать текущее и перспективное управление финансовой деятельностью, обеспечивающее платежеспособность и финансовую устойчивость компании.
1.3 Эволюция финансового менеджмента
Систематизированный анализ финансового состояния посредством наборов аналитических коэффициентов начал распространяться в России сравнительно недавно — с начала 1990-х годов. Причин тому несколько:
резкое увеличение числа действительно самостоятельных организаций;
постепенное разрушение вертикальных связей в информационном обеспечении и усиление роли горизонтальных связей;
существенное повышение неопределенности относительно финансового состояния имеющихся и потенциальных контрагентов и т.п.
История становления анализа финансового состояния посредством коэффициентов не слишком продолжительна. Еще Евклид за 300 лет до новой эры упоминал в своих трудах о подобном анализе. Что касается приложения этой идеи к оценке финансового состояния, то большинство западных историков полагают, что это произошло во второй половине XIX в.
1.4 Финансовые рынки
а) рынок капитала;
б) валютный рынок;
в) рынок золота.
1.5 Принципы и система регулирования рынка ценных бумаг
Становление рынка ценных бумаг сопровождается вполне естественным процессом появления новых финансовых инструментов, которые в прессе, а также их эмитентами и распространителями именуются ценными бумагами, но на деле представляют собой лишь их суррогаты. Такие бумаги распространяют, как правило, коммерческие банки и специально созданные компании, занимающиеся финансовыми, кредитными и коммерческими операциями. Риск приобретения подобных ценных бумаг в некоторых случаях достаточно высок
1.6 Финансовые институты на рынке ценных бумаг
Финансовые активы и инструменты не могут существовать вне финансового рынка, представляющего собой организованную или неформальную систему торговли ими. На этом рынке происходят:
обмен деньгами,
предоставление кредита,
мобилизация капитала.
Основную роль здесь играют финансовые институты, направляющие потоки денежных средств от собственников к заемщикам.
Раздел 2. Понятийный аппарат и научный инструментарий финансового менеджмента
2.1 Логика построения концептуальных основ финансового менеджмента
В условиях рыночной экономики финансовый менеджер становится одной из ключевых фигур в компании. Он ответственен:
за постановку проблем финансового характера,
анализ целесообразности выбора того или иного способа их решения,
иногда за принятие окончательного решения по выбору наиболее приемлемого варианта действий.
В наиболее общем виде деятельность финансового менеджера может быть определена и структурирована следующим образом:
общий финансовый анализ и планирование;
обеспечение компании финансовыми ресурсами (управление источниками средств);
распределение финансовых ресурсов (инвестиционная политика и управление активами).
Логика выделения таких областей деятельности финансового менеджера тесно связана со структурой баланса как основной отчетной формой, отражающей имущественное и финансовое состояние компании.
2.2 Базовые концепции финансового менеджмента
Финансовый менеджмент базируется на ряде взаимосвязанных основных концепций, развитых в рамках теории финансов. Это концепции:
денежного потока,
временной ценности денежных ресурсов,
компромисса между риском и доходностью,
цены капитала,
эффективности рынка капитала,
асимметричности информации,
агентских отношений,
альтернативных затрат.
2.3 Финансовые инструменты
Существуют различные интерпретации понятия «финансовый инструмент». В наиболее общем виде к ним относят различные формы кратко- и долгосрочного инвестирования, торговля которыми осуществляется на финансовых рынках:
долевые и долговые ценные бумаги,
депозитарные расписки,
опционы,
варранты,
форвардные контракты,
фьючерсы,
свопы.
Существует и более упрощенное толкование сущности понятия “финансовый инструмент”. В соответствии с этим определением выделяют три основные категории финансовых инструментов:
денежные средства (средства в кассе и на расчетном счете, валюта);
кредитные инструменты (облигации, форвардные контракты, фьючерсы, опционы, свопы и пр.);
способы участия в уставном капитале (акции и паи).
2.4 Производные финансовые инструменты
Производные ценные бумаги представляют собой ценные бумаги, удостоверяющие право их владельца на покупку или продажу других ценных бумаг (акций, облигаций и самих производных ценных бумаг) или какого-то товара. Они разнообразны по составу, в частности, к ним можно отнести:
депозитарные свидетельства,
фьючерсы,
опционы,
свопы и др.
2.5 Основные прогнозо-финансовые методы и приемы, используемые в финансовом менеджменте
Основными методами являются:
прогнозирование;
планирование;
налогообложение;
страхование;
кредитование;
самофинансирование;
система финансовой помощи;
система финансовых санкций;
система производства амортизационных отчислений;
система стимулирования;
принципы ценообразования;
трастовые операции;
залоговые операции;
трансфертные платежи;
факторинг;
аренда;
лизинг.
2.6 Основные типы моделей, используемых в финансовом анализе и прогнозировании
В основе методов ситуационного анализа и прогнозирования лежат модели, предназначенные для изучения функциональных или жестко детерминированных связей, когда каждому значению факторного признака соответствует вполне определенное неслучайное значение результативного признака.
2.7 Элементы теории моделирования и анализа факторных систем
- Метод построения дерева решений.
- Прогнозирование на основе пропорциональных зависимостей
- Метод пропорциональных зависимостей показателей
Раздел 3. Бухгалтерская отчетность в системе информационного обеспечения процесса управления деятельностью хозяйствующего субъекта
3.1 Бухгалтерская отчетность как средство коммуникации
Информационное обеспечение процесса управления финансами это - совокупность информационных ресурсов и способов их организации, необходимых и пригодных для реализации аналитических процедур, обеспечивающих финансовую сторону деятельности компании. В его состав входят пять укрупненных блоков:
информация регулятивно-правового характера;
финансовая информация нормативно-справочного характера;
бухгалтерская отчетность;
статистическая финансовая информация;
несистемные данные.
3.2 Информационное обеспечение деятельности финансового менеджера
Основой информационного обеспечения системы финансового менеджмента служит любая информация финансового характера:
бухгалтерская отчетность;
сообщения финансовых органов;
информация учреждений банковской системы;
информация товарных, фондовых и валютных бирж;
прочая информация.
3.3 Принципы регулирования бухгалтерской отчетности в России
В настоящее время отечественная отчетность в достаточной степени приближена к международным стандартам. Безусловно, основным принципом регулирования бухгалтерской отчетности в РФ является то, что соответствующие документы разрабатывают в основном государственные органы. Главным из документов является Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.96
3.4 Состав и содержание бухгалтерской отчетности
В состав годовой отчетности входят:
бухгалтерский баланс (форма №1),
отчет о финансовых результатах (форма №2),
отчет о движении капитала (форма №3),
отчет о движении денежных средств (форма №4),
приложение к бухгалтерскому балансу (форма №5).
Помимо этих форм в годовой отчет входят: пояснительная записка, итоговая часть аудиторского заключения и специализированные формы. В состав квартальной отчетности, как правило, входят формы №1 и №2.
3.5 Эволюция бухгалтерской отчетности в России
При централизованно планируемой экономике отчетность обеспечивала информационную поддержку доминировавших в то время вертикальных связей между субъектами; в рыночной экономике приоритетность горизонтальных связей предполагает иное целевое назначение и информационное содержание отчетных форм.
Основной тенденцией в регулировании отчетности в советский период была жесткая регламентация ее состава. С переходом к рыночной экономике наблюдается приближение отчетности к требованиям международных стандартов.
Бухгалтерская отчетность в России в последние годы претерпела значительные изменения, в частности, резко уменьшилось количество отчетных форм, изменилась структура отчетности, введены новые статьи. Основная причина — изменение экономических отношений в стране и вызванная этим трансформация отечественной системы бухгалтерского учета в соответствии с международной практикой.
Раздел 4. Методические основы анализа финансово-хозяйственной деятельности коммерческой организации
4.1 Основные принципы и логика анализа финансово-хозяйственной деятельности
Формам бухгалтерской отчетности присущи логические, а также прямые и косвенные информационные (контрольные соотношения между статьями) взаимосвязи. Знание этих взаимосвязей позволяет аналитику проверять качество подготовки отчетности, прежде чем приступать к ее чтению. В настоящее время известны различные методики чтения и анализа отчетности; все они включают вертикальный и горизонтальный анализ отчетности, а также расчет аналитических коэффициентов.
Вертикальный анализ заключается в структурном представлении отчетной формы с целью выявления относительной значимости тех или иных ее статей.
Горизонтальный анализ — это расчет динамики отдельных статей отчетной формы с целью выявления и прогнозирования присущих им тенденций.
4.2 Процедуры анализа финансово-хозяйственной деятельности
В научной и учебно-методической литературе принято выделять два вида анализа: внутренний и внешний. Основных различий между ними два: широта и доступность привлекаемого информационного обеспечения; степень формализуемости аналитических процедур и алгоритмов.
В рамках внутреннего анализа возможно привлечение практически любой необходимой информации, в том числе и не являющейся общедоступной, в частности, для внешних аналитиков.
Методики внешнего анализа основаны на предположении об определенной информационной ограниченности анализа; как правило, подобные методики строятся на базе наиболее полного набора общедоступных финансовых отчетов, содержащихся в годовой отчетности.
Что касается второго различия, то оно в значительной степени также предопределяется составом и структурой исходных данных, которыми располагает аналитик. Поскольку для внутреннего анализа могут быть доступны различные внутренние отчеты и формы, не являющиеся унифицированными и обязательными к составлению во всех коммерческих организациях и с заданной периодичностью, многие аналитические процедуры не предопределены заранее, и анализ в этом случае творческий, в определенной степени импровизированны
4.3 Эволюция подходов к оценке финансово-хозяйственной деятельности
Систематизированный анализ финансового состояния посредством наборов аналитических коэффициентов начал распространяться в России сравнительно недавно — с начала 1990-х годов. Причин тому несколько:
резкое увеличение числа действительно самостоятельных организаций;
постепенное разрушение вертикальных связей в информационном обеспечении и усиление роли горизонтальных связей;
существенное повышение неопределенности относительно финансового состояния имеющихся и потенциальных контрагентов и т.п.
4.4 Система показателей оценки имущественного и финансового положения коммерческой организации
Экономический потенциал хозяйствующего субъекта может быть охарактеризован двояко: с позиции имущественного положения; с позиции его финансового положения.
Обе стороны финансово-хозяйственной деятельности взаимосвязаны – нерациональная структура имущества, его некачественный состав могут привести к ухудшению финансового положения и, наоборот.
Так, неоправданное омертвление средств в неходовых товарах, дебиторской задолженности может повлиять на своевременность текущих платежей, а неоправданный рост заемных средств привести к необходимости сокращения имущества предприятия для расчетов с кредиторами.
4.5 Способы использования аналитических показателей
- комплексная оценка финансового состояния;
- оценка отдельной группы учетных объектов или отдельной стороны;
- оценка деятельности коммерческой организации;
- оценка практики финансирования запасов;
- оценка степени удовлетворительности структуры баланса.
Раздел 5. Финансовое планирование и методы прогнозирования
5.1 Виды планов, содержание и последовательность их разработки
В основе финансового планирования лежат стратегический и производственные планы.
Финансовый план представляет собой документ, характеризующий способ достижения финансовых целей компании и увязывающий ее доходы и расходы. В процессе финансового планирования:
а) идентифицируются финансовые цели и ориентиры компании;
б) устанавливается степень соответствия этих целей текущему финансовому состоянию компании;
в) формулируется последовательность действий, направленных на достижение поставленных целей.
При подготовке плана нужно учитывать:
а) наличие ограничений, с которыми сталкивается компания (требования по охране окружающей среды; требования рынка по объему, структуре и качеству продукции; технические, технологические и кадровые особенности данной компании);
б) дисциплинирующую роль плана для работы финансового менеджера;
в) условность планов в силу естественной неопределенности развития экономической ситуации в глобальном и локальном масштабах.
5.2 Основные финансовые показатели в системе бизнес-планирования
объем реализации,
себестоимость продукции в целом и по важнейшим статьям,
потребность в источниках финансирования,
величину денежных потоков и т.п.
5.3 Финансовое планирование в системе бюджетирования текущей деятельности
Финансовый план представляет собой документ, характеризующий способ достижения финансовых целей компании и увязывающий ее доходы и расходы. В процессе финансового планирования:
а) идентифицируются финансовые цели и ориентиры компании;
б) устанавливается степень соответствия этих целей текущему финансовому состоянию компании;
в) формулируется последовательность действий, направленных на достижение поставленных целей.
Известны два типа финансовых планов: долгосрочный и краткосрочный.
Основное целевое назначение первого — определение допустимых с позиции финансовой устойчивости темпов расширения компании.
Целью второго является обеспечение постоянной платежеспособности компании.
5.4 Методы прогнозирования основных финансовых показателей
Из множества подходов к прогнозированию наибольшее распространение получили три, в основе которых лежат:
методы экспертных оценок;
методы обработки пространственных, временных и пространственно-временных совокупностей;
методы ситуационного анализа и прогнозирования.
5.5 Прогнозирование на основе пропорциональных зависимостей
Любая социально-экономическая система может быть описана различными способами; в числе основных ее характеристик, имеющих существенное значение для понимания логики планирования финансово-хозяйственной деятельности, — взаимосвязь и инерционность.
Одной из очевидных особенностей действующей коммерческой организации как системы является естественным образом согласованное взаимодействие отдельных ее элементов. Поскольку многие стороны деятельности компании можно описать при помощи количественных оценок, подобная согласованность распространяется и на эти оценки, т.е. многие показатели, даже не будучи связанными между собой, формализованными алгоритмами, изменяются в динамике согласованно. Это и понятно: если некая система находится в состоянии равновесия, то отдельные ее элементы не могут действовать хаотично, по крайней мере, вариабельность действий имеет определенные ограничения.
Вторая характеристика — инерционность — в приложении к деятельности компании также достаточно очевидна. Смысл ее состоит в том, что в стабильно работающей компании с устоявшимися технологическими процессами и коммерческими связями не может быть резких всплесков в отношении ключевых количественных характеристик.
Раздел 6. Категории риска и левериджа, их взаимосвязь
6.1 Леверидж и его роль в финансовом менеджменте
В терминах финансов взаимосвязь между прибылью и стоимостной оценкой затрат активов или фондов, понесенных для получения данной прибыли, характеризуется показателем левериджа. В буквальном понимании леверидж означает действие небольшой силы (рычага), при помощи которой можно перемещать довольно тяжелые предметы. В приложении к экономике он трактуется как некоторый фактор, небольшое изменение которого может привести к существенному изменению ряда результативных показателей.
6.2 Метод расчета критического объема продаж
Необходимость контроля над уровнями производственного и финансового левериджа привела к широкому распространению в аналитической работе метода «мертвой точки», или определения критического объема продаж. В приложении к оценке и достижению приемлемого уровня левериджа метод «мертвой точки» заключается в определении для каждой конкретной ситуации объема выпуска, обеспечивающего безубыточную деятельность. В зависимости от того, производственный или финансовый леверидж оценивается, термин «безубыточная деятельность» имеет разную интерпретацию.
В первом случае под безубыточной понимается деятельность, обеспечивающая валовой доход; отметим, что здесь вовсе не гарантируется прибыль, поскольку теоретически, например при неблагоприятных условиях, весь валовой доход может быть использован на оплату процентов по ссудам и займам.
При анализе финансового левериджа оценивается трансформация валового дохода в чистую прибыль.
Рассмотренные виды риска играют большую роль при управлении структурой капитала, выборе дивидендной политики, управлении инвестиционными проектами.
6.3 Оценка производственного левериджа
Производственный леверидж количественно определяется соотношением между постоянными и переменными расходами в общей их сумме и вариабельностью показателя прибыли до вычета процентов и налогов.
Именно этот показатель прибыли позволяет выделить и оценить влияние изменчивости операционного левериджа на финансовые результаты деятельности компании. Если доля постоянных расходов велика, говорят, что компания имеет высокий уровень производственного левериджа; в этом случае высок и уровень производственного риска.
6.4 Оценка финансового левериджа
По аналогии с производственным левериджем уровень финансового левериджа может измеряться несколькими показателями. Наибольшую известность получили два из них:
1) соотношение заемного и собственного капитала;
2) отношение темпа изменения чистой прибыли к темпу изменения прибыли до вычета процентов и налогов.
Раздел 7. Основы финансовой математики
7.1 Логика финансовых операций в рыночной экономике
Логика построения основных алгоритмов достаточно проста и основана на следующей идее.
Простейшим видом финансовой сделки является однократное предоставление в долг некоторой суммы PV с условием, что через некоторое время t будет возвращена большая сумма FV. Результативность подобной сделки может быть охарактеризована двояко:
либо при помощи получаемого прироста
либо путем расчета некоторого относительного показателя.
7.2 Процентные ставки и методы их исчисления
Абсолютные показатели чаще всего не подходят для подобной оценки ввиду их несопоставимости в пространственно-временном аспекте. Поэтому пользуются специальным коэффициентом — ставкой (r). Этот показатель рассчитывают отношением приращения исходный суммы к базовой величине, в качестве которой можно брать либо PV (получим процентную ставку), либо FV (получим учетную ставку).
Итак, в любой простейшей финансовой сделке всегда присутствуют три величины: FV, PV и ставка r. Две из которых заданы, а одна является искомой.
Процесс, в котором заданы исходная сумма и процентная ставка, в финансовых вычислениях называется процессом наращения.
Процесс, в котором заданы ожидаемая в будущем к получению (возвращаемая) сумма и ставка (коэффициент дисконтирования), называется процессом дисконтирования.
7.3 Понятие приведенной стоимости
Для измерения эффективности инвестиций применяются различные показатели, среди них "чистая дисконтированная стоимость" (в разных источниках переводится как "чистая текущая стоимость", "чистая приведенная стоимость", "чистый приведенный доход"), "внутренняя норма рентабельности".
7.4 Виды денежных потоков
На практике большее распространение получил поток постнумерандо, в частности, именно этот поток лежит в основе методик анализа инвестиционных проектов. Некоторые объяснения этому можно дать исходя из общих принципов учета, согласно которым принято подводить итоги и оценивать финансовый результат того или иного действия по окончания очередного отчетного периода. Что касается поступления денежных средств в счет оплаты, то на практике око чаще всего распределено во времени неравномерно и потому удобнее условно отнести все поступления к концу периода. Благодаря этому соглашению формируются равные временные периоды, что позволяет разработать удобные формализованные алгоритмы оценки. Поток пренумерандо имеет значение при анализе различных схем накопления денежных средств для последующего их инвестирования.
7.5 Оценка денежного потока с неравными поступлениями
Ситуация, когда денежные поступления по годам варьируют, является наиболее распространенной. Общая постановка задачи в этом случае такова.
Пусть С1, С2,….Сn - денежный поток; r - коэффициент дисконтирования. Поток, все элементы которого с помощью дисконтирующих множителей приведены к одному моменту времени, а именно - к настоящему моменту, называется приведенным. Требуется найти стоимость данного денежного потока с позиции будущего и с позиции настоящего.
7.6 Оценка аннуитетов
Одним из ключевых понятий в финансовых и коммерческой расчетах является понятие аннуитета. Логика, заложенная в схему аннуитетных платежей, широко используется при оценке долговых и долевых ценных бумаг, в анализе инвестиционных проектов, а также в анализе аренды.
Раздел 8. Методы оценки финансовых активов
8.1 Базовая модель оценки финансовых активов
Любой товар имеет множество характеристик: цена, степень соответствия моде, потребительские качества, наличие потенциальной способности приносить доход своему владельцу и др. Финансовый актив, являясь, в принципе, обычным товаром на рынке капиталов, также может быть охарактеризован с различных позиций, причем основные его характеристики, без сомнения, — цена, стоимость, доходность и риск. Именно они лежат в основе управления финансовыми активами, которое сводится, по сути, к принятию решений кратко- и долгосрочного характера в отношении целесообразности их приобретения, продажи и сочетания.
8.2 Оценка долговых ценных бумаг
Облигации являются долговыми ценными бумагами. Они могут выпускаться в обращение государством или корпорациями; в последнем случае облигации называются долговыми частными ценными бумагами. Как правило, облигации приносят их владельцам доход в виде фиксированного процента к нарицательной стоимости. Вместе с тем существуют облигации с плавающей ставкой, меняющейся по вполне определенному алгоритму.
Облигации имеют нарицательную (или номинальную), выкупную и рыночную цену.
Номинальная цена напечатана на самой облигации и используется в качестве базы для начисления процентов.
Выкупная цена – это цена, по которой производится выкуп облигации эмитентом по истечении срока займа; она может совпадать с нарицательной стоимостью и определяться условиями займа.
Рыночная (курсовая) цена облигации определяется конъюнктурой рынка.
Значение рыночной цены облигации в процентах к номиналу называется курсом облигации.
Периодическая выплата процентов по облигациям осуществляется по купонам – вырезным талонам с напечатанной на нем цифрой купонной ставки. Факт оплаты дохода сопровождается изъятием купона из прилагаемой к облигации карты.
8.3 Оценка долевых ценных бумаг
Акции – это ценные бумаги, выпускаемые акционерными обществами для финансирования своей деятельности, указывающие на долю владельца в капитале данного общества.
Различают несколько видов цены акции: номинальная, эмиссионная, балансовая, ликвидационная, курсовая.
Номинальная цена акции – это цена, указанная на бланке акции.
Эмиссионная цена представляет собой цену, по которой акция эмитируется, то есть продается на первичном рынке.
Ликвидационная цена может быть определена лишь в момент ликвидации общества.
Курсовая (рыночная, текущая) цена котировки акций на вторичном рынке ценных бумаг.
8.4 Доходность финансового актива: виды и оценка
Доходность финансового актива - относительный показатель, рассчитываемый соотнесением некоторого дохода, генерируемого данным активом, с величиной исходной инвестицией в него.
Раздел 9. Риск и доходность финансовых активов
9.1 Концепция риска и методы его оценки
Финансовый менеджер должен сознательно идти на риск, если он надеется получить соответствующий доход от осуществления инвестиционного проекта. Естественно, по отдельным проектам после оценки уровня риска можно принять тактику "избежания риска", однако полностью исключить риск из инвестиционной деятельности предприятия невозможно, т.к. риск - объективное явление, присущее большинству хозяйственных операций.
Различают следующие методы управления риском:
- уклонение или избежание;
- предупреждение и контроль возможных потерь;
- принятие риска на себя;
- перенос или передача риска.
9.2 Риск инвестиционного портфеля
Объединяя различные финансовые инструменты в портфель, инвестор стремится максимально диверсифицировать риск, то есть избежать одновременного изменения доходности каждого инструмента в одном и том же направлении. Та часть рыночного риска, которая поддается такой диверсификации, называется несистематическим или диверсифицируемым риском. Величина рыночного риска, не поддающаяся диверсификации, называется систематическим (не диверсифицируемым) риском.
9.3 Принципы формирования портфеля инвестиций
Инвестиционный портфель предприятия в общем случае формируется на основании следующих принципов: - обеспечение реализации инвестиционной стратегии. Формирование инвестиционного портфеля должно соответствовать инвестиционной стратегии предприятия, обеспечивая преемственность долгосрочного и среднесрочного планирования инвестиционной деятельности предприятия; - обеспечение соответствия портфеля инвестиционным ресурсам, т.е. перечень выбираемых объектов инвестиций должен ограничиваться возможностями обеспечения их ресурсами; - оптимизация соотношения доходности и ликвидности, что означает соблюдение определенных инвестиционной стратегией предприятия пропорций между доходом и риском; - оптимизация соотношения доходности и риска - это соблюдение определенных инвестиционной стратегией предприятия пропорций между доходом и ликвидностью; - обеспечение управляемости портфелем - соответствие объектов инвестирования кадровому потенциалу и возможности осуществления оперативного реинвестирования средств.
9.4 Модель оценки доходности финансовых активов
Инвесторы сталкиваются с проблемой оценки стоимости активов. Она зависит главным образом от их риска и доходности, На рынке выдерживается закономерность: чем выше потенциальный риск, тем выше должна быть и ожидаемая доходность. У каждого инвестора формируются свои прогнозы относительно отмеченных параметров. В то же время рынок постоянно движется в направлении определенной равновесной оценки риска и доходности активов. Возможные расхождения в оценках, в первую очередь, связаны с ассиметричностью информации, которой обладают разные инвесторы. В условиях хорошо развитого рынка новая информация находит быстрое отражение в курсовой стоимости активов. Поэтому для таких условий можно разработать модель, которая бы удовлетворительно описывала взаимосвязь между риском и ожидаемой доходностью активов. Такая модель разработана в середине 60-х гг. У. Шарпом и Дж. Линтерном и получила название модели оценки стоимости активов (capital asset pricing model — САРМ).
9.5 Индикаторы на рынке ценных бумаг
К основным индикаторам на рынке ценных бумаг относятся следующие:
1. Торговое сальдо, т.е. разница между объемом продаж и покупок ценных бумаг свидетельствует об уровне покупательской способности;
2. Объем реализации, т.е. общий объем продаж ценных бумаг служит индикатором стабильности рынка ценных бумаг и общей экономической активности;
3. Объем промышленного производства даёт представление об уровне выпуска продукции предприятиями в предыдущем периоде и показывает степень интенсивности экономических спадов и бумов;
4. Валовой национальный продукт (ВНП) отражает совокупную стоимость конечных товаров и услуг, произведённых за конкретный период времени (обычно за год), и подтверждает данные о направлении и размерах экономических изменений;
5. Индекс потребительских цен определяет уровень инфляции и является решающим фактором для установления цен на боны, облигации и другие ценные бумаги.
Раздел 10. Принятие решений по инвестиционным проектам
10.1 Разработка вариантов инвестиционных проектов
В основе процесса принятия управленческих решений инвестиционного характера лежит оценка и сравнение объема предполагаемых инвестиций и будущих денежных поступлений. Общая логика анализа с использованием формализованных критериев в принципе достаточно очевидна: необходимо некоторым образом сравнить величину требуемых инвестиций с прогнозируемыми доходами. Поскольку сравниваемые показатели относятся к различным моментам времени, ключевой проблемой здесь является проблема их сопоставимости.
10.2 Критерии оценки инвестиционных проектов
Критерии, используемые в анализе инвестиционной деятельности, можно подразделить на две группы в зависимости от того, учитывается или нет временной параметр:
а) основанные на дисконтированных оценках;
б) основанные на учетных оценках.
К первой группе относятся критерии:
- чистый приведенный эффект,
- индекс рентабельности инвестиции;
- внутренняя норма прибыли;
- модифицированная внутренняя норма прибыли,
- дисконтированный срок окупаемости инвестиции.
Ко второй группе относятся критерии:
- срок окупаемости инвестиций;
- коэффициент эффективности инвестиций.
10.3 Противоречивость критериев оценки
Критическими моментами в процессе оценки единичного проекта или составления бюджета капиталовложений являются:
а) прогнозирование объемов реализации с учетом возможного спроса на продукцию (поскольку большая часть проектов связана с дополнительным выпуском продукции);
б) оценка притока денежных средств по годам;
в) оценка доступности требуемых источников финансирования;
г) оценка приемлемого значения цены капитала, используемого в том числе и в качестве коэффициента дисконтирования.
10.4 Сравнительная характеристика критериев NPV и IRR
Метод расчета чистого приведенного эффекта.
В основе данного метода заложено следование основной целевой установке, определяемой собственниками компании, - повышение ценности фирмы, количественной оценкой которой служит ее рыночная стоимость. Pn. Общая накопленная величина дисконтированных доходов (PV) и чистый приведенный эффект соответственно рассчитываются по формулам:
(5.1)
(5.2)
где Рк – величина годового дохода в году к;
PV – общая накопленная величина дисконтированных доходов;
NPV – прогнозная оценка изменения экономического потенциала компании в случае принятия проекта;
IC – исходная инвестиция в проект.
Очевидно, что если:
NPV> 0, то проект следует принять;
NPV < 0, то проект следует отвергнуть;
NPV = 0, то проект ни прибыльный, ни убыточный.
Необходимо отметить, что показатель NPV отражает прогнозную оценку изменения экономического потенциала компании в случае принятия рассматриваемого проекта.
Метод расчета внутренней нормы прибыли инвестиции.
Под внутренней нормой прибыли инвестиции (синонимы: внутренняя доходность, внутренняя окупаемость) понимают значение коэффициента дисконтирования г, при котором NPV проекта равен нулю:
IRR = г, при котором NPV =f(г) == 0.
Иными словами, если обозначить IC = CF0, то IRR находят из уравнения
(5.4)
Смысл расчета внутренней нормы прибыли при анализе эффективности планируемых инвестиций, как правило, заключается в следующем:
IRR показывает ожидаемую доходность проекта и, следовательно, максимально допустимый относительный уровень расходов, которые могут быть ассоциированы с данным проектом.
10.5 Оценка инвестиционных проектов с неординарными денежными потоками
10.6 Модифицированная внутренняя норма прибыли
Под внутренней нормой прибыли инвестиции (синонимы: внутренняя доходность, внутренняя окупаемость) понимают значение коэффициента дисконтирования г, при котором NPV проекта равен нулю:
IRR = г, при котором NPV =f(г) == 0.
Иными словами, если обозначить IC = CF0, то IRR находят из уравнения
(5.4)
Смысл расчета внутренней нормы прибыли при анализе эффективности планируемых инвестиций, как правило, заключается в следующем:
IRR показывает ожидаемую доходность проекта и, следовательно, максимально допустимый относительный уровень расходов, которые могут быть ассоциированы с данным проектом.
10.7 Сравнительный анализ проектов различной продолжительности
Главным направлением предварительного анализа является определение показателей возможной экономической эффективности инвестиций, т.е. отдачи от капитальных вложений, которые предусматриваются проектом. Как правило, в расчетах принимается во внимание временной аспект стоимости денег.Под долгосрочными инвестициями в основные средства (капитальными вложениями) понимают затраты на создание и воспроизводство основных средств. Капитальные вложения могут осуществляются в форме капитального строительства и приобретения объектов основных средств.При анализе инвестиционных проектов исходят из определенных допущений. Во-первых, с каждым инвестиционным проектом принято связывать денежный поток. Чаще всего анализ ведется по годам. Предполагается, что все вложения осуществляются в конце года, предшествующего первому году реализации проекта, хотя в принципе они могут осуществляться в течение ряда последующих лет. Приток (отток) денежных средств относится к концу очередного года
10.8 Анализ инвестиционных проектов в условиях инфляции
При оценке эффективности капитальных вложений следует обязательно учитывать влияние инфляции. Это достигается путем корректировки элементов денежного потока или коэффициента дисконтирования на индекс инфляции (i).
Наиболее совершенной является методика, предусматривающая корректировку всех факторов (в частности, объема выручки и переменных расходов), влияющих на денежные потоки проектов. При этом используются различные индексы, поскольку динамика цен на продукцию предприятия и потребляемое им сырье может существенно отличаться от динамики инфляции. Рассчитанные с учетом инфляции денежные потоки анализируются с помощью критерия NPV.
Методика корректировки на индекс инфляции коэффициента дисконтирования является более простой.
Можно написать общую формулу, связывающую обычный коэффициент дисконтирования (r), применяемый в условиях инфляции номинальный коэффициент дисконтирования (р) и индекс инфляции (i):
1 +p= (1 + r) (1 + i).
Как уже отмечалось, основными характеристиками инвестиционного проекта являются элементы денежного потока и коэффициент дисконтирования, поэтому учет риска осуществляется поправкой одного из этих параметров.
10.9 Анализ инвестиционных проектов в условиях риска
Первый подход связан с расчетом возможных величин денежного потока и последующим расчетом NPV для всех вариантов. Анализ проводится по следующим направлениям:
по каждому проекту строят три его возможных варианта развития: пессимистический, наиболее вероятный, оптимистический;
по каждому из вариантов рассчитывается соответствующий NPV, т.е. получают три величины: NPVp, NPVml, NPVo;
для каждого проекта рассчитывается размах вариации NPV по формуле
R(NPV) = NPVo - NPVp ;
из двух сравниваемых проектов тот считается более рискованым, у которого размах вариации NPV больше.
В этом случае:
по каждому варианту рассчитывается пессимистическая, наиболее вероятная и оптимистическая оценки денежных поступлений и NPV;
для каждого проекта значениям NPVp, NPVml, NPVo присваиваются вероятности их осуществления;
для каждого проекта рассчитывается вероятное значение NPV, взвешенное по присвоенным вероятностям, и среднее квадратическое отклонение от него;
проект с большим значением среднего квадратического отклонения считается более рискованным.
10.10 Специальные области применения критериев оценки инвестиционных проектов
При анализе условий применения IRR-метода в литературе выделяются два типа инвестиционных проектов: изолированно проводимые, или чистые инвестиции (pure investments), и смешанные (mixed investments).
Под чистыми инвестициями понимаются инвестиции, которые не требуют промежуточных капиталовложений, а полученные от реализации проекта средства направляются на амортизацию вложенного капитала и в доход. Нормальным признаком чистых инвестиций является характер динамики сальдо денежных потоков: до определенного момента времени только отрицательные сальдо (т.е. превышения расходов над доходами), а затем - только положительные сальдо (чистый доход), причем итоговое сальдо денежных потоков должно быть неотрицательным (т.е. проект должен быть номинально прибыльным).
Формальным признаком смешанных инвестиций является чередование положительных и отрицательных сальдо денежных потоков в ходе реализации проекта.
В целом по сравнению с NPV-методом использование показателя внутренней нормы прибыли связано с большими ограничениями.
Во-первых, для IRR-метода действительны все ограничения NPV-метода, т.е. необходимость изолированного рассмотрения инвестиционного проекта, необходимость прогнозирования денежных потоков на весь период реализации проекта и т.д.
Во-вторых, сфера применения IRR-метода ограничена только областью чистых инвестиций.
10.11 Формирование бюджета капиталовложений
Под инвестициями или капиталовложениями в самом общем смысле понимается временный отказ экономического субъекта от потребления имеющихся у него в распоряжении ресурсов (капитала) и использование этих ресурсов для увеличения в будущем своего благосостояния. Практически все виды хозяйственной деятельности предприятий связаны с необходимостью осуществления инвестиций в реальные активы. На большинстве предприятий это инвестирование является в современных условиях единственным направлением инвестиционной деятельности. Это определяет высокую роль управления реальными инвестициями и источниками их финансирования в системе инвестиционной деятельности предприятия. Финансовые ресурсы предприятия - это денежные средства, имеющиеся в распоряжении предприятия и предназначенные для осуществления текущих затрат и затрат по расширенному воспроизводству, для выполнения финансовых обязательств и экономического стимулирования работающих. Финансовые ресурсы направляются также на содержание и развитие объектов непроизводственной сферы, потребление, накопление, в специальные резервные фонды и др.
10.12 Оптимизация бюджета капиталовложений
Проблемы оптимизации бюджета капиталовложений. Во-первых, предприятия по ряду причин могут ограничивать свой бюджет капиталовложений суммами, меньшими, чем оптимальные, определение которых рассмотрено ранее. В этом случае оптимизация бюджета капиталовложений определяется как процедура отбора группы проектов по критерию максимального суммарного NPV из числа имеющих удовлетворительные величины NPV и IRR при ограниченном объеме инвестиций.
Во-вторых, отбор проектов по критерию NPV на практике основывается на учетных доходах, отнесенных на конец каждого периода, а не на денежных потоках, с которыми связана доходность акций, которые обоснованно в связи с выплатой дивидендов в конце годового периода относятся на конец периода.
В-третьих, необходимо учитывать соображения стратегического характера, которые могут предусматривать получение конкурентных преимуществ в отдаленном будущем; они связаны с реальными опционами.
Раздел 11. Анализ и управление оборотными средствами
11.1 Политика предприятия в области оборотного капитала
В отечественной литературе существуют различные интерпретации термина «капитал» и производных от него. В данном случае под оборотным капиталом мы будем понимать оборотные средства (синонимы: текущие средства, мобильные активы), то есть активы, вложения в которые проходят полный кругооборот не реже, чем в течение года.
Возможна различная классификация оборотных средств, однако для финансового менеджера особый интерес представляют три группы оборотных средств: производственные запасы, дебиторская задолженность, денежные средства. Логика построения баланса как основной модели компании в терминах финансов подсказывает, что каждая статья актива должна иметь некоторый источник покрытия: можно приобрести актив, наращивающий имущественный потенциал компании, только в том случае, когда одновременно возникает источник в виде обязательства (задолженности) расплатиться в будущем.
Теоретически предполагается, что оборотные средства покрываются из двух источников: собственного капитала, т.е. долгосрочной задолженности перед владельцами компании, и краткосрочных пассивов, т.е. краткосрочной задолженности, требующей своего погашения по крайней мере в течение года. Именно последний источник чаще всего играет главную роль в финансировании оборотных средств. Из-за этой особенности их анализ, как правило, предполагает учет и краткосрочных пассивов. Рассмотрим основные принципы принятия финансовых решений в отношении оборотных средств.
11.2 Анализ управления производственными запасами
Производственные запасы в данном случае понимаются в более широком смысле, нежели просто сырье и материалы, необходимые для производственного процесса. К производственным запасам относятся:
- сырье и материалы, включая малоценные и быстроизнашивающиеся предметы,
- незавершенное производство,
- готовая продукция,
- товары для перепродажи.
Для финансового менеджера огромную роль играет и знание принципов анализа производственных запасов. Не вдаваясь подробно в методику анализа, отметим только, что в ее основе лежит, в частности, понимание принципов представления запасов в отчетности. В зависимости от того, какие методы учета запасов (или себестоимости продукции) определены учетной политикой компании, возможна различная оценка средств, вложенных в запасы, а следовательно, и различные значения параметров, участвующих в определении оптимальной политики управления ими.
11.3 Анализ управления дебиторской задолженностью
Уровень дебиторской задолженности определяется многими факторами:
- видом продукции,
- емкостью рынка,
- степенью насыщенности рынка данной продукцией,
Система управления дебиторской задолженностью требует постоянного контроля по ряду параметров. К ним относятся:
время обращения средств, вложенных в дебиторскую задолженность;
структура дебиторов по различным признакам;
схемы расчетов с покупателями и возможность их унификации;
схема контроля за исполнением дебиторами своих обязательств; схема контроля и принципы резервирования сомнительных долгов;
система мер, касающихся недобросовестных или неисполнительных покупателей и др. Процедуры принятия решений в отношении многих из упомянутых параметров в основном неформализованные и нарабатываются по мере становления компании.
- принятой в компании системой расчетов и др.
11.4 Анализ управления денежными средствами и их эквивалентами
Анализ движения денежных средств проводится по данным отчетного периода. В западной учетно-аналитической практике методика подобного анализа разработана достаточно подробно и сводится к анализу потока денежных средств по трем основным направлениям:
текущая деятельность,
инвестиционная деятельность,
финансовая деятельность.
Именно эта классификация заложена в структуру отчетной формы «Отчет о движении денежных средств», входящей в состав годового отчета российских организаций.
Определение оптимального остатка денежных средств (речь идет о совокупном остатке на счетах и в кассе) также представляет собой одну из основных задач финансового менеджера. С точки зрения теории инвестирования денежные средства представляют собой один из частных случаев инвестирования в товарно-материальные ценности. Поэтому к ним применимы общие требования.
Во-первых, необходим базовый запас денежных средств для выполнения текущих расчетов.
Во-вторых, необходимы определенные денежные средства для покрытия непредвиденных расходов.
В-третьих, целесообразно иметь определенную сумму свободных денежных средств, чтобы обеспечить возможное или прогнозируемое расширение деятельности.
Таким образом, к денежным средствам можно применить модели, разработанные в теории управления запасами и позволяющие оптимизировать величину денежных средств. Речь идет о том, чтобы оценить:
а) общий объем денежных средств и их эквивалентов;
б) какую их долю следует держать на расчетном счете, а какую - в виде быстро реализуемых ценных бумаг;
в) когда и в каком объеме осуществлять взаимную трансформацию денежных средств и быстро реализуемых активов.
В западной практике наибольшее распространение получили модель Баумола и модель Миллера-Орра. Первая была разработана В.Баумолом в 1952 г., вторая — М.Миллером и Д.Орром в 1966 г. Непосредственное применение этих моделей в отечественной практике пока затруднено ввиду сильной инфляции, ненормальных учетных ставок, неразвитости рынка ценных бумаг и т.п.
Раздел 12. Источники средств и методы финансирования
12.1 Финансирование деятельности компании: основные понятия и категории
В финансах предприятия под внутренними и внешними источниками финансирования понимают соответственно собственные и привлеченные (заемные) средства. Известны различные классификации источников средств. Источниками собственных средств являются
- уставный капитал (средства от продажи акций и паевые взносы участников);
- резервы, накопленные предприятием;
- прочие взносы юридических и физических лиц (целевое финансирование, пожертвования, благотворительные взносы и др.).
12.2 Долгосрочные пассивы: состав, структура, основные способы увеличения капитала
Суть идеальной модели управления запасами состоит в том, что оборотные средства должны в полном объеме покрываться краткосрочными пассивами. Это довольно рискованно, поскольку все собственные средства должны быть вложены во внеоборотные активы и в случае возможных затруднений с кредиторами понадобится ликвидация некоторой их части, что сопряжено с различными трудностями, в том числе и временными.
Пример. Идеальная модель построена, основываясь на самой сути категорий «текущие активы» и «текущие обязательства» и их взаимном соответствии. Термин «идеальная» в данном случае означает не идеал, к которому нужно стремиться, а лишь сочетание активов и источников их покрытия исходя из их экономического содержания. Модель означает, что текущие активы по величине совпадают с краткосрочными обязательствами, то есть чистый оборотный капитал равен нулю. Суть этой стратегии состоит в том, что долгосрочные пассивы устанавливаются на уровне внеобортных активов.
Агрессивная модель означает, что долгосрочные пассивы служат источниками покрытия внеоборотных активов и системной части оборотных средств, т.е. того их минимума, который необходим для осуществления хозяйственной деятельности.
Пример. В случае агрессивной модели долгосрочные пассивы служат источниками покрытия внеоборотных активов и системной части текущих активов, то есть того минимума, который необходим для осуществления хозяйственной деятельности. В этом случае оборотный капитал в точности равен этому минимуму. Варьирующая часть текущих активов в полном объеме покрывается краткосрочной задолженностью. С позиций ликвидности эта стратегия также весьма рискованна, поскольку в реальной жизни ограничиться лишь минимумом активов невозможно.
Консервативная модель предполагает, что варьирующая часть оборотных средств (возникает лишь в пиковые периоды) также покрывается долгосрочными пассивами. В этом случае краткосрочной кредиторской задолженности нет, отсутствует и риск потери ликвидности.
Пример. В случае консервативной модели краткосрочной кредиторской задолженности нет, отсутствует риск потери ликвидности. Чистый оборотный капитал равен по величине текущим активам.
Компромиссная модель наиболее реальна. Согласно этой модели внеоборотные активы, системная часть оборотных средств и приблизительно половина их варьирующей части покрываются долгосрочными пассивами.
12.3 Традиционные методы средне- и краткосрочного финансирования
Краткосрочное финансирование используется, как правило, для пополнения оборотного капитала. Объём и структура оборотного капитала варьируют в зависимости от отраслевой принадлежности предприятия, могут быть подвержены сезонным и циклическим колебаниям, они также зависят от эффективности управления портфелем продукции и стратегии управления оборотным капиталом.
Если фирма не может осуществить финансирование посредством эмиссии коммерческих векселей или взять ссуду в банке из-за низкой кредитоспособности, она должна обратиться к альтернативным источникам. Чем ниже кредитоспособность фирмы, конечно, тем меньше источников краткосрочного финансирования ей доступно. Гибкость в связи с краткосрочным финансированием зависит oт способности фирмы выплатить ссуду, а также от способности возобновить ее или увеличить. При факторинге и банковском кредите фирма может выплатить заем, если у нее есть избыток средств; таким образом, она сокращает общие процентные издержки. Что касается коммерческих ценных бумаг, фирма должна ждать срока погашения векселя, чтобы возвратить средства.
Гибкость зависит от того, насколько легко фирма может увеличить объем кредитования в короткий срок. При кредитной линии или револьверном кредите в коммерческом банке легко увеличить объем кредитования, если, конечно, не достигнут его предел. При других формах краткосрочного финансирования фирма менее свободна. И, наконец, на выбор вида финансирования влияет степень обремененности активов фирмы долгами. При обеспеченных ссудах кредиторы получают в залог активы фирмы. Необходимость предоставлять обеспечение сдерживает фирму при будущем финансировании. Хотя при факторинге продажа активов действительно имеет место, принцип здесь тот же. В этом случае фирма продает один из самых ликвидных активов, таким образом, сокращая свою кредитоспособность, с точки зрения кредиторов.
Все эти факторы влияют на фирму при определении оптимальной комбинации методов краткосрочного финансирования. Так как издержки, вероятно, — ключевой фактор, разница в других факторах должна быть сопоставлена с разницей в издержках.
12.4 Новые инструменты финансирования
Становление рынка ценных бумаг сопровождается вполне естественным процессом появления новых финансовых инструментов, которые в прессе, а также их эмитентами и распространителями именуются ценными бумагами, но на деле представляют собой лишь их суррогаты. Такие бумаги распространяют, как правило, коммерческие банки и специально созданные компании, занимающиеся финансовыми, кредитными и коммерческими операциями. Риск приобретения подобных ценных бумаг в некоторых случаях достаточно высок. В качестве примера можно привести распространявшиеся в 1994 г. билеты печально известной компании МММ.
12.5 Балансовые модели управления источниками финансирования
Базовое балансовое уравнение имеет вид
ДЗн + ВР = Дзк + ДП
где ДЗн — дебиторская задолженность за товары и услуги на начало подпериода;
ДЗк — дебиторская задолженность за товары и услуги на конец подпериода;
ВР — выручка от реализации за подпериод;
ДП — денежные поступления в данном подпериоде.
Раздел 13. Анализ стоимости и структуры капитала
13.1 Стоимость капитала: понятие и сущность
Общая сумма средств, которую нужно уплатить за использование определенного объема финансовых ресурсов, выраженная в процентах к этому объему, называется ценой капитала. В идеале предполагается, что текущие активы финансируются, как правило, за счет краткосрочных, а средства длительного пользования — за счет долгосрочных источников средств. Благодаря этому оптимизируется общая сумма расходов по привлечению средств.
13.2 Стоимость основных источников капитала
Уставный капитал изначально формируется как основа стартового капитала, необходимого для создания компании. Ее владельцы или участники формируют уставный капитал исходя из собственных финансовых возможностей и в размере, достаточном для осуществления той деятельности, ради которой создается компания. Фонды собственных средств, представляющие собой по сути отложенную к распределению прибыль, формируются либо вынужденно (например, резервный капитал), либо осознанно: владельцы предполагают, что достигаемое таким образом расширение объемов деятельности представляет собой более выгодное размещение капитала, чем изымание прибыли и направление ее на потребление или в другую сферу бизнеса.
13.3 Средневзвешенная стоимость капитала
Временно привлеченные средства образуются в компании, как правило, в результате временного лага между получением товарно-материальных ценностей и их оплатой.
Цена каждого из приведенных источников средств различна, поэтому цену капитала компании находят по формуле средней арифметической взвешенной. Показатель исчисляется в процентах и обычно по годовым данным. Основная сложность при расчетах заключается в исчислении цены единицы капитала, полученного из конкретного источника средств. Для некоторых источников ее можно рассчитать достаточно легко (например, цена банковского кредита), для ряда других источников это сделать довольно трудно, причем точный расчет, в принципе, невозможен. Тем не менее даже приблизительное знание цены капитала компании весьма полезно как для сравнительного анализа эффективности авансирования средств в ее деятельность, так и для осуществления ее собственной инвестиционной политики.
Этот показатель отражает сложившийся в компании минимум возврата на вложенный в ее деятельность капитал, ее рентабельность и рассчитывается по формуле средней арифметической взвешенной по такому алгоритму:
(6.4)
где - цена j-го источника средств; - удельный вес j-го источника средств в общей их сумме.
13.4 Предельная стоимость капитала
Расчет предельной стоимости капитала (ПСК) осуществляют по формуле:
где ССК - прирост средневзвешенной стоимости капитала в прогнозном периоде, %;
К - прирост всего капитала в прогнозном периоде, %.
13.5 Основы теории структуры капитала
Капитал - это богатство, используемое для его собственного увеличения (самовозрастания). Инвестирование капитала в производственно-торговый процесс формирует прибыль предпринимателя.
В экономической теории выделяют четыре фактора: капитал, землю, рабочую силу и менеджмент (управление производством). По форме вложения выделяют предпринимательский и ссудный капитал. Предпринимательский капитал авансируют в реальные (капитальные), нематериальные и финансовые активы корпорации с целью извлечения прибыли и получения прав управления ею. Ссудный капитал - это денежный капитал, предоставленный в кредит на условиях возвратности, платности, срочности и обеспеченности залогом. В отличие от предпринимательского ссудный капитал не вкладывается в предприятие, а передается заимодавцем (банком) заемщику во временное пользование с целью получения процента. Ссудный капитал выступает на кредитном рынке как товар, а его ценой является процент. Кредит, взятый под низкий процент, - «дешевые деньги»; кредит, взятый под высокий процент, - «дорогие деньги». Кредит, полученный на срок менее 15 дней, - это «короткие деньги».
Цена капитала означает, сколько следует заплатить денежных средств за привлечение определенной суммы капитала.
Цена собственного капитала - это сумма дивидендов по акциям для акционерного капитала или сумма прибыли, выплаченная по паевым вкладам и связанным с ними расходам.
Цена заемного капитала - сумма процентов, уплаченных за кредит или облигационный заем, и связанных с ними затрат.
Цена привлеченного капитала - это стоимость кредиторской задолженности. Она представляет собой сумму штрафных санкций за кредиторскую задолженность, не погашенную в срок более трех месяцев после возникновения или в срок, определенный договором (контрактом).
Итак, капитал - это источники средств корпорации (пассивы баланса), приносящие доход.
13.6 Оценка стоимости источников краткосрочного финансирования
Краткосрочный заемный капитал (включая кредиторскую задолженность) направляют для покрытия оборотных активов.
Функционирование капитала в процессе его производительного использования характеризуется процессом индивидуального кругооборота средств (в рамках отдельной корпорации), который совершается по формуле:
Д-Т-Д',
где Д - денежные средства, авансированные инвестором;
Т- товар (приобретенные инвестором орудия и предметы труда);
Д' - денежные средства, полученные инвестором от продажи готового продукта,
включая фонды возмещения, оплаты труда и прибыль;
Д' - Д - чистый доход инвестора;
Д' - Т'- выручка от продажи товара;
Д - Т- издержки инвестора на приобретение (изготовление) товара.
Среднюю продолжительность оборота капитала выражают коэффициенты оборачиваемости и длительность одного оборота в днях или месяцах за расчетный период:
КОк=ВР\К
ПОд=365\КОк,
где КОк – коэффициент оборачиваемости капитала, число оборотов;
ВР - выручка от реализации товаров (нетто);
К - средняя стоимость капитала за расчетный период;
ПОд - продолжительность одного оборота, дни;
365 дней - количество дней в году (90 дней - за квартал; 180 дней - за полугодие). Следовательно, капитал - это богатство, предназначенное для его собственного увеличения, и одновременно основной фактор производства. Только инвестирование капитала в производственно-торговый процесс приносит собственнику дополнительный доход в форме прибыли. Инвестированный в производство общественный капитал (всей совокупности собственников) создает основу для благосостояния общества (при разумном распределении результатов труда).
Раздел 14. Политика выплаты дивидендов
14.1 Дивидендная политика и возможность ее выбрать
Дивиденды представляют собой денежный доход акционеров и в определенной степени сигнализируют им о том, что компания, в акции которой они вложили свои деньги, работает успешно. Теоретически выбор дивидендной политики предполагает решение двух ключевых вопросов:
• влияет ли величина дивидендов на изменение совокупного богатства акционеров?
• если да, то какова должна быть оптимальная их величина? Утвердительный ответ на первый вопрос, в принципе, не вызывает сомнения: дивидендная политика, как и управление структурой капитала компании, оказывает существенное влияние на изменение благосостояния ее владельцев. Для того чтобы подтвердить эту очевидную истину, вспомним одну из основных моделей оценки акций — модель Гордона.
14.2 Факторы, определяющие дивидендную политику
Чем больше ожидаемый дивиденд и чем выше темп его прироста, тем больше теоретическая стоимость акции. Повышение стоимости акции как раз и равносильно увеличению благосостояния акционеров. Таким образом, напрашивается вывод о целесообразности наращивания величины дивиденда во времени.
14.3 Порядок выплаты дивидендов
Модильяни и Миллер предложили начислять дивиденды по остаточному принципу. Обосновывая эту идею, они вновь указывают на приоритетность правильной инвестиционной политики, которая, в конце концов, и определяет достижение основной цели, стоящей перед компанией. Именно поэтому последовательность действий должна быть такой:
1) составляется оптимальный бюджет капиталовложений и рассчитывается требуемая сумма инвестиций;
2) определяется схема финансирования инвестиционного портфеля при условии максимально возможного финансирования за счет реинвестирования прибыли и поддержания целевой структуры источников;
3) дивиденды выплачиваются в том случае, когда не вся прибыль использована в целях инвестирования.
14.4 Виды дивидендных выплат и их источники
Согласно российскому законодательству источниками дивидендов могут выступать: чистая прибыль отчетного периода, нераспределенная прибыль прошлых периодов и специальные фонды, созданные для этой цели (последние используются для выплаты дивидендов по привилегированным акциям в случае недостаточности прибыли или убыточности общества). Поэтому теоретически предприятие может выплатить общую сумму текущих дивидендов в размере, превышающем прибыль отчетного периода. Однако базовым является вариант распределения чистой прибыли текущего периода.
Величина чистой прибыли любого предприятия подвержена колебаниям; не исключена также ситуация, когда предприятие может отработать с убытком. Принятие решения о размере дивидендов в любом случае является непростой задачей. Во-первых, в условиях рынка всегда имеются возможности для расширения производственных мощностей или участия в новых инвестиционных проектах. Во-вторых, нестабильность выплаты дивидендов или резкое изменение их величины чреваты снижением курсовой стоимости акции. Именно поэтому в мировой практике разработаны различные варианты дивидендных выплат.
-выплаты от постоянного процентного распределения прибыли
-выплаты фиксированных дивидендных выплат
-выплаты гарантированного минимума и экстра-дивидендов
-выплаты дивидендов акциями.
14.5 Дивидендная политика и регулирование курса акций
В любой стране имеются определенные нормативные документы, в той или иной степени регулирующие различные стороны хозяйственной деятельности, в том числе и порядок выплаты дивидендов. Кроме того, существуют и национальные традиции в содержании дивидендной политики, общие тенденции в отношении выплаты дивидендов. Существуют и некоторые другие обстоятельства формального и неформального, объективного и субъективного характера, влияющие на дивидендную политику. Приведем наиболее характерные из них:
- Ограничения правового характера
- Ограничения контрактного характера
- Ограничения в связи с недостаточной ликвидностью
- Ограничения в связи с расширением производства
- Ограничения в связи с интересами акционеров
- Ограничения рекламно-финансового характера
Курсовая цена акций и дивидендная политика взаимосвязаны. Выше отмечалось, что разумная дивидендная политика может способствовать снижению флуктуации курсовой цены. Курсовая цена складывается под воздействием различных случайных факторов. В финансовом менеджменте разработаны некоторые приемы искусственного регулирования курсовой цены, которые при определенных условиях могут оказать влияние и на размер выплачиваемых дивидендов. К ним относятся дробление, консолидация и выкуп акций.
Раздел 15. Специальные вопросы финансового менеджмента (учет инфляции, возможность банкротства, международные аспекты)
15.1 Финансовые решения в условиях инфляции
Необходимым звеном в системе рыночной экономики является институт несостоятельности (банкротства) хозяйствующих субъектов. Поэтому особую актуальность приобретает вопрос оценки структуры баланса, так как по неудовлетворительности структуры баланса принимаются решения о несостоятельности предприятия.
Выбор партнеров в бизнесе должен осуществляться на базе оценки финансовой состоятельности предприятий и организаций. Не менее важно для хозяйствующего субъекта систематически наблюдать за собственным “здоровьем”, располагая объективными критериями оценки финансового состояния. Оценка несостоятельности предприятия должна занимать определенное место в деятельности бухгалтера как профессионала, осуществляющего контроль за выполнением хозяйственных операций. так или иначе влияющих на финансовую устойчивость предприятия, и аудитора - при составлении заключения о финансовом состоянии проверяемых субъектов.
Под несостоятельностью (банкротством) предприятия понимается неспособность удовлетворить требования кредиторов по оплате товаров (работ, услуг), а также неспособность обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды в связи с превышением обязательств должника над его имуществом или в связи с неудовлетворительной структурой баланса должника.
15.2 Методы оценки и принятия решений финансового характера в условиях инфляции
Показателями для оценки удовлетворительности структуры баланса предприятия являются:
коэффициент текущей ликвидности (КТЛ) - характеризует способность предприятия одновременно погасить краткосрочные обязательства. Нормативное значение КТЛ равно 1,7;
коэффициент обеспеченности собственными средствами (КСК) - определяется как отношение собственных источников финансирования оборотных активов к величине оборотного капитала. Норматив определен на уровне 0.1;
коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности (КВУ) - коэффициенты показывают вероятность того, что неплатежеспособное предприятие в течение последующих шести месяцев сможет восстановить способность погашать краткосрочные обязательства, а платежеспособное - в последующие три месяца не утратит финансовой устойчивости. Норматив коэффициента - не менее 1.
15.3 Методы прогнозирования возможного банкротства предприятия
Современная экономическая наука имеет в своем арсенале большое количество разнообразных приемов и методов прогнозирования финансовых показателей. Однако, для экспресс анализа финансового состояния хозяйствующего субъекта потребность в большинстве из них отпадает. Рассмотрим три основных подхода к прогнозированию финансового состояния с позиции возможного банкротства предприятия:
а) расчет индекса кредитоспособности;
б) использование системы формализованных и неформализованных критериев;
в) прогнозирование показателей платежеспособности.
15.4 Международные аспекты финансового менеджмента
1. Международная валютно-кредитная система.
2. Международные источники финансирования.
3. Финансирование международной торговли.
4. Особенности финансового менеджмента в транснациональных корпорациях.