Стратегия предприятия (работа 1)

  1. Характеристика фирмы ООО «Связной»

ООО «Связной» – федеральная розничная сеть, специализирующаяся на продаже услуг сотовых операторов, персональных сотовых аксессуаров, портативной цифровой аудио- и фототехники. Компания является официальным дистрибьютором ведущих производителей GSM – телефонов и телефонов стандарта DECT, а также дилером крупнейших операторов сотовой связи.

Бизнес, который положил начало группе компаний «Связной», был основан в октябре 1995 года. С момента создания и основным видом деятельности группы являлась оптовая торговля телефонами стандарта DECT и персональной аудиотехникой, период времени деятельность компании осуществлялась под брендом «Максус».

К 2000 году компания «Максус» подписала прямые контракты с ведущими производителями персональной аудиотехники, такими как: Siemens, Motorola, Philips, Ericsson и другими. К началу 2002 года компания «Максус» удалось занять позиции: доля рынка по оптовым продажам аудиотехники и телефонии достигла 10%.

Правильно оценивая перспективы развития рынка продаж сотовых телефонов, в 2001 году было принято стратегическое решение в концентрации усилий в области развития розничных продаж. 23 апреля 2002 года состоялся официальный запуск розницы под новым брендом – сеть центров мобильной связи «Связной».

Миссия фирмы ООО «Связной» заключается в содействии экономическому развитию и благосостоянию общества путем предоставления гражданам товаров, портативной цифровой аудио- и фототехники, а так же GSM – телефонов и телефонов стандарта DECT таким образом и в таком объеме, которые соответствуют высоким профессиональным и этическим стандартам обеспечения справедливой и соответствующей прибыли акционерам предприятия и справедливого отношения к сотрудникам фирмы.

Девиз фирмы «Связной»: «Мы служим людям! С нами просто, удобно, интересно!».

  1. Цели фирмы. Дерево целей

Цель фирмы – стать сильной, богатой компанией, способно серьезно влиять на процессы вокруг. Нести радость от работы, ощущение сопричастности и достойную оплату труда своим сотрудникам. Создавать отношения общего выигрыша с нашими партнерами. Нести хорошее настроение и лучшие в отрасли услуги нашим клиентам.


  1. Анализ факторов внешней среды

В целом, экономическая ситуация в стране достаточно напряженная. Часть иностранных фирм (поставщиков продукции на наш рынок) работает с евро, а часть – с долларом. Постоянное повышение курса этих валют по отношению к российскому рублю приводит к удорожанию товаров в рублевом эквиваленте и увеличению цены продукции. Поэтому повышение курса евро и доллара сказывается негативным образом на деятельности предприятия и заставляет его искать наиболее подходящую цену, которая бы способствовала незначительному снижению спроса и сохранила бы прибыль на прежнем уровне.

– Налоговая ставка. В настоящее время налоговая ставка на импорт повысилась, поэтому данный экономический фактор оказывает негативное влияние на деятельность нашей фирмы и не дает возможности для дальнейшего развития организации и совершенствования технологий.

– Инфляция. Уровень инфляции сейчас повысился, поэтому наблюдается рост цен. Инфляция приводит к обесцениванию запасов персональных сотовых аксессуаров, портативной цифровой аудио- и фототехники, денежных средств, возмещающих затраты предприятия, что в конечном итоге заставляет предприятие искать источник пополнения оборотных средств. Кроме этого увеличение затрат на производство и реализацию продукции приводит к повышению цены продукции, и, следовательно, снижению спроса на неё. Таким образом, инфляция может представить серьезную угрозу для достижения целей организации. Также изменение тарифов на сырье, транспорт, энергию, повышение арендной платы – все это заставляет повышать цены на всю продукцию. Оценка этого фактора: -10.

Реализация персональных сотовых аксессуаров, портативной цифровой аудио- и фототехники – весьма перспективное направление в коммерческой деятельности фирмы, так как спрос на эти товары возрастает с каждым годом. И в данном случае, когда огромное количество фирм предлагают подобную продукцию, приоритетом при выборе той или иной фирмы или магазина становится не только ценовой фактор. В целом, цены на продукцию этого сектора везде одинаковы. Кроме системы скидок и кредитов фирма «Связной» предлагает самый огромный выбор продукции, а также профессиональные консультации по продукции. Для этого в магазины приглашаются специалисты из представительств различных фирм, предлагающих подобную продукцию на рынке России (например, «Soni», LG и т.д.). Кроме того, фирма «Связной» подписала прямые контракты с ведущими производителями персональной аудиотехники, такими как: Siemens, Motorola, Philips, Ericsson и другими что позволяет более эффективно работать на рынке, в своем секторе. Оценка этого фактора: +40.

В целом, политическая ситуация в стране стабилизируется. Однако внутренний рынок и деятельность организации постоянно находятся под влиянием политических событий и решений, и руководство организации должно следить за принимаемыми решениями и законами не только федерального правительства, но и местных органов власти, на территории которых функционирует каждый отдельный филиал. Приход к власти нового человека влечет за собой изменения. Хорошо, если они будут положительными для нашей организации. А вот если будут ужесточены меры к производственным организациям, то это повлечет за собой повышение цен и, как следствие, снижение спроса на продукцию. Это уже будет отрицательное изменение. В целом, влияние политического фактора в данный момент на «Связной» невелико. Оценка этого фактора: -10.

Фирма «Связной» находится на нижегородском рынке уже 7 лет, очевидные хорошие результаты: множество положительных откликов, как от оптовых покупателей, так и от розничных покупателей. Кроме того, у фирмы за этот срок появились большое количество постоянных покупателей, которые отмечают высокопрофессиональную работку продавцов-консультантов, доброжелательный настрой обслуживающего персонала, качественную сервисную поддержку уже после покупки. Это свидетельствует о хорошем отношении общества как к бизнесу в целом, так и к фирме в частности. Оценка этого фактора: +40.

Этот фактор имеет достаточно большое значение для развития фирмы. Анализ технологической внешней среды показывает постоянное совершенствование технологий производства и разработки абсолютно новых различных товаров, что означает улучшение качества, появление совершенно новых информационных технологий, и это позволяет более полно удовлетворить запросы покупателей. Наша организация не просто старается, она обязана идти в ногу с научно-техническим процессом, ибо от этого зависит ее будущее. Оценка этого фактора: +50.

Такое природное явление как изменение климата мало чем повлияет на спрос на наш товар. А вот, например, землетрясение или другие природные катаклизмы снизят уровень сбыта. Оценка этого фактора: +10.

Юрист фирмы постоянно отслеживает изменения в законодательстве. И фирма действует в соответствии с нормами, установленными законодательством. В целом, правовая ситуация не оказывает сильного влияния на работу фирмы. Оценка фактора: +10.

В нашем регионе функционирует большое число фирм, занимающихся продажей услуг сотовых операторов, персональных сотовых аксессуаров, портативной цифровой аудио- и фототехники. Можно сказать, что нижегородский рынок цифровых технологий сейчас напоминает рынок совершенной конкуренции. Многие крупные фирмы закрыли свои филиалы в Нижнем Новгороде именно по этой причине. Но с другой стороны это дает реальный шанс фирме «Связной» завоевать как можно большую долю рынка и выместить часть конкурентов (небольших фирм) с рынка. Поэтому фирма так активно расширяется и проводит массу различных акций и мероприятий не столько с целью повысить продажи, сколько с целью завоевать свои позиции и захватить большую долю покупателей. Конкуренция, что и говорить, жесткая. Все фирмы предлагают потребителю практически идентичный товар, поэтому слабые места следует искать в качестве обслуживания, месте расположения конкурентов, уровне цен, предлагаемом выборе, продукции в наличии и т.д. Словом, попытаться превратить их «минусы» в свои «плюсы».

Фирма «Связной» ориентируется на потребителей как с высоким так среднем уровнем дохода. Небольшое снижение или увеличение доходов потребителей не приведет к существенному изменению доходов организации. Хотя фирма стремиться, чтобы при ее упоминании у покупателей возникали такие понятия, как качество, престижность, профессионализм.

Появление новых конкурентов скорее всего не предвидится, так как рынок города и района достаточно насыщен. В целом, оценка конкурентного фактора: -20. На основе собранной информации по всем пунктам составим итоговую таблицу, в которой отражаются результаты оценки важности вышерассмотренных факторов внешней среды.

Факторы

Удельн вес

(важн.)

угрозы

Возможности

Результаты

-50

-40

-30

-20

-10

+10

+20

+30

+40

+50

угрозы

возм.

Экономический

4

х

-40

Рыночный

3

х

+120

Политический

2

х

-20

Социальный

3

х

+120

Технологический

5

х

+250

Экосферы

1

х

+10

Правовой

1

х

+10

Конкурентный

5

х

-100

Таким образом, наибольшие возможности во внешней среде наблюдаются у технологического, рыночного и социального факторов, а наибольшая угроза со стороны конкурентов. Следовательно, обладая таким превосходным потенциалом фирме следуют развивать свои положительные стороны и бросить максимум сил на борьбу с угрозой, при этом не забывая об остальных факторах внешней среды, так как ситуация может измениться в любой момент в любую сторону. То есть у фирмы есть все шансы захватить рынок в том процентном исчислении, на который фирма рассчитывает, так как ситуация явно к этому располагает.

Перечень угроз и возможностей

Угрозы:

– напряженная экономическая ситуация в стране; рост иностранной валюты по отношению к рублю и как следствие повышение цен и снижение спроса;

– повышение налоговой ставки на импорт и как следствие повышение цен и снижение спроса;

– инфляция, представляет угрозу для достижения поставленных целей фирмы;

– не стабильная политическая ситуация в стране, может угрожать ужесточением мер к организациям, это повлечет за собой повышение цен и, как следствие, снижение спроса на продукцию;

– большая конкуренция.

Возможности

– реализация персональных сотовых аксессуаров, портативной цифровой аудио- и фототехники – весьма перспективное направление в коммерческой деятельности фирмы, так как спрос на эти товары возрастает с каждым годом;

– сложившаяся хорошая репутация фирмы на рынке, привлекает не только постоянных покупателей но и новых;

– совершенствование технологий производства, появление совершенно новых информационных технологий позволяет более полно удовлетворить запросы покупателей;

– природные явления, например, как изменение климата практически не могут повлияет на спрос на наш товар;

– юридически грамотное оформление документов, является залогом успешной деятельности фирмы.

4. Управленческое обследование

Потенциальные сильные стороны

1. Устойчиво и рентабельно работающее производство;

2. Четкая система подчинения сотрудников;

3. Хорошее впечатление, сложившееся у покупателей о фирме;

4. Высокая культура обслуживания;

5. Система скидок и постоянные акции;

6. Благоприятный климат в коллективе;

7. Большая площадь рабочих залов;

8. Возможность использовать для расширения собственные финансовые источники.

9. Способность обслужить дополнительные группы клиентов и увеличить долю рынка;

10. Возможность быстрого развития в связи с постоянным спросом на рынке.

Потенциальные слабые стороны

1. В связи с постоянным ростом – недостаточность штата, большая нагрузка на каждого сотрудника, в связи с этим эффективность работы в целом снижается;

2. Отсутствие отдела стратегического развития;

3. Неблагоприятное изменение курсов иностранных валют;

4. Изменения в таможенной политике государства;

5. Выход на рынок более сильных конкурентов.

5. Виды стратегий. Стратегические альтернативы

В мировой практике известно четыре вида стратегий:

1. Стратегия ограниченного роста. Это вид стратегии, когда руководство назначает показатели, которые только на несколько процентов лучше, чем за предыдущий период. Обычно этот вид стратегии выбирается, когда фирма занимает прочные позиции на рынке (доля рынка не уменьшается, маленькая текучесть кадров, современные технологии).

2. Стратегия роста. Рекомендуется для развивающихся фирм, пытающихся предложить на рынке новые товары и услуги. Выделяют стратегии интенсивного, интеграционного и диверсификационного роста.

3. Стратегия сокращения. Заключается в сокращении или переориентации компании, не выживающей в сложившихся условиях рынка. Осуществление данного вида стратегии может выражаться в ликвидации предприятия.

4. Сочетание различных видов стратегии. Это когда на предприятии имеются несколько базовых направлений и в этих направлениях реализуются разные стратегии. Обычно этим способом пользуются крупные фирмы.

Для российского рынка характерны следующие три вида стратегии, которые учитывают особенности российской экономики и которых компания может придерживаться при любых условиях внешней среды:

1. Агрессивная, наступательная стратегия. Руководство предпринимает значительные усилия для поиска новых путей развития, разработки планово-экономического прорыва и риска. При этом используются новые достижения в технологиях, подбирается высококвалифицированный персонал и т.д.

2. Оборонительная стратегия. Оборонительная стратегия может быть как стратегией наступательного типа, так и стратегией выживания. Руководители фирмы пытаются максимально использовать ресурсы и внешние факторы для сохранения тематики фирмы, основных сотрудников.

3. Стратегия ухода с рынка или стратегия сокращения.

6. Выбор стратегии

SWOT анализ («S» – strength – сила, «W» – weakness – слабость, «O» – opportunity – возможность, «T» – threat – угроза) – качественный метод выбора стратегии с помощью комплексной таблицы включающей одновременно конкретный перечень угроз и возможностей, сильных и слабых сторон.

Потенциальные внешние угрозы

Потенциальные внешние возможности

– напряженная экономическая ситуация в стране;

– повышение налоговой ставки на импорт;

– инфляция;

– не стабильная политическая ситуация в стране;

– большая конкуренция.

– рост спроса на данный вид товаров;

– хорошая репутация фирмы на рынке;

– совершенствование технологий производства;

– природные явления не влияют на спрос;

– юридически грамотное оформление документов.

Потенциальные внутренние слабые стороны

Потенциальные внутренние сильные стороны

– недостаточность штата сотрудников;

– отсутствие отдела стратегического развития;

– неблагоприятное изменение курсов иностранных валют;

– изменения в таможенной политике государства;

– выход на рынок более сильных конкурентов.

– устойчиво и рентабельно работающее производство;

– четкая система подчинения сотрудников;

– хорошее впечатление, сложившееся у покупателей о фирме;

– высокая культура обслуживания;

– система скидок и постоянные акции;

– благоприятный климат в коллективе;

– большая площадь рабочих залов;

– возможность использовать для расширения собственные финансовые источники;

– способность обслужить дополнительные группы клиентов и увеличить долю рынка;

– возможность быстрого развития в связи с постоянным спросом на рынке.