Разработка основных принципов бизнес-планирования и определение путей эффективного управления в условиях экономики переходного периода на примере ООО "Бетон сервис"
Введение
Актуальность темы. Вопросы финансово-экономического управления в условиях перехода к рыночным отношениям могут считаться весьма важными среди всего комплекса проблем общественно-экономических преобразований. От их грамотного решения зависит устойчивость развития рыночной экономики в нашей стране и сокращение переходного периода. Наиболее значимым здесь представляется использование новых форм планирования, присущих развитой рыночной экономике, в частности бизнес-плана, который с необходимостью должен быть адаптирован к российским специфическим условиям.
Степень разработанности темы. Проблема совершенствования системы управления предприятиями в условиях переходной экономики рассматривалась отечественными и зарубежными аналитиками. Существенную помощь в проведении данного исследования оказали работы: В.А. Горемыкина, Н.Л. Карданской, Л.Ф. Суходоевой, Э.А. Уткина и др1.
Определенный интерес представляют работы Х.Р. Вэриана, Т.Г. Долгопятовой, А. Ослунда, Ю.К. Перского и др., посвященные вопросам переходной экономики2.
Вопросы бизнес-планирования в литературе освещены довольно широко, хотя главным образом в изданиях учебно-методического характера, в том числе составленных на базе зарубежных публикаций. Следует отметить авторов, работы которых помогли в проведении исследования: Л.П. Кураков, С.И. Ляпунов, Х.Х. Мингазов, В.М. Попов, Дэвид Г. Бэнгз, А.С. Пелих, Э.А. Уткин и др3.
Наибольшую сложность представляла проблема управления риском с учетом особенностей российской переходной экономики. Она оказалась наименее разработанной, но и имеющиеся немногочисленные публикации помогли соискателю при проведении исследования. Необходимо отметить работы следующих авторов: Е.С. Васильчука, Н.А. Рухмановой, Е. Раевневой, А. Михайлова, И.Д. Сердюковой, Е.А. Телегиной4.
Цель исследования. Цель настоящего исследования – разработка основных принципов бизнес-планирования и определение путей эффективного управления в условиях экономики переходного периода на примере ООО «Бетон сервис». Этот набор средств представляет собой инструментарий бизнес-планирования, т.е. методический аппарат разработки бизнес-плана.
Задачи исследования.
1. Выяснить особенности построения бизнес-плана в соответствии с современной российской экономической ситуацией.
2. В рамках бизнес-плана осуществить выбор форм и методов экономического управления, необходимых для эффективной деятельности предприятий и роста их устойчивости.
Объектом исследования является ООО «Бетон сервис».
Предметом исследования являются пути усовершенствования форм и методов финансово-экономического управления деятельностью предприятий посредством бизнес-плана и с учетом специфики современной российской экономики.
Методологической и методической основой являются научные работы отечественных и зарубежных экономистов, специалистов в области микроэкономики, финансово-экономического управления деятельностью предприятий.
1. Целесообразность развития производственной программы
Резюме
Цели создания производственной программы
В данном проекте предполагается рассмотреть планируемое предприятие, которое будет заниматься перевозкой жидкого бетона. Перевозки планируется осуществлять 6 автомобилями марки КАМАЗ 53229 (СБ172–1) в основном для небольшой группы клиентов на основе договора. Предприятие является обществом с ограниченной ответственностью. Стартовый капитал составляет 5386980,78 руб. и включает в себя расходы на регистрацию предприятия, на лицензирование, а также наличность для неожиданных расходов и финансовый резерв. Источником получения средств являются личные сбережения учредителей Сумина Александра Владимировича в размере 2424141,35 руб. и Азаровой Елены Викторовны в размере 1616094,24 руб., что, в общем, составляет 75% от суммы стартового капитала, и банковский кредит в размере 1346745,20 руб., что составляет 25% от необходимой суммы.
В рассматриваемом сегменте рынка услуги предприятия превосходят конкурентов по качеству и скоростью доставки, а так же отличаются сравнительно невысоким тарифом.
Таким образом, на предприятии планируется установить доступные тарифы на перевозку при высоком уровне обслуживания, чтобы снизить риск и затраты при создании нового предприятия. Офисное помещение, стояночные площади, а так же складские помещения решено арендовать. Обслуживание и ремонт осуществлять у подрядчика. Предприятие будет покупать новые автомобили (с пробегом от 2 до 3 тыс. км, что является обкаткой нового автомобиля), что должно обеспечить минимизацию затрат на дальнейшее их обслуживание.
Основные финансовые показатели за 3 года
Чистая приведенная стоимость производственной программы и срок его окупаемости.
Чистая приведенная стоимость производственной программы составляет 384782,40 руб.
Срок окупаемости производственной программы около 4-х лет.
Вывод: В результате составления финансового плана и оценки финансового состояния предприятия можно сделать выводы, что у данного предприятия достаточно устойчивое положение в своей сфере, есть тенденции к развитию и в результате функционирования со временем у него накапливается необходимый опыт, формируется положительная репутация. Кредит, взятый предприятием на приобретение подвижного состава, оно благополучно возвращает. Производственный план показал, что выбранная система хозяйствования выгодна для данного предприятия. Маркетинговые исследования показали, что ООО «Бетон сервис» успешно войдет в сложившейся транспортный рынок и сможет в дальнейшем расширить сферу своей деятельности, увеличивая свои доходы.
2. Характеристика отрасли
Говорить о транспорте – это все равно, что говорить о движении, от которого зависит эволюция человечества. Протяженностью несколько тысяч лет человек в своем развитии прошел этап от момента изобретения колеса до освоения вселенной и если сравнить древние потребности человечества в транспорте, то они ничтожно малы по сравнению с его желанием сократить расстояние в кротчайшие сроки.
Ни одно государство в мире в своем историческом развитии не обходилось и не обойдется без развитой транспортной инфраструктуры. Роль транспорта в жизни планеты, государства и города действительно важна, поскольку только движение ведет к прогрессу. К отрасли автомобильного транспорта относятся организации и физические лица, выполняющие на основе договора перевозки или для собственных нужд автомобильные перевозки грузов, а также перевозки пассажиров автобусами в междугородном и международном сообщении и таксомоторные перевозки.
Грузовой автомобильный транспорт отличается высокой мобильностью, гибкостью, отвечает широкому спектру требований грузоотправителей, обеспечивает прямую доставку грузов «от двери до двери».
Развитие рынков товаров и услуг, мелкого и среднего бизнеса, расширение розничной торговли, фермерских хозяйств объективно расширяют сферу применения грузового автомобильного транспорта. В 2004 на долю грузового автомобильного транспорта приходилось 74% объема грузовых перевозок. Перевозки осуществляли 175 тыс. организаций различных отраслей экономики и 170 тысяч индивидуальных владельцев автотранспортных средств.
Характерной особенностью рынка является высокая – свыше 80% – доля перевозок, выполняемых парком нетранспортных организаций.
Перевозки грузов и грузооборот АТ отраслей экономики
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2004 |
2005 |
|
Перевозки грузов, млн. т. |
7845 |
6786 |
6305 |
5648 |
5210 |
5362 |
5702 |
Грузооборот, млрд. ткм |
166,7 |
156,5 |
147,0 |
137,1 |
120,3 |
130,3 |
138,6 |
Парк подвижного состава грузового автомобильного транспорта, включая пикапы и легковые фургоны, в 2004 достиг 3,5 млн. ед. При этом в организациях отраслей экономики числится 1,6 млн. ед., в предприятиях, выполняющих перевозки по найму – 0,12 млн. ед. Количество грузовых автомобилей в индивидуальной собственности граждан выросло в период 2004–2004 более чем на 60% и достигло 1,8 млн. ед. Структура парка не вполне отвечает характеру спроса на перевозки. При избытке среднетоннажных бортовых автомобилей ощущается нехватка малотоннажных и большегрузных автомобилей, а также специализированного подвижного состава. Значительное развитие в рыночных условиях получили международные автомобильные перевозки. Общий объем перевозок российских внешнеторговых грузов достиг в 2004 22 млн. т. При этом российскими перевозчиками было перевезено более 7,5 млн. т., а их рыночная доля составила 34% против 25% в 2004. В 2004 в международном сообщении было перевезено около 10 млн. пассажиров. Доля российских перевозчиков составила 42% (рис. 1).
Рис. 1. Рыночная доля российских автомобильных перевозчиков, %
На территории Российской Федерации в 2004 действовал 6231 междугородный автобусный маршрут. На этом виде сообщения автомобильный транспорт успешно конкурирует с железной дорогой. Число городов, где на регулярной основе действуют легковые таксомоторы, составляло в 2004 всего 90. Основная часть соответствующего спроса удовлетворяется владельцами личных легковых автомобилей, работающими без соответствующей лицензии.
Структура перевозок грузов предприятиями АТ общего пользования (в %).
2006 |
2007 |
2008 |
2004 |
2005 |
|
Перевезено грузов, всего в т.ч. |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Каменный уголь и кокс |
7,9 |
2,7 |
7,0 |
5,3 |
5,0 |
Нефть и нефтепродукты, сжиженный газы |
1,5 |
1,3 |
1,3 |
2,0 |
1,1 |
Металлы черные и цветные |
0,3 |
0,4 |
0,3 |
0,4 |
0,5 |
Хим. и минеральные удобрения |
0,2 |
0,3 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
Строительные материалы и бетон |
27,6 |
38,3 |
25,3 |
36,4 |
25,4 |
Вскрышные породы |
40,5 |
27,0 |
47,7 |
31,7 |
49,9 |
Лесные грузы |
3,3 |
1,0 |
0,7 |
1,2 |
0,8 |
Машины и оборудование |
0,8 |
1,0 |
0,5 |
2,4 |
0,6 |
Мука, крупа и хлебобулочные изделия |
1,8 |
2,6 |
1,4 |
2,0 |
1,1 |
Зерновые грузы |
0,8 |
2,0 |
0,7 |
1,0 |
0,9 |
Мясомолочная продукция, рыба |
1,0 |
1,2 |
0,8 |
0,6 |
0,7 |
Остальные продовольственные товары |
1,4 |
1,8 |
1,9 |
2,5 |
1,6 |
Непродовольственные потребительские товары |
0,7 |
1,8 |
0,6 |
0,6 |
0,5 |
Прочие грузы |
12,2 |
18,6 |
11,7 |
13,8 |
11,8 |
3. Характеристика предприятия
1. Организационно-правовой формой предприятия выбрана форма «Общество с ограниченной ответственностью».
2. Учредители.
Сумин Александр Владимирович. Доля вклада в уставный капитал составляет 45%.
Азарова Елена Викторовна. Доля вклада в уставный капитал составляет 30%.
3. Размер стартового капитала, его структура, источники и форма вкладов.
Размер стартового капитала 5386980,78 руб. Стартовый капитал включает в себя расходы на регистрацию предприятия, на лицензирование, а также наличность для неожиданных расходов и финансовый резерв. Источником получения средств являются личные сбережения учредителей Сумина Александра Владимировича в размере 2424141,35 руб. и Азаровой Елены Викторовны в размере 1616094,24 руб., что, в общем, составляет 75% от суммы стартового капитала, и банковский краткосрочный кредит сроком на 1 год в размере 1346745,20 руб. под 20% годовых, что составляет 25% от необходимой суммы. Формой вклада в уставный капитал является перечисление денежных средств на счет предприятия.
4. Основной уставной деятельностью является:
Перевозка жидкого бетона.
5. Характеристика материальных ресурсов.
Предприятие приобрело у ООО «Кемп» по безналичному расчету 6 автомобилей КАМАЗ 53229 (СБ 172–1) грузоподъемностью – 10000 кг.
Габаритные размеры:
ширина 2500 мм.
длина 7500 мм.
высота 3620 мм.
собственная масса 8500 кг.
Двигатель и его системы:
модель 740.11–240
тип дизельный с турбонаддувом
мощность 176 (240) кВт (л.с.)
диз. топливо
Ходовая часть:
число колес 6+1
шины размером 260-R508
6. Предприятие покупает новые автомобили с пробегом от 2 до 3 тыс. км, что является обкаткой нового автомобиля.
Офисное помещение, стояночные площади, а так же складские помещения решено арендовать.
Необходимые площади помещений
складские: шины –1,44 кв. м. и смаз. материалы – 0,96 кв. м.
административные 50 кв. м.
7. Автомобили хранятся на открытой стоянке арендуемой у ЗАО «Темех». Стоянка расположена на территории предприятия по производству бетона.
8. Проведение ТО и ТР подвижного состава производится у подрядчика.
9. Регистрационные документы.
Стоимость регистрационного сбора – 250 руб.
Государственная пошлина – 2 руб.
Сбор за утверждение эскиза печати – 360 руб.
Сбор за оттиск печати –120 руб.
Лицензия – 1200 руб.
Лицензионная карточка на 6 авто –60 руб.
Сбор за рассмотрение заявления и сбор за выдачу лицензии – 310 руб.
Сертификат вида услуг – 3000 руб.
Сбор за рассмотрение заявления и сбор за выдачу сертификата – 310 руб.
ИТОГО: 5612 руб.
9. Режим работы.
Офис и п/с: с 8:00 до 18:00, суббота и воскресенье – выходной.
10. Наличие и влияние сезонности на объем работ.
В течение года можно выделить периоды подъема и спада спроса, обусловленные влиянием сезонных факторов. Периоды небольшого подъема приходятся на весенний, летний периоды. В зимний период спрос на перевозки незначительно уменьшается, что объясняется природно-климатическими условиями.
11. Форма расчета – безналичная (предоплата 50%). Тариф установлен за перевозку 1 т груза – 180 рублей.
4. Характеристика услуги
В связи с масштабным строительством в г. Новосибирске сильно возрос спрос на бетон и его доставку от производителя к потребителю. Раньше в нашей стране заводы по производству бетона имели свой личный парк спецподвижного состава. На сегодняшний день эти заводы не в состоянии обеспечить в полном объеме потребность в доставке конечного продукта до потребителя, как правило, техника сильно изношена или ее нахватает. В связи с этим заводы все чаще прибегают к услугам транспортных компаний, одним из которых является ООО «Бетон сервис». В своем распоряжении фирма имеет автотранспорт, оборудованный современными установками по смешиванию бетона, что позволяет его использовать в любое время года. Так же фирма имеет автомобили оборудованными установками для подачи бетона на разную высоту, что позволяет сократить потери бетона до минимума при разгрузке и время подачи бетона на верхние этажи, что очень важно для заказчика.
Кроме того, предприятие не применяет жестких тарифов, обеспечивая тем самым высокую гибкость в отношениях с заказчиками. В рассматриваемом сегменте рынка услуги предприятия превосходят конкурентов по качеству и скоростью доставки, а так же отличаются сравнительно невысоким расценками за услуги. Создаваемое ООО «Бетон сервис» планирует заниматься перевозкой жидкого бетона.
Между АТП и грузоотправителем заключается годовые договоры, в котором АТП обязуется в установленные сроки принимать, а клиент предоставлять грузы к перевозке. Действие договора может быть продлено на следующий год с уточнением объемов и условий перевозок. Перевозки осуществляются по схеме: предприятие (изготовитель продукции) – строительная компания. Маршруты движения подвижного состава развозочные, т.е. подвижной состав полностью загружается на складе предприятия, а затем, движется по полукольцевому маршруту к потребителю, расположенные на трассе маршрута. Также планируются разовые услуги – маятниковые маршруты. На основе заключенного договора или заявке предприятие обязуется доставить груз по назначению. Форма расчета – безналичная (предоплата 50%). Основные экономические характеристики.
1. Себестоимость одной ездки 102,97 руб.
2. Тариф за одну тонну 180 руб.
3. Размер балансовой прибыли 3082288,33 руб. и чистой прибыли составляет 995793,94 руб.
4. Норма прибыли в цене ((180 – 102,97) / 102,97) * 100% = 74,80%
Законодательные ограничения производственной программы.
Для осуществления деятельности предприятия необходимо получить лицензию на предоставление услуг и сертификат соответствия государственным стандартам.
Уровень квалификации специалистов.
Заниматься перевозкой грузов будут водители со стажем более 3-х лет, которые один раз в год будут сдавать экзамены диспетчеру и гл. инженеру.
5. Оценка рынка сбыта и конкуренции
Маркетинговые исследования рынка
Определение спроса
Таблица показывает структуру перевозок строительных материалов и бетона предприятиями АТ общего пользования (в %).
1997 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
|
Строительные материалы и бетон |
27,6 |
38,3 |
25,3 |
36,4 |
25,4 |
Территориальные ограничения – Новосибирскеа, Московская область.
Вид услуги – перевозка жидкого бетона.
Рынок |
2004 г. |
Собственная доля |
10% |
Конкуренты |
90% |
Сегментация рынка |
высокая |
Отбор целевого сегмента рынка
Виды грузов |
||||
Навалочные |
Скоропортящиеся |
Тарно-штучные |
Опасные |
|
Город |
+ |
+ |
||
Пригород |
||||
Междугородные |
||||
Международные |
Данное предприятие осуществляет перевозку жидкого бетона, требующей дополнительных мер предосторожности (небольшая скорость движения, осторожная разгрузка, особый температурный режим) на короткое расстояние (строительные площадки).
Оценка конкурентов и своей конкурентоспособности
Преимущества |
ООО «Селянкин» |
ООО «Темех» |
ООО «Бетон» |
1. Тарифы |
45 |
25 |
30 |
2. Срочность доставки |
35 |
30 |
35 |
3. Квалификация персонала |
35 |
35 |
30 |
4. Надежность |
40 |
30 |
30 |
5. Безопасность |
30 |
35 |
35 |
6. Местонахождение |
40 |
40 |
20 |
7. Реклама |
45 |
25 |
30 |
Итого |
270 |
220 |
210 |
Арендуемые стояночные площади расположены на территории предприятия изготовителя жидкого бетона, тем самым уменьшается себестоимость перевозки, т. к. отсутствует нулевой пробег. ООО «Бетон сервис» обладает высокой конкурентоспособностью. Это обеспечивает ему устойчивое положение на рынке услуг. Это связано с достаточно не высокими тарифами, но при этом высокой степенью надежности, безопасности и срочности доставки.
Выбор рыночной стратегии.
Существует 4 возможных стратегии выхода на рынок, каждая из которых характеризуется своей степенью риска.
Услуги Рынки |
Существующие услуги |
Новые услуги |
Существующие рынки |
1. Интенсивная стратегия. Риск – незначительный. Шансы на успех – 50% |
3. Инновация Риск – средний Шансы на успех – 30% |
Новые рынки |
2. Экстенсивная стратегия. Риск – большой. Шансы на успех – 20% |
4. Диверсификация. Риск – очень высокий. Шансы на успех – 5% |
Создаваемое предприятие будет работать на существующем рынке и производить существующие услуги. Соответственно, при таких характеристиках может быть выбрана интенсивная стратегия выхода на рынок. Интенсивная стратегия характеризуется незначительным риском и 50% шансами на успех.
Пути достижения прогнозируемых объемов продаж
В первый год функционирования предприятия предполагается провести широкую рекламную кампанию для привлечения клиентов. Особое внимание будет уделяться созданию у клиентов благоприятного имиджа фирмы, благодаря возможностям Интернет. К таким мероприятиям относятся создание базы данных клиентов, создание теплой благожелательной атмосферы на предприятии. Предполагается осуществлять тщательный мониторинг рынка и гибкое реагирование на изменение рыночных условий.
Одним из путей достижения запланированных объемов продаж является стимулирование персонала. В этой области предусмотрено создание премиального фонда, выплата премии по итогам работы за год.
Предусмотрена также ритмичная реклама в различных печатных изданиях, что позволит выработать у клиентов чувство постоянного присутствия нашей фирмы на рынке и выработке доверия к предприятию со стороны клиентов.
Прогнозирование спроса. Окончательный план сбыта
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
|
Строительные материалы, бетон, т |
1437,96 |
1442,6 |
1896,4 |
2054 |
Темп прирост
1) Абсолютный ежегодный прирост
D1=4,65
D2=453,83
D3=157,21
2) Среднегодовой прирост
Dср=205,23
3) Планируемый показатель
У2004=2258,88
Темп роста
Тр1=1,00
Тр2=1,31
Тр3=1,08
Тр=1,13 т.е. на 13% ежегодно
У2004=2312,70
Окончательный план сбыта
1 |
2 |
3 |
|
Q, т. |
54031,71 |
60847,4 |
68522,8 |
6. План маркетинга
1. Клиенты – мелкие и средние строительные компании. Перевозки осуществляются по схеме: предприятие (изготовитель продукции) – строительная площадка. Маршруты движения подвижного состава развозочные, т.е. подвижной состав полностью загружается на складе предприятия, а затем, движется по полукольцевому маршруту к грузополучателю, расположенные на трассе маршрута. Также планируются разовые услуги – маятниковые маршруты.
2. Ценообразование.
Анализ цен конкурентов предполагает, что целесообразно установить цены из расчета среднего уровня цен, сложившихся на данный момент в Новосибирскее. Такая политика обусловлена сравнительно небольшим числом конкурентов и установление другого уровня цен (например, более низкого) может привести к общему снижению цен на аналогичные услуги, предоставляемые другими предприятиями. Средний тариф за одну перевезенную тонну составляет 210 руб. Тариф на нашем предприятии будет 180 руб.
Норма прибыли при этом составит Н>п> = (Ц – S) / S * 100%
Н>п> = ((180 – 102,97) / 102,97) * 100% = 74,80%
3. Методы стимулирования сбыта.
А. Стимулирование потребителей.
Предусмотрена также ритмичная реклама в различных печатных изданиях, что позволит выработать у клиентов чувство постоянного присутствия нашей фирмы на рынке и выработке доверия к предприятию со стороны клиентов.
Б. Стимулирование собственного персонала.
Одним из путей достижения запланированных объемов продаж является мотивация персонала. В этой области предусмотрено создание премиального фонда, выплата премии по итогам работы за год.
4. Реклама.
Очевидно, что для успешного начала работы предприятия требуется проведение массированной рекламной кампании. Данную кампанию предполагается проводить, используя два вида рекламы: реклама в СМИ и реклама на бортах собственных транспортных средствах.
Реклама в периодических изданиях.
Макеты будут размещаться в течение четырех первых месяцев функционирования предприятия в следующих периодических изданиях:
«Работа для Вас». Стоимость – 1255 руб. – пакет на неделю (выходит 4 раза в неделю.
«Экстра-М». Стоимость – 205 руб. – пакет на неделю (выходит 1 раз в неделю).
После проведения массированной рекламной кампании предполагается в качестве рекламной поддержки ежемесячное размещение рекламного макета и рекламы в «строчках» в одном из периодических изданий. При этом издания будут чередоваться каждый месяц (например, один месяц – «Работа для Вас»; следующий месяц – «Экстра-М» и т.п.).
Реклама на бортах собственных автомобилей – 6 а/м. Затраты на 1 а/м составят 7333,33 руб. в год.
Годовые затраты на рекламу
Вид рекламы |
Место размещения |
Стоимость руб. в год |
Реклама в СМИ |
«Работа для Вас», «Экстра-М» |
29200 |
Реклама на бортах п/с |
6 а/м |
44000 |
Итого |
73200 |
5. Формирование общественного мнения о фирме.
Для получения полной информации о предприятии будет создан интернет – сайт, где будет размещаться сведения о работе предприятия, услугах, тарифах, отзывы клиентов, и другая интересная информация.
Технический план реализации производственной программы
1. Описание технологического процесса перевозок.
При наличии годового договора грузоотправитель предоставляет заявку в установленной форме на один раз, неделю, месяц и не позднее, чем за 2-е суток до начала месяца, а при отсутствии его, – разовую заявку-договор. К заявке прилагается согласованный с АТП график выполнения перевозок с указанием суточного объемов перевозок, начала и конца рабочей смены. Грузоотправитель в соответствии с поданной заявкой обязан предоставить нашему предприятию не позднее 12–00 дня предшествующего дню перевозок уточненную сменно-суточную заявку.
Разовые заявки за 2–3 суток принимаются в письменном виде до начала перевозок.
Подтверждение приема заявок или заказов является выдача нашей отрезной квитанции. Если наша фирма по каким-либо причинам не может выполнить заказ, то секретарь уведомляет об этом заказчика не позднее 13 ч. накануне дня перевозки.
Перевозка грузов осуществляется только при наличии оформленной документации: ТТН, путевого листа. ТТН является документом строгой отчетности. Они составляются грузоотправителем на каждую ездку автомобиля в отдельности с обязательным заполнением всех реквизитов, необходимых для полноты и правильности расчетов за выполнение работы подвижного состава. ТТН выписывается грузоотправителем в 4-ех экземплярах: 1-ый остается у грузоотправителя, 2-ой, 3-ий и 4-ый, заверенные подписями и печатями грузоотправителя вручается водителю. После перемещения груза, 2-ой экземпляр ТТН предназначается для оприходования товарно-материальных ценностей у грузополучателя. 3-ий и 4-ый, заверенные подписями и печатями грузополучателя остаются у водителя и возвращаются в АТП. 3-ий экземпляр ТТН является основанием для расчета (прилагается к счету за перевозку), а 4-ый остается в АТП для учета транспортной работы и начисления заработной платы водителю.
Основным первичным документом учета работы автомобиля является путевой лист. Выпуск автомобиля в рейс без путевого листа строго запрещен. Путевой лист выдается водителю под расписку на один рабочий день при условии сдачи путевого листа за предыдущий день. Он должен иметь штамп и печать нашей организации. Путевой лист заполняется диспетчером. Заполнять документы водителю запрещено.
В создаваемом предприятии планируется индивидуальная работа автомобиля на линии. При этом время выезда автомобиля из гаража соответствует времени начала работы у клиентов. Перед выездом на линию водитель производит ТО подвижного состава, заправку ГСМ и водой. После выполнения подготовительных работ водители получают путевые листы. Окончательное разрешение на выезд из гаража водитель получает только после осмотра и проверки технического состояния подвижного состава дежурным механиком.
Наша фирма обязуется подавать технически исправный подвижной состав в установленные сроки и перевозить грузы по кратчайшему маршруту. АТП может отказаться от приема груза к перевозке, если груз предъявлен в ненадлежащей упаковке, непредусмотренной заявкой, масса предъявленного груза превышает грузоподъемность автомобиля. При отказе выдачи, перевозки груза фирма взыскивает стоимость нулевого пробега. Предприятие выдает груз в пункте назначения грузоотправителю, указанному в ТТН в том же порядке, в каком он был принят у грузоотправителя.
Все производственные вопросы с поставщиками предполагается решать на разовой договорной основе, т. к. данное предприятие является вновь создаваемым и не имеет опыта работы ни с одним поставщиком. При расчете производится предоплата в размере 50%.
Заключение
Проведенное исследование проблему бизнес-планирования в условиях переходной экономике изучало в различных аспектах: с точки зрения теоретико-методологических основ управления, разработки концепции бизнес-плана с учетом специфики российских условий и рекомендаций по выбору форм и методов финансового планирования, а также управления рисками. В результате анализа, проведенного в рамках первой главы, был определен понятийный аппарат означенной проблематики; содержание управленческой деятельности и ее этапов: прогнозирования, планирования и регулирования, а также принципов управления – в условиях плановой, рыночной и переходной экономики. Экономическую теорию, на базе которой строилась концепция бизнес-планирования, здесь предложено рассматривать только в приложении к рынку, а плановую экономику – считать не имеющей к этой теории никакого отношения.
Экономические отношения в условиях плановой экономики характеризуются как стихийные – в силу несовершенства ее теории и противоречий с практикой, а сущность их определяется через «всеобъемлющий характер». Рыночная же экономика «сужает» их до уровня разумного применения. При этом, рынок и стихия рассматриваются как принципиально разные понятия, несмотря на то, что первый из них предполагает свободу производства, реализации, движения товара, регулируемых потребностями покупателя и конкуренцией, как механизмом саморегуляции. Рынок не отрицает необходимости управления, которое реализуется в форме бизнес-планирования.
Анализ принципов управления в условиях переходной экономики позволил считать их действующими на стыке двух парадигм, одна из которых является осваиваемой новой, сопровождаемой поиском собственной специфики, а другая, сохраняется в силу определенной инерции, в результате чего уменьшается эффективность деятельности предприятий и замедляется переход на рыночные отношения.
Решать вопросы планирования в переходной экономике действительно довольно сложно: вследствие общей экономической нестабильности, невозможности полноценного использования некоторых методов управления, реализуемых в рыночных условиях и необходимости поиска некоторых нетиповых для данной парадигмы решений. Неизмеримо возрастает и риск предпринимательской деятельности, в том числе, из-за несрабатываемости новых механизмов управления и приверженности прежним методам управления.
Но успехи развития рыночной экономики во многом зависят от того, как быстро все российские производители смогут понять логику ее развития и перейти на новые формы хозяйствования, научатся управлять по рыночному.
Результатами анализа, проведенного во второй главе, явилось обоснование скорейшего перехода отечественных предприятий на бизнес-планирование, которое позволяет даже неопытным предпринимателям достичь высокой эффективности деятельности, а также разработанная на базе отечественных и зарубежных рекомендаций и с учетом специфики российской переходной экономики – концепция самого бизнес-плана.
Подобное планирование оказывает стабилизирующее влияние не только на деятельность фирмы, но и на общественное развитие, способствует сокращению самого переходного периода к рыночной экономике. При разработке бизнес-планов нет необходимости придерживаться жесткой его структуры и копировать его содержание из зарубежного опыта. Важно также ориентироваться на достижение запланированного.
Предлагаемая, как пример, структура бизнес-плана на примере ООО «Бетон сервис», помимо титула и изложения цели исследования, содержит в себе следующие разделы: 1) описание фирмы и его подразделы: направление деятельности, товары (или услуги), организация и управление, кадры, целевое назначение кредита и его предполагаемая отдача (при использовании заемных средств); 2) маркетинг-план; 3) производственный план; 4) финансовый план и его подразделы: план-баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств; 5) управление рисками и приложения. Последнее включает в себя вспомогательные документы, прилагаемые в зависимости от ставящихся целей и специфики деятельности.
Для каждого из разделов даны рекомендации, касающиеся его содержания, в том числе, в некоторых случаях предложено использовать успехи зарубежного опыта, а в других – избегать подобных ориентаций.
Общей рекомендацией по разработке бизнес-плана является его лаконичность и доходчивость, не противоречие между составными частями и учет собственной специфики деятельности, своих интересов и потребностей.
Ввиду важности финансовой составляющей бизнес-плана, а также необходимости решения проблемы риска в условиях переходной экономики – соответствующий и более подробный анализ проводился в третьей главе данного исследования. Его результатами явился выбор форм и методов финансового планирования с учетом специфических особенностей современной российской экономики, состоящих в необходимости выживания и обеспечения устойчивого развития для предприятий даже в условиях высокой экономической нестабильности.
Анализ финансового плана и необходимости применения тех или иных методов и показателей проводился в соответствии с тремя его основными документами: балансом, отчетом о прибылях и убытках и отчетом о движении денежных средств.
В рамках баланса, который сам ассоциируется с состоянием устойчивости финансовой деятельности, предложено использовать так называемые «вертикальный» и «горизонтальный» анализ, позволяющие отслеживать тенденции изменений по отдельным статьям бухгалтерской отчетности. С помощью данных баланса возможно проведение анализа ликвидности предприятия, как его способности отвечать собственным текущим обязательствам. Характеристиками финансовой устойчивости могут служить коэффициенты обеспеченности собственными оборотными средствами и восстановления (или утраты) платежеспособности, они также позволяют прогнозировать наступление банкротства.
Расчет точки безубыточности, проводимый в рамках отчета о прибылях и убытках, помогает определить рубеж рентабельности (а значит и устойчивости) предприятия, а также ориентироваться в оценивании риска предпринимательской деятельности.
Прибыльность и наличие у предприятия денежных средств не всегда напрямую связаны – особенно в условиях обострившихся взаимных платежей. Устойчивость же функционирования и развития предприятия здесь может обеспечить расчет оптимального уровня денежных средств и анализ отклонений результатов от прогнозов, проводимый в рамках отчета о движении денежных средств.
Фактором существенного и негативного влияния на стабильность деятельности в условиях переходной экономики выступает инфляция (гиперинфляция). Но решать проблемы финансового характера необходимо и становится возможным, в частности, с использованием модели Миллера-Орра, которая позволяет определять оптимальный запас денежных средств с учетом случайных и значительных колебаний в расходовании и поступлении средств.
Планирование и анализ собственной финансовой деятельности предложено осуществлять с использованием краткосрочных проектов и коэффициента дисконтирования, а также с помощью специально разработанных международных стандартов «Финансовая отчетность в гиперинфляционной среде» и ориентироваться при этом на установление цен в «твердой валюте».
И, наконец, в отличие от экономически развитых стран стабильность финансово-экономической деятельности предприятия в переходной экономике может достигаться не минимизацией, а максимизацией вложения в новое дело собственных средств.
Управление риском – это, прежде всего, проблема финансового управления, но в виду недостаточной разработанности данной проблематики для условий переходной экономики и огромной значимости, ее предложено выделять в самостоятельный раздел бизнес-плана, в том числе, в данном исследовании она анализируется отдельно.
Российское предпринимательство в целом характеризуется не только высокой степенью риска, но и их «ассортиментом», и ключевым вопросом становится необходимость определять сами риски и научиться «цивилизованному» управлению рисками, что не под силу «стороннему наблюдателю». С помощью качественного анализа выявляются факторы и причины риска, этапы работ, при выполнении которых риск может возникать, количественный же анализ позволяет определять величину риска – с использованием соответствующий методического инструментария, а для его уменьшения применяться различные аналитические методы.
Понятие риска предлагается определять, как вероятность неполучения или недополучения прибыли. Определение же риска как вероятности «отличия реальных доходов от прогнозируемых»5, в данном случае представляется не совсем корректным, так как в этом случае теряет свой смысл понятие «управления риском». Управление с учетом риска предполагает защиту предпринимательства от возможных убытков и минимизацию затрат на прирост стоимости капитала.
Значимой причиной увеличения рисков для переходной экономики России является сам факт осуществления экономических преобразований на стыке двух парадигм, хотя устранение представляется возможным в рамках конкретного предприятия, и, в частности, с помощью образования холдинговых структур.
Количественную же оценку риска предложено производить с помощью некоторых известных в рыночной экономике методов: усредненного отчетного дохода, индекса приведенной стоимости, средневзвешенной цены капитала, а также с учетом вероятностного характера самого риска – с помощью модифицированных показателей, по которым рассчитываются величины ожидаемой доходности и вероятности ее появления.
Мерами риска здесь могут служить размах вариации между оптимистичной и пессимистичной оценками прогнозов, а также коэффициент вариации, рассчитываемый как отношение стандартного отклонения от средней доходности к ее вероятностной величине.
Величина риска с уровнем доходности напрямую не связана – при одинаковом их уровне может получаться различная величина рассеивания риска, но зависит от временных параметров – при долгосрочном прогнозе величина риска неизменно возрастает, и это может служить обоснованием нежелательности долгосрочных планов в условиях переходной экономики. Проведенное исследование позволяет увидеть большие сложности планирования в условиях переходной экономики, и в определенном смысле можно сказать, что управление – это «в большей степени искусство, чем наука»6.
Список литературы
Горемыкин В.А., Богомолов А.Ю. Планирование предпринимательской деятельности предприятия: Метод. пособие // Ин-т междунар. экон. связей. – М.: ИНФРА, 2004. – 333 с.;
Карданская Н.Л. Основы принятия управленческих решений. – М.: Рус. делов. лит., 2008. – 288 с.;
Проблемы совершенствования хозяйственного механизма в условиях перехода к рынку: Сб. науч. тр. Самар. гос. экон. акад. /Под ред. Б.Я. Татарских. – Самара, 2008. – 116 с.;
Суходоева Л.Ф. Управление и бизнес: Монография /Нижегор. гос. ун-т им. Н.И. Лобачевского. – Н. Новгород, 2004. – 127 с.;
Бизнес-план инвестиционного производственной программы. Отечественный и зарубежный опыт. Современная практика и документация: Учеб.-практ. пособие /Под общ. ред. В.М. Попова. Изд. 4-е. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 423 с.;
Бизнес-план /Кураков Л.П., Ляпунов С.И., Мингазов Х.Х., Попов В.М. Изд. 2-е. Ч. 1. Зарубежный и отечественный опыт. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 175 с.;
Дэвид Г. Бэнгз. Руководство по составлению бизнес-плана. (Серия «Маркетинг и менеджмент за рубежом») /Пер. с англ. – М.: Изд-во Финпресс, 2005. – 256 с.;
Пелих А.С. Бизнес-план или как организовать собственный бизнес: Анализ. Методика. Практикум. – М.: Ось-89, 2005. – 96 с.; Уткин Э.А. Бизнес-план: Организация и планирование предпринимательской деятельности. – М.: Ассоц. авторов и издат. «Тандем». – Изд-во ЭКМОС, 2007. – 96 с.
Васильчук Е.С., Рухманова Н.А. Бизнес-планирование и оценка рисков предпринимательской деятельности /Иван. гос. ун-т. – Иваново, 2008. – 123 с.;
1 Горемыкин В.А., Богомолов А.Ю. Планирование предпринимательской деятельности предприятия: Метод. пособие //Ин-т междунар. экон. связей. - М.: ИНФРА, 1998. - 333 с.
2 Бизнес-план инвестиционного проекта. Отечественный и зарубежный опыт. Современная практика и документация: Учеб.-практ. пособие /Под общ. ред. В.М. Попова. Изд. 4-е. - М.: Финансы и статистика, 1998. - 423 с.;
3 Бизнес-план /Кураков Л.П., Ляпунов С.И., Мингазов Х.Х., Попов В.М. Изд. 2-е. Ч. 1. Зарубежный и отечественный опыт. - М.: Финансы и статистика, 1995. - 175 с.;
4 Васильчук Е.С., Рухманова Н.А. Бизнес-планирование и оценка рисков предпринимательской деятельности /Иван. гос. ун-т. - Иваново, 1997. - 123 с.
5 Черняк В.З. Оценка бизнеса. – М.: Финансы и статистика, 1997 – С. 140.
6 Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 1999. – С. 53.