Производственная программа. Управление качеством продукции
Содержание
1. Производственная программа промышленных предприятий и ее взаимосвязь с другими планами
2. Качество продукции и факторы повышения качества продукции
Список использованной литературы
Производственная программа промышленных предприятий и ее взаимосвязь с другими планами
Производственная программа является результатом согласования следующих целей фирмы:
получение максимальной прибыли;
учет реальных финансовых и иных ресурсных возможностей;
возможно полное удовлетворение потребностей рынка сбыта;
максимальное снижение производственных издержек, в т.ч. и максимально возможная загрузка оборудования.
Следовательно, при разработке конкретной производственной программы надо учесть сроки и объемы поставок продукции на рынок (чем обычно занимается отдел маркетинга - план сбыта) и максимальную равномерную загрузку производственных мощностей (за это отвечает ПДО). Соответственно на основании производственной программы должны быть сформированы (или скорректированы) другие разделы комплексного плана предприятия (рис. 1).
Отражая цели и задачи производственной деятельности предприятия, производственная программа является ведущим разделом плана предприятия. Все другие разделы плана разрабатываются в соответствии с производственной программой и направлены на обеспечение ее выполнения в установленные сроки и при наименьших затратах. В основу составления производственной программы должна положена реальная потребность в конкретной продукции, объем выпуска продукции, рассчитанный на основе заключенных договоров на поставку продукции и изучения конъюнктуры рынка, по номенклатуре и ассортименту должен служить исходной базой для дальнейших расчетов по производственной программе и другим разделам плана предприятия. После этого производственная программа разрабатывается в следующей последовательности:
1. Определяются номенклатура и ассортимент выпускаемой продукции, объем поставок в натуральном выражении согласно заключенным договорам.
2. На основе объема поставок определяется объем производства каждого изделия в натуральном выражении.
3. Объем производства по отдельным видам продукции обосновывается расчетами производственных мощностей.
4. Исходя из натуральных объемов производства и поставок рассчитываются стоимостные показатели: товарная, реализованная; валовая и чистая продукция.
5. Составляется график отгрузки продукции в соответствии со сроками договоров.
6. Производственная программа распределяется по основным подразделениям предприятия.
План производства и реализации продукции составляется в натуральном и стоимостном выражениях.
Поскольку общество заинтересовано в получении от предприятий изделий определенного рода, типа, размера и надлежащего качества, то планирование объемов производства начинается с определения номенклатуры продукции и ее объемов в натуральном выражении.
Рис. 1. Взаимосвязь производственной программы с другими планами
Производственная программа - представляет собой определенный объем, номенклатуру и ассортимент продукции соответствующего качества - учитывает спрос на данную продукцию и реальные возможности удовлетворения этого спроса.
Под номенклатурой продукции понимают принятый в планировании и учете перечень видов продукции в натуральном выражении;
ассортимент продукции - это количество и соотношение отдельных видов продукции по маркам, сортам, профилям, размерам, артикулам.
Основные этапы формирования производственной программы:
-определяется номенклатура и ассортимент продукции в натуральном выражении. Расчеты проводятся исходя из имеющегося оборудования, технологии, снабжения сырьем и материалами, транспортными связями и другими факторами;
-на основании объема поставок (реализации) и изменения остатков нереализованной готовой продукции на начало и конец планового периода определяется объем производства каждого изделия в натуральном выражении с календарным распределением;
-обосновывается объем выпуска по отдельным видам продукции производственными мощностями;
-на основе натуральных объемов производства продукции определяются стоимостные показатели.
Производственная программа (план производства и реализации продукции) — это комплексное задание по выпуску и реализации продукции определенного ассортимента и качества в натуральных и стоимостных показателях, ориентированных на достижение целей организации (предприятия).
Производственная программа разрабатывается в три этапа. Первый этап — определение максимально возможного съема продукции с имеющихся мощностей (площадей) с учетом ликвидации "узких мест" и недостатков в организации производства. Если полученный объем продукции (услуг) окажется недостаточным для удовлетворения спроса на нее, то начинается второй этап, в ходе которого разрабатываются мероприятия по наращиванию производственных мощностей (площадей) за счет собственных финансовых средств и определяется возможный дополнительный объем производства продукции. Если и этот объем окажется недостаточным для удовлетворения спроса на продукцию, то начинается третий этап — разработка плана технического перевооружения и реконструкции предприятия. Такие мероприятия проводятся не только при невозможности удовлетворения спроса, но и в случае низкого уровня технического развития производства, не обеспечивающего выпуск продукции, отвечающей современным требованиям к ней как по качеству, так и по себестоимости, материалоемкости, трудоемкости и другим технико-экономическим показателям.
Исходной и завершающей стадией разработки производственной программы является составление баланса производственных мощностей и определение степени их использования.
2. Качество продукции и факторы повышения качества продукции
"Качество продукции - это критическая оценка потребителем степени соответствия ее свойств, показателей качества, индивидуальным и общественным ожиданиям, обязательным нормам в соответствии с ее назначением". Качество продукции связано с понятиями свойство продукции и полезность продукции. Свойство определяет объективные стороны объекта без оценивания важности этих свойств для потребителя (например технический уровень продукции), а полезность - способность продукции приносить пользу и удовлетворять конкретного потребителя.
Качество продукции – совокупность свойств продукции, обуславливающих ее способность удовлетворять определенные потребности в соответствии с назначением. Требования:
- текущие и перспективные
- общие и специфические (определяются преимущественно условиями их использования).
Факторы, влияющие на качество продукции:
Общественные ожидания, субъективные настроения потребителей;
Качество проекта (совершенство конструкции);
Качество исполнения (совершенство технологий);
Уровень конкурентности рынка.
Необходимость учитывать субъективную сторону восприятия свойств продукции делает проблему оценки качества достаточно сложной.
Факторы, влияющие на сохранение качества:
- влажность;
- свет;
- состав воздуха;
- механические факторы;
- биологические.
В результате этих воздействий происходят различные изменения.
Сегодня уже не надо доказывать преимущества кормления животных однородной сбалансированной кормосмесью вместо раздельного питания. Такой метод позволяет за счет увеличения поедаемости сократить расход основных кормов на 20 - 30%, снизить затраты труда на кормление в 1,2 - 1,5 раза при одновременном повышении удоев и качества молока. Таким образом, на основании многочисленных исследований и при соблюдении нижеперечисленных практических советов можно повысить продуктивность и качество молока коров:
1. Чем чаще кормить коров, тем меньше изменится кислотность в рубце, тем больше сформируется микробного белка и полнее используются азотистые вещества кормов.
Существует взаимосвязь между кратностью раздачи кормов и структурой рациона, качеством корма и режимом кормления. Исходя из физиологии пищеварения, высокопродуктивным животным концентраты следует раздавать 4 - 6 раз в день, при этом повышается не только удой, но и содержание жира и белка в молоке.
2. Неточность при взвешивании дневных кормовых порций нормированного для коровы рациона приводит к колебаниям в выработке доступной или переваримой энергии и снижению удоя на 4 - 5%. Отсюда следует, что потребность коров в энергии должна удовлетворяться ежедневно и равномерно.
3. Очередность скармливания кормов влияет на кислотность содержимого рубца, усвоение питательных веществ корма, продуктивность и качество молока.
Концентрированные корма слабо способствуют выделению слюны, при этом снижается переваривание клетчатки. Следовательно, в утреннее кормление рекомендуется давать коровам сначала сено, а затем концентраты.
4. Корове не рекомендуется скармливать за один прием более 2 - 2,5 кг концентратов.
5. Чем продолжительнее время кормления коровы, тем она лучше усваивает питательные вещества.
Скорость поедания концентрированных кормов зависит от того, в каком виде они задаются корове: 1 кг рассыпного комбикорма потребляется коровой за 3 минуты, гранулированного - за 2 минуты, жидкого корма - за 1 минуту.
6. Переход от одного вида корма к другому должен происходить постепенно (в течение 2 недель), чтобы микробы рубца успели адаптироваться к изменяющимся условиям брожения в нем. Особенно тщательно следует контролировать рацион при переходе от стойлового к пастбищному периоду, а также при переходе от пастьбы к рациону стойлового периода.
7. Молоко на 85 - 87% состоит из воды. В зависимости от продуктивности суточная потребность коров в воде колеблется в пределах 80 - 120 л. Вода для поения коров должна быть чистой, теплой (14 - 160 С), прозрачной, без неприятного запаха и привкуса.
8. Контроль за физиологическим состоянием коров необходимо постоянно осуществлять по показателям с помощью биохимического анализа крови.
9. Рационы для коров следует составлять не по табличным данным, а по фактическому содержанию питательных веществ кормов, входящих в состав рациона.
10. Анализ химического состава кормов и определение их питательной ценности следует проводить за 10 - 15 дней до начала скармливания отдельной траншеи или бурта с силосом, отдельного сарая с сеном и т. д., так как в процессе хранения кормов их качество и питательность изменяются.
Список использованной литературы
Афанасьев Н.6., Витин В.Ф., Голубев И.С. Оценка качества машиностроительной продукции / Под ред. И.С. Голубева. М„ 2007
Антонов Г.А. Основы стандартизации и управления качеством продукции. Ч. 1,2,3. СПб., 2007
Беленький П.Е., Козориз М.А. Технико-экономическое управление качеством продукции в объединении. Львов, 2008
Боровой К.Н., Петрасюк В.Г., Тавер Е.И. Сертификация и торговля на товарной бирже. Сер. "Стандартизация и бизнес". Вып. 1. М., 2006
Версак В.Г., Сиськов В.И., Дубицкий Л.Г. и др. Интеграция производства и управления качеством продукции. М., 2007
Войтоловский В.Н., Окрепилов В.В. Управление качеством и сертификация в промышленном производстве: Учеб. пособие. СПб., 2008
Гавриеико В.Г., Ядевич Н.И. Сертификация. Юридический справочник (приложение к журналу "Право и экономика"). Мн., 2008
Галесв В.И. Системы качества и рынок. Сер. "Сертификация и бизнес". Вып. I. М., 2008