Проектирование производственного предприятия

Введение

Каждая фирма, начиная свою деятельность, обязана четко представлять потребность в перспективе в финансовых, материальных, трудовых и интеллектуальных ресурсах, источники их получения, а также уметь точно рассчитывать эффективность использования имеющихся средств в процессе работы фирмы. В рыночной экономике предприниматели не могут добиться стабильного успеха, если не будут четко и эффективно планировать свою деятельность, постоянно собирать и аккумулировать информацию, как о состоянии целевых рынков, положения на них конкурентов, так и о собственных перспективах и возможностях. Собрать и информацию такого рода в наиболее полном объеме позволяет создание бизнес-плана, так как в него входят и составление финансового плана, и оценка рынка сбыта, и анализ основных технико-экономических показателей. Следовательно, создание и разработка продуманного хорошего бизнес-плана позволит фирме в будущем добиться конкурентных преимуществ по сравнению с предприятиями-конкурентами. В бизнес-плане формулируются основные цели предполагаемой экономической деятельности, определяется ее сфера, описывается предусматриваемая товарная продукция, работы или услуги; содержится анализ рынка; рассматриваются организационно-правовые вопросы функционирования производства; отражается технико-экономическое обоснование возможности и эффективности планируемой работы.

Целью данной работы является разработка бизнес-плана для реализации 2 видов изделий.

Задача работы – ближе познакомиться с методикой подготовки и расчета бизнес-плана по налаживанию производства новой продукции.

1 Организационная часть

1.1 Характеристика предприятия

Целью хозяйственной деятельности данного предприятия является выпуск и продажа продукции, получение дохода и расширение воспроизводства.

Для достижения указанных целей предприятие осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке следующие виды деятельности:

– проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию средств защиты органов дыхания, разработка поглотителей, минеральных сорбентов и аппаратов для санитарной очистки воздуха от промышленных выбросов, реализация разработок;

– разработка научно-технических прогнозов;

– переработка отходов промышленного производства;

– производство средств защиты органов дыхания и их реализация.

Продукция предприятия является материалоемкой.

Основные производственные фонды имеют односменную загрузку, соответствующую плановым заказам и равномерно спланированную по видам продукции, обеспечивают наряду с выпуском серийной продукции проведение опытных работ и освоение производства новых изделий.

Оборотные фонды предприятия приобретаются из расчета обеспечения выпуска изделий по строго определенному заказу с учетом технологического запаса.

При стабильном производстве изделий оборотные фонды приобретаются по графикам поставки с учетом минимальной загрузки складских помещений.

Персонал предприятия и отдельных подразделений рассчитан на обеспечение выпуска научно-технической и производственной продукции.

Подбор кадров обеспечивает быстрое переориентирование персонала на выполнение работ по вновь открываемым заказам и при переналадке производства на другие изделия.

Предприятие имеет традиционных и новых потребителей своей продукции на рынке и контролирует данным видам продукции разные доли от 20 до 65 %.

Традиционный рынок хорошо известен на предприятии, расширение рынка ведется за счет рекламы и поиска потенциальных потребителей продукции, а также ведущихся маркетинговых исследований.

Предприятие уделяет много внимания качеству выпускаемой продукции и рентабельности производства, что определяет лицо и имидж фирмы.

Низкие издержки производства и эффективный оборот средств определяют стабильное экономическое положение предприятия.

На предприятии ведутся новые разработки изделий, которые по своим тактико-техническим характеристикам расширяют рынок потребления, делают целую номенклатуру изделий, удовлетворяющих потребности любого потребителя.

Географическое положение предприятия можно считать выгодным, т. к. оно находится в центрально-черноземном районе РФ, имеющем развитую сеть железнодорожных и автомобильных дорог, все виды современной связи, близость к столице России и возможность оперативных контактов с европейскими предприятиями.

1.2 Оценка рынков сбыта

Существует несколько рынков сбыта рассматриваемого товара:

    Оптовые покупатели;

    Производители.

Спрос на данный продукт зависит от следующих факторов:

─ на рынке оптовых покупателей – от информированности о преимуществах продукции, от насыщенности рынка данным продуктом, произведенным как самим предпиятием так и конкурирующими предприятиями;

─ на рынке производителей, также от информированности о преимуществах продукции и от установленных цен на данный вид продукта.

Для внедрения на оба рынка необходимо вести успешный маркетинг.

Основные потребители продукции расположены не только в Тамбове и Тамбовской области, но и во многих других городах России.

Рассмотрим более подробно производство 2 видов изделий.

1). Трехвальцовая краскотерка

Рис. 1 Краскотерка

Краскотерка КРТ1 предназначена для растирания и гомогенизации (приведения к однородности структуры) красок, лаков, паст и других подобных им материалов.

Краскотерка включает в себя следующие узлы и системы:

 литой чугунный корпус (основание);

 три вала с шарикоподшипниками, установленными в корпуса подшипников, которые у среднего вала прикреплены к основанию неподвижно, а у крайних валов – могут перемещаться по прямолинейным направляющим от усилия пружин и гидроцилиндров;

 привод вращения валов, состоящий из электродвигателя, клиноременной передачи, фрикциона отключения валов и системы зубчатых колес, передающих вращение от вала к валу обеспечением постоянной во времени разницы в скоростях вращения соседних валов;

 гидросистему, обеспечивающую прижим с регулируемым усилием крайних валов к среднему, подъем чана с краской над приемной сеткой, а также смазку всех трущихся пар;

 систему подачи охлаждающей воды во внутренние полости рабочих валов;

 загрузочный ящик, устанавливаемый над щелью между средним и нижним валами, и боковые стенки которого прижимаются к валам с регулируемым усилием;

 съемная приемная сетка над загрузочным ящиком дл задержания крупных посторонних механических включений;

 сливной желоб с шабером для съема растертого материала с верхнего вала;

 электрооборудование, состоящее из шита с силовыми аппаратам управления приводами вращения валов и гидронасоса, а также поста управления. Пост управления и электродвигатели, установленные наросредственно на краскотерке, имеют взрывозащищенное исполнение, а щит с силовыми аппаратами управления должен устанавливаться за пределами взрывоопасной зоны.

Технические характеристики

1. Диаметр валков, мм 120

2. Длина бочки валка, мм, 250

3. Число валков, шт. 3

4. Расположение валков горизонтальное

5. Частота вращения среднего валка 12 – 60 об/мин

6. Фрикция между передним и средним валками 1: 3 между средним и задним валками 1: 3

7. Регулирование частоты вращения бесступенчатое (частотное регулирование).

8. Зазор, мм, регулируемый: 0,1….5

9. Отвод переднего и заднего валков вручную

10. Установленная мощность, не менее 1,1 кВт

11. Ток питающей сети переменный трехфазный с выведенной нейтралью: напряжение 220 В частота 50 Гц

12. Габаритные размеры, мм, не более: длина 936 ширина 560 высота 355

2). Пресс-вырубной гидравлический ПВГ

Рис. 2 Пресс вырубной

Пресс вырубной гидравлический позволяет вырубать отформованные изделия из пластика, а также картон.

Таблица 1 – Технические характеристики

Напряжение питания, В

380

Привод

гидропривод

Потребляемая мощность, макс., кВт

4

Размер рабочего стола, мм

300х250

Максимальный формат вырубки, мм

290Х240

Время рабочего цикла, сек.

5…10

Регулируемый рабочий ход, мм

до 150 мм

Оснастка

вырубные штампы

Номинальное усилие пресса, кг

5000

Вырубаемый материал

ПВХ, ПЭТ, ПВД, ПНД, ПС, АБС

Среднее время переналадки, мин.

15

Габариты, мм

570Х750Х1730

Масса, кг

300

Выпускаемое оборудование может комплектоваться необходимой технологической оснасткой.

      Организационная структура предприятия

Организационная структура управления предприятием – перечень отделов, служб и подразделений в аппарате управления, системная их организация, характер соподчиненности и подотчетности друг другу и высшему органу управления фирмы.

Организационная структура управления исследуемого предприятия – линейно-функциональная (штабная), которая выглядит следующим образом:

Линейно-функциональная структура предусматривает создание при основных звеньях структуры функциональных подразделений. Основная роль этих подразделений состоит в подготовке проектов решений, которые вступают в силу после утверждения соответствующими руководителями. Наряду с линейными руководителями (директором, заместителями директора) существуют руководители функциональных подразделений (финансовый отдел, планово-экономический отдел), подготавливающие проекты планов, отчетов, которые превращаются в официальные документы только после подписания линейными руководителями.

Основным достоинством этой структуры является то, что она, сохраняя целенаправленность линейной структуры, дает возможность специализировать выполнение отдельных функций и тем самым повысить компетентность управления в целом.

Хозяйственную деятельность данного предприятия условно можно характеризовать выпуском научной продукции и производственной продукции. Научную продукцию выпускают научно-исследовательские лаборатории, специализированные по своим направлениям. Производственную продукцию выпускают опытно-экспериментальный цех (ОЭЦ) и опытно-механический цех (ОМЦ).

К вспомогательному производству относится: транспортная группа, центральный склад, конструкторский, технологический, планово-экономический отделы, сертификационный центр.

В АУП входит администрация, бухгалтерия, хозяйственный отдел. Структура предприятия постоянно совершенствуется и изменяется применительно к текущей хозяйственной деятельности.

Структура управления:

Предприятие возглавляет директор, назначаемый Министерством промышленности, науки и технологий РФ, права и обязанности директора регламентируются контрактом, заключаемым между директором и министерством.

Директор действует от имени Предприятия на принципе единоначалия.

Управленческая структура предприятия:

руководитель предприятия – директор,

ему подчиняются заместители директора:

– по экономике;

– по научной работе;

– по опытному производству;

– по коммерческим вопросам;

– по режиму, безопасности и кадрам;

а также:

– помощник директора по качеству и экологии;

– главный бухгалтер;

– сертификационный центр;

– ученый секретарь;

– юрист.

Производственная структура предприятия:

– отдел главного технолога;

– производственный отдел;

– опытно – экспериментальный цех;

– опытно – механический цех;

– отдел главного механика.

В целом организационная структура предприятия представлена в приложении.

Наличие на предприятии научных и производственных структур позволяет построить производственный цикл по разработке изделий и освоению серийного производства без привлечения сторонних организаций и избежать дополнительных расходов.

На предприятии существует лаборатория химико-аналитических исследований. Функциональное назначение – разработка изделий новой продукции, достижение технических характеристик изделий до уровня потребительского спроса, отработка конструкции изделия, технической документации, технологии изготовления, внедрение в производство, авторский надзор за изготовлением и использованием у потребителя.

НИЛ в общем случае отвечает за выполнение возложенных на него функций, за соответствие разрабатываемого изделия требованиям технического задания, проведение всех стадий разработки в соответствии с требованиями ГОСТ, правильность принимаемых технических решений, качество разработки, за выполнение договорных обязательств.

НИЛ имеет право требовать от подразделений соисполнителей выполнение возложенных на него функций, планировать порядок выполнения работ, привлекать сторонние организации при комплексных разработках, требовать от руководства предприятия целевого расходования средств, выделенных на разработку, подавать предложения по повышению эффективности и качества научно-технической продукции.

1.4 Разработка плана маркетинга

а) Ценовая политика

При формировании метода установления цен следует исходить из объективно существующих факторов:

– способность выпускать продукцию высокого качества;

– сложившаяся структура предприятия с соответствующим уровнем накладных расходов;

– возможный рост, исходя из имеющихся мощностей и сырьевых возможностей, выпуска продукции;

– постоянный рост стоимости материалов и покупных изделий и индексация заработной платы.

Исходя из этого, на отчетный год предпочтительно принять следующую стратегию ценообразования: высокое качество – высокая цена.

б) Мероприятия по проведению товара на рынок:

– разработка и выпуск общего рекламного проспекта предприятия и рекламно – информационных листов по всем видам продукции;

– регулярное участие в выставках смотрах; создание группы по оформлению стендов, как на выставках, так и в цехах;

– систематическое размещение рекламных материалов в печатных изданиях и других СМИ;

в) Организация каналов сбыта на внутреннем рынке

– договор со всеми торгующими предприятиями с указанием ответственности сторон;

– введение системы центроразвоза готовой продукции;

– создание диспетчерской сети;

– работа по рекламациям.

      Оценка риска и страхования

Приведем перечень возможных рисков с указанием вероятности их возникновения, предполагаемого ущерба от этих рисков.

Таблица 2 – Перечень рисков

Наименование (содержание) риска

Влияние на ожидаемую прибыль

Вес,

Wi

Вероятнось, Vi

Балл,

Wi*Vi

Организационная группа рисков

1. Недобросовестность и низкая квалификация разработчиков

Увеличение сроков и снижение уровня качества разработки

0,1

0,25

0,025

Финансово-экономическая группа рисков

2. Неплатежеспособность потребителя.

3. Неустойчивость спроса.

4. Появление альтернативного продукта.

5. Снижение цены конкурентами.

6. Рост налогов.

7. Рост цен на сырье и материалы.

8. Недостаток оборотных средств.

Увеличение объема заемных средств и снижение чистой прибыли из-за выплат процентов по кредиту.

Падение спроса с ростом цены, уменьшение прибыли.

Падение спроса, уменьшение прибыли.

Снижение цены, уменьшение прибыли.

Уменьшение прибыли.

Уменьшение прибыли.

Увеличение кредитов.

0,2

0,1

0,1

0,05

0,03

0,1

0,1

0,75

0,25

0,5

0,25

0,5

1,0

0,75

0,15

0,025

0,05

0,0125

0,015

0,1

0,075

Социальная группа риска

9. Социальная инфраструктура.

Рост внепроизводственных затрат

0,02

0,5

0,01

Группа технических рисков

10. Недостаточно высокий уровень разработки ввиду неверной оценки конкурентоспособности.

11. Изношенность технологического оборудования.

12. Новизна технологии.

13. Отсутствие резерва мощности.

14. Отсутствие типовых и проектных решений подобной аппаратуры.

Падение спроса.

Увеличение себестоимости.

Увеличение затрат на освоение.

Невозможность покрытия пикового спроса, увеличение производственного цикла изготовления товара.

Недостаточный спрос.

0,1

0,02

0,03

0,03

0,1

0,1

0,00

0,00

0,00

0,25

0,01

0,00

0,00

0,00

0,025

Экологическая группа рисков

15. Выбросы в атмосферу и сбросы в воду.

Затраты на очистное оборудование, штрафы.

0,02

0,00

0,00

Суммарный балл по всем группам рисков составляет:

Укажем организационные меры по профилактике указанных рисков

Таким образом, риск проекта после проведения компенсируемых мероприятий составляет:

2. Расчетная часть

2.1 Расчет затрат по изделиям на базовый период

На основании трудоемкости годового выпуска продукции производим расчет потребности технологического оборудования по его видам, по формуле:

, (1)

где – количество единиц оборудования по видам (токарные, расточные и т. д.), шт.;

– годовая программа производства продукции, шт.;

– трудоемкость по j видам работ по i изделиям, н.ч.;

– годовой действительный фонд времени работы оборудования, ч;

– коэффициент выполнения норм выработки;

n – номенклатура выпускаемой продукции, шт.;

Рассчитаем количество необходимого оборудования для производства годового выпуска изделия № 16 в базовом году:

=10

=2

=2

=2

=1

=3

=4

Рассчитаем количество необходимого оборудования для производства годового выпуска изделия № 4 в базовом году.

=3

=1

=1

=1

=1

=1

=1

Таблица 3 – Количество оборудования, шт.

Вид оборудования

Количество по изделию 16

Количество по изделию 4

Токарные станки

10

3

Расточные

-

1

Фрезерные станки

2

1

Строгальные станки

2

1

Зуборезные станки

4

1

Шлифовальные станки

2

-

Установки СВЧ

1

1

Верстаки слесарные

57

20

Сборочные стенды

3

1

Комплект контрольных приборов

7

2

Сварочные агрегаты

1

1

Сверлильные станки

2

Автомобили

1

Электрокар

1

ВСЕГО:

91

34

Всего по цеху:

125

Рассчитаем балансовую стоимость оборудования. Балансовая стоимость оборудования определяется исходя из потребного количества оборудования, цены покупки и затрат на транспортировку и монтаж, принимаемых в размере 12 % от цены покупки.

Таблица 4 – Балансовая стоимость оборудования, тыс. руб.

Виды оборудования

Стоимость
оборудования
по изделию № 16

тыс. руб.

Стоимость оборудования
по изделию 4

тыc.

руб.

1. Токарные

2464

739

2. Расточные

280

2. Фрезерные

367

184

3. Строгальные

367

183,68

4. Зуборезные

1111

5. Шлифовальные

571

-

6. Установки СВЧ

127

127

7. Сварочные агрегаты

20,16

20,16

10. Электрокар

=96,32

11. Верстаки слесарные

510

179

12. Сборочные стенды

141

47

13. Комплект контрольных
приборов

63

18

Сверлильные станки

=152,32

Автомобиль

=392

Всего:

5990

2448

Всего по цеху:

8438

Расчет потребности в производственной и бытовой площадях производится по формулам:

Стоимость бытовой площади = *3 м *15000 руб.

Стоимость бытовой площади = 92*3*15000 = 4140000 руб.

Стоимость производственной площади = *5 м *15000 руб.

Стоимость производственной площади = 48*5 м *15000 =3600000 руб.

Объем капитальных вложений = Стоимость производственной площади + Стоимость бытовой площади + стоимость оборудования = 4140000 + 3600000 +8438000 = 16178 тыс. руб.

Рассчитаем численность работающих (явочной (R>) списочной (R>)):

– основных производственных рабочих:

, ; , (2)

где F>эф> – эффективный годовой фонд времени работы одного рабочего;

К>вр> – коэффициент выполнения норм времени;

К>яо> – коэффициент перехода от явочной к списочной численности.

Номинальный фонд времени работы одного рабочего (F>ном>):

F>ном> = (F>кал> – F>вых, пр>)*n>см>*t>см>, (3)

где F>ном> – номинальный фонд рабочего времени – максимально возможное количество рабочих часов в год;

F>кал> – количество календарных дней в году;

F>вых, пр> – выходные и праздники, не совпавшие с выходными;

t>см, >n>см> – продолжительность и количество в день рабочих смен.

F>ном> = (366 – (104 + 12)) * 1 * 8 = 2000 час/год.

Эффективный годовой фонд времени работы одного рабочего:

F>эф> = F>ном> – F>нев>, (4)

где F>нев> – невыходы на работу (отпуска – основной, дополнительный, по беременности и родам, для учащихся; болезни; выполнение государственных и общественных обязанностей).

Потери времени всех видов от номинального фонда времени работы одного рабочего составляют 12 %.

F>нев> = 0,12*2000=240 час/год.

F>эф> = 2000 – 240 = 1760 час/год.

Для расчета списочной численности рабочих используется коэффициент пересчета явочной численности в списочную:

Рассчитаем численность основных производственных рабочих, необходимую для производства годового выпуска изделия № 16 в базовом году.

Всего: 42 человек.

Рассчитаем численность основных производственных рабочих, необходимую для производства годового выпуска изделия № 4 в базовом году.

Всего: 15 чел.

– О
стальные группы работающих определяются по заданной структуре. Численность работающих – R>ппп> определяется по формуле:

, (5)

где Y> – удельный вес основных производственных рабочих в структуре ППП, %.

На предприятии сложилась следующая структура промышленно-производственного персонала:

– основные производственные рабочие 62 %;

– вспомогательные рабочие 22 %;

– ИТР и служащие 14 %;

– прочие категории 2 %.

Рассчитаем численность промышленного производственного персонала, необходимую для производства годового выпуска изделия № 16 в базовом году.

Численность остальных групп работающих определяется по формуле:

, (6)

где Y>ИТР >- удельный вес ИТР в структуре ППП, %.

R>всп> = 68*0,22=15 чел.

R>ИТР> = 68*0,14=10 чел.

R>проч> = 68*0,02=1 чел.

Рассчитаем численность промышленного производственного персонала, необходимую для производства годового выпуска изделия № 4 в базовом году.

Численность остальных групп работающих определяется по формуле:

R>всп> = 24*0,22=5 чел.

R>ИТР> =24*0,14=3 чел.

R>проч> = 24*0,02=1 чел.

Таблица 5 – Структура персонала в базовом году

Категории

Изделие № 16

Изделие № 4

Всего

Основные

42

15

57

Вспомогательные

15

5

20

ИТР

10

3

13

Прочие

1

1

2

ППП

68

24

92

Таблица 6 – Штатное расписание

№ п/п

Должность

Количество человек

Месячный оклад, руб.,

% премирования

ФОТ, тыс. руб.

1

Генеральный директор

1

22000

30

343,2

2

Заместитель директора

1

2000

30

31,2

3

Главный бухгалтер

1

18000

30

280,8

4

Бухгалтер

2

4000

30

125

5

Главный экономист

1

8000

30

124,8

6

Экономист

1

4000

30

62

7

Ведущий инженер

2

10000

30

312

8

Финансовый директор

1

14000

30

218,4

9

Юрист

2

4000

30

124,8

10

Кассир

1

5000

30

78

Итого ИТР и служ. 13 человек

1700

1

Инструментальщик

3

3500

30

163,8

2

Кладовщик

1

2700

30

42,12

3

Ремонтник

4

3500

30

219

4

Дежурный слесарь

2

3000

30

93,6

5

Сварщик

2

3400

30

106

6

Наладчик оборудования

3

3700

30

173

7

разнорабочие

2

2200

30

69

8

аппаратчик

3

3700

30

174

Итого всомогат. 20 человек

1040

1

Сторож

1

1800

20

25,93

2

Уборщица территории

1

1350

20

19

Итого прочие 2 человека

45

Итого

2785

Рассчитаем себестоимость продукции

На основе исходных данных и производственных расчетов составляем проектную калькуляцию и определяем годовые затраты на производство в базовом периоде и по проекту. Так как структура себестоимости в базовом году сложилась следующим образом:

Таблица 7 – Структура себестоимости в базовом году, %

Статьи

Изделия

№ 16

№ 4

Материалы (за вычетом отходов)

37

42

Заработная плата основных производственных рабочих

15

12

Для нахождения элементов структуры себестоимости определяем по известной доле заработной платы ОПР производственную себестоимость. Далее с учетом доли материальных затрат определяем расходы по этой статье.

Стоимость одного машино – часа работы оборудования – 50 руб. (в плановом году сокращается на 4 %).

В базовом году косвенные затраты составили:

Общепроизводственные – 80 %;

Общехозяйственные – 100 % от зарплаты основных производственных

рабочих;

Коммерческие расходы – 2,5 % от произведенной себестоимости.

В плановом году косвенные расходы сокращаются: Общепроизводственные на 2 %. Общехозяйственные на 3 %, а коммерческие – увеличиваются на 1,5 %.

Рассчитаем себестоимость единицы изделия 16:

1). Определение материальных затрат

М>= (7)

Материальные затраты: руб.

2). Фонд оплаты труда основных производственных рабочих рассчитывается по формуле:

ФОТ = R>*F>эф>*ТС*К>пр,>/N (8)

ТС – часовая тарифная ставка работ, руб./час,

К>пр> – коэффициент премирования. К>пр> = 1,4.

У основных производственных рабочих на предприятии 4 разряд труда, часовая тарифная ставка 25 руб. в час

ФОТ>ток> =11*1760*25*1,4/165=4103 руб./год

ФОТ> =4*1760*25*1,4/165=1492 руб./год

ФОТ>фр> =2*1760*25*1,4/165=746 руб./год

ФОТ>стр> =2*1760*25*1,4/165=746 руб./год

ФОТ>шл> =2*1760*25*1,4/165=746 руб./год

ФОТ>терм> =1*1760*25*1,4/165=373 руб./год

ФОТ>эл-т> =4*1760*25*1,4/165=1492 руб./год

ФОТ>слес> =6*1760*25*1,4/165=2238 руб./год

ФОТ>КИП и А> =1*1760*25*1,4/165=373 руб./год

ФОТ>сбор> =3*1760*25*1,4/165= 492 руб./год

ФОТ>к-исп> =6*1760*25*1,4/165=2238 руб./год

Итого основной ФОТ= 15666 руб./год.

3). Дополнительный фонд оплаты труда рассчитывается из условия 15 % от основного ФОТ.

ЗП >ДОП >= 0,15*15666=2350 руб./год.

4). Отчисления в ЕСН:

ЕСН=(ЗП>ОПР>+ЗП>ДОП>)*0,26 (9)

ЕСН=(15666+2350)*0,26=4684 руб.

5). Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования:

Стоимость одного машино-часа работы оборудования составляет в базовом году 50 руб.

Р>=n*F>*50/N (10)

Р>= 91*1900*50/165=52394 руб.

6). Общепроизводственные (цеховые) расходы:

В базовом году общепроизводственные расходы составили 80 % от заработной платы основных производственных рабочих:

Р>ОПР>=15666*0,8=12533> >руб.

7). Общехозяйственные расходы:

В базовом году общехозяйственные расходы составили 100 % от заработной платы основных производственных рабочих:

Р>ОХР>=15666*1=15666 руб.

Итого: производственная себестоимость: 141936 руб.

8). Коммерческие расходы:

В базовом году коммерческие расходы составили 2,5 % от производственной себестоимости:

0,025*141936 =3548 руб.

9). Итого: полная себестоимость = производственная себестоимость +коммерческие расходы

141936+3548 =145484 руб.

Рассчитаем себестоимость единицы изделия № 4:

1). Определение материальных затрат

М>= (11)

Материальные затраты: руб.

2). Рассчитываем зарплату основных производственных рабочих

ФОТ>ток> =3*1760*25*1,4/90=2053 руб./год

ФОТ>раст> =1*1760*25*1,4/90=684 руб./год

ФОТ>фр> =1*1760*25*1,4/90=684 руб./год

ФОТ>стр> =1*1760*25*1,4/90=684 руб./год

ФОТ>слес> =3*1760*25*1,4/90=2053 руб./год

ФОТ>КИП и А> =1*1760*25*1,4/90=684 руб./год

ФОТ>эл-т> =1*1760*25*1,4/90=684 руб./год

ФОТ>сбор> =1*1760*25*1,4/90=684 руб./год

ФОТ>к-исп> =1*1760*25*1,4/90=684 руб./год

ФОТ>терм> =1*1760*25*1,4/90=684 руб./год

ФОТ> =1*1760*25*1,4/90=684 руб./год

Итого ФОТ=10260 руб./год.

3). Рассчитываем дополнительную зарплату

ЗП >ДОП >=0,15*10260=1539 руб./год.

4). Отчисления в ЕСН:

ЕСН=(10260+1539)*0,26=3068 руб.

5). Стоимость одного машино-часа работы оборудования составляет в базовом году 50 руб.

Р>=n*F>*50/N

Р>= 34*1900*50/90=35889 руб.

6). Общепроизводственные (цеховые) расходы:

В базовом году общепроизводственные расходы составили 80 % от заработной платы основных производственных рабочих:

Р>ОПР>=10260*0,8=8208> >руб.

7). Общехозяйственные расходы:

В базовом году общехозяйственные расходы составили 100 % от заработной платы основных производственных рабочих:

Р>ОХР>=10260*1=10260 руб.

Итого: производственная себестоимость: 105134 руб.

8). Коммерческие расходы:

В базовом году коммерческие расходы составили 2,5 % от производственной себестоимости:

0,025*105134=2628 руб.

9). Итого: полная себестоимость = производственная себестоимость +коммерческие расходы

105134+2628=107762 руб.

2.2 Расчет затрат по изделиям на плановый период

В плановом году трудоемкость снизилась на 5 %, Спрос увеличился на 20 %

Рассчитаем численность работающих (явочной (R>) списочной (R>)):

– основных производственных рабочих:

;,

где F>эф> – эффективный годовой фонд времени работы одного рабочего;

К>вр> – коэффициент выполнения норм времени;

К>яо> – коэффициент перехода от явочной к списочной численности.

Номинальный фонд времени работы одного рабочего (F>ном>):

F>ном> = (F>кал> – F>вых, пр>)*n>см>*t>см>,

где F>ном> – номинальный фонд рабочего времени – максимально возможное количество рабочих часов в год;

F>кал> – количество календарных дней в году;

F>вых, пр> – выходные и праздники, не совпавшие с выходными;

t>см, >n>см> – продолжительность и количество в день рабочих смен.

F>ном> = (366 – (104 + 12)) * 1 * 8 = 2000 час/год.

Эффективный годовой фонд времени работы одного рабочего:

F>эф> = F>ном> – F>нев>,

где F>нев> – невыходы на работу (отпуска – основной, дополнительный, по беременности и родам, для учащихся; болезни; выполнение государственных и общественных обязанностей).

Потери времени всех видов от номинального фонда времени работы одного рабочего составляют 12 %.

F>нев> = 0,12*2000=240 час/год.

F>эф> = 2000 – 240 = 1760 час/год.

Для расчета списочной численности рабочих используется коэффициент пересчета явочной численности в списочную:

Изделие № 16:

Всего: 48 человек.

Изделие № 4:

Всего: 22 чел.

О
стальные группы работающих определяются по заданной структуре. Численность работающих – R>ппп> определяется по формуле:

,

где Y> – удельный вес основных производственных рабочих в структуре ППП, %.

На предприятии сложилась следующая структура промышленно-производственного персонала:

– основные производственные рабочие 62 %;

– вспомогательные рабочие 22 %;

– ИТР и служащие 14 %;

– прочие категории 2 %.

Численность остальных групп работающих определяется по формуле:

,

где Y>ИТР >- удельный вес ИТР в структуре ППП, %.

Аналогично для остальных групп работников.

R>всп> = 77*0,22=17 чел.

R>ИТР> = 77*0,14=11 чел.

R>проч> = 77*0,02= 1 чел.

Численность остальных групп работающих определяется по формуле:

Аналогично для остальных групп работников.

R>всп> = 35*0,22=8 чел.

R>ИТР> = 35*0,14=4 чел.

R>проч> = 35*0,02= 1 чел.

Таблица 8 – структура персонала в плановом году

Категории

Изделие № 16

Изделие № 4

Всего

Основные

48

22

70

Вспомогательные

17

8

25

ИТР

11

4

15

Прочие

1

1

2

ППП

77

35

112

Изделие № 16:

1) Определение материальных затрат

М>=

Материальные затраты: руб.

2) Рассчитываем зарплату основных производственных рабочих

ФОТ>ток> =12*1760*25*1,4/198=3732 руб./год

ФОТ> =4*1760*25*1,4/198=1244 руб./год

ФОТ>фр> =2*1760*25*1,4/198=410 руб./год

ФОТ>стр> =3*1760*25*1,4/198= 933 руб./год

ФОТ>шл> =2*1760*25*1,4/198= 622 руб./год

ФОТ>слес> =7*1760*25*1,4/198= 2177 руб./год

ФОТ>сбор> =3*1760*25*1,4/198= 933 руб./год

ФОТ>к-исп> =7*1760*25*1,4/198=2177 руб./год

ФОТ>терм> =1*1760*25*1,4/198= 311 руб./год

ФОТ>кип> =2*1760*25*1,4/198= 622 руб./год

ФОТэл =5*1760*25*1,4/198= 1555 руб./год

Итого ФОТ=14928 руб./год.

3) Рассчитываем дополнительную зарплату

ЗП >ДОП >=0,15*14928=2239 руб./год.

4) Отчисления в ЕСН:

ЕСН=(ЗП>ОПР>+ЗП>ДОП>)*0,26

ЕСН=(14928+2239)*0,26=4463 руб.

5) Стоимость одного машино-часа работы оборудования составляет в плановом году 48 руб.

Р>=n*F>*48/N

Р>= 91*1900*48/198=41915 руб.

6) Общепроизводственные (цеховые) расходы:

В базовом году общепроизводственные расходы составили 78 % от заработной платы основных производственных рабочих:

Р>ОПР>=14928*0,78 =11643> >руб.

7) Общехозяйственные расходы:

В базовом году общехозяйственные расходы составили 97 % от заработной платы основных производственных рабочих:

Р>ОХР>=14928*0,97=14480 руб.

Итого: производственная себестоимость: 141916 руб.

    Коммерческие расходы:

В базовом году коммерческие расходы составили 4 % от производственной себестоимости:

0,04*141916=5677 руб.

9) Итого: полная себестоимость = производственная себестоимость +коммерческие расходы

141916+5677=147593 руб.

1) Определение материальных затрат

М>=

Материальные затраты: руб.

2) Фонд оплаты труда основных производственных рабочих рассчитывается по формуле: ФОТ = R>*F>эф>*ТС*К>пр,>/N

ТС – часовая тарифная ставка работ, руб./час,

К>пр> – коэффициент премирования. К>пр> = 1,4.

Изделие № 4

ФОТ>ток> =4*1760*25*1,4/108=2281 руб./год

ФОТ>раст> =1*1760*25*1,4/108=570 руб./год

ФОТ>фр> =1*1760*25*1,4/108=570 руб./год

ФОТ>стр> =4*1760*25*1,4/108=2281 руб./год

ФОТ> =1*1760*25*1,4/108= 570 руб./год

ФОТ>шл> =3*1760*25*1,4/108= 1710 руб./год

ФОТ>терм> =1*1760*25*1,4/108= 570 руб./год

ФОТ>эл-т> =1*1760*25*1,4/108=570 руб./год

ФОТ>слес> =3*1760*25*1,4/108=1710 руб./год

ФОТ>КИП и А> =1*1760*25*1,4/108=570 руб./год

ФОТ>сбор> =1*1760*25*1,4/108=570 руб./год

ФОТ>к-исп> =1*1760*25*1,4/108=570 руб./год

Итого основной ФОТ= 12540 руб. год.

3) Дополнительный фонд оплаты труда рассчитывается из условия 15 % от основного ФОТ.

Получаем ФОТ основной и дополнительный:

ЗП >ДОП >= 0,15*12540=1881 руб./год.

4) Отчисления в ЕСН:

ЕСН=(ЗП>ОПР>+ЗП>ДОП>)*0,26

ЕСН=(12540+1881)*0,26=3749 руб.

5) Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования:

Стоимость одного машино-часа работы оборудования составляет в плановом году 48 руб.

Р>=n*F>*48/N

Р>= 34*1900*48/108=28711 руб.

6) Общепроизводственные (цеховые) расходы:

В плановом году общепроизводственные расходы составили 78 % от заработной платы основных производственных рабочих:

Р>ОПР>=12540*0,78=9781> >руб.

7) Общехозяйственные расходы:

В плановом году общехозяйственные расходы составили 97 % от заработной платы основных производственных рабочих:

Р>ОХР>=12540*0,97=12164 руб.

Итого: производственная себестоимость: 99758 руб.

8) Коммерческие расходы:

В базовом году коммерческие расходы составили 4 % от производственной себестоимости:

0,04*99758=3990 руб.

9) Итого: полная себестоимость = производственная себестоимость +коммерческие расходы

99758+3990=103748 руб.

2.3 Расчет технико-экономических показателей на базовый период

1) Определяем оптовую цену предприятия

Ц>опт>= (12)

Ц>опт>=220000/1,18=186440 руб.

Ц>опт>=160000/1,18=135593 руб.

2) Определяем прибыль не единицу продукции

П=Ц>опт>-С>(13)

П=186640 -145484 =41156 руб.

П=135593 -107762=27831 руб.

3) Определяем рентабельность продукции

R=П/С>*100 % (14)

R=(41156/145484) *100 %=28 %

R=(27831 /107762) *100 %=26 %

4) Определяем чистую прибыль

П>чист>=П*(1–0,24) (15)

П>чист>=41156 *0,76=31278 руб.

П>чист>=27831*0,76=21151 руб.

    Определяем фондоотдачу

(16)

    Определяем фондоемкость

(17)

=0,38 руб./руб.

7) Определяем выработку

В>ппп>=ВР/Ч>ппп >(18)

В>опр>=ВР/Ч>опр >(19)

В>ппп>=42965970/92=467021

В>опр>=42965970/57=753789

Расчет эффективности проекта

8) Определяем срок окупаемости

Определяем срок окупаемости

Срок окупаемости инвестиций является самым простым методом оценки инвестиций. Срок окупаемости – время, необходимое инвестору для возмещения суммы его первоначального вложения капитала (инвестиций). Он определяется как отношение суммы вложения капитала к величине чистой прибыли (т. е. прибыли, оставшейся после уплаты налогов), полученной от данных инвестиций:

Т>ОК>=К/ П>чист1>*N>1>+ П>чист2>*N>2 >(20)

Где Т>OK> – срок окупаемости инвестиций, лет;

К – сумма инвестиций, руб.;

П – чистая прибыль, руб.

Чем меньше срок окупаемости, тем эффективнее вложение капитала.

Т>ОК>=16178000/31278*165+21151*90=2,28 года

9) Определяем чистый дисконтированный доход

Чистый дисконтированный доход:

=1030

Индекс доходности

2.4 Расчет технико-экономических показателей на плановый период

1) Определяем оптовую цену предприятия

Ц>опт>=

Ц>опт>=220000/1,18=186440 руб.

Ц>опт>=160000/1,18=135593 руб.

2) Определяем прибыль не единицу продукции

П=Ц>опт>-С>

П=186640 -147593 =39047 руб.

П=135593 -103748=31845 руб.

3) Определяем рентабельность продукции

R=П/С>*100 %

R=(39047/147593) *100 % =26 %

R=(31845 /103748) *100 % =31 %

4) Определяем чистую прибыль

П>чист>=П*(1–0,24)

П>чист>= 39047*0,76=29676 руб.

П>чист>=31845*0,76=24202 руб.

5) Определяем фондоотдачу

    Определяем фондоемкость

=0,3 руб./руб.

7) Определяем выработку

В>ппп>=ВР/Ч>ппп>

В>опр>=ВР/Ч>опр>

В>ппп>=51599044/112=460705

В>опр>=51599044/70=737129

2.5 Анализ безубыточности

Критическим объемом производства Q называется величина выручки от реализации, при которой предприятие покрывает все свои расходы, но не получает прибыль. Для его определения используется формула:

, (23)

где – постоянные расходы;

Q – количество произведенной (реализованной) продукции в натуральном и денежном измерениях;

– величина переменных расходов на единицу произведенной (реализованной) продукции.

Рассчитаем точку безубыточности для производства изделий № 16, № 4 в базовом периоде.

Для изделия 16:

= шт. или руб.

Для изделия № 4:

= шт. или руб.

Рассчитаем точку безубыточности для производства изделий № 16, № 4 в плановом периоде.

Для изделия 16:

= шт. или руб.

Для изделия № 4:

= шт. или руб.

Таблица 9 – Финансовый план предприятия

Доходы и поступления средств

Расходы и отчисления средств

Показатели

Тыс. руб.

Показатели

Тыс. руб.

Прибыль

5944

Налог на прибыль

1427

Амортизационные отчисления

1037

Целевой сбор на содержание:

– правоохранительных органов

_

Отчисления в ремонтный фонд

324

-жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы

_

356

324

Налог на имущество

Ремонтный фонд

Прирост кредиторской задолженности, постоянно находящейся в распоряжении предприятия

-

80

Резервный фонд

1132

Фонд потребления

1581

2485

Фонд накопления

За счет кредиторской задолженности, постоянно находящейся в распоряжении предприятия

Итого:

7305

Итого:

7305

Сводная таблица 1 – Основные технико-экономические показатели

Наименование показателя

величина показателя для изд. № 16

величина показателя для изд. № 4

Темп роста

базовый год

Плановый год

базовый год

плановый год

1. Программа выпуска, нат. ед. измерения

165

198

90

108

120 %

120 %

2. Объем товарной продукции, тыс. руб.

30762,6

36955

12203

14644

120 %

120 %

3. Объем реализованной продукции, тыс. руб.

30762,6

36955

12203

14644

120 %

120 %

4. Численность работников предприятия, чел.

68

77

24

35

113 %

146 %

в том числе:

Основные производственные рабочие

42

48

15

22

113 %

146 %

5.ФЗП всего персонала, тыс. руб.

2585

2956

923

1354

114 %

147 %

6. Себестоимость, тыс. руб.

24005

29223

9699

11205

122 %

115 %

7. Прибыль от реализации продукции, тыс. руб.

6791

7731

2505

3439

114 %

137 %

8. Балансовая прибыль, тыс. руб.

6791

7731

2505

3439

114 %

137 %

9. Чистая прибыль, тыс. руб.

5161

5876

1904

2614

114 %

137 %

10. Рентабельность продукции, %

28

26

26

31

92 %

119 %

11. Фондоотдача, руб./руб.

2,66

3,18

2,66

3,18

120 %

12. Фондоемкость, руб./руб.

0,38

0,3

0,38

0,3

81 %

15. Потребность в инвестициях, тыс. руб.

16178

16. Срок окупаемости затрат, дисконтированный, лет.

2,28

17. Чистый дисконтированный доход

1030

18. Индекс доходности

1,06

Исходя из представленных данных, можно сделать следующие выводы:

    в планируемом периоде имеет место рост объемов производства на 20 % по 2 исследуемым изделиям;

    для успешной работы предприятию необходимо осуществить капитальные вложения на сумму 16178 тыс. руб. либо за счет собственных средств, либо за счет привлечения дополнительного инвестирования.

    себестоимость выпуска по изделию № 16 и № 4 увеличивается, что обусловлено сильным увеличением доли ФОТ в общей себестоимости продукции. Даже снижение трудоемкости оказало не столь сильное влияние на полную себестоимость, нежели увеличение ФОТа.

    линейно-функциональная организационная структура данного предприятия достаточно эффективна;

    проект достаточно эффективен, так как планируемый уровень рентабельности лежит в зоне оптимистического риска 26 % и 31 % и превышает среднеотраслевой показатель рентабельности; к тому же по изделию № 4 можно наблюдать его положительную динамику по сравнению с базовым периодом;

    об эффективности проекта говорит также то, что ЧДД>0, ИД>1

В целом реализация проекта по производству сушилки для мела, и станков для обрезки экономически целесообразна. Данное предприятие в будущем способно своевременно погашать свои обязательства перед кредиторами за счет средств, находящихся на расчетном счете, т. к. предприятие планирует получать устойчивую прибыль.

Заключение

В настоящее время планирование играет важную роль в деятельности предприятия. В рыночной экономике предприниматели не могут добиться стабильного успеха, если не будут четко и эффективно планировать свою деятельность, постоянно собирать и аккумулировать информацию, как о состоянии целевых рынков, положения на них конкурентов, так и о собственных перспективах и возможностях.

Современный рынок предъявляет серьезные требования к предприятию. Сложность и высокая подвижность происходящих на нем процессов создают новые предпосылки для более серьезного применения планирования. Основными факторами возрастающей роли планирования в современных условиях являются:

    увеличение размеров фирмы и усложнение форм ее деятельности;

    высокая нестабильность внешних условий и факторов;

    новый стиль руководства персоналом;

    усиление центробежных сил в экономической организации;

Возможности планирования в экономической организации предприятия ограничены рядом объективных и субъективных причин. Наиболее важными из них являются:

    неопределенность внешней (рыночной) среды;

    возможность слияния или поглощения другой фирмой;

    возможность монопольного установления цены реализации продукции;

    контрактные отношения;

Но в качестве выхода из такого положения можно предложить развитие и более тесное активное взаимодействие менеджеров и плановиков, как в процессе плановой деятельности, так и в обсуждении общих вопросов работы фирмы.

Список использованной литературы

1. Бизнес-план: Методические материалы / Под ред. проф. Р.Г. Маниловского. – М.: Финансы и статистика, 2004.

2. Вайсман А. Стратегия маркетинга: 10 шагов к успеху. Стратегия менеджмента: 5 факторов успеха. М.: Интер эксперт, Экономика, 2001.

3. Воронов К. Оценка коммерческой состоятельности инвестиционных проектов // Финансовая газета, 2003. № 49 – 52; 2004. № 1–4, 24, 25.

4. Газеев М.Х., Смирнов А.П., Хрычев А.Н. Показатели эффективности инвестиций в условиях рынка. М.: ВНИИОЭНГ, 2003.

5. Львовский Г.Д. Бизнес-план на персональном компьютере // Мир ПК. № 7. 1993. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования. Официальное издание. М., 2004.

6. Липсиц И.В., Коссов В.В. Инвестиционный проект. М.: БЕК, 2003.

Липсиц И.В. Бизнес-план – основы успеха. М.: Дело, 2004.