Принципы организации многостаночного обслуживания на промышленном предприятии
БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНФОРМАТИКИ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ
Кафедра менеджмента
РЕФЕРАТ
на тему:
«Принципы организации многостаночного обслуживания на промышленном предприятии»
МИНСК, 2008
Многостаночным (многоагрегатным) обслуживанием называется обслуживание одним или группой рабочих нескольких станков (агрегатов), при котором машино-автоматическое время работы одного станка используется для выполнения ручных (требующих присутствия рабочего) элементов операции, а также всех или части функций обслуживания рабочего места, на других станках (агрегатах).
Техническими предпосылками развития многостаночного обслуживания являются повышение уровня автоматизации используемого оборудования, улучшение системы управления оборудованием и конструкции технологической оснастки, в результате которых, уменьшается доля ручного труда по обслуживанию оборудования и увеличивается доля автоматической его работы.
Организационными предпосылками введения многостаночного обслуживания является:
- рациональная планировка оборудования на рабочем месте, обеспечивающая удобство его обслуживания;
- кратчайшие маршруты перехода от станка к станку;
- реализация наиболее эффективной системы обслуживания рабочих мест;
- изменение форм разделения и кооперации труда таким образом, чтобы большинство функций (наладка, подналадка станков, передача деталей, заточка инструментов и др.) выполнялись вспомогательными рабочими.
Экономическая целесообразность многостаночного обслуживания заключается в возможности обеспечения полной занятости рабочих-станочников и обслуживаемого ими оборудования.
Формы многостаночного обслуживания организация труда рабочих-многостаночников зависит от имеющегося оборудования и организации производства. С точки зрения технологической однородности оборудования различают обслуживание: станков-дублеров, то есть однотипных станков на которых выполняются одинаковые операции; однотипного оборудования, на котором выполняются разные операции; технологически разнородного оборудования, если в состав входят различные станки.
По соотношению длительности операций, выполняемых многостаночным комплексом, различают варианты, когда операции на всех станках равны по времени; когда длительность их неравная, но кратная; когда длительность операций не равна и не кратна.
Система обслуживания оборудования в условиях многостаночной работы может быть: циклической, нециклической и комбинированной.
Циклическое (маршрутное) обслуживание предполагает регламентированный, повторяемый в каждом цикле, обход станков по заранее определенному маршруту.
Нециклическое (сторожевое) обслуживание имеет место при обслуживании группы разнотипного оборудования, на котором выполняются операции разной длительности. В этом случае рабочий-многостаночник наблюдает за работой всех станков и подходит к тому, который требует обслуживания.
Комбинированное обслуживание представляет собой сочетание маршрутного и сторожевого видов обслуживания. Оно целесообразно для обслуживания группы станков выполняющих одноподходные операции с большой длительностью технологического цикла, и несколько станков, выполняющих относительно короткие многоподходные операции. При этом обслуживание станков с большой длительностью операций осуществляется по маршрутному способу, а остальных станков – по мере потребности.
Возможные варианты многостаночного обслуживания графически представлены на рис. 1.
При обслуживании группы станков-дублеров (рис. 1а) или группы станков, на которых выполняются операции равной продолжительности (рис. 1б) рабочий и оборудование полностью загружен выполнением работы и не имеет простоев. В случае обслуживания станков, имеющих не равную, но кратную длительность операции (см. рис. 1в), может иметь место простои у рабочего. Для групп технологически разнородного оборудования, выполняющих операции неравной и некратной длительности (рис. 1г), возможны простои как рабочих, так и станков. При обслуживании станков с многоподходными операциями (рис. 1д) также возможны простои рабочего и оборудования.
Построение вышеприведенных графиков различных вариантов многостаночного обслуживания базируется на следующих расчетных основаниях.
Оперативное время выполнения операции (Т>оп>) представляет собой сумму свободного машинного времени и времени занятости рабочего:
Т>оп>
= Т>мс>
+ Т>з>
-
Номер станка
Т>оп>
Т>мс>
Т>з>
Т>ц>
1
6
4
2
6
2
6
4
2
6
3
6
4
2
6
-
Номер станка
Т>оп>
Т>мс>
Т>з>
Т>ц>
1
7
5
2
7
2
7
6
1
7
3
7
3
4
7
-
Номер станка
Т>оп>
Т>мс>
Т>з>
Т>ц>
Т>пр>
1
6
4
2
6
2
3
2
1
6
2
-
Номер станка
Т>оп>
Т>мс>
Т>з>
Т>ц>
Т>пр>
Т>пс>
1
8
6
2
8
2
6
3
3
8
3
2
-
Номер
станка
Топ
Тмс
Тз
Тц
Тпр
Тпс
1
7
4
3
9
2
2
4
2
2
9
2
1
Рис. 1. Варианты графиков многостаночного обслуживания
Т>з>
- время занятости рабочего;
Т>мс> – время машинно-автоматической работы станка;
Т>пр> - свободное время (простой) рабочего;
Т>пс> - простой станка
Т
- цикл многостаночного обслуживания
Т-
оперативное время
Время
автоматической работы станка (Т>мс>),
не перекрываемое временем занятости
рабочего при работе на данном станке,
называется машинно-свободным временем
и определяется по формуле
Т>мс>
= Т>о>
- Т>зп>
или
Т>мс>
= Т>о>
- (Т>мр>
+ Т>ан>
+ Т>пер>),
где Т>о> – основное (технологическое) время;
Т>мр> – машинно-ручная работа;
Т>зп> – время занятости рабочего, перекрываемое машинным временем работы на данном станке.
Время занятости
рабочего обслуживанием одного станка
(Т>з>)
складывается из следующих элементов:
Т>з>
= Т>в.н
>+
Т>в.п>.
+ Т>ан>
+ Т>пер>,
где Т>в.н>.– вспомогательное не перекрываемое время;
Т>в.п>. – вспомогательное перекрываемое время;
Т>ан> – время активного наблюдения за работой станка;
Т>пер> – время на переход от станка к станку.
Общее время занятости рабочего при обслуживании группы станков (Т>зрм>) будет равно сумме времени занятости рабочего по каждому из обслуживаемых станков:
Т>зрм>
=
Т>з>
где n – число обслуживаемых станков.
Основное условие эффективной организации многостаночного рабочего места можно выразить следующим соотношением:
Т>мс>
Т>з>
В случае если
Т>мс>
Т>зрм
> у
рабочего возникает свободное время,
при
Т>мс>
Т>зрм>
образуются простои оборудования.
Таким образом, число станков, включаемых в многостаночное рабочее место не должно превышать определенного предела, с тем, чтобы по возможности не допустить как простоев рабочего, так и простоев оборудования.
Количество станков, объединенных в группу для многостаночного обслуживания, определяется следующим образом:
для станков-дублеров и станков с равной длительностью операций:
n
=
+ 1
для станков с различной длительностью выполняемых операций:
n
=
+ 1
где К>д> - коэффициент, учитывающий возможные отклонения от нормального хода технологического процесса и необходимость микропауз в работе многостаночника. В таблице 1 приведены значения этого коэффициента.
Таблица 1
Значения коэффициента Кд
Тип производства |
Оборудование |
|
универсальное |
специализированное |
|
Массовое |
0,85 |
0,9 |
Серийное |
0,7 |
0,8 |
Единичное |
0,65 |
0,75 |
Для правильной организации многостаночного обслуживания важное значение имеет цикл многостаночного обслуживания (Т>ц>) - период времени, в течение которого рабочий регулярно выполняет весь комплекс работ по обслуживанию закрепленных за ним станков. Его величина рассчитывается следующим образом:
при обслуживании станков-дублеров:
Т>ц>
= Т>мс>
+ Т>з>
.
Если у рабочего внутри цикла нет свободного времени, то время цикла будет равно сумме занятости по обслуживанию всех станков:
Т>ц>
=
Т>з>
.
Такой случай характерен при обслуживании станков-дублеров (рис. 1а) и для станков, на которых выполняются операции равной длительности (рис. 1б).
В случае, когда общая занятость рабочего по обслуживанию всех станков меньше суммы машинно-свободного и занятости по обслуживанию одного станка, т.е.
Т>з>
<
Т>мс>
+ Т>з>
,
то в каждом цикле у рабочего возникают простои (Т>пр>). Их величина равна:
Т>пр> = Т>ц> – Т>зрм>,
При этом продолжительность цикла составит:
Т>ц> = Т>зрм> + Т>пр>
Такая ситуация возникает при циклическом обслуживании станков, имеющих не равную, но кратную длительность операций (рис. 1в).
В случае совпадения перерывов в работе станков и неуспеваемости рабочего их обслужить, возникают простои оборудования, т.е.
Т>мс>
< Т>зрм>
(n
– 1)
Величину простоев каждого станка Т>пс> можно определить по формуле
Т>пс>
= Т>ц>
– (Т>мс>
+ Т>з>
)
или Т>пс>
= Т>ц>
– Т>оп>
При этом время цикла составит:
Т>ц>
= Т>мс>
+ Тз
+ Т>пс>
Такая ситуация возникает при циклическом обслуживании станков, на которых выполняются операции с неравной и некратной длительностью (рис. 1г).
В случае совмещения станков с многоподходными операциями (рис. 1д), для которого характерно наличие простоев у станков и свободного времени у рабочего, цикл многостаночного обслуживания в этом случае определяют по наибольшей величине оперативного времени у одного из обслуживаемых станков.
Т>ц>
= Т>оп.б
>+
Т>пс>
= (Т>мс.б
>+
Т>з.б>
+ Т>пс>
)
где Т>оп.б> – наибольшее оперативное время у одного из обслуживаемых станков;
Т>мс.б> – наибольшее машинно-свободное время одного из станков;
Т>з.б> – наибольшая занятость обслуживанием одного из станков.
Соответственно время простоя каждого станка составит:
Т>пс>
= Т>ц>
- (Т>мс>
+ Т>з>
).
Время простоя рабочего определяется по формуле
Т>пр>
= Т>ц>
-
Т>з>
Важным элементом эффективной организации многостаночного обслуживания является рациональная планировка, обеспечивающая кратчайший маршрут перемещения рабочего от станка к станку, хороший обзор всей группы оборудования. Размещение оборудования осуществляется в каждом конкретном случае в зависимости от особенностей оборудования и формы его обслуживания. На рис. 2 представлены типовые планировки рабочих мест и их применимость при многостаночном обслуживании.
Критерием выбора той или иной планировки являются затраты времени на подходы рабочего к станкам (Т>пер>). При кольцевом расположении оборудования и циклическом обслуживании:
Т>пер>
= n>с>
х 0,015
мин,
где >с> – среднее расстояние между станками, м;
n – число обслуживаемых станков;
0,015 мин – норматив времени на 1 метр перехода рабочего от станка к станку.
При линейном расположении оборудования и циклическом обслуживании:
Т>пер>
= 2>c>(n
– 1)
х 0,015
мин.
При нециклическом обслуживании среднее время перехода от станка к станку может определяться по эмпирической зависимости:
Т>пер>
=
>c>
[
1 +
0,333 ( n
- 2)]
х 0,015
мин.
Рис. 2. Варианты планировки рабочих мест при многостаночном обслуживании
ЛИТЕРАТУРА
Научная организация труда на машиностроительных предприятиях. М.: Машиностроение, 2002.
Научная организация и нормирование труда в машиностроении. М.: Машиностроение, 2004.
Нормирование труда в промышленности. М.: Экономика, 1999.
Нормирование труда /Под ред. Генкина Б.М. М.: Экономика, 2001.