Особенности управления компанией, находящейся в собственности государства на примере ОАО "РЖД"

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В СОБСТВЕННОСТИ ГОСУДАРСТВА

1.1 Особенности управления в российских компаниях с государственным участием

1.2 Особенности управления государственными унитарными предприятиями

РАЗДЕЛ 2. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ КОМПАНИЕЙ, НАХОДЯЩЕЙСЯ В СОБСТВЕННОСТИ ГОСУДАРСТВА НА ПРИМЕРЕ ОАО «РЖД»

2.1 Общая характеристика деятельности компании

2.2 Особенности управления ОАО «РЖД»

РАЗДЕЛ 3. ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УПРАВЛЕНИЯ КОМПАНИЯМИ С ГОСУДАРСТВЕННЫМ УЧАСТИЕМ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Список использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ

Институциональная экономическая теория в качестве объектов управления выделяет три системы собственности: частную, государственную и общественную. По мнению западных авторов, эти три системы собственности, как объекты управления, нигде не встречаются в чистом виде, во всех обществах они «смешаны» в различных пропорциях. Известно, что групповая собственность (в любом ее проявлении) поощряет такое поведение топ-менеджмента, при котором выгоды достаются какому-то одному участнику группы, а издержки распределяются среди всех ее членов.

Эта форма собственности зачастую ослабляет и стимулы к принятию решений, издержки которых ложатся на кого-то одного, а выгоды делятся между всеми членами группы. Например, «плоды» своего рентоориентированного управленческого поведения государственный чиновник пожинает сам, тогда как возникающие в связи с этим экономические потери падают на всех членов общества как собственников. В этом случае чиновник в качестве совладельца государственной собственности несет ничтожно малую их часть.

Эти факты обуславливают актуальность выбранной темы данной курсовой работы. В этой связи, целью работы является, разработка предложений по совершенствованию управления компаниями, находящимися в государственной собственности.

Задачи работы:

- исследование теоретических аспектов управления компаниями, находящимися в государственной собственности, а так же государственных унитарных предприятий;

- рассмотрение особенностей управления ОАО РЖД;

- выявление основных проблем, связанных с эффективным управлением.

Работа имеет традиционною структуру, и состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В СОБСТВЕННОСТИ ГОСУДАРСТВА

1.1 Особенности управления в российских компаниях с государственным участием

В начале нового тысячелетия корпоративное управление стало одной из центральных областей хозяйственных отношений. Поскольку во многих странах государство является крупным субъектом экономики, проблематика корпоративного управления естественным образом затрагивает и предприятия с государственным участием. Подтверждая эту логику, Организация по Экономическому Сотрудничеству и Развитию (ОЭСР), один из основных «законодателей мод» в сфере корпоративного управления, выпустила в 2005 году документ под названием «Руководство по корпоративному управлению государственных предприятий».

В последние несколько лет очевидно усиление роли российского государства в качестве хозяйственного субъекта и корпоративного собственника. Данная тенденция оценивается обществом двояко. С одной стороны, многие усматривают здесь, если не торжество справедливости, понимаемое, например, как возврат «законному владельцу» неправедно отчужденного имущества, то что-то похожее на преддверие такого торжества. С другой стороны, часты упреки в отказе от рыночной экономики, ущемлении свобод и даже в создании «нового класса олигархов-чиновников». При этом обе оценки сопровождаются справедливыми обвинениями в, мягко говоря, непрозрачности процессов смены собственника.

Все это придает особую важность проблематике корпоративного управления в российских государственных компаниях.

Безусловно, совершенствование корпоративного управления - системы экономико-юридических взаимоотношений между акционерами, исполнительными органами и другими заинтересованными лицами компании - важно само по себе, без привязки к указанным «политическим» моментам. Но если в других странах для обоснования необходимости улучшения корпоративного управления в компаниях с государственным участием достаточно организационно-экономических мотивов, то в России неустойчивость отношений собственности и «переходность» современного исторического периода, придает рассматриваемому вопросу также и политическую окраску.

Действия (или бездействие) правительства в вопросах корпоративного управления в компаниях с государственным участием являются индикатором объективнее, нежели телевизионные заявления и печатные прокламации, показывающим какие цели действительно преследует государство и его представители, действующие в качестве хозяйствующих субъектов.

Нынешнее состояние корпоративного управления в компаниях с государственным участием в России нельзя признать удовлетворительным.

Хотя Кодекс корпоративного поведения – документ, содержащий рекомендации по организации корпоративного управления в российских компаниях - принимался по инициативе государства в лице ФСФР, был одобрен протоколом Правительства РФ, компании с государственным участием в большинстве своем не применяют к себе его рекомендации.

Положительные подвижки крупных (публичных) акционерных обществ с государственным участием в развитии корпоративного управления объясняются «собственным пониманием» руководства (но, как правило, не совета директоров) предприятия важности института и необходимостью выполнять обязательные условия допуска ценных бумаг к торговле на российских и иностранных биржах.

Единой и четкой государственной политики развития института корпоративного управления в «подведомственных» компаниях не просматривается.

1.2 Особенности управления государственными унитарными предприятиями

Собственник имущества унитарного предприятия в отношении указанного предприятия

1) принимает решение о создании унитарного предприятия;

2) определяет цели, предмет, виды деятельности унитарного предприятия, а также дает согласие на участие унитарного предприятия в ассоциациях и других объединениях коммерческих организаций;

3) определяет порядок составления, утверждения и установления показателей планов (программы) финансово-хозяйственной деятельности унитарного предприятия;

4) утверждает устав унитарного предприятия, вносит в него изменения, в том числе утверждает устав унитарного предприятия в новой редакции;

5) принимает решение о реорганизации или ликвидации унитарного предприятия в порядке, установленном законодательством, назначает ликвидационную комиссию и утверждает ликвидационные балансы унитарного предприятия;

6) формирует уставный фонд государственного или муниципального предприятия;

7) назначает на должность руководителя унитарного предприятия, заключает с ним, изменяет и прекращает трудовой договор в соответствии с трудовым законодательством и иными содержащими нормы трудового права нормативными правовыми актами;

8) согласовывает прием на работу главного бухгалтера унитарного предприятия, заключение с ним, изменение и прекращение трудового договора;

9) утверждает бухгалтерскую отчетность и отчеты унитарного предприятия;

10) дает согласие на распоряжение недвижимым имуществом, а в случаях, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или уставом унитарного предприятия, на совершение иных сделок;

11) осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего унитарному предприятию имущества;

12) утверждает показатели экономической эффективности деятельности унитарного предприятия и контролирует их выполнение;

13) дает согласие на создание филиалов и открытие представительств унитарного предприятия;

14) дает согласие на участие унитарного предприятия в иных юридических лицах;

15) дает согласие в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, на совершение крупных сделок, сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, и иных сделок;

16) принимает решения о проведении аудиторских проверок, утверждает аудитора и определяет размер оплаты его услуг;

17) имеет другие права и несет другие обязанности, определенные законодательством Российской Федерации.

Собственник имущества казенного предприятия помимо указанных правомочий, вправе:

изымать у казенного предприятия излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество;

доводить до казенного предприятия обязательные для исполнения заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд;

утверждать смету доходов и расходов казенного предприятия.

Собственник имущества унитарного предприятия вправе обращаться в суд с исками о признании оспоримой сделки с имуществом унитарного предприятия недействительной, а также с требованием о применении последствий недействительности ничтожной сделки в случаях, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.

Собственник имущества унитарного предприятия вправе истребовать имущество унитарного предприятия из чужого незаконного владения.

Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.

Правомочия собственника имущества федерального казенного предприятия по созданию, реорганизации и ликвидации федерального казенного предприятия, утверждению устава и внесению изменений в устав такого предприятия осуществляются Правительством Российской Федерации.

Иные правомочия собственника имущества федерального казенного предприятия осуществляются Правительством Российской Федерации или уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

Правомочия собственника имущества унитарного предприятия, имущество которого находится в собственности муниципального образования, не могут быть переданы муниципальным образованием Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или иному муниципальному образованию.

Руководитель унитарного предприятия

Определенные ограничения установлены Законом об унитарных предприятиях для руководителей предприятий. В частности, руководитель унитарного предприятия не вправе:

быть учредителем (участником) юридического лица;

занимать должности и заниматься другой оплачиваемой деятельностью в государственных органах, органах местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организациях, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности;

заниматься предпринимательской деятельностью;

быть единоличным исполнительным органом или членом коллегиального исполнительного органа коммерческой организации, за исключением случаев, если участие в органах коммерческой организации входит в должностные обязанности данного руководителя;

принимать участие в забастовках.

Кроме того, руководитель унитарного предприятия должен периодически проходить аттестацию.

Таким образом, к руководителю унитарного предприятия предъявляются требования, характерные для требований, предъявляемых к государственным чиновникам.

Ответственность руководителя унитарного предприятия закреплена отдельной статьей Закона и определена достаточно четко.

Создание специальных органов (в соответствии с пунктом 5 статьи 21) не исключает единоличной ответственности руководителя унитарного предприятия за результаты деятельности предприятия и за принимаемые решения. Таким образом, подобные органы являются совещательными, решения, принимаемые ими, учитываются при принятии управленческих решений, но не обязательны к исполнению (разумеется, если законодательными актами, в соответствии с которыми подобный орган создается, не предусмотрено иное). Нельзя сказать, что это возврат к прежней практике организации управленческой деятельности, но данная схема полностью соответствует принципу единоначалия и коллегиальности, который являлся одним из основных постулатов управленческой деятельности в период плановой экономики. В соответствии с этим принципом решения принимаются коллегиально (коллективно), но ответственность за них индивидуализирована.

Бухгалтерская отчетность унитарного предприятия в случаях, определенных собственником имущества унитарного предприятия, подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке независимым аудитором.

Контроль за деятельностью унитарного предприятия осуществляется органом, осуществляющим полномочия собственника, и другими уполномоченными органами.

Унитарное предприятие по окончании отчетного периода представляет уполномоченным органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъекта Российской Федерации или органам местного самоуправления бухгалтерскую отчетность и иные документы, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.

Из сказанного можно сделать вывод о том, что унитарное предприятие подлежит двойной проверке - независимыми аудиторами и органом, осуществляющим полномочия собственника, и другими уполномоченными органами.

РАЗДЕЛ 2. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ КОМПАНИЕЙ, НАХОДЯЩЕЙСЯ В СОБСТВЕННОСТИ ГОСУДАРСТВА НА ПРИМЕРЕ ОАО «РЖД»

2.1 Общая характеристика деятельности компании

Деятельность ОАО «РЖД» удовлетворяет требованиям следующих стандартов и нормативных документов:

• Федеральный закон «Об акционерных обществах»;

• Приказ Росимущества от 26.07.2005 г. № 228 «Об упорядочении деятельности Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в сфере корпоративного управления» (с рекомендациями для формирования позиции Российской Федерации по вопросу утверждения годового отчета Открытого акционерного общества, акции которого находятся в собственности Российской Федерации);

• Постановление ФКЦБ от 31.05.2002 г. № 17/пс «Об утверждении положения о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения Общего собрания акционеров»;

• Распоряжение ФКЦБ от 04.04.2002 г. № 421/р «О рекомендации к применению кодекса корпоративного поведения».

ОАО "РЖД" учреждено Правительством РФ.

Хозяйственная деятельность компании началась 1 октября 2003 года. Сегодня она входит в тройку самых крупных транспортных компаний мира.

Миссия компании состоит в удовлетворении рыночного спроса на перевозки, повышение эффективности деятельности, качества услуг и глубокой интеграции в Евроазиатскую транспортную систему.

Главные цели деятельности общества - обеспечение потребностей государства, юридических и физических лиц в железнодорожных перевозках, работах и услугах, оказываемых железнодорожным транспортом, а также извлечение прибыли.

ОАО "РЖД" перевозит свыше 1,3 млрд. пассажиров и 1,3 млрд. тонн грузов в год. В ОАО "РЖД" работают 1 300 000 сотрудников.

Стратегические цели компании:

    увеличение масштаба транспортного бизнеса;

    повышение производственно-экономической эффективности;

    повышение качества работы и безопасности перевозок;

    глубокая интеграция в Евроазиатскую транспортную систему;

    повышение финансовой устойчивости и эффективности.

Имущество компании было сформировано путем внесения в уставной капитал ОАО "РЖД" по балансовой стоимости активов 987 организаций федерального железнодорожного транспорта, принадлежащих государству.

Размер уставного капитала составляет 1 535,7 млрд. рублей. Уставный капитал состоит из 1 535 700 000 обыкновенных именных акций номинальной стоимостью 1000 рублей каждая.

Единственным акционером ОАО "РЖД" является Российская Федерация.

Виды деятельности:

    грузовые перевозки;

    пассажирские перевозки в дальнем сообщении;

    пассажирские перевозки в пригородном сообщении;

    предоставление услуг инфраструктуры;

    предоставление услуг локомотивной тяги;

    ремонт подвижного состава;

    строительство объектов инфраструктуры;

    научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;

    содержание социальной сферы.

Корпоративная структура включает в себя филиалы и представительства компании, дочерние и зависимые общества, чьи акции и доли были внесены в уставной капитал компании при ее создании, а так же дочерние общества, созданные в процессе реформирования.

По видам осуществляемой деятельности филиалы компании подразделяются:

    филиалы – железные дороги;

    функциональные филиалы;

    филиалы – перевозочные компании;

    филиалы в области технико-экономического и финансового обеспечения;

    филиалы в области капитального строительства;

    филиалы в области ремонта подвижного состава;

    филиалы в области путевого хозяйства;

    филиалы в области информатизации и связи;

    филиалы в области социальной сферы;

    филиалы – проектные бюро;

    иные филиалы.

Представительства компании работают в Северной Корее (г. Пхеньян), Китае (г. Пекин), Польше (г. Варшава), Чехии (г. Прага), Финляндии (г. Хельсинки), Германии (г. Берлин), Венгрии (г. Будапешт), Эстонии (г. Таллинн).

ОАО "РЖД" создало 97 дочерних и зависимых обществ (по данным на март 2010 года).

Среди дочерних обществ наиболее значимы для ОАО "РЖД" являются строительно-ипотечная компания ЗАО "Желдорипотека", телекоммуникационная компания ЗАО "Компания ТрансТелеКом", электротехнические заводы ОАО "ЭЛТЕЗА".

В 2009 г. транспортная составляющая в конечной цене продукции (в части железнодорожного транспорта) снижена в среднем более чем на 14% к уровню 2007 г. По нефтяным грузам она уменьшена на 18%, по черным металлам – на 19%, углю – на 36%, коксу – на 35%, руде – почти на 11%. В целом за 5 лет деятельности ОАО «РЖД» транспортная составляющая снижена по коксу и руде – в 2,4 раза, по удобрениям – в 2,1 раза, по углю – в 1,9 раза, по нефтяным грузам – в 1,8 раза и черным металлам – в 1,7 раза.

Спрос со стороны железнодорожной отрасли стал одним из катализаторов роста для целого комплекса высокотехнологичных производств и отраслей экономики (электротехнической, металлургической, химической промышленности, строительного комплекса), способствовал ускоренному развитию железнодорожного машиностроения. За последние 8 лет существенно возросли темпы роста объемов производства железнодорожного подвижного состава: объем производства грузовых вагонов вырос более чем в 10 раз, локомотивов – более чем в 5 раз, а пассажирских вагонов всех видов тяги – более чем вдвое. Относительный прирост объемов производства железнодорожной техники в 2008 г., по сравнению с уровнем 2007 г., составил:

• магистральных электровозов – 60%;

• тепловозов маневровых и промышленных – 16%;

• грузовых вагонов – 13%;

• пассажирских вагонов локомотивной тяги – 20%;

• вагонов электропоездов – 8%.

Практически все свои потребности в поставках продукции металлургического комплекса и железнодорожного машиностроения ОАО «РЖД» удовлетворяет за счет поставок с отечественных предприятий, что в условиях мирового финансово-экономического кризиса является существенной поддержкой для смежных отраслей экономики.

Гарантированный спрос со стороны компаний Холдинга «РЖД» позволяет предприятиям металлургического комплекса и отечественного машиностроения создавать запас устойчивости, сохранять набранные темпы инновационного развития, оптимизировать сбытовую и закупочную стратегию сторон, планирование производства и инвестиций, развивать новые технологии и, в конечном итоге, снижать производственные издержки и повышать качество продукции.

В течение 2008 г. ОАО «Российские железные дороги» работало в условиях более низкой динамики экономического роста в стране в сравнении с 2007 г. Так, ВВП увеличен на 5,6% против 8,1% в 2007 г., а промышленное производство – на 2,1% (против 6,3% в 2007 г.). Последствия мирового финансового кризиса отразились на экономике Российской Федерации, и прежде всего в ее реальном секторе. В октябре 2008 г. Российские железные дороги в полной мере ощутили происходящие негативные процессы через снижение объемов погрузки, нарастающие отказы грузоотправителей от заявок на перевозки грузов, ухудшение ситуации на финансовом рынке.

Динамика погрузки грузов на сети железных дорог, при высоком уровне показателей в начале 2008 г., на протяжении последних месяцев 2008 г. резко замедлилась. Тогда как увеличение в I и II кварталах 2008 г. к аналогичным периодам 2007 г. составило 5,3% и 0,7% соответственно; в III квартале погрузка снизилась на 0,3%, а в IV квартале – на 16,9% к 2007 г.

Следуя за развитием транспортного рынка и изменениями хозяйственной и корпоративной структуры Холдинга, ОАО «РЖД» ускоренно внедряет современные технологии и инструменты управления.

В Компании реализуется важнейший проект «Построение системы управления ОАО «РЖД» в условиях реформирования». Он направлен на повышение эффективности управления, приведение действующей системы управления ОАО «РЖД» в соответствие с моделью рынка железнодорожных транспортных услуг и результатами структурной реформы отрасли, внедрение элементов, обеспечивающих возможность непрерывного улучшения качества управления в условиях дальнейшей диверсификации и увеличения масштаба деятельности Холдинга.

В 2008 г. работы данного проекта получили существенное ускорение благодаря тому, что была одобрена «Концепция системы управления компании холдингового типа, образуемой в результате реформирования ОАО «РЖД», а Ассамблеей начальников железных дорог и Правлением ОАО «РЖД» принят ряд важнейших решений в ее развитие. В частности, были одобрены предложения по организационному разделению в ОАО «РЖД» управления Холдингом «Российские железные дороги» и бизнесом железно-дорожных перевозок.

Также поддержан переход от строго территориальной модели управления бизнесом железнодорожных перевозок к вертикально функциональной, что соответствует требованиям Постановления Правительства РФ от 18 мая 2001 г. № 384 «О Программе структурной реформы на железнодорожном транспорте». Меры по совершенствованию системы управления направлены на создание инструментов повышения внутренней эффективности ОАО «РЖД», обеспечение прозрачности финансово-хозяйственной деятельности Компании в целом, ее отдельных филиалов, дочерних и зависимых обществ, увеличение гибкости в вопросах взаимодействия ОАО «РЖД» как перевозчика с владельцами и операторами подвижного состава.Новые подходы к управлению, основанные на принципах Концепции, должны обеспечить универсальность управления бизнес-единицами как в составе ОАО «РЖД», так и в форме дочерних и зависимых обществ ОАО «РЖД» за счет единой корпоративной системы целей и задач, выраженной через соответствующие ключевые показатели эффективности для каждой бизнес-единицы.

Для повышения эффективности управления железнодорожными перевозками предусмотрено объединение всех подразделений и филиалов, совместно выполняющих задачи сбыта, организации, обеспечения и осуществления железнодорожных перевозок, в единый производственный блок. Под его оперативным управлением будут также находиться те дочерние предприятия ОАО «РЖД», которые обеспечивают перевозочный процесс или участвуют в нем в качестве операторов подвижного состава. Блок будет состоять из вертикально-интегрированных дирекций, которые формируются на принципах специализации и будут отвечать за конкретные сферы деятельности, являющиеся ключевыми элементами перевозочного процесса, – сбыт услуг железнодорожных перевозок, управление движением и тягой, эксплуатация инфраструктуры. Модернизация системы управления создает условия для построения системы мотивации персонала, эффективно стимулирующей руководителей на реализацию мероприятий в области повышения производительности труда, развитие кадрового потенциала.

Новая система управления должна обеспечить более сбалансированное распределение ответственности, полномочий и ресурсов внутри ОАО «РЖД», а так же построение системы контрольных показателей и показателей эффективности, обеспечивающих большую прозрачность операционной деятельности и контроль затрат.

Таким образом, реализация Концепции направлена на создание дополнительных возможностей для повышения внутренней эффективности ОАО «РЖД» через повышение качества управления, не ущемляет прав потребителей и поставщиков, не ограничивает конкуренцию и не создает монопольных преимуществ ОАО «РЖД» и его дочерним и зависимым обществам.

2.2 Особенности управления ОАО «РЖД»

Органы управления ОАО "РЖД":

    Общее собрание акционеров

    Совет Директоров

    Правление

Органы контроля ОАО "РЖД":

    Ревизионная комиссия общества

Техническая характеристика ОАО "РЖД":

Российские железные дороги являются одной из крупнейших транспортных систем мира - эксплутационная длина – 85,5 тыс. км.

ОАО "РЖД" занимает первое место в мире по протяженности электрифицированных линий – 42,3 тыс. км.

Парк подвижного состава :

    грузовые локомотивы – 19 636;

    грузовые вагоны всех типов – 624 095;

    пассажирские локомотивы – 2 539;

    пассажирские вагоны дальнего следования – 26 245;

    пассажирские вагоны пригородных поездов – 15 340.

Общее собрание акционеров

Высшим органом управления ОАО «РЖД» является Общее собрание акционеров.

Единственным акционером Общества является Российская Поскольку единственным акционером Общества является Российская Федерация и от ее имени полномочия осуществляются Правительством Российской Федерации, то в соответствии со статьей 47 Федерального закона «Об акционерных обществах» решения о численном и персональном составе Совета директоров ОАО «РЖД» принимаются Правительством Российской Федерации единолично и оформляются письменно.

Решения годового Общего собрания акционеров ОАО «РЖД» в 2008 г. утверждены Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2008 г. № 951-р. В 2008 г. также состоялись три внеочередных Общих собрания акционеров ОАО «РЖД» по вопросам о внесении изменений в Устав ОАО «РЖД» и об увеличении уставного капитала ОАО «РЖД», Решения которых утверждены Постановлениями Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 г. № 675, от 16 декабря 2008 г. № 958 и Распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2008 г. № 1877-р. Совет директоров Совет директоров ОАО «РЖД» осуществляет общее руководство деятельностью Общества и действует на основе норм, определенных законодательством Российской Федерации, Уставом ОАО «РЖД», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2003 г. № 585 (с учетом изменений и дополнений), и Положением о Совете директоров ОАО «РЖД», утвержденным Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2004 г. № 265-р. Председателем Совета директоров ОАО «РЖД» избран Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Жуков А.Д. Членам Совета директоров ОАО «РЖД», избранным в состав Совета директоров в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 г. № 864-р, вознаграждение за исполнение своих обязанностей, связанных с исполнением ими функций членов Совета директоров ОАО «РЖД», не выплачивалось.

В структуре управления ОАО «РЖД» действует 221 совещательный орган по всем аспектам управления и всем видам деятельности Компании, в том числе 37 советов, 87 комиссий и комитетов и 82 рабочие группы В 2008 г. ОАО «РЖД» обеспечило 42,7% грузооборота и 39,1% пассажирооборота всей транспортной системы страны. Последовательно снижается транспортная составляющая в конечной цене продукции, перевозимой железнодорожным транспортом.

ОАО "Российские железные дороги" является динамично развивающейся общенациональной вертикально-интегрированной транспортной компанией. 100% акций Компании в соответствии с федеральным законом "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" находятся в собственности Российской Федерации. Права акционера от имени Российской Федерации осуществляет правительство Российской Федерации.

ОАО "РЖД" следует лучшей практике и стандартам корпоративного управления и признает корпоративное управление необходимым условием эффективности и успешности своей финансово-хозяйственной деятельности, повышения инвестиционной привлекательности Компании и ее дочерних обществ, а также обеспечения надлежащего проведения реформы железнодорожного транспорта.

Основными принципами системы корпоративного управления ОАО "РЖД" являются:

    Повышение эффективности работы совета директоров за счет:

      создания при нем комитетов и комиссий, способных оказать существенную помощь в подготовке решений по наиболее важным вопросам деятельности ОАО "РЖД". К работе в комитетах и комиссиях привлекаются высокопрофессиональные менеджеры, обладающие необходимыми знаниями и компетенцией для решения долгосрочных стратегических задач развития общества и имеющих значительный опыт работы в коллегиальных органах управления;

      высокого уровня вовлеченности членов совета директоров в формирование стратегии ОАО "РЖД" и определение позиции компании по взаимодействию с заинтересованными лицами;

      расширения полномочий совета директоров ОАО "РЖД" по утверждению сделок, что повышает степень защищенности компании от вывода активов, а также дает возможность представителям акционера в совете директоров оценить экономическую целесообразность предлагаемой исполнительным органом сделки с крупными активами.

    Стандартизация и регламентация ключевых управленческих процессов.

В рамках компании разрабатываются и реализуются единые стандарты корпоративного управления, направленные на создание единого правового пространства, повышение качества принятых управленческих решений в компании и ее дочерних обществах, реализацию общих стратегических целей. Политика корпоративного управления дочерними обществами включает в себя несколько основных направлений:

      формирование и контроль реализации стратегии развития дочерних обществ;

      планирование и контроль финансовых результатов деятельности дочерних обществ, в том числе определение направлений и контроль распределения прибыли;

      контроль финансово-хозяйственной деятельности дочерних обществ, в том числе совершения сделок с активами;

      непрерывное повышение эффективности внутренних процессов дочерних обществ в сфере управления бизнесом;

      обеспечение инвестиционной привлекательности и роста капитализации дочерних обществ;

      формирование и реализация кадровой политики дочерних обществ.

    Полнота и достоверность информации, предоставляемой акционерам компании и их партнерам.

Следуя принципу информационной открытости и прозрачности деятельности, компания обеспечивает акционеров и их партнеров всей необходимой информацией о своей деятельности, а также аналитическими заключениями по финансово-экономическим, социальным и экологическим показателям, согласно положению об информационной политике РЖД. Для раскрытия информации компания использует наиболее удобные для адресатов средства и способы. Максимально возможный объем информации размещен на корпоративном веб-сайте. ОАО "РЖД" раскрывает информацию также через информационные агентства и иные средства массовой информации. Каждое существенное событие или действие ОАО "РЖД" сопровождается пресс-релизом. Компания проводит регулярные пресс-конференции по важным вопросам своей деятельности.

    Диалоги с акционерами.

ОАО "РЖД" открыто к обсуждению вопросов ведения бизнеса с заинтересованными сторонами и рассматривает практику проведения диалогов с другими акционерами и участниками своих дочерних обществ как ориентир в развитии корпоративного управления. В том числе, активно используя институт акционерных соглашений.

    Внедрение этических принципов в компании.

Одним из важнейших направлений работы по совершенствованию системы корпоративного управления является эффективное внедрение этических принципов в Компании. С этой целью Советом директоров ОАО "РЖД" был утвержден Кодекс деловой этики ОАО "РЖД" содержащий ключевые общекорпоративные профессионально-этические принципы, а также нормы, определяющие действия ОАО "РЖД" по предупреждению и разрешению корпоративных конфликтов. Кодекс способствует упрочению корпоративного духа в Компании и ориентирует сотрудников Компании на единые корпоративные цели.

    Взаимовыгодное разрешение корпоративных конфликтов.

ОАО "РЖД" придает большое значение своевременному предупреждению и справедливому урегулированию корпоративных конфликтов, стараясь предупреждать их на ранних стадиях появления. Компания стремится разрешать корпоративные конфликты путем переговоров и взаимных компромиссов участников конфликта, с учетом законных интересов всех участников. Во внутренних документах Компании закреплены процедуры декларирования членами исполнительных органов ОАО "РЖД" наличия конфликта интересов и обязательного информирования совета директоров о случаях возникновения подобных конфликтов. Данная практика позволяет повысить защищенность интересов акционера.

    Стратегия высокой социальной ответственности.

ОАО "РЖД" реализует корпоративную стратегию высокой социальной ответственности через:

      содействие региональному развитию;

      обеспечение роста подвижности населения;

      повышение качества предоставляемых услуг;

      осуществление в полном объеме всех государственных социальных программ.

    Социальная поддержка сотрудников компании.

Система социальной поддержки сотрудников ОАО "РЖД" - один из важнейших факторов, обеспечивающих рост эффективности компании. По инициативе ОАО "РЖД" для сотрудников разрабатываются и внедряются программы мотивации, в том числе:

      масштабная ипотечная программа;

      корпоративная система негосударственного пенсионного обеспечения;

      программа поддержки молодых специалистов;

      программа мотивации членов исполнительных органов в зависимости от результатов деятельности Компании.

ОАО "РЖД" продолжает непрерывную работу по совершенствованию системы корпоративного управления, основываясь на международных стандартах и ориентируясь на интересы акционеров и партнеров компании, а также на повышение эффективности и оперативности принятия управленческих решений, повышение прозрачности своей деятельности.

Практика работы Cовета директоров ОАО "РЖД" показывает высокий уровень вовлеченности членов совета в формирование стратегии ОАО "РЖД" и определение позиции ОАО "РЖД" по взаимодействию с заинтересованными лицами.

Совет директоров ОАО "РЖД" состоит из высокопрофессиональных менеджеров, обладающих необходимыми знаниями и компетенцией для решения долгосрочных стратегических задач развития общества, и государственных служащих высшего ранга, имеющих значительный опыт работы в коллегиальных органах управления. Членом Совета директоров может быть только физическое лицо.

К полномочиям Совета директоров ОАО "РЖД" отнесено принятие в порядке, установленном Федеральным законом "Об акционерных обществах" в отношении крупных сделок, решений об одобрении сделки или нескольких взаимосвязанных сделок, в том числе совершаемых в процессе обычной хозяйственной деятельности ОАО "РЖД", связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения ОАО "РЖД" прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет более 3 млрд. рублей, но не превышает 25% балансовой стоимости активов ОАО "РЖД", определенной по данным его бухгалтерского учета на последнюю отчетную дату. Расширение полномочий Совета директоров по утверждению сделок повышает степень защищенности от вывода активов, а также дает возможность представителям акционера в Совете директоров оценить экономическую целесообразность предлагаемой исполнительным органом сделки с крупными активами.

Заседания Совета директоров проводятся в соответствии с планом работы, формируемым на основе предложений председателя, заместителя (заместителей) председателя и членов совета директоров, президента, членов правления, членов ревизионной комиссии и аудитора общества. На заседание Совета директоров могут быть приглашены члены правления общества, не являющиеся членами совета директоров, члены ревизионной комиссии, представители органов государственной власти, лица, подготовившие материалы по рассматриваемым на заседании вопросам, сотрудники общества, его дочерних и зависимых обществ, иные лица.

План работы утверждается Советом по представлению председателя. Очередное заседание созывается председателем в соответствии с планом работы и с учетом определенной советом даты его проведения, но не реже одного раза в квартал. Внеочередное заседание созывается председателем по собственной инициативе, по требованию любого члена Совета, аудитора, Ревизионной комиссии или президента общества, а также акционера.

Члены Совета обязаны лично принимать участие в заседаниях, за исключением случаев проведения заочного голосования, а также доводить до сведения Совета, Ревизионной комиссии и аудитора общества информацию:

    о юридических лицах, голосующими акциями (долями, паями) которых в количестве 20 и более процентов они владеют самостоятельно или совместно со своим аффилированным лицом (лицами);

    о юридических лицах, в органах управления которых они занимают должности;

    об известных им совершаемых или предполагаемых сделках, в которых они могут быть признаны заинтересованными лицами;

    о намерении учреждать или принимать участие в организациях, конкурирующих с обществом, а также информировать ответственного секретаря или секретариат совета директоров об изменении постоянного (основного) места работы.

Для обеспечения принятия качественных и своевременных решений при Совете создаются комитеты и комиссии, которые могут оказать существенную помощь в подготовке решений по наиболее важным вопросам деятельности ОАО "РЖД". В частности, создан Комитет Совета директоров по вопросам реформирования. Наличие такого комитета имеет исключительно важное значение на нынешнем этапе развития ОАО "РЖД".

Внутренними документами ОАО "РЖД" закреплена обязанность членов Совета директоров раскрывать информацию о владении и сделках с ценными бумагами ОАО "РЖД", что снижает риск возникновения конфликта интересов.

В структуру управления ОАО входят следующие организационные единицы:

    Бухгалтерская служба ОАО "РЖД"

    Департамент "Казначейство"

    Департамент автоматики и телемеханики

    Департамент безопасности

    Департамент безопасности движения

    Департамент бухгалтерского учета Бухгалтерской службы ОАО "РЖД"

    Департамент вагонного хозяйства

    Департамент здравоохранения

    Департамент инвестиционной деятельности

    Департамент информатизации и корпоративных процессов управления

    Департамент капитального строительства

    Департамент корпоративного строительства и реформирования

    Департамент корпоративных коммуникаций

    Департамент корпоративных финансов

    Департамент международных связей

    Департамент налоговой политики и методологии налогового учета Бухгалтерской службы ОАО "РЖД"

    Департамент пассажирских сообщений

    Департамент планирования и бюджетирования

    Департамент по взаимодействию с федеральными и региональными органами власти

    Департамент по маркетингу грузовых перевозок и тарифной политике

    Департамент по организации, оплате и мотивации труда

    Департамент по организационно-штатным вопросам

    Департамент пути и сооружений

    Департамент социального развития

    Департамент технической политики

    Департамент управления делами

    Департамент управления дочерними и зависимыми обществами

    Департамент управления имуществом

    Департамент управления персоналом

    Департамент экономической конъюнктуры и стратегического развития

    Департамент электрификации и электроснабжения

    Инспекция при президенте ОАО "РЖД"

    Правовой департамент

Управления

    Управление анализа и статистики в составе Департамента информатизации и корпоративных процессов управления

    Управление консолидированной отчетности по международным стандартам финансовой отчетности Бухгалтерской службы ОАО "РЖД"

    Управление объектов технологического и коммунального назначения

    Управление охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля

    Управление планирования и нормирования материально-технических ресурсов

    Управление по вопросам интеллектуальной собственности

    Управление по координации международных проектов за рубежом Департамента международных связей

    Управление по управленческому учету и отчетности

    Управление пригородных пассажирских перевозок в составе Департамента пассажирских сообщений

    Управление протокола президента ОАО "РЖД"

    Управление экспертизы проектов и смет

Структурные подразделения

    Инспекция по сохранности вагонного парка

    Координационный центр по вопросам совершенствования системы управления ОАО "РЖД" (ЦКС)

    Корпоративный центр развития профессионального обучения персонала

    Центр контроля и внутреннего аудита "Желдорконтроль"

    Центр организации конкурсных закупок

    Центр по корпоративному управлению пригородным комплексом (ЦОПР)

    Центр по развитию терминалов

    Центр по таможенной деятельности

    Центр расчетов за международные железнодорожные перевозки "Желдоррасчет"

    Центр технического аудита

Обособленные структурные подразделения

    Негосударственное учреждение здравоохранения "Дорожная клиническая больница им. Н.А. Семашко на ст. Люблино ОАО "РЖД"

    Негосударственное учреждение здравоохранения "Центральная больница № 4 ОАО "РЖД"

    Негосударственное учреждение здравоохранения "Центральная больница № 5 ОАО "РЖД"

    Негосударственное учреждение здравоохранения "Центральная больница № 6 ОАО "РЖД"

    Негосударственное учреждение здравоохранения "Центральная клиническая больница № 1 ОАО "РЖД"

    Негосударственное учреждение здравоохранения "Центральная клиническая больница № 2 им. Н.А. Семашко ОАО "РЖД"

Негосударственное учреждение здравоохранения "Центральная поликлиника ОАО "РЖД"

Интенсивное развитие корпоративной структуры компании, направленное на реализацию программы реформирования, привело к тому, что сегодня об ОАО "РЖД" все чаще говорится не как о компании, а как о холдинге "Российские железные дороги". В отсутствии законодательно закрепленного понятия холдинга Компания определила его для себя следующим образом: холдинг "РЖД" - это компания, включающая в себя основное общество (собственно ОАО "РЖД") и группу его дочерних и зависимых обществ, связанных имущественными и договорными отношениями, едиными стратегическими целями развития и корпоративными ценностями.

Ключевой задачей в сфере корпоративного строительства на период до 2015 года будет являться развитие оптимальной диверсифицированной организационной структуры холдинга, обеспечивающей эффективное управление входящими в его состав юридическими лицами.

ОАО "РЖД" управляет дочерними и зависимыми обществами посредством корпоративных методов, не допуская административного вмешательства в деятельность таких обществ. Это положение закреплено нормативными документами Компании и обязательно для исполнения всеми должностными лицами ОАО "РЖД".

Корпоративное управление дочерними и зависимыми обществами осуществляется посредством участия представителей ОАО "РЖД" в общих собраниях акционеров, советах директоров и ревизионных комиссиях дочерних и зависимых обществ.

Большое значение ОАО "РЖД" придает диалогу с иными акционерами и участниками своих дочерних и зависимых обществ. Компания стремится максимально учитывать их интересы и не использовать свое положение контролирующего акционера вопреки интересам дочерних компаний.

РАЗДЕЛ 3. ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УПРАВЛЕНИЯ КОМПАНИЯМИ С ГОСУДАРСТВЕННЫМ УЧАСТИЕМ

Акционерные общества с государственным капиталом занимают обширный сектор российской экономики. Это выдвигает задачу научиться управлять такими обществами с учетом их специфики, стимулируя при этом в максимально возможной мере предпринимательскую активность. По критерию участия в капитале и влияния государства на управление можно выделить три группы акционерных обществ: 1) со 100-процентным государственным капиталом; 2) с принадлежащим государству контрольным пакетом акций; 3) с государственным пакетом акций, не являющимся контрольным.

Смысл образования акционерных обществ со 100-процентным государственным капиталом заключается в переходе к организационно-правовой форме, создающей более широкие, нежели унитарные предприятия, возможности проявления инициативы и предприимчивости. Форма акционерных обществ по определению предполагает широкую самостоятельность и преобразование организационной структуры компании. Собственником имущества является не государство, а акционерное общество. Оно несет самостоятельную имущественную ответственность, что создает возможность обращения имущества такого предприятия на погашение его долгов. Право собственности на имущество и ответственность по своим долгам создают объективные предпосылки рыночного поведения соответствующих фирм.

Государство-акционер непосредственно не управляет производством, оно лишь ориентирует и контролирует деятельность своих представителей в акционерном обществе. Все это является предпосылкой для коммерциализации деятельности рассматриваемых обществ и, как результат, повышения эффективности производства. Тем не менее эффективность деятельности акционерного общества со 100-процентным государственным капиталом в значительной степени зависит от влияния аппарата государственного управления на руководящие органы общества. Государственный орган в зависимости от конкретных обстоятельств может, например, настоять на инвестировании средств в проекты, не обеспечивающие долговременного эффекта, или на выпуске малорентабельной продукции. В этих условиях конкурентоспособность таких предприятии падает, хозяйственные показатели резко снижаются, сама идея создания подобного акционерного общества извращается.

Принципиальное значение для функционирования фирм со 100-процентным государственным капиталом имеет правовой механизм взаимоотношений между государственными органами и органами управления акционерным обществом. Структура управления таким обществом существенно отличается от трехзвенной структуры, закрепленной в Федеральном законе «Об акционерных обществах». В акционерном обществе со 100-процентным государственным капиталом, где государство выступает в качестве единственного акционера, нет собрания акционеров. Его функции может осуществлять совет директоров, полностью сформированный государственным органом. Такой совет контролирует деятельность исполнительного органа общества, также назначаемого (или утверждаемого) государством. Принцип, который должен быть реализован во взаимоотношениях акционерного общества с государственными органами, сводится к разумному сочетанию «свободы рук» государственных представителей в компании с достаточным контролем за их деятельностью со стороны государства.

В данном разделе предложены следующие основные меры по совершенствованию корпоративного управления в компаниях с государственным участием.

    Правительство должно принять и опубликовать политику управления предприятиями с государственным участием, основываясь на российском Кодексе корпоративного поведения и с учетом положений ««Руководства по корпоративному управлению государственных предприятий» ОЭСР. В данном документе должны быть четко очерчены и разграничены функции ФАУФИ и других ведомств.

    Данная Политика должна усовершенствовать процедуры формирования и деятельности советов директоров предприятий с государственным участием, обеспечивающие повышение ответственности членов советов директоров, сокращение политического влияния на их деятельность.

    Акционерные общества с государственным участием независимо от того, котируются ли их акции на биржах или нет, должны следовать рекомендациям Кодекса корпоративного поведения. Это обусловлено их публичной природой. Разумеется, для госпредприятий, которые могут быть отнесены к малому бизнесу, могут быть сделаны исключения, но не в части информационной открытости.

    Государство должно четко определять цели (как коммерческие, так и не коммерческие, если последние ставятся) предприятий с государственным участием, которые должны быть ранжированы в соответствии с их приоритетностью. Расходы на выполнение некоммерческих целей должны рассчитываться. Данная информация должна быть доступна публике, например, через соответствующие публикации на сайтах компаний в Интернете и в годовых отчетах.

    На Интернет сайтах и в годовых отчетах компаний с государственным участием должна публиковаться информация об организационной структуре, включая структуру управления и структуру владения любыми по размеру долями в других компаниях. Данная информация должна сопровождаться публикацией соответствующих внутренних документов, в частности решений исполнительных органов компаний (со ссылкой на соответствующие решения правительства) о приобретении долей в других компаниях (учреждении дочерних компаний), содержащих обоснования таких решений.

    В годовых отчетах компаний с государственным участием должна в обязательном порядке публиковаться информация о совокупных объемах вознаграждений правления и (отдельно) совета директоров, включая бонусные и прочие нерегулярные выплаты.

Вопросы совершенствования корпоративного управления в компаниях с государственным участием выходят за рамки узко-хозяйственных отношений, не сводятся к только повышению эффективности контролируемого государством бизнеса. Государство должно показывать пример надлежащей организации корпоративного управления, соответствовать хотя бы выработанным им самим принципам и стандартам. Пренебрежение ими снижает стимулы к совершенствованию корпоративного управления в частных компаниях, негативно влияет на развитие экономики в целом. Кроме того, чрезмерная закрытость и непрозрачность организации государственного бизнеса ведет к росту общественного недоверия, а ведь именно исчезновение веры в государство являлось, по мнению ряда историков, причиной всех политических потрясений в России в 20-м веке.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Нынешнее состояние корпоративного управления в компаниях с государственным участием в России нельзя признать удовлетворительным.

Хотя Кодекс корпоративного поведения – документ, содержащий рекомендации по организации корпоративного управления в российских компаниях - принимался по инициативе государства в лице ФСФР, был одобрен протоколом Правительства РФ, компании с государственным участием в большинстве своем не применяют к себе его рекомендации

Интенсивное развитие корпоративной структуры компании, направленное на реализацию программы реформирования, привело к тому, что сегодня об ОАО "РЖД" все чаще говорится не как о компании, а как о холдинге "Российские железные дороги". В отсутствии законодательно закрепленного понятия холдинга Компания определила его для себя следующим образом: холдинг "РЖД" - это компания, включающая в себя основное общество (собственно ОАО "РЖД") и группу его дочерних и зависимых обществ, связанных имущественными и договорными отношениями, едиными стратегическими целями развития и корпоративными ценностями.

Ключевой задачей в сфере корпоративного строительства на период до 2015 года будет являться развитие оптимальной диверсифицированной организационной структуры холдинга, обеспечивающей эффективное управление входящими в его состав юридическими лицами.

Список использованной литературы

  1. Конституция РФ, ч.1, ст.71-73, 78.

    Гражданский кодекс РФ, ч.1, ст. 113-115, ч.2, ст.214-217.

    Федеральный закон от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»

    Концепция внешней политики РФ. / Российская газета, № 133, 11.07.09.

    Корочкина А.А. Счётная палата: Государственная собственность не поддаётся учёту. / Версия. – Совершенно секретно. – 2009г., №4

    Новрузов Р. Об эффективности управления госсобственностью. // Проблемы теории и практики управления. 2008, №1.

    Управление государственной собственностью: Учеб. / Под ред. В. И. Кошкина, В. М. Шупыро. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 496 с.

    Харланов И.И. Аналитическая справка для участников «круглого стола» 27.03.03 на тему «Проблемы совершенствования законодательства РФ по вопросам управления активами РФ», проведенного Экспертным советом Комитета по международным делам Совета Федерации.

    Чиркин В.Е. Государствоведение: Учеб. – М.: Юристъ, 2008. – 400 с.

    Экономическая теория: Учеб. / Под ред. А.М. Добрынина, Л.С. Тарасевича. – СПб.: Питер Паблишинг, 2009. – 480 с.

    www.gks.ru – Федеральная служба государственной статистики

    www.rzd.ru

parametersTime=0

screenRenderTime=0

      - Официальный сайт ОАО РЖД